Правовое регулирование в сфере образовательной деятельности и культуры. Нормативно-правовая база регулирования деятельности организаций культуры и искусства в рф Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования и культуры
дипломная работа
2.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства в РФ
культура искусство государственный управление
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) .
Проводимые в российском обществе преобразования не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций, отмеченных в Федеральной целевой программе "Культура России (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 955:
1. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Соответственно появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных условиях.
2. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В результате стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.
Культура в настоящее время, как и много лет назад, является одним из важнейших участков деятельности Российского государства, неразрывно связанным с экономической и социально - политической жизнью общества. С правовой точки зрения в целом законодательная основа для развития культурной сферы в нашей стране уже сформирована.
Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года , в том числе: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие жанры и виды искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
С точки зрения формирования межгосударственной позиции по вопросам регулирования культурной сферы наиболее важны следующие международные правовые акты:
Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 года), Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (Стамбул, 6 марта 1993 года), Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (Страсбург, 2 октября 1992 года), Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 года), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гренада, 3 октября 1985 года), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года), Европейская конвенция об охране археологического наследия (Лондон, 6 мая 1969 года), а также многие другие международные акты, направленные в большинстве своем на охрану различных культурных ценностей, формирование единого культурного пространства (мирового или европейского) в той или иной сфере культурной деятельности .
Внутреннее законодательство Российской Федерации в сфере культуры подразделяется на федеральное законодательство (в свою очередь делящееся на законодательные акты и подзаконные нормативные акты) и законодательство субъектов Российской Федерации, также имеющее деление на законодательные и подзаконные нормативные акты. Кроме того, в структуру внутреннего законодательства страны включаются нормативные акты, принятые на уровне местного самоуправления.
Законодательством о культуре установлено четыре уровня компетенции в указанной сфере:
Первый уровень - компетенция федеральных органов государственной власти и управления в области культуры, предусмотренная п. "е" ст. 71 Конституции РФ и ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, включая обеспечение прав и свобод человека в сфере культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития и др.
Второй уровень - совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии со ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. В совместную компетенцию включаются: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации; осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально - технического обеспечения; охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования в области культуры; утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей РФ; проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов Российской Федерации.
Третьим уровнем является компетенция органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере (ст. 39 Основ законодательства о культуре).
Законодательство субъектов Российской Федерации в области культуры регулирует обширный круг вопросов.
Четвертый уровень - компетенция, согласно ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, органов местного самоуправления в указанной области.
Рассмотрим некоторые из названных уровней.
1. Формирование структуры законодательства о культуре в нашей стране в том виде, в каком оно систематизировано в настоящее время, берет свое начало с 1992 г., когда был принят Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Этот нормативный правовой акт признал основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, населяющих территорию Российской Федерации. Основными его задачами были признаны обеспечение и защита конституционных прав граждан на культурную деятельность, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации, определение принципов и правовых норм субъектов культурной деятельности, а также определение принципов государственной политики в области культуры, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Кроме того, в Основах были закреплены основные понятия и категории, используемые в законодательстве по вопросам культуры, в частности такие, как "культурная деятельность", "культурные ценности", под которыми понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Таким образом, если ранее главным для отнесения ценностей к категории "культурных ценностей" являлось наличие такого элемента, как акт творчества, то в соответствии с указанным определением данное понимание "культурных ценностей" представляется несколько зауженным.
Действительно, достаточно сложно найти элемент творчества в нравственных и эстетических идеалах или нормах и образцах поведения, в понятиях "культурные блага", "творческий работник", "культурное достояние народов Российской Федерации".
Но главное - было дано понятие государственной культурной политики (политики государства в области культурного развития) как совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
В то же время нельзя четко определить место Основ законодательства Российской Федерации о культуре в иерархической системе нормативных правовых актов. Во второй статье Основ говорится, из каких нормативных правовых актов состоит законодательство Российской Федерации о культуре, однако лишь по отношению к законодательным актам субъектов Российской Федерации установлено правило, что в случае возникновения разногласий между законодательными актами субъектов Российской Федерации и указанными Основами действуют нормы Основ. Сложнее разрешаются проблемы в случае возникновения противоречий между федеральными законами, регулирующими различные вопросы сферы культуры, и Основами законодательства Российской Федерации о культуре - в связи с тем, что Основы приняты до утверждения всенародным голосованием Конституции Российской Федерации 1993 г., а подавляющее большинство законодательных актов, регулирующих отдельные вопросы в культурной сфере, увидели свет уже после 1993 года и, соответственно, изначально не противоречили Конституции Российской Федерации. Кроме того, по общему правилу, если в законе не указано иное, то в случае противоречия одного законодательного акта другому предпочтение при решении вопроса отдается более позднему и специальному законодательному акту. Поэтому Министерство культуры Российской Федерации совместно с Комитетом по культуре Государственной Думы Российской Федерации и соответствующим комитетом Совета Федерации ведут активную работу по решению этой проблемы.
Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как:
Наличие многообразия культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов, формирующих спрос на определенные услуги, определяет появление достаточно разнообразных типов организаций культуры и искусства...
Государственная политика в области культуры и искусства: модели и методы осуществления
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
К основным Законам и нормативным правовым актам регулирующим предпринимательскую деятельность можно отнести: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 2. Закон Республики Беларусь 28 мая 1991 г...
Государственное управление подготовкой кадров в сфере культуры и досуга
Несомненно, что важным компонентом развития системы дополнительного профессионального образования в области культуры является стратегическое управление, ключевыми моментами которого являются выбор, анализ и выполнение стратегии...
Конституционно-правовые способы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы
В Российской Федерации разработана система законов и подзаконных актов, регулирующих способы профилактики, противодействия коррупции, минимизации её последствий. Рассмотрим следующие нормативные правовые акты, входящие в неё: 1...
Понятие трудового права и трудовых отношений
Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются: 1) законодательные акты, представленные Конституцией РФ...
Понятие трудовой пенсии по старости
В ст.1. ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отмечено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим законом Федеральный закон от 17. 12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28. 12.2013, с изм. от 04. 06...
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1. Основные нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются: 1) законодательные акты...
Правовой режим использования земель
1 согласно Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ, крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством...
Правовые нормы о соглашениях по социально-трудовым вопросам
Одной из форм решения социально-экономических проблем работников любой отрасли, защиты их законных прав и интересов являются социально-партнерские соглашения в сфере труда - правовые акты...
Правовые основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим структуру Фонда социального страхования, а также его деятельность, является Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г...
Правовые основы социального обслуживания в Российской Федерации
Право на социальное обеспечение - одно из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено во многих международных документах. Это ещё раз подчеркивает важность этого права и закрепляет, что забота о престарелых...
Правовые проблемы обеспечения безопасности строительной деятельности
Строительство новых зданий, а также проведение некоторых других строительных работ осуществляются на основании соответствующей разрешительной документации. Вопросы, касающиеся строительной деятельности...
Сущность явления транснациональной (трансграничной) преступности
Правовую основу ОРД составляют Конституция, Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятельности» (далее по тексту- ФЗ «Об ОРД»)...
Универсальная электронная карта гражданина РФ
Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель...
Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 43 и 44 Конституции РФ права на образование и культурную деятельность относятся к основным правам человека. Основные права и свободы человека не зависят от воли субъекта и являются естественными, неотъемлемыми правами личности, данными гражданину от рождения, которые не могут быть переданы другому лицу, быть отчуждены и не подлежат оценке; от них нельзя отказаться.
Конституционные гарантии права на образование и культурную деятельность предусматривают следующее:
- Законодательное закрепление деятельности, обязанностей государства, имеющих сложный состав и структуру, направленных на обеспечение свободного доступа граждан к получению образования и ведению культурной деятельности, создание необходимых условий для получения образования и ведения культурной деятельности.
- Действия органов государства, местного самоуправления по реализации закрепленных в нормативных правовых актах предписаний, обусловливающих реальное обеспечение получения образования и ведения культурной деятельности.
Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования и культуры
Законодатель выделяет два уровня нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования и культуры: федеральный и региональный.
В свою очередь , как федеральное, так и региональное законодательство включают законодательные и иные нормативные правовые акты.
Федеральные законы в области образования и культуры принимаются для того, чтобы:
- разграничить компетенцию и ответственность в области образования и культуры федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования и культуры, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации;
- вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми те осуществляют собственное правовое регулирование в области образования и культуры.
Субъекты РФ в соответствии со своей компетенцией могут принимать в области образования и культуры законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в этих областях. Более того, законодатель устанавливает, что региональные законы и иные нормативные правовые акты не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ.
Федеральный уровень законодательства в области образования и культуры
На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования и культуры представлена:
- Конституцией РФ;
- Законом РФ "Об образовании";
- Федеральным законом "О высшем и послевузовском образовании";
- Федеральным законом "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- Иными "профильными" федеральными законами, т. е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования и культуры;
- "Непрофильными" законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования и культуры.
1. Конституция РФ.
Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Наряду со ст. 43 отдельные положения, регулирующие отношения в образовании, содержатся и в других статьях Основного Закона: так, в п. 1 ст. 72 общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.
Статья 44 Конституции РФ посвящена культурной деятельности гражданина, в ней раскрываются его права и обязанности. Каждому гражданину РФ гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собственности. Все граждане РФ имеют право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".
В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.
3. Федеральных закон "О высшем и послевузовском образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т. д.
4. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. № 3612-ФЗ.
Задачами данного закона являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность ; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
5. Иные "профильные" федеральные законы.
В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в области образования и культуры, наряду с Законом об образовании, Федеральным законом о высшем и послевузовском образовании и Федеральным законом об основах РФ о культуре присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования или культуры. Например: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
6. "Непрофильные" законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере образования и культуры.
Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования и культуры. Большое количество таких законов, их "разнокалиберность" (в одних законах содержится одна - две статьи по соответствующей проблематике, в других - целые главы), часты случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании и культуре, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в каждой из рассматриваемых сфер деятельности.
Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы (примеры даны на основе законодательной базы в сфере образования):
а) | федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации, например, Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; |
б) | федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования, например: гигиеническое воспитание и обучение - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; военное образование и военная подготовка - федеральные законы от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"; экологическое образование - Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; спортивная подготовка - Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; религиозное образование - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и т. п. ; |
в) | федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений, например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; |
г) | федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений, например, Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ); |
д) | федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I "О плате за землю") и др. |
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования и культуры, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы (примеры даны на основе нормативных актов в сфере образования):
1. Указы Президента РФ , среди которых можно выделить: указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования, например, указы Президента РФ от 11 июля 1991 г. № 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", от 24 декабря 1996 г. № 1759 "О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
2. Постановления Правительства РФ , которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования, например, от 5 июля 2001 г. № 5 05 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг", от 18 октября 2000 г. № 7 96 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", от 5 апреля 2001 г. № 2 64 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации"), либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (например, постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1 047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти ", от 27 июля 2001 г. № 5 64 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" и т. п.).
3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , принятые по вопросам образования.
Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь , можно условно объединить в следующие группы:
- нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее - Министерства образования РФ) (например, приказ Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1 154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования", от 10 июля 2003 г. № 2 994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования", от 19 мая 1998 г. № 1 236 "Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования");
- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти
, в том числе:
а) "профильные", т. е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (например, приказ Минюста России № 3 1, Минобразования России № 3 1 от 9 февраля 1999 г. "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах", приказ Минздрава России от 17 февраля 1993 г. № 2 3 "Об утверждении Положения о клинической ординатуре", приказ Министерства обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 8 0 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации"); б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения, прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (например, приказ Минздрава России от 26 июля 2000 г. № 2 84 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", приказ Министра обороны РФ от 10 декабря 2000 г. № 575 "О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации").
Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяет ее как «деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей». К субъектам культурной деятельности относятся, во-первых, организации (обычно юридические лица), осуществляющие действия, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей и благ, во-вторых, люди (физические лица), работающие в этих организациях, или «свободные художники» (писатели, композиторы, художники и др.) Последние могут быть связаны трудовым договором с той или иной организацией. Созданные в этом случае произведения законодательство об авторских правах называет служебными произведениями. К субъектам культурной деятельности относятся также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре представлен перечень видов культурной деятельности, который включает в себя:
- -выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры;
- -художественную литературу, кинематографию, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектуру, дизайн, фотоискусство, другие жанры искусства;
- -художественные промыслы и ремесла, народную культуру в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды;
- -самодеятельное (любительское) художественное творчество;
- -музейное дело и коллекционирование;
- -книгоиздание и библиотечное дело, а также иную культурную деятельность, связанную с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
- -эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическую деятельность в этой области;
- -научные исследования культуры;
- -международные обмены;
- -производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для создания, распространения и освоения культурных ценностей;
- -иную деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, осваиваются и распространяются культурные ценности.
Круг организаций - субъектов культурной деятельности определен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Косвенно состав сферы культуры определен также в государственном бюджете Российской Федерации.
Регулирование культурной деятельности зависит от политического и экономического уклада государства и принятой им государственной политики в области культуры. В последнее десятилетие ХХ - начала ХХ1в.
Культура России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства. Конституция определила в качестве высшего законодательного органа Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации (состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), которое принимает федеральные законы, влияющие на культуру. Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, издает соответствующие указы, а правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти - постановления. Федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отдельные аспекты функционирования сферы культуры, является Министерство культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации, созданное в 2004г. При этом в структуре органов исполнительной власти появились федеральные службы и федеральные агентства. Названные органы управления определяют государственную политику в сфере культуры, направленную на сохранение исторического и культурного наследия, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, а также реализуют эту политику, распоряжаясь федеральной собственностью в сфере культуры.
Решение конкретных региональных проблем сферы культуры находится в ведении исполнительных органов государственной власти субъекта федерации. Региональные органы культуры осуществляют функции, близкие к тем, которые осуществляет Министерство культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации и его агентства.
Государственная власть в нашей стране имеет два уровня: федеральный и региональный. Однако в управлении сферой культуры есть еще одна ступень - местное самоуправление, осуществляемое в муниципальных образованиях. Структура органов муниципального образования определяется региональными законами и правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления - это обычно комитеты или отделы культуры. Пилилян Е.К. Менеджмент культуры: учеб. пособие /Е.К. Пилилян.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - С.48-49.
Рассмотрим нормативно-правовые акты, обеспечивающие жизнедеятельность Ачинского района в сфере культуры.
Таблица 1 - Нормативно-правовые акты, обеспечивающих жизнедеятельность Ачинского района в сфере культуры
Наименование нормативно-правовых актов |
||
Конституция РФ |
Основной закон государства, Cт. 130-133 гарантирует право граждан на осуществление местного самоуправления, а также определяет основы местного самоуправления как самостоятельного института власти. Гарантирует право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). |
|
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ |
Устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Определяет полномочия муниципальных районов в сфере культуры. |
|
Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.1998 № 8-ФЗ |
Устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации. |
|
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 21.12.2009) |
Устанавливают и закрепляют конституционные права граждан РФ на культурную деятельность, правовые гарантии для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей РФ. Устанавливают принципы государственной культурной политики, правовые нормы государственной поддержки культуры и гарантируют невмешательство государства в творческие процессы |
|
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.10.2010) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002) |
Регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. |
|
«Бюджетный кодекс РФ» от 31.07.1998 № 145-ФЗ |
Основной финансовый документ страны, содержит основные принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы РФ, устанавливает права и обязанности субъектов бюджетных отношений и участников бюджетного процесса, определяет основные принципы и механизмы межбюджетных отношений, а также права, обязанности и ответственность всех участников бюджетных отношений. |
|
устанавливает общие принципы правового регулирования отношений в области культуры, возникающих при реализации конституционного права на участие в культурной жизни и пользование услугами организаций культуры, а также права на равный доступ к культурным ценностям, и направлен на сохранение и развитие культуры на территории Красноярского края. |
||
Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020гг. |
Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы разработаны с учетом новой социально-экономической стратегии региона, мониторинга отрасли по всем направлениям культурной деятельности. Данная стратегия культурной политики является определяющим документом для формирования краевых целевых программ в сфере культуры, ведомственной программы министерства культуры, а также для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, базирующихся на нормативных правовых документах, регулирующих деятельность отрасли. |
|
Ведомственная целевая программа "Развитие культуры Красноярского края" на 2010 - 2012 годы |
Создание условий, обеспечивающих доступ населения края к высококачественным культурным услугам, формирующих благоприятную культурную среду для всестороннего развития личности. |
|
Устав Ачинского района Красноярского края от 07.11.2008г. № 27-217Р |
Определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории Ачинского района, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры |
|
Положение об Отделе культуры, физической культуры и спорта и молодежной политики Ачинского района |
Регламентирует деятельность Отдела культуры, физической культуры и спорта, и молодежной политики администрации Ачинского района |
Приведенный перечень НПА не является исчерпывающим, он служит основой формирования местного самоуправления на уровне конкретного муниципального Ачинского района. Расширение этого перечня будет идти за счет принятия законов Красноярского края и принятием необходимых постановлений, правил и методик которые обеспечат, не противореча законам РФ, управление конкретной территорией - сферой культуры Ачинского муниципального района.
Прежде всего, необходимо отметить, что приведенный выше перечень нормативно-правовых актов регулирующих функционирование и развитие МР Ачинский, не является абсолютно исчерпывающим. Дело в том, что важные правовые аспекты местного самоуправления содержат также нормы Гражданского, Налогового, Бюджетного кодексов РФ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 года №145-ФЗ / [Электронный ресурс]: http://base.gara№t.ru/12112604/. Ответственность за нарушение прав местного самоуправления установлена Уголовным кодексом РФ, а также Кодексом РФ об административных правонарушениях. Конституция РФ Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г. - М.: Юрид. Лит., 1993. (ст 130-133) определяет право граждан на осуществление местного самоуправления, которое обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления, которая принята Советом Европы 15 октября 1985 г. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) ETS N 122 / [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/2540485/
В ходе реформы органы местного самоуправления МР Ачинский сталкиваются с проблемами реализации вопросов местного значения, требующими внесения изменений в действующее законодательство.
Так, например, законами края при наделении государственными полномочиями органов местного самоуправления предусматривается финансирование на их исполнение, и утверждаются методики, согласно которым осуществляется расчет и предоставление субвенций. Но, к сожалению, методики расчета размера субвенций, передаваемых на исполнение государственных полномочий, как правило, рассчитываются под уже заложенную на эти цели в областном бюджете сумму и, зачастую, не учитывают действительных затрат на их исполнение. Особенно - в части администрирования (обслуживания) переданных полномочий. В результате местный бюджет несет дополнительные нагрузки.
В настоящее время в МР Ачинский действует достаточное количество нормативно-правовых актов и программ, которое всесторонне захватывают вопрос о социально-экономическом развитии города. Устав МР принят Ачинским районным референдумом 08.12.1996г. (07.11.2008г. № 27-217Р). Устав определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории Ачинского района. Устав состоит из 10 глав и 63 статей.
Так в Уставе прописано, что Ачинский район является самостоятельным муниципальным образованием в составе Красноярского края и наделён статусом муниципального района, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края.
Ачинский район вправе иметь собственную символику, отражающую исторические, культурно-национальные, социально-этнические, национальные и иные местные традиции. Наименование, описание и порядок официального использования символов муниципального образования Ачинского района устанавливаются нормативными правовыми актами Совета депутатов Ачинского района
В целом же нормативно-правовая база МО соответствует ходу реформы, в ней определены основные направления развития, плановые показатели роста, оценка эффективности деятельности органов МСУ района.
Во второй главе мы рассмотрим непосредственно на примере конкретного муниципального района управление в сфере культуры, а также выделим проблемы, возникающие в исследуемом процессе.
Правовое обеспечение – создание системы правового регулирования, необходимой для нормального возникновения, изменения и прекращения отношений в отрасли человеческой деятельности. Правовое обеспечение в сфере культуры, как и в других отраслях, представляет собой разработку и принятие государством законодательных и иных нормативных актов, а также принятие мер по соблюдению этих норм, т.е. осуществление государством правотворческих, правореализационных, правоисполнительных и правоохранительных действий.
Правовое регулирование в сфере культуры осуществляется по многим направлениям. Прежде всего, это развитие закрепленного в Конституции РФ принципа свободы творчества и обеспечение декларированного права каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.
Особенности правового регулирования культурной деятельности:
1. Неоднородность сферы культуры . (Культурная деятельность – это деятельность по созданию, распространению, освоению и сохранению культурных ценностей. Культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.) При таком широком объекте правового регулирования необходим большой массив законодательных актов.
2. Подчиненность предмета регулирования . Разграничение полномочий между федеральными и региональными властями делит и национальное законодательство в культуре на два уровня правовых актов: федеральные и региональные. Поэтому многие положения федерального законодательства являются не нормами прямого действия, а носят рекомендательный характер, предполагая детализую в региональных актах. Между тем некоторые субъекты РФ не имеют собственного законодательства по целому ряду вопросов культуры.
3. Протекционистская политика в области культуры . В начале коренных преобразований в экономике России государство исходило из необходимости введения режима сохранения и развития отечественной культуры, что выразилось в установлении льгот для некоторых субъектов культурной деятельности, которые не носили системного характера и со временем перестали обеспечиваться реальными возможностями государства. Сегодня отмена части этих льгот воспринимается как невнимание со стороны власти к нуждам отрасли.
Законодательное обеспечение российской культуры имеет непродолжительную, но очень насыщенную историю. первым специальным законодательным актом в сфере культуры, ее правовой базой стали принятые в 1992 г. «Основы законодательства о культуре РФ» (ФЗ « 3612-1 от 9 октября 1992 г. – Основы).
Основы состоят из десяти разделов. Они определяют правовое положение отдельных объектов в сфере культуры или их совокупности (например, национального культурного достояния и культурного наследия, включая библиотечный, музейный, архивный и иные фонды), правомочия и обязанности основных субъектов культурной деятельности (физических лиц как создателей и потребителей культурных ценностей и благ, их объединений, народов и иных этнических общностей, государства и его органов, а также органов местного самоуправления), режим и условия культурной деятельности (включая условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры и осуществления ими предпринимательской деятельности, вопросы собственности и приватизации, финансирования и ценообразования, инвестиционной политики и обеспечения материально-технической базы в области культуры).
Несомненным достоинством Основ является то, что впервые в законодательстве были определены обязанности государства в области культуры, в том числе по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, по созданию условий для самореализации талантов. Немаловажным явилось введение норм, регулирующих трудовые отношения и социальное положение работников культуры.
Ряд положений Основ был развит в принятых позднее законах - не только отраслевых, но и таких важнейших правовых актах общего характера, как Конституция, Гражданский, Трудовой, Налоговый кодексы и др. В то же время с появлением этих правовых актов некоторые нормы Основ утратили силу. Однако целый ряд норм по-прежнему остается актуальным и с течением времени приобретает все более принципиальный характер.
Принципы, закрепленные в Основах, получили развитие в самостоятельных законах или их отдельных положениях.:
– закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» N~ 4804-1 от 15 апреля 1993 г., обеспечивающий защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них;
– Федеральный закон «О библиотечном деле» N~ 78-Ф3 от 29 декабря 1994 г., являющийся правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации; он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантии прав на культурную, научную и образовательную деятельность, на доступ к информации и на приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
– Федеральный за кон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» N~ 54-ФЗ от 26 мая 1996 г., определяющий особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации и создания и правового положения музеев в нашей стране;
– Федеральный закон «О национально-культурной автономии» N~ 74-ФЗ от 17 июня 1996 г., определяющий правовые основы национально-культурной автономии как формы национально-культурного самоопределения, которая представляет собой объединение граждан (относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории) на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры; этот закон определяет правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально культурного развития;
– Федеральный за кон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» N~ 126-ФЗ от 22 августа 1996 г., устанавливающий основы протекционистской политики в отношении национальной кинематографии и порядок ее государственной поддержки; он определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии;
– Федеральный за кон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» N~ 64-ФЗ от 15 апреля 1998 г., регулирующий отношения, связанные с определенными культурными ценностями; он обеспечивает защиту от расхищения, незаконного вывоза и неправомерной передачи этих ценностей, создает правовые условия для реального обращения таких ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию нашей страны в результате войны, а также для возможности ознакомления с указанными ценностями;
– Федеральный закон «О народных художественных промыслах» N~ 7-ФЗ от 6 января 1999 г., регулирующий отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, определяющий основы государственной политики в этой сфере и условия участия граждан и организаций в связанной с ней деятельности и др.
Отраслевые аспекты общего законодательства.
Кроме законов в развитие Основ был принят ряд иных нормативных правовых актов, среди которых по предмету правового регулирования выделяются следующие:
– постановление правительства Российской Федерации N~ 179 от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»;
– постановление правительства Российской Федерации «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» N~ 329 от 25 марта 1999 Г., ставящее целью сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализацию инновационных проектов организации театрального дела, осуществление систематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ, обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работников и др.
Массив специальных законов в области культуры охватывает широчайший круг вопросов, однако регулирования этой сферы только специальными нормами недостаточно. Во-первых, многие отношения, возникающие при осуществлении культурной деятельности, не обладают спецификой, и для них достаточно общих норм; во-вторых, вплетение специальных норм в общее законодательство позволяет лучше понять особенности правового регулирования отношений в культуре. Наконец, наметившаяся в последнее время в законотворческой деятельности тенденция «расчистки» правового поля отдает преимущество общим актам, учитывающим особенности правового регулирования различных сфер, одновременно сокращая число специальных законов, вступающих в противоречие с основополагающими документами.
С 1 января 1995 года на территории России введена в действие первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК), который призван был заложить правовые основы цивилизованных рыночных отношений в стране. В нем, в частности, было сформулировано понятие «юридическое лицо», которым признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, имеющая право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 СТ. 48), а также определен единый порядок регистрации юридических лиц (ст. 51).
Принципиально важным для организаций культуры и искусства явилось разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 СТ. 50), в основу которого была положена целевая установка их деятельности. При этом некоммерческий статус организации, сформулированный в ГК и конкретизированный в Федеральном Законе «О некоммерческих организациях» (ст. 2) определяется не тем, есть ли у нее прибыль или нет, а тем, как она используется: полученная прибыль должна направляться на реализацию уставной деятельности, а не распределяться между ее участниками.
В Кодексе были определены также основные организационно-правовые формы юридических лиц. Для сферы культуры и искусства в настоящее время характерно многообразие организационно-правовых форм организаций как коммерческих (кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества и т.д.), так и не коммерческих (фонды, ассоциации, союзы, общественные организации и учреждения).
Введение в действие Налогового кодекса ознаменовало новый курс государственной политики в сфере налогообложения, направленный в первую очередь на сокращение льгот, что не могло не отразиться на отношениях в сфере культуры, традиционно строящихся на системе налоговых преимуществ как одной из форм государственной поддержки.
Вступивший в силу в 2002 г. Трудовой кодекс Российской Федерации во многом отразил особенности трудовых отношений в сфере культуры и искусства. В качестве общих основных целей трудового законодательства этим законом определены установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей всех категорий и сфер. При этом законодатель нашел возможным урегулировать в Кодексе ряд специальных вопросов трудовых отношений в сфере культуры. Так, непосредственно в Трудовом кодексе регулируются вопросы участия несовершеннолетних в процессе создания и использования результатов творческой деятельности, работы в ночное время, выходные и праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений. В этом же Кодексе устанавливается возможность заключения с такими работниками срочных трудовых договоров. Кроме того, Трудовой кодекс допускает, что некоторые вопросы регулирования отношений, связанных с особенностями труда творческих работников и иных лиц, обеспечивающих их деятельность, могут быть решены в других федеральных законах и иных нормативных актах. В та кой ситуации роль специализированных за конов по регулированию трудовых отношений в культуре многократно возрастает.
Большое значение для культуры, в первую очередь для охраны объектов культурного наследия, имеют Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Земельный кодекс вводит в категорию особо охраняемых территории земли историко-культурного назначения, к которым относятся земли, на которых находятся объекты культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе объекты археологического наследия. К охраняемым территориям относятся также достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производств и ремесел, военных и гражданских захоронений. Такие земли могут использоваться строго в соответствии с их целевым назначением. Их изъятие и не соответствующее их целевому назначению использование не допускаются, а на отдельных землях историко-культурного назначения, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, формирование и использование имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей, а также основы управления ими были также определены Законом «О некоммерческих организациях». В частности, для них были определены возможные источники формирования имущества (ст. 26) и формы экономической поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти местного самоуправления. Последнее предполагает, в частности, установление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданными в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов, предоставление льгот для граждан и юридических лиц, оказывающих им материальную поддержку (ст. 31).
В целях развития рынка культурных благ, предполагающее введение новых организационно-правовых форм для организаций культуры (в том числе в целях оптимизации бюджетной сферы), в 2006 г. был принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях».
Многие положения, регулирующие отношения в сфере культуры, нуждаются в пересмотре в силу следующих причин:
1. значительный нормативный массив был принят до введения в действие основополагающих законодательных актов, в результате чего отдельные положения вошли в противоречие с Конституцией, кодексами и иными за конами;
2. некоторые нормы морально устарели, не отражают актуальных реалий, не отвечают современным нуждам, не регулируют вновь возникшие отношения;
3. в результате правоприменительной практики были выявлены дефекты и пробелы как в специальном, так и в общем законодательстве;
4. взятые Россией за последние годы международные обязательства должны найти отражение во внутреннем законодательстве.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в сотрудничестве с соответствующим Комитетом Государственной думы инициирует корректировку законодательства о культуре по следующим направлениям.
1. Определение статуса творческого работника не только в связи с его основной деятельностью, но и его положение как члена общества с точки зрения социального, трудового, пенсионного, налогового законодательства, введение системы льгот и преимуществ в целях создания условий для реализации конституционной свободы творчества.
2. Создание условий для развития меценатства и благотворительной деятельности. Благодаря новой налоговой политике этот элемент гражданского общества практически исчез. Поэтому необходимо законодательное закрепление системы стимулов для лиц, готовых участвовать в мероприятиях по сохранению, поддержке и развитию отечественной культуры, причем основной акцент может быть перенесен из налоговой сферы в иные области.
3. Развитие рынка культурных благ, предполагающее введение новых организационно-правовых форм для организаций культуры (в том числе в целях оптимизации бюджетной сферы), уточнение роли государства в формировании и проведении культурной политики.
4. Защита прав потребителей культурных благ, обеспечение их интересов с точки зрения защиты нравственности, установление своеобразных «стандартов» при оказании услуг в сфере культуры. Кроме того, необходимо ввести в орбиту государственного регулирования организацию культурного досуга населения, включить культурные блага в так называемую потребительскую корзину различных социально-демографических слоев.
5. Корректировка законодательства о результатах интеллектуальнои деятельности, в том числе в связи с возможным присоединением России к Всемирной торговой организации, в связи с обязательствами по гармонизации законодательства, взятыми в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и европейскими сообществами и государствами-участниками, а также в связи с появлением новых способов использования произведений (в первую очередь в киберпространстве) и новых разновидностей результатов творческой деятельности.
Таким образом, правовое обеспечение культуры по-прежнему находится если не в стадии становления, то в состоянии постоянной модернизации.
Помимо законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений культуры и искусства как юридических лиц, существует ряд нормативных документов, специально касающихся сферы культуры и искусства.