Обработка персональных данных для тсж обязательность уведомления. Политика обработки персональных данных

Жилищным законодательством установлено, что многоквартирные дома, в целях соблюдения мер безопасности, защиты прав собственников и постоянного поддержания работоспособности инженерных коммуникаций, подлежат управлению. Для домов, количество квартир в которых превышает 16, предусмотрено лишь 2 способа управления:

  1. Управление товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами;
  2. Привлечение на договорной основе специализированных организаций - управляющих компаний.

Наиболее распространенными субъектами управления многоквартирным домом являются управляющие организации.

Выбор управляющей компании

Процедура выбора управляющей компании детально регламентирована нормами Жилищного права .

Следует отметить, что относительно недавно изменился порядок назначения управляющей компании для новостройки. Ранее при сдаче дома в эксплуатацию выбор обслуживающей организации был отдан целиком на усмотрение застройщика, таким образом, застройщиком назначалась дружественная ему или дочерняя управляющая компания. Сегодня застройщик, перед процедурой сдачи дома и передаче квартир собственникам обязан провести открытый конкурс для выбора УК. Дальнейшие вопросы управления, в том числе и вопрос создания ТСЖ отдан на усмотрение жильцов.

Выбор управляющей компании для многоквартирного дома, по общему правилу, осуществляется на общем собрании собственников путем голосования. При этом, собрание должно быть признано состоявшимся, с надлежащим оформлением всех документов. В противном случае заключение договора с управляющей компанией, выбранной при голосовании, не может считаться законным.

Управляющая компания может быть назначена и органом местного самоуправления, но только в том случае, если жильцами в течение года не было реализовано право на выбор способа управления или же все собрания собственников не могли быть признаны состоявшимися.

Основания для смены управляющей компании

В обязанности управляющей компании ЖКХ входит не только обслуживание инженерных коммуникаций, но и текущий ремонт дома для обеспечения безопасности жильцов, клининговые мероприятия, содержание общего имущества в надлежащем виде. Соответственно, за свои услуги компании взимают плату согласно утвержденному при заключении договора тарифу. Тариф устанавливается по согласованию с общим собранием собственников.

В случае если жильцы недовольны качеством оказываемых услуг и применяемыми тарифами, возникает вопрос о том, как сменить управляющую компанию ЖКХ.

Поменять управляющую компанию в многоквартирном доме можно по следующим причинам:

  • волеизъявление общего собрания собственников;
  • отсутствие у компании лицензии на ведение деятельности по управлению многоквартирным домом, которую законодательством установлено получить до 1 мая 2015 года;
  • компания была привлечена к административной ответственности за неисполнение предписаний органа государственного жилищного надзора дважды за год.

Одним из оснований привлечения к административной ответственности является обоснованная жалоба на управляющую компанию ЖКХ, поданная жильцами управляемых домов. Предметом жалобы может быть ненадлежащее оказание услуг, незаконное завышение тарифов, иные нарушения.

Порядок смены управляющей компании в многоквартирном доме

Договор на управление многоквартирным домом может быть заключен на срок не менее 1 года и не более 5 лет. По общему правилу, жильцы дома вправе досрочно расторгнуть данный договор. Расторжение договора с управляющей компанией также входит в компетенцию общего собрания собственников жилья.

Как правило, на указанном собрании происходит и выбор новой обслуживающей организации, которой будет передано в дальнейшем управление домом.

Требования к проведению такого собрания сводятся к следующему:

  • собрание должно быть инициировано хотя бы одним из собственников квартиры в доме;
  • собственники должны быть уведомлены о дате и времени собрания не менее чем за 10 дней до его проведения;
  • в объявлении должна быть обозначена повестка дня: расторжение договора с обслуживающей организацией и выбор новой управляющей компании.

Как уже говорилось выше, собрание может быть признано состоявшимся, а его решения легитимными только в том случае, если соблюдено условие кворума. Кворумом признается наличие более 50% голосов всех собственников. Следует отметить, что голоса считаются не по количеству собственников, а по площади жилых помещений, им принадлежащих. Таким образом, собственник 20 квадратных метров будет иметь 20 голосов, а 50, соответственно - 50.

При проведении собрания обязательно ведение протокола, который должен быть подписан секретарем и председателем. Как правило, председателем собрания является его инициатор.

Собрание может быть проведено как в очной, так и в заочной форме. Заочная форма подразумевает собой голосование собственников не в момент общего сбора собственников, а в течение обозначенного времени путем заполнения бюллетеня.

В качестве новой управляющей компании могут быть привлечены любые управляющие организации. Требования к управляющим компаниям ЖКХ, которые могут быть выбраны в ходе общего собрания собственников, оговорены Жилищным кодексом: они должны иметь лицензию (с 1 мая 2015 года), обеспечить доступ к информации о ее деятельности, тарифах, оказываемых услугах.

После оглашения решения общего собрания собственников о смене управляющей компании в многоквартирном доме происходит процедура заключения договора с новой компанией и переход к ней права управления многоквартирным домом. Решение собрания может обжаловать в суд любой из собственников, если посчитает смену управляющей организации незаконной и проведенной с нарушением установленных законом требований.

Процедура смены управляющей компании в многоквартирном доме весьма хлопотное мероприятие. Как правило, его проведение ложится на совет дома, инициативную группу жильцов или же на представителей организации, претендующей на управление домом. Однако рядовые жильцы дома обычно не обладают глубокими знаниями положений Жилищного кодекса, а привлечение к проведению собрания представителей УК может обернуться фальсификацией результатов голосования.

По вышеуказанным причинам к процедуре смены обслуживающей организации ЖКХ следует привлечь грамотных юристов. Юрист, специализирующийся на вопросах жилищного законодательства, может оказать следующую помощь:

  • консультирование по вопросам жилищного законодательства;
  • помощь в организации собрания, документирования его результатов, составлении протокола;
  • анализ договора управления многоквартирным домом;
  • обжалование результатов и решений общего собрания собственников;
  • иные услуги.

Смена управляющей компании может занять несколько месяцев. Весь период, пока управление не будет передано новой организации, старая УК должна выполнять свою работу в полном объеме. Кроме того, действующие нормы позволяют затягивать данный процесс. Участие в процедуре грамотного юриста позволит поменять управляющую компанию в многоквартирном доме быстро и в установленном законом порядке. У нас вы можете получить бесплатную юридическую консультацию онлайн по любым вопросам.

Ольга Перминова , СИ СМИ "Солнечный дом"

Согласно ст.6 ФЗ №152 от 27.07.2006 №152 –ФЗ «О персональных данных» (далее - ФЗ №152) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Персональные данные, обработка которых осуществляется Товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ) в соответствии с ФЗ №152 п 9 , а именно - обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях. Ст. 6 ФЗ №152 содержит закрытый перечень случаев обработки персональных данных, в том числе осуществление обработки с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Согласно ст. 2. ФЗ №152 не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных . Согласно ст. 7. ФЗ №152 операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

Поскольку ТСЖ, как правило, не получает согласие субъекта персональных данных - собственников помещений многоквартирного дома на передачу их персональных данных третьим лицам, то передача их в различные инстанции по запросам не представляется возможным.

Кроме того, ФЗ №210-фз от 27 июля 2010 года гласит: «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги , не вправе требовать предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами».

Из чего следует, что данные структуры (Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги или функциональный орган исполнительной власти города Москвы,) всегда могут получить сведения о собственниках многоквартирного дома по запросу, не прибегая к помощи ТСЖ

Последнее время участились запросы из МЖИ в ТСЖ различных районов c требованием о внесении в реестр членов ТСЖ номеров свидетельства о госрегистрации права каждого собственника. Такое требование незаконно и полностью игнорирует требования ст. 7. ФЗ №152 "операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных."

Согласно пункту 9 статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ (органы государственного жилищного надзора).

Согласно ч.4 ст. 143 ЖК РФ реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 18.1. федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»: «Оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. "

Товарищества собственников жилья самостоятельно определяют достаточность оснований для предоставления персональной информации собственников МКД в реестр для их идентификации, если иное не установлено нормами закона. Реестры членов ТСЖ, как правило, включают в себя: ФИО, адрес, номер квартиры, долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Этих сведений вполне достаточно для идентификации членов товарищества. Такой реестр соответствует действующим НПА и позволяет идентифицировать собственника МКД.

Вольное обращение с персональными данными наносит непоправимый вред собственникам.

И это произошло в районе Ясенево.

_______________________________________________

Активные жители районов Москвы не прекращают свои расследования, связанные с деятельностью организаций, учреждений и органов власти, касающихся ЖКХ Москвы.

На сей раз обратим внимание на исследование жителей района Ясенево и дополним его своими изысканиями.

Активные жители района Ясенево обнаружили, что на официальном сайте ГБУ "Жилищник района Ясенево" опубликованы списки должников по ЖКУ на 01.06.2014 года. При этом в списках приведены полные фамилия-имя-отчество должника, адрес дома проживания и размер задолженности. Такая информация явно относится к категории персональных данных и безусловно попадает под действие соответствующего законодательства. При этом среди должников жители обнаружили действующего депутата Московской Государственной Думы (Мосгордумы) - . По мнению активных жителей района Ясенево, Семенников Александр Григорьевич обязан обратиться в прокуратуру или в суд с исковыми требованиями к директору ГБУ "Жилищник района Ясенево", нарушившему Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", целью которого является защита прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

Но наше дополнительное исследование показало еще более удручающую картину и высветило полную безалаберность сотрудников ГБУ Жилищник района Ясенево, объективную оценку которым даст, мы очень надеемся, Прокуратура Москвы и суд.

Посмотрев внимательно содержимое файла со списком тысяч должников, выложенного сотрудниками ГБУ Жилищник района Ясенево на всеобщее обозрение, выяснилось следующее. Данный файл имеет формат электронных таблиц Excel. И, как известно любому пользователю, в электронных таблицах пронумерованы все строки и столбцы последовательно. Взглянув на выложенный файл мы обнаружили, что нумерация столбцов в них не последовательна, а имеет пропуски, т.е. вместо A,B,C,D,E,F,... (или 1,2,3,4,5,... в зависимости от настроек), мы увидели столбцы с номерами A,E,G,I,P,Q,... Такие пропуски означают, что в файле присутствуют скрытые столбцы. Профессиональный пользователь электронных таблиц сможет открыть эти скрытые столбцы и обнаружится удивительная вещь: сотрудники ГБУ Жилищник района Ясенево выложили файл, в котором кроме уже озвученной персональной информации, мы предполагаем, что дополнительно выложены номера домашних телефонов должников, номера лицевых счетов, площади квартир, количество зарегистрированных жильцов и масса другой информации (это наша оценочная информация, достоверность которой может подтвердить только знающий специалист). По структуре представленной информации можно с высокой долей вероятности предположить, что это так называемая "выгрузка" из базы данных расчетной системы ЕИРЦ Москвы. Т.е. сотрудники ГБУ Жилищник района Ясенево получили файл с должниками из ЕИРЦ и выложили его в открытый доступ в сеть Интернет, сопроводив устрашающими угрозами (цитата с официального сайта): В целях недопущения неприятных ситуаций в период отпусков, связанных с запретом на выезд за пределы Российской Федерации, просим Вас при наличии задолженности, произвести оплату в кратчайшие сроки, также текущие платежи за ЖКУ .

Таким образом, любой пользователь сети Интернет получает доступ к персональной информации должников района Ясенево. Ну а депутат МГД Семенников А.Г. теперь может получить шквал звонков на домашний номер телефона (предположительно) от своих избирателей с вопросами или наказами перед предстоящей выборной кампанией в Мосгордуму, "благодаря" такому нерадивому (а может и преступному - решить это может только суд) подходу со стороны сотрудников ГБУ Жилищник района Ясенево .

Сегодня многие жители РФ с целью самостоятельного управления многоквартирным домом создают товарищества собственников. Каждое сообщество собственников обрабатывает личные сведения жильцов. Однако использовать данные в ТСЖ нужно правильно, ведь за это предусмотрена административная ответственность.

Что относится к персональным данным?

Персональная информация разделяется на три типа:

  • Биометрическая. К ней относятся индивидуальные особенности человеческого тела. Это могут быть показатели роста, веса, отпечатки пальцев и др.
  • Специальная. Это сведения, касающиеся здоровья, религиозных взглядов и т. п.;
  • Общая. Такие данные в основном находятся в документах, подтверждающих личность, степень образованности, трудовой стаж и др.

Как происходит защита данных в ТСЖ?

Правила обработки личной информации сообществом, как и любыми другими организациями, регламентированы законом № 152 «О персональных данных» от 27 июля 2006 года. Согласно этому нормативному акту ТСЖ является оператором персональных сведений.

Обрабатывать данные собственника операторы имеют право только с его личного согласия. Получить информацию организация имеет право только от самого субъекта или его законного представителя. Однако товарищество собственников жилья может осуществлять обработку и без наличия разрешения гражданина. Это возможно, если оператор размещает информацию в разрешенном законом порядке.

К примеру, для того чтобы выложить информацию о владельце помещения в государственную информационную систему, товарищество не обязано получать разрешение на обработку данных. Также согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ при передаче данных расчетному центру либо платежному агенту согласие собственника не требуется. Кроме того, если личные сведения используются исключительно организацией и не передаются третьим лицам, то можно обрабатывать их без разрешения.

Обратите внимание! Оператор не имеет права запрашивать у физического лица лишнюю информацию. Это означает, что сообщество может требовать от собственников представить сведения, которые необходимы конкретно для выполнения определенной задачи.

Когда нужно получать согласие?

Если товариществу необходимо передать индивидуальную информацию о собственниках третьим лицам, то следует получить на это соответствующее согласие. При этом человек, который выполняет обработку, не должен получать отдельное разрешение. За распоряжение данными в таком случае отвечает организация.

Согласие оформляется в письменной форме. Это может быть как отдельный документ, так и раздел в договоре или уставе сообщества. Вне зависимости от того, как оформляется разрешение, в нем должны содержаться следующие сведения:

  • реквизиты паспорта человека, к которому относятся личные данные, а также его фамилия имя отчество и адрес проживания;
  • задача, для решения которой собирается информация;
  • название организации-оператора и ее полный адрес;
  • список данных, для обработки которых нужно получить разрешение;
  • перечисление действий, которые будут проводиться при использовании сведений;
  • ФИО человека, выполняющего операции;
  • срок, на который дается согласие;
  • подпись человека, дающего разрешение.

Важно! Оператор не имеет права использовать персональные данные для целей, не оговоренных в согласии. Кроме того, по окончании срока действия разрешения ему необходимо удалить сведения.

Как передать данные сторонней организации?

Бывают ситуации, в которых сторонние организации или физические лица запрашивают у товарищества личную информацию владельцев жилья. В таком случае оператор, не имеющий соответствующего согласия, обязан отказать в удовлетворении запроса. Однако существует ряд исключений. К ним относятся:

  • использование ПД для выполнения судебного решения;
  • обработка сведений органами исполнительной власти;
  • передача данных сторонним организациям, с которыми у ТСЖ заключены соглашения в соответствии с законодательством.

Таким образом, если какие-либо организации или физические лица запрашивают данные, должностное лицо не имеет права их представить. Также если товариществу собственников понадобится передать личную информацию о владельцах, для этого обязательно нужно:

  • получить соответствующее согласие от человека;
  • предупредить получателя информации об ее неразглашении и использовании только в заявленных целях;
  • проконтролировать соблюдение правил использования сведений;
  • отказать в представлении данных компаниям, которые не имеют законного основания на ее получение;
  • вести соответствующую документацию, подтверждающую передачу данных третьим лицам.

Ответственность за разглашение персональных данных

Согласно Федеральному Закону № 152 ФЗ нарушение правил обработки персональной информации должностными лицами ТСЖ приведет к административному наказанию. Кроме того, субъект, права которого были нарушены, имеет право потребовать возмещения морального ущерба в судебном порядке. К нарушениям относятся:

  • передача информации о собственнике сторонним компаниям и физическим лицам без наличия на это согласия;
  • осуществление незаконного сбора данных о владельце жилья без его разрешения;
  • неправильное хранение или обработка данных оператором;
  • выдача заведомо ложных сведений (если привело к нарушению прав человека).

Любое ТСЖ использует в своей деятельности персональные данные. К ним относится ФИО, адрес, место рождения, реквизиты паспорта и др. В соответствии с законодательством Российской Федерации при обработке такой информации необходимо соблюдать определенные правила. Сведения могут использовать исключительно в целях, заявленных при их сборе. Передача информации третьим лицам без согласия субъекта невозможна, за исключением предусмотренных законом случаев. Их несоблюдение является нарушением закона и предусматривает наказание.

Из этого видео вы узнаете, как происходит защита персональных данных:

В области обработки персональных данных

Вопрос: Что включает в себя понятие конфиденциальности?

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вопрос: Вправе ли физическое лицо представлять персональные данные своих близких родственников?

Ответ: Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.

Вопрос: Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?

Ответ: При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных является файл электронной цифровой подписи.

Кроме того, предложения оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта.

Таким образом, субъект персональных данных, акцентируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

Вопрос: Распространяются ли требования Федерального закона «О персональных данных» на юридическое лицо иностранного государства?

Ответ: Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.

Вопрос: Является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных?

Ответ: Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.

Вопрос: Как документально оформить факт уничтожения персональных данных субъекта?

Ответ: Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора. Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале. Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.

Вопрос: Необходимо ли согласие субъектов персональных данных (граждан) в случае передачи персональных данных граждан третьему лицу (РКЦ) обслуживающей многоквартирный дом Управляющей компании для формирования квитанций на оплату ЖКУ? Правомерны ли в данном случае действия Управляющей компании?

Ответ: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 "О персональных данных" оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Следовательно, Управляющая компания является оператором, осуществляющим обработку персональных данных граждан.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 настоящего закона оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Таким образом, в силу договорных отношений, возникших между Управляющей компанией и РКЦ, осуществляющей начисление платы за ЖКУ и выпуск квитанций, в силу исполнения требований жилищного законодательства, предоставление одной организацией персональных данных жильцов дома другой организации является допустимым.

На основании ч. 5 вышеназванной нормы права, в случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор.

Вопрос : Какие санкции существуют за не представление ответа на запрос уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных? Необходимо ли указывать в уведомлении об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных лечебного учреждения сведения о физических лицах, обратившихся за медицинской помощью в данное лечебное учреждение?

Ответ: Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", а также ведение Реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории РФ, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

На территории Приморского края таким органом является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю - (Управление Роскомнадзора по Приморскому краю).

Для формирования Реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, Управлением операторам направляются запросы о предоставлении в Управление уведомления об обработке персональных данных или мотивированного ответа.

На основании требования ч. 1 ст. 22 Закона Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (ч. 3 ст. 22), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи Закона.

Оператор в соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение тридцати дней с даты получения такого запроса. Непредставление запрашиваемых сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме, является нарушением требований данной статьи Закона и влечет административную ответственность по статье 19.7 КоАП РФ (наложение административного штрафа).

В случае не предоставления или несвоевременного представления вышеуказанных сведений организациями, которым был направлен запрос, государственными инспекторами Управления составляются протоколы об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ и направляются на рассмотрение мировым судьям.

Категории персональных данных - это фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные, образование, состав семьи, доходы, пол, гражданство, данные пенсионного свидетельства, биометрические данные (фотография), сведения о воинском учете, ИНН, состояние здоровья, контактная информация и т.д. На сайте размещены образцы уведомлений, из которых видно, что указывать в уведомлении сведения о физических лицах, обратившихся за медицинской помощью в лечебное учреждение (пациентам) не нужно, т.к. категории персональных данных, указываемые в данном документе, являются обезличенными. Таким образом, направление в Управление персональных данных по каждому субъекту персональных данных (пациенту) не требуется.

Лечебными учреждениями должен быть решен вопрос о предоставлении в Управление уведомления об обработке персональных данных или мотивированного ответа.

Вопрос ГУЗ «Краевая клиническая больница № 2»: в праве ли данное учреждение спрашивать согласие на обработку персональных данных у пациентов, которые получают медицинские услуги в рамках программы обязательного медицинского страхования?

Ответ: в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях: обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора (п. 1); обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных (п. 2); обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно (п. 3). Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона, в т.ч. в случае: обработка персональных данных осуществляется в целях обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 8). При этом операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность и безопасность персональных данных при их обработке (п. 4 ст. 6, ст. 7 Закона).

Вопрос гр. К.: в организации ко дню рождения работников практикуется размещение в общедоступном месте списка работников с указанием их персональных данных. Согласия работников на размещение на стенде их персональных данных не имеется. Являются ли правомерными действия работодателя?

Ответ: ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» определяет понятие персональных данных как любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Закона: обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных. Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов (ст. 8 Закона). Общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности (ст. 3 Закона). В соответствии со ст. 9 данного Закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель обработки персональных данных;

4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва;

7) собственноручную подпись субъекта персональных данных.

Таким образом, размещение в общедоступных местах работодателем списка работников с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения работника без письменного согласия на обработку этих персональных данных является нарушением требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Вопрос: Вправе ли должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, запрашивать у организаций персональные данные их работников?

Ответ : В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.

Требования к содержанию протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 КоАП РФ. В частности, в протоколе об административном правонарушении указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Кроме того, статьей 26.10 КоАП РФ предусмотрено, что орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152- ФЗ «О персональных данных» предусмотрена обработка персональных данных на основании Федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора без согласия субъекта персональных данных.

Таким образом, должностное лицо органа, уполномоченного составлять и рассматривать протоколы об административном правонарушении вправе в рамках производства по делу об административном правонарушении запрашивать у организаций персональные данные их работников, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения в порядке, предусмотренном ст.26.10 КоАП РФ .

Вопрос: У нас стоматологический кабинет, сбор персональных данных пациентов производится на бумажных носителях, в электронном виде обрабатываются только снимки с визиографа, доступа к сети Интернет нет. Нужно ли нам оформлять к договору на оказание услуг приложение с согласием на обработку персональных данных пациентов, если у нас база пациентов на бумажных носителях?

Ответ: Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее Закон). Обработка персональных данных допускается в определенных случаях, указанных в части 1 статьи 6 Закона, в том числе, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Обработка специальных категорий персональных данных (часть 1 статьи 10 Закона) также допускается в определенных случаях, в том числе если обработка персональных данных осуществляется в медико- профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну (пункт 4 части 2 статьи 10 Закона).

Следовательно, если обработка персональных данных соответствует вышеуказанным статьям Закона и принципам обработки персональных данных, указанных в статье 5 Закона, то согласия на обработку персональных данных не требуется.

Время публикации: 26.10.2011 12:25
Последнее изменение: 05.04.2019 12:53

«Защита персональных данных», «уведомление об обработке персональных данных», «согласие на обработку персональных данных», «законодательство о защите персональных данных» — данные словосочетания становятся проблемой и головной болью многих УО, ТСЖ, ЖСК, которые неожиданно столкнулись с понятием «персональные данные» и которым не хочется ни нарушить закон, ни поссорится с собственниками, ни навлечь на себя предписания и штрафы контролирующих органов. При этом расплывчатые формулировки законодательства о персональных данных, отсутствие внятных разъяснений гос.органов (и их стремление, в первую очередь, к карательной, а не регулирующей функции) делают еще более сложно определяемыми как отнесение той или иной информации к персональным данным, так и порядок обращения с такими данными. Да еще и собственники помещений все больше проникаются пониманием некой «священной неприкосновенности» их персональных данных, которые, по мнению довольно значительного их (собственников) числа, якобы нельзя использовать для целей предъявления этим собственникам к оплате стоимости потребленных ими же услуг, для взыскания имеющихся задолженностей, для исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, и т.д. и т.п. В последнее время в все чаще поступают вопросы о том, в каких случаях необходимо УО, ТСЖ, ЖСК получать согласие собственника на передачу о нем информации в иные организации и гос.органы, а также о необходимости предоставления персональных данных собственников в РСО в связи с переходом на «прямые договоры» и региональному оператору по работе с ТКО. Попробуем ответить на наиболее актуальные вопросы в .

Что такое персональные данные?

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ (далее — ФЗ № 152) персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 ФЗ № 152).

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 ФЗ № 152).

Таким образом:

  • персональные данные — это любая информация, относящаяся к собственникам (нанимателям) помещений МКД, а также работникам УО, ТСЖ, ЖСК;
  • обработка персональных данных — это любое действие, которое с ними совершается;
  • все управляющие компании, ТСЖ, ЖСК (далее — управляющие организации) являются операторами по обработке персональных данных, поскольку собирают, систематизируют, хранят, уточняют, используют и передают информацию, касающуюся собственников многоквартирного дома.

Уведомление уполномоченного органа

По общему правилу оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (п. 1 ст. 22 ФЗ № 152).

Органом, уполномоченным на защиту прав субъектов персональных данных в соответствии со ст. 23 ФЗ № 152 является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Уведомление рекомендуется направлять в территориальный орган Роскомнадзора — управление Роскомнадзора по субъекту РФ по месту регистрации оператора в налоговом органе (абз. 2 п. 3.1.13 Приказа Роскомнадзора от 30 мая 2017 г. № 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения». Уведомление должно быть подготовлено и направлено в уполномоченный орган в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями»).

Неуведомление (непредставление или несвоевременное представление) уполномоченного госоргана в порядке ст. 22 ФЗ № 152 влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.7). Ответственность за подобные правонарушения установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

Вместе с тем, п. 2 ст. 22 ФЗ № 152 установлены случаи, в соответствии с которыми УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять без уведомления Роскомнадзора обработку персональных данных , к которым относятся данные:
- обрабатываемые в соответствии с трудовым законодательством;
- полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
- относящиеся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
- сделанные субъектом персональных данных общедоступными;
- включающие в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
- необходимые в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
- включенные в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
- обрабатываемые без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
- обрабатываемые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Так, если УО, ТСЖ, ЖСК осуществляет, например, обработку в соответствии с трудовым законодательством, то при обработке данных своих работников, они не обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале обработке персональных данных . Отметим, что право не уведомлять Роскомнадзор не исключает возможности (в случае желания, на всякий случай и по прочим индивидуальным причинам) уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных.

Из вышеприведенного перечня интерес также представляет следующее положение — УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления в случае, когда данные получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных. Иными словами, если УО, ТСЖ, ЖСК персональные данные собственников обрабатывает, однако не распространяет и не передает третьим лицам, то оно не обязано направлять уведомление в Роскомнадзор.

Таким образом, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 22 ФЗ № 152, УО, ТСЖ, ЖСК обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор).

Если до того, как УО, ТСЖ, ЖСК приступили к работе, связанной с обработкой персональных данных, уведомление в Роскомнадзор направлено не было, то представление уведомления в таком случае будет несвоевременным. Вместе с тем, даже если ранее не было направлено уведомление об обработке персональных данных, такое уведомление необходимо направить во избежание более серьезных санкций в дальнейшем. К ситуации, при которой обязанности по уведомлению Роскомнадзора не существовало, а в какой-то момент она возникла, можно отнести, например, переход от обработки данных без использования средств автоматизации к обработке с использованием таких средств.

Передача данных с согласия субъекта персональных данных

Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152).

Требования к согласию субъекта персональных данных установлены ст. 9 ФЗ № 152.

Так, например, согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (п. 1 ст. 9 ФЗ № 152), а в случаях, предусмотренных законом обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме (п. 4 ст. 9 ФЗ № 152).

Важно отметить, что обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора (п. 3 ст. 6 ФЗ № 152), то есть именно УО, ТСЖ и ЖСК должны будут доказывать, получено ли такое согласие или его получение не требуется. Сам собственник помещения МКД (субъект персональных данных) данное обстоятельство доказывать не обязан, а просто может заявить о том, что его права были нарушены оператором персональных данных.

Более подробные разъяснения о требованиях к согласию субъекта персональных данных в настоящей статье не приведены, поскольку не являются целью данной публикации. Указанные разъяснения даны экспертом О.Е.Яндыевой в ходе вебинара, видеозапись которого доступна к приобретению на сайте АКАТО .

Обработка персональных данных без согласия субъекта и без уведомления Роскомнадзора в связи с исполнением договора

Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 152), а также для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (ч. 5 ст. 6 ФЗ № 152). В указанных случаях согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется.

Ч. 1 ст. 162 ЖК РФ устанавливает, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией , которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Отметим, что заключившими договор с управляющей организацией считаются все собственники МКД, в том числе и те, которые не принимали участие в голосовании и непосредственно договор не подписывали, а также новые собственники (лица, у которых право собственности на помещение в МКД возникло после выбора управляющей организации).

Учитывая, что договор заключается между собственниками и управляющей организацией, а между собственниками и ТСЖ и ЖСК как таковой договор не заключается, а принимается решение (оформленное протоколом) и принимается устав о деятельности ТСЖ или ЖСК, у многих возникает вопрос, относятся ли вышеуказанные положения ст. 6 ФЗ № 152 об отсутствии необходимости получения согласия на обработку персональных данных к ТСЖ и ЖСК или применимы только к УО.

Действительно, в соответствии с ч. 1-2 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Ч. 1 ст. 110 ЖК РФ устанавливает, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. В соответствии с ч. 4 ст. 112 ЖК РФ решение собрания учредителей об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив (учредители).

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора , содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).

Иными словами, хотя прямо в ЖК РФ не предусмотрено заключение договора между собственниками и ТСЖ и ЖСК, согласно Правилам № 354 они такой договор, даже если и не письменно, а путем совершения конклюдентных действий совершают, а значит, вышеуказанные положения ст. 6 ФЗ № 254 применимы как к УО, так и к ТСЖ и ЖСК,

Таким образом, договор о предоставлении коммунальных услуг заключается между собственниками помещений МКД и УО, ТСЖ и ЖСК, и, следовательно, обработка персональных данных (исключая распространение и передачу) в таком случае не требует дополнительного согласия субъектов персональных данных. Что касается распространения и передачи данных сторонним лицам и организациям, то в таком случае будет необходимо получать письменное согласие собственника, на распространение и передачу их данных, вне зависимости от факта наличия заключенного договора.

Передача персональных данных расчетным центрам (платежным агентам)

Один из исключительных случаев, когда не требуется согласие субъекта персональных данных (собственника, нанимателя) на передачу сведений, содержащих персональные данные, является передача сведений платежным или банковским агентам, а именно расчетным центрам, которые осуществляют прием платежей собственников (нанимателей).

Данная возможность закреплена в чч. 15-16 ст. 155 ЖК РФ, в соответствии с которыми наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов , осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов , осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При привлечении такими лицами представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется .

Таким образом, УО, ТСЖ, ЖСК, не опасаясь, на законных основаниях имеют право передавать необходимые для осуществления расчетов сведения, содержащие персональные данные, платежным или банковским агентам для выставления и приема платежей, а жалобы собственников (нанимателей) на то, что данные без их согласия переданы в расчетные центры, необоснованы.

Передача персональных данных собственников от УО/ТСЖ/ЖСК в РСО, оператору по обращению с ТКО при переходе на «прямые договоры»

Особо актуален вопрос, обязаны ли УО, ТСЖ и ЖСК передавать информацию ресурсоснабжающей организации (далее — РСО) или региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — Оператор ТКО) при заключении собственниками «прямого договора» на предоставление коммунальных услуг. РСО часто запрашивают сведения о собственниках, паспортные данные или копии паспортов собственников, данные о собственности (доля в праве, количество голосов), реквизиты документа, подтверждающего право собственности и иную информацию.

Если от собственников ранее было получено согласие на передачу требуемых данных, то здесь вопросов не возникает — передача данных может быть осуществлена. Однако случаи наличия такого согласия крайне редки.

В соответствии с ч 3.1 ст. 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Согласно пп. «а» п. 19 Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются реестр собственников помещений в многоквартирном доме , содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, если переход на «прямые договоры» осуществлен по решению собственников МКД, то в РСО направляется копия протокола общего собрания собственников, на котором такое решение принималось, с приложением — реестром собственников помещений МКД. Отметим, что Приказ Минстроя РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр предусматривает, что в реестре собственников должны быть указаны «реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения». Однако, если РСО или Оператор ТКО требуют паспортные данные (дату и место рождения, серию и номер паспорта, дату выдачи и орган, его выдавший), а также иные данные, не предусмотренные в реестре, то передача таких данных возможна только в случае наличия согласия субъекта персональных данных.

Если же РСО или Оператор ТКО по своей инициативе приняли решение о переходе на «прямые договоры», в таком случае протокол общего собрания собственников отсутствует, соответственно, реестр собственников РСО получить не может.

Отметим, что в случае заключения с РСО и (или) Оператором ТКО договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно, в отношении них действуют те же самые положения ст. 6 ФЗ № 152, и в случае, если РСО или Оператор ТКО не осуществляют распространение и передачу персональных данных собственников третьим лицам, согласие собственников считается выраженным уже в договоре, и дополнительно согласия на обработку персональных данных не требуется. Однако, указанные положения не означают наличие обязанности УО/ТСЖ/ЖСК по передаче таких данных в РСО.

Передача персональных данных в иных случаях

Дополнительно отметим, что существуют и иные условия и требования к обработке персональных данных, в данной статье освещены наиболее актуальные из них.

Более подробную информацию, в том числе по ряду иных положений ФЗ № 152 (разработка положения о персональных данных) с разъяснениями эксперта и с шаблонами (примерами) необходимых документов, Вы можете получить, приобретя видеозапись онлайн-семинара , описание которого представлено



Просмотров