Огонь враг для человека знания. Огонь –мой друг и враг
Кузнецова Зинаида Александровна
учитель начальных классов
г.Н-Новгород МБОУСОШ 41
Классный час на тему:
«Огонь – друг и враг человека»
Задачи:
1. Учить детей навыкам правильного обращения с огнем.
2. Познакомить с правилами поведения при пожаре.
3. Развить речь, мышление, вооброжение.
Оборудование:
Плакаты: «Причины пожаров», «Как вести себя во время пожара», «Береги лес от огня»
Ведущий:
Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые могут испортить её.
Огонь был и остается одним из главных помощников человека. но если дать огню волю, не соблюдать правил пожарной безопасности, то из вашего помощника огонь может превратиться в злейшего врага. Огонь будет твоим другом, если ты умеешь обращаться с ним. Но в неумелых руках, в руках шалуна, он будет врагом и может привести к беде. В нашей стране ежегодно возникает более 300 тысяч пожаров. И самое страшное то, что в огне погибают люди. Примерно каждый шестой из таких пожаров случается по вине детей, и дети чаще всего страдают в пожарах.
Пожар – это огонь, вышедший из под контроля человека. Перечислить все причины пожаров трудно, но основные из них необходимо знать, чтобы не произошла беда.
Игра «Доскажи словечко»
Ведущий держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару
в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар…(в квартире)?
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил…(утюг)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над…(газом)?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички…(зажигал)?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег…(костер)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег…(траву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…(предметы)?
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички…(отобрать)
Дым увидел – не зевай
И пожарных…(вызывай)
Помни каждый гражданин
Этот номер…(01)
Ведущий:
Я вижу, что вы знаете причины возникновения пожаров.
Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Он играл огромную роль в жизни людей – согревал в холод, помогал готовить еду, защищал от диких зверей. И в наши дни огонь играет большую роль в жизни людей.
Дети:
А без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Ведущий:
К сожалению, часто огонь из верного друга превращается в страшного врага, за несколько минут уничтожая то, что люди создавали годами. Но, как мы уже говорили, самое страшное то, что в огне гибнут люди, взрослые и дети.
Еще в 15 веке вышли государственные указы о том как обращаться с огнем. В 19 веке появились первые пожарные команды в Москве и Санкт-Петербурге. Пожарные выезжали на лошадях, воду возили в бочках и огонь тушили с помощью ручных насосов.
Чтобы не случился пожар нужно хорошо помнить о том, что спички – это не игрушки и дети не должны их даже брать в руки.
А если все-таки произошел пожар, что же делать? Давайте вместе составим правила поведения при пожаре.
(Дети с помощью учителя составляют правила поведения при пожаре).
Если пожар все же возник:
1. Сразу сообщите о пожаре взрослым (даже если пожар произошел по вашей вине).
2. Позвоните в пожарную охрану по телефону 01, сообщите свой адрес и что горит.
3. Когда в доме что-то горит, быстрее выбегайте на улицу.
4. Если началось задымление в квартире, лягте на пол (там меньше дыма), и
постарайтесь ползком добраться до выхода.
5. Рот и нос закройте влажной тряпкой.
6. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть толстым
одеялом.
7. Главное правило при пожаре – не паниковать!
Ведущий:
Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. Одно из ценнейших богатств нашей планеты – это лес. Но и у леса есть злейший враг – это огонь. И все, что создано природой и посажено человеком, может погибнуть в считанные минуты. Почти во всех случаях причиной лесных пожаров являются люди. Что же надо делать, чтобы этого не случилось?
(Ответы детей)
Ведущий:
А теперь проверим, знаете ли вы, что нужно делать, если пожар все-таки произошел.
Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны с ведущим, должны хором отвечать:
«Это - я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны, молчите.
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
(Это - я, это – я, это – все мои друзья)
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел.
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
(Это - я, это – я, это – все мои друзья)
Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.
Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожая ценности, исчисляемые миллиардами рублей.
Викторина «Самый эрудированный»
По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01)
Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? (Нельзя, через разбитые стекла в
помещение
будет поступать свежий воздух, что способствует ускорению горения.)
Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (Нельзя, может
произойти врыв
газа, если при включении будет высечена искра)
В какую сторону должны открываться двери? Почему? (Двери должны открываться в
сторону
улицы, чтобы не создавать в дверях давку при большом скоплении людей.)
Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки?
(Аэрозольные
упаковки взрывоопасны. Можно получить травму.)
Как потушить горящую на человеке одежду? (Остановиться, упасть и катиться, сбивая
пламя.)
Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода – проводник
электрического
тока. Это опасно для жизни.)
Где можно спрятаться от дыма? (Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в
доме есть дым –
держитесь ближе к полу, там всегда есть воздух. По возможности старайтесь покинуть
помещение.)
Можно ли пожар тушить огнем? (Можно, встречным огнем тушат лесные пожары.)
Объясните значение слов пожарный, пожарник. (Пожарный – тот, кто тушит,
пожарник –
погорелец)
Ведущий:
Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что
маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила
пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как
себя вести. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал
врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете,
и школу, в которой вы учитесь!
Светлана Захаркина
Программное содержание :
Расширить знания детей о том, что огонь бывает другом , а бывает и врагом .
Формировать навыки безопасности в быту, на природе.
Учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.
Дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности;
Закрепить знание у детей домашнего адреса;
Научить набирать номер 01 на телефонном аппарате, разговаривать с дежурным пожарной части;
Развивать физические качества, быстроту, ловкость.
Методические приёмы :
Игровой,
Наглядный,
Словесный (загадка, стихотворение) .
Интеграция областей : Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Предварительная работа : Чтение литературных произведений :
рассказы «Пожар» , «Пожарные собаки» Л. Толстого;
«Пожар» , «В дыму» , «Пожар в море» Б. Житкова; «Кошкин дом» С. Маршака;
Беседа о профессии «Пожарный» ;
Рассматривание плакатов по правилам пожарной безопасности;
Разучивание стихотворений;
Отгадывание загадок об огне.
Материал : Иллюстрации из серии «Пожар» ; игрушки серия «Пожарная часть» ; Кукла «Пожарник» ; для эстафеты : ведра, мячики, веревка, обручи, кегли.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :
Отец горяч и красен, бывает не опасен.
Накормишь – живет, напоишь – не умрет,
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает.
Дети : (Огонь )
Воспитатель : Ребята, я хочу рассказать вам про огонь . Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди.
– Как вы думайте. Отчего возникают пожар? Ответы детей. (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.)
– Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило : дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара.
Ростом спичка – невеличка.
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
Просмотр презентации : «Огонь друг и враг » .
Воспитатель : – Давайте представим себе, что в вашем доме случилась беда – пожар, а вы дома остались одни.
– Чем бы вы стали тушить огонь ? (Водой, накрыть одеялом.)
– А куда бы вы обратились, если бы поняли, что сами не справитесь с огнем? (Нужно позвонить в пожарную часть.)
– А какой номер пожарной части нужно набрать? (01.)
Показать иллюстрацию.
Сам не справился с пожаром –
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
01 звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело.
Вот если бы у меня в доме возник пожар и я не могла бы сама его потушить, то я бы набрала по телефону номер 01, затем сказала, что у нас в квартире пожар, назвала свой домашний адрес, фамилию и имя. Посмотрите, у нас в группе тоже есть телефоны. Давайте попробуем вызвать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в доме которого беда – пожар.
Диалог между пострадавшим и дежурным части. Пригласить двоих детей. Обратить внимание детей, как важно знать для этого свой домашний адрес и номер телефона.
Воспитатель. Ребята, позвонили вы по телефону, сказали, что в квартире пожар, и что вы будете делать дальше? (Ответы детей.)
Обобщая ответы детей, нужно отметить, что во время пожара следует соблюдать правила поведения :
Немедленно покинуть помещение, где возник огонь , и закрыть за собой дверь.
Двигаться к двери ползком или прогнувшись к полу – внизу меньше дыма.
Не прятаться под кровать. Диван, стол и т. д.
Звать на помощь соседей и прохожих.
Когда приедут пожарные. Во всем слушаться и не бояться. Они лучше вас знают, как вас спасти.
Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель. Ребята, выходите в круг, и мы поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, и тот, кому брошу мяч, должен его закончить.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой (пожар) .
Раз, два. Три, четыре.
У кого пожар (в квартире?
Дым столбом поднялся вдруг .
Кто не выключил (утюг?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками (играл?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто белье сушил над (газом?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег (траву?
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые (предметы?
Помни каждый гражданин
Этот номер … (01?
Работа с иллюстрациями, предметами.
Дети подходят к столу, где размещены иллюстрации из серии «Пожар» и игрушки : пожарные машины, пожарная часть, огнетушитель, шлем, игрушечные пожарники.
– А вы знаете, ребята, что в пожарной части работают смелые, сильные и, конечно, добрые люди, которые не жалеют своей жизни ради спасения других .
– Как называется машина, на которой пожарные выезжают на пожар?
– Для чего на машине специальные мигалки и сирены?
Обратить внимание на одежду пожарных, на средства тушения пожара. Отметить, что в каждой группе детского сада есть огнетушитель. И мы, взрослые, все умеем им пользоваться.
Показать детям дымоулавливатель, объяснить, для чего он нужен в каждом помещении.
Воспитатель. Ребята, а как вы думайте, какими качествами должен обладать пожарный? (Должен быть ловким, быстрым, выносливым, смелым.) Я и вам предлагаю проявить эти качества в игре-эстафете.
Игра «Мы – помощники пожарных»
Деление на 2 команды.
Задания для игры :
1.«Не промахнись» - эстафета для всех.
В центре круга (обруча) стоит ведро, куда надо попасть теннисным шариком. Сколько шариков будет в ведре, столько очков у команды.
2. Эстафета с водой - Команды в полном составе. Ходьба по веревочке с ведрами (в них немного воды) . Задание выполняют все по очереди. Вода не должна проливаться на пол.
3. «Лучший водитель пожарной машины» - по одному участнику.
По сигналу играющие должны смотать палочку-шнур, привязанный к пожарной машине. Побеждает тот, чья машина быстрее приблизится к игроку.
4. «Кто быстрей» - прокати мяч между кеглями, задание выполняют все по очереди.
Наши соревнования закончены. Вы все молодцы. Отлично посоревновались, много узнали о пожарной безопасности. Давайте поаплодируем команде победителей нашей эстафеты.
Ткачева Татьяна
Досуг «Огонь - друг и враг человека»
Досуг с детьми старшего дошкольного возраста
«Огонь - друг и враг человека».
Цель: отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности.
Воспитатель 1 : отгадав мою загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить: Рыжий зверь в печи сидит
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
Воспитатель 1 : Огонь – давний друг человека. Скажите, ребята, как человек и огонь дружат?
(ответы детей)
Воспитатель 2 : Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям.
Воспитатель 1 : Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня,
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
Воспитатель 2 : Но огонь может быть страшным и злым. Тогда он становится врагом человека. Назовите примеры.
ответы детей)
Воспитатель 1 : Да, злой огонь вызывает пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей.
Воспитатель 2 : Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать!
От огня несдобровать.
Воспитатель 1: Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома всё кругом,
И, взметнувшись до небес,
Перекинуться на лес.
Воспитатель 2 : Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда
Это помните всегда!
Воспитатель 1 : сегодня мы выясним, кто больше знает о свойствах огня и мерах предосторожности при пользовании им. Перед началом соревнований проведём опрос - викторину:
1. Кто такие пожарные?
2. Какой номер телефона нужно набирать в случае пожара?
3. Какие огнеопасные предметы вы знаете?
4. В квартире много дыма, как необходимо себя вести?
5. Какого цвета пожарная машина?
6. Какой пожарный инвентарь есть в детском саду?
7. Для чего при пожаре нужен песок?
Дети каждой группы делятся на 2 команды
Воспитатель 2:
Задание 1.
На столах перед командами лежат разрезные карточки с цифрами 01, из них нужно правильно и быстро составить номер телефона пожарной охраны.
Воспитатель 1:
Задание 2.
Воспитатель: Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки.
Стоит дом, пятьдесят сестричек в нём, посоветую я детям – не играйте с домом этим (спички).
Красная корова всю солому поела (огонь).
Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай (огонь).
Шипит и злится, воды боится; с языком, а не лает; без зубов, а кусает (огонь).
Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг, не смотри, не жди, не стой, а залей его (водой).
Воспитатель 2:
Задание 3. Эстафета «Спаси куклу»
Ведущий: Напоминает детям правила поведения при возникновении пожара: нельзя прятаться под кроватями и в других труднодоступных местах, выбираться из задымленного помещения, нужно как можно ниже пригибаясь к полу. На финише расположены куклы.
Игроки каждой команды поочерёдно должны проползти, «спасаясь от дыма», под большими стульями до «места пожара», бережно взять в руки куклу и «вынести из огня», совершив обратный путь под большими стульями.
Выигрывает команда, которая быстрее «спасёт» кукол.
Воспитатель 1: «Собери спички»
Команды собирают спички в коробочки.
Воспитатель 2: «Потуши пожар»
На определенном расстоянии от детей ставятся 2 стульчика – он изображает огонь. Участники каждой команды добегает с ведром до стульчика, имитирует тушение огня – опрокидывает ведро и бежит обратно. Побеждает команда, которая быстрее «потушит огонь».
Воспитатель 1: А сейчас предлагаю всем вместе поиграть.
Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!» или промолчать, будьте внимательны.
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
Воспитатель 2: А сейчас я буду произносить фразу и, если вы со мною согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны – сидите тихо.
Уходя из дома, необходимо гасить свет.
Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.
Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.
Если случится пожар, я позвоню по телефону «25»
Воспитатель 1: А сейчас Тестирование.
1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире?
А) попытаться самому потушить огонь?
Б) позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.
В) позвать на помощь соседей.
2. Как поступить, если младшая сестра или брат от страха перед огнём и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?
А) Вытащить их оттуда и вынести из квартиры.
Б) позвать на помощь взрослых и вынести малышей.
В) Поскорей убежать из квартиры.
3. Что делать, если в квартире появился дым?
А) Обмотать лицо мокрой тканью и по быстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись.
Б) Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился.
4. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не было пожара?
А) Соблюдать правила пожарной безопасности.
Б) Не пользоваться электроприборами.
В) Во всех комнатах расставить бочки с водой.
Воспитатель 2: Молодцы, ребята, вы прошли тестирование. Соблюдайте всегда правила противопожарной безопасности и дружите с огнем, никогда его не злите, чтобы он не превратился в вашего врага.
Публикации по теме:
Нет сомнений в том, что обучение детей правилам пожарной безопасности в наше время очень важно. Воспитывать навыки осторожного обращения.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг» Тема: «Огонь – друг, огонь - враг». (старшая группа) Цель: расширение представлений детей о правилах поведения с огнем и формирование навыков.
Конспект НОД по безопасности, коммуникации, физической культуре в подготовительной группе «Огонь - друг, огонь - враг» Выполнила: Калижникова С. М. Задачи: Углублять и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения. Развивать связную речь,.
Конспект ООД ОО «Познавательное развитие» Формирование основ безопасности поведения дошкольников «Огонь-друг, огонь-враг» Тема: «Огонь – друг, огонь - враг» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: уточнить,.
Огонь – друг и враг.Огонь издавна был другом человека. Когда-то, давным-давно, Прометей похитил у Зевса священный огонь и отдал его людям. И вот с тех самых пор огонь является неизменным и вечным спутником человека, будучи одновременно его врагом и другом. Наши предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, приручали огонь, поселяли в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить еду. Огонь спасал от холода. Человек считал огонь божеством и поклонялся ему.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества, но другом и помощником быть не перестал. Как и в древности , он согревает нас, помогает готовить еду: иногда на костре в походе, а чаще всего на газовой плите или в деревенской печке. Велика сила огня!
Но если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Это происходит, когда огонь вырывается из-под контроля, возникает пожар. Пожар – не случайность, а результат беспечности человека. Будьте осторожнее и аккуратнее с огнем!
Чуканов Егор, 5-б
Когда огонь враг.
Мы часто не задумываемся над тем, какие последствия происходят из-за нашего равнодушия к людям, к природе, к животным.
Нечаянно брошенная сигарета, спичка приводят к страшным последствиям. В огненной буре гибнут люди , животные, насекомые. Лес, который дает нам кислород, питает нас, дарит красоту, вынужден терпеть наши необдуманные поступки.
За последние три года в огненной пасте уничтожено более двухсот тысяч гектар леса. В огне погибло двадцать три тысячи ни в чем неповинных животных: лис, лосей, ежей, волков. Уничтожая лес, люди будут ощущать нехватку кислорода, лесных водоемов. Не спасая животных, люди нарушают природное равновесие, что может привести к исчезновению животных. Станет много насекомых – опять проблемы для человека. Лес перестанет дарить нам необыкновенную красоту и птичью трель.
В жизни человека огонь играет большую роль. Человек обеспечил себя с помощью огня теплом. Огонь приводит в движение машины, самолеты. Но неосторожное обращение с огнем приводит к пожару . Часто пожары бывают в домах и на дачах, из-за этого сгорает имущество людей и сами здания. Причиной пожара могут быть дети, которые играют со спичками, в результате чего сами погибают в огне. Летом в жаркую погоду в лесах возникают пожары, из-за этого гибнут деревья, животные, растения. Наносится большой вред экологии. Огонь – это страшная сила!
Маконков Матвей, 5-б