Основания для сдачи дел и должности военнослужащим. Консультация юриста: Прием или сдача военнослужащим должности и дел

вещевой службы воинской части

Согласно статьи 67 УВС ВС РК начальник вещевой службы при назначении на должность представляется командиру части и его заместителям. Например: «Господин полковник, начальник вещевой службы воинской части 55524 лейтенант Кужумов. Представляюсь по случаю назначения на должность». Вновь назначенному начальнику вещевой службы воинской части после представления должностным лицам в соответствии с пунктами 85-89 Устава внутренней службы Вооруженных Сил необходимо познакомиться с должностными лицами воинской части (соединения), заместителем начальника гарнизона по вопросам тыла (начальником службы гарнизона по специальности), руководителями местных предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности, которые осуществляют поставки материальных средств и оказывают услуги воинской части.

Заместитель командира части по тылу подробно знакомит принимающего должность с состоянием службы, даёт указание о порядке приёма должности.

Для приёма и сдачи должности начальника вещевой службы воинской части приказом командира (начальника) назначается комиссия.

Принимающий должность и комиссия свою работу организуют в определённой последовательности согласно разработанному календарному плану.

В календарном плане отражается перечень работ:

    проверка укомплектованности службы и профессиональной подготовленности должностных лиц;

    ознакомление с актами последних проверок и выполнением их предложений;

    составление снятия остатков (форма 11) материальных средств по проверяемым объектам;

    проверка боевой и государственно-правовой подготовки личного состава объектов вещевой службы;

    проверка боевой и мобилизационной готовности вещевой службы, наличие и состояние плана приведения вещевой службы в установленные степени боевой готовности, документов и содержание мобилизационного плана по вещевой службе (указанный раздел оформляется, как правило, отдельным актом с соблюдением режима секретности);

    проверка состояния учёта и отчётности (формы 1/вещ, 2/вещ, 3/вещ, 4/вещ), законности хозяйственных операций, обеспеченности части вещевым имуществом, наличия и качественного состояния вещевого имущества, организации его хранения, эксплуатации и ремонта;

    проверка ротного хозяйства, состояния банно-прачечного обслуживания личного состава, вещевой ремонтной мастерской и других объектов вещевой службы планирование хозяйственной деятельности и организации внутреннего контроля и другие работы;

    оформление акта и представление его заместителю командира части по тылу для доклада командиру части.

Приём должности и имущества производится лично принимающим от сдающего в присутствии комиссии и должен проходить без нарушения нормальной работы службы. Руководство службой до окончания приёма и сдачи дел и должности (до утверждения акта) осуществляется сдающим должность. Для приёма и сдачи должности начальника службы воинской части и соединения устанавливается срок не более 15 дней.

Работа по приёму должности принимающим и комиссией начинается с проверки хозяйственной деятельности службы, которая проводится с момента последней ревизии (проверки), заключений вышестоящего довольствующего органа и приказов командира части по результатам этих проверок.

Комиссия в присутствии принимающего и сдающего должность проводит проверку хозяйственной деятельности службы, склада, мастерской и других объектов, инвентаризацию материальных средств вещевой службы, сличение учётных данных с данными фактического наличия материальных средств.

До начала проверки хозяйственной деятельности службы по книгам и карточкам учёта проводятся все приходно-расходные документы, выводятся остатки (наличие) имущества на день приёма и сдачи и проводится сверка учёта. Правильность выведенных остатков и даты получения предметов офицерами, прапорщиками и военнослужащими по контракту подтверждаются их личной подписью.

Проверка хозяйственной деятельности службы начинается со сверки описи дел и документов с их фактическим наличием.

При проверке учёта и отчётности, законности хозяйственных операций, прежде всего, следует установить, соответствует ли учёт и отчётность действующим законоположениям. Затем проверяют законность выдачи имущества офицерам, прапорщикам и военнослужащим по контракту по установленным нормам и срокам выдачи, правильность оформления самих документов, своевременность, правильность и законность учётных записей в книгах и карточках учёта, своевременность составления и представления отчётно-заявочных документов и их соответствие с данными книг и других документов учёта. Данные учёта части по поступлению имущества сохраняются с учётом вышестоящих органов. Состояние учёта проверяется по всем объектам службы и в подразделениях.

Проверка имущества на складе части производится лично принимающим должность в присутствии сдающего, начальника склада и комиссии. Проверка начинается обычно с нового имущества путём пересчёта штучных изделий, перемеривания мерных материалов, взвешивания материалов, учитываемых по массе. При приёме следует обратить внимание на качество предметов, комплектность, сроки изготовления, ростовку, принадлежность имущества данной части. Результаты проверки заносятся в заранее подготовленные акты снятия остатков, в которых указываются наименование материальных средств, числящихся по данным учёта, фактическое наличие и категорийность материальных средств, выявленные недостачи или излишки.

При проверке имущества проверяются правильность его хранения, устройство склада и его оборудование, охрана и противопожарный инвентарь, состояние учёта, подготовленность начальника склада.

На время приёма и сдачи должности текущая работа складов, как правило, прекращается. Выдача материальных средств со складов в это период производится только с ведома лица, принимающего должность, и председателя комиссии.

До окончания проверки имущества ключ находится у начальника склада, а печать – у принимающего или председателя комиссии. По окончании проверки всего имущества на складе части акт снятия остатков подписывается принимающим, сдающим должность и комиссией, а начальник склада расписывается в акте о приёме имущества на ответственное хранение.

При проверке имущества в вещевой ремонтной мастерской устанавливается: наличие оборудования, инвентаря и ремонтных материалов; наличие месячного плана работы и ежедневного графика выполнения плана ремонта и их реальность; выполнение норм выработки мастерами; качество и своевременность ремонта; состояние учёта и законности списания в расход ремонтных материалов.

В бане и прачечной (если он имеется) проверяются наличие и состояние оборудования, инвентаря моющих материалов, порядок обеспечения водой, электроэнергией, топливом, а также квалификация рабочих и выполнение ими норм выработки, качество и своевременность стирки.

При пользовании гражданскими или гарнизонными банно-прачечными предприятиями устанавливается наличие и выполнение договора, состояние взаиморасчётов ха оказываемые услуги, качество стирки. В результате проверки принимающий должность делает заключение о состоянии банно-прачечного обслуживания в воинской части.

Имущество, числящееся за офицерским составом, прапорщиками и военнослужащими по контракту, проверяется согласно карточкам учёта материальных средств личного пользования. Составляется ведомость наличия имущества и подписывается принимающим и сдающим должность, комиссией и писарем службы. В подразделениях проводится выборочная проверка наличия и качественного состояния имущества, а всё наличие засчитывается согласно данным учёта. Инвентарные вещи должны проверяться во всех подразделениях путём сличения их наличия с учётными данными.

На основании сверенных данных книг учёта составляется на каждое подразделение акт снятия остатков. При проверке подразделений особое внимание обращается на обеспеченность личного состава, хранение имущества, состояние комнат бытового обслуживания, эксплуатацию, сбережение, расход и учёт имущества, своевременность и качество ремонта, соблюдение правил ношения военной формы одежды военнослужащими. На основании всех актов снятия остатков (склада, мастерской, подразделений, прачечной) составляется сводная ведомость наличия и качественного состояния имущества в целом за воинскую часть, которая подписывается комиссией, принимающим и сдающим должность.

Наряду с проверкой материальных ценностей проверяется правильность и рациональность использования денежных средств, по всем ли утратам были приняты решения и взыскивается ли с виновных денежный начёт, все ли утраты занесены в книгу недостач.

Укомплектованность и подготовленность должностных лиц службы изучаются принимающим в процессе всего приёма и сдачи должности. Принимающий знакомится со штатом и списочной численностью личного состава службы, с состоянием дисциплин, боевой, специальной и политической подготовки младших специалистов. Ознакомление с личным составом службы рекомендуется проводить в таком порядке: изучаются их личные дела, характеристики, заслушиваются отзывы сдающего должность о деловых и моральных качествах каждого младшего специалиста в отдельности. Самым лучшим методом изучения личного состава службы является личное ознакомление с каждым подчинённым, которое проводится в порядке непринуждённой беседы. В результате ознакомления принимающий должность составляет предварительное мнение о каждом работнике, отмечает вопросы, которые требуют уточнения, проверки, а также оказания помощи каждому в отдельности.

Особое внимание при приёме и сдаче должности необходимо уделять проверке боевой и мобилизационной готовности по службе. Проверяются наличие, качественное состояние и ростовка вещевого имущества длительного хранения, своевременность и полнота его осуждения, наличие и полнота отработки всех предусмотренных приказами и директивами мобилизационных документов: мобилизационного плана по службе, плана подъёма части по боевой тревоге, вывода в район сосредоточения, очрёдности подачи автотранспорта для погрузки вывозки имущества и др.

Завершающим этапом приёма и сдачи должности является документальное оформление. На основании актов снятия остатков по объектам и сводной ведомости составляется сводная ведомость излишкови недостач, в которой отражается: аименование объектов, количество недостающего (излишествующего) имущества, цена предмета и общая сумма недостачи (излишков). Ведомость подписывается комиссией, принимающим и сдающим должность.

На принятые дела, книги и другие документы службы составляется опись (ведомость), в которой отражаются: наименование и номера книг, карточек учёта и дел, количество листов в каждой кни ге (деле), когда начато и когда окончено, состояние документов.По такой же описи принимаются архивные дела службы.

Приём и сдача должности оформляется актом. В акте отмечаются все обнаруженные недочёты, а также положительный опыт работы службы. Во вводной части акта указываются состав комиссии, наименование занимаемых должностей, воинской звание, фамилия и инициалы сдающего и принимающего должность, на основании какого приказа (прелписания) сдаётся (принимается) должность, период времени, в течение которго происходила сдача-приём должности.

В первом разделе акта отражаются общие организационные вопросы: укомплектованность службы личным составом, техникой, состояние воинской дисциплины, боевой и специальной подготовки, а также мобилизационная готовность службы.

В последующем разделе даётся анализ состояния планирования хозяйственной деятельности и выполнения плановых мероприятий: наличие годовго и месячного планов работы, плана экономической рботы, годового и месячных планов ремонта вещевого имущества; качество, реальность планов и их выполнение.

В отдельном разделе излагается организация банно-прачечного обслуживания личного состава: наличие и состояние войсковых бань и прачечных; регулярность помывки личного состава, смены нательного и постельного белья; своевременность и качество стирки белья.

В акте должна быть дана характеристика состояния эксплуатации, хранения и сбережения вещевого имущества в подразделениях: наличие и сбережение вещевого имущества в подразделениях: наличие объектов ротного хозяйства (ротных кладовых, комнат бытового обслуживания, сушилок), их оборудование, обеспеченность положенным имуществом; производство мелкого ремонта обмундирования и обуви; а также состояние обмундирования, обуви и снаряжения и соблюдение военнослужащими установленных правил ношения военной формы одежды.

Отдельным разделом в акте подробно показывается состояние учёта и отчётности с перечислением выявленных недостатков как в службе, так и на складе, в мастерской, в подразделениях. Особенно необходимо отметить такие вопросы, как полноту оприходывания, законность и целесообразность расходоыания материальных средств, правильнсть выбраковки и списания, правильность оформления документами приходно-расходных операций, ведения книги карточек учёта, соответствие отчётности данными текущего учёта, учёт, хранение и использование бланков строгого учёта и другие.

В следующем разделе даётся анализ состояния контрольно-ревизионной работы, законности осуществляемых хозяйственных операций.

В конце акта делаютя выводв и предложения. Предложения должны быть направлены на устранение выявленных недочётов и улучшение работы службы.

К акту прилагается:

акты снятия остатков на вещевом складе тд и акты снятия остатков в подразделениях и других объектах вещевой службы с указанием наличия, качественного состояния, излишков и недостач;

сводная ведомость недостач и излишков имущества в абсолютных показателях и денежном выражении;

ведомость взаимного зачёта недостач и излишков по складу;

сводная ведомость имущества, находящегося в пользовании у офицеров, прапорщиков и военнослужащих по контракту, военнослужащих-женщин;

перечень руководящих документов, дел, книг, карточек учёта, аттестатов и доверенностей по службе;

объяснение сдающего должность о причинах образования недостачи, излшков и наличия недостатков и недочётов в работе;

План устранения недостатков, составляемый принимающим должность.

В тех случаях, когда сдающий или принимающий должность имеет по отдельным пунктам акта возражения, он издагает их в письменнойм виде в конце акта.

Акт приёма-сдачи должностти и акты снятия остатков материальных средств подписываются всеми членами комиссии, принимающим и сдающим должность. Кроме этого, материально-ответственные лица и командиры подразделений в каждом акте снятия остатков заполняют расписку, в которой указываются, что все атериальные средства, переименованные в акте, проверены комиссией и внесены в акт в их присутствии и находятся на их ответственном хранении.

Эту расписку материально-ответственные лица скрепляют своей подписью. Акт приёма и сдачи должности с рапортами сдающего и принимающего представляется на заключение заместителю командира части по тылу и затем докладывается на утверждение командиру части.

Командир части при утверждении акта должен рассмотреть возражения. При необходимсти им может быть назначено административное расследование, которое должно быть закончено в двухнедельный срок.

О приёме и сдаче должности объявляется в приказе командира воинской части. В нём отражается положительные и отрицательные стороны и мероприятия по устранению недочётов.

Устранение всех выявленных недочётов, отмеченных в акте, является первейшей обязанностью принявшего должность. В случае обнаружения при приёме должности начальника вещевой службы воинской части (соединения) злоупотреблений, бесхозяйственности или запутанности учёта, принимающий должность докладывает командиру части (соединения) о необходимости назначения специальной комиссии для проверки наличия, качественного состояния, учёта и законности расходования материальных и денежных средств.

размер шрифта

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 23-07-2004 222 (ред от 27-08-2008) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ВОЙСКОВОМУ (КОРАБЕЛЬНОМУ)... Актуально в 2018 году

Глава VIII. ПОРЯДОК ПРИЕМА (СДАЧИ) ДЕЛ И ДОЛЖНОСТИ ЛИЦАМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ ЗА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

238. Все должностные лица при назначении на воинскую должность или переводе к новому месту службы должны лично сдавать и принимать дела и должность.

Для приема (сдачи) дел и должности, начиная от начальника службы соединения (воинской части) и выше приказом командира соединения (воинской части) назначается комиссия. При приеме (сдаче) дел и должности командиром соединения (воинской части) комиссия назначается приказом старшего командира (начальника).

Прием дел и должности производится лично принимающим от сдающего лица в присутствии комиссии.

Прием (сдача) дел и должности включает:

изучение принимающим состояния войскового (корабельного) хозяйства (службы), ознакомление с должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность;

сверку учета материальных средств соединения (воинской части) с данными учета довольствующего органа на предмет их соответствия;

передачу лицом, сдающим должность, и, одновременно, проверку и прием лицом, принимающим должность, материальных и денежных средств, а также документов;

документальное оформление приема (сдачи) дел и должности.

239. Прием (сдача) дел и должности производится в соответствии с календарным планом, совместно разрабатываемым лицами, принимающим и сдающим дела и должность, и председателем комиссии (приложение N 12 к настоящему Руководству).

Календарный план должен предусматривать выполнение всех мероприятий в пределах времени, отведенного на прием (сдачу) дел и должности.

В календарном плане определяются:

очередность и сроки заслушивания докладов должностных лиц, подчиненных сдающему дела и должность;

очередность и сроки проверки служб и различных объектов материально-технической базы;

срок завершения проводки по книгам и карточкам учета всех приходных и расходных операций, согласно документам, выписанным по указаниям лица, сдающего дела и должность;

сроки снятия остатков материальных средств по отдельным службам и объектам материально-технической базы, а также оформление инвентаризационных ведомостей.

Календарный план утверждается старшим командиром лица, принимающего дела и должность.

240. Срок приема (сдачи) дел и должности лицами, отвечающими за ведение хозяйственной деятельности, устанавливается с момента подписания приказа командира соединения (воинской части) о приеме (сдаче) дел и должности в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил.

241. Руководство хозяйственной деятельностью по подчиненным службам (службе) до окончания приема (сдачи) дел и должности (до утверждения акта) осуществляет сдающий дела и должность. На время приема (сдачи) дел и должности текущая работа складов, как правило, прекращается. Выдача материальных средств в этот период производится только с разрешения принимающего дела и должность или председателя инвентаризационной комиссии.

242. Инвентаризационная комиссия, назначенная для приема (сдачи) дел и должности в присутствии принимающего и сдающего дела и должность, производит:

инвентаризацию материальных средств, подлежащих приему вновь назначенным должностным лицом соединения (воинской части);

инвентаризацию служб, складов и других объектов материально-технической базы (с момента последней инвентаризации) и сверку учетных данных с фактическим наличием и качественным состоянием материальных средств.

243. Прием (сдача) дел и должности должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность, оформляется актом приема (сдачи) дел и должности (приложение N 13 к настоящему Руководству). К акту приема (сдачи) дел и должности прилагаются инвентаризационные ведомости, а также объяснения (в случае необходимости) должностных лиц о причинах образования недостач, излишков, обоснования естественной убыли и т.п. В тех случаях, когда сдающий или принимающий дела и должность имеет по акту возражения или замечания, он излагает их в письменном виде в акте при его оформлении. Старший командир при утверждении акта о приеме (сдаче) дел и должности должен рассмотреть имеющиеся возражения и замечания, принять по ним решение и внести их в каждый экземпляр акта.

Прием (сдача) дел и должности командиром соединения (воинской части) производятся в соответствии с

Эффективность управления любыми видами деятельности во многом зависит от правильного представления командирами и другими должностными лицами реального положения дел на всех участках работы, а это первоначально выясняется при приеме дел и должности. Поэтому, в соответствии с требованиями Устава Внутренней службы ВС РФ (ст. 88-92), все вновь назначенные на должности командиры воинских частей, их заместители, командиры подразделений , начальники служб и другие должностные лица, осуществляют прием дел и должности. Для должностных лиц, отвечающих за хозяйственную деятельность (к ним относятся и командиры подразделений), дополнительные обязанности по приему дел и должности определены приказом МО РФ 2012 г. № 2222.

При приеме дел и должности должностными лицами от начальника службы воинской части и выше, приказом командира части (соединения) назначается комиссия.

Срок приема дел и должности устанавливается ст. 90 УВС ВС РФ и составляет:

  • командиром полка и отдельного батальона – не более 10 дней;
  • заместителями командира по вооружению и тылу – не более 20 дней;
  • командиром батальона и командиром роты (корабля 3 и 4 ранга) – не более 5 дней;
  • начальниками служб – не более 15 дней.

Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел и должности в каждом конкретном случае устанавливает старший командир в зависимости объема принимаемого ВВСТ, имущества документации и сложности проводимых мероприятий (работ).

Общий порядок (алгоритм) приема и сдачи дел и должности одинаков для всех должностных лиц и предусматривает проведение следующих основных мероприятий (приложение 5):

  • изучение требований ст.88-92 УВС ВС РФ, раздела VIII (ст.194-219 в части, касающейся) приказа МО РФ 2012 г. № 2222 и других руководящих документов по проверке учета, наличия, состояния материальных и денежных средств, наличия и уровня подготовки личного состава, состояния документации и т.п.;
  • представление старшему командиру в связи с назначением на должность и для беседы о положении дел, задачах и традициях принимаемой структуры;
  • представление вновь назначенного офицера личному составу воинской части (подразделения) старшим командиром или, по его поручению, другим должностным лицом;
  • опрос военнослужащих командиром части (подразделения) и прием заявлений и жалоб;
  • организация работы комиссий, и (или) личное участие в приеме дел по наиболее важным направлениям или личный прием имущества и документов;
  • изучение актов работы комиссий и принятие решений по недостаткам и возражениям, сверка учета с довольствующими органами;
  • представление старшему командиру (начальнику) рапорта о вступлении в должность и актов о приеме и сдаче дел и должности для утверждения.

Хорошо продуманный и правильно проведенный прием дел и должности для любого вновь назначенного должностного лица имеет очень большое значение.

При приеме дел и должности должна проводиться всесторонняя и детальная проверка положения дел в принимаемой структуре (полку, батальоне, роте, службе и т.д.), что затем позволит вновь назначенному офицеру наиболее рационально распределить свои усилия в работе по выполнению стоящих перед ним и подчиненной структурой задач.

В ст. 92 УВС ВС РФ указано, что командир подразделения прием (сдачу) дел и должности производит лично на основании приказа по воинской части. Кроме этого, командир подразделения отвечает за организацию одного из видов хозяйственной деятельности - за организацию и ведение ротного хозяйства, а в соответствии со ст. 194 приказа МО РФ 2012 г. № 2222, все должностные лица, отвечающие за хозяйственную деятельность, при назначении на воинскую должность или при переводе к новому месту службы должны лично принимать и сдавать дела и должность .

В ходе приема и сдачи дел и должности командиром подразделения проверяется:

  • боевая и мобилизационная готовность, состояние боевой подготовки, воспитательной работы, воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава;
  • наличие, состояние и сохранность вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств;
  • состояние материального, технического, медицинского, торгово-бытового, квартирно-эксплуатационного и финансового обеспечения полка (подразделения), а также все другие вопросы, связанные с ведением войскового хозяйства в соответствии с должностными обязанностями.

Вновь назначенные командиры подразделений от командира роты и выше обязаны проводить опрос военнослужащих в целях выявления и удовлетворения их жалоб и заявлений.

Командир подразделения, принимающий дела и должность, кроме проверки боевой готовности, морально-психологического состояния личного состава, воинской дисциплины и уровня боевой подготовки подразделения, в соответствии со ст.212 приказа МО РФ 2012 г. № 2222, должен:

  • заслушать (в присутствии сдающего дела и должность) доклады подчиненных командиров и старшины подразделения о состоянии ротного хозяйства и обеспеченности военнослужащих материальными средствами;
  • проверить размещение и состояние закрепленных за подразделением служебных помещений;
  • ознакомиться в воинской части (в соответствующих службах) с материалами инвентаризации и актами ревизий;
  • проверить фактическое наличие, качественное состояние и комп-лектность материальных ценностей в подразделении, сверив полученные сведения с данными учета воинской части;
  • произвести (при необходимости) перезакрепление материальных средств за должностными лицами подразделения.

Командиры подразделений о приеме (сдаче) дел и должности докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части (ст. 92 УВС ВС РФ). Вместе с рапортом о приеме подразделения представляется акт, в котором указывается: списочный и наличный состав подразделения; состояние боевой готовности, боевой подготовки; морально-психологическое состояние личного состава и состояние воинской дисциплины; наличие и состояние ВВТ и другого имущества; состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих. Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность. Форма акта приема и сдачи дел и должности приведена в приложении к приказу МО РФ 2012 г. № 2222.

В боевой обстановке порядок приема дел и должности командиром подразделения будет зависеть от условий, в которых действует воинская честь (подразделение), – ведет бой, находится на отдыхе, переформировании и т. д.

В период ведения боевых действий вновь назначенный командир может прибыть в расположение подразделения, если оно расположено отдельно, самостоятельно и вступить в командование на основании полученного от старшего командира предписания. Общее состояние подразделения, наличие и состояние вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, а также ротное хозяйство командир изучает по докладам подчиненных и лично при первой же возможности.

Если воинская часть находится на отдыхе, в составе резерва или на переформировании (доукомплектовании), прием и сдача дел и должности всеми должностными лицами может быть приближен к порядку приема (сдачи) дел и должности мирного времени.

Вновь назначенный командир любого ранга после вступления в должность не должен допускать поспешного осуждения действий своего предшественника, особенно в присутствии подчиненных, его приемов и методов деятельности. Отрицание всего старого может обидеть коллектив, помешать установлению нормальных взаимоотношений. Новый командир подразделения, прежде всего, должен внимательно изучить положение дел, отметить положительное в деятельности своего предшественника, обратить внимание на то, что следует продолжать, а то, что было упущено, постепенно изменить, поправить. Такие действия будут способствовать завоеванию авторитета у подчиненных и уважения старшего командования.

После вступления в должность, каждому должностному лицу рекомендуется разработать план вхождения в должность, в котором предусматривается углубленное изучение всех вопросов и проведение первоочередных мероприятий, связанных с выполнением должностных обязанностей.

Все, что касается приема дел и должности, самым непосредственным образом касается и офицеров, назначаемых на любые первичные воинские должности (командир взвода, начальник расчета, начальник пункта и т.п.), в том числе в воинские части и подразделения зенитных ракетных войск и радиоэлектронной разведки.

Каждый выпускник вуза, после получения воинского звания офицера и назначения на должность, сам станет участником процесса приема и сдачи должности. В связи с этим можно дать несколько следующих рекомендаций молодым офицерам, впервые назначенным на воинские должности.

1. В соответствии со статьями 60,61 УВС ВС РФ по прибытии в воинскую часть офицер должен представиться командиру части и его заместителям, а после получения назначения в роту – командиру батальона (дивизиона), командиру роты (батареи) и их заместителям. Представляясь своему непосредственному начальнику (и другим должностным лицам), военнослужащие называют свою воинскую должность, воинское звание и причину представления. Выпускники военных вузов и выпускники УВЦ непосредственно после окончания соответствующих учебных заведений назначаются приказом Министра обороны РФ в конкретные воинские части на конкретные воинские должности. Поэтому можно рекомендовать такую форму представления командиру воинской части: «Товарищ полковник. Выпускник Нижегородского государственного университета лейтенант Иванов. Представляюсь по случаю назначения меня на должность начальника расчета (командира взвода, начальника смены и т.п.) войсковой части 00000» . При представлении командиру батальона, (дивизиона) и роты (батареи) форма представления может быть аналогичной, но без указания номера воинской части.

Командир батальона (дивизиона) или командир роты (батареи), если она расположена отдельно, представляет вновь назначенного офицера личному составу подразделения, как правило, на ближайшем построении.

2. Тщательно проверить фактическое наличие, качественное состояние ВВСТ и других материальных ценностей, закрепленных за подразделением. При этом в обязательном порядке производится сверка полученных сведений с данными учета в соответствующей службе воинской части.

Для правильного проведения приема материальных ценностей, а также сверки их учета, необходимо изучить и знать основные требования к учету материальных ценностей и документы по учету материальных ценностей, которые ведутся в подразделении, утвержденные приказами МО РФ 2013 г. № 300дсп «Об утверждении руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в ВС РФ» и 2008 г. № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности ВС РФ». Эти документы (форма № 8 «Книга учета материальных ценностей», форма № 37 «Книга учета материальных ценностей, выданных во временное пользование», форма № 46 «Карточка некомплектности материальных ценностей» и др.) будут рассмотрены на занятиях № 3 и № 4 темы № 1 изучаемой дисциплины.

Офицеру, назначенному на первичную воинскую должность, в обязательном порядке предстоит принимать ВВСТ, находящуюся на вооружении принимаемого подразделения.

Процесс приема-передачи ВВТ условно можно разделить на 4 этапа:

  • первый этап - сверка учетных данных;
  • второй этап - проверка комплектности изделий ВВСТ и ЗИП;
  • третий этап - проверка технического состояния изделий ВВСТ;
  • четвертый этап - документальное оформление приема-передачи ВВСТ.

На первом этапе приемщик должен четко уяснить, какую технику и имущество ему надлежит принять, а сдатчик заблаговременно подготовить ВВСТ, ЗИП, документацию к сдаче. Для этого необходимо проверить, какая техника закреплена за подразделением путем сверки учетных данных со службой вооружения (автомобильной службой) воинской части по книгам учета материальных ценностей.

На втором этапе осуществляется проверка комплектности ВВСТ, технической и эксплуатационной документации по формулярам, паспортам, карточкам некомплектности.

Кабельное хозяйство принимается в соответствии с формулярами на комплект кабелей. Свернутые кабели при проверке следует развернуть.

При приеме контрольно-измерительных приборов (КИП) необходимо проверить наличие их паспортов, соответствие их количества и типов записям в формулярах на ВВСТ, исправность и комплектность, наличие отметок о поверке лабораторией измерительной техники (ЛИТ). При утере паспорта на какой-либо измерительный прибор сдатчик обязан немедленно оформить дубликат, заверенный подписью соответствующего должностного лица и гербовой печатью воинской части. Особое внимание следует обратить на поверку ЛИТ средств измерений, находящихся в ЗИП и встроенных в технику (щитовых приборов).

При приеме объектов гостехнадзора (высоковольтного, подъемно-транспортного оборудования, сосудов высокого давления) особое внимание следует уделить наличию актов проверок, отметок в формулярах (паспортах) о своевременном освидетельствовании их соответствующими органами, наличию и поверке средств защиты.

При приеме ВВСТ, установленного на базовых автомобильных шасси, необходимо проверить:

  • исправность и комплектность автомобиля и ЗИП в соответствии с паспортом на автомобиль;
  • состояние ходовой части, состояние и своевременность освежения шин и аккумуляторных батарей (АКБ);
  • наличие и состояние водительского, шанцевого инструмента, аптечек и огнетушителей.

На третьем этапе сдатчик должен развернуть изделия ВВСТ и обеспечить приемщику возможность проверки необходимых его параметров и функционирования во всех режимах работы. Выявленные недостатки должны устраняться сдатчиком.

При приеме секретных блоков необходимо вначале провести их сверку их номеров в соответствующей службе (службе ракетно-артиллерийского вооружения) части. Затем проверяется их фактическое наличие, комплектность, целостность пломб и упаковки. Все устройства, блоки и агрегаты, имеющие гриф секретности, которые не установлены на изделия ВВСТ, укладываются в штатную укупорку (тару) и опечатываются. Прием секретных блоков оформляется отдельным актом, который утверждается командиром части.

На четвертом этане составляется акт приема-сдачи ВВСТ, в котором указываются: качественное и техническое состояние, комплектность, наработка, паспортные данные, объем выполненных доработок, ремонтов и другая информация, характеризующая состояние вооружения. В конце акта сдатчик и приемщик ставят свои подписи. Недостатки, которые сдатчик не может устранить в отведенный на сдачу срок, указываются в акте. Акт прилагается к рапорту принимающего должность, который представляется по команде на имя командира воинской части. При утверждении акта командир части принимает решение о порядке уст-ранения выявленных недостатков. В таких случаях, как правило, им назначается расследование, по результатам которого виновное лицо может быть привлечено к материальной дисциплинарной или уголовной ответственности.

3. В ходе приема дел и должности необходимо ознакомиться с уровнем боевой выучки, состоянием воинской дисциплины и морально-психологическим состоянием личного состава, как своего подразделения, так и подразделения, в состав которого принимаемая структура входит (роты (батареи), батальона (дивизиона)) и т.п. Это производится методом изучения анкетных данных подчиненных, наблюдением за их действиями в ходе выполнения мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности, при личном общении с солдатами и сержантами, а также по отзывам сдающего должность и других офицеров. В ближайшее время следует побеседовать с каждым своим подчиненным индивидуально, попытаться найти контакт с людьми, узнать о настроениях, особенностях характера, нуждах и проблемах отдельных военнослужащих и всего коллектива.

После окончания приема и сдачи дел и должности, как уже отмечалось ранее, сдающий и принимающий должность представляют рапорта. Можно рекомендовать следующие формы рапортов должностных лиц о сдаче и приеме дел и должности:

а) о сдаче дел и должности:

Командиру стартовой батареи

Докладываю, что во исполнение приказа командира части от 20 августа 2014 г. № 238 дела и должность командира 1 взвода стартовой батареи сдал.

Командир взвода старший лейтенант В.Петров

б) о приеме дел и должности:

Командиру стартовой батареи

Докладываю, что во исполнение приказа командира части от 20 августа 2014 г. № 238 дела и должность командира 1 взвода стартовой батареи принял и приступил к исполнению служебных обязанностей.

Приложение: Акт о приеме 1взвода стартовой батареи на __ листах.

Командир взвода лейтенант А.Сизов

4. Для более быстрого и целенаправленного практического освоения обязанностей по занимаемой должности, все вновь назначенные офицеры составляют планы вступления (вхождения) в должность (или ввода в строй – название произвольное). В плане вступления в должность необходимо предусмотреть как можно больший перечень вопросов, которые необходимо изучить теоретически, решить, либо освоить практически вновь назначенному офицеру, чтобы на высоком профессиональном уровне выполнять должностные и другие обязанности военной службы. Срок, на который указанный план составляется, определяет непосредственный начальник, он же, как правило, помогает его составить и утверждает его. Обычно, в качестве отдельных вопросов в план вхождения в должность включается:

  • изучение руководящих документов, непосредственно связанных с выполнением функциональных обязанностей по занимаемой должности;
  • изучение предназначения, задач воинской части, подразделения, особенностей дислокации и условий жизнедеятельности;
  • особенности организации и несения службы суточным нарядом, обязанности должностных лиц суточного наряда, в роли которых придется нести службу;
  • глубокое изучение материальной части, правил эксплуатации и боевого применения ВВТ, состоящего на вооружении подразделения;
  • если воинская часть (подразделение) несет боевое дежурство – подготовка к сдаче зачета на допуск к самостоятельному несению боевого дежурства в составе боевого расчета;
  • освоение вопросов планирования, организации, подготовки и проведения занятий в подчиненном подразделении;
  • освоение методики проведения воспитательной работы с подчиненными и поддержания твердого уставного порядка и воинской дисциплины в подразделении и другие вопросы.

Таким образом, прием (сдача) дел и должности является обязательным и важным этапом служебной деятельности каждого должностного лица. Знание порядка и добросовестное проведение приема и сдачи дел и должности создает основу дальнейшей успешной служебной деятельности офицера.

Анализ обращений лиц, уволенных с военной службы, за защитой своих прав в судебные инстанции и органы военной прокуратуры свидетельствует о необходимости подробного разъяснения процедуры исключения уволенных военнослужащих из списков личного состава воинских частей и проведения с ними расчетов. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Уволенный военнослужащий должен быть исключен из указанных списков в день истечения срока военной службы (уволенный досрочно – не позднее дня истечения срока военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении с военной службы, за исключением случаев, специально предусмотренных законодательством (нахождение в отпусках, на стационарном лечении и др.).До этого дня военнослужащим сдаются дела, должность, и с ним производятся необходимые расчеты, в том числе с полным обеспечением по установленным нормам денежным довольствием, иными выплатами, вещевым имуществом и в ряде случаев продовольственным пайком. Порядок сдачи дел и должности определен статьями 90– 92 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Срок сдачи дел устанавливается в зависимости от должностного положения военнослужащего. Лицам, чьи должности не указаны в статье 90 названного Устава, этот срок определяется старшим командиром (начальником).В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» расчеты с уволенным военнослужащим должны быть произведены в течение пяти дней.Согласно статье 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается. В ряде случаев военнослужащие состоят на обеспечении всеми или отдельными видами довольствия не по месту прохождения службы, а в других воинских частях или организациях. Однако данное обстоятельство не освобождает командиров войсковых частей от обязанности исключать таких военнослужащих из списков личного состава части при увольнении со службы только после получения ими причитающихся видов довольствия. Следует особо отметить, что несоблюдение командованием указанного условия в большинстве случаев на практике является безусловным основанием для признания судом приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части незаконным и для восстановления военнослужащего в списках личного состава воинской части со дня издания такого незаконного приказа. Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» предусмотрена выплата увольняемым военнослужащим единовременного пособия при увольнении в зависимости от общей продолжительности их военной службы: при выслуге менее 20 лет – два оклада денежного содержания, 20 лет и более – семь окладов денежного содержания. Размер указанного пособия увеличивается на один оклад для военнослужащих, награжденных в период прохождения военной службы государственными наградами или удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации. Указанное пособие не выплачивается следующим лицам: уволенным в связи с переходом на службу в иные государственные органы, не выдержавшим испытание, а также уволенным по так называемым «дискредитирующим основаниям» – например, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, увольняемые по возрасту, по истечении срока военной службы, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятями, по собственному желанию, в связи с переходом на службу в иные органы, а также общая продолжительность военной службы которых составляет свыше 20 лет, имеют право на денежную компенсацию за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев военной службы. В соответствии со статьями 29 и 31 Положения о порядке прохождения военной службы при увольнении предоставление отпусков военнослужащему осуществляется полностью до дня истечения срока его военной службы.При невозможности использования основного и дополнительных отпусков до указанного времени они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи дел и должности. Основной отпуск предоставляется пропорционально прослуженному времени и исчисляется путем деления его установленной продолжительности на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших до предполагаемого дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. Дополнительные отпуска в год увольнения с военной службы, в том числе ветеранам боевых действий, предоставляются военнослужащим в полном объеме.В случае, когда невозможно своевременное исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части, на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.Кроме этого, законодательством предусмотрен отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, который предоставляется военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы свыше 20 лет, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями либо в один год из трех лет до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Действия командиров (начальников), связанные с нарушением порядка исключения из списков личного состава воинской части, военнослужащие могут обжаловать вышестоящему командиру (начальнику), военному прокурору или в суд. В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление необходимо подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении командованием его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.Фото: Алексей Иванов/ТРК «Звезда»

Сергей здравствуйте!

В соответствии со ст 92. Устава внутренней службы ВС РФ (УВС ВС РФ), о

приеме (сдаче) дел и должности командир подразделения докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части.

Принимающий должность вместе с докладом представляет акт о приеме подразделения, в котором указываются: списочный и наличный состав подразделения, состояние боевой готовности, боевой подготовки, воинской дисциплины, морально-психологическое состояние личного состава, наличие и
состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества,
состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих.

Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность.

А ст.90 УВС ВС РФ определяет, что

окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта.

В соответствии со ст. 16 УВС ВС РФ

каждый военнослужащий воинской части обязан беречь военное имущество; а каждый командир в соответствии со ст. 82 УВС ВС РФ обязан организовывать учет и хранение военного имущества, предотвращать его утрату, недостачу, порчу и хищение.

За состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества (в том числе и автомобильной техники) во взводе согласно должностным обязанностям (ст. 152 УВС ВС РФ), отвечает, в том числе и сам командир взвода, где числится указанная техника. Кроме того, командир взвода обязан …не реже одного раза в две недели лично проводить их осмотр и проверку наличия.

Таким образом, при не выявлении при приеме дел и должности утраты или недостачи какого-либо материального средства во взводе, считается, что формально командир подразделения оставив технику обезличенной, бесхозной, не выполнил (не в полном объеме выполнил) свою обязанность по приему, сбережению военного имущества, уклонился от ее проверки. Главным аргументом при привлечении к материальной ответственности является причинение реального ущерба имуществу во вверенном этому командиру взводе.

Следовательно, в деянии командира взвода в данном случае, можно усмотреть противоправность и при наличии вины привлечь его к различного рода юридической ответственности.

В том случае, когда размер ущерба от утраты имущества небольшой и не превышает одного оклада денежного содержания и одной надбавки за выслугу лет материально ответственного лица, чье действие или бездействие привело к утрате военного имущества, для привлечения его к материальной ответственности, издается приказ командира имеющего право на издание приказа о привлечении командира
подразделения к ограниченной материальной ответственности.

В части касающейся срока – три месяца .
В соответствии со ст. 133 УВС РФ, командир обязан знать находящееся в подразделениях батальона вооружение, военную технику, боеприпасы и другое военное имущество, организовывать их правильную эксплуатацию, и не реже чем раз в три месяца лично проверять их наличие, состояние и учет. А учитывая обязанность командира батальона
привлекать виновных лиц в утрате, недостаче, порче и хищении военного имущества к ответственности, то после проверки командиром батальона в установленные сроки имущества взвода, командир взвода может быть привлечен к материальной ответственности при наличии вины и реального ущерба. Конечно же, после проведенного расследования, в процессе которого, комиссионно составляется акт технического состояния техники, с перечислением недостающего имущества, составляется справка – расчет на недостачу.

В плане реализации своих прав и обязанностей,
ближайший командир, наделенный правом издания приказов, по рапорту командира батальона и на основании материалов расследования, будет обязан издать приказ о привлечении виновных лиц к материальной ответственности и закреплении техники за материально – ответственными лицами (и не факт что им не будет командир взвода).

А не исполнение приказа командира – это уже тема для другого вопроса.

P . S . По сложившимся правилам,
если ответ удовлетворил вопрошавшего то оценка (+) не возбраняется а приветствуется. Что естественно не является обязательным и относится на…усмотрение пользователя.



Просмотров