Отношение подростков к несовершеннолетним преступникам. "исследовательская работа, правонарушения и преступления подростков" В) Анкетирование на тему: преступность и мода

Программа социально-психологического исследования

Результаты

Анализ результатов

Программа социально-психологического исследования

Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений).

Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств и т. д. Преступности несовершеннолетних свойственны особая жестокость, дерзость по отношению к своим жертвам. Действуют подростки, как правило, в соучастии, руководствуются чаще всего корыстными, хулиганскими побуждениями, желанием повысить свой авторитет среди сверстников, озлобленностью либо чувством ложного товарищества.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:

постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);

следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;

бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений; - ранние половые связи, половая распущенность;

систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения; - виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;

привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Преступность несовершеннолетних - это лишь начальная часть общей преступности. В связи с этим было решено провести исследование в виде анонимного анкетирования среди подростков, которые по возрасту входят в категорию «несовершеннолетние преступники», с целью выявить их отношение к данной категории.

Цель выявить отношение подростков к несовершеннолетним преступникам.

Задачи исследования:

1.выявить наиболее важные проблемы, которые влияют на совершение подростками преступлений.

2.выявить наиболее опасные группы риска, по мнению респондентов;

3.определить представление подростков о несовершеннолетних преступниках.

Гипотеза:

1.Среди причин, по которым подростки совершают преступления, будут преобладать такие: трудные жизненные обстоятельства и неблагоприятное окружение

2.В целом семья, в которой воспитывался несовершеннолетний преступник, будет охарактеризована как неполная, материально-неблагополучная, с напряженной эмоциональной атмосферой

3.Среди предложенного перечня качеств, ярко выраженных у несовершеннолетнего преступника будут преобладать над другими такие свойства, как агрессивность, тщеславие, грубость, несамокритичность.

4.В большинстве случаев подростки не совершили ли бы преступления, даже если бы за него они не получили бы наказание.

Объект исследования - подростки.

Предмет исследования - отношение подростков к несовершеннолетним преступникам. Выборка - Опрошено 20 подростков в возрасте от 14-16 лет.

Результаты исследования

Таблица 1

Что, по-вашему включает понятие «асоциальное» или «отклоняющееся от нормы» поведение% от числа опрошенныхПреступление15Ненормальное28Хулиганское40Не знаю17

Таблица 2

Как Вы относитесь к преступности% от числа опрошенныхЭто социальное зло66Это просто другой образ жизни24Равнодушно9

Таблица 3

На Ваш взгляд, в каком возрасте подростками совершается больше преступлений?% от числа опрошенных14-15 лет5216-17 лет48

Таблица 4

Кто, по-вашему, совершает больше преступлений% от числа опрошенныхЛица мужского пола90Лица женского пола10

Таблица 5

Почему люди совершают преступления?% от числа опрошенныхК этому их вынуждают трудные жизненные обстоятельства78Подстрекательство со стороны других людей.45Потому что они по своему характеру злы19Просто так, хотят получить острые ощущения14Они к этому предрасположены, так как выросли в неблагоприятном окружении.76

Таблица 6

Какие семьи можно охарактеризовать как неблагополучные?% от числа опрошенныхНеполные семьи (один родитель)42Родители несовершеннолетние0Один из родителей отбывает срок в местах лишения свободы13Родители безработные10Доходы членов семьи ниже прожиточного минимума35

Таблица 7

На ваш взгляд, по роду занятий несовершеннолетних преступников можно распределить следующим образом% от числа опрошенныхУчащиеся23Работающие20Неучащиеся и неработающие57подросток риск несовершеннолетний преступник

Таблица 8

Из приведенного ниже перечня выберите те качества, которые ярко выражены у несовершеннолетнего, совершившего преступление% от числа опрошенныхЭмоциональная неуравновешенность24Упрямство13Тщеславие11Агрессивность16Равнодушие к переживаниям других7Грубость8Несамокритичность;15Лживость12Несдержанность20Ослабленное чувство стыда13

Таблица 9

Что способствует совершению подростком преступления?% от числа опрошенныхКурение9Алкоколь58Наркотики73Прогулы в школе16Сквернословие13Мелкое хулиганство57Драки24Обман18Уход из дома в ночное время12

Таблица 10

Если бы Вы знали точно, что за этим не последует никакого наказания, то совершили бы какое-либо преступление или правонарушение% от числа опрошенныхДа14Зависит от обстоятельств35Не знаю26Нет25

Таблица 11

Почему вы не совершаете преступление?% от числа опрошенныхПотому что это запрещает Уголовный кодекс2Это деяние безнравственно24У меня нет для этого возможности1Мне незачем это делать70Это грех3

Таблица 12

Таблица 13

Какие из перечисленных действий согласно Законодательству наказуемы% от числа опрошенныхМелкое хулиганство87Воровство100Обман, мошенничество68Изнасилование100Проституция32

Таблица 14

Считаете ли вы, что основным направлением предупреждения преступности должно стать воспитание нравственной личности% от числа опрошенныхДа, считаю88Нет, не считаю12

Анализ результатов

Анализ полученных данных показал, что данные, полученные в ходе опроса, показывают, что, по мнению студентов, количество преступлений, совершаемых в обеих возрастных группах, распределяется в равных долях: от 14-15 лет - 52%, от 16-17 - 48%.

Понятие преступности несовершеннолетних связано с возрастными границами, указанными в законе, а именно от 14 до 18 лет. В криминологии на статистическом уровне несовершеннолетние правонарушители группируются по двум, значимым с уголовно-правовых позиций, возрастным группам: 14-15, 16-17 лет.

Отметим, что среди подростков, которые совершили преступление, преобладают лица мужского пола - 90% у мужчин и 10% у женщин. Это объясняется психическими и психологическими особенностями мужчины, с исторически сложившимся различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин.

На вопрос: «Почему подростки совершают преступления?» большинство респондентов ответили, что из-за трудных жизненных обстоятельств - 78% и из-за того, что они выросли в неблагоприятном окружении - 76%, на третьем месте причиной, по которой совершаются преступления, является подстрекательство со стороны других людей.

На вопрос, «какие семьи можно охарактеризовать как неблагополучные», люди отвечали «неполные семьи» - 42% и семьи, где доходы ниже прожиточного минимума - 35%. Семьи, где родители не совершеннолетние, никто из опрошенных не отметил.

Особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Так как в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. На основе данных социологического опроса, семья несовершеннолетнего характеризуется следующим образом. 70 % респондентов определили семью по составу как неполную либо многодетную. Большинством из этого числа были указаны оба варианта одновременно. Оставшееся число опрошенных указало, что семья несовершеннолетнего преступника может быть любой.

Материальное положение семьи несовершеннолетнего правонарушителя было определено как «семья с низким доходом», «малообеспеченная», «бедная семья». Никто из опрошенных не указал среднее или высокое материальное положение. Материальная обеспеченность семьи напрямую влияет на противоправное поведение подростка.

В ходе исследования было важным выявить атмосферу в семье подростка, и, как и по предыдущим показателям, большинство респондентов (74%) сошлись во мнении, что атмосфера является конфликтной, напряженной. Также было указано равнодушие всех членов семьи друг к другу. Необходимость исследования атмосферы семьи, в которой воспитывается ребенок обусловлена тем, что нами это рассматривается как основополагающий фактор, лежащий в основе формирования преступной мотивации несовершеннолетних.

Проблема трудовой занятости подростков остается довольно напряженной, в связи с этим трудоустройство подростков может способствовать уменьшению роста преступности. Данные опроса по поводу занятости несовершеннолетнего преступника, свидетельствуют о том, что студентами четко отражена реальная картина. 57% опрошенных указали количество лиц неучащихся и неработающих. Незанятость подростка в учебном процессе или на производстве - существенный фактор в формировании противоправного поведения. Существующие на сегодняшний день показатели, имеющие тенденцию к увеличению, свидетельствует о том, что одним из направлений в профилактической работе с подростками должно стать формирование мотивации к обучению и трудовой занятости.

Особой является проблема организации и проведения досуга несовершеннолетнего. При ответе на вопрос, каким образом подросток проводит свою свободное время, были получены следующие ответы: «общается с такими же как он», «употребляет спиртные напитки, наркотические вещества», «бродяжничает, прогуливает уроки», «выискивает очередную «жертву»». В целом складывается такая картина, что свободное время подростка никак не организовано, он при его проведении руководствуется своими интересами и потребностями.

В ходе исследования были выявлены дополнительные причины, которые способствовали совершению преступлению: это употребление алкогольных и наркотических веществ - 73% и 58%, а также мелкое хулиганство - 57%. Были отмечены действия, которые меньше всего способствуют совершению преступлению - обман, курение, уход из дома в ночное время, сквернословие.

В анкете были заданы вопросы, направленные на определение правосознания подростков.

) Сегодня требует повышенного внимания та проблема, что в общественном сознании многие несовершеннолетние, не будучи сами правонарушителями, преодолели порог криминальности в своем мышлении. Как показывают исследования, среди них уже почти две трети допускают возможность совершения правонарушений. Так большинство респондентов на вопрос «Если бы Вы знали точно, что за этим не последует никакого наказания, то совершили бы какое-либо преступление или правонарушение?» ответили, что это зависит от обстоятельств - 35%, «не знаю» - ответили 26% респондентов и только 25% опрошенных однозначно ответили, что не совершили бы преступление.

) Согласно проведенному опросу 70% респондентов, не совершают преступление, потому что им не зачем это делать, 24% считают это деяние безнравственным, 3% опрошенных считает, что это грех и только 2% не совершили бы преступление, так как это запрещает Уголовный Кодекс.

) По данным опроса, согласно Законодательству, наказуемы такие действия как воровство, изнасилование - 100%, мелкое хулиганство отметили 87%; обман, мошенничество - 68%.

) По данным исследования 88% респондентов считают, что основным направлением предупреждения преступности должно стать воспитание нравственной личности.

Выводы

По полученным результатам можно делать выводы:

Основными проблемами подростков, которые совершают преступления, являются:

трудные жизненные обстоятельства, неблагополучная обстановка в семье и подстрекательство со стороны других людей:

дополнительные факторы - употребление алкогольных и наркотических веществ;

В целом семья, в которой воспитывался несовершеннолетний преступник, будет охарактеризована как неполная, материально-неблагополучная, с напряженной эмоциональной атмосферой.

Особой является проблема организации и проведения досуга несовершеннолетнего. Свободное время подростка никак не организовано, он при его проведении руководствуется своими интересами и потребностями.

Подростки, которые совершают преступления, обладают такими ярко выраженными чертами, как: эмоциональная неуравновешенность, несдержанность, ослабленное чувство стыда, упрямство, лживость, несамокритичность, тщеславие, агрессивность.

Анкета

Добрый день!

Психологическая лаборатория Гуманитарного Университета проводит исследование об отношении людей к несовершеннолетним преступникам. Приглашаем Вас, принять участие в исследовании посредством заполнения анкеты. Ваше мнение очень важно для нас. Пожалуйста, прочтите каждый вопрос анкеты и отметьте крестиком тот, вариант ответа, который соответствует вашему мнению.

Вам предлагается ответить на ряд несложных вопросов.

Пол: женский мужской

Возраст:

Что, по-вашему включает понятие «асоциальное» или «отклоняющееся от нормы» поведение:

Преступление

Ненормальное

Хулиганское

4. Как вы относитесь к преступности?

Это социальное зло

Это просто другой образ жизни

Равнодушно

5. На Ваш взгляд, в каком возрасте подростками совершается больше преступлений?:

6. Кто, по-вашему, совершает больше преступлений?:

Лица мужского пола;

Лица женского пола;

7. Почему люди совершают преступления? (отметить не более 2х вариантов)

К этому их вынуждают трудные жизненные обстоятельства

Подстрекательство со стороны других людей.

Потому что они по своему характеру злы

Просто так, хотят получить острые ощущения

Они к этому предрасположены, так как выросли в неблагоприятном окружении.

8. Какие семьи можно охарактеризовать как неблагополучные?

Неполные семьи (один родитель)

Родители несовершеннолетние

Один из родителей отбывает срок в местах лишения свободы

Родители безработные

Доходы членов семьи ниже прожиточного минимума

9. Охарактеризуйте семью, в которой воспитывался подросток преступник, по следующим критериям:

Состав семьи

Материальное положение семьи

Эмоциональная атмосфера в семье

10. На ваш взгляд, по роду занятий несовершеннолетних преступников можно распределить следующим образом (в %):

Учащиеся

Работающие

Неучащиеся и неработающие

11. Как Вы думаете, каким образом подросток, совершивший преступление, проводит свое свободное время:

Из приведенного ниже перечня выберите те качества, которые ярко выражены у несовершеннолетнего, совершившего преступление:

Эмоциональная неуравновешенность;

Упрямство;

Тщеславие;

Агрессивность;

Равнодушие к переживаниям других;

Грубость;

Несамокритичность;

Лживость;

Несдержанность;

Ослабленное чувство стыда;

13. Что способствует совершению подростком преступления?

Наркотики

Прогулы в школе

Сквернословие

Мелкое хулиганство

Обман, мошенничество

Уход из дома в ночное время

14. Если бы Вы знали точно, что за этим не последует никакого наказания, то совершили бы какое-либо преступление или правонарушение?

Зависит от обстоятельств

15. Почему вы не совершаете преступление?

Потому что это запрещает Уголовный кодекс

Это деяние безнравственно

У меня нет для этого возможности

Мне незачем это делать

16. Какие из перечисленных действий согласно Законодательству наказуемы:

Воровство

Обман, мошеничесво

Изнасилование

Проституция

17. Считаете ли вы, что основным направлением предупреждения преступности должно стать воспитание нравственной личности?

Да, считаю

Нет, не считаю

Благодарим за участие!

Вопрос Показатель
1 2
1. Совершаемые должностные преступления в сфере деятельности органов местного самоуправления:

а) злоупотребление должностными полномочиями;

37 %
б) превышение должностных полномочий; 25 %
в) получение взятки должностным лицом; 34 %
г) иные 4 %
2. Поводом к возбуждению уголовного дела явилась информация, полученная от:

а) органов, осуществляющих оперативно-разыкную деятельность;

72 %
б) контрольно-счетных органов; 18 %
в) граждан 10 %
3. Доследственная проверка выразилась: *

а) в проведении осмотра места происшествия;

57 %
б) в получении объяснений, в том числе у заподозренного должностного лица органа местного самоуправления; 93 %
в) в истребовании документов; 87 %
г) в проведении оперативно-разыскных мероприятий 72 %
4. При получении объяснения у заподозренного должностного лица органа местного самоуправлени:

а) оно давало правдивые показания;

13 %
б) оно давало ложные показания; 34 %
в) оно сочетало правдивые показания с ложными; 42 %
г) оно отказалось от дачи объяснений 11 %
5. При выяснении у заподозренного должностного лица органа местного самоуправления наличия особого правового статуса при получении объяснения:

а) оно скрывало особый правовой статус;

52 %
б) оно не скрывало особый правовой статус 48 %

* предусматривает несколько вариантов ответов

1 2
6. Местом совершения рассматриваемых должностных преступлений явился:

а) рабочий кабинет (иное помещение в здании органа местного

96 %
самоуправления); б) транспортное средство; 2 %
в) ресторан, кафе и пр.; 1 %
г) иное место 1 %
7. Время совершения рассматриваемых должностных преступлений:

а) рабочее время - с 9.00 до 18.00

96 %
б) нерабочее время 4 %
8. Сфера совершения рассматриваемых должностных преступлений:

а) земельно-имущественые отношения;

79 %
б) бюджетные отношения; 16 %
в) иные сферы 5 %
9. Совершение рассматриваемого должностного преступления было связано с получением:

а) материальных выгод;

97 %
б) нематериальных выгод 3 %
10. Подготовка к совершению рассматриваемого должностного преступления:

а) проводилась;

92 %
б) не проводилась 8 %
11. Количество участвующих лиц в совершении рассматриваемого должностного преступления: 15 %
б) два и более 85 %
12. Орган местного самоуправления, где выявлено рассматриваемое должностное преступление:

а) администрация сельского поселения;

62 %
б) администрация муниципального района; 19 %
в) администрация городского округа 19 %

1 2
13. Служебное положение на момент совершения рассматриваемого должностного преступления:

а) депутаты муниципальных образований (глава городского округа, муниципального района, городских и сельских поселений);

74 %
б) должностные лица муниципальной власти, относящиеся к высшему руководящему составу (главы администраций, их заместители, начальники управлений и отделов); 25 %
в) должностные лица муниципальной власти, которые не относятся к высшему руководящему составу (заведующие секторами, заместители председателей комитетов, заместители начальников отделов и управлений) 1 %
14. Образование должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) высшее;

90 %
б) среднее-специальное 10 %
15. Пол должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) мужской;

69 %
б) женский 31 %
16. Возраст должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) до 30 лет;

0 %
б) от 31 до 40 лет; 28 %
в) от 41 года до 50 лет; 38 %
г) от 51 до 60 лет 34 %
17. Стаж работы должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление, в органах местного самоуправления:

а) до 5 лет;

3 %
б) от 5 до 10 лет; 39 %
в) от 10 до 15 лет; 35 %
г) от 15 до 20 лет; 17 %
д) свыше 20 лет 6 %
18. Семейное положение должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) состоит в браке;

85 %
б) не состоит в браке 15 %
19. Место жительства должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление: 19 %
б) сельская местность 81 %
1 2
20. Наличие судимости:

а) судимые;

б) не судимые

0 % 100 %
21. Характеристика должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление за период прохождения им службы:

а) положительная;

б) отрицательная

100 % 0 %
22. Какие документы изымались в ходе расследования: *

а) документы, регламентирующие деятельность органа местной власти;

б) документы, отражающие деятельность конкретного

48 %
должностного лица;

в) документы, устанавливающие определенный порядок выполнения действий должностного лица органа местного

100 %
самоуправления;

г) документы, устанавливающие порядок делопроизводства в

100 %
учреждении местной власти;

д) акты проверок контрольно-счетных органов, протесты, представления, предостережения органов прокуратуры, документы

75 %
о привлечении должностных лиц органов местного самоуправления к административной ответственности, распоряжения (приказы) о наложении дисциплинарных взысканий на ответственных лиц; е) личные документы виновного должностного лица органа 25 %
местного самоуправления 100 %
23. Изъятие необходимых документов осуществлялось посредством:

а) обыска;

б) выемки;

в) запроса

28 % 63 % 9 %
24. Давались ли в процессе расследования следователем поручения органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность: 84 % 16 %
25. Объем выполненных поручений органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность:

а) выполнены в полном объеме;

б) выполнены не в полном объеме;

в) не выполнены

48 % 41 % 11 %
1 2
26. При допросе в качестве подозреваемого должностное лицо
органа местного самоуправления:
а) дало правдивые показания в полном объеме; 21 %
б) сочетало правдивые показания с ложными; 48 %
в) дало ложные показания; 29 %
г) отказалось от дачи показаний 2 %
27. В ходе последующих допросов должностного лица органа
местного самоуправления:
а) не изменило показаний; 62 %
б) изменило показания; 37 %
в) отказалось от дачи показаний 1 %
28. В качестве свидетелей по данным преступлениям
выступили:
а) муниципальные служащие, связанные с выполнением действия; 69 %
б) муниципальные служащие, не связанные с выполнением
действия; 20 %
в) обслуживающий персонал органа местного самоуправления; 7 %
г) иные лица 4 %
29. Следственные действия, проводимые с участием
специалиста:
а) осмотр места происшествия; 20 %
б) осмотр документов; 34 %
в) обыск (выемка); 36 %
г) допрос свидетелей, подозреваемого; 8 %
д) очная ставка; 2 %
30. Назначаемые экспертизы:
а) почерковедческая; 16 %
б) технико-криминалистическая; 14 %
в) дактилоскопическая; 13 %
г) фоноскопическая 5 %
д) психолого-лингвистическая; 2 %
е) психологическая; 2 %
ж) судебно-компьютерная; 3 %
з) химическая; 19 %
и) финасово-экономическая; 1 %
к) иные; 0 %
л) не назначались 25 %
1 2
31. Меры по установлению обстоятельств, способствовавших совершению рассматриваемого должностного преступления:

а) принимались следователем;

77 %
б) не принимались следователем 23 %
32. В качестве обстоятельств, способствовавших совершению рассматриваемого должностного преступления, выступили:

а) отсутствие или ненадлежащий контроль со стороны

представительного и контрольно-счетного органа муниципального образования за принимаемыми решениями исполнительной власти; б) нечеткая правовая регламентация служебной деятельности 66 %
должностных лиц; 27 %
в) иные обстоятельства 7 %

Приложение 2

Анкета по результатам опроса 100 следователей следственных отделов Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации

по Республике Башкортостан

Вопрос Показатель
1 2
1. Имеются ли, на Ваш взгляд, проблемы, свойственные
расследованию должностных преступлений, совершаемых в
сфере деятельности органов местного самоуправления?
а) да 89 %
б) нет 5 %
в) затрудняюсь ответить 6 %
2. Наличие проблем в расследовании должностных преступле-
ний, совершаемых в сфере деятельности органов местного само-
управления, вызвано:
а) особым правовым статусом, присущим большинству должност-
ных лиц органов местного самоуправления; 63 %
б) высококвалифицированным противодействием, которое носит
разноплановый характер; 21 %
в) сложностью проведения отдельных следственных действий ввиду
сочетания специфических черт личности должностных лиц органов
местного самоуправления с высоким уровнем знания специфики
местного самоуправления, накопленным опытом работы в данной 16 %
сфере
3. Исходя из Вашего опыта расследования должностных
преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов
местного самоуправления, есть ли необходимость в разработке
современных криминалистических рекомендаций по данным
преступлениям?
а) да; 81 %
б) нет; 8 %
в) затрудняюсь ответить 11 %

1 2
4. Применительно к должностным преступлениям, совершаемым в сфере деятельности органов местного самоуправления, какие ошибки наиболее часто, на Ваш взгляд, допускались по результатам проведенных оперативноразыскных мероприятий:

а) оформление ненадлежащим лицом документов оперативноразыскной деятельности;

0 %
б) отсутствие оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий; 3 %
в) неверное отражение в документах оперативно-разыскной деятельности статуса участвующих в нем лиц; 2 %
г) неверное название проводимого оперативно-разыскного мероприятия; 8 %
д) незаконный досмотр лица; 3 %
е) провокация преступления; 6 %
ж) нарушение условий проведения оперативно-разыскных мероприятий; 5 %
з) отсутствие постановления о предоставлении результатов оперативно-разыскной деятельности; 10 %
и) непредоставление всех необходимых документов, в которых зафиксированы результаты оперативно-разыскной деятельности; 23 %
к) ненадлежащее оформление изъятых документов; 17 %
л) отсутствие в постановлении о предоставлении результатов оперативно-разыскной деятельности перечня предоставляемых документов 13 %
5. В настоящее время, на Ваш взгляд, сложившийся уровень межведомственного взаимодействия следователя с оперативноразыскными подразделениями можно охарактеризировать как:

а) хороший;

17 %
б) удовлетворительный; 47 %
в) неудовлетворительный 36 %
6. В настоящее время, на Ваш взгляд, сложившийся уровень межведомственного взаимодействия следователя с контрольносчетными органами можно охарактеризировать как:

а) хороший;

14 %
б) удовлетворительный; 37 %
в) неудовлетворительный 49 %
7. Имело ли место противодействие расследованию должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления? 72 %
б) нет 28 %
1 2
8. По Вашему мнению, какие основные факторы способствуют оказанию противодействия в процессе расследования должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления:

а) наличие больших возможностей воздействия на криминалистически значимую информацию в целях исключения ее доказательственного значения;

б) наличие правовых средств для защиты прав и интересов подозреваемого, обвиняемого, то есть «разрешено все то, что не

52 %
запрещено законом»; 21 %
в) зависимость следователей, сотрудников органов дознания от вышестоящего руководства, влекущее за собой их вмешательство в процесс расследования путем создания различных препятствий;

г) отсутствие в Уголовном кодексе Российской Федерации нормы, устанавливающей уголовную ответственность за подкуп или принуждение обвиняемого (подозреваемого) к даче ложных показаний со стороны лиц, не заинтересованных в процессе

16 %
расследования 11 %
9. Какие меры предупреждения должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления, чаще всего используются Вами в процессе их расследования:

а) внесение представления о принятии мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

б) взаимодействие с органами, осуществляющими оперативноразыскную деятельность, муниципальными органами власти, иными

77 %
органами;

в) чтение лекций, участие в круглых столах, конференциях,

17 %
методических семинарах, иных мероприятиях по тематике предупреждение рассматриваемых преступлений; г) направление информации в виде писем (сообщений) главам муниципальных образований (главам администраций), проведение с 2 %
ними индивидуальных профилактических бесед 4 %
10. Консультируетесь ли Вы со специалистами по возникающим вопросам при расследовании должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления?

а) регулярно консультируюсь по возникающим вопросам в процессе расследования;

74 %
б) за консультациями обращаюсь периодически; 22 %
в) необходимости в консультациях у меня не возникало 4 %

С 8 по 11 классы было проведено анкетирование на тему «подростковые правонарушения». Анкета. 5.Как решить проблему подросткового правонарушения? 3.Кто, по вашему мнению, чаще совершает правонарушения? а) дети из неблагополучных семей; б) дети «группы риска»; в) другие; 4. Бывают ли ситуации, когда вы хотите совершить правонарушение? а) да; б) иногда; в) нет; 2. В чем причина роста правонарушений: а) недостаточный контроль родителей; б) влияние окружающей среды; в)другое; Мое отношение к проблеме правонарушения среди несовершеннолетних: а)отрицательно; б) положительно; в) сомневаюсь ответить;

Слайд 6 из презентации ««Проблема правонарушений среди несовершеннолетних»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию ««Проблема правонарушений среди несовершеннолетних.ppt» можно в zip-архиве размером 1380 КБ.

Скачать презентацию

Правонарушения несовершеннолетних

«Правонарушения подростков» - Социальный контроль за девиантным поведением. Мотивация подростков. Второй аспект. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Современные технологии по педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права.

«Правонарушения в школе» - Воспитательная работа. Внутришкольный учет. Свободное время. Тема педагогического совета. Дополнительное образование во внеурочное время. Учащиеся, состоящие на учете в ОМ №5. 9 детских объединений на базе школы: 189 учащихся (40%). Управление деятельностью по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

«Правонарушения среди подростков» - Преступления против собственности. Вымогательство. Осмысление. Статьи УК РФ. Период. Знания по обсуждаемой проблеме. Хозяин. Срок от пяти до десяти лет. Помещение. Правонарушения. Кража. Грабеж. Преступление против собственности. Осмысление полученной информации. Не дай втянуть себя в преступление. Нападение в целях хищения чужого имущества.

«Несовершеннолетние правонарушители» - Нарушения прав несовершеннолетних правонарушителей. Деятельность уполномоченного по правам ребенка. Причины детской преступности. Понятие ювенальной юстиции. Защита прав несовершеннолетних правонарушителей. Обеспечение наилучших интересов ребенка. Несовершеннолетние правонарушители -. Уголовная и ювенальная юстиция.

«Правонарушения несовершеннолетних» - Статья 11. Антиобщественные действия. Вступление в силу настоящего Закона. Статья 13. Учебное время. Информационное обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Спасём детей – сохраним себя! Статья 2. Понятия, используемые в рамках настоящего закона. Органы, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Анкета

правонарушений несовершеннолетних

Здравствуйте! В последнее время, в нашей стране увеличился уровень правонарушений, которые совершаются несовершеннолетними. В связи с этим просим Вас принять участие в опросе, цель которого – получить объективное мнение о правонарушениях несовершеннолетних.

1.Ваш пол?

a) Мужской

b) Женский

c) Другое______________

2.Сколько вам лет?

d) Старше 45, но младше 100

e) Старше 100

3.Ваше образование?

a) Начальное

b) Неполное среднее (9 классов)

c) Общее среднее

d) Среднее специальное

e) Незаконченное высшее

g) Православное

4.Какое у Вас семейное положение?

5.Сколько у Вас несовершеннолетних детей и (или) внуков? Сколько им лет?

6. Обратите внимание на приведённую ниже шкалу. Цифра 1 характеризует низкий уровень преступности среди несовершеннолетних , а цифра 10 – высокий уровень преступности среди несовершеннолетних . На каком уровне в РФ, по Вашему мнению, находится преступности среди несовершеннолетних ?

7. Назовите на Ваш взгляд основные причины правонарушений, которые совершают несовершеннолетние?

___________________________________________________________

8.Отметьте в каждой строке по пятибалльной системе (где 1 – «не важная», а 5 – «важная»), насколько важна для Вас, причина правонарушений несовершеннолетних?

Попадание в «плохую» компанию

Неполная семья

Насилие в семье

Низкий уровень материального достатка в семье

Сложность во взаимоотношениях с окружающими

Трудная жизненная ситуация

9.Как Вы считаете, кто окажет наиболее квалифицированную помощь несовершеннолетнему, попавшему в трудную жизненную ситуацию?

(Выберите не более 3-х вариантов ответов)

a) Родители

b) Учителя

c) Психолог

d) Инспектор по делам несовершеннолетних

f) Социальный работник

g) Священник

h) Военный

i) Другое______________

10. Где на Ваш взгляд чаще всего происходят правонарушения несовершеннолетних?

11. Нужно ли, по Вашему мнению, в школах вводить профессию школьного инспектора? Если нужно, то почему?

a) Да___________________________________________________

12.Как Вы считаете, за какие правонарушения, несовершеннолетнего нужно наказать, а за какие применить меры воспитательного характера?

13.Бывали ли случаи в семье, что Ваши дети или внуки нарушали закон?

c) Затрудняюсь ответить

14.Если бы Вы узнали, что Ваши дети или внуки совершили правонарушение. Какие бы были ваши действия:

(Возможно несколько вариантов ответов)

a) Провели беседу лично

b) Обратились за помощью к психологу

c) Обратились за помощью к педагогу

d) Обратились за помощью к социальному работнику

e) Обратились за помощью к священнику

f) Другое_______________________

15.С каким из высказываний Вы, скорее всего, могли бы согласиться?

a) Дети – цветы жизни им нужно все прощать

b) Не знание законов, не освобождает от ответственности

16.Вот ещё два распространенных суждения, с каким из них Вы больше согласны?

a) Дети не отвечают за свои поступки, родители в ответе за действие своих детей

b) Каждый должен отвечать сам за свои поступки

17. Какими качествами, по Вашему мнению, обладает несовершеннолетний правонарушитель?

(Выберите несколько вариантов ответов)

a) Хитрость

b) Скрытность

c) Агрессивность

d) Трусость

e) Корысть

f) Ассертивность

g) Другое____________________________________

18.В каком месте, по вашему мнению, несовершеннолетний правонарушитель должен понести свое наказание?

a) В местах лишения свободы

b) В монастыре

c) В образовательных учреждениях

d) Другое_____________________________________

19.Какие действия вы предпринимаете, для того чтобы Ваши дети или внуки не совершали правонарушения?

a) Занимаю их свободное время дополнительными занятиями (секции, кружки, танцы)

b) Занимаю их работой по дому

c) Провожу вместе с ними свой досуг

d) Нанимаю телохранителя с функцией предотвращения правонарушений со стороны ребенка.

e) Отдал в монастырь

f) Ничего не делаю

g) Другое_________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВАИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Волгоградский институт управления

Секция работы: исследования по юриспруденции.

НАУЧНАЯ РАБОТА

на тему:

"Причины совершения преступлений несовершеннолетними"

Зейналлы Рафаэль Риза оглы

МОУ СШ № 3

Волгоград 2017г.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения…………………………….....5

1.2 Виды правонарушений и их признаки……………………………....7

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды……………………………9

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними

по Волгоградской области………….………………………………...….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…..…17

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……18

ВВЕДЕНИЕ

Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием­­.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних по Волгоградской области, а также выявления фактов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.

Цель работы – выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними на примере Волгоградской области.

Задачи:

    Рассмотреть понятия «правонарушение», «преступление», «проступок», их виды и признаки.

    Проанализировать причины совершения преступлений несовершеннолетними на основе статистических данных и социологического исследования.

    Выяснить методы и приемы профилактики совершения преступлений несовершеннолетними.

Гипотеза – подростковые преступления совершаются только несовершеннолетними из социально неблагополучных семей.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач были выбраны использованы следующие методы:

    Анкетирование и социологический опрос среди трех групп населения г. Волгограда (учащиеся, родители, учителя).

    Работа с архивными и статистическими данными Волгоградской области, в частности г. Волгограда и их анализ.

    Отбор нужного материала для аргументации моей точки зрения.

    Обобщить полученные результаты и сделать вывод.

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение - это виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Всякое правонарушение есть деяние: действие - акт активного поведения или бездействие – ситуация, при которой по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало.

Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе, в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или иного договора.

Правонарушение является виновным деянием. Вина - это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц.

Наконец, правонарушением признается деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность.

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект правонарушения - это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и, (или) которой этим деянием причинен вред.

Объективная сторона - это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о правонарушении - о том, что оно произошло и какой вред причинило. Для ряда составов правонарушений достаточно только совершения деяния, даже если оно и не повлекло последствий. Если это деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него, либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

Субъект правонарушения - является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

При осуществлении ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания, - смягчающие или отягчающие.

Субъектами некоторых правонарушений являются организации. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные сведения.

Субъективная сторона - формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины, которая бывает двух видов: умысел и неосторожность.

Таким образом, правонарушение – это такое поведение человека, которое:

    выражается в действии или бездействии;

    противоречат нормам права и совершаются вопреки им;

    признается только виновное поведение субъектов права;

    обладает общественно опасным характером, то есть наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом;

1.2 Виды правонарушений и их признаки

Виды правонарушений или их классификация – это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

    гражданские – правонарушения в области гражданского законодательства;

    трудовые – правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства;

    уголовные – правонарушения, подводящие под уголовную ответственность;

    Административные – правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность;

    процессуальные.

По общественной опасности правонарушение принято делить на:

    преступления;

    иные правонарушения (проступки, деликты) – административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политических отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:

    в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и т.д.);

    в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок);

    в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Можно также различать правонарушения, посягающие на:

    духовные и материальные блага;

    общественные и личные интересы.

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушение другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций.

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды

Согласно ст. 14 УК РФ преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания.Из определения преступления вытекают четыре обязательных признака преступления:

    противоправность;

    наказуемость;

    виновность;

    общественная опасность.

Уголовно-правовая теория под составом преступления понимает совокупность установленных в уголовном законе объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретные общественно опасные деяния как преступление. В него входят следующие элементы:

    объект преступления;

    место совершения преступления;

    время совершения преступления ;

    способом совершения преступления ;

    обстановка совершения преступления ;

    орудия и средства совершения преступления .

Если говорить о субъективной стороне преступления, то в нее входит субъект преступления – это физическое лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ, и способное нести за него уголовную ответственность. Ст. 19 УК РФ определяет, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ.

Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно достичь 16 лиц. К этому возрасту подросток способен понимать общественную опасность своего поведения и давать ему правильную объективную оценку. Для двадцати видов преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ, законодатель установил пониженный возраст уголовной ответственности – с 14 лет. Это преступления, общественная опасность которых очевидна и для лиц, достигших этого возраста.Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно быть вменяемым.

Каждое преступление имеет мотив (побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление) и цель (представление о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, совершая общественно опасное деяние).

В УК РФ названы четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Таким образом, преступление – это особо опасное деяние, приносящее большой вред здоровью и жизни общества. Преступление имеет отличительные признаки, характеризуется объективной и субъективной стороной. Преступление – противоправное деяние, поэтому имеет систему наказаний.

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними в Волгоградской области, в частности г. Волгограда.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Но большей «уязвимостью» обладают несовершеннолетние, отличающиеся заключается в том, что они имеют неустоявшаяся психику, не сформированную до конца систему ценностей, что делает их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.

Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Преступности несовершеннолетних способствует и неконтролируемое отчисление подростков из школ и ПТУ.

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей­ и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их ­ родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетаниям психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей.Уходя от родителей, несовершеннолетние ищут поддержку в обществе себе подобных. Подростков захлестывает волна «взрослой» жизни – интимные отношения, наркотики. В некоторых странах данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

В Волгоградской области, как и в любом другом уголке нашей страны, преступления совершаются несовершеннолетними.

Для того, чтобы выяснить, что думают жители г. Волгограда о причинах совершения преступлений несовершеннолетними был проведен социологический опрос среди 45 человек трех групп: учащиеся МОУ СШ № 3 школьное отделение №2 (14-17 лет), родители (35-50 лет), учителя (См. Приложение 1. Таблица 1. Причины совершения преступления несовершеннолетними).


(МОУ СШ № 3,ш.о. № 2)

В результате анкетирования учащиеся и родители считают, что причины совершения преступления несовершеннолетними является семейное и материальное благополучие. Многие учителя и дети говорят о такой причине, как отсутствия контроля со стороны родителей, разрыве родительско-детских отношений, причем выделяют как самую главную. Трое родителей выделят влияние СМИ и Интернета на совершение правонарушений подростками, а трое учащихся считают, что причина – в употреблении алкоголя и наркотических веществ. Из всего анализа анкетирование можно сделать вывод о том, что ответы у респондентов неоднозначные.

Также им было предложено ответить на вопрос о том, какие мероприятия необходимо проводить для профилактики и предотвращения совершения правонарушений (См. Приложение 1. Таблица 2. Меры профилактики совершения преступлений несовершеннолетними в Волгограде). Учителя и родителя утверждают, что необходимы систематические беседы с подростками по данной теме, проведение классных часов, направленных формирование правовой культуры. Шесть учащихся, а это практически 40% респондентов считают, необходимо улучшить досуг подростков, особенно спортивного. Не считают более 80 %, что преступления можно предотвратить, проводя пропаганду здорового образа жизни. Не считают респектабельным все анкетируемые, что надо повышать духовно-нравственное воспитание. Таким образом, можно сделать вывод, что профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение совершение преступлений подростками, является улучшение досуга, беседы учителей и родителей с детьми.

Из всех проанализированных данных, социологического опроса, работы с документами правоохранительных органов можно сделать вывод, что преступления совершаются всеми подростками, независимо из благополучных семей они или нет. Самыми распространенными преступления по сей день остается кража и разбойные нападения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преступление является разновидностью правонарушения и представляет собой виновное противоправное деяние, запрещённое под угрозой наказания.

Преступления совершают все возрастные категории людей, но самое печальное является то, что среди них в категорию правонарушителей попадают несовершеннолетние дети. Поэтому в своей работе была поставлена цель – выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними на примере Волгоградской области.

Несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками, склонностями, стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Понятие преступность несовершеннолетнего связано с возрастными границами (от 14-18 лет). Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

Проводя социологические опросы, анкетирование, мною было выяснено, что самыми распространенными преступления, которые совершают подростки, является кража и разбойное нападение, употребление алкогольных и наркотических веществ и нахождение на улице в темное время суток и т.д. Характер преступления носит групповой аспект.

Самыми распространёнными причинами совершения преступлений является возрастные особенности ребенка, отсутствие родительского контроля и связи «родители - дети», объясняющего современным капиталистическим миром и частой занятостью родителей. Самое страшное, что подростки не осознают наказуемость и последствия совершаемых деяний, ссылаясь на такое понятие, как «юношеский максимализм», «родители отмажут», «я же единственный ребенок в семье».

Гипотеза, поставленная в работе, полностью не подтвердилась. По статистическим данным, преступления совершают все подростки, независимо от материального состояния и воспитание в семье. Отличается только род преступлений, которые они совершают.

Профилактическим мероприятиями по данным социологического опроса является самым актуальным – беседа родителей и учителей с детьми и улучшения досуговой деятельности подростка, особенно спортивной.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи в научной работе были достигнуты. На будущее ставлю приоритетной дальнейшее изучение данной проблемы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.

2. Бодалева А.А. В мире подростка. М.,1980.

3. Гурьева В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,1980.

4. Жигарев Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.

Интернет-ресурсы

1. Н ttp :// domodedovod . ru

2. Н ttp :// www . domodedovo - city . ru

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Таблица 1. Причины совершения преступления несовершеннолетними

Варианты ответов

Учащиеся

Родители

Учителя

Семейное и материальное неблагополучие

Отсутствие или слабый контроль над поведением детей со стороны родителей или лиц, их заменяющих, разрыв детско-родительских отношений

Отклонения в психике подростков

Уверенность в собственной безнаказанности, безразличное и безответственное отношение к последствиям своих поступков

Употребление алкогольных и наркотических средств

Незанятость подростков

СМИ, Интернет, телевидение

Таблица № 2. Меры профилактики совершения преступлений несовершеннолетними по Волгоградской области

Варианты ответов

Учащиеся

Родители

Учителя

Беседы родителей и детей

Проведение классных часов и мероприятий по формированию правовой культуры в школе

Улучшение досуга

Пропаганда здорового образа жизни

Повышение экономической отсталости России в целом

Духовно-нравственная воспитание



Просмотров