Последнее сообщение intellect board автомобиль и закон. Законы робототехники

В этом году на CES 2017, как ни странно, наиболее интересные технологии представляли производители авто. Машина перестает быть просто средством передвижения и превращается в самый настоящий гаджет. Автомобили наполнены кучей электроники и порой перестают напоминать внешне привычные нам машины. Беспилотные авто — вообще особая тема. Технологии автоматического управления автомобилем тестируют и пытаются внедрить многие компании. Также популярно становится и внедрение искусственного интеллекта в автомобиль. Все это довелось увидеть на CES 2017.

Toyota Concept-i

Например, Toyota показала на CES 2017 собственное видение будущего автомобилей — Concept-i. Главная фишка Concept-i не автономность, а наличие в автомобиле искусственного интеллекта Yui. Основная цель такой машины с собственным интеллектом — сделать процесс езды и взаимодействия автомобиля и человека проще. Хотя куда уж проще? Дави на педали и смотри на дорогу. Но в Toyota по своему видят будущее, где умный помощник Yui буквально будет ощупывать вас, ведь он умеет не только связываться с водителем посредством голоса или цветовых оповещений, но и с помощью тактильной отдачи. Yui буквально может к вам прикоснуться. Звучит зловеще, но так в Toyota представляют себе будущее. Конечно Concept-i может ездить и автономно, но главное заключается именно в поддержке водителя. Искусственный интеллект способен считывать эмоции человека. И если он заметит, что водитель становится рассеянным, то заведет с ним беседу или другим способом даст понять, что пора отдохнуть.

Divergent Blade

Немного по-другому видят ближайшие лет 10-15 ребята из команды Divergent 3D. Как понятно из названия, компания специализируется на 3D печати. Печати автомобилей! Их детище, Divergent Blade является суперкаром и способен разгоняться до 100 км/ч всего за 2,5 секунды. Ездит этот автомобиль на газе или бензине, но при этом является гораздо более экологичным транспортом чем электромобили. А все потому, что распечатанный на 3D принтере Blade несет на 65% меньше вреда экологии, чем собранный на конвейере электромобиль. Интересно и то, что Blade это не только распечатанный на принтере кузов, что уже далеко не новость, но и шасси. Основа автомобиля тоже распечатана на 3D принтере и состоит из 28 килограмм алюминия и 19 кг карбона. На сборку этого шасси понадобится 30 минут и три человека. Кстати, полностью Divergent Blade весит 630 кг, а двигатель который устанавливается в этот имеет мощность в 700 л/с, то есть больше чем 1 л/с на килограмм веса. Невероятный результат.

Беспилотные авто

Основная идея многих показанных на CES 2017 машин — автономное вождение. Мир буквально помешался на этой идее. Так свое видение беспилотного авто показала Honda. Ее NeuV рассчитана на двух человек и видится компании, как идеальный автомобиль для Uber. То есть такси без таксиста. Honda показали и самопередвижные табуретки, правда совсем непонятно зачем они вообще нужны. Также японцы продемонстрировали умный мотоцикл, который способен следовать за водителем или потихоньку катиться в пробке не теряя равновесия. Говорят, что все за счет умной начинки.

Hyundai решила шокировать внешностью, вернее ее обычностью, ведь представленный беспилотный автомобиль Ioniq ничем не отличается от самой обычной машины. Все сенсоры спрятаны внутри кузова. Корейцы, как бы дают понять, что их будущее немного ближе, чем у конкурентов.

BMW показала новую систему интерфейса HoloActive Touch, который должен будет использоваться в автомобилях в ближайшем будущем.

Электромобили

Второй главный тренд автомобилей на CES 2017 — электрическая силовая установка. Электрокары одним словом. Tesla своим появлением изменила этот мир и доказала, что электромобили это реальность. Поэтому крупные производители теперь пытаются так активно создать свои собственные электромобили. Например, Mercedes привезла на выставку концепт внедорожника EQ, который по словам компании уже готов к серийному производству и должен появиться в продаже в 2019 году. Силовая установка и аккумуляторы в этом автомобиле позволят ему от одной зарядки проехать 500 километров. Кстати, привыкайте к этой фразе «проехать на одной зарядке», скоро это станет нашей повседневной реальностью.

Это доказывает и Nissan, которые привезли на CES 2017 новое поколение электромобиля Leaf. Nissan не просто показали новый Leaf, они представили уникальную интеллектуальную систему SAM — Seamless Autonomous Mobility. Японцы планирует создать центр управления беспилотными авто — как NASA следит за своими кораблями, так и Nissan будут следить за беспилотными автомобилями. Встроенный в Leaf искусственный интеллект SAM способен самостоятельно разбираться со всеми дорожными ситуациями, но если вдруг он не сможет понять, как ему действовать дальше, то он обратится в центр управления. Он в свою очередь даст необходимые руководства по дальнейшим действиям. В общем Nissan пытается разобраться с проблемой адекватности автопилотов.

Ford решили не заморачиваться с созданием собственного умного помощника и обратились к Alexa — искусственному интеллекту от Amazon. Так вы сможете прямо из машины зажечь умную лампочку Philips Hue в доме или завести двигатель автомобиля удаленно, или включить дома кондиционер. Непонятно зачем это реально нужно когда есть смартфоны, Ford это не объяснили, но такая коллаборация выглядит как минимум интересно, ведь Alexa сегодня очень популярна в США.

Faraday Future FF91

А пока все пытаются создать электрокар с автопилотом и умным помощником будущего, ближе всего к реальности оказалась небольшая компания Faraday Future из Лос-Анджелеса. В прошлом году этот проект представлял на CES какой-то невероятно футуристичный концепт FFZero1, а уже в этом году Faraday представили практически серийный автомобиль FF91. На одной зарядке FF91 может проехать 608 км. При этом заряжаться может от любых типов зарядных станций. Суммарная мощность Faraday Future FF91 — 1050 лошадиных сил. Цифра впечатляющая. С нуля до сотни этот электромобиль разгоняется за 2,39 секунды, это на 0,01 быстрее чем Tesla Model S. Бойцовские качества спорткара этот автомобиль совмещает с утилитарностью минивэна. Помимо продвинутого автопилота и умного помощника внутри расположена куча дисплеев для водителя и всех пассажиров, целые системы сенсоров, камеры и Wi-Fi антенны. У каждого водителя FF91 будет собственная учетная запись, она позволит загружать все индивидуальные настройки электрокара — настройку кресел, руля, зеркал, приборов и так далее. Более продвинутая система памяти, которая есть в современных автомобилях. Производство Faraday Future FF91 начнется в 2018 году. Пока неизвестно даже примерно, сколько будет стоить этот электрический автомобиль, но уже можно встать в очередь заплатив $5000.

Нашествие машин

В скором будущем роботы будут покушаться на наши рабочие места, озабочен Европарламент. Там обнародовали проект по регулированию деятельности роботов - не исключено, что он даст толчок к созданию нового законодательства. Читается как научная фантастика.

Будущее уже наступило - такой вывод можно сделать из проекта доклада, представленного в Европарламенте и посвященного... роботам. А точнее - юридическим и законодательным вопросам, связанным с фактом их существования.

Но с какой стати европарламентарии занялись правами тех, кого юридически не существует? В докладе отмечается: человечество стоит на пороге новой эры, когда множество ультрасовременных роботов, андроидов и иных воплощений искусственного интеллекта могут стать причиной промышленной революции - она затронет все слои общества, так что, мол, жизненно необходимо рассмотреть все возможные последствия. Звучит сенсационно: в конце концов, одно дело, когда так говорят футурологи, другое - когда перед тобой текст официального документа. Впрочем, одними декларациями авторы не ограничиваются и приводят статистику: между 2010 и 2014 годом рост продаж роботов в Европе в среднем составил 17 процентов в год, в 2014-м - и вовсе рекордные 29 процентов. А число ежегодных патентных заявок в сфере робототехники за последние 10 лет и вовсе утроилось!

Техника познания

Сегодня роботами называют почти любое автоматическое устройство, выполняющее какую-то функцию. С точки зрения рыночной экономики это привлекательно, с точки зрения науки - спекуляция.

Данные Европарламента вполне соотносятся с победными реляциями Международной федерации робототехники (IFR): в прошлом году продажи промышленных роботов в мире установили новый рекорд - 248 тысяч единиц. А к 2018-му в заводских цехах разместят около 2,3 млн роботов, как минимум вдвое больше, чем в 2009-м (1 млн). Еще больше завораживают цифры по сервисным роботам: по данным той же IFR, в 2014-м по всему миру было продано 4,7 млн таких автоматов для личных нужд или домашнего использования (на 28 процентов больше, чем в 2013-м), а между 2015-м и 2018-м в год реализуют 35 млн! Фантазия разработчиков не ограничивается роботами-пылесосами. В компании Sony уже заявили о разработке робота, способного "наладить эмоциональную связь" с человеком, робот-адвокат (строго говоря, компьютерная программа) лихо оспаривает у полиции Лондона и Нью-Йорка штрафы за парковку, а система искусственного интеллекта недавно обставила в имитации воздушного боя полковника ВВС США. И пусть это еще не роботы в том виде, как их изображает Голливуд (речь, скорее, о продвинутых автоматах), однако революция, как ни крути, налицо.

Самый сенсационный момент - создание особого правового статуса для роботов, они станут "электронными личностями" с правами и обязанностями.

Теперь о тревожном. Нет, машины не захватят власть над людьми, однако они вполне могут отобрать наши рабочие места, о чем и предупреждают в докладе. А вот прогноз от Oxford University: половина рабочих мест в США будут отданы роботам в ближайшее десятилетие или два - речь не только о заводских рабочих, но и о водителях такси, например. Видят ли опасность эксперты?

Роботы все чаще взаимодействуют с людьми в различных сферах жизни,- признает Сюзанна Бек, профессор права в Университете Ганновера (Германия) и признанный специалист по проблеме.

Нечеловеческая ответственность

Голливуд постоянно дополняет и модифицирует первые три "закона" робототехники - не причинять вред человеку, повиноваться ему и заботиться о своей безопасности

В интервью "Огоньку" профессор Бек подчеркивает: сегодня шансы, что автоматы могут нарушить права и интересы "третьих сторон", возросли. К тому же машины все более автономны и все труднее назначать конкретных людей ответственными за их действия. Чтобы избежать такого "отсутствия юридической ответственности", заключает эксперт, и нужно адаптировать существующие законы к новой реальности с участием роботов.

Фактически доклад, представленный в Европарламенте, пытается законодательно ответить на новые вызовы (его докладчик, член парламента от Люксембурга Мади Делво, на момент сдачи номера была недоступна для комментария). Самый сенсационный момент, о котором сразу написали мировые СМИ,- это создание особого правового статуса для роботов, они станут "электронными личностями" с правами и обязанностями. Еще один пункт связан с налогами: речь о том, что компании, владеющие роботами, должны сообщать, какой вклад те делают в прибыль компании, из этого будут рассчитываться налоги и отчисления в систему социального обеспечения. Авторы рассматривают и случаи, когда в результате автономных действий робота нанесен некий ущерб - кто за него будет платить? По сути, предлагается в докладе, необходима система обязательного страхования, как в случае с дорожным движением, однако на дорогах система страхования покрывает действия людей, в случае же с роботами это могут быть их производители... А как насчет прав на интеллектуальную собственность, созданную роботом? Кому они будут принадлежать? Здесь, пишут авторы, требуются дополнительные законодательные усилия.

«Мы уже живем в новой реальности»

Почему современных математиков называют шаманами, о чем думает искусственная нейросеть и какое отношение имеет проблема Больших данных к племенным курам.

Эксперты, впрочем, считают, что паниковать из-за засилья автоматов пока все же не стоит. По словам Сюзанны Бек из Университета Ганновера, то, что роботы могут заменить людей, громко сказано, хотя, как любая новая технология, они могут изменить некоторые виды нашей деятельности, прежде всего механические. Хорошая новость состоит в том, что людям останется творческая работа, недоступная для машин. И вот уже рисуются фантастические перспективы: роботы могут облегчить нам ежедневную жизнь, поддержать нас в физически тяжелой работе и подарить больше свободного времени, ну а все, что требуется,- это адекватно реагировать на возникающие вызовы.

Как живая

"Человечество стоит на пороге создания роботов, которых можно полюбить",- сообщила газета The Financial Times, и российские блогеры обрадовались. В основном, конечно, ликуют мужчины.

Так не пришла ли пора кодекса законов, вроде трех законов робототехники, что придумал фантаст Айзек Азимов? Ученые пока не знают, как вложить их в "мозг" роботов, а значит, говорится в докладе, эти законы могут относиться к... создателям роботов! Сюзанна Бек уточняет: было бы правильнее обсудить, в каких сферах нашей жизни автономные машины нужны, а в каких они вызовут, скорее, настороженность и сомнения (речь, к примеру, об автономных системах вооружений); продумать, что делать с размыванием человеческой ответственности из-за того, что все больше решений принимают автоматы... Словом, тем для споров - множество. Есть и "горячие": Christian Science Monitor напоминает, что в США озабочены законодательным регулированием одной из сфер, связанных с робототехникой,- беспилотными автомобилями. Как бы не опоздать: по прогнозам, такие автомобили появятся на американских дорогах уже в 2020-м...

Брифинг

Леонель Моура , художник в области искусственного интеллекта и робототехнического искусства:

Если мы сумеем установить с роботами симбиоз, взаимовыгодные отношения, тогда да, можно не опасаться. А если у нас не получится - возникнут проблемы. Но я думаю, что все формы жизни, включая искусственный разум, стремятся к сотрудничеству, хотят избежать конфликтов. Роботы не хотят воевать с людьми, конечно, если речь не идет о военных роботах, там ответ будет другой. Но я хочу рассматривать роботов как напарников, сотрудников. Пока я больше боюсь людей.

Во вторник, 8 мая, в России прошли первые испытания беспилотных автомобилей. Машины с роботом вместо водителя совершили тестовый проезд на автоподходах к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края. Все автомобили справились с заданиями и показали хорошие результаты. Прокатиться на беспилотном транспорте россияне смогут уже во время чемпионата мира по футболу. Каким будет автомобиль будущего и безопасен ли он, разбирался «360».

В ходе тест-драйва были задействованы автомобили пяти видов, которые оснащены технологиями автономного управления. Так, в испытаниях приняли участие грузовики брендов НАМИ и «КамАЗ», а также два легковых автомобиля моделей Skoda Superb и Ford Focus, говорится в сообщении министерства транспорта.

По данным ведомства, все автомобили справились с поставленными задачами. Машины разогнались до 40 километров в час и выполнили на дороге различные маневры, включая перестраивание в другой ряд, проезд по транспортной развязке и торможение перед пешеходами. Каждая из машин преодолела более 10 километров. На пассажирском сидении находились разработчики, которые «инспектировали» роботов.

«Все транспортные средства показали высокое качество маневрирования и бесперебойное функционирование системы высокоточного спутникового позиционирования, а также системы „машинного зрения“, обеспечивающего детекцию и распознавание объектов, разметки, дорожных знаков и анализ обстановки», - отмечается в сообщении. Тестовый проезд также послужит основанием для законодательного разрешения беспилотным автомобилям ездить по дорогам общего пользования в России.

Несмотря на то, что эти испытания стали первыми и самыми масштабными в стране, говорить о внедрении машин без водителей на дорогах массового пользования пока рано, считает Дмитрий Песков - директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, которое курирует развитие беспилотников в России.

«Пока российские беспилотники могут функционировать лишь в идеальных условиях, то есть ездить по заранее заданной траектории на трассах без другого транспорта и при этом развивать невысокую скорость. При этом в будущем они могут стать хорошей альтернативой для пассажиров, поскольку автомобиль с искусственным интеллектом в разы безопасней машины с водителем. Согласно мировой практике, роботы допускают в сотни раз меньше ошибок за рулем, чем реальные шоферы», - отметил собеседник «360».

Беспилотники на футболе

Тестирование беспилотников является частью стратегии развития автомобильной промышленности в России на период до 2025 года. Она предполагает внедрение машин без водителя в структуру общественного транспорта уже в ближайшие годы. Причем увидеть новые автомобили россияне смогут уже в июне этого года.

«Россия придерживается „дорожной карты“ по созданию беспилотной автомобильной платформы, и мы продемонстрируем вам результаты в ходе проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ», - рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович на открытии ежегодного Международного форума науки и технологии. По его словам, болельщики смогут прокатиться на беспилотных автобусах уже в июне.

Между тем на массовый рынок беспилотные автомобили смогут поступить через 5-10 лет, уверен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он сказал «360», что такие автомобили будут особенно востребованы в качестве общественного транспорта.

«Собирать беспилотные автомобили в промышленном масштабе начнут уже через пять, максимум через 10 лет, но среди автолюбителей они вряд ли будут популярны и, скорее всего, будут функционировать как такси или другой общественный транспорт. Конечно, они более безопасны, но у них есть существенный минус - это то, что в экстренной ситуации робот реагирует хуже, чем опытный водитель, который может нарушить ПДД, но избежать аварии. Искусственный интеллект так поступить не может», - добавил Канаев.

«Беспилотное» будущее

Источник фото: Министерство транспорта

В 2020 году во всем мире будут курсировать около 10 миллионов беспилотных автомобилей, а к 2035 году количество таких машин перешагнет отметку в 21 миллион единиц, прогнозируют аналитики BI Intelligence.

Новаторами в этой области выступили США, которые совершили первый коммерческий рейс в конце 2016 года. Тогда беспилотный грузовик Volvo компании Otto перевез 45 тысяч банок пива, преодолев около 160 километров по штату Колорадо.

Американцы даже запустили проект пассажирской беспилотной машины, однако он закончился смертью. В марте беспилотное такси из автопарка Uber сбило насмерть 49-летнюю женщину. В ходе расследования выяснилось, что причиной послужила ошибка в навигации. Сенсоры автомобиля зафиксировали и идентифицировали женщину, но программа решила не реагировать на это «препятствие», и в результате робот сбил человека на полной скорости.

Не отстают от США британские инженеры. В августе прошлого года вблизи Лондона состоялись успешные испытания беспилотных грузовиков. По планам местных властей, подобные машины без водителей появятся на дорогах страны до конца 2018 года. При этом автомобили будут двигаться в колонне по трое, а головным автомобилем все равно будет управлять человек.

Новейшие технологии внедряют и в общественный транспорт. К примеру, в прошлом году в Хельсинки начались испытания двух компактных автобусов, передвигающихся без водителя. По результатам тестов автобусы, разработанные французской компанией EasyMile, собираются включить в систему пассажирских перевозок Финляндии уже осенью 2018 году.

07.11.2017, Вт, 12:07, Мск , Текст: Игорь Королев

Для создания в России условий построения цифровой экономики планируется осуществить корректировку нормативной базы. Будут введены электронные судебные договора, электронные исковые заявления в суд, а нормативная база будет переведена в машиночитаемый вид для исполнения искусственными интеллектом административных процедур и смарт-контрактов.

Электронный дубликат документов

В распоряжении CNews оказался проект плана мероприятий программы «Цифровая экономика» по разделу «Нормативное регулирование».

Документ предполагает внесение большого числа изменений в регуляторную базу с целью развития в России цифровой экономики. Куратором этой работы является Минэкономразвития. Сама программа «Цифровая экономика» написана по поручению Президента России Владимира Путина .

Значительная часть документа посвящена переходу на электронный документооборот. В частности, в законах «Об архивном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» планируется прописать понятие электронного документооборота, критерии бумажных документов, которые нельзя уничтожать при наличии электронного дубликата, и перечень документов, которые следует хранить только в электронном виде.

В законах должна быть закреплена процедура уничтожения бумажного документа при наличии электронного дубликата. А электронный документ должен будет иметь юридическую силу при его запросе из системы хранения.

Электронный трудовой договор

Авторы документы предлагают отредактировать Трудовой кодекс для нужд цифровой экономики. Планируется устранить предписание на ознакомление под собственноручную подпись работника с рядом документов работодателя – как при приеме на работу, так и при исполнении своих служебных обязанностей – а также исключить необходимость подписания документов при приеме на работу исключительно собственноручной подписью.

Машиночитаемая нормативная база для автоматического исполнения контрактов

Наиболее амбициозной задачей документа значится перевод норм права в машиночитаемый вид для автоматизации их исполнения и появления самоисполняемых контрактов (смарт-контрактов). С этой целью должен быть сформирован машиночитаемый язык, предназначенный для описания самоисполняемых контрактов, а также содержащего формы и инструменты обобщения и конкретизации норм права.

В программе «Цифровая экономика», разработанной по заказу Президента России,
предусмотрена корректировка нормативной базы для исполнения ее искусственным интеллектом

Должен быть проведен анализ областей права, в которых возможно машиночитаемое описание норм, а также определение ограничений применения машиночитаемых норм и элементов контрактов. Планируется провести классификацию условий сделок и административных регламентов, принципиально допускающих автоматическое исполнение, и определить пределы воздействия на юридические и физические лица, которые допускают принятие автоматических решений.

Будет создана цифровая платформа с искусственным интеллектом для анализа содержимого нормативно-правовых актов, осуществления поиска по ним, проверки на избыточность и непротиворечивость. Также будет сформировано единое цифровое пространство на основе информации, которая учитывается уже созданными государственными информационными системами через систему реестров с распределенным доступом различных заинтересованных субъектов.

В Гражданском кодексе планируется обеспечить действие автоматизированных договоров - исполнение обязательств без воли должника. Для этого будет предусмотрено создание базы типовых договоров, применяемых контрагентами в электронном виде и предусматривающих возможность самоисполнения соглашения и автоматического третейского рассмотрения возникающих споров. Будет создана электронная система альтернативных механизмом разрешения споров и введена система досудебного и внесудебного разрешения споров (медиация и онлайн-разрешения споров).

Еще одним шагом для развития технологии автоматизированных договоров и системы децентрализованных реестров будут изменения в Закон «О таможенном регулировании», которые обеспечат возможность оформления товаросопроводительных документов и документов, опосредующих перевозку и прием и передачу товаров, в электронной форме.

В том числе необходимо будет определить возможность выдачи в бездокументарной форме складских свидетельств и коносаментов и возможность передачи посредством электронного взаимодействия права на бездокументарные данные бумаги. Общие правила о порядке учета прав по таким бездокументарным ценным бумагам не должны вызывать существенных дополнительных издержек участников оборота и обеспечивать доверие к такой ценной бумаге.

Судебные иски в электронной форме

Взаимодействие с судами и судебными приставами планируется перевести на электронный документооборот. С 2020 г. истцы, при наличии согласия ответчиков и иных участвующих в деле лиц, получат возможность направлять судебные иски исключительно в электронном виде через Портал госуслуг. А в арбитражные суды исковые заявления в обязательном порядке должны будут подаваться в электронном виде.

Суд при получении заявления в электронном виде, должен будет разместить его на определенном ресурсе с правом ознакомления и копирования. Решения судов будут оформлять в электронном, машиночитаемом и юридически значимом виде. При опубликовании решения суда в электронном виде в установленном порядке будет вводиться презумпция ознакомления сторон с ним.

Арбитражно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодекс будут унифицированы в части возможного представления доказательств в электронном виде, в том числе при совершении таких действия в сети интернет и в сетях сотовой связи. Будет разработан регламент использования в качестве доказательств в судебном процессе логов.

Участники судебных процессов получат право дистанционного участия в судебных заседаниях через видеоконференцсвязь. Для этого будет создана система удаленной идентификации участников судебных процессов и осуществлено техническое оснащение судов.

Передачу исполнительных листов в кредитные организации можно будет осуществлять в электронном виде для автоматического списания денежных средств. Для дистанционного взаимодействия со сторонами исполнительного производства будет введен единый реестр. Одновременно будет введен запрет на создание региональных реестров исполнительных производств.

Такой подход избавит взыскателей, имеющих региональную сеть, от необходимости одновременно поддерживать несколько форматов взаимодействия с федеральным и несколькими региональными реестрами, построенными на разных платформах.

Электронный нотариус

Нотариальные действия можно будет осуществлять дистанционно путем подписание электронного документа квалифицированной электронной подписью. Речь идет об удостоверении сделок, свидетельствовании верности копий электронных документов и выписок из них, свидетельствование верности перевода с одного языка на другой, удостоверении времени предъявления электронных документов, совершении исполнительных надписей в электронном виде на электронном виде и т.д.

Также будет определена функция электронных нотариусов - операторов, в функции которых входит независимая проверка, а также фиксация юридических актов и правоотношений, имеющих место при взаимодействии сторон в электронной форме, а также уполномоченных на проведении аутентификации лиц для целей доступа в государственные информационные системы с возможностью их осуществления одним лицом.

Дистанционный госконтроль

Другое направление плана мероприятий – инвентаризация форм отчетности, в том числе при сборе статистической и налоговой информации. Будет создана карта данных, подлежащих предоставлению в государственные органы, разработаны программы перехода от отчетности к реализации принципов автоматического обмена данными между предприятиями и государственными органами в режиме реального времени. При этом будет исключено дублирование различных данных, требуемых госорганами у предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Также планируется расширить функциональность личных кабинетов поднадзорных организаций для осуществления в отношении них контрольно-надзорных процедур и рассмотрения дел об административных правонарушений на всех этапах в электронной форме. Будет создан и электронный кабинет должностного лица, проводящего проверку.

На 2019 г. запланировано проведение контролируемого правового эксперимента – организации «регуляторной песочницы» - в сфере контрольно-надзорной деятельности. В рамках эксперимента будет осуществлена замена неэффективных видов госконтроля на негосударственные механизмы: страхование ответственности, саморегулирование, самоконтроль и сорегулирование в сфере цифровой экономики, добровольное раскрытие информации. По оставшимся формам будет введен преимущественно дистанционный контроль.

В законе «О Центробанке» предлагается установить запрет на запрос на бумажных носителях документов, направление которых реализуемо через личный кабинет кредитной организации на сайте Банка России. Это должно снизить затраты финансовых организаций и Центробанка на введение электронного документооборота.

В Гражданском кодексе предлагается ввести режим электронного (цифрового) резидентства. Речь идет о переходе от регистрации организаций в уведомительной электронной форме через Портал гослуг к альтернативному формату резидентства для компаний, включая возможность создать компанию дистанционно, полностью дистанционно ей управлять, осуществлять дистанционное взаимодействие с банковской системой и заменить физический адрес организации виртуальным («цифровым домом»).

Сохранить частные удостоверяющие центры электронной подписи

В области идентификации граждан планируется урегулировать вопрос с электронными документами, подписанными стилусом на планшете, и ввести биометрическую идентификацию. При этом авторы документы предлагают сохранить за частными организациями право быть удостоверяющими центрами квалифицированной электронной подписи, хотя Минкомсвязи разрабатывает законопроект о введении госмонополии в данной сфере.

В то же время за удостоверяющими центрами должен быть усилен контроль: они станут частью законодательства о противодействию отмыванию денег, будет введена система лицензирования удостоверяющих центров и увеличены требования к величине чистых активов и финансовому обеспечению для покрытия убытков третьих лиц. Также для физических лиц потребуется необходимость нотариального удостоверения доверенности для обращения от имени юридического лица за получением сертификата электронной подписи.

Будет обеспечена возможность предъявлять в госорганы электронные документы с визуализированной электронной подписью в виде штампа или иной графической фигуры (не биометрия), содержащим информацию о лице и сведения о действительности сертификата электронной подписи. Указанная информация должна находиться непосредственно в самом документе, а не в формате не воспринимаемого человеком файла sig, никак не связанного физически с самим документом.

Для государственных органов будет установлена обязанность проставлять отметки о результатах оказания госуслуг непосредственно в электронных документах, получаемых гражданами по результатам оказания услуг. Для организаций, обязанных проводить идентификацию граждан, будет уточнен порядок доступа к государственным информационным системам, при этом сам доступ будет безвозмездным. Перечень сведений, получаемый такими организациями, будет расширен за счет ИНН.

Еще один пункт в части идентификации – введение механизма электронной идентификации транспортных средств. Этот шаг, в числе прочего, позволит автоматизировать взимание платы за проезд по платным автодорогам.

Что надо поменять в Законе «О персональных данных»

В Законе «О персональных данных» предлагается устранить ограничения, мешающие развитию цифровой экономики. В том числе планируется: предусмотреть возможность изъявления согласия на обработку персональных данных (ПД) представителем субъекта этих данных, предусмотреть возможность выдачи единого согласия на различные цели обработки, в том числе без указания конкретных обработчиков, ввести понятие биометрических персональных данных и определить механизмы обезличивания и анонимизации персональных данных с выводом полученных данных из-под действия закона о персональных данных.

Также планируется ввести механизм обработки ПД в рамках одной группы лиц на основании одного согласия субъекта таких данных и обеспечить возможность передачи оператором ПД обработки таких данных третьему лице без получения отдельного согласия на такую передачи при сохранении полной ответственности оператора персональных данных за такую обработку.

Какую технику избавят от взимания авторских сборов

В области авторского права планируется уточнить механизм сбора вознаграждения с производителей и импортеров техники за свободное воспроизведение фонограмм в личных целях. Перечень соответствующей техники будет ежегодно пересматриваться, из него будут исключены устройства, предназначенные для ремонта и технического обслуживания, а также вывозимые с территории страны. Также будет введен механизм досудебного урегулирования споров сборщика вознаграждений с импортерами.

Процедура регистрации лицензионных договоров станет уведомительной вместе разрешительной, в том числе будет исключено требование об обязательном письменной экземпляре такого договора. Будут устранены ограничения на использование произведений в электронной форме библиотеками, которые сейчас существенно затрудняют доступ к современным знаниям.

Планируется определить случаи, при которых исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может принадлежать нескольким лицам с выделением долей в имущественном праве – распоряжение долями будет осуществляться по аналогии с режимом долевой собственности. Также предлагается отрегулировать правовой статус цифровых моделей, в том числе 3d- моделей, как объектов интеллектуальной собственности, распространение режима патентного права на нематериальные объекты.

Помощь ИТ-отрасли

В Налоговый кодекс в части пониженного налогообложения доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности (patent box). Будут уточнены параметры при применении компаниями коэффициента 1,5 к расходам на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) при исчислении налога на прибыль. Планируется устранить ограничения прав российских интернет-компаний, а также компаний, оказывающих услуги по обработке больших данных с использованием разработанного им ПО, на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Документ предполагает введение специальных налоговых льгот для бизнес-ангелов: для этого будут изменения и дополнения в законодательство в части создания стимулирующих механизмов инвестирования в высоко рискованный венчурный рынок для налогоплательщиков-физических лиц.

Будут упрощены процедуры налогового резидентства для физических лиц - высококвалифицированных специалистов. Также будут уточнены параметры обложения НДС услуг, оказываемых в электронной форме иностранными продавцами. А для российских компаний будет разрешен вычет входящего НДС при экспорте электронных и ИТ-услуг.

В законодательстве о валютном и экспортном контроле планируется ввести уведомительный порядок при подаче документов при экспорте программного обеспечения и ИТ-услуг – по факту получения выручки за счет экспортера. Поскольку при такого рода экспорте не происходит физического пересечения границ материальными активами, предлагаемый подход должен повысить привлекательность российской юрисдикции для ИТ-экспорта.

Объекты телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры должны быть включены в перечень объектов соглашений, предусмотренных законодательством о государственно-частном партнерстве и о концессионных соглашениях. Это позволит создать предпосылки для привлечения инвестиций как в создание самостоятельных объектов ИТ- и телекоммуникационной инфраструктуры, так и в информатизацию иных инфраструктурных объектов.

Наконец, страховые договора, а также договора на оказание услуг связи можно будет заключать в электронной форме.

Автоматизация юридического процесса или внедрение искусственного интеллекта. На международной конференции Legal Al в «Сколково» лучшие российские и иностранные практики рассказали, как сегодня в сфере права можно применить новейшие технологии.

«Если нейронные сети научатся просто отличать, где черное, а где белое - это уже будет большим успехом», - считает начальник юридического департамента «Гарант» Светлана Ревак .

Нейронные сети и роботы теперь держат юристов в тонусе. В перспективе - полная автоматизация и компьютеризация многих юридических процессов. Специалисты решают, как применять искусственный интеллект в юриспруденции, чтобы повысить эффективность поиска, обобщения информации в базах законодательства, судебной практики и других данных в рамках любого юридического проекта.

«Во-первых, я хотел бы сказать о важности данных в юридической сфере. Потому что информация обладает даже большей ценностью, чем золото. И для юридических фирм очень важно найти и подключиться к источнику сведений. Потому что информация помогает выигрывать дела. И необходимо понимать уровень зрелости и совершенства технологий. В этом случае мы говорим об искусственном интеллекте и о том, каким образом они [технологии] могут интегрироваться в предоставление юридических услуг», - рассказывает основатель «LegalComet» (Сингапур) Майкл Лью .

Глядя на перечень возможностей машины, может сложиться впечатление, что она в итоге заменит человека, однако цель у искусственного интеллекта совершенна другая.

«Я не думаю, что это заменит полностью юриста, потому что в нашей работе есть такие факторы, как эмоциональное восприятие, какие-то навыки в интерпретации речи, эмоций, интерпретации определенных слов и выражений, которые пока что недоступны машинам. И я думаю, что, в принципе, никогда и не будут [доступны] , именно из-за этой тонкости. Но ускорить работу, я думаю, эти алгоритмы помогут», - делится мнением старший консультант «KorumLegal» (Гонконг) Анна Ким .

«Я называю это демократизацией информации. Действительно, есть такая цель - приземлить эти сокровенные знания, сделать их ближе к людям. Потому что для юристов это - не выявленный спрос. Люди не понимают, зачем им обращаться к юристам и адвокатам, если у них что-то не произошло. Они связывают эти услуги с каким-то прецедентом, с каким-то негативом, просто потому что это достаточно консервативная отрасль, достаточно закрыта и непонятна большинству людей», - уверен директор центра юридических технологий инновационного центра «Сколково” Антон Пронин .

Сделать сферу права доступной и понятной каждому - вот о чем всерьез задумались в «Сколково». Привлечь и перенять зарубежный опыт, помочь российским стартапам в сфере развития искусственного интеллекта - ближайшее будущее молодых ученых России.



Просмотров