Отсрочка отбытия наказания. Отсрочку отбывания наказания

    Необходимость применения МСА в России.

    Сущность МСА и их классификация.

    Различия международных и российских стандартов аудита.

1. Необходимость применения мса в России.

Необходимость осуществления в РФ аудиторской деятельности по МСА объясняется следующими объективными и субъективными причинами:

    потребность возникает со стороны иностранных инвесторов, вкладывающих свой капитал в российскую экономику. Для создания благоприятных условий привлечения западного капитала российским компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами;

    необходимость в аудиторской деятельности возникает со стороны ведущих аудиторских и консультационных компаний. Это связано с высоким уровнем конкурентоспособности крупных западных фирм, глобализацией аудиторского бизнеса, что приводит к монополизации аудиторско-консультационного рынка и слиянию капитала в сфере аудита. Применение единых международных стандартов профессиональной деятельности способствует эффективности деятельности крупных аудиторских фирм и повышению качества предоставляемых ими услуг;

    реальная интеграция российского аудита в международное профессиональное сообщество, а также формирование и становление аудиторской профессии в России усиливает интерес к методологии аудита и вызывает потребность в освоении международных стандартов и положений по международной аудиторской практике;

    процесс реформирования системы бухгалтерского учета в России, переход к МСФО оказывает влияние на развитие стандартов аудита. Выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к повышению степени единства отчетности, следствием чего является возможность применения общих подходов к аудиту;

    МСА представляют интерес для российской бухгалтерской общественности. Бухгалтерам предприятий, ориентированных на иностранных инвесторов, необходимо иметь представление о наиболее существенных особенностях международных технологий аудита и тех нормах аудита, которые станут определять их взаимоотношения с аудиторами по мере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита и дальнейшего внедрения в практическую деятельность новых МСА.

Изучение и практическое применение МСА в деятельности российских аудиторских фирм должно способствовать повышению степени доверия со стороны иностранных партнеров к результатам аудита, проводимого в России. Также знание и эффективное использование МСА повысит уровень профессионализма аудиторов и аудиторских фирм, качество проводимого аудита.

  1. Сущность мса и их классификация.

Разработкой стандартов на международном уровне занимается международное профессиональное объединение аудиторов и бухгалтеров – Международная Федерация Бухгалтеров (МФБ), созданная 7 октября 1977 года с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита.

МФБ объединяет профессиональные организации многих стран мира, членами которых являются юридические лица – аудиторские, бухгалтерские и консалтинговые организации, а так же физические лица – главные бухгалтера, консультанты и т.д.

В разработку также вносят вклад Международная ассоциация бухгалтеров, Международный банк реконструкции и развития, Американский институт присяжных бухгалтеров, национальные союзы профессиональных аудиторских организаций.

Все профессии имеют технические и этические стандарты, которые служат руководством для лиц данной профессии при выполнении ими обязанностей и регулировании отношений с различными группами пользователей.

«Стандарт» - дословно «образец», т.е. набор общепринятых требований к работе аудитора. Профессиональные технические и этические стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудиторов их клиенты и общественность.

В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от масштабов производства клиента, системы бухгалтерского учета и других условий, стандарты являются мерой качества выполнения работ.

Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которое обеспечивает определенный уровень гарантии результатов проверки.

По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты периодически пересматриваются. На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.

Значение стандартов заключается в том, что они:

Обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;

Способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

Повышают престиж профессии;

Облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;

Обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

Главная особенность стандартов по мысли их создателей заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с него может быть снята значительная часть ответственности.

В настоящее время действуют 58 международных стандарта по аудиторским заданиям и 15 Положений по международной практике. Международные стандарты по аудиторским заданиям подразделяются на 5 групп:

1. международные стандарты контроля качества (1-99);

2. международные стандарты аудита, имеющие трехзначную нумерацию (от 100 до 999), в которую входят 7 подгрупп аудиторских стандартов, устанавливающие требования в отношении порядка проведения аудита финансовой отчетности;

3. международные стандарты обзорных проверок, имеющие четырехзначную нумерацию (от 2000 до 2699), применяемые для проведения обзора отчетной и промежуточной финансовой информации;

4. международные стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность (от 3000 до 3699);

5. международные стандарты по сопутствующим услугам (от 4000 до 4699).

В отдельные группы выделены Положения по международной аудиторской практике (1000-1999), международные положения по практике обзорных проверок (2700-2999), международные положения по практике выполнения других заданий, обеспечивающих уверенность (3700-3999), международные положения по практике оказания сопутствующих услуг (4700-4999), целью которых является предоставление аудиторам дополнительных практических рекомендаций и разъяснений по применению положений МСА.

Аудиторские стандарты подразделяются: на международные (МСА) и на национальные. Международные стандарты аудита (МСА) - международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации. МСА – это сравнительно новый самостоятельный курс, появление которого обусловлено процессом реформирования системы бухгалтерского учета в России, переходом отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности.

В результате этого появилась потребность в знании международных аудиторских стандартов. Развитие в нашей стране аудита и принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловили необходимость пересмотра имеющихся у нас в стране аудиторских правил для преобразования их в нормативные документы Федерального уровня. Законодательством предусмотрено создание внутренних правил (стандартов) профессиональными аудиторскими объединениями. Сегодня при лицензировании аудиторских организаций особое внимание уделяется вопросам качества услуг, которое невозможно без стандартизации.

В этой связи повысился интерес к методологии аудита и повысилась потребность у специалистов в области аудита в освоении международных стандартов аудиторской деятельности и положений о международной аудиторской практике. Международная федерация бухгалтеров, организующая работу по формированию и внедрению международных стандартов финансовой отчетности и аудита, проводит большую работу по совершенствованию методологической работы в области аудиторских проверок и оказания сопутствующих услуг. Изучение международных стандартов аудита призвано помочь специалистам аудиторских фирм грамотно организовать свою работу и повысить ее качество для того, чтобы более полно удовлетворять потребности общества в достоверной информации о финансовом состоянии и результатах хозяйственной деятельности аудируемых компаний.



На основе международных стандартов в Российской Федерации разработаны Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, регламентирующие аудиторскую деятельность на её территории. Значение стандартов состоит в том, что они – обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; – содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;– устраняют необходимость контроля со стороны государства; – помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;– обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса;– заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию; – обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;– рационализируют и облегчают аудиторскую работу.

Вместе с тем правила аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в ходе аудиторской деятельности, подкреплены опытом работы огромного числа аудиторов в разных странах мира.

Эти стандарты в дальнейшем получили международное призвание.Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора.

В 70-х годах под руководством международной федерации бухгалтеров с целью совершенствования качества и унификации порядка проведения аудита во всем мире началась разработка международных стандартов аудита, издает международные аудита совет по международным стандартам аудита и гарантии качества.Международные стандарты преследуют двойную цель:1.способствовать развитию профессии аудиторов в тех странах, где уровень профессионализма не соответствует общемировому уровню;2.унификация аудита в международном масштабе. Международные стандарты применяются в существующих аспектах, поэтому в исключительных случаях аудитор может посчитать необходимым отступить от международных стандартов. Это должно быть аргументировано аудитором. Международные стандарты аудита подразделяются на 7 групп:1.введение – группа предназначена для определения общих условий или основной аудиторской деятельности и в настоящее время эта группа стандартов не действует (100-199)2.общие принципы и обязанности (200-299) – цели и принципы аудита, также обстоятельства, при которых на аудитора и руководства аудируемого лица возлагаются определенные обязанности.3.(300-499) «Оценка риска и ответственные действия на оцененный риск»- стандарты, посвященные планированию аудита, пониманию бизнеса предприятия, его среды, оценки риска, определению уровня существенности.4.Аудиторские доказательства(500-599). В этих стандартах приводятся примеры процедур проверки. Эти стандарты устанавливают, что аудитор должен получить достаточное количество соответствующих доказательств, которые позволяют сделать обоснованное аудиторское заключение.5.использование результатов работы 3х лиц (600-699). Они регламентируют порядок работы аудитора с инфо 3-их лиц.6.аудиторсие выводы и заключения(700-799). Положение этих стандартов устанавливает правила формирования аудиторских выводов и подготовке аудиторского заключения.7.специальные области аудита (800-899) подготовление финансовой отчетности, порядок ее предоставления. В соответствии с основами учета, отличительными от международных и национальных стандартов. Данные стандарта определяют порядок составления и предоставления отчета по специальным аудиторским заданиям.8.(1000-1999)

23. Внутрифирменные аудиторский стандарты .

После предварительных переговоров и п/д заключением договора в соответств с федер стандартами А деят-ти «Согласование условий проведения А» и внутрифирменные стандарты. Согласно условием проведения А оформляется письмо о проведении А, этот док-т напрвл-ся а-м клиенту и подписываемый руководством клиента в случае согласования с основными условиями задания по проведению А. Если А проверки данного клиента повторяются на протяжении нескольких лел, то А орг может принять решение не состовляя каждый раз новое письмо о проведении А..По окончании проделанной работы в случае согласования условий с клиентом заключается дог на проведение А проверки

Такие стандарты разрабатываются крупными аудиторскими фирмами и являются их интеллектуальной собственностью. Наличие внутрифирменных стандар­тов облегчает аудиторскую работу, повышает ее качество и уни­фицирует рабочую документацию фирмы.

Внутрифирменные аудиторские стандарты могут состоять из отдельных блоков, включающих в себя стандарты по внутрен­ней структуре фирмы, организации ее деятельности, стандарты проверки правового обеспечения деятельности клиента, стан­дарты проведения аудита по отдельным разделам, стандарты по проверке экономических субъектов, обладающих общими при­знаками (малые предприятия, предприятия с иностранными ин­вестициями), стандарты по проверке предприятий отдельных от­раслей и сфер деятельности.

Стандарты проведения аудита по отдельным разделам вклю­чают в себя: вопросник или тесты по соответствующему разделу; перечень аудиторских процедур и последовательность их проведения;

типовую схему проверки:

1. Перечень нормативных документов.

2. Состав первичных документов.

3. Регистры аналитического учета.

4. Регистры синтетического учета.

5. Формы, статьи и таблицы бухгалтерской отчетнос­ти, в которой отражается проверяемый показатель.

6. Описание альтернативных решений в случае их на­личия.

7. Классификатор возможных нарушений.

Одним из основных критериев оценки использования стандартов аудиторами является правильность разработки и применения ими внутренних правил аудита. Эти документы, принятые и утвержденные аудиторами с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности национальным стандартам аудита, призваны регламентировать требования к его осуществлению и оформлению. Внутренние стандарты могут обеспечивать дополнительные основы для урегулирования конфликтов, которые возможны между сотрудниками и администрацией аудиторской фирмы, аудиторами и клиентами, аудиторами и контролирующими органами. Внутренние правила определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов проверки. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.

ФПСАД предоставили ббльшую самостоятельность аудиторам в решении отдельных проблем при проведении проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных правилах аудита. Однако эти правила не должны противоречить ФПСАД и их требования не могут быть ниже требований федеральных и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (Федеральный закон № 164-ФЗ).

В связи с этим нам представляется, что аудиторам и аудиторским фирмам необходим внутренний пакет стандартов, определяющих подход к проведению проверки. Использование внутренних стандартов способствует повышению качества аудита, эффективности его результатов, уменьшает трудоемкость работы, позволяет применять в аудиторской практике новые технологии и методики проверки.

Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме, который (в тех или иных вариантах) включает следующие элементы.

Предварительная стадия проверки:1) определение целей соглашения для обоснованного и оптимального планирования;2) обзор бизнеса клиента;3) оценка степени возможного риска мошенничества и обычных ошибок и оценка их значимости;4) оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита.

Рабочий этап:5) определение стратегии аудиторской проверки и необходимых процедур;6) расширенная оценка эффективности системы контроля, разработка плана проверки;7) составление плана независимых обследований;8) проведение независимых обследований. Завершающий этап:9) завершение аудиторской проверки;10) представление заключения.

Внутренние стандарты в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» и международным опытом по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:- стандарты, содержащие общие положения по аудиту;- стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;- стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;- специализированные стандарты;- стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;- стандарты по образованию и подготовке кадров. Рассмотрим стандарты, устанавливающие порядок проведенияаудита. В них аудиторы отражают свой подход к планированию аудита, порядку изучения и оценки системы внутреннего контроля, получению аудиторских доказательств, определению уровня существенности, оценке аудиторского риска и т.д.

Основные этапы планирования аудита четко определены в соответствующем ФПСАД № 3 «Планирование аудита». При подготовке внутрифирменного стандарта аудиторы могут более четко представить свои действия на каждом этапе планирования, в том числе и при получении знания о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые будут востребованы как при подготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполнении аудиторских процедур. Аудиторской фирме целесообразно в своих внутренних документах заранее подготовить возможный план и программу аудита, предусмотрев возможность корректировки в зависимости от особенностей деятельности проверяемых экономических субъектов. Отразив в плане и программе максимально возможный перечень видов работ и процедур, аудиторы могут оставлять только подходящие процедуры Для конкретной проверки, дополняя их специальными действиями, характерными только для проверяемого клиента. Отдельные положения общего плана и программы могут согласовываться с руководителем экономического субъекта.

Определяя во внутренних стандартах порядок изучения и оценки системы внутреннего контроля, аудиторам необходимо установить количество этапов, которое в соответствии с требованиями п. 5.1 ПСАД «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» не может быть менее трех: общее знакомство с системой, первичная оценка ее надежности и подтверждение достоверности оценки (при необходимости аудиторы вправе принимать решение об использовании большего количества этапов).

При создании внутреннего стандарта аудиторам необходимо помнить, что формирование общего впечатления о системе внутреннего контроля требует принимать во внимание ее компоненты, т.е. надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля. Выяснение надежности каждого из них позволит оценить систему в целом.

Во внутрифирменных правилах также должен найти отражение подход аудиторской фирмы к определению уровня существенности. Возможные варианты его расчета содержатся в ФПСАД № 4 «Существенность в аудите», однако данный внутренний стандарт аудиторских организаций является одним из важных. Прежде всего это связано с необходимостью формирования и представления аудиторами в определенной форме заключения по результатам проверки, содержащего мнение о достоверности данных отчетности клиента. Как известно, обоснованность показателей отчетности не должна быть установлена аудитором с абсолютной точностью (она должна быть достоверной во всех существенных аспектах). При этом возникают трудности в поиске критериев отнесения искажений к существенным. Аудиторские фирмы пытаются решать эту проблему посредством разработки соответствующего внутреннего правила.

Применение апробированных методик позволяет минимизировать аудиторский риск и проводить проверку в более сжатые сроки. Для их разработки в аудиторской фирме может быть создан методологический совет, состоящий из ведущих специалистов. Внутрифирменные стандарты могут охватывать обширнейший круг вопросов - от методик проверки конкретных вопросов и направлений в области бухгалтерского учета и налогообложения экономических субъектов до общих вопросов организации аудиторской работы в фирме.

Внутренние стандарты в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации. Для обеспечения контроля за их соблюдением необходимость применения этих правил должна входить в функциональные обязанности аудитора.

Текущая редакция ст. 82 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме осужденных к ограничению свободы, к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, к лишению свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.

2. В случае, если осужденный, указанный в части первой настоящей статьи, отказался от ребенка или продолжает уклоняться от обязанностей по воспитанию ребенка после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, суд может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.
3. По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденного, указанного в части первой настоящей статьи, от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания.

4. Если до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста истек срок, равный сроку наказания, отбывание которого было отсрочено, и орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, пришел к выводу о соблюдении осужденным, указанным в части первой настоящей статьи, условий отсрочки и его исправлении, суд по представлению этого органа может принять решение о сокращении срока отсрочки отбывания наказания и об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости.

5. Если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, указанный в части первой настоящей статьи, совершает новое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 82 УК РФ

1. Комментируемой статьей предусмотрена отсрочка реального отбывания наказания, которое может быть применено судом при наличии следующих фактических и юридических условий:
- к осужденной женщине, находящейся в состоянии беременности - до достижения ребенком возраста 14 лет. Беременность при этом подтверждается соответствующим медицинским заключением;
- к осужденной женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет - до достижения ребенком возраста 14 лет;
- к осужденному мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем - до достижения ребенком возраста 14 лет.

К указанным лицам, если они осуждены к ограничению свободы, к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14 летнего возраста, а также к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, отсрочка отбывания наказания применена быть не может.

Юридический смысл отсрочки исполнения наказания для вышеуказанных лиц состоит в том, что осужденный освобождается от отбывания наказания на определенный срок, то есть до исполнения ребенку 14 лет, для исполнения своих родительских обязанностей по воспитанию детей.

2. Юридический порядок предоставления осужденным отсрочки от наказания регламентирован ст. 177 УИК РФ.

Кроме того, ст. 178 УИК РФ установлено, что контроль за исполнением отсрочки осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. В случае, если осужденный, к которому применена отсрочка отбывания наказания, уклоняется от воспитания ребенка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция объявляет предупреждение. Если и после объявленного предупреждения осужденный продолжает уклоняться от надлежащего исполнения своих родительских обязанностей, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда.

Уклонение от воспитания ребенка может выражаться в оставлении ребенка в родильном доме или передаче в детский дом без оформления соответствующих документов, в ведении антиобщественного образа жизни, в неисполнении обязанностей по воспитанию и уходу, в передаче ребенка родственникам или иным лицам и т.д.

3. По достижении ребенком 14 летнего возраста, уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, поведения осужденного, его отношения к воспитанию ребенка, отбытого и неотбытого сроков наказания направляет в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Если осужденный надлежащим образом исполняет условия отсрочки отбывания наказания, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о сокращении срока отсрочки отбывания наказания и об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости. При этом указанное представление не может быть внесено ранее истечения срока, равного сроку наказания, отбывание которого было отсрочено.

В том случае, если беременность была прервана либо в период отсрочки от отбывания наказания ребенок умер, вопрос об отмене отсрочки наказания решается дифференцировано в каждом конкретном случае.

При совершении осужденным в период отсрочки от исполнения наказания нового преступления, отсрочка отменяется судом и наказание назначается по совокупности приговоров, то есть в соответствии со ст. 70 УК РФ. В этом случае отмена отсрочки является безусловной.

Консультации и комментарии юристов по ст 82 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 82 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

СТ 82 УК РФ .

1. Беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, лишения свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.

2. В случае, если осужденный, указанный в части первой настоящей статьи, отказался от ребенка или продолжает уклоняться от обязанностей по воспитанию ребенка после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, суд может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

3. По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденного, указанного в части первой настоящей статьи, от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания.

4. Если до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста истек срок, равный сроку наказания, отбывание которого было отсрочено, и орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, пришел к выводу о соблюдении осужденным, указанным в части первой настоящей статьи, условий отсрочки и его исправлении, суд по представлению этого органа может принять решение о сокращении срока отсрочки отбывания наказания и об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости.

5. Если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, указанный в части первой настоящей статьи, совершает новое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 82 Уголовного кодекса

1. В ст. 82 УК предусматривается факультативный вид освобождения от наказания беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, и мужчин, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем, к лишению свободы за преступления, предусмотренные ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211 УК, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные ст. 277, 278, 279 и 360 УК.

2. Для применения анализируемой нормы необходимо наличие нескольких условий и основания. Условия применения: отсрочка может быть предоставлена не только от отбывания лишения свободы, но и любого вида наказания, исполнение которых затрудняется беременностью женщины или наличием у осужденного малолетнего ребенка.

1. Беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, лишения свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.


2. В случае, если осужденный, указанный в части первой настоящей статьи, отказался от ребенка или продолжает уклоняться от обязанностей по воспитанию ребенка после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, суд может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.


3. По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденного, указанного в части первой настоящей статьи, от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания.


4. Если до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста истек срок, равный сроку наказания, отбывание которого было отсрочено, и орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, пришел к выводу о соблюдении осужденным, указанным в части первой настоящей статьи, условий отсрочки и его исправлении, суд по представлению этого органа может принять решение о сокращении срока отсрочки отбывания наказания и об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости.


5. Если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, указанный в части первой настоящей статьи, совершает новое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса.




Комментарии к ст. 82 УК РФ


1. Комментируемая статья предусматривает специальный вид освобождения в отношении: двух категорий женщин (беременной и имеющей ребенка в возрасте до 14 лет) и мужчины, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет и являющегося единственным родителем.

2. Освобождение от наказания указанных осужденных носит условный характер и не является окончательным. Предоставление отсрочки отбывания наказания - право, а не обязанность суда.

3. Применение отсрочки в соответствии с ч. 1 ст. 82 УК возможно как при исполнении приговора (п. 2 ч. 1 ст. 398 УПК РФ), так и при постановлении приговора судом первой инстанции, а также судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Какие обстоятельства должен учитывать суд, предоставляя отсрочку, в законе не указано, но очевидно, что необходимо исходить из требований ст. 60 УК, определяющей общие начала назначения наказания.

4. Следует заметить, что закон не разграничивает продолжительность отсрочки в зависимости от вида наказания, а сам ее срок может превышать сроки давности исполнения обвинительного приговора даже за тяжкое преступление, длиться 14 лет, поскольку не предусмотрена ее досрочная отмена, что вряд ли является справедливым.

5. Отсрочка применяется ко всем указанным в законе лицам, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.

К преступлениям против личности должны быть отнесены деяния, не только перечисленные в разд. VII УК, но и предусмотренные другими разделами, если в диспозициях норм описаны составы преступлений, также относящиеся к тяжким или особо тяжким преступлениям против жизни или здоровья, в частности ст. ст. 277, 295, 317 УК и др.

Возможность отсрочки касается любых видов наказания. Вместе с тем следует помнить, что к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, не применяются обязательные работы (ч. 4 ст. 49 УК), исправительные работы (ч. 5 ст. 50 УК), а имеющим детей до 14 лет - ограничение свободы (ч. 5 ст. 53 УК) и арест (ч. 2 ст. 54 УК). Вопрос об отсрочке отбывания таких видов наказания может возникнуть, если беременность наступила после осуждения.

6. Порядок внесения предоставления на отсрочку лишения свободы регламентирован ч. 3 ст. 177 УИК РФ. Администрация исправительного учреждения направляет в суд представление об освобождении. К представлению прилагаются характеристика осужденной (осужденного), справка о согласии принять ее (его) и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания, либо справка о наличии у нее (у него) жилья и необходимых условий для проживания с ребенком, медицинское заключение о беременности, либо справка о наличии ребенка, а также личное дело осужденной (осужденного).

Относительно других видов наказаний вопрос решается иначе. Так, в отношении осужденных к обязательным работам представление об отсрочке вносит уголовно-исполнительная инспекция (ч. 3.1 ст. 26 УИК РФ); осужденных к аресту - администрация арестного дома (ст. ст. 69, 71 УИК РФ). Следует также иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 31 УИК РФ в случае, если осужденная (осужденный) не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ее ходатайству и заключению судебного пристава-исполнителя может рассрочить уплату штрафа на срок до 3 лет.

Вопрос об отсрочке дополнительных видов наказаний в законе не урегулирован. Очевидно, что суд может отсрочить исполнение дополнительного наказания одновременно с основным.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает два основания отмены отсрочки и возможности суда по соответствующему представлению отменить отсрочку и направить осужденную (осужденного) отбывать наказание в место, назначенное в соответствии с приговором суда, если имеет место: 1) отказ от ребенка; 2) уклонение от воспитания ребенка после предупреждения органа, осуществляющего контроль за поведением осужденной (осужденного).

8. Отказ от ребенка оформляется в медицинском учреждении в письменном виде; подпись лица, отказывающегося от ребенка, заверяется этим учреждением.

9. В соответствии с ч. 3 ст. 178 УИК РФ лицо считается уклоняющимся от воспитания ребенка, если, официально не отказавшись от ребенка, оставило его в родильном доме или передало в детский дом либо ведет антиобщественный образ жизни, не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним, либо оставило ребенка родственникам, скрылось и др.

10. В законе ничего не говорится о том, как быть в случаях, когда отпали условия, на основании которых отсрочка была применена, в частности при прерывании беременности, рождении мертвого ребенка, его последующей смерти. Очевидно, что при наличии таких обстоятельств должен решаться вопрос об отмене отсрочки.

11. По достижении ребенком 14 лет суд принимает одно из следующих решений: а) освобождает осужденную (осужденного) от отбывания оставшейся части наказания; б) заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом.

Основанием для полного освобождения является исправление лица. Для замены оставшейся части наказания достаточно установить, что процесс исправления начался, осужденная (осужденный) может быть исправлена более мягким наказанием, чем назначено судом.

12. Согласно ч. 7 ст. 177 УИК РФ осужденную (осужденного) ставит на учет и осуществляет контроль за ее поведением уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства. Освобожденный в трехдневный срок после прибытия обязан явиться в инспекцию. Если в течение двухнедельного срока после освобождения он не явится к месту жительства, то в соответствии с ч. 1 ст. 178 УИК РФ объявляется в розыск. На основании ч. 2 этой статьи инспекция также выносит предупреждение осужденному, допустившему нарушение общественного порядка или трудовой дисциплины, если к нему в период отсрочки применялись меры административного или дисциплинарного взыскания либо если он уклонялся от воспитания ребенка и ухода за ним. Инспекция вносит представление в суд об отмене отсрочки и направлении осужденного в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

13. Уголовный закон не обусловливает отсрочку наличием у лица семьи или родственников, их согласием на совместное с ним проживание либо возможностью самостоятельно обеспечить надлежащие условия для воспитания ребенка.

14. Если в период отсрочки осужденный совершит новое преступление, суд назначает наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК.

15. В период отсрочки текут сроки давности исполнения обвинительного приговора (ст. 83 УК), а также сроки погашения судимости (ст. 86 УК). Поэтому отмена отсрочки, а также исполнение наказания возможны лишь в пределах сроков давности обвинительного приговора, установленных ст. 83 УК.



Просмотров