Примеры юр фактов в административном праве. Юридический факт в административном праве: понятие, виды, функции

Административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются не самопроизвольно и порой не по воле его участников. В их основе лежат различные ситуации – юридические факты. Их изучение имеет большое значение, как для ученых правоведов, так и для правоприменительной практики.

Понятие и значение

Обстоятельства, влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношений называются юридическими фактами. Обычно это действия, иногда события. В рамках административного права (АП) это будут отношения в сфере исполнительной власти. Большую часть таких обстоятельств составляют акты органов исполнительной власти, имеющие отношение к конкретным лицам или делам.

Какие функции выполняет административное право, поможет разобраться содержание информации в данной статье:

Узнать больше про административное право как отрасль российского права, поможет содержание

Так же стоит остановиться на особенности

Эти факты представляют интерес не только для специалистов в области (АП), так как могут порождать не только административные, но и смежные правоотношения.

Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;

юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;

в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;

они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;

по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;

правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;

правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения.

Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.

- 144.00 Кб

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А.Столыпина»

ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО «ПАГС» в г. Балакове

Факультет государственно–правового управления

КАФЕДРА Менеджмента организации

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Административное право»

на тему: «Юридические факты в административном праве»

Выполнила:

Студентка 2 курса,

Очной формы обучения

Специальности

Руководитель:

Балаково 2011 г.

ВВЕДЕНИЕ.............................. .............................. .............................. ...........3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ ………………….………5

1.1 Понятие юридического факта………………………….. ………….………..5

1.2 Функции и значения юридических фактов… ………………………….….7

ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ……..……………………………………………………… ……………10

2.1 Классификация юридических фактов……………….…………………..….10

2.2 Сложные юридические факты и фактические составы…………….……18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………… ……………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..….…29

ВВЕДЕНИЕ

Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, когда речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя.

Таким образом, правоотношение - это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма ее выражения. Форму правоотношений приобретают только те отношения, которые регулируются правовыми нормами. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагаются юридические обязанности. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь надлежащего качества, а продавец обязан в соответствии с законом выполнить его требования. Правоотношения имеют сознательно - волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно, вне зависимости от воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят индивидуально - волевой характер.

Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание - права и обязанности - реализуется для достижения поставленных сторонами целей. Вся эта динамика правовых отношений неразрывно связана с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение. В правовой науке и практике такие факты получили название юридических фактов.

Значит, юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Общеизвестно, что гипотеза устанавливает те жизненные обстоятельства и условия, при наличии которых у субъектов возникают конкретные юридические права и обязанности. Другими словами, юридические факты порождают отношения между субъектами на основе предписаний правовой нормы.

Поэтому продолжают быть актуальными вопросы классификации юридических фактов в гражданском праве.

Актуальность курсовой работы объясняется тем, что устанавливая нормы права, законодатель должен «увидеть» юридические факты, выделить их из массы важных и второстепенных социальных обстоятельств и правильно отразить в нормах действующего законодательства. Неточное выделение юридических фактов, неправильная их правовая оценка ведут к тому, что одним обстоятельствам не придается должного значения, другие, напротив, приобретают несвойственные им качества.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере понятия и применения норм о юридических фактах.

Предметом исследования являются, нормы гражданского законодательства в части регулирования юридических фактов.

Целью курсовой работы является изучение сущность юридических фактов в административном праве.

Какие социальные обстоятельства могут и должны иметь юридическое значение? Как из массы важных и второстепенных признаков социальной ситуации выбрать именно те, которые должны стать юридическими фактами?

Для ответа на эти вопросы в курсовой работе сформулированы следующие задачи:

Установление понятия юридического факта;

Рассмотрение функций и значения юридического факта;

Изучение классификации юридических фактов;

Исследование дефектности юридических фактов.

Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: статистического и логико-юридического.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ

1.1 Понятие юридического факта

Юридические факты – это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.

Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений 1 .

Уже в определении видно своеобразие юридических фактов. Во-первых, это конкретные жизненные обстоятельства, элементы объективной социальной действительности; во-вторых, обстоятельства, признанные нормами права, прямо или косвенно отраженные в законодательстве.

В научной литературе и правоприменительной практике о юридических фактах часто говорят как о явлениях материальной действительности, отвлекаясь от их нормативного опосредования, или, напротив, имеют в виду совершенствование нормативной модели юридических фактов, оставляя в стороне конкретные события и действия. Такой подход вполне допустим: в таком сложном явлении, как юридический факт, можно выделять различные аспекты, отношения, срезы.

Выделение материальной и идеальной сторон в понятии «юридический факт» позволяет очертить его основные признаки, характеризующие материальную сторону данного понятия.

Юридические факты есть обстоятельства:

Конкретные, определенным образом выраженные вовне. Юридическими фактами не могут быть мысли, события внутренней духовной жизни и тому подобные явления. Вместе с тем законодательство учитывает субъективную сторону действий (вину, мотив, цель, интерес) как элемент сложного юридического факта, например состава правонарушения;

Выражающиеся в наличии либо отсутствии определенных явлений материального мира. Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие), но и негативные факты (отсутствие отношений служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного брака и т.п.);

Несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые прямо или косвенно затрагивают интересы общества, государства, коллективов, личности. Бессодержательные с социальной точки зрения события и действия не могут иметь и юридического значения.

Другая группа признаков связана с моделью юридических фактов и раскрывает нормативную, идеальную сторону этого явления.

Юридические факты есть обстоятельства 2:

Прямо или косвенно предусмотренные нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Существуют и индивидуально определяемые факты, лишь в общем виде (косвенно) предусмотренные в законодательстве;

Зафиксированные в установленной законодательством процедурно- процессуальной форме. Юридический факт имеет правовое значение, как правило, лишь в том случае, если он надлежащим образом оформлен и удостоверен (в виде документа, справки, журнальной записи и т.д.);

Вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Имеется в виду прежде всего возникновение, изменение и прекращение правового отношения. Но юридический факт может вызвать и иные правовые последствия, например аннулировать другие юридические факты.

Существует несколько путей исследования причин возникновения правомерных юридических фактов – юридических поступков, сделок, административных актов. В связи с этим выделяются три комплекса социальных предпосылок, порождающих тот или иной юридический факт 3 .

Во-первых, общие социальные предпосылки. К ним следует отнести общественный строй, сложившийся образ жизни, демографические тенденции и т.д. Данные предпосылки формируют массив фактических обстоятельств, создавая благоприятные условия для появления одних юридических фактов и тормозя возникновение других.

Во-вторых, некоторые специальные предпосылки. Это более узкая область общественных отношений, прямо обусловливающая появление конкретной категории юридических фактов. Например, факты заключения и расторжения брака связаны со сложившейся в обществе системой брачно-семейных отношении; трудовой договор, стаж и т.п. – порождение системы трудовых отношений. Специальные предпосылки представляют уже непосредственный практический интерес для правоприменительных органов, так как позволяют выявить тот социальный контекст, внутри которого сформировался и существует юридический факт.

В-третьих, некоторые организационно- юридические предпосылки. В число таких предпосылок входит деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, административно-технических работников, которая заключается в фиксации, установлении и удостоверении юридических фактов, придании им определенной законом формы.
1.1 Понятие юридического факта…………………………..………….………..5

1.2 Функции и значения юридических фактов…………………………….….7

ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ……..……………………………………………………………………10

2.1 Классификация юридических фактов……………….…………………..….10

2.2 Сложные юридические факты и фактические составы…………….……18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..….…29

Юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.

Действия - активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

1. Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами:

Юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

Юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. пр.: подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер (пр.: приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений).

2. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение – виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий:

Преступление – правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности;

К правонарушениям относятся дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие.

События - явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.).

Юридические факты могут быть:

По порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

По форме своего проявления:

Положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

Отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др.

16. Граждане РФ – субъекты административного права.

Субъектом права является участник общественных отношений которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).

В общей теории права распространено мнение, что всех субъектов права можно поделить на две группы: граждане и организацииВ науке административного права полезнее было бы говорить об индивидуальных и коллективных субъектах. С понятием «гражданин» связана определенная совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть и студентом, и военнослужащим, и под­надзорным, т. е. иметь различный круг прав и обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами. Эти наслоения на правовой статус граждан рассматриваемый термин отразить не может. Поэтому лучше назвать первую группу «индивидуальные субъекты административного права». Понятие «гражданин» отражает их общую административную правосубъектность, а понятие «студент» («военнослужащий» и т.д.)- специальную. Что же касается другой группы субъектов, то, кроме организаций, она включает и их структурные подразделения (цех, отделение связи, факультет), и их трудовые коллективы. Поэтому именовать вторую группу «коллективными субъектами» административного права правильнее, такое название более точно отражает состав этой общности и критерий классификации.

Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;

юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;

в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;

они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;

по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;

правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;

правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.


Похожая информация:

  1. Административная ответственность юридических лиц. Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица
  2. Административное наказание в виде административного ареста. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании


Просмотров