Общая часть экологического права включает институты. Экологическое право в россии

Экологическое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, жи­вущих в нашем общем и единственном доме - на Земле.

Экологическое право является комплексным и делится на:

    Природоресурсное право;

    Природоохранительное право;

    Экологизированные нормы права.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, кото­рые объединены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права “правовая работа”, с одной стороны, разделена между конкретными отраслями и нормами права, ка­ждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие, а с другой - на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия между феде­ральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

    Понятие о предмете, методе и системе экологического права.

Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Метод правового регулирования экологического права - способ правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установление четкой регламентации прав экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.

Система экологического права как отрасль права . “Первокирпичиком” отрасли экологического права является эколого-правовая норма , представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. Эколого-правовая норма также является системой, состоящей из элементов, т. е. своего рода микросистемой, и из таких микросистем состоит экологическое право как отрасль права.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений (институт права государственной и других форм собственности на природные объекты; институт права экологопользовании и др.).

В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в три системы, представляющие Общую, Особенную и Специальные части. В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др. Специальная часть регулирует международно-правовые отношения.

    Принципы экологического права.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России.

1. Принцип народовластия , предоставляющий возможность российскому народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Принцип гуманизма , выражающийся в том, что отношения экологопользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей.

3. Принцип социальной справедливости , заключающийся в равноправии всех перед судом и законом; в праве каждого на благоприятную окружающую среду; в гарантии судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются и т. п.

4. Принцип законности , выражающийся в точном и безусловном выполнении всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений.

5. Принцип интернационализма , имеющий международную и национальную стороны. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и внутригосударственное сотрудничество Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды.

6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений , выражающийся в том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.

7. Принцип гласности , предполагающий право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружающей среды.

8. Принцип строго целевого использования природных объектов , обязывающий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением.

9. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов отражает экономическую сторону экологопользования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

    Соотношение экологического права с другими отраслями российского права.

Основные нормы и институты экологического права форми­руются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, свя­занных своими институтами или отдельными положениями с та­кой сферой, как взаимодействие общества и природы.

Государственное (конституционное) право предусматривает кон­ституционные нормы по охране окружающей природной сре­ды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регу­лирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.

Приоритетными функциями гражданского права по отноше­нию к экологическому являются охранительная и компенсаци­онная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда.

В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию, экологических отношений. Все чаще гра­жданско-правовой договор рассматривается в качестве оптималь­ной формы установления правоотношений применительно к ох­ране окружающей среды и рационального природопользования.

Особое значение имеет уголовное право. Нормы уголовного права закрепляют со­ставы экологических преступлений как виды общественно опас­ных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

О значении международного права для экологического права свидетельствует принцип, предусматривающий приоритет правил международных договоров, принятых с участием России.

В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регу­лируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

    Экологическое право как учебная дисциплина и отрасль правовой науки.

Наука экологического права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, и является составной частью системы юридических наук.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов науки экологического права выделяются:

    окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

    природные комплексы;

    отдельные природные объекты или ресурсы;

    человек как органический элемент природы.

Экологическое право как учебная дисциплина - это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование целостных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию.

Экологическое право входит в государственный стандарт юридического образования. Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе отраслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах защиты прав, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охраны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологического права.

    Понятие и особенности источников экологического права.

Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления и т.д.).

Источниками экологического права являются:

    Конституция РФ 1993г

    Акты международного права (Декларация Рио-де-Жанейро «По окружающей среде 1992г»)

    Федеральное законодательство (ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», Кодексы, акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты Президента, правовые акты Правительства)

    Региональное законодательство

    Правовые акты органов местного самоуправления

    Региональное законодательство (областные/краевые/республиканские законы, постановления администрации, акты региональных органов исполнительной власти)

    Иные источники экологического права (принятые на референдуме решения, договоры о разграничении полномочий)

    Конституционные основы экологического права.

Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Можно выделить две группы конституционных норм:

1) общие:

2) специальные экологические:

установление прав и обязанностей:

ст. 42 - три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;

ст. 58 - обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

природоресурсные нормы:

ст. 9 - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.

ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.

    Закон как источник экологического права.

Федеральные законы, регулирующие общие институты экологического права (общая часть)

Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экологической безопасности

Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населе­ния»;

Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребле­ния»;

Природоресурсное законодательство

(Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны различных видов природных ресурсов)

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;

Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель»;

Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;

Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;

Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;

Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»;

Группу федеральных законов, содержащих нормы экологического права, представляют Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс – в них содержится немало предписаний, относящихся к природоохранным отношениям.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в системе источников экологического права.

Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.

Устанавливаемые Законом общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:

    экологическое нормирование и стандартизацию,

    оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду,

    экологическую экспертизу,

    экологическую сертификацию, экологический аудит,

    лицензирование,

    меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование,

    мониторинг,

и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к охране природы в целом, так и к охране отдельных природных ресурсов (объектов).

    Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств в системе источников экологического права.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ, Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления его внутренней и внешней политики, в том числе и в области экологии.

Основной формой президентского акта - источника экологического права - является нормативный правовой указ Президента России.

Примерами таких указов являются Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах», Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. № 11 «О федеральной целевой программе «Мировой океан» и другие.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента России, издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение (ст. 115 Конституции РФ).

Основная задача постановлений Правительства РФ - конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Правительству конституционно предписано, например, обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии, осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, борьбе с преступностью (п. п. «в», «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Примерами правительственных актов - источников экологического права - являются, например, Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)», Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» и многие другие. Ведомственные нормативные правовые акты как источники экологического права

Министерства, комитеты, службы, надзоры и иные органы федеральной исполнительной власти в пределах своей компетенции издают общеобязательные нормативные правовые акты, являющиеся источниками экологического права.

Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

В качестве источников экологического права выступают, например, такие ведомственные нормативные правовые акты, как: Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденные Приказом Госкомэкологии России от 04.07.1997 г. № 312; Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденное Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 г. № 569, и многие другие.

    Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в системе источников экологического права.

Согласно Федеративному договору, а также Конституции РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Принципиально важное правило закреплено в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках - субъектах РФ это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов, кодексов, законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

Перечень источников экологического права субъектов РФ весьма широк. Распространены в регионах законы об особо охраняемых природных, об экологической, об отходах, об экологических фондах, о радиационной безопасности т.п.. Региональные источники часто содержат нормы, творчески дополняющие, развивающие федеральное законодательство, а в ряде случаев и опережающие его.

При характеристике источников экологического права, создаваемых федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, важно упомянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Возможности развития договорных отношений между указанными органами предусмотрены Конституцией РФ и Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 9 Закона разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Источники международного экологического права. Такие источники подразделяются на две категории:

1) источники, являющиеся носителями действующих правовых принципов и норм и образующие «твердое», т.е. обязательное право в подлинном смысле этого слова;

К первой категории принадлежат международные конвенции, соглашения, договора, устанавливающие правила, признанные государствами в качестве обязательных правовых норм, а также международные обычаи, т.е. сложившиеся в международной практике правила поведения, за которыми субъекты международного права признают юридически обязательный характер. К «твердому» экологическому праву относят также общие принципы международного права.

Ко второй категории, т.е. к «мягкому» экологическому праву относят решения международных организаций, съездов, симпозиумов и конференций, а также доктрины ученых в области международного экологического права.

    Законодательство Ростовской области в области охраны окружающей среды. Соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации как источников экологического права.

Об охране окружающей среды в Ростовской области

Настоящий Областной закон в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" регулирует отношения, связанные с охраной окружающей среды в Ростовской области.

Земля, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства в Ростовской области являются основой жизнедеятельности населения, проживающего на ее территории, и подлежат охране, рациональному использованию и сохранению для последующих поколений.

На территории Ростовской области органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица руководствуются принципами охраны окружающей среды, определенными Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

К объектам, подлежащим охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, уничтожения и других негативных воздействий, относятся:

а) земли, недра, почвы;

в) леса и иная растительность;

г) животные и иные организмы;

д) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы;

е) естественные экосистемы и природные ландшафты и комплексы;

ж) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры и фауны;

з) особо охраняемые природные территории, определенные законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

На территории Ростовской области деятельность по охране окружающей среды осуществляют Законодательное Собрание Ростовской области и Правительство Ростовской области в пределах своей компетенции.

    Понятие экологического правоотношения и его виды.

Экологическое правоотношение - это регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются или прекращаются в этой сфере.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

Они складываются на основе норм экологического права;

Субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей;

Носят сознательно-волевой характер;

Гарантируются государством.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Это правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения.

Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона.

Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

Правоотношения в экологической сфере отличаются наличием обязательных элементов: субъект, объект, правовые нормы.

    Субъекты экологических правоотношений.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Виды субъектов:

        Публичные субъекты:

        • Субъекты РФ

          Муниципальные образования

          Высшие органы гос.власти:

          • Президент

            Фед.Собрание

            Правительство

        • Спец.уполномоченные гос.органы в области охраны окр.среды и природопользования

          Представительные и исполнительные органы гос.власти субъектов РФ

          Органы МСУ

        Частные субъекты:

        • Граждане РФ

          Иностр.граждане

          Лица без гражданства

          Общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в том числе российские отдельные международные неправительственные экологические объединения.

    Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные районы и т. д.

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде. Предмет экологического права образуют отношения :

  • по охране окружающей среды от разных форм деградации
  • по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию.

Экологическое право делится на два раздела: международное и национальное. Международное экологическое право – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями. Международное экологическое право делится на две категории: обязательное и рекомендательное. Национальное экологическое право устанавливается государствами самостоятельно и закрепляется в различных источниках, в первую очередь в законах. Экологическое право делится на Общую, Особенную и Специальную части.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право , которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права/

Принципы экологического права:

1. принцип народовластия.

2. принцип гуманизма – су четом интересов нынешнего и будущего поколений людей.

3. принцип социальной справедливости – равноправие перед судом и законом, право на благоприятную окружающую среду, гарантия судебной защиты.

4. принцип законности

5. принцип интернационализма

6. принцип строго целевого использования природных объектов

7. рационального и эффективного использования природных объектов. Минимальные затраты, наибольший эффект от хозяйственной деятельности, без экологического вреда.

Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам:

  • принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория.
  • принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды.
  • Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • принцип сохранения биологического разнообразия;
  • Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
  • Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством,
  • принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция РФ, в которой есть много норм общего характера, имеющие отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Ст.9 установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Положения ст. 56 указывают на то, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц. Граждане РФ обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ»). В соответствии с нормами ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Основы экологического права заложены ФЗ «Об охране окружающей среды».

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов РФ,

Орган местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд и т.п.

Субъектами экологических правоотношений могут быть:

· граждане,

· юридические лица,

· публичные субъекты.

Граждане имею право: на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, требовать предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды и др. Граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства и др. Участие юридических лиц предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия. Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность и др. объекты.

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования – экологически значимого поведения людей – и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производных, вторичных.

6. Основные институты и система экологического права

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов. Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов: 1) общие положения экологического права (предмет, объ­екты, принципы, источники); 2) право собственности на природные ресурсы (формы, виды права собственности, субъекты, объекты и т.п.); 3) управление охраной окружающей природной среды и природополь­зованием (система, виды органов, функции управления); 4) право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду; 5) экономи­ко-правовой механизм охраны окружающей природной среды; 6) нор­мирование качества окружающей природной среды; 7) правовые осно­вы эколого-информационного обеспечения; 8) право природопользо­вания; 9) юридическая ответственность за экологические правонару­шения.Особенная часть экологического права объединяет следующие пра­вовые институты: 1) правовой режим использования и охраны земель; 2) правовой режим использования и охраны недр; 3) правовой режим использования и охраны вод; 4) правовой режим использования и ох­раны лесов и иной растительности; 5) правовой режим использования и охраны животного мира; 6) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя; 7) правовой режим особо охраняемых природных тер­риторий; 8) правовой режим экологически неблагоприятных террито­рий; 9) правовое регулирование обращения с опасными, радиоактив­ными веществами и твердыми отходами.Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающей среды, ха­рактеристику объектов международно-правовой охраны, систему меж­дународных организаций в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

7. Основные этапы развития экологического законодательства

Нормы об охране природы можно анализировать по трем периодам: дореволюционному, советскому и современному российскому. Для первого периода характерны фрагментарность правового регулирования, отождествление предмета охраны с объектом собственности, отсутствие специальных актов и управленческих структур, совмещение функций и т. д. Лишь в начале XX в. встает вопрос о создании специализированного органа по контролю за выполнением правил охраны природы при Академии наук или Министерстве просвещения, разрабатывается проект закона об охране природы. Советский период характеризуется изменением отношения законодателя к охране природы от природоресурсного к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве. На этапе становления природоохранного законодательства (конец 50 – начало 80-х гг.) были приняты республиканские законы об охране природы, обновлены крупные акты природоресурсного права, приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира», Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». На завершающем этапе советского периода (конец 80-х гг.) был принят ряд важнейших решений в сфере экологической государственной политики, сформированы современные подходы к экологическому праву и законодательству, осознана необходимость скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды. Определяющую роль сыграли в этом авария на Чернобыльской АЭС, уничтожение Аральского моря и проект поворота северных и сибирских рек на юг. Под влиянием этих и иных факторов 7 января 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором формировались неотложные задачи по обновлению законодательства, созданию независимого органа государственного экологического управления, совершенствованию экологических механизмов охраны и др. 19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» – комплексный акт прямого действия, устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Современный период развития российского экологического законодательства можно разделить на два этапа – до 1995 г. и с 1995 г. по настоящее время. Первый характеризуется стремлением законодателя обновить основные акты. Важнейшую роль сыграло принятие Конституции РФ 1993 г., предусмотревшей различные формы собственности на природные ресурсы, сформировавшей в ст. 42 три экологических права человека: на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба здоровью или имуществу от экологических правонарушения. Второй этап характеризуется интенсивным развитием экологического законодательства. В 1995 г. были приняты федеральные законы о лечебных местностях и курортах, животном мире, континентальном шельфе, использовании атомной энергии, экологической экспертизе, регулировании генно-инженерной деятельности, а также Водный кодекс РФ; на различных стадиях разработки находились законы об отходах, о радиационной безопасности и многие другие.

Страница 4 из 5

2.4. Система экологического права

В теории права под системой права понимают внутреннее строение (структуру) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.Таким образом, система экологического права представляет собой совокупность взаимосвязанных норм и институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности в зависимости от их содержания и роли в регулировании экологических правоотношений. Существует несколько точек зрения о системе экологического права. Так, О.И. Крас- сов считает, что система экологического права состоит из общей и особенной частей.
По его мнению, Общая часть экологического права включает институты, содержащие наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей системы экологического права значение. К ним относятся:
- экологическая правоспособность и дееспособность;
- управление в сфере охраны окружающей среды;
- процедуры оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;
- экономический механизм охраны окружающей среды;
- нормирование в сфере охраны окружающей среды;
- ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды и др.
Правовые институты Особенной части занимают подчиненное по отношению к институтам Общей части положение, и сфера их действия ограничена отношениями в области охраны окружающей среды по поводу соответствующего вида негативного воздействия на окружающую среду или отношениями по поводу особо охраняемых природных территорий и объектов животного мира. В частности, в Особенную часть экологического права им включаются такие правовые институты, как:
- правовая охрана окружающей природной среды от химического загрязнения;
- правовая охрана окружающей природной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- правовая охрана окружающей природной среды от вредных физических воздействий;
- правовая охрана окружающей природной среды от радиоактивного загрязнения и др.
Кроме того, по мнению О.И. Крассова, в Особенную часть экологического права входят также две его подотрасли:
- заповедное право, в рамках которого определяется правовой режим особо охраняемых природных территорий;
- фаунистическое право, регулирующее вопросы использования и охраны животного мира. Р. К. Гусев считает, что структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. По его мнению, Общая часть экологического права включает:
- общие положения (предмет, цели, задачи, принципы, источники и т.п.);
- право собственности на природные ресурсы (формы, виды, субъекты, объекты, виды и содержание вещных и иных прав и т.п.);
- управление охраной окружающей среды и природопользованием (системы и виды органов управления, компетенция и функции управления и т.п.);
- право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду, защиту экологических прав и интересов граждан;
- экономико-правовой механизм охраны окружающей среды (плата за природопользование, плата за загрязнение, порядок формирования и расходования средств экологических фондов, меры экономического стимулирования);
- нормирование качества окружающей среды;
- право природопользования (виды, принципы, содержание правомочий и т.п.);
- юридическую ответственность за экологические правонарушения.
Особенная часть экологического права включает такие институты, как:
- правовые режимы использования и охраны каждого вида природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира;
- правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя;
- правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и т.п.);
- правовой режим экологически неблагоприятных территорий;
- правовая регламентация обращения с опасными, радиоактивными веществами и твердыми отходами. Специальная часть экологического права посвящена международно-правовой охране окружающей среды и международно-правовому сотрудничеству в данной области.
Наконец, по мнению В.В. Петрова, система экологического права включает в себя пять частей.
Первая - это предмет, источники, объекты экологического права. В ней рассматриваются концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.
Вторая часть посвящена механизму экологического права, включающему концепцию механизма охраны природной среды и его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды, экономический механизм природной среды, экологическая экспертиза, экологический контроль и др.
Третья часть рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. В центре внимания здесь находятся следующие вопросы: механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в городах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территориях.
Четвертая посвящена рассмотрению юридической ответственности за экологические правонарушения, а именно: основания и виды этой ответственности, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.
Пятая часть раскрывает механизм международно-правовой охраны окружающей среды и посвящена изучению комплекса вопросов, связанных с международным сотрудничеством в данной области (принципы, договоры и конвенции, международные объекты охраны, международные природоохранные организации и т.п.).

Общая часть

Глава I Понятие экологического права

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos - дом, жилище, logos - учение).

Сначала экология развивалась как часть биологии. «В узком смысле экология (биоэкология) – одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой…

В широком смысле экология (глобальная экология) – комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии – изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия».

Так или иначе любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

«Становление науки экологического права началось в 70-х гг., хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Знаковой была знаменитая работа О.С. Колбасова «Экология: политика – право», вышедшая в издательстве «Наука» в 1975 г. Конечно, благодаря работам Г.Н. Полянской, Н.Д. Казанцева и других специалистов некая база была создана, но эколого-правовую парадигму, основу современного экологического права (и именно его) представил и сформулировал О.С. Колбасов. Не менее значительна была и роль В.В. Петрова, представителя университетской науки, написавшего первые учебники экологического права в нашей стране, не только сформировавшего основы преподавания экологического права, но и сыгравшего самую важную роль в создании Закона “Об охране окружающей природной среды”, принятого 19 декабря 1991 г.».

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Система экологического права – это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды;

леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Р.С. Маковик дает развернутую схему объектов правовой охраны окружающей среды, которую мы приводим ниже.

Объекты правовой охраны окружающей среды (ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»)

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

В рамках общего представления о природных ресурсах Российской Федерации приведем следующие показатели. «Российская Федерация – самая крупная страна мира и занимает территорию свыше 17 ООО тыс. кв. км (11,4 % суши планеты). В России представлены экосистемы девяти биомов: полярные пустыни, арктические и субарктические тундры, лесотундры, тайга, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Около 69 % земель России приходится на леса, которые составляют 22 % от площади лесов мира (и 26 % по объему запасов древесины). Второе по площади место среди типов естественных угодий принадлежит природным сенокосам и пастбищам – свыше 4 млн кв. км. Морские побережья России имеют протяженность около 60 тыс. км. Россия обладает самыми богатыми в мире ресурсами водно-болотных угодий (около 120 тыс. рек общей длиной 2,3 млн км, около 2 млн озер общей площадью 370 тыс. кв. км, 1990,8 млн кн. км болот). В России находятся местообитания многих редких и исчезающих видов растений и животных, включенных в Красную книгу Всемирного союза охраны природы и Красную книгу России (атлантический морж, серый тюлень, белый медведь, редкие виды гусей, казарок, лебедей, хищные птицы и др.), и крупные популяции ряда видов, находящихся на грани исчезновения в иных регионах мира (медведь, волк и др.). Сохранение биоразнообразия insitu обеспечивается более чем 15,5 тыс. различных охраняемых природных территорий (разных категорий, режима охраны, уровня управления), общая площадь которых превышает 11 % площади страны».

Объектами экологического права является сама окружающая среда, а также экологические права человека. Р.С. Маковик объединяет это в таблице, которую мы приводим ниже.

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Общая часть Раздел I. Уголовный закон Глава 1. Задачи и принципы Уголовного кодекса российской федерации Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы,

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Раздел III. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

ОБЩАЯ ЧАСТЬ Раздел I. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАТЬЯ 1. Уголовное законодательство Российской Федерации 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы,

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

ОБЩАЯ ЧАСТЬ Раздел I. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы,

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Из книги Гражданский процесс автора Викут Маргарита Андреевна

Общая часть

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Из книги Уголовно-исполнительное право автора Фокин В. М.

Общая часть

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Раздел I ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Закон Республики Молдова о правонарушениях (1) Настоящий кодекс является законом Республики Молдова, который содержит правовые нормы, устанавливающие общие и специальные принципы и нормы права, относящегося к

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации [По состоянию на 1 сентября 2014 года] автора Законы РФ

Раздел I ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 374. Производство о правонарушениях (1) Производство о правонарушениях представляет собой совокупность норм настоящего кодекса, регламентирующих процедуру рассмотрения дел о правонарушениях. (2) Производством о

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Общая часть Раздел I. Уголовный закон Глава 1. Задачи и принципы уголовного кодекса Российской Федерации СТАТЬЯ 1. Уголовное законодательство Российской Федерации1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы,

Из книги Учение об уголовных доказательствах автора Владимиров Леонид Евстафьевич

Общая часть

Из книги автора

Просмотров