При введении процедуры наблюдения. Срок наблюдения – процедуры банкротства

На какой срок вводится процедура наблюдения? Начнем с того, что срок для такой процедуры банкротства, как наблюдение, законодательно не установлен. Однако в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что наблюдение должно быть окончено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве (п. 3 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Он в свою очередь составляет 7 месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

В связи с этим дата завершения наблюдения в определении суда о введении данной процедуры не указывается. Но в нем может быть назначена дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве. А не позднее чем за 5 дней до наступления этой даты временный управляющий должен представить в суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Эти документы составляются по сути уже на финальной стадии наблюдения.

Отметим, что при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей суд должен назначить заседание исходя из наименьшего срока, объективно необходимого для проведения процедуры наблюдения, т. е. для оценки размера задолженности, объема активов должника и т.д. (п. 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

При невозможности рассмотрения дела в срок заседание может быть отложено, но опять же в пределах срока, отводимого на рассмотрение дела о банкротстве, - 7 месяцев, о которых было сказано выше (см. например, Определение АС Архангельской области от 02.10.2013 N А05-3413/2013).

Окончание наблюдения

На первом собрании кредиторов, как правило, принимается одно из ниже перечисленных решений (п. 1 ст. 73 , ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении следующей процедуры в рамках дела о банкротстве (финансового оздоровления или внешнего управления);
  • о признании должника банкротом со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • об утверждении мирового соглашения.

На основании такого решения арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 1 ст. 75 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Но если решение на собрании принято не было, возможно ли продлить срок процедуры наблюдения?

В такой ситуации суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, но опять же в пределах указанных 7 месяцев, и обязать кредиторов принять решение к новому сроку, установленному судом. А если откладывать рассмотрение дела уже некуда и сроки поджимают, то судья самостоятельно принимает решение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (

Определение Арбитражного суда о введении наблюдения

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
https://www.msk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва

Резолютивная часть определения объявлена 20 сентября 2010 года
Определение в полном объеме изготовлено 24 сентября 2010 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Спаховой Н. М.
с ведением протокола судебного заседания судьей лично,
с участием: от заявителя - Смирнов М. В. (доверенность № 68А от 11.08.10г.); от
Департамента имущества г. Москвы - Чернышов Д. В. (доверенность №Д/6126 от 11.11.09г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению конкурсного кредитора
ООО ЧОП «Русский оберег» о признании несостоятельным (банкротом) ГУП г. Москвы
трест «Мосотделстрой № 1» (ОГРН 1037739634272 ИНН 7703010206),
УСТАНОВИЛ:
В настоящем судебном заседании рассматривается обоснованность заявления ООО
ЧОП «Русский оберег» о признании несостоятельным (банкротом) ГУП г. Москвы трест
«Мосотделстрой № 1», а также вопросы о введении наблюдения в отношении должника и об
утверждении временного управляющего.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного
разбирательства должник в настоящее судебное заседание не явился. В материалах дела
имеются доказательства его надлежащего уведомления в связи, с чем дело рассматривается в
соответствии со ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в порядке
ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие указанного лица.
Должник заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил суд
признать должника несостоятельным банкротом и ввести в отношении него наблюдение.
Пояснил, что долг должником не оплачен. Возражал против удовлетворения ходатайства
должника об отложении судебного заседания.
Представитель Департамента имущества г. Москвы поддержал ходатайство об
отложении судебного заседания, т.к. должник собирается произвести оплату долга. Оставил
на усмотрение суда решения вопроса о признании должника несостоятельным банкротом и
введении наблюдения.
Должник отзыв не представил и не заявил возражений относительно доводов,
изложенных в заявлении кредитора.
Выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в
совокупности все материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения
ходатайства должника об отложении судебного заседания и признает заявление ООО ЧОП
«Русский оберег» о признании несостоятельным (банкротом) ГУП г. Москвы трест
«Мосотделстрой № 1» обоснованным по следующим основаниям.
В силу положений ч. 5 ст. 65, 158 АПК РФ, суд не находит оснований для отложения
судебного разбирательства, т.к. должником не представлены доказательства реальной
возможности оплаты долга, кроме того, имеющиеся в материалах дела доказательства
позволяют рассмотреть заявление ООО ЧОП «Русский оберег» в данном судебном заседании.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2010 года по делу
№ А40-162739/09-36-785 с должника в пользу ООО ЧОП «Русский оберег» взыскана
задолженность в размере 190 484,25 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в
сумме 5 309,69 руб., на основании указанного решения выдан исполнительный лист АС
№ 001576512.
Помимо прочего, решением Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2010 года по
делу № А40-162735/09-36-784 с должника в пользу ООО ЧОП «Русский оберег» взыскана
задолженность в размере 367 593,22 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в
сумме 8 851,86 руб., на основании указанного решения выдан исполнительный лист АС
№ 001576515.
Должник перечисленные выше решения суда не исполнил. Размер задолженности
составляет 572 239,02 руб., из них пени в сумме 77 755,47 руб. и расходы по оплате
государственной пошлины в размере 14 161,55 руб. При указанных обстоятельствах, суд
признает обоснованным заявление кредитора о признании должника несостоятельным
(банкротом) и на основании ст. 48 Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» вводит наблюдение в отношении должника.
Согласно заявлению конкурсного кредитора о признании должника несостоятельным
(банкротом) суду для утверждения временным управляющим заявленная саморегулируемая
организация НП «МСО ПАУ» представила кандидатуру арбитражного управляющего Исаева
Владимира Аркадьевича из числа членов саморегулируемой организации, изъявившего
согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. Поскольку
кандидатура Исаева В.А. представлена в суд заявленной саморегулируемой организацией, и
согласно информации которой соответствует требованиям, предусмотренным ст. ст. 20, 202
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», суд признает необходимым
утвердить временным управляющим должника Исаева В.А.
В соответствии с п. 3 ст. 137 Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме
упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций
учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после
погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 4, 16, 20, 202, 206, 26, 33, 45, 48,
49, 62, 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст. ст. 13, 65, 67, 71,
156, 176, 185, 223 АПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в удовлетворении ходатайства ГУП г. Москвы трест «Мосотделстрой № 1»
об отложении судебного заседания.
Признать заявление ООО ЧОП «Русский оберег» о признании ГУП г. Москвы трест
«Мосотделстрой № 1» несостоятельным (банкротом) обоснованным.
Ввести в отношении ГУП г. Москвы трест «Мосотделстрой № 1» (ОГРН
1037739634272 ИНН 7703010206) процедуру наблюдения.
Признать обоснованным требование ООО ЧОП «Русский оберег» и включить в
третью очередь реестра требований кредиторов должника в размере 572 239,02 руб., из них
пени в сумме 77 755,47 руб.
Утвердить временным управляющим ГУП г. Москвы трест «Мосотделстрой № 1»
Исаева Владимира Аркадьевича, 01.03.1970 года рождения.
Обязать временного управляющего выполнить требования ст. ст. 20, 67, 68, 70, 72
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», представить в суд
доказательства опубликования сведений о введении в отношении должника процедуры
наблюдения.
Руководителю должника: уведомить о введении наблюдения работников должника,
учредителей (участников), в 10-дневный срок с даты вынесения данного определения,
доказательства представить в суд; не позднее пятнадцати дней с даты утверждения
временного управляющего представить временному управляющему и направить в
арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также
бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за
три года до введения наблюдения.
Временному управляющему представить в суд заблаговременно отчет о результатах
проведения наблюдения в отношении должника.
2
Назначить дело к судебному разбирательству по существу на 03.02.2011 года
на 15 часов 00 минут зал № 11024 в помещении Арбитражного суда г. Москвы по адресу:
г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 17.
Приостановить исполнение исполнительных документов по имущественным
взысканиям, в том числе снять аресты на имущество должника и иные ограничения в части
распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за
исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших
в законную силу судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате
вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании
имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни и
здоровью, и о возмещении морального вреда.
Направить копию данного определения главному судебному приставу г. Москвы, в
суд общей юрисдикции по месту нахождения должника для принятия мер, предусмотренных
ст. 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 96 Федерального
закона «Об исполнительном производстве».
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в
десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Н. М. Спахова

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица — это ряд мероприятий, которые позволяют составить объективную картину финансового состояния компании (организации). Их цель сделать так, чтобы собственник не успел продать или переписать на подставных лиц свое имущество, ведь в этом случае (совершенно неожиданно) может оказаться, что у должника ни гроша за душой, и кредиторы вернуть свои средства уже не смогут.

Важность процедуры

Даже если налицо все признаки финансовой несостоятельности юридического лица, доказать факт его банкротства в короткие сроки не получится: ему придется пройти через множество процедур. Прежде всего, суд выясняет обоснованность требований истца, делает выводы о том, насколько возможно финансовое оздоровление юр. лица и что для этого нужно предпринять.

Лишь после того, как будут улажены все формальности, а долги погашены, в том числе и за счет распродажи имущества компании, юридическое лицо получает официальный статус банкрота и освобождается от обязанности и далее выплачивать долги.

Компания, прежде чем будет объявлена банкротом, обязана пройти через:

  • наблюдение ;
  • после него предпринимаются попытки финансового оздоровления;
  • затем осуществляется внешнее управление ;
  • следующий шаг — конкурсное производство ;
  • и завершается банкротство мировым соглашением .

Из всех названых «наблюдение» — тот этап, избежать которого не удастся: он позволяет понять, в каком финансовом положении находится юридическое лицо и можно ли всё исправить. Положительное решение данного вопроса выгодно обеим сторонам: и самой компании, и ее кредиторам.

Успех санации (финансового оздоровления) во многом зависит от того, была ли дана верная оценка сложившейся ситуации. Если на стадии наблюдения допустить ошибку, то восстановить бизнес уже не удастся. Владельца компании в лучшем случае ждет аукцион, в худшем — уголовное преследование.

Заметим, в нашей стране этот этап является обязательной стадией банкротства. Для сравнения: в Соединенных Штатах его нет, там сразу же приступают к реорганизации или ликвидации юридического лица. В Германии так и вовсе, минуя упомянутые выше стадии, переходят непосредственно к конкурсному производству.

Этапы проведения

Решение о том, что следует начать процедуру банкротства и приступить к наблюдению, принимает Арбитражный суд. Он:

  • уведомляет заявителя о том, насколько обоснованы его требования и признается ли необходимость указанной процедуры;
  • назначает временного управляющего;
  • определяет порядок оплаты его услуг (источник и размер финансирования).

Заметим, найти подходящую кандидатуру на эту должность удается не сразу. В этом случае суд может принять решение о переносе рассмотрения дела, но на поиски отводит не более двух недель.

Срок действия наблюдения как процедуры банкротства законодательно уровне не закреплен, однако процесс должен быть завершен в рамках дела о признании финансовой несостоятельности юридического лица, то есть в течение семи месяцев.

После того как начата процедура наблюдения, компания продолжает работу под руководством своей администрации, но любые финансовые сделки заключаются лишь после одобрения временного управляющего. При этом:

  • временно приостанавливаются выплаты займодателям (это делается для того, чтобы оценить реальное финансовое положение юридического лица и понять, можно ли спасти бизнес);
  • замораживается производство по делам о взысканиях (теперь все претензии принимаются в рамках дела о несостоятельности);
  • исполнительные документы передаются лицу, назначенному судом;
  • с объектов собственности снимаются аресты;
  • акционерам отказывают в возможности выхода из состава АО, выплаты дивидендов прекращаются.

Временный управляющий на протяжении семи месяцев должен:

  • установить имена всех кредиторов и обоснованность их претензий;
  • назначить дату первого собрания займодателей (его следует провести в течение десяти дней после начала процедуры наблюдения);
  • передать заключение в Арбитражный суд.

В последнем случае временный управляющий не просто дает рекомендации специальному органу, он предоставляет отчет о проделанной работе и выносит свое заключение о переводе дела о банкротстве на другие стадии.

В последнее время часто банкротами признаются строительные компании, которые не сумели выполнить свои обязательства перед дольщиками. В этом случае обманутым гражданам необходимо обратиться в суд, который слушает дело о банкротстве, и предъявить свои претензии. Возможно два решения вопроса: передача земельного участка и недостроенного здания дольщикам (они имеют право выбрать другую стройкомпанию для завершения строительства, но для этого им придется создать жилищно-строительный кооператив или иную схожую организацию) либо возврат денежных средств.

Стоит отметить, что дольщики имеют право не только на возврат уже уплаченных денег, но и на получение компенсации (разница между уже уплаченной суммой и стоимостью квартиры на момент расторжения договора ДДУ). Важно подать заявление в течение двух месяцев после того, как была начата процедура наблюдения.

Итак, наблюдение — это первая стадия процедуры банкротства. В нашей стране она обязательна и проводится с целью установить истинное финансовое положение юридического лица. На нее отводится не более семи месяцев. За этот период временный управляющий обязан оценить всю сложность ситуации и определить, есть ли шанс спасти бизнес.

  • Как начинается процедура банкротства?
  • Как предприятие осуществляет свою деятельность в период наблюдения?
  • Период, в течение которого ведется наблюдение
  • Мероприятия в период наблюдения
  • Кто должен быть уведомлен о начале процедуры наблюдения?
  • Проведение первого собрания кредиторов
  • Когда заканчивается процедура наблюдения?

Необходимость введения процедуры наблюдения вызвана требованием сохранности имущества должника по причине его несостоятельности (банкротства). Введение этой процедуры помогает сделать полноценный анализ финансового состояния банкрота, чтобы максимально расплатиться с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Как осуществляется наблюдение и в какие сроки проводится?

Как начинается процедура банкротства?

Наблюдение при банкротстве не применяется:

  • к должникам, по которым принято решение об их ликвидации;
  • если должник отсутствует;
  • предприятие ведет деятельность по привлечению финансов незаконно;
  • к физическим лицам.

Наблюдение, как подготовительная процедура, необходима перед ликвидацией или оздоровлением предприятия (организации, компании). В этот период необходимо собрать необходимую документацию, оповестить заинтересованные стороны, подготовить решения, основанием для которых служит анализ финансового состояния должника.

Наблюдение это обязательная процедура, без которой во время реализации мероприятий банкротства, обойтись нельзя.

Для того чтобы ввести наблюдение, необходимо в определении арбитражного суда установить:

  • обоснованы ли требования заявителя, и нужно ли введение наблюдения;
  • утверждение кандидатуры временного управляющего;
  • в каком размере устанавливается вознаграждение временному управляющему, и из какого источника средств оно будет выплачиваться.

В случае невозможности выдвижения кандидатуры управляющего во время определения о введении наблюдательной процедуры, суд откладывает этот вопрос на срок до 15 дней.

Наблюдение начинается подачей заявления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа после того как арбитражный суд рассмотрит обоснование требований заявителя, адресованных должнику. Основанием служит определение суда. Заявление также может подать сам должник. При этом наблюдение начинается с даты, которой арбитражный суд примет заявление о признании должника в его несостоятельности.

Органом управления в этот период является руководство предприятия-должника, контролируемое временным управляющим.

Как предприятие осуществляет свою деятельность в период наблюдения?

Предприятие, являющееся должником, работает под наблюдением управляющего со своим прежним руководством.

В этот период запрещается:

  • ликвидировать и проводить реорганизацию предприятия-должника;
  • создавать на его основе другие компании, филиалы, представительства;
  • выпускать ценные бумаги;
  • выходить из состава участников;
  • выплачивать дивиденты;
  • проводить имущественные сделки, превышающие 5% стоимости активов по балансу.

Временный управляющий имеет право принимать решения по проведению сделок, связанных с выдачей гарантий, кредитов, займов, поручительств и др. Формирование реестра требований кредиторов также проводит управляющий.

Период, в течение которого ведется наблюдение

Законодательно срок наблюдения не установлен. Но оно должно завершиться в период, пока рассматривается дело о банкротстве. Срок, в течение которого ведется дело и срок наблюдательного периода совокупно должны закончиться не позднее 7 месяцев от его начала.

Период, по истечению которого должно быть завершено наблюдение :

  • с момента признания должника в несостоятельности (банкротстве) и открытия конкурсного производства;
  • при введении внешнего управления предприятие;
  • при утверждении мирового соглашения.

Введение наблюдения при банкротстве

Мероприятия в период наблюдения

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требует обязательного опубликования сведений о введении наблюдения на предприятии.

У временного управляющего после получения определения АС есть срок – 10 дней для отправки в специальный орган (ст.28 ФЗ №127) сведений для опубликования информации о введении наблюдательного периода на предприятии должника. Платить за опубликование сведений обязан должник. Если на его счету нет средств, расплачивается управляющий с последующим возмещением затрат должником.

Правительство Российской Федерации определило печатное издание, которое осуществляет опубликование данной информации – газету «Комерсантъ». Кроме того, данные сведения о банкротстве могут опубликовываться в электронных средствах массовой информации.

В арбитражный суд отправляется копия опубликованной информации с сопроводительным письмом.

С момента получения определения, выданного арбитражным судом, в срок до 5 дней уведомляется руководитель должника о том, что на его предприятие введен временный управляющий, о последствиях введения процедуры и тех ограничения, которые накладываются на все действия в рамках наблюдения.

Руководитель должника в срок до 3 дней получает запрос на предоставление документации предприятия, которая свидетельствует о финансовом состоянии предприятия:

  • уставная документация;
  • бухгалтерские балансы;
  • расчетные счета;
  • отчеты (срок – за 2 последние года);
  • дебиторская, кредиторская задолженность (с расшифровкой).

Кто должен быть уведомлен о начале процедуры наблюдения?

Чтобы выявить все имущество должника и предотвратить его незаконное отчуждение, необходимо в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сообщить следующим органам о начале проведения процедуры несостоятельности:

  • Федеральную налоговую службу;
  • Федеральную службу судебных приставов;
  • Фонд социального страхования;
  • Банки, в которых открыты счета должника;

Также необходимо проконтролировать руководство должника в отношении уведомления работников, учредителей, акционеров. Это обязательное действие требуется законом «О несостоятельности» и должно быть выполнено в период до 10 дней со дня вынесения определения арбитражным судом.

Проведение первого собрания кредиторов

Первое собрание кредиторов является значительным этапом для банкрота, так как здесь решается его дальнейшая судьба.

Определение даты проведения первого собрания кредиторов возлагается на временного управляющего. Управляющим должны быть уведомлены все лица, имеющие права на принятие участия в собрании кредиторов, которое проводится впервые.

На этом собрании могут присутствовать:

Принятие решений, которые обсуждаются на первом собрании, осуществляется большинством голосов от общего количества голосов.

Управляющий должен сообщить на собрании результаты анализа финансового состояния банкрота и изложить перспективы восстановления его платежеспособности. Все заключения, которые делает временный управляющий, являются рекомендационными и кредиторы не обязаны их принимать безоговорочно. Их мнение может не совпадать с мнением управляющего.

Временный управляющий направляет протокол этого собрания арбитражному суду в период не позднее 5 дней со дня проведения собрания кредиторов.

Когда заканчивается процедура наблюдения?

Арбитражный суд подводит итог в процедуре наблюдения, вынося решение по результатам первого собрания кредиторов или в соответствии с ФЗ о банкротстве. АС может признать должника банкротом или начать конкурсное производство. Есть вариант вынесения определения по введению внешнего управления или утверждения решения о принятии мирового соглашения.

Наблюдение может быть прекращено АС в случае признания должника банкротом, с началом конкурсного производства, введения мероприятий по финансовому оздоровлению или при мировом соглашении.

Финансовая дисциплина — важнейший элемент политики коммерческой компании. Одним из ее существенных следствий является деловая репутация предприятия, которая формируется в том числе благодаря сложившемся в бизнес-сообществе мнению об обязательности и дисциплинированности этой компании по отношению к партнерам и клиентам. Однако такой аспект деятельности предприятия имеет еще одно немаловажное следствие. Дело в том, что действующее российское законодательство предоставляет физическим и юридическим лицам достаточно широкий спектр прав и полномочий, направленных на защиту своих законных интересов, включая интересы финансового характера.

В этой связи коммерческая компания или физическое лицо, столкнувшись с неисполнением той или иной организацией взятых на себя финансовых обязательств, имеет полное право воспользоваться статьей 3 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, указанный раздел данного нормативно-правового акта определяет, что в случае, если юридическое лицо не выполняет взятых на себя финансовых обязательств в течение 3-х месяцев с наступления того момента, когда они должны были быть исполнены, такая организация может быть признана банкротом. Это, в свою очередь, влечет за собой применение к ней специальных мер, например, введение наблюдения.

При этом процедура признания коммерческой компании несостоятельной предполагает, что заинтересованное лицо, в качестве которого и может выступить кредитор, должно подать соответствующее исковое заявление в арбитражный суд. К такому исковому заявлению необходимо приложить все документы, подтверждающие неплательщика перед кредитором и факт просрочки причитающегося последнему платежа.

Рассмотрев все документы, представленные заявителем, арбитражный суд должен будет сделать вывод о правомочности его претензий. Если они будут признаны таковыми, в отношении компании, продемонстрировавшей признаки финансовой несостоятельности, будет инициирована . В таком случае арбитражный суд также должен будет принять решение по поводу мер, которые должны быть применены по отношению к должнику.

Меры, которые могут быть применены по отношению к компании, имеющей признаки несостоятельности

Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает несколько вариантов таких мер, каждый из которых обладает специфическими особенностями, обусловливающими целесообразность их применения в конкретной ситуации. В частности, к числу таких мер относятся:

  • процедура финансового оздоровления, в ходе которой для предприятия, продемонстрировавшего признаки финансовой несостоятельности, разрабатывается график погашения имеющихся задолженностей;
  • , в рамках которой полномочия по осуществлению руководства организацией передаются компетентному специалисту — внешнему управляющему. Его функция заключается в восстановлении платежеспособности предприятия в течение временного периода, определенного арбитражным судом;
  • процедура конкурсного производства, предполагающая реализацию имущества компании-должника на торгах, чтобы при помощи вырученных средств удовлетворить финансовые претензии кредиторов;
  • , которая включает в себя с целью выработки стратегии дальнейшей деятельности предприятия и обеспечения законных прав и интересов кредиторов.

Кроме того, в случае, если между должником и кредитором или кредиторами будет достигнута договоренность о сроках и порядке удовлетворения финансовых требований, удовлетворяющая все заинтересованные стороны, они могут заключить мировое соглашение, отражающие все существенные аспекты достигнутых договоренностей.

Особенности процедуры наблюдения

Наблюдение фактически представляет собой один из самых мягких инструментов, который может быть применен арбитражным судом по отношению к предприятию, продемонстрировавшему признаки банкротства. Тем не менее решение о его введении накладывает существенный отпечаток на повседневную рабочую деятельность компании, поскольку ключевые последствия введения процедуры наблюдения в отношении нее достаточно важны.

Так, во-первых, в числе этих последствий — введение ограничений в отношении предъявления финансовых претензий к компании, имеющей признаки банкротства, со стороны кредиторов. Если до того, как судом было вынесено соответствующее решение, такие требования могли подавать в любой форме, удовлетворяющей стороны, то после его вынесения кредитор, желающий получить причитающиеся ему денежные средства, должен соблюсти специальную процедуру, прописанную в статье 71 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, подобные финансовые требования должны направляться одновременно 3-м адресатам: в арбитражный суд, самому должнику и внешнему управляющему, которому поручено ведение . Кроме того, указанные требования должны быть сопровождены полным комплектом документов, подтверждающим их обоснованность.

Как известно, в некоторых случаях действующее законодательство допускает погашение финансовых обязательств коммерческой компании посредством зачета встречных однородных требований со стороны такой компании по отношению к кредитору. Вместе с тем следует иметь в виду, что такой механизм должен быть скорректирован с учетом требований статьи 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». Погашение таких требований со стороны кредитора не допускается в случае, если в процессе их удовлетворения нарушается установленная законом , то есть нарушаются права других кредиторов.

Ограничения и изменения в ходе наблюдения, касающиеся деятельности компании

Ограничения, которые могли быть наложены на имущество компании, продемонстрировавшей признаки банкротства, до вынесения решения о введении наблюдения, подлежат существенному пересмотру. Так, если в отношении такой компании были возбуждены исполнительные производства, они должны быть приостановлены. Аресты, наложенные на имущество, должны быть сняты, а процедуры взыскания денег с компании-банкрота, подлежат временному прекращению по заявлению кредитора или кредиторов.

Одним из последствий введения процедуры наблюдения в отношении коммерческого предприятия является значительное ограничение прав его бенефициаров. Такие ограничения прямо вводятся статьей 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, учредители или участники такого предприятия не вправе в течение этого временного периода вывести свои деньги из уставного капитала компании, получить дивиденды, распределить между собой прибыль, а в некоторых случаях — даже изъять принадлежащее им имущество.

Изменение полномочий руководства компании в ходе наблюдения

При этом собственно процедура введения наблюдения в связи с наличием на коммерческом предприятии не влечет за собой отстранения его руководства от своей деятельности.

При этом с момента введения процедуры наблюдения процесс его работы должен быть несколько скорректирован. В частности, на совершение значимых сделок, например, тех, которые предполагают приобретение или передачу крупных объемов активов, получение кредитов и подобные, теперь потребуется согласие внешнего управляющего.

Кроме того, существует ряд решений, которые с момента введения процедуры наблюдения в организации, продемонстрировавшей признаки несостоятельности, более не находятся в компетенции ее руководства. К ним, например, относятся решения, связанные с изменением организационно-правовой формы компании. Так, руководители в период реализации наблюдения не вправе реорганизовывать компанию, создавать ее филиалы и представительства, заключать договоры товарищества, принимать решение об участии в каких-либо ассоциациях и принимать другие подобные решения. Кроме того, под запретом для них находятся решения, связанные с распределением прибыли, выплатой дивидендов, привлечением капитала путем эмиссии ценных бумаг и другие.

Наконец, необходимо иметь в виду, что Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» требует наличия достаточно интенсивного взаимодействия между руководством компании, имеющей признаки несостоятельности, и внешним управляющим, ответственным за реализацию процедуры наблюдения. Так, в течение временного периода, не превышающего 15 дней с момента его назначения, руководитель организации должен предоставить ему все документы, необходимые специалисту для изучения финансового и хозяйственного состояния предприятия. Кроме того, впоследствии он ежемесячно должен информировать его об изменениях, связанных с составом принадлежащего предприятию имущества.

Кроме того, руководитель предприятия должен поставить в известность о произошедших изменениях всех учредителей и участников организации. Сделать это пункт 4 статьи 64 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» рекомендует посредством предложения о проведении общего собрания. На нем руководство организации сможет сообщить всем заинтересованным лицам необходимую информацию о новом порядке функционирования предприятия в связи с введением наблюдения, а также внести предложения по улучшению финансовой хозяйственной ситуации, например, посредством введения финансового оздоровления или применения других инструментов.



Просмотров