Общая характеристика концепции разделения властей. Характеристика теории разделения властей

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

?Что из перечисленного не относится к главным экономическим целям общества?

Экономический рост и повышениеэффективности производства

Полная занятость

Социально-экономическая стабильность

Преодоление редкости благ

?Что изучает микроэкономика?

Экономику как целостную систему

Наука о том, как делать деньги

Наука о деньгах, капитале, ценах, производстве и занятости

Наука о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг

Наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и их распределения в целях потребления

?Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:

Полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии

Неполном использовании трудовых ресурсов

Изменении количества применяемых ресурсов

Полном использование трудовых ресурсов

?Вся совокупность произведенных продуктов труда распадается на:

Средства производства и предметы потребления

Предметы труда и средства труда

Предметы труда и продукты труда

Рабочую силу и средства труда

?Кривая производственных возможностей показывает:

Альтернативную комбинацию товаров при данном количестве ресурсов

Лучшую из возможных комбинаций двух товаров

Точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить

Время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства

?Выберите правильное определение термина «факторы производства»:

= факторы производства - это совокупность материальных и людских ресурсов

Факторы производства - это ресурсы, используемые для производства экономических благ

Факторы производства - это труд и капитал

?«Неэкономическими» благами являются:

Выпеченный хлеб

Деревья в лесу

Мебель в магазине

?Назовите общественные блага:

Пользование городским парком

Наем частного самолета

Использование приватизированной лодочной станции

Покупка дома

?К главным вопросам экономики не относится :

Какой способ производства использовать

Какой товар производить

В каком количестве производить данный товар

Нет правильного ответа

?Маржиналисты опираются в экономическом анализе на экономические величины

Предельные

Суммарные

Минимальные

?Если в экономике увеличивается количество даровых благ , то кривая производственных возможностей:

Сдвинется к началу координат

Сдвинется влево вверх

Не изменится

Сдвинется вправо вверх от начала координат

?Экономическим благом не является:

Гамбургер

Телевизор

Статья в журнале

?Ограниченность благ предполагает, что:

Блага недостаточны по своей физической природе

Блага недостаточны относительно потребностей

Количество благ мало при имеющихся природных ресурсах

Количество благ велико при имеющихся природных ресурсах

?Впервые идеи либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, были разработаны:

К. Марксом

А. Смитом

Дж. Кейнсом

?Если экономика изучается как целостная система, то это анализ:

Макроэкономический

Микроэкономический

Позитивный

Нормативный

?Ограниченность ресурсов - это проблема, которая:

Есть только у бедных людей

Существует только в бедных странах

Есть у всех людей и обществ

г) никогда не возникает у богатых людей

?Меркантилизм исходил из того, что:

Приносит богатство эффективное распределение продуктов труда

Богатство - это прежде всего золото и серебро

Богатство создается только в сельском хозяйстве

Приносит богатство производство материальных благ

?В чем главное содержание учения физиократов:

Источником богатства нации является труд в земледелии и его продукт

Главенство количественного анализа

Торговля есть лишь обмен созданными благами

Освобождение крестьян от многочисленных поборов

?Значение экономической теории в структуре экономического знания в том, что:

Выражает отношения между людьми в процессе общественного производства

Выявляет отношения людей к вещам

Показывает отношение к науке

Выражает отношение человека к окружающей природе

?В современной экономической теории кейнсианское направление обосновывает:

Дедукция

?Позитивная экономическая теория изучает:

Что есть в экономической жизни общества

Экономические интересы -- это интересы, побуждающие экономических агентов (или иначе -- субъектов рынка) к хозяйственно-экономической деятельности, определенные положением и ролью агентов в системе общественных отношений и экономических связей.

Экономические интересы трансформировались по мере изменения экономических условий. Социально-экономические отношения, сложившиеся на данный момент в обществе, всегда влияли на формирование экономических интересов. Однако главный мотив, т.е. экономический интерес, экономического поведения субъектов рынка в обществе -- это личный доход.

У различных экономических агентов свои цели и действия в социально-экономической среде. Так, конечные потребители товаров или нерыночные агенты потребляют продукт, в свою очередь произведенный рыночными агентами или производителями. В связи с этим различают два основных вида экономических отношений: интересы производителя и интересы потребителя.

Интересы потребителя связаны с выбором и приобретением наилучшего товара или услуги, прекрасного качества и по минимальной цене. Каждый товар или услуга оцениваются потребителем и приобретают свою потребительную ценность. Сравнивая эти ценности, потребитель принимает решение о покупке, выбирая самое выгодное на его взгляд предложение с наивысшей потребительской ценностью, реализуя тем самым свой экономический интерес.

Интересы производителя связаны с наиболее выгод ной продажей товара в наибольшем количестве и по максимальной цене. Интерес производителя заключается также в оптимизации процесса производства, в снижении издержек и минимизации себестоимости продукции. По этому можно сказать, что основной интерес производителя -- получение максимальной прибыли и за счет процесса производства, и за счет реализации товара или услуги.

Помимо интересов производителя и потребителя выделяют частный, коллективный и общий экономические интересы. Частный экономический интерес -- это интерес конкретного экономического агента (как уже говорилось, получение максимальной выгоды). Коллективный экономический интерес -- это интерес целой группы экономических агентов, преследующих одинаковую цель и выбирающих одинаковый путь для ее достижения. Так, например, в Средние века производители объединялись в гильдии, чтобы защитить свои права и ограничить конкуренцию. Общий экономический интерес -- это интерес всего общества, направленный на обеспечение экономической стабильности, на гармоничное развитие и функционирование экономической системы, без чего невозможна нормальная приносящая прибыль и выгоду деятельность производителей и потребителей.

Отнюдь не всегда и не во всем совпадают частный, коллективный и особенно общий интересы. Именно поэтому функции субъекта общего интереса в большинстве цивилизованных стран берет на себя государство. Соответственно в качестве общего экономического интереса можно выделить государственный интерес, направленный не только на обеспечение стабильности рынка, но и на развитие экономической культуры, на разработку государственных программ, призванных ориентировать и мобилизовать отдельные звенья экономической системы на выполнение общенациональных задач. Однако не всегда государственное вмешательство способствует преодолению недостатков рынка.

Экономические цели -- это определенные ожидания субъектов рынка, а также определенные результаты хозяйственно-экономической деятельности, отвечающие их экономическим интересам.

Точно так же, как и интересы, экономические цели можно разделить на цели производителя и потребителя, на частные, коллективные и общие цели.

Конечной целью любого субъекта рынка является удовлетворение своих экономических интересов, т.е. получение максимального дохода, а если говорить о государстве как экономическом субъекте, то и удовлетворение потребностей общества и всех индивидов. Именно на эти конечные цели направлен процесс производства, неразрывно связанный с процессом потребления товаров и услуг.

Кроме конечных целей каждый экономический агент имеет целый ряд промежуточных целей (подцелей), направленных на достижение конечной. Например, завоевание определенной доли рынка или выпуск нового товара раньше конкурентов или" приобретение дисконтных карт. И достижение конечной цели невозможно без реализации подцелей, а достижение каждой частной цели служит реализации более общей цели. В связи с этим говорят об иерархия целей. Например, подцелями производителя являются:

выбор миссии -- четко выраженной причины существования организации и ее конечной задачи. Миссия закрепляется в официальных документах предприятия и доводится до всех его сотрудников;

разработка стратегических целей предприятия (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных), которые служат в качестве критериев для процесса принятия решений и устанавливаются на основании миссии организации;

разработка тактических задач, отвечающих и обеспечивающих стратегические цели, рассчитанных на короткий срок и имеющих определенных исполнителей.

Разделение властей - принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. Разделение властей - основополагающий, фундаментальный принцип организации государственной власти.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную , исполнительную и судебную . В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов . Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

право Президента РФ распускать Государственную Думу;

право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти . Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст.11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей.

В юридической науке термин "разделение" применительно к государственной власти употребляется в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма - как "разделение власти".

По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под "разграничением властей" понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.

Сущность "разделения властей" состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга. Диссертант отмечает, что закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей.

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль является равнозначным и равносильным.

Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные функции в более общей системе. Одним из требований нашего времени является устранение институционального несоответствия, отражающего смешение и переплетение функций различных ветвей власти.

При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой.

Анализ разделения властей предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства российского правового государства.

Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и Правительства - на практическую реализацию законов; судебный орган - на улаживание споров и конфликтов. Силовое вторжение одной из ветвей власти в область деятельности другой может привести к смешению функций и в результате - к?ослаблению авторитета власти в целом.

Существуют и другие подходы к оценке способов разграничения функций властей. Болгарский исследователь С. Баламезов считает, что власти необязательно уравнивать между собой, лучше подчинить деятельность исполнительных и судебных органов закону. Тем самым обеспечивается превращение принципа разделения властей в важнейший элемент правового государства. Такой подход в современной России едва ли возможен. И не столько из за политических соображений, сколько по причине медленного развертывания законотворческого процесса.

Российские специалисты также по-разному оценивают значение каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль власти субъектов Российской Федерации, третьи считают "центром притяжения" всей государственной машины исполнительную власть.

Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Институт президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку де-факто значительная часть полномочий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства. В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния.

Большинство российских ученых склоняется к мнению, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Вместе с тем существуют различные точки зрения на место и природу президентской власти в России.

Так, О.Е. Кутафин полагает, что сегодня разделение властей в России "характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской, стоящей над всеми другими властями". Близкую по смыслу позицию, которую разделяем и мы, занимает Ю.И. Скуратов, утверждающий, что "институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики". Крайнюю позицию в этом вопросе занимает М.А. Краснов, который утверждает, что "мы являемся свидетелями оформления еще одной ветви власти - президентской". Однако эта позиция, на наш взгляд, не совсем верна, поскольку наличие терминов "глава государства", "президент" вовсе не означает появление четвертой ветви власти.

Механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей.

В России, как и в большинстве стран мира, не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо-американской практикой, называют импичментом.

Таким образом, несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.



Просмотров