Постановление 1255. Информация об изменениях

Постановление Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (ред. от 08.08.2003) Об утверждении Положения при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ И ПЕРЕЧНЯ

ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ИМИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ), ОРГАНИЗАЦИЙ

И УЧРЕЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ В СИЛУ СПЕЦИФИКИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИБО ОСОБЕННОСТЕЙ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ

ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

Во исполнение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента Российской Федерации от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить согласованные с Верховным Советом Российской Федерации:

Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (прилагается);

Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (прилагается).

Разрешить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории.

2. Министерству финансов Российской Федерации разработать и утвердить в месячный срок:

Совместно с Комитетом Российской Федерации по торговле, Комитетом Российской Федерации по машиностроению, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин;

По представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

3. Признать утратившим силу пункт 1 Постановления Совета Министров - от 22 февраля 1993 г. N 150 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993 г., N 9, ст. 744).

Председатель Совета Министров -

Правительства Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено

Правительства Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ

1. Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее именуются - организации), с обязательным применением контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее именуется - Комиссия) и включенных Комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Контрольно-кассовые машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.

Денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин допускаются в организациях отдельных категорий согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

2. Контрольно-кассовые машины, исключенные из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, могут применяться в соответствии со сроками, установленными для них Комиссией. По истечении установленных сроков контрольно-кассовые машины, исключенные из указанного реестра, к применению не допускаются и должны быть сняты с регистрации в налоговых органах.

3. Комиссия утверждает:

А) технические требования к контрольно-кассовым машинам (в том числе при работе с платежными карточками и штриховыми кодами);

Б) технические требования к фискальной (контрольной) памяти контрольно-кассовых машин;

В) правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при работе с платежными карточками и штриховыми кодами;

Г) положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации;

Д) классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

4. Организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:

А) наименование организации;

Б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;

В) заводской номер контрольно-кассовой машины;

Г) порядковый номер чека;

Д) дата и время покупки (оказания услуги);

Е) стоимость покупки (услуги);

Ж) признак фискального режима.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.

Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают организации от применения контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 настоящего Положения.

5. Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью контрольно-кассовых машин в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.

Применение при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению контрольно-кассовых машин.

6. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.

7. В организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые:

А) соответствуют техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам;

Б) допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин;

В) имеют в случаях, установленных Комиссией, прикладные программы, допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины;

Г) оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";

Д) находятся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания контрольно-кассовых машин;

Е) зарегистрированы в налоговых органах.

В необорудованных помещениях или вне помещений могут использоваться компактные контрольно-кассовые машины с автономным электропитанием.

Контрольно-кассовые машины должны проходить проверку исправности в центрах технического обслуживания ежегодно, в январе - феврале.

Не допускаются к применению контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля.

8. Неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая:

А) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения;

Б) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;

В) не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;

Г) не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;

Д) применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины.

В правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин могут быть предусмотрены и другие неисправности, при наличии которых указанные машины не должны применяться.

9. Техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин должны производиться организациями, зарегистрированными в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей контрольно-кассовых машин и поставленными на учет в налоговых органах.

10. Организация обязана обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги).

11. На всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет.

Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации.

12. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.

13. Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации и Комиссией.

14. Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Утвержден

Постановлением Совета Министров -

Правительства Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ИХ ФИЛИАЛОВ

И ДРУГИХ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ

ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,

В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ), КОТОРЫЕ В СИЛУ СПЕЦИФИКИ

СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИБО ОСОБЕННОСТЕЙ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ

МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ

БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

1. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).

2. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части осуществления:

А) продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

Б) продажи ценных бумаг;

В) продажи лотерейных билетов;

Г) продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

Д) обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

Е) торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

Ж) разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.);

З) продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции;

И) продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов аптечными пунктами, расположенными в фельдшерско-акушерских пунктах;

К) торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

Л) торговли из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином), вразвал овощами и бахчевыми культурами;

М) приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.

3. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.

5. Учреждения почтовой связи в части осуществления продажи по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.

6. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Порядок использования квитанций устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

7. Кредитные организации при совершении ими банковских операций по обслуживанию населения на территории Российской Федерации. При этом оформление и учет таких операций осуществляется в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (ред. от 08.08.2003) "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин"


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (ред. от 08.08.2003) "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин"


постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 3017; 1995, N 44, ст. 4182; 1997, N 3, ст. 384; 1998, N 1, ст. 125; 1998, N 33, ст. 4016; N 36, ст. 4525; N 48, ст. 5932; 1999, N 3, ст. 338; 2000, N 50, ст. 4898; 2003, N 33, 3270);


№ 745-ПП О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 18 августа 2003 г. № 1467-РП и постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 4 августа 2009 г. N 745-ПП О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 18 августа 2003 г. N 1467-РП и постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП Во исполнение пункта 4.5 постановления Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП "О третьем этапе Московской програм- мы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и заданиях до 2015 г.", в целях уточнения возложенных на Государственное уни- тарное предприятие города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья" функций в части управления жилищным фондом города Москвы в домах, заселенных участниками Московской программы "Моло- дой семье - доступное жилье", Правительство Москвы постановляет: 1. Внести изменения в распоряжение Правительства Москвы от 18 августа 2003 г. N 1467-РП "Об организации управления жилищным фон- дом города Москвы в рамках Московской программы "Молодой семье - доступное жилье": 1.1. Дополнить распоряжение пунктом 7 в следующей редакции: "7. Установить, что настоящее распоряжение распространяется на правоотношения, возникающие в рамках реализации первого и вто- рого этапов Московской программы "Молодой семье - доступное жилье", утверждаемых в установленном порядке.". 1.2. Пункт 7 распоряжения считать пунктом 8. 2. Пункт 23 постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многок- вартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодек- сом Российской Федерации" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. N 752-ПП, от 11 марта 2008 г. N 177-ПП, от 8 апреля 2008 г. N 284-ПП, от 13 мая 2008 г. N 381-ПП, от 22 июля 2008 г. N 639-ПП, от 5 августа 2008 г. N 708-ПП, от 19 августа 2008 г. N 738-ПП, от 26 августа 2008 г. N 766-ПП, от 30 декабря 2008 г. N 1248-ПП, от 10 февраля 2009 г. N 78-ПП) признать утратившим силу. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возло- жить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И., Бирюкова П.П. и заместителя Мэра Москвы в Правитель- стве Москвы Силкина В.Н. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

В целях совершенствования организации врачебно-трудовой экспертизы, улучшения обслуживания граждан и повышения роли врачебно-трудовых экспертных комиссий в охране здоровья населения и восстановлении трудоспособности инвалидов Совет Министров СССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях и ввести его в действие с 1 января 1985 г.

Установить, что инструкция по применению Типового положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях утверждается Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР и Министерством финансов СССР по согласованию с ВЦСПС.

2. Советам Министров союзных республик привести действующие решения Советов Министров союзных республик по вопросам врачебно-трудовой экспертизы в соответствие с Типовым положением о врачебно-трудовых экспертных комиссиях.

3. Признать утратившими силу с 1 января 1985 г. решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.

Утверждено

Постановлением

Совета Министров СССР

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ВРАЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭКи ) в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении проводят экспертизу длительной или постоянной утраты трудоспособности граждан.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии находятся в ведении министерств социального обеспечения союзных республик и проводят свою работу по территориальному принципу:

районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые экспертные комиссии - первичное звено;

республиканские, краевые, областные, центральные городские (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовые экспертные комиссии.

2. Основными задачами врачебно-трудовых экспертных комиссий являются:

определение состояния трудоспособности, постоянной или длительной ее утраты, установление группы и причины инвалидности;

определение для инвалидов условий и видов труда, работ и профессий, доступных им по состоянию здоровья, а также условий и методов, при помощи которых нарушенная трудоспособность может быть восстановлена или повышена, проверка правильности использования инвалидов на работе в соответствии с заключениями комиссий;

содействие укреплению здоровья населения, предупреждению инвалидности;

изучение совместно с органами здравоохранения, администрацией предприятий, учреждений, организаций и профсоюзными организациями причин утраты трудоспособности и участие в разработке мероприятий по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности.

3. В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалидность подразделяется на три группы. Причинами инвалидности являются: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства; для военнослужащих - ранение, контузия, увечье, полученные при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте, или увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевание, не связанное с пребыванием на фронте, а в специально предусмотренных законодательством случаях - заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинской службы. Законодательством СССР могут быть установлены и другие причины инвалидности.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии при установлении инвалидности руководствуются инструкцией по определению групп инвалидности, утверждаемой Министерством здравоохранения СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС.

4. Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций.

5. Врачебно-трудовые экспертные комиссии в своей работе руководствуются законами СССР, иными решениями Верховного Совета СССР и его Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, законодательными актами союзных республик, положениями о врачебно-трудовых экспертных комиссиях и другими нормативными актами.

Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях утверждаются Советами Министров союзных республик совместно с республиканскими советами профсоюзов на основании настоящего Типового положения.

6. Деятельность врачебно-трудовых экспертных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Комиссии проводят работу в тесном взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения.

Профессиональные союзы имеют право осуществлять общественный контроль за деятельностью врачебно-трудовых экспертных комиссий.

7. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят работу на базе лечебно-профилактических учреждений.

Расходы на содержание врачебно-трудовых экспертных комиссий производятся за счет ассигнований, предусматриваемых в государственных бюджетах союзных республик.

8. Врачебно-трудовые экспертные комиссии имеют штамп и печать.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОСТАВ ВРАЧЕБНО-ТРУДОВЫХ

ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ

9. Врачебно-трудовые экспертные комиссии образуются, реорганизуются и ликвидируются министерствами социального обеспечения союзных и автономных республик, отделами социального обеспечения исполнительных комитетов краевых, областных, городских (в городах республиканского подчинения) Советов народных депутатов.

10. Формирование сети районных, межрайонных, городских врачебно-трудовых экспертных комиссий производится в зависимости от численности обслуживаемого ими взрослого населения.

Количество составов республиканских, краевых, областных, центральных городских (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовых экспертных комиссий определяется в зависимости от числа районных, межрайонных, городских комиссий. Республиканские (союзных республик) врачебно-трудовые экспертные комиссии образуются в союзных республиках, не имеющих областного деления, а также в тех случаях, когда в союзных республиках не образуются краевые, областные, центральные городские комиссии.

Нормативы, определяющие количество врачебно-трудовых экспертных комиссий, устанавливаются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством финансов СССР.

11. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются следующие врачебно-трудовые экспертные комиссии: комиссии общего профиля; комиссии специализированного профиля для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа зрения, болезнями органов кровообращения и другими заболеваниями; комиссии смешанного профиля.

12. Районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые экспертные комиссии образуются из трех врачей, представителя соответствующего органа социального обеспечения и представителя профсоюзной организации (профсоюзного органа).

13. Каждый состав республиканской, краевой, областной, центральной городской (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовой экспертной комиссии образуется из четырех врачей, представителя соответствующего органа социального обеспечения и представителя профсоюзной организации (профсоюзного органа).

Для общего руководства врачебно-трудовой экспертизой в республике, крае, области, городе (республиканского подчинения) назначается главный эксперт по врачебно-трудовой экспертизе. При наличии менее пяти составов комиссий, указанных в настоящем пункте, обязанности главного эксперта возлагаются на председателя одного из составов комиссии.

14. Председателем врачебно-трудовой экспертной комиссии (пункты 12 и 13 настоящего Типового положения) назначается один из входящих в нее врачей. Председатель врачебно-трудовой экспертной комиссии организует ее работу, обеспечивает качественное проведение врачебно-трудовой экспертизы и несет персональную ответственность за деятельность комиссии.

15. Для проведения врачебно-трудовой экспертизы республиканские, краевые, областные, центральные городские (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовые экспертные комиссии могут привлекать консультантов по медицинским, техническим и другим вопросам с почасовой оплатой труда.

16. В работе врачебно-трудовых экспертных комиссий могут принимать участие лечащие врачи, представители администрации, профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, где работает освидетельствуемый , представители военных комиссариатов.

III. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ВРАЧЕБНО-ТРУДОВЫХ

ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ

17. На районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые экспертные комиссии возлагаются:

установление состояния трудоспособности, длительной или постоянной ее утраты, группы, причины и времени наступления инвалидности, а также степени утраты трудоспособности (в процентах) рабочим и служащим, получившим увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и нуждаемости их в дополнительных видах помощи;

определение мер по социально-трудовой реабилитации;

установление причинной связи смерти кормильца с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и другими обстоятельствами для решения вопроса о назначении пенсии и возмещении ущерба членам семьи умершего;

оказание гражданам содействия в розыске документов, которые необходимы для проведения врачебно-трудовой экспертизы и представление которых по действующему законодательству возложено на лиц, проходящих освидетельствование;

проверка по месту работы инвалидов правильности трудового устройства и использования их в соответствии с рекомендациями комиссий;

участие в изучении условий труда, аттестации рабочих мест с целью выявления факторов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья и трудоспособность работников, и в разработке мероприятий по их устранению; определение условий и видов труда, работ и профессий, доступных инвалидам;

представление через районные, городские отделы социального обеспечения в соответствующие военные комиссариаты сведений о всех случаях признания инвалидами военнообязанных и призывников.

18. Республиканские, краевые, областные, центральные городские (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовые экспертные комиссии:

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью районных, межрайонных, городских врачебно-трудовых экспертных комиссий, проверяют решения этих комиссий и в случае необоснованности изменяют их;

переосвидетельствуют лиц, обжаловавших решения врачебно-трудовых экспертных комиссий;

проводят освидетельствование в сложных случаях лиц по направлениям районных, межрайонных и городских врачебно-трудовых экспертных комиссий;

освидетельствуют инвалидов с целью определения нуждаемости их в специальных транспортных средствах;

внедряют в практику работы врачебно-трудовых экспертных комиссий научные принципы и методы экспертизы, разрабатываемые научно-исследовательскими институтами, подготавливают предложения по дальнейшему совершенствованию врачебно-трудовой экспертизы, изучают, обобщают и распространяют передовой опыт работы врачебно-трудовых экспертных комиссий;

проводят изучение причин инвалидности и на этой основе разрабатывают мероприятия по их устранению, профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности граждан;

принимают меры к повышению квалификации работников врачебно-трудовых экспертных комиссий и обеспечивают участие специалистов по врачебно-трудовой экспертизе в повышении квалификации врачей учреждений здравоохранения.

19. Врачебно-трудовые экспертные комиссии имеют право:

получать от органов и учреждений здравоохранения, администрации предприятий, учреждений, организаций сведения, необходимые для работы комиссий, в том числе данные о характере и условиях труда лиц, проходящих освидетельствование;

направлять лиц, проходящих освидетельствование, в лечебно-профилактические учреждения для уточнения диагноза и восстановительного лечения;

посещать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации, осматривать места производства работ, производственные и служебные помещения, знакомиться с отчетами, статистическими и другими материалами по вопросам, относящимся к деятельности комиссий.

IV. ПОРЯДОК ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ГРАЖДАН

ВО ВРАЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ

20. Освидетельствование граждан во врачебно-трудовых экспертных комиссиях проводится по месту жительства либо по месту прикрепления к лечебно-профилактическому учреждению по направлению соответствующего лечебно-профилактического учреждения.

21. Врачебно-трудовые экспертные комиссии освидетельствуют граждан в тех случаях, когда законодательство связывает с установлением инвалидности предоставление прав на социальную помощь либо освобождение от выполнения соответствующих обязанностей, и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

22. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят с целью улучшения обслуживания рабочих, служащих и членов колхозов выездные заседания в лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих предприятия, учреждения, организации. Для проведения выездных заседаний комиссии обеспечиваются транспортом в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик.

23. Если больной по состоянию здоровья согласно заключению врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактического учреждения не может явиться во врачебно-трудовую экспертную комиссию, освидетельствование проводится на дому или в стационаре, где он находится на лечении. В исключительных случаях (например, в отдаленных, труднодоступных местностях) освидетельствование граждан может проводиться заочно с их согласия.

24. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят заседания в полном составе и принимают решение после коллегиального обсуждения результатов освидетельствования. Данные экспертного освидетельствования и решение заносятся в протокол заседания врачебно-трудовой экспертной комиссии и в акт освидетельствования, которые подписываются председателем, остальными членами комиссии и заверяются печатью.

Если председатель или отдельные члены комиссии не согласны с принятым решением, то в акт освидетельствования заносится их особое мнение и акт в 3-дневный срок представляется в республиканскую, краевую, областную, центральную городскую (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовую экспертную комиссию, которая принимает решение по данному случаю.

Решения республиканских, краевых, областных, центральных городских (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовых экспертных комиссий (в том числе при освидетельствовании в сложных случаях, в порядке контроля или обжалования и в других случаях) принимаются большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает свое особое мнение в письменном виде, которое приобщается к делу.

25. Датой установления инвалидности считается день поступления во врачебно-трудовую экспертную комиссию документов, необходимых для освидетельствования больного.

26. Врачебно-трудовые экспертные комиссии выдают лицам, проходящим освидетельствование, справки и в 3-дневный срок направляют соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям извещение установленной формы о принятом решении.

Формы документов, используемых в работе комиссий, утверждаются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.

27. Лица, виновные в вынесении умышленно неправильного решения, незаконной выдаче справки врачебно-трудовой экспертной комиссии, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

V. СРОКИ ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ

РЕШЕНИЙ ВРАЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ

28. Переосвидетельствование инвалидов первой группы проводится один раз в два года, а инвалидов второй и третьей групп - один раз в год.

Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное переосвидетельствование.

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования в порядке, определяемом Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС.

Переосвидетельствование раньше указанных сроков, а также если инвалидность установлена без указания срока переосвидетельствования, проводится при изменении состояния здоровья и трудоспособности или при выявлении фактов необоснованного решения врачебно-трудовой экспертной комиссии.

Переосвидетельствование инвалидов - мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет проводится только по их заявлению либо если решение врачебно-трудовой экспертной комиссии вынесено на основании подложных документов.

29. При несогласии освидетельствуемого с решением районной, межрайонной, городской врачебно-трудовой экспертной комиссии он в течение месяца имеет право подать об этом письменное заявление в республиканскую, краевую, областную, центральную городскую (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовую экспертную комиссию, либо во врачебно-трудовую экспертную комиссию, в которой он проходил освидетельствование, или в соответствующий отдел социального обеспечения. Комиссия, проводившая освидетельствование, или отдел социального обеспечения в 3-дневный срок со дня получения заявления направляют все имеющиеся документы вместе с заявлением на рассмотрение республиканской, краевой, областной, центральной городской (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовой экспертной комиссии, которая не позднее месяца со дня подачи заявления проводит переосвидетельствование больного и выносит решение по данному случаю.

В случае обжалования непосредственно в республиканскую, краевую, областную, центральную городскую (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовую экспертную комиссию 3-дневный срок исчисляется со дня поступления запроса этих комиссий в районную, межрайонную городскую врачебно-трудовую экспертную комиссию.

30. Решение республиканской, краевой, областной, центральной городской (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовой экспертной комиссии может быть обжаловано в министерство социального обеспечения союзной республики.

Министерство социального обеспечения союзной республики при выявлении фактов нарушения законодательства о врачебно-трудовой экспертизе поручает другому составу республиканской, краевой, областной, центральной городской (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовой экспертной комиссии вновь рассмотреть с учетом всех имеющихся обстоятельств вопрос, решение по которому обжалуется, а также принимает другие меры, обеспечивающие соблюдение социалистической законности при проведении врачебно-трудовой экспертизы.

Утвержден

Постановлением

Совета Министров СССР

ПЕРЕЧЕНЬ

РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР ПО ВОПРОСАМ

ВРАЧЕБНО-ТРУДОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, УТРАЧИВАЮЩИХ СИЛУ

3. Постановление Совета Министров СССР от 5 ноября 1948 г. N 4149 "Об утверждении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях" (СП СССР, 1949, N 1, ст. 1).

4. Постановление Совета Министров СССР от 31 мая 1954 г. N 1062 "Об изменении и дополнении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях (ВТЭК)".

5. Постановление Совета Министров СССР от 17 января 1962 г. N 45 "Об изменении пункта 166 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и об отмене представления гражданами во врачебно-трудовые экспертные комиссии копий трудовых книжек и производственных характеристик" (СП СССР, 1962, N 1, ст. 7).

6. Пункт 8 Постановления Совета Министров СССР от 9 апреля 1969 г. N 262 "Об улучшении организации работы в органах социального обеспечения".



Просмотров