Органы законодательной власти российской федерации. Органы законодательной власти РФ

В конституции Российской Федерации применяется совершенно различная терминология, в отношении законодательных и исполнительных органов государственного управления, но тем не менее функция которую они выполняют остается неизменной. В ч. 3 ст. 66 используется термин "законодательный орган автономной области, автономного округа", в ст. 77, в ч. 2 ст. 95 и ч. 2 ст. 97 - "представительный орган государственной власти". И наконец, в ст. 125, когда речь идет о праве запроса в Конституционный Суд РФ для дачи толкования Конституции РФ, вводится термин "органы законодательной власти субъектов Российской Федерации". Он же используется в ст. 136, где говорится об одобрении поправок к главам III - VIII Конституции РФ. В ч. 2 ст. 66 они именуются законодательными (представительными) органами. Аналогичный термин используется в ст. 104, где перечисляются субъекты права законодательной инициативы, и в ст. 134, где называются субъекты, имеющие право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

В Российской Федерации законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах -- законодательными собраниями (парламентами).

В законах четко указывается, что законодательный орган является единственным постоянно действующим и высшим органом управления Российской Федерации. Его наименование устанавливается с учетом национальных, исторических и прочих традиций субъектов Российской Федерации.

Законодательным и представительным органом является парламент. Его структура неоднородна и состоит из нескольких органов:

  • -состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы
  • -является постоянно действующим органом
  • -Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно
  • - заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)
  • -палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств
  • -члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления.

Однопалатные парламенты избираются на тайном голосовании и действуют не более чем 4 года.

На территории Российской Федерации только законодательные органы, функционал которых заключается в изменении, установлении и модификации законодательно правовых актов, имеют право вносить корректировки в действующее законодательство. В части. 2 ст. 5 Конституции РФ установлено, что на территории федерального значения - область, город, автономный округ, город федерального значения, имеют право вносить свои изменения в действующее законодательство, законодательные органы местного самоуправления.

Основные полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации установлены федеральным законом и в соответствии с его постановлениями субъекты РФ имеют право вносить свои корректировки и постановления в действующее законодательство. Федеральный закон не запрещает вносить изменения в Конституцию РФ и её уставы, осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации, и ее субъектов в пределах своих полномочий. Также субъекты РФ имеют право регулировать действующее законодательство и выполнять иные полномочия (в соответствии с поправкой от 6 октября 1999г.).

Законодательные органы субъектов Российской Федерации выполняют следующие функции:

  • 1) Принятие субъектами Российской Федерации законов и законодательно-правовых актов, которые регулировали взаимоотношения между гражданами, проживающими на территории РФ, при условии выполнения ими определенных обязательств, а также рассматривающие их права.
  • 2) Принятие законов субъектами РФ, которые регулируют муниципальную деятельность, общественные органы и объединения соответствующих субъектов Российской Федерации и проживающих на их территории граждан;
  • 3) Приоритетная функция законов, которые издают законодательные органы местного самоуправления субъектов РФ, выделяет их основную позицию перед органами исполнительной власти. Особое значение при этом имеет реализация социально-экономических программ, связанных с экономическим процветанием данного субъекта и вопросам, связанным с утверждением или назначением руководителей исполнительных органов. Но тем не менее законодательные органы принимают на себя определенно фактическое давление со стороны органов исполнительной власти, при внесении последними проектов правовых актов, касающихся социально - экономического развития и бюджетов, а также в иных случаях, когда они реализуют право на законодательную инициативу. Самостоятельную позицию органов законодательной власти нельзя рассматривать как абсолютную. У законодательных и исполнительных органов, по сути, определенные цели и задачи, поэтому они не должны противопоставляться друг другу.
  • 4) Определяющей основой законодательной власти является установление вполне четких ориентиров и законов по регулировке определенных норм и правил, действующих на территории субъектов РФ.
  • 5) Функциональная деятельность законодательных и исполнительных органов ограничена их территорией и не распространяется на другие субъекты РФ.
  • 6) Функциональная деятельность законодательных органов субъектов РФ зависит от аппарата управления, его аналитической структуры и правильности внесения корректировок в действующее законодательство, в соответствии с текущими обстоятельствами.
  • 7) Функциональная деятельность законодательных подразделений напрямую зависит от квалификации кадров и их профессионализма, поэтому стоит уделить особое внимание профессионально подготовке кадров.
  • 8) Функциональная деятельность законодательных органов определяется в публичной регламентации законов и нормативно правовых актов перед избирателями. В качестве примера можно привести - роспуск парламента.

Согласно законом субъекта Российской Федерации:

  • 1) Устанавливаются основы организации и деятельности законодательного органа субъектов РФ, в соответствии с Конституцией субъекта РФ.
  • 2) Утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
  • 3) Устанавливается, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ, порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъектов РФ и определяется порядок деятельности органов местного самоуправления.
  • 4) Утверждаются, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, программы социально-экономического развития субъекта РФ.
  • 5) Согласно федеральному закону к ведению субъектов РФ, устанавливаются налоги и сборы, а также порядок их взимания.
  • 6) Устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании их средств.
  • 7) Согласно действующему на территории субъектов РФ законодательству, устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.
  • 8) Утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти.
  • 9) Согласно действующему на территории субъектов РФ законодательству, устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ.
  • 10) Согласно действующему на территории субъектов РФ законодательству, устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ.
  • 11) Устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;
  • 12) Согласно действующему на территории субъектов РФ законодательству, утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ. А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001. С. 68; Сурков Д. Л.

Право на изменение и корректировку законов для субъектов Российской Федерации, а также законодательная инициатива, в первую очередь принадлежит депутатам. Депутаты избираются народным голосованием, проживают на территории субъекта и также являются гражданами Российской Федерации. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ.

Число депутатов устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Срок, на который избирается депутат, не может превышать более 5 лет до следующего переизбрания. Орган законодательной власти может считаться правомочным в том случае если в него входят не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Право на законодательную инициативу принадлежит также представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

Полномочия законодательного, либо представительного органа могут быть прекращены в том случае, если орган был распущен по решению суда либо прекращения его работы высшим должностным лицом.

Законодательный орган принимает конституцию (устав) и поправки к ней законы субъекта РФ, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ, осуществляет иные полномочия.

В соответствии с решением законодательных органов устанавливается порядок взимания и размер налогов, которые идут на развитие государственного, муниципального, регионального, либо федерального бюджета, а в дальнейшем тратятся на социальные нужды граждан Российской Федерации, устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица, утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура высшего исполнительного органа и пр. Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах.

Большинство законодательных органов рассматриваемых субъектов РФ являются однопалатными. Однако есть и двухпалатные (Свердловская область), причем выборы в одну палату проводятся на основе пропорционального представительства, а в другую - на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995).

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Государственная дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Государственную думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).

В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре преподавательской, научной и иной творческой деятельности Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник., М., «Юристъ», 2003..

1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

2. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации
1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ.

Наименование субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторически х, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Так, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным (представительным) органом государственной власти этой республики является Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея.

В Конституции Республики Тыва (ст. 62) законодательный (представительный) орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом , в Уставе (Основном Законе) Саратовской области (ст. 68) - областной Думой , в Уставе Чукотского автономного округа (ст. 28) - Думой Чукотского автономного округа и в Уставе Псковской области – Областное Собрание депутатов и т.д.

Большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ являются однопалатными .

Исключения составляют :


  • Башкортостан ,

  • Карелия ,

  • Парламент Кабардино-Балкарской Республики,

  • Саха (Якутия ),

  • Законодательное собрание Свердловской области,
имеющие две палаты.

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и Законодательной Палаты .

Законодательное Собрание Республики Карелия включает Палату Республики и Палату Представителей .

Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит из Совета Республики и Совета Представителей .

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики и Палату Представителей .

Законодательное собрание Свердловской области состоит из областной Думы и палаты представителей .

Число депутатов органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. В Ингушетии (ст. 57) ее Народное Собрание состоит из 27 депутатов, в Татарстане (ст. 90) Государственный Совет Республики − из 130 депутатов; в Рязанской области (ст. 30) областная Дума − из 36 депутатов, в Псковской области областное Собрание − из 44 депутатов 64 и т.д.

Конституция (устав) субъекта РФ устанавливает также срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ одного созыва, который не может превышать пять лет .

Например, в Республике Марий Эл (ст. 65) Государственное Собрание республики избирается сроком на четыре года. В Краснодарском крае Законодательное Собрание края также избирается на четыре года, в Псковской области Областное Собрание депутатов − на пять лет и т.д.

Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ самостоятельно устанавливается число депутатов , работающих на профессиональной постоянной основе.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является правомочным , если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

а) принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним, если иное не установлено конституцией субъекта РФ;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

в) осуществляет иные полномочия , установленные Конституцией РФ, ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъектов РФ.

^ Законом субъекта РФ:

а) утверждается бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

б) устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

д) устанавливаются налоги и сборы , установление которых отнесено к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания ;

е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждается заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

к) устанавливается порядок проведения выборов

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения ;

м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

н) регулируются другие вопросы , относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФк ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлениями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:


  • определяется порядок деятельности этого органа;

  • назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, ФЗ, конституцией (уставом) субъекта РФ;

  • назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

  • назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

  • оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимает участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

  • утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ;

  • назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

  • оформляются другие решения по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, ФЗ к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с федеральным законодательством , конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Так, согласно Конституции Кабардино-Балкарской Республики (ст. 101) к ведению Совета Республики относятся:


  • разработка и принятие законов по вопросам ведения, контроля за их исполнением;

  • первичное обсуждение республиканского бюджета ;

  • выдвижение обвинения против Президента Кабардино-Балкарской Республики для отрешения его от должности;

  • дача согласия Президенту Кабардино-Балкарской Республики на представление Генеральному прокурору РФ кандидатуры для назначения на должность прокурора Республики;

  • назначение на должности Председателя, заместителя, секретаря и судей Конституционного Суда Республики;

  • назначение (избрание) мировых судей Республики;

  • Республики;

  • толкование законов Республики;

  • наименование и переименование населенных пунктов;

  • утверждение указов Президента Республики о введении чрезвычайного положения в соответствии с ФКЗ;

  • назначение выборов в органы местного самоуправления;

  • иные вопросы ведения Республики , не отнесенные Конституцией к ведению Президента , парламента , Совета Представителей парламента, правительства , органов местного самоуправления и судебных органов Республики.
В соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики (ст. 102) к ведению Совета Представителей Парламента Республики относятся :

  • первичное обсуждение республиканского бюджета , внесение его на утверждение Парламента Республики;

  • дача согласия Президенту Республики на представление на назначение на должность и освобождение от должности председателя Национального банка Республики, начальника Государственной налоговой инспекции и начальника Таможни Республики;

  • обращение в Конституционный Суд Республики.
Порядок деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ определяется конституциями (уставами), а также законами субъектов РФ.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ избирают председателей , заместителей председателя законодательного (представительного) органа.

Народное Собрание Республики Дагестан для координации законодательной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний создает Президиум Народного Собрания в составе Председателя Народного Собрания, его заместителей и председателей комитетов Народного Собрания.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ работают в сессионном порядке . Сессии созываются по мере необходимости , но не реже двух раз в год.

Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ являются открытыми , за исключением случаев, установленных ФЗ , конституцией (уставом) субъект а РФ, законами субъекта РФ, а также регламентами или другими актами .

Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ определяется его регламентом или другими актами .

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (их палаты) образуют постоянные комитеты (комиссии).

На них возлагается :


  • разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов ;

  • контроль за исполнением законов и иных решений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
^ Порядок их деятельности устанавливается законодательным (представительным) органом. В необходимых случаях могут создаваться временные комиссии по вопросам, отнесенным к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти.

^ Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ принадлежит депутатам , высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено и другим органам, общественным объединениям, а также гражданам , проживающим на территории субъекта РФ.

Например, согласно Уставу Псковской области (ст. 22) правом законодательной инициативы в Областном собрании депутатов обладают депутаты , постоянные комитеты Областного собрания депутатов, депутаты Федерального Собрания РФ, избранные от Псковской области, губернатор , представительные органы местного самоуправления, областной суд , арбитражный суд, прокурор по вопросам своего ведения.

Законопроекты , внесенные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, рассматриваются в первоочередном порядке.

Законопроекты о введении или об отмене налогов , освобождении от их уплаты, применении финансовых обязательств субъекта РФ, другие законопроекты, предусматривающие расходы , покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в срок не менее четырнадцати дней либо при наличии заключения этого лица.

Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ним принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Законы, постановления субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.

Проект закона субъекта РФ рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не менее чем в двух чтениях.

Принятые Законы субъекта РФ направляются для обнародования высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в установленный срок .

Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано обнародовать закон субъекта РФ путем его подписания или издания специального акта , либо отклонить закон в срок, не превышающий четырнадцати дней .

В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта РФ закона субъекта РФ он может быть одобрен большинством не менее двух третей голосов депутатов.

Закон субъекта РФ в таком случае не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит обнародованию в установленный срок .

Конституция (устав) и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования .

Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования .

Конституция РФ, федеральные законы , конституция (устав) и законы субъекта РФ подлежат государственной защите на территории субъекта РФ.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия им решения о самороспуске в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;

б) роспуска его высшим должностным лицом субъекта РФ;

в) вступления в силу решения верховного суда субъекта о неправомочности данного созыва депутатов субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий ;

г) роспуска его в порядке и по основаниям , предусмотренным законом .

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия им конституции (устава) и закона субъекта РФ, другого нормативного правового акта , противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, установленного судом, если они не были устранены в течение шести месяцев .

В случае если законодательный орган власти субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт и судом установлено , что в результате уклонения законодательного органа субъекта РФ от принятия мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу власти субъекта РФ.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному органу власти субъекта РФ этот орган не принял мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект ФЗ о роспуске . Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть внесенный Президентом проект ФЗ.

Полномочия законодательного органа власти субъекта РФ прекращаются со дня вступления в силу ФЗ о роспуске .

Срок , в течение которого Президент РФ выносит предупреждение или вносит в ГД проект ФЗ о роспуске законодательного органа власти субъекта РФ не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда .

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы , которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий.

Депутаты законодательного органа власти субъекта РФ избираются гражданами РФ, проживающими на территории соответствующего субъекта РФ и обладающими активным и пассивным избирательным правом.

Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Условия осуществления депутатом депутатской деятельности :

устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

Так депутаты Думы Корякского автономного округа выполняют свои функции на профессиональной (постоянной, оплачиваемой) основе.

Депутаты в Амурской области работают в Совете народных депутатов с отрывом от основной деятельности на постоянной , оплачиваемой основе или без отрыв а от основной деятельности. Число депутатов, работающих на постоянной основе , устанавливается законом области.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть:


  • депутатом Государственной Думы,

  • судьей,

  • занимать иные государственные должности.
В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной основе , он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью , кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности , задержан , арестован , подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного органа власти субъекта РФ, кроме случаев задержания на месте преступления , а также подвергнут личному досмотру , за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности людей .

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается законодательным органом власти субъекта РФ по представлению прокурора субъекта РФ.

Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий .

Он освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок его депутатских полномочий.

Депутаты законодательных органов власти субъектов РФ объединяются в депутатские фракции или группы с учетом их политических и профессиональных интересов.

Полномочия депутатских фракций и групп , формы их деятельности определяются регламентами законодательных органов власти субъектов.
^ 2. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации
Всоответствии с положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам , действующим на территории субъектов РФ, относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов ; районные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

К судам субъектов Российской Федерацииотносятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи , являющиеся судьями общей юрисдикции.

Конституционные и уставные суды создаются в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя республики.


  • проверяют конституционность законов и нормативных правовых актов республики,

  • решают вопросы о конституционности политических партий ,

  • дают заключения о действиях главы государства ,

  • разрешают споры о компетенции ,

  • дают толкования республиканских конституций ,

  • рассматривают жалобы граждан на нарушение конституционных прав и др.
Хотя в различных республиках объем полномочий конституционных судов неодинаков, в целом их компетенция напоминает компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации .

В отличие от судов комитеты конституционного надзора не выносят окончательных решений о неконституционности законов , считая, что это позволяет парламенту самому решить соответствующий вопрос.

Состав конституционных судов и комитетов колеблется от трех (Бурятия) до семи человек (Кабардино-Балкария), их назначают или избирают законодательные органы республик .

Конституции устанавливают порядок назначения судей, возрастные критерии и т. д., причем часто закрепляемые условия отличаются от тех, которые закреплены в федеральных законах .

В других субъектах Российской Федерации (края, области и др.) судебные органы и требования к судьям закрепляются в соответствии с федеральным конституционным регулированием . Эти субъекты РФ, как и республики, стали проявлять интерес к созданию судов , имеющих функции конституционного контроля. Такие суды, проверяющие соответствие законов уставу данного субъекта РФ, называют уставными . Конституционные и уставные суды не получили пока широкого распространения , их число составляет только 15 .

В конституциях и уставах субъектов РФ закрепляется правовой статус органов прокуратуры , адвокатуры и нотариата . При этом иногда проявляется тенденция вывести прокуроров из единой централизованной системы Российской Федерации, что противоречит Конституции РФ.

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Правовой статус и основы организации Федерального Собрания регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа. Федеральное Собрание - самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что оно действительно представляет народ Российской Федерации - в нем представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты - федеральные законы - не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный орган - парламент России - вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Российской Федерации этот термин не использует и Государственной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат - каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены отсутствует подчиненность;

2. неодинаковая компетенция - к их ведению относятся, в

основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Основным законом страны. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государственной Думы установлено в 450 человек.


Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами Госдумы. Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исключительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зависят от воли других государственных органов.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные выборы) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, данная палата выносит постановления, которые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

Она дает согласие Президенту на назначение Председателя

Правительства - кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

Решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юридическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

Назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве - Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года, инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по

назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или

нет предложений Президента по этому вопросу;

Назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

Объявляет амнистию - это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Федерации данный вопрос решать не могут. Амнистия - это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые совершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его

от должности. Только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к

ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные со­веты, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избира­ются непосредственно народом и никаким другим путем формиро­ ваться не могут . В своей совокупности они составляют систему пред­ставительных органов государственной власти Российской Федера­ции.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многона­ционального народа Российской Федерации и придают ей общеобя­зательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соот­ветствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодатель­ных органов обязательны к исполнению всеми другими органами со­ответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодатель­ным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссий­ский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, дей­ствующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание явля­ется парламентом Российской Федерации.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собра­ние - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представитель­ная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возла­гается на народное представительство, самостоятельно принимаю­щее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризует­ся и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенци­ей в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание ис­полняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции та исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Прави­тельству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать региональные мне­ния и интересы. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адре­суются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в це­лом, т. е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают во­просы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совме­стно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Консти­туционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных го­сударств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различ­ную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым сис­тему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собра­ния. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного пре­дотвратить возможность установления в Российской Федерации «ти­рании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существовало опреде­ленное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие явля­лось следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В России имелись силы, которые были не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не иг­рающую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремле­ния наталкивались на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдавали от­чет в том, что полная дискредитация парламента может сильно по­дорвать складывающиеся политико-идеологические устои россий­ской демократии.

Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В при­дании определенной политической эффективности парламенту за­интересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они мо­гут отстаивать свои интересы.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий­ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым, путем.

Все субъекты Федерации имеют органы законодательной власти, образованные на представительной основе. Законодательный (представительный) орган субъекта является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти.

Название законодательного органа, его структуру каждый субъект Федерации устанавливает самостоятельно с учетом своих исторических, национальных условий и традиций. Эти названия многообразны, например, Законодательное собрание Санкт-Петербурга, Государственная дума Ямало-Ненецкого автономного округа, Губернская дума Самарской области, Народное собрание Карачаево-Черкесской Республики, Верховный совет Республики Хакасия и т.д.

В большинстве субъектов Федерации парламенты однопалатные, в некоторых -- двухпалатные (Свердловская область, Тыва). Различаются палаты по порядку формирования, численности депутатов, характеру полномочий, месту в законодательном процессе. Одну из палат, которая принимает законы, обычно называют «нижняя». Другую палату, как правило, рассматривающую принятые нижней палатой законы на предмет их одобрения или отклонения, именуют «верхняя».

Орган законодательной власти избирается населением субъекта федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного нрава при тайном голосовании. Срок его полномочий в соответствии с федеральным законом устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не может превышать пяти лет.

Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта (в двухпалатном законодательном органе -- не менее 50% депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Число депутатов законодательного органа субъекта Федерации устанавливается самим субъектом в его конституции (уставе).

Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на указанную деятельность предусматриваются отдельной статьей (строкой) в бюджете субъекта.

Основные полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Федерации можно разделить на три основные группы.

В сфере государственно-правового строительства законодательный (представительный) орган:

· принимает конституцию (устав) субъекта и поправки к ней;

· осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

· официально толкует законы субъекта;

· осуществляет наряду с другими уполномоченными органами контроль за соблюдением и исполнением конституции (устава), других законов субъекта, исполнением бюджета и соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта;

· устанавливает административно-территориальное и муниципально-территориальное устройство субъекта, порядок их изменения, осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании РФ;

· устанавливает порядок назначения и проведения референдума субъекта, порядок проведения выборов в органы власти, органы местного самоуправления на территории субъекта;

· утверждает схему управления субъектом, определяет структуру высшего исполнительного органа власти субъекта;

· устанавливает структуру исполнительных органов власти субъекта;

· дает согласие на назначение руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта;

· отрешает от должности высшее должностное лицо субъекта (президента, губернатора, главу администрации);

· учреждает государственные награды субъекта, устанавливает специальные и почетные звания.

В социально-экономической и финансовой сферах законодательный (представительный) орган:

· утверждает бюджет субъекта и отчет о его исполнении;

· утверждает программу социально-экономического развития субъекта;

· устанавливает налоги и сборы, отнесенные федеральным законом к ведению субъекта, а также порядок их взимания;

· устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта, утверждает отчеты о расходовании средств этих фондов;

· устанавливает порядок управления и распоряжения объектами собственности субъекта, в том числе долями (паями, акциями) субъекта в капиталах хозяйственных обществ, товариществ, организаций иных организационно-правовых форм.

В международных и внешних отношениях законодательный (представительный) орган утверждает международные и внешнеэкономические соглашения субъекта, одобряет проекты договоров органов государственной власти субъекта и федеральных органов власти о разграничении полномочий.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и другими законами субъектов Федераций названные органы наделены многими иными полномочиями во всех трех сферах.

Деятельностью законодательного органа субъекта Федераций руководят председатель и его заместители. Они избираются из числа депутатов законодательного органа на срок его полномочий, не превышающий полномочий избранных на эти должности депутатов, и выполняют возложенные на них обязанности до избрания таких же руководителей в парламенте нового созыва.

В парламентах некоторых субъектов создаются внутренние коллегиальные органы в лице президиумов (советов) для координации деятельности их комитетов и комиссий, подготовки пленарных заседаний. Например, созданный в качестве такого органа в Народном собрании Республики Дагестан Государственный совет включает Председателя Народного собрания, его заместителей и председателей Комитетов.

Председатель ведет заседания законодательного органа, организует внутренний распорядок, координирует работу комитетов, комиссий, подписывает акты законодательного органа, руководит его аппаратом. Заместители выполняют свои функции в соответствии с установленным распределением обязанностей между ними и председателем, а также по поручению последнего. Председатель и заместители председателя законодательного органа субъекта Федерации подотчетны этому органу и могут быть отозваны путем тайного голосования на его заседании. Они вправе добровольно сложить свои полномочия, подав об этом заявление.

Для предварительного рассмотрения и подготовки проектов законов и постановлений, выполнения контрольных функций орган законодательной власти субъекта образует из числа депутатов комитеты и комиссии. Кроме постоянных могут быть созданы временные комитеты (комиссии) для выполнения временных или разовых задач. Правовое положение, структура, порядок формирования, организации и деятельности комитетов и комиссий определяются положениями о них, а также регламентами работы законодательного органа или его палат.

Парламенты самостоятельно определяют число, направления деятельности комитетов и комиссий, их состав и порядок работы. Решения комитетов и комиссий носят, по общему правилу, рекомендательный характер. Однако имеются и некоторые регламентированные в законодательстве ряда субъектов исключения. Например, Конституция Республики Татарстан устанавливает, что постановления комиссий, направление на устранение нарушений законов, обязательны к исполнению.

Основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного органа субъекта Федерации являются сессии и заседания. Последние проводятся по мере необходимости. Часто в законодательстве субъектов устанавливается периодичность созыва сессий (заседаний).

Правомочность заседания законодательного органа определяется конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Правомочность заседания надо отличать от правомочности самого законодательного органа. Законодательный орган является правомочным, т.е. вправе проводить заседания, принимать на них решения, работать в иных формах, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного конституцией (уставом) субъекта числа депутатов.

Депутат законодательного органа субъекта Федерации является полномочным представителем народа в органе законодательной власти. В большинстве законодательных органов субъектов депутаты работают на профессиональной постоянной основе. В парламентах ряда субъектов есть депутаты, совмещающие депутатскую деятельность с иной профессиональной работой.

Право законодательной инициативы в законодательном органе принадлежит помимо депутатов, как правило, высшему должностному лицу субъекта Федерации, высшему исполнительному органу, комитетам, комиссиям законодательного органа, судам, органам прокуратуры, органам местного самоуправления, общественным объединениям.

Законы и иные правовые акты, принимаемые органами законодательной власти субъектов Федерации. Органы законодательной власти субъектов Федерации по вопросам ведения субъектов, а также по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществляют в пределах своих полномочий правовое, в том числе законодательное, регулирование. Они принимают конституции (уставы), иные законы, постановления, обращения, заявления.

Правовые акты, принимаемые законодательными органами субъектов по вопросам совместного ведения, не должны противоречить федеральным законам, актам Президента и Правительства РФ. В случае такого противоречия действуют акты федеральных органов власти.

Законы субъекта Федерации после их принятия передаются главе субъекта, который их подписывает и обнародует. Глава субъекта может применить право отлагательного вето и вернуть закон с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений или дополнений. Если при повторном рассмотрении этот акт будет принят не менее чем двумя третями от общего состава законодательного органа, глава субъекта обязан подписать его в установленный срок.

Законодательство особо регламентирует процедуру принятия отдельных видов законов. Например, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы из средств бюджета субъекта Федерации, рассматриваются законодательным органом по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта либо при наличии его заключения. Срок представления данного заключения в законодательный орган устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не может быть менее 20 дней.

Подписанный и обнародованный закон вступает в силу в срок и в порядке, установленные конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Вступившие в силу законы, принятые в пределах компетенции законодательного органа, обязательны для исполнения всеми находящимися на данной территории органами исполнительной власти, организациями, должностными лицами, гражданами.

Полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Федерации могут быть прекращены досрочно в случаях:

1. принятия законодательным органом решения о самороспуске (принимается в порядке, предусмотренном конституцией или уставом либо иным законом субъекта);

2. роспуска высшим должностным лицом (главой субъекта), руководителем высшего исполнительного органа субъекта в случае принятия законодательным органом конституции (устава), закона, иного Нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также противоречащих конституции (уставу) субъекта.

Данная процедура применяется, если указанные противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта не устранил их в течение предусмотренного законом или судебным решением срока со дня вступления в силу судебного решения;

3. вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4. вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного органа субъекта Федерации, принятого по инициативе Президента РФ в связи с принятием данным органом ранее акта, противоречащего актам большей юридической силы. Эта процедура применяется, если указанные противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта не устранил их в течение срока, предусмотренного законом или вступившим в силу судебным решением, в связи с чем Президентом РФ вынесено предупреждение законодательному органу, не возымевшее действия.

Этот законодательный перечень является исчерпывающим. При досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта Федерации в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта назначаются внеочередные выборы.

Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. Принято классифицировать:

· по основаниям образования :

o образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);

o создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

· по уровню функционирования , обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:

o федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

o региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

o органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

· по порядку образования :

o избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);

o образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

· по объему и характеру компетенции:

o органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);

o органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

o органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

o органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

o органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

· по организационно-правовой форме :

o правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

· по порядку принятия решений :

o единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

o коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);

· по функциям , которые осуществляют органы исполнительной власти:

o основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);

o вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

· Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

· Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.

Задача № 1.

Гражданин Российской Федерации Костин во время пребывания на стажировке в Германии нанес тяжелое увечье немецкому гражданину. Следственные органы Германии, установив виновника преступления, потребовали от России направить Костина в Германию для осуждения и отбытия наказания.

Должна ли РФ удовлетворить требования властей этого государства, если между Россией и Германией договор о правовой помощи не заключен? Избежит ли Костин уголовной ответственности?

Согласно ст. 61 Конституции РФ и ст. 4, ч. 5, Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма УК РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

Договор о правовой помощи также не является аргументом к выдаче гражданина иностранному государству. Однако уголовной ответственности гражданин Костин не избежит. Уголовное дело будет возбуждено в России в соответствии с российским законодательством - Уголовный кодекс РФ, Статья 111. «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» или Статья 118. «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности».

Задача № 2.

В законе «О выборах в Саратовскую областную Думу» в число лиц, допущенных к выборам этого органа власти, были включены беженцы. Конституционна ли эта норма?

Данная норма не является конституционной, так как включение беженцев в состав лиц, участвующих в выборах в областную думу противоречит требованиям российского законодательства, а именно Федеральному закону от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах», Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

парламент власть законодательный



Просмотров