Отдел обеспечения эпидемиологического надзора. Положение об отделе эпидемиологического надзора управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по алтайскому краю

Перечень действующих стандартов, рекомендаций и протоколов в стоматологических клиниках весьма внушительный. При оказании стоматологических услуг в рамках ОМС клиника в основном руководствуется стандартами медпомощи, регламентируемыми Приказами № 1496Н и № 910Н. В частных организациях при обязательном выполнении стандартных предписаний возможно предоставление дополнительных услуг, главное – чтобы они были действительно необходимыми и не были навязаны. И в том и в другом случае с целью выявления возможных нарушений регулярно проводится проверка стоматологии. В соответствии с законодательством существуют два вида проверок стоматологических клиник: плановая и внеплановая.

Как узнать о грядущем контроле

Как правило, плановые проверки стоматологии проводятся раз в три года, с графиком можно ознакомиться на интернет-страницах прокуратуры или надзорного органа. Однако допускается и более частый контроль, но не чаще, чем 2-3 раза в течение трех лет. Причиной может быть изменение адреса, лицензии и др. О предстоящем визите клиника должна получить уведомление - не позднее трех рабочих дней до начала. Срок проверки стоматологической клиники не должен превышать 20 дней, но в некоторых случаях ревизия может быть продлена на такой же срок. Как правило, контроль проводится в выездной форме.

Внеплановая проверка в зависимости от порядка проведения может быть документарной или выездной, о ее начале должностное лицо клиники уведомляется за 24 часа. Однако в том случае, когда причиной контроля является наличие информации, связанной с угрозой здоровью пациентов, с подозрением о ненадлежащем качестве оказываемых услуг, а также с жалобой на некачественные услуги, не соответствующие требованиям, уведомление может отсутствовать. Внеплановая ревизия обычно проводится в документарной форме: осуществляется проверка документов стоматологии.

Контролирующим органом будет инстанция, занимающаяся данной конкретной проблемой. Например, при жалобе на неудовлетворительное качество оказанных услуг предстоит проверка стоматологии Роспотребнадзором, в компетенцию которого входит нарушение прав потребителей. При жалобе пациента на осложнения, возникшие в результате лечения, будет проведена проверка стоматологии Росздравнадзором.

Проверка Роспотребнадзора в стоматологии - что проверяют

Вследствие проведенной в 2004 году административной реформы была образована служба по надзору в сфере защиты потребительских прав, которая взяла на себя полномочия органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, проверка Роспотребнадзора стоматологической клиники включает в себя:

  • Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических предписаний;
  • Надзор за соблюдением правовых актов, касающихся отношений в сфере защиты потребительских прав, а также правил продажи товаров и предоставления услуг клиникой.

Помимо этого, может быть проверено соответствие помещений, оборудования и инвентаря существующим требованиям, безопасность товаров при хранении и реализации и др. Также в задачи органа надзора входят периодичные проверки шума и вибрации в стоматологии. Однако по факту самой распространенной причиной проверки Роспотребнадзора в стоматологии в 2017 году была внеплановая документарная проверка по жалобе.

В ходе проверки контролирующий орган не может запрашивать документы и сведения, не относящиеся к предмету ревизии. По результатам процедуры составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается должностному лицу клиники, другой остается у проверяющих. В зависимости от обнаруженных нарушений может быть составлен протокол о привлечении к ответственности виновных. Размер штрафа зависит от того, является ли виновник лицом должностным.

При проверке клиника должна предоставить проверяющим целый ряд документов. Их перечень довольно внушительный, поэтому к плановой проверке лучше готовиться заранее, проведя контроль уже имеющихся документов и внеся необходимые коррективы. Если вам нужна более подробная информация, лучше обратиться к профессионалам. Наши специалисты проконсультируют о всех возможных нюансах предстоящего контроля. Кроме того, вам не придется тратить время на изучение различных предписаний, наши преимущества - отличное знание тонкостей проверки СЭС в стоматологии. На любые вопросы, касающиеся контроля, можно получить исчерпывающую информацию, а в случае несогласия с выводами результат проверки можно оспорить.

1 ОКТЯБРЯ вступают в силу новые Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям, разработанные Роспотребнадзором. Они относятся, в частности, к размещению стоматологических клиник, отделке их помещений, оборудованию, микроклимату и освещению. За нарушения клиники будут штрафовать, а то и вовсе закроют.

У стоматологов документ вызвал неоднозначную реакцию: резко негативную - у тех, кто занимается частной практикой, и благожелательную - у тех, кто принимал участие в разработке указанных требований.

Самый больной вопрос в стоматологическом бизнесе - помещения. Цитируем требования: "Стоматологические медицинские организации могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, в приспособленных помещениях, встроенных (встроенно-пристроенных) в здания жилого и общественного назначения при условии соблюдения требований санитарных правил и нормативов. В стоматологических кабинетах площадь на основную стоматологическую установку должна быть не менее 14 кв. м, на дополнительную установку - 10 кв. м (на стоматологическое кресло без бормашины - 7 кв. м), высота кабинетов не менее 2,6 м. В минимальный набор помещений для работы стоматологической медицинской организации входят: вестибюльная группа (минимум 10 кв. м), кабинет врача-стоматолога (минимум 14 кв. м), комната персонала (минимум 6 кв. м), туалет (минимум 3 кв. м) и кладовая (минимум 3 кв. м)". Итого - 36 кв. метров.

"Большинство частных стоматологических кабинетов отвечают предусмотренным нормам новых СанПиН, - уверяет Георгий Безвестный, председатель секции частной стоматологии Стоматологической ассоциации России. - Вряд ли кому-то понадобится переоборудование, затраты на приведение своей работы в соответствие с новыми СанПиН будут минимальны".

Противоположное мнение у Бориса Кашко, руководителя комитета по вопросам безопасности и защиты бизнеса Ассоциации частных стоматологических клиник. Он считает, что первыми с проблемой столкнутся те, кто только организовывает свой бизнес: арендованные помещения в 100% случаев не будут соответствовать всем требованиям новых СанПиН. "Правда, правила предполагают возможность переделки помещения, - говорит он. - Вынужденным основанием ремонта может быть как получение новой лицензии, так и любых других документов в виде заключений, подтверждений, разрешений и т.д. для осуществления дополнительных услуг. Перепланировка же (например, поднятие высоты потолка до 2,6 м на первом этаже многоэтажного жилого дома в г. Москве) возможна только теоретически: дешевле будет построить новое одно-, двухэтажное здание с требуемыми площадями. Сколько стоит дом построить в Москве, не знаю. Но знаю, что это не под силу ни малому, ни среднему бизнесу. При существовании в стране частной собственности требования рассчитаны на административный и материальный ресурс государства. Частный предприниматель по новым требованиям должен обладать такими же материальными возможностями проектирования, строительства, эксплуатации, что и государство. При отсутствии таких возможностей возникает необходимость заключать возмездные договоры со сторонними организациями на проектирование, согласование, измерение, выдачу заключения, составления протокола, обследования и т.д. Контроль, согласно документу, ложится на стоматологическое предприятие. Возникает необходимость создания специальной службы в кабинете для осуществления новой функции или заключения внешних договоров (естественно, с оплатой услуг)".

А вот у Георгия Безвестного другое мнение. Он говорит, что основная задача требований Роспотребнадзора - создание условий для исключения возможности заражения персонала и пациентов внутрибольничными инфекциями, создание условий для комфортной, эргономичной работы медицинского персонала, обеспечение выполнения требований медицинских технологий. "На заре зарождения частной стоматологии были попытки предъявления частникам дополнительных требований. Например, в Московской области были изданы "Требования к частным стоматологическим кабинетам". Мы рады, что те времена прошли и что и у законодателей, и у проверяющих есть понимание, что частная и государственная медицина не должны различаться по качеству оказания медицинской помощи. Этому принципу отвечают и санитарные правила, и нормы - они едины для всех".

Но не только ущемлением интересов малого и среднего стоматологического бизнеса грозят новые требования Роспотребнадзора. Их беспрекословное соблюдение, по мнению специалистов, станет препятствием для развития стоматологии и оставит часть населения без своевременной стоматологической помощи, а жители отдаленных населенных пунктов, особенно на Севере, могут остаться и вовсе без зубов. В том числе и потому, что документ обязывает стоматологические клиники иметь естественное освещение. Можно подумать, что полярными ночами зубы не болят.

"Требования в таком виде тормозят не только развитие новых направлений в стоматологии, но и развитие самой структуры стоматологической помощи в РФ и создают возможность законного и незаконного откачивания денег из медицинского бизнеса, - считает Борис Кашко. - Правила даже не предполагают появления в будущем новых строительных материалов, технологий для медицины, тормозят внедрение и распространение новых медицинских технологий, становятся преградой для развития структурной организации стоматологической помощи в РФ (развитие мобильных стоматологических кабинетов, нестационарные развертывания стоматологических отделений госпиталей (МО, МЧС и т.д.), стоматологических кабинетов на морских судах как государственных, так и частных) и пр.".

Единственное, в чем мнения Кашко и Безвестного сходны, так это в том, что новый документ открывает чиновникам новые возможности для мздоимства. Тем более что он содержит не только требования, но и рекомендации (например, касающиеся стерилизации инструментов, освещенности), а также "допускается" и загадочные "по возможности".

"Каждый проверяющий читает документы по-своему, в основном - между строк. Кстати, при работе над документом основной из поставленных задач было избежать двойного толкования формулировок. Думали, что нам это удалось. Но во время обсуждения проекта проводили семинар с представителями Роспотребнадзора. И каково же было наше удивление, когда совершенно простое предложение нам преподнесли "в новом свете". А на наш вопрос: "Где такое написано?" - ответ был: "Это подразумевается". Вот написать бы какой-нибудь СанПиН или регламент, чтобы проверяющие "не подразумевали", а просто выполняли свои обязанности", - мечтает Георгий Безвестный.

Более категоричен Борис Кашко. "Волну проверок может вызвать любая рекомендация, обязательная для исполнения, о необходимости предъявления кабинетом нового заключения, справки, соответствия и т.д. Более того, каждая плановая проверка должна закончиться заключением о несоответствии объекта новым требованиям. Дальнейшая судьба кабинета известна только Уполномоченному Чиновнику. Настоящие правила не дают ответа на этот вопрос, - сокрушается он. - Подобные проверки прямо отразятся на существовании бизнеса: проверяющий выдал документ - кабинет продолжает работать, проверяющий не выдал заключение - медицинская деятельность прекращена".

Приложение

к приказу

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОТДЕЛЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ

ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет задачи, функции, полномочия и организацию деятельности отдела эпидемиологического надзора (далее – отдел) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее – Управление).

2. Отдел Управления организован в соответствии с приказом Управления и является его структурным подразделением.

3. Отдел подчиняется руководителю Управления и заместителю руководителя, курирующему данный раздел работы.

4. Отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, а также настоящим Положением.

5. Положение об отделе утверждается приказом руководителя Управления (изменения и дополнения в положения вносятся в том же порядке).

6. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Управления, в том числе его территориальными отделами, федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайскому краю».

По поручению руководителя Управления или его заместителя Отдел вправе осуществлять взаимодействие с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления , общественными и иными организациями.

7. Деятельность отдела осуществляется в соответствии с планами работы Управления, а также поручениями руководителя Управления и заместителя руководителя, курирующего работу отдела.

II . ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

8. Основными задачами отдела являются:

8.1 осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Алтайского края .

III . ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

9. В соответствии с возложенными задачами отдел Управления выполняет следующие функции:

9.1. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

9.4. Организует и проводит совещания, семинары по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

9.5. Осуществляет ведение государственного и отраслевого статистического наблюдения в пределах компетенции отдела.

9.6. Организует и контролирует деятельность своих территориальных отделов и учреждений Роспотребнадзора Алтайского края по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

9.7. Готовит предложения по:

9.7.1. ежегодному плану основных организационных мероприятий и показателям деятельности Управления по вопросам, отнесенным к компетенции отдела, а также отчеты о своей деятельности;

9.7.2. о подготовке, повышении квалификации и стажировке специалистов отдела.

9.8.Своевременно рассматривает и готовит ответы на:

запросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органов местного самоуправления, обращения граждан, юридических лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

IV . ПОЛНОМОЧИЯ ОТДЕЛА

10. Отдел в пределах своей компетенции реализует следующие полномочия:

10.1 осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор , в том числе:

10.1.1. осуществляет деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами
обязательных требований в части эпидемиологического надзора;

10.1.2 участвует в проведении мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения массовых инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей;

10.1.3 участвует в организации государственного учета и сбора статистической отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации в части эпидемиологического надзора;

10.2 организует проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в пределах компетенции отдела;

10.8 организует работу территориальных отделов по разделу эпидемиологического надзора;

10.9 участвует в установленном порядке в координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части эпидемиологического надзора;

10.10 формирует перечень мероприятий, проводимых ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае», включая виды и объемы лабораторных и инструментальных исследований и измерений, направленных на обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора в части эпидемиологического надзора;

10.11 контролирует в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» по исполнению перечня проводимых им мероприятий, направленных на обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора в части эпидемиологического надзора;

10.12 запрашивает в установленном порядке и получает на безвозмездной основе от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей материалы и сведения в пределах компетенции Управления;

10.13 принимает участие в осуществлении в Алтайском крае взаимодействия с учреждениями и структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения;

10.14 привлекает в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

10.15 участвует в совещательных и экспертных органах (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

10.16 разрабатывает проекты актов Управления по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

10.17 участвует в подготовке информационных и аналитических материалов, в том числе для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии в Алтайском крае;

10.18 участвует в реализации мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне в Управлении;

10.19участвует в системе оперативного обмена информацией по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

10.20разрабатывает годовые и иные планы работы отдела, контролирует их выполнение;

10.21 представляет сведения для включения в перспективные и годовые планы специализации, усовершенствования, сертификации и аттестации специалистов отдела, имеющих медицинское образование ;

10.22 участвует в разработке проектов ведомственных целевых программ Управления;

10.23 организует и проводит конференции, совещания, семинары по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, участвует в их работе;

10.24 представляет информацию для web-сайта Управления;

10.25 исполняет иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА

11.1. Отдел возглавляет начальник отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Управления.

11.2. Заместитель начальника отдела назначается на должность и освобождается от должности руководителем Управления по представлению начальника отдела.

11.3. В период отсутствия начальника отдела его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя Управления.

11.4. Специалисты отдела являются федеральными государственными гражданскими служащими . Их правовой статус, в том числе квалификационные требования, права, обязанности, ответственность определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе регламентирующими вопросы прохождения федеральной государственной гражданской службы , настоящим положением, должностными регламентами, разрабатываемыми на основании настоящего положения, а также служебными контрактами.

11.6. Начальник отдела имеет право:

11.6.1. Вносить в установленном порядке на рассмотрение руководства Управления:

Проекты документов организационно-распорядительного порядка по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

предложения по вопросам, связанным с оптимизацией и совершенствованием работы отдела, в том числе по повышению квалификации и совершенствованию знаний и навыков работников отдела, по пополнению библиотечного фонда Управления литературой, периодическими печатными изданиями;

Предложения о поощрении и дисциплинарных взысканиях работников отдела;

Предложения о заключении договоров, контрактов и соглашений по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

11.6.2. Согласовывать проекты организационно-распорядительных актов Управления и документов, представляемых в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Возложение на специалистов отдела обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением и не относящихся к компетенции отдела, не допускается.

13. Начальник отдела несет ответственность за выполнение возложенных на отдел задач, надлежащую организацию работы отдела, своевременное и квалифицированное выполнение заданий и поручений руководства Управления.

14. Специалисты отдела несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, служебным контрактом и должностным регламентом.



Просмотров