Опека устанавливается над гк рф. Гражданский кодекс Российской Федерации

Освобождение несовершеннолетних от наказания

Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания определены в ст. 92 УК РФ. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением следующих принудительных мер воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно- воспитательное учреждение закрытого типа. В ч. 2 ст. 92 УК РФ разъясняется, что помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Заметим, что помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не названо в ч. 2 ст. 90 УК РФ, содержащей перечень принудительных мер воспитательного воздействия. В отличие от последних, данная мера применяется только к лицу, осужденному за совершение преступления. Некоторые ученые рассматривают помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как меру безопасности (Н. В. Щедрин, А. А. Нечепуренко).

Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении. Определяемый срок содержания в учреждении не зависит от срока наказания, предусмотренного санкцией статьи УК РФ, по которой квалифицировано деяние несовершеннолетнего.

При этом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение только до достижения им 18 лет и не более чем на три года.

Освобождение от наказания в виде лишения свободы, назначенного несовершеннолетнему за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, с помещением его в специализированное учебно- воспитательное учреждение закрытого типа как принудительная мера воспитательного воздействия может быть осуществлена судом и позднее. Этот вопрос подлежит рассмотрению судом при исполнении приговора. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний нс нуждается более в применении данной меры либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении.

Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении нс может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего.

В соответствии с ч. 5 ст. 92 УК РФ не подлежат освобождению от наказания несовершеннолетние, совершившие тяжкие преступления против личности и террористической направленности, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 111, ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 127, ч. 2 ст. 131, ч. 2 ст. 132, ч. 4 ст. 158, ч. 2 ст. 161, ч. 1 и 2 ст. 162, ч. 2 ст. 163, ч. 1 ст. 205.1, ст. 205.2, ч. 2 ст. 205.4, ч. 1 ст. 206, ч. 2 ст. 208, ч. 2 ст. 210, ч. 1 ст. 211, ч. 1 и 2 ст. 223, ч. 1 и 2 ст. 226, ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 и 2 ст. 229, ст. 360 УК РФ.

В соответствии со ст. 93 УК РФ условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия: не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление; не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление. Таким образом, к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, должны применяться сокращенные сроки условно-досрочного освобождения от наказания в виде лишения свободы. При этом необходимо выяснять наличие для этого фактических оснований, определенных в общих нормах - ст. 79 УК РФ и ст. 175 УИК РФ.

Администрация учреждения, в котором несовершеннолетний осужденный отбывает наказание, вместе с его ходатайством об условно-досрочном освобождении направляет в суд характеристику. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в период отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, о возмещении причиненного преступлением вреда, а также заключение администрации о целесообразности условнодосрочного освобождения. При рассмотрении ходатайства судом должно быть установлено, что несовершеннолетний для своего исправления не нуждается полном в отбывании наказания, а также возместил полностью или частично вред, причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. При этом несовершеннолетний может быть полностью или частично освобожден от отбывания дополнительного наказания. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного несовершеннолетнего обязанности, которые должны им исполняться в течение неотбытой части наказания. При этом следует учитывать особенности возраста несовершеннолетнего, его трудоспособность и состояние здоровья. Суд может обязать несовершеннолетнего не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

В отношении иных видов наказаний к несовершеннолетним осужденным могут быть применены общие положения ст. 80 УК РФ о замене неотбытой части наказания более мягким видом. Суд должен учитывать поведение осужденного в течение всего срока отбывания наказания. При замене наказания суд может избрать любой более мягкий вид, но с учетом определенных в ст. 88 УК РФ видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

При освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности эти сроки сокращаются наполовину в сравнении со сроками, установленными в ст. 78 и 83 УК РФ для совершивших преступления взрослых. Несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: а) один год после совершения преступления небольшой тяжести; б) три года после совершения преступления средней тяжести; в) пять лет после совершения тяжкого преступления; г) семь лет и шесть месяцев после совершения особо тяжкого преступления. Если по истечении указанных сроков вступивший в законную силу обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение, осужденный этим приговором несовершеннолетний освобождается от наказания. Сроки давности приостанавливаются, если привлекаемый к уголовной ответственности несовершеннолетний уклоняется от следствия или суда, а осужденный - от отбывания наказания. Течение сроков давности возобновляется с момента задержания осужденного или его явки с повинной.

Осужденный несовершеннолетний может быть освобожден от наказания лишь в том случае, если приговор не был исполнен по не зависящим от него причинам. При применении положений о приостановлении сроков давности в случае уклонения несовершеннолетнего, совершившего преступление, от следствия или суда необходимо проверять его доводы о том, что он не уклонялся от следствия и суда, в том числе и тогда, когда в отношении него объявлялся розыск. Под уклонением лица от следствия и суда следует понимать такие действия подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, которые направлены на то, чтобы избежать задержания и привлечения к уголовной ответственности (например, намеренное изменение места жительства, нарушение подозреваемым, обвиняемым, подсудимым избранной в отношении его меры пресечения, в том числе побег из-под стражи). Отсутствие явки с повинной несовершеннолетнего в случае, когда преступление не выявлено и не раскрыто, не является уклонением от следствия и суда.

Сроки погашения судимости, предусмотренные ч. 3 ст. 86 УК РФ, для лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет, сокращаются и соответственно равны: а) шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы; б) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

в) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 95 УК РФ).

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних предусмотрены в УК РФ?
  • 2. Раскройте содержание системы наказаний несовершеннолетних.
  • 3. Какие существуют особенности освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних?
  • 4. Назовите особенности освобождения от наказания несовершеннолетних.
  • 5. Дайте характеристику принудительным мерам воспитательного воздействия.

К несовершеннолетним применяются как общие виды освобождения от наказания, так и дополнительные виды освобождения от наказания, применяемые только к несовершеннолетним. При применении первых учитываются особенности их применения к несовершеннолетним.

Несовершеннолетний может быть освобожден от наказания по общим нормам: в связи с условным осуждением; в связи с условно-досрочным освобождением; в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким; в связи с изменением обстановки; в связи с болезнью; в связи с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; в связи с истечением сроков давности исполнения приговора; по амнистии; в связи с помилованием. Срок давности при этом сокращается наполовину.

Судебная практика показывает, что условное осуждение применяется к несовершеннолетним чаще, чем осуждение к реальному отбыванию наказания, т.е. применяется как правило, а не как исключение. Условное осуждение целесообразно применять к совершеннолетним и близким к достижению совершеннолетия лицам, совершившим преступление до достижения совершеннолетия, если, назначив наказание в виде исправительных работ или лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания. Пленум Верховного Суда в постановлении от 14.02.2000 № 7 разъяснил: «При назначении несовершеннолетнему наказания с применением статьи 73 УК РФ судам в каждом случае следует обсуждать вопрос о возложении на условно осужденного исполнения определенных обязанностей».

В соответствии с ч. 6.2 ст. 88 УК в случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено наказание в виде условного осуждения, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд, с учетом обстоятельств дела и личности виновного, может повторно принять решение об условном осуждении. При этом на несовершеннолетнего должны быть возложены обязанности, указанные в ч. 5 ст. 73 УК.

Статья 93 УК устанавливает сокращенные сроки, после отбытия которых несовершеннолетний может быть условно-досрочно освобожден от отбывания наказания. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте после фактического отбытия: а) не менее 13срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой, средней тяжести или тяжкого преступления; б) не менее 23 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Наряду с общими видами освобождения от наказания в отношении несовершеннолетних ст. 92 УК предусмотрены дополнительные виды:

  • 1) освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, не связанных с помещением в специальное учреждение (ч. 1 ст. 92 УК);
  • 2) освобождение от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. 2 ст. 92 УК).

Оба вида освобождения несовершеннолетнего от наказания в соответствии со ст. 92 УК являются безусловным освобождением от наказания. Освобождение от наказания по ст. 92 УК может быть отменено только в результате пересмотра приговора суда в кассационном, надзорном порядке либо по вновь открывшимся обстоятельствам (например, в случае применения этой нормы к несовершеннолетнему, совершившему разбой, изнасилование, участие в массовых беспорядках или другое тяжкое преступление, в случае подкупа свидетелей и т.п.). В соответствии с ч. 2 ст. 86 УК несовершеннолетний, освобожденный от наказания по ст. 92 УК, считается несудимым. Поэтому для применения наказания в случае «злостного несоблюдения» он вновь должен быть осужден за то же преступление, что противоречит принципу справедливости, закрепленному в ст. 6 УК, в части правила: «Никто не может нести уголовную ответственность дважды заодно и то же преступление».

Уголовная ответственность несовершеннолетнего, освобожденного от наказания на основании ст. 92 УК полностью реализуется актом осуждения несовершеннолетнего. В случае совершения несовершеннолетним нового преступления он не может быть наказан за преступление, от наказания за которое он был освобожден с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Совершение лицом преступления, от наказания за которое он был освобожден по ст. 92 УК, не влечет судимости несовершеннолетнего и не может учитываться при назначении наказания и при квалификации содеянного в случае совершения нового преступления. Однако необходимо учитывать, что факт совершения преступления после освобождения от наказания по ст. 92 УК является обстоятельством, характеризующим личность преступника.

Формальными основаниями применения освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, не связанного с помещением в специальное учреждение, являются: 1) совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести; 2) осуждение его за это преступление. Закон не определяет материального основания применения этого вида освобождения от наказания. Таким основанием является возможность исправления несовершеннолетнего без применения к нему уголовного наказания. Последствием освобождения несовершеннолетнего от наказания в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК является применение к нему принудительных мер, предусмотренных ст. 90 УК (предупреждение, передача под надзор, обязанность загладить ущерб, ограничение досуга и установление особых требований).

Часть 2 ст. 92 УК предусматривает возможность освобождения лица от наказания с помещением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Особенностями этого вида освобождения от наказания являются: особо жесткие правоограничения, связанные с помещением несовершеннолетнего в специальное учреждение; особые основания применения этой меры.

Формальным основанием применения этой меры является: 1) совершение несовершеннолетним преступления средней тяжести или тяжкого преступления; 2) его осуждение за совершение этого преступления. Недопустимо освобождение от наказания по ч. 2 ст. 92 УК лица, совершившего преступление небольшой тяжести или особо тяжкое преступление. Кроме того, ч. 4 ст. 92 УК содержит перечень тяжких преступлений, освобождение от наказания, за совершение которых на основании ч. 2 ст. 92 УК не допускается (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, квалифицированные виды истязания, изнасилования и др.).

Материальным основанием применения этой меры является возможность исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода, путем помещения его в специальное учреждение.

Не каждое нарушение закона влечет за собой привлечение к уголовной ответственности виновного. В юридической практике есть много случаев, когда виннового освобождают от несения наказания. Одним из таких случаев есть освобождение несовершеннолетних от наказания. Основанием для освобождения несовершеннолетнего от отбывания кары, есть статья 92 УК РФ. Согласно ее содержимому, подросток не несет высокий уровень опасности общественным отношением и его исправления можно добиться другими уголовно – правовыми методами.

На территории Российской Федерации, уголовная ответственность начинается с 16 лет, с четырнадцати лет, подросток может привлекаться к наказанию и ответственности за убийство, умышленное причинение среднего и тяжкого вреда здоровью, а также за изнасилование, грабеж и ряд других тяжелых статей. Если на момент совершения преступления подростку не исполнилось 14 лет, то он не будет отвечать перед законом, вне зависимости от того, какое преступление совершил. В случае если подростку исполнилось 14 и, соответственно 16 лет на момент преступления, но он отстает в психологическом развитии, не связанном с психическим расстройством или болезнью, то он к ответственности тоже не будет привлечен.

Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания заключаются в том, что обязательно должно быть, хотя бы одно из таких оснований:

При наличии вышеперечисленных условий, уголовное производство закрывает следователь, прокурор или судья. После закрытия дела, следователь обязан отправить материалы из уголовного производства в комиссию по делам несовершеннолетних, которая и будет решать, какое же воспитательное воздействие применить, касательно конкретного субъекта преступления.

Если же освобождение от ответственности происходит в процессе судебного разбирательства, то судья может сам назначить меру воздействия. При этом желание подростка и его родителей, не учитываются. Мера воспитательного воздействия обязательна для выполнения.


Согласно ст. 92 УК РФ ч. 2 существуют такие виды освобождения несовершеннолетних от наказания:

  • освобождение с применениями мер воспитательного воздействия – мера ответственности используется, если подросток совершил преступление небольшой и средней тяжести, а характеристики из места обучения и от других граждан, говорят о том, что несовершеннолетнего можно исправить без использования строгих мер воздействия. Судья выносит обвинительный приговор, но не назначает помещение подростка в специализированное учреждение. К нему применяются определенные меры воздействия, за выполнением которых, следит судья;
  • освобождение с помещением несовершеннолетнего в воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение – используется, если подросток совершил преступление средней или большой тяжести. При этом в ходе судебного разбирательства выясняется, что достичь цели – исправления преступника, возможно только, поместив его в воспитательный центр;
  • освобождение от продолжения отбывания наказания – это условно – досрочное освобождение. Оно используется после фактического отбывания наказание. То есть может быть применено к подростку, который какое-то время находился в исправительном центре, но исправился раньше назначенного срока. Условия условно-досрочного освобождения для несовершеннолетних в УК РФ не указываться, так как они такие же, как и для взрослых.

Согласно ст. 92 УК РФ, отдельную группу несовершеннолетних составляют дети, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления с особой жестокостью. Они не подлежат исправлению в воспитательных учреждениях, их отправляют в детскую колонию. Каждый вид освобождения от ответственности имеет индивидуальный характер применения, и напрямую зависит от преступления, которое совершил подросток.

Придерживаясь нормы ст. 92 УК РФ с комментариями, в случае регулярного невыполнения установленных правил и игнорирование назначенных воспитательных мер подростком, его дело отправляют назад в суд, и будет приниматься решение о привлечении его к ответственности за ранее совершенное преступление.

Процедура освобождения от ответственности


Вопрос об освобождении подростка от ответственности имеет множество тонкостей, и напрямую зависит от того, на какой стадии происходит решение подобного вопроса – в процессе судебного разбирательства или досудебного расследования. В любом случае, решение принимает судья, издав соответствующее постановление.

Подросток может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с раскаянием (комментарий к ст. 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим или в связи с изменением обстановки. Не редко подсудимый подросток освобождается от ответственности в связи с истечением сроков давности дела, это регламентирует статья 78 УК РФ.

При наличии одного из вышеперечисленных фактов, прокурор на стадии досудебного разбирательства, составляет соответствующее ходатайство об освобождении от ответственности, и подает судье на рассмотрение. Особенность освобождения от наказания в том, что перед подачей ходатайства в суд, прокурор обязан ознакомить с ним потерпевшую сторону, и спросить мнение, костально освобождения от ответственности подростка. Если потерпевший будет настаивать на ответственности несовершеннолетнего, прокурор не подает ходатайство, а дальнейшую судьбу подростка, будет решать судья, непосредственно на заседании.

В случае если подросток уже привлекался к освобождению от наказания, не исправлялся, или привлекался к ответственности не меньше трех раз, на протяжении года, освобождение от ответственности, больше не происходит, и ему грозит реальное наказание.

Если началось рассмотрение дела по преступлению, совершенному подростком, то судья должен немедленно рассмотреть ходатайство об освобождении от ответственности, если оно будет подано прокурором или стороной защиты. После рассмотрения ходатайства, судья может одобрить прошение и освободить малолетнего преступника от ответственности, но при этом, ему может быть назначено одно из таких наказаний:

  1. Вынесено предупреждение.
  2. Осуществлена передача подростка под надзор родителей или их заменяющих лиц.
  3. Передача подростка под контроль специализированного государственного органа.
  4. Возложение обязанности на подростка и его родителей, компенсировать ущерб потерпевшей стороне.
  5. Ограничение досуга подростка и соблюдение им особых требований к поведению.

Меры пресечения могут использоваться раздельно или же все вместе. В постановлении судьи указываются сроки пребывания под контролем, по их истечению несовершеннолетний может продолжить свою привычную жизнь, без всяких ограничений. Срок нахождения в воспитательных учреждениях не должен превышать срок максимального наказание за совершенное преступное деяние. Наказание назначают, как правило, от 2 до 5 лет пребывания в центре. Освобождение несовершеннолетнего от наказания может произойти до истечения данного срока, если будет установлено, что подросток исправился раньше, и более удерживать его в стенах исправительного центра, нет нужды. Иногда, суд может и продлить пребывание малолетнего преступника в воспитательном центре, если он вел себя неподобающе, нарушал режим или ему нужно закончить профессионально техническое образование.

Важно отметить, что если ранее освобожденный от ответственности подросток вновь совершает преступление, то не может учитываться факт привлечения к ответственности при избрании ему меры наказания, за вновь совершенное преступление. Кроме того, факт привлечения к ответственности не может выступать в качестве характеристики личности подростка. В биографии подростка не останется следа о привлечении к уголовной ответственности, если от нее он был освобожден в судебном порядке.

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 31 ГК РФ

1. Комментируемая статья не содержит определения понятий «опека» и «попечительство». В соответствии со ст. 2 Закона об опеке опекой признается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

В свою очередь, попечительство — это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Природа опеки и попечительства определена как устройство гражданина, под которым следует понимать закрепление органами государственного управления (или местного самоуправления) за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(-ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе лица. Опека и попечительство являются разновидностями социальной заботы наряду с патронажем, усыновлением и иными явлениями социальной и правовой действительности.

2. Опека или попечительство назначаются недееспособным (гражданам, признанным судом недееспособными по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК), а также не полностью дееспособным лицам. К последним относятся несовершеннолетние граждане и граждане, ограниченные судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

Недееспособным может быть признан в судебном порядке гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека.

Ограничен судом в дееспособности может быть гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Ему назначается попечитель.

В соответствии с п. 3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство в отношении несовершеннолетних лиц устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Кроме того, в соответствии со опекун может быть назначен ребенку несовершеннолетних родителей.

3. В комментируемой статье установлено соотношение норм, регулирующих отношения по опеке и попечительству.

Отношения, связанные с опекой и попечительством, регулируются ГК РФ, Законом об опеке и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приоритет среди всех нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, имеет ГК РФ.

Особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними урегулированы СК РФ и принимаемыми в соответствии с ним актами семейного законодательства.

Кроме того, допускается принятие законов субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Закона об опеке). При этом необходимо иметь в виду, что законы субъектов Федерации, регулирующие отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, могут быть приняты в двух случаях:

1) по вопросам, прямо отнесенным к ведению субъектов Федерации Законом об опеке. Такие случаи названы в ст. ст. 7, 8, 14, 16, 26, 27, 31 Закона;

2) по вопросам, непосредственно не урегулированным Законом об опеке. Так, например, законом субъекта Федерации могут быть определены порядок и формы так называемого психолого-педагогического сопровождения семей, принявших детей под опеку или попечительство по договору (приемных семей, патронатных семей).

Однако в законах субъектов Российской Федерации не могут присутствовать нормы гражданского права, поскольку ст. 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к исключительной компетенции Российской Федерации. В частности, субъекты Федерации не вправе своими законодательными актами регулировать права и обязанности, ответственность сторон по договору о приемной или патронатной семье (опека по договору, «платная» опека).

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона об опеке нормы, которые содержатся в законах субъектов Федерации и регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, не должны противоречить Закону об опеке.

4. Пункт 4 ст. 31 ГК РФ фактически предусматривает существование особого института законодательства — законодательства об опеке и попечительстве. К числу отношений, входящих в предмет законодательства об опеке и попечительстве, Законом об опеке отнесены следующие:

1) отношения по установлению опеки и попечительства, возникающие с того момента, когда выявлено в предусмотренном законом порядке нуждающееся в опеке или попечительстве лицо и принято решение о передаче его именно под опеку (попечительство), а не, например, о помещении под надзор специализированной организации (детского дома, психиатрического учреждения и пр.).

К этой группе относятся предшествующие установлению опеки отношения, которые заключаются в отборе лиц, желающих принять обязанности по опеке (попечительству), и установлении соответствия этих граждан требованиям, предъявляемым законом. На данном этапе орган опеки и попечительства обязан в кратчайшие сроки подобрать кандидатуру опекуна или попечителя, а также проверить обстоятельства, которые могут помешать осуществлению опеки (попечительства) кандидатом в опекуны.

Кроме того, в эту группу входят и отношения по непосредственному установлению опеки (попечительства), складывающиеся между органом опеки и попечительства и конкретным лицом, изъявившим желание стать опекуном (попечителем). Кандидат в опекуны (попечители) обращается к органу опеки и попечительства с заявлением либо получает от него предложение стать опекуном (попечителем). Завершаются эти отношения назначением опекуна (попечителя);

2) отношения по осуществлению опеки и попечительства. Данные отношения длятся с момента установления опеки и попечительства до момента их прекращения. В них участвуют органы опеки и попечительства, опекуны (попечители), доверительные управляющие имуществом подопечных, а в отдельных случаях и сами подопечные. Отношения по осуществлению опеки и попечительства — центральные в предмете института. Они состоят в выполнении опекунами (попечителями) возложенных на них обязанностей, а также в надзоре органа опеки и попечительства за деятельностью опекунов (попечителей);

3) отношения, связанные с прекращением опеки и попечительства. В целях максимальной охраны интересов подопечного в институте опеки и попечительства присутствуют также нормы об основаниях, порядке и последствиях прекращения опеки (попечительства). Поскольку данная форма устройства граждан является временной, закон четко закрепляет причины, по которым она прекратится.

К этой группе отношений относятся также и случаи, когда действиями или бездействием опекуна (попечителя) либо органа опеки и попечительства личности или имуществу подопечного причинен вред. Нормы об ответственности за вред, причиненный подопечному, тоже относятся к институту опеки и попечительства, поскольку тесно связаны с осуществлением опеки, надлежащим исполнением обязанными лицами и органами возложенных на них обязанностей.

5. Комментируемая статья очерчивает наиболее важные задачи опеки и попечительства. Более подробно они определены в Законе об опеке. Задачи института предопределены назначением опеки и попечительства как индивидуальных форм устройства граждан. Центральная из них — защита прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством. Все действия, предпринимаемые как опекуном или попечителем, так и органами опеки и попечительства и другими органами, организациями и лицами, должны быть направлены на обеспечение прав и интересов находящегося под опекой или попечительством гражданина. Этой задачей обусловлено содержание комплекса прав и обязанностей опекунов и попечителей, органов опеки и попечительства, ею предопределены и нормы об ответственности указанных субъектов.

Столь же важной является задача обеспечения своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства. Эта задача носит организационный характер, и ее осуществление требует усилий органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку недостатки в психической деятельности лица или малолетство, как правило, не позволяют гражданину самому обратиться за помощью и попросить организовать его устройство.

Обеспечить своевременное выявление недееспособных или не полностью дееспособных граждан весьма нелегко в условиях, когда законодательством практически не предусмотрена ответственность граждан и должностных лиц за неоказание лицам, нуждающимся в установлении опеки, необходимой помощи. Статья 5.36 КоАП позволяет привлекать к ответственности руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в случаях, когда перечисленные субъекты располагают сведениями о несовершеннолетнем, нуждающемся в устройстве в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако другие субъекты, располагающие сведениями об оставленном без надзора ребенке или гражданине, страдающем психическим расстройством, к подобной ответственности за несообщение сведений в орган опеки и попечительства привлечены быть не могут.

Обеспечение достойного уровня жизни подопечных представляет собой организацию мер, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица: в жилье, пище, одежде, медицинском уходе и пр., — как основы его нормальной жизнедеятельности. По общему правилу опекуны и попечители обеспечивают содержание подопечных за счет самих подопечных, однако большинство недееспособных или не полностью дееспособных лиц не имеют достаточных средств к существованию. В связи с этим деятельность органов государственной власти должна быть направлена на выявление потребностей подопечных и обеспечение их удовлетворения. При этом необходимо помнить, что важную роль в обеспечении достойного уровня жизни подопечных могут сыграть различные формы благотворительной деятельности.

В настоящее время специальные виды пособий в связи с пребыванием под опекой или попечительством предусмотрены исключительно для несовершеннолетних подопечных. В соответствии со ст. 148 СК РФ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Закона об опеке. Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном ст. 37 ГК РФ.

Таким образом, дети, находящиеся под опекой или попечительством, а также воспитывающиеся в приемной или патронатной семье, имеют право на вышеназванное пособие.

В иных случаях государственная поддержка лиц, находящихся под опекой или попечительством, может осуществляться на основании Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

Обеспечение государственной поддержки исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий — особенно актуальная задача. В настоящий период число лиц, нуждающихся в устройстве, значительно превышает число граждан, имеющих возможность осуществлять социальную заботу. Меры государственной поддержки должны быть разнообразны, а выбор конкретной меры по отношению к тому или иному лицу должен носить индивидуальный характер и зависеть от интересов, которые руководят лицом при осуществлении опеки. Безусловно, при безвозмездном осуществлении опеки (попечительства) в большей степени должны применяться положительные правовые последствия как имущественного, так и неимущественного характера. Такое поощрение может иметь и значение стимула для установления опеки (попечительства).

Обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности обозначены в Законе об опеке как одна из основных задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.

Представляется, что эта задача поставлена на будущее, так как ее выполнение состоит во всемерной поддержке не только опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства, но и всех иных лиц, органов и организаций, которые своей деятельностью способствуют сокращению числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также защите прав и интересов всех категорий подопечных.

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 32. Опека

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Статья 33. Попечительство

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Статья 34. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным "Об опеке и попечительстве".

2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Статья 35. Опекуны и попечители

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами.

О лицах, которые не могут быть назначены опекунами и попечителями см. также пункт 3 статьи 146 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ.

О Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство), см. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 N 542.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

4. Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных .

2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

4. Обязанности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности.

5. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного

1. Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным "Об опеке и попечительстве".

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного

1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.

Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

1. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

2. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства

1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.



Просмотров