Правила описания объекта закупки по 44 фз. Обоснование закупки: на что обратить внимание

Одним из ярких нововведений Закона о КС стали унифицированные правила описания объекта закупки. Анализируя первые итоги сложившейся практики описания закупок, в статье делается вывод о том, что не все участники контрактной системы правомерно применяют установленные в ст. 33 Закона №44-ФЗ правила описания объекта закупки.

Из этой статьи вы узнаете:

  • правила описания объекта закупки;
  • ответственность за нарушения при описании закупки;
  • требования к показателям качества и соответствия товаров при закупке;
  • требований к техническим характеристикам объектов закупки;
  • штраф за неуказание в описании объекта закупки вместе с товарным знаком слов «или эквивалент».

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
  • в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
  • документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
    При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент

Елена Лукоянова ,
специалист в сфере госзакупок»

С нового года поменяли правила описания объекта закупки. Из закона убрали спорную формулировку о том, что описание должно быть объективным. Но это не значит, что ошибок в документации стало меньше. Смотрите на живых примерах из документации разных заказчиков, какие ошибки в работе со стандартами станут поводом для предписания.

Из статьи

Рассмотрим пять основных нарушений заказчиков при описании объектов закупки, выявленные ФАС России.

Нарушение № 1.

Показатели качества товаров не установлены

Как было сказано выше, в силу положений ст. 33 Закона о КС описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Тем не менее не все заказчики выполняют это требование.

Пример

В п. 2.1.1 технических требований к системному блоку документации об аукционе в отношении процессора указано - «не слабее Intel Core i3-4130»;
В п. 2.4 технических требований к серверу типа 1 документации об аукционе в отношении процессора указано «не менее двух процессоров типа не хуже E5-2690v2»;
В п. 2.5 технических требований к серверу типа 2 документации об аукционе в отношении процессора указано «не менее одного процессора типа не ниже Intel Xeon E3-1240v3».

Таким образом, из указанных положений невозможно определить показатели товаров , соответствующих потребностям заказчика. При этом с позиции ФАС России действия заказчика, не установившего надлежащим образом функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС (решение и предписание ФАС России от 22.04.2014 по делу № К-657/14).

Нельзя не учитывать, что согласно ч. 2 ст. 33 Закона о КС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о КС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара , работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Что говорит ФАС России

В настоящее время некоторые заказчики допускают нарушения вышеуказанного правила. Например, в соответствии документации об аукционе заказчиком установлены следующие минимальные и максимальные значения: «общая длина крепления не менее 150,1 мм и не более 114,4 мм», «длина не менее 0,57 м и не 0,71 м».

Как следует из решения и предписания ФАС России от 28.03.2014 по делу № К-381/14, при рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что в указанном пункте документации об аукционе допущена техническая ошибка. Вместе с тем ФАС России сделала вывод о том, что в документации об аукционе заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о КС не установлены показатели, позволяющие определить потребности заказчика.

Аналогичный вывод об отсутствии в закупочной документации показателей, позволяющих определить соответствие товара (стройматериала), используемого при проведении работ, был сделан в решении ФАС России от 22.04.2014 по делу № К-657/14. Так, в соответствии с п. 17 технического задания документации об аукционе заказчиком установлено, в т. ч. следующее требование к бетону, используемому при проведении работ по контракту: «Минимальный предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток должен быть более 27,3 и менее 33,6 (более 270 и менее 340)».

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о КС в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчиком не определены показатели, позволяющие определить соответствие бетона, используемого при проведении работ, требованиям заказчика, а также не установлена единица измерения показателя «предел прочности при сжатии», что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС.

Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?

Нарушение № 2.

Установление требований к показателям товаров ненадлежащим образом

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о КС при составлении описания объекта закупки допускается использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Однако, одним из заказчиков в инструкции по заполнению первой части заявки документации об аукционе представлен список часто встречающихся нормативных документов, которые стоит учесть при подготовке заявки к данным торгам: ГОСТ 1709–75, 22245–90, 16442–80, 9548–74, 7399–97, 14791–79, 6465–76, 3262–75, 10503–71, 30108–94, 23732–2011, 25328–82, 28013–98, 7931–76, 26869–86, 9128–2013, 23558–94, 8267–93, 52128–2003, 24909–81, 53299–2009, 26602.5–2001, 24699–2002, 7827-74,9.014-78, 2228–81, 53301–2009, 30674–99, 18599–2001, 190–78, 10178–85, 9179–77, 125–79, 12820–80, 22266–94, 22266–94, 30884–2003, 30108–94, 8420–74, 20259–80, 18477–79, 52605–2006, 14918–80, 52325–2005, 6527–68, 28196–89, 50597–93, 12.4.026–2001, 52875–2007, 17608–91, 51728–01, 5583–78, 3134–78, 15860–84, 949–73, 17811–78, 23567.10–93, 9410–78, 10036–75, 9467–75, 20448–90, 10923–93, 9097–82, 7805–70, 6631–74,..., ГОСТ 23683–89, а так же иные ГОСТы, которые регламентируют материалы, представленные в приложении к техническому заданию, если данные ГОСТы связаны с проводимыми работами. В случае если ГОСТы, представленные в этом списке, являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Вышеуказанный пример положений документации об аукционе указывает на то, что заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров , используемых при выполнении работ, потребностям заказчика. Кроме того, с позиции ФАС России, заказчиком не установлено, какой именно ГОСТ соответствует товару, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ с товаром при заполнении заявки на участие в аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России посчитала, что установленная заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе надлежащим образом.

Нередкими являются обоснованные жалобы участников закупки, свидетельствующие об указании в техническом задании требований к показателям закупаемых товаров, которые противоречат ГОСТу, указанному в документации.

Пример

П. 4 «Пленка полиэтиленовая» технического задания установлена следующая характеристика товара: «Статический коэффициент трения должен быть в пределах до 0,5». Вместе с тем, согласно ГОСТ 10354–82, требование о соответствии которому указано в документации об аукционе, статический коэффициент трения установлен в пределах 0,1–0,5. При этом с позиции ФАС России требование к показателю «Статический коэффициент трения», установленное в п. 4 «Пленка полиэтиленовая» технического задания, не соответствует требованиям ГОСТ 10354–82, что не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе (решение и предписание ФАС России от 04.06.2014 по делу № К-893/14).

В результате внеплановой проверки, проведенной ФАС России, выявлено, что в приложении № 2 к документации об аукционе на закупку готовых металлических изделий к товару «Стеллаж для хранения аккумуляторов трехъярусный», в т. ч. установлены следующие требования:

  • Стеллаж должен быть выполнен в виде металлоконструкции и соответствовать ГОСТ 16140–77.
  • Материал сталь листовая, сталь 3 ГОСТ 19903–74, марки Ст3пс обыкновенного качества, в соответствии с ГОСТ 14637–89, уголок равнополочный: на полки 32×32, на стойки 45×45 ГОСТ 8509–93».

Также заказчиком установлено следующее требование: «Для защиты полов и обеспечения устойчивости стеллажей на нижнюю часть ножек должны быть приварены квадраты не менее 60×60 мм из стали марки Ст3пс обыкновенного качества, толщиной не менее 2 мм».

В соответствии с ГОСТ 14637–89 стандарт распространяется на толстолистовой горячекатаный прокат из углеродистой стали обыкновенного качества, изготовляемый шириной 500 мм и более, толщиной от 4 до 160 мм включительно.

Таким образом, указание заказчиком в документации об аукционе требования к толщине стали, из которой должны быть выполнены квадраты размером не менее 60×60 мм, «не менее 2 мм», не соответствует ГОСТ 14637–89, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе надлежащим образом.

Указанные действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение и предписание ФАС России от 03.12.2014 по делу № К-1779/14).

Нарушение № 3.

Установление противоречивых требований в описании объекта закупки

Как следует из решения ФАС России от 26.05.2014 по делу № К-831/14, действия заказчика, установившего в конкурсной документации противоречивые требования к оказанию услуг, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Так, согласно пп. 1.1.2 и 1.2. таблицы 2 раздела IV «Описание объекта закупки работ (услуг)» (далее - Таблица 2) конкурсной документации в редакции от 07.05.2014 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком не позднее чем за три рабочих дня до проведения семинаров-совещаний информационные письма, программу, раздаточные материалы и документы и (или) материалы для обсуждения каждого семинара-совещания.

Вместе с тем, по данным видам услуг в таблице 5 раздела IV «Описание объекта закупки работ (услуг)» (далее - Таблица 5) конкурсной документации в редакции от 07.05.2014 заказчик должен согласовать в течение пяти рабочих дней программу каждого семинара-совещания. Также согласно п. 2.1.1 Таблицы 2 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком описание системы тактических целевых установок на 2015 г., в Таблице 5 по данным видам услуг согласование не требуется. В соответствии с пп. 1.4.1 и 2.4.1 Таблицы 2 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком формы экспертных заключений и сводных экспертных заключений, в Таблице 5 по данным видам услуг согласование не требуется.

Следовательно, требования, установленные к оказываемым услугам в Таблице 2, противоречат требованиям, установленным в Таблице 5.

Аналогичным образом, рассматривая жалобу заявителя на неправомерные действия заказчика при описании тренажеров M/FTD B737NG с полноразмерной имитацией кабины экипажа самолетов B737NG, ФАС России сделала вывод о наличии в описании объекта закупки противоречивых требований.

По мнению заявителя, т. к. объектом закупки является поставка тренажеров M/FTD B737NG с полноразмерной имитацией кабины экипажа самолетов B737NG, то объективным описанием данного объекта закупки будет являться указание соответствия элементов тренажеров реальной конструкции кабины экипажа самолетов B737NG.

При этом, согласно требованиям конкурсной документации, тренажер должен включать следующие аппаратные средства, в т. ч. «для B737NG FCU, MCDU (левый и правый), ECAM Control Panel, Switching Panel (коммутационная панель)», что относится к составным частям кабины экипажа самолета Airbus320.

В соответствии с техническим заданием конкурсной документации тренажер должен включать следующие аппаратные средства: «для B737NG FCU, MCDU (левый и правый), РУД, ECAM Control Panel, Switching Panel (коммутационная панель), штурвалы и педали управления».

На заседании Комиссии ФАС России заявителем представлены документы и сведения о том, что FCU (flight control unit) - блок контроля управления - технический компонент конструкции самолета, в данном обозначении (наименовании) является составной частью кабины экипажа самолета Airbus320. В кабине экипажа самолета и на тренажере B737NG на месте FCU размещен элемент MPC (Model Control Panel) - пульт управления режимами самолета. MCDU (левый и правый) (Multipurpose Control Display Unit) - многоцелевой управляющий дисплей, также относится к кабине экипажа самолета Airbus320, в кабине экипажа самолета и на тренажере B737NG на месте CDU (Control Display Unit) - блок управления и индикации и т. д.

Таким образом, действия заказчика, указавшего в техническом задании конкурсной документации противоречивые требования к объекту закупки, не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 28.10.2014 по делу № К-1545/14).

Нарушение № 4.

Неуказание конкретных требований к техническим характеристикам объектов закупки

Нельзя не отметить, что яркими примерами неуказания конкретных требований к техническим характеристикам закупаемых товаров является практика .

Например, в гл. 5 § 5.1 «Требования к поставляемому оборудованию» Таблицы 2 «Параметры технического обеспечения» в подп. 1.1 п. 1 документации об аукционе установлено: «разрешение экрана - не менее 1920×1080» без указания единицы измерения; п. 2 установлено: «Габариты (ДxШxВ) не более 870×770×1050» без указания единицы измерения. Таким образом, действия заказчика, установившего описание объекта закупки без указания единиц измерения, не соответствуют требованиям Закона о КС и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС (решение ФАС России от 29.10.2014 по делу № К-1558/14).

В другом случае п. 16.1 технического задания документации об аукционе установлено: «Вентиляционная решетка 600×300 алюминиевая - 4 шт.» без указания единиц измерения. Пунктом 1087 технического задания документации об аукционе установлено «Воздушный клапан размер 821×440 - 1 шт.» без указания единиц измерения.

На заседании Комиссии ФАС России представитель заказчика сообщил, что в соответствии с п. 1.8 ГОСТ 2.307–68 (СТ СЭВ 1976–79, СТ СЭВ 2180–80) «Единая система конструкторской документации. Нанесение размеров и предельных отклонений» линейные размеры и их предельные отклонения на чертежах и в спецификациях называют в миллиметрах, без обозначения единицы измерения.

Вместе с тем, документация об аукционе не содержит указание на соответствующий нормативный документ. Соответственно, действия заказчика, не установившего конкретные требования к техническим характеристикам товаров, не соответствуют п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 09.06.2014 по делу № К-915/14).

Нарушение № 5.

Неуказание в описании объекта закупки слов «или эквивалент»

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов « или эквивалент », за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Так, рассматривая жалобу заявителя на неправомерные действия заказчика в части неуказания слов «или эквивалент» к товарному знаку , ФАС России признала действия заказчика противоречащими законодательству о контрактной системе.

Согласно п. 3 технического задания документации об аукционе заказчиком установлено требование к поставке «Самоспасателя „Шанс“-Е» без указания слов «или эквивалент». На заседании Комиссии ФАС России заявителем было представлено свидетельство на товарный знак «Шанс», правообладателем которого является ООО «НПК Пожхимзащита». При этом заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что обозначение «Самоспасателя „Шанс“-Е» не является товарным знаком.

Таким образом, согласно решению и предписанию ФАС России от 29.08.2014 по делу № К-1279/14 в документации об аукционе содержится указание на товарный знак «Самоспасателя „Шанс“-Е» без использования слов «или эквивалент», что не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, нарушает п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Аналогичная практика сложилась в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС и в подрядных закупках. Например, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в приложении № 2 к информационной карте конкурса перечень оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по контракту, содержит указание на товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент» :

  • Автокран Grove GBT 35 или аналог;
  • Кран башенный Mitsuber MCT 8FR или аналог;
  • Бульдозер KOMATSU D275AX- 5 или аналог

При этом с позиции ФАС России действия заказчика, указавшего в конкурсной документации товарный знак без сопровождения слов «или эквивалент», не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС и нарушают ч. 3 ст. 56 Закона о КС (решение ФАС России от 13.05.2014 по делу № К-759/14).

С учетом сложившейся административной практики можно сделать следующий вывод: подготавливая закупочную документацию заказчикам, уполномоченным органам следует обратить особое внимание на описание объекта закупки с учетом обозначенных Законом о КС правил. При этом, объективно описывая объект закупок, не следует устанавливать противоречивые требования при условии установления надлежащим образом показателей качества закупаемых товаров, работ, услуг, позволяющих определить потребность заказчика.

Чтобы заказчик в результате торгов получил именно то, что ему нужно, следует правильно составить описание объекта закупки . Расскажем о требованиях законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также об исключениях из установленного порядка.

Объект или предмет закупки - товар, услуга или работа, которую заказчику необходимо приобрести . Соответственно, под описанием этого объекта понимается перечисление его подробных характеристик . Эти характеристики должны описывать предмет, который наилучшим образом удовлетворит потребность заказчика.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Требования к описанию объекта в рамках госзакупок определены в статье 33 закона 44-ФЗ . Таким образом, чтобы составить верное описание, нужно опираться на эту норму. В ней определено, какие характеристики следует включить в описание - а именно функциональные, технические, качественные, эксплуатационные . Также приводится правило о запрете на указание бренда или производителя без включения фразы «или эквивалент ». Есть исключения - о них расскажем чуть позже.

Что касается терминологии, то закон требует придерживаться установленных регламентов . Это значит, что при описании объекта закупки нужно опираться на ГОСТы и прочие стандарты. Если используется собственная терминология и условные обозначения, заказчик должен обосновать их применение.

Разрешено включить в описание закупки всевозможные чертежи, эскизы, планы, фотографии, результаты тестирования и так далее.

Если закупаются лекарственные средства, необходимо указывать их международные непатентованные наименования. Более подробно об описании объекта закупки в лекарственной сфере .

При необходимости заказчик также может включить в описание закупки требования к гарантийному сроку и объему гарантийных услуг. Также частью описания может стать требование к проведению монтажа и / или обучения персонала обращению с предметом закупки (например, если закупается оборудование).

Существуют особенности , в соответствии с которыми описываются объекты закупки по гособоронзаказу. Кроме того, Правительство РФ наделено правом устанавливать дополнительные особенности описания тех или иных объектов закупки.

Что нельзя указать в описании :

  1. Название производителя, бренд, модель товара без указания на возможность приобретения эквивалента.
  2. Субъективные характеристики предмета закупки.
  3. Свойства, наличие которых может быть установлено только посредством сложного лабораторного анализа.

Заказчикам, которые составляют описание закупки по 44-ФЗ, можно дать такие советы:

  1. Описывайте предмет закупки объективно . Нужно представлять себе не конкретную модель, а какой-то абстрактный товар, который должен исполнять определенные функции. Иначе будет нарушен принцип открытой конкуренции. Проконтролировать это несложно - под готовое описание должно попадать несколько товаров, например, разные модели оборудования.
  2. Описание следует делать максимально понятным . Применяйте стандартные термины, прилагайте эскизы, чертежи, фотографии и так далее. Избегайте пространных описаний и расплывчатых формулировок, даже если объект не попадает под ГОСТ и иные стандарты.
  3. Описывайте предмет закупки со всех сторон . Нужно максимально подробно и точно расписать все его характеристики.
  4. Предусмотрите возможность определить, что поставленный товар соответствует требованиям документации . Для этого в нее включаются нужные показатели (чаще всего их диапазонные значения).
  5. Когда описание готово, еще раз перепроверьте все числовые значения . Иначе есть риск, что процедура не состоится либо будет приобретен товар с неподходящими характеристиками.

Когда можно указать торговую марку

В соответствии с законом 44-ФЗ, в исключительных случаях при описании закупки можно указать конкретного производителя или модель. Это допустимо, если:

  • описать объект по-другому невозможно;
  • предметом контракта является работа или услуга, а товар, наименование которого прямо указано, закупается для выполнения этой работы (оказания услуги), а не для самостоятельного использования.

Обратите внимание! Если у товара нет аналога, указывать в описании фразу «или эквивалент» необязательно. То же самое справедливо при наличии аналога, который не может использоваться из-за несоответствия технических характеристик.

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком .

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки , а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам - техническим, функциональным;
  • если закупается работа - к ее результатам;
  • если закупается товар - к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Если в описании закупки по 223-ФЗ встречается какой-то параметр, в документации должны быть прописаны требования, которые к нему предъявляются.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение . Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

Показатель

Подтверждение соответствия

Обязательное

Добровольное

Цель Соответствие условиям технического регламента Согласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров
Объекты Продукция, выпускаемая в обращение на территории России Продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила
Форма, документ Декларирование о соответствии (декларация о соответствии)
Обязательная сертификация (сертификат соответствия)
Добровольная сертификация (сертификат соответствия)

Для того чтобы произвести закупку чего-либо, необходимо точно понимать что именно должно быть приобретено. В госзакупках для этой цели служит описание объекта закупки. Чтобы оформить его правильно, давайте разберемся в терминах.

Под термином «закупка» Закон № 44-ФЗ понимает определенную совокупность действий, цель которых - обеспечение государственных и (или) муниципальных нужд. Порядок таких действий жестко регламентирован, за его нарушение установлена персональная ответственность. Закупка начинается с определения победителя конкурентной процедуры или оформления госконтракта с единственным поставщиком и завершается исполнением такого госконтракта.

Однако если проанализировать систему самого Закона № 44-ФЗ, то любые действия в области госторгов начинаются с планирования, а именно с определения потребностей государства, субъекта РФ или муниципалитета в тех или иных работах (товарах, услугах). Уже план закупок должен содержать наименование объекта закупки.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Что такое объект закупки по 44-ФЗ

Что же собой представляет «объект закупки»? Закон № 44-ФЗ не дает точного определения данного термина. Для его толкования обратимся к Гражданскому кодексу РФ, который в ст. 128 дает определение объектов гражданских прав и относит к ним:

  • вещи, ценные бумаги и другое имущество;
  • результаты работ;
  • оказание услуг;
  • результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность).

Таким образом, объектами закупок являются работы (товары, услуги), которые необходимо приобрести для удовлетворения потребностей государства, его субъектов или муниципалитетов.

Как описать объекта закупки

Для того чтобы объект закупки можно было четко идентифицировать и составляется его подробное описание с учетом правил ст. 33 Закона № 44-ФЗ:

  • описание должно содержать в себе функциональные, технические и качественные характеристики объекта и быть объективным;
  • в целях недопущения ограничения конкуренции названия товарных знаков, брендов, патентом и т.п. разрешается использовать только в тех случаях, когда по-другому невозможно четко описать характеристики товара;
  • допускается использование название товарного знака с обязательным дополнением «или эквивалент» в случае, когда товары подлежат использованию при производстве работ и предметом госконтракта они не являются;
  • без дополнения «или эквивалент» можно использовать названия товарных знаков для покупки запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, а также в случае, когда покупаемый товар будет взаимодействовать с другими товарами, уже применяемыми госзаказчиками;
  • допускается использовать изображения требуемого товара, спецификации, планы, эскизы, чертежи, макеты. При этом в документации обязательно указывается место и время, где можно ознакомиться с макетом или образцом;
  • при покупке лекарств в описании указывается не наименование конкретного препарата, а его международное непатентованное наименование. При отсутствии такого наименования подлежат указанию химические или группировочные названия препарата.

Как описать требования к товарам

Дополнительно ст. 33 Закона № 44-ФЗ предписывает:

  • закупать новый товар, т.е. не бывший в употреблении, в том числе не отремонтированный или восстановленный. Иное должно быть указано в документации;
  • указывать требования к гарантийному сроку и обслуживанию товара, расходы по его эксплуатации;
  • в обязательном порядке прописывать монтаж и наладку сложных товаров (машин и оборудования), обучение работе с ними;
  • если монтаж и наладка оборудования требуют специальных допусков, знаний и умений, указать на наличие таких требований (например, допуск к работам от саморегулируемой организации в области строительства);
  • при описании технических характеристик необходимо использовать действующие на территории РФ техрегламенты. В противном случае придется обосновать необходимость использования других показателей;
  • показатели, описывающие характеристики товаров, должны содержать минимальные и максимальные показатели, а также показатели, которые не могут менять свое значение.

Административная ответственность

КоАП РФ в п. 4.1. ст. 7.30 предусматривает ответственность за необоснованное использование при описании объекта закупок товарных знаков (патентов, фирменных наименований и т.п.), повлекшее ограничение конкуренции в виде штрафа - 1% от начальной цены госконтракта, но не менее 10 000 и не более 50 000 рублей.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

1. Описание объекта закупки - это Описать объект закупки - это, по 44-ФЗ, означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект.

2. Требования к описанию объекта закупки

Ст. 33 ФЗ 44 описание объекта закупки требует делать с учетом определенных требований.
1. Указывать показатели, которых нет на рынке, нельзя.

При описании нельзя указывать показатели, которых нет на рынке аналогичных товаров. Также требования к предмету закупки должны соответствовать реальной потребности заказчика. Характеристики должны быть одинаково понятны для всех участников, не быть излишними и противоречивыми.

К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали - 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).

2. Указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.

В описании указываются максимальные и(или) минимальные показатели, а также значения, которые не могут изменяться. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146 %. Листов в пачке: 500».

Требования которые не допускаются

Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), а также требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.
С 11.01.2018 в правилах описания предмета госзаказа произошли изменения :
  • Законодатели исключили положение о том, что оно должно носить объективный характер.
  • Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами «или эквивалент».
Делать это будет не обязательно:
  • если товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, согласно техдокументации.
Нужно использовать показатели и термины, которые предусмотрены техническими регламентами и документами национальной системы РФ.

Иные показатели, требования, обозначения и термины можно использовать, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

К примеру: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки должны быть выработаны в соответствии с ГОСТ 31805-2012 по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».

Можно включать при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа и наладки, а также обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.

К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну - 8 лет; по основанию дорожной одежды - 6 лет; по верхнему слою покрытия - 4 года».

При покупке лекарственных средств нужно обязательно указать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует - химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.

К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма - порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».

Допустимо требование, чтобы товар был новым, не был в употреблении или в ремонте.

3. Пример описания закупки

При описании объекта закупки заказчик обязан использовать следующие характеристики:

Качественные . Совокупность свойств, характеристик, признаков, которые описывают объект закупки и соответствуют потребностям заказчика.
Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.

Эксплуатационные . К ним относятся характеристики надежности и работоспособности объекта, условия, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию: прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики.
Функциональные. Это способность объекта выполнять его основную функцию. Основное назначение и условия его использования по назначению.

4. Видео-инструкция правила описания объекта закупки


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.



Просмотров