Продается земельный участок под рекреационные цели. Земли рекреационного назначения

Обзор земельного законодательства позволяет выделить такие зоны, как земли рекреационного назначения . Определение данному понятию дается в .

К данным территориям можно отнести земельные массивы, которые предназначены только для организации мест отдыха, туристических баз, маршрутов и кемпингов, а также с целью осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности.

Земли рекреационного назначения относятся к категории территорий, нуждающихся в установке специального правового режима эксплуатации и .

Состав земель рекреационного назначения

Строго определен состав данной категории площадей. В группу включены участки следующего целевого использования :

  • для устройства мест отдыха населения и отдельных категорий граждан;
  • с целью прокладывания туристических маршрутов и устройства кемпингов, лагерей;
  • в качестве территории для размещения турбаз, пансионатов, домов отдыха;
  • для постройки физкультурно-оздоровительных объектов;
  • территории для устройства детских лагерей, парков, домов рыболова или охотника.

Единственным ограничением , которое законодательство устанавливает относительно этой группы территорий – земли должны располагаться .

Ранее в указанную группу включались массивы пригородных зеленых зон, однако, позже они были исключены из данной категории.

Использование земель рекреационного назначения

Эксплуатация наделов рекреационной принадлежности происходит в рамках договора, заключенного с распорядителями (собственниками или пользователями по или срочной эксплуатации ) земель. Пользование происходит на основании заключенного т.е. земли не изымаются. Сервитут носит публичный характер.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для устройства зон отдыха, туристических маршрутов и ведения физкультурно-оздоровительной работы.

В отношении таких земель введен специальный правовой режим пользования, согласно которому наделы не изымаются у собственников и временных распорядителей, однако, в отношении них устанавливается порядок свободного доступа всех желающих.

Земли могут участвовать в любых юридических сделках, не запрещенных действующим законодательством – купле-продаже, дарении, мене. Ответственность за сохранность и начальное состояние земель несут распорядители территорий. Согласно , штраф может составить от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости территорий, но не менее 10 тыс. рублей для граждан и от 1 до 1,5% от кадастрового показателя для должностных лиц, но не меньше 20 тыс. рублей . Что касается организаций, то штраф составит от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей .

Особенности правового режима данной категории земель заключаются в том, что любой гражданин может посетить указанные участки, при условии соблюдения режима пользования территориями.

Законом запрещается выполнение на участках рекреационного значения работ, не отвечающих их целевому назначению. Перевод земель из одной группы участков в другую также запрещен.

Заключение

В завершение можно сделать ряд выводов:

  1. Площади рекреационного типа используются для организации туристического и спортивно-оздоровительного отдыха.
  2. Земли должны располагаться за и иметь определенный природный потенциал для эксплуатации.
  3. В состав таких территорий входят места организации кемпингов, туристических троп, турбазы и спортивные объекты.
  4. Использование площадей разрешается только согласно целевому назначению земель. Перевод в другую категорию наделов запрещен.
  5. Относительно участков устанавливается специальный режим пользования и заключается соглашение о сервитуте с владельцами или временными пользователями.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям рекреационного назначения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Петр Васильевич. Я являюсь собственником участка на берегу озера в рекреационной зоне . Территорию признали таковой всего лишь год назад, а землю я приобрел в собственность около десяти лет ранее.

Сейчас сложилась ситуация, когда я вынужден предоставлять доступ к озеру через мой участок для всех желающих. Соответствующее предписание выдала местная администрация, и теперь я вынужден предоставлять свой участок для доступа к озеру.

К сожалению, это наносит земле существенный ущерб, хотя мною были установлены все необходимые информационные знаки, определяющие порядок пользования участком.

Подскажите, имею ли я право запретить гражданам пользоваться моим участком или нет? Куда мне обратиться для этого?

Ответ: Уважаемый, Петр Васильевич. Согласно действующему законодательству, поскольку ваш участок расположен в пределах рекреационной зоны, в отношении надела устанавливается определенный режим землепользования. Однако по поводу предоставления прохода через свой массив к озеру с вами, как с владельцем земли, региональное ведомство должно заключить соглашение о сервитуте (ст. 98 ЗК РФ ).

Также по закону собственники обязаны обеспечить соответствующую охрану данным землям во время эксплуатации. В том случае, если такое использование территории приводит к ухудшению ее состояния, вы имеете право обратиться к уполномоченному органу (в администрацию) и потребовать расторжения соглашения о сервитуте.

Если в удовлетворении вашего заявления будет отказано, то вам потребуется провести экспертный анализ состояния участка, и если обнаружится, что оно значительно ухудшилось, можете обратиться в суд с исковым заявлением. В суде вам придется подтвердить свою позицию данными проведенной экспертизы. В случае удовлетворения ваших требований, сервитут будет снят по решению суда.

Независимо от этого, вы сами вправе эксплуатировать надел только в рамках разрешенного использования , что запрещает разбивку садов, огородов и других видов деятельности. Не забывайте об этом.

    Землеустройство. виды землеустройства ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО. ВИДЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных... 36924 / Апрель 7, 2010, полночь

    Правовой режим земель рекреационного назначения Землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в организации всех форм отдыха. Земли, где осуществляется неорганизационный отдых, не являются землями рекреационного назначения. К землям... 32112 / Март 7, 2011, полночь

    ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Источники земельного российского права внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. Источник права (в широком смысле слова) - совокупность документов и принципиальных положений, на которые... 27404 / Апрель 1, 2010, полночь

    Покупка дома с земельным участком - тонкости оформления Покупка дома с земельным участком - тонкости оформления Ксения ГурьяноваНа большей части этапов покупка дома вместе с земельным участком, на котором он расположен, практически ничем не отличается от процедуры приобретения любого другого жилья. Покупатель сталкивается все с теми же задачами: ... 26349 / Авг. 8, 2008, полночь

  • Межевание (межевое дело) садового земельного участка. Рано или поздно садоводам, а это, как правило, пожилые люди, приходится столкнуться с процедурой межевания своего участка. Что это такое и как выполнять эту процедуру описано ниже. Вы так же можете разместить заявку на проведение межевых работ, геосъёмки и... 26239 / Май 5, 2009, полночь
  • Земельно-правовые нормы: понятие,виды,особенности ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ,ВИДЫ,ОСОБЕННОСТИ Земельно-правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения. 3емельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю СТРУКТУРУ, т. е. составные части, ... 26120 / Апрель 1, 2010, полночь

    Можно ли рубить лес на собственном участке? Срубили елочку под самый корешок…Очень часто на земельных участках, особенно больших по площади, есть часть, которая занята лесом. И каких-либо вопросов по использованию данного леса у собственника не возникает до той поры, пока он не принимает решение активно осваивать принадлежащий... 25972 / Апрель 1, 2011, полночь

    Основания и порядок признания гражданина недееспособным ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ И ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ И ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПРИЗНАНИЕ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ, ОБЪЯВЛЕНИЕ УМЕРШИМ Физические лица - граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Физические лица участвуют в гражданских... 25644 / Апрель 9, 2009, полночь

    Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Пункт 5 статьи 1 Земельного Кодекса РФ провозглашает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Однако, обращаясь... 24848 / Окт. 23, 2008, полночь

    Понятие, задачи и виды мониторинга земель ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ Мониторинг земель - система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Объектами мониторинга земель являются все земли РФ. Составная... 23111 / Апрель 7, 2010, полночь

    Общая характеристика управления земельными ресурсами ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Управление земельными ресурсами (землями) это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. Управление землями подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое), которые имеют общность задач, функций... 21902 / Июнь 8, 2011, полночь

    Какие документы должны быть у продавца земельного участка Какие документы должны быть у продавца земельного участка или загородного дома:Собственник жилого дома, для того чтобы распорядиться своей собственностью, должен позаботиться о том, чтобы у него имелись надлежаще оформленные документы. Что же это за документы?1. Правоустанавливающий документ на дом. Это... 19560 / Авг. 19, 2012, 9:26 п.п.

    Государственный кадастровый учет и регистрация прав на земельные участки Государственный кадастровый учет и регистрация прав на земельные участки Федеральная служба земельного кадастра России, Популярное пособие, 2002 г., 22 стр. Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земельный участок как объект... 19509 / Авг. 8, 2008, полночь

    Топосъёмка земельных участков О топосъемкеТопографическую съемку местности выполняют для получения топографического плана или карты участка местности; объекты местности, контуры и рельеф изображаются на плане или карте с помощью условных знаков.Топографическую съемку местности выполняют для получения топографического плана или карты участка местности; объекты местности, ... 19206 / Фев. 25, 2011, полночь

    Конституционные основы земельного права россии КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ Источники земельного права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения. Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного... 18777 / Апрель 1, 2010, полночь

    Понятие и виды земельных правоотношений ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Особенности земельных правоотношений: 1) особое содержание и... 18589 / Апрель 1, 2010, полночь

    Инструкция по межеванию земельного участка Отсутствие опыта в подобных мероприятиях порождает у большинства граждан мнение, что производство межевых работ – это трудная, долгая, нервная процедура. На самом деле, - это не так! Инструкция по межеванию земельного участка 1. Как провести межевание? Для того, чтобы провести... 18479 / Май 8, 2010, полночь

    Органы государственного управления земельным фондом управления земельным фондом можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это вся система государственных органов (законодательные, исполнительные, судебные). В узком смысле – органы исполнительной власти, которые в зависимости от компетенции подразделяются на органы общей и специальной... 17799 / Март 6, 2011, полночь

  • Продал квартиру - заплати налоги 2013 Продал квартиру - заплати налоги! Кто должен платить Налог при продаже квартиры. Согласно статье 220 Налогового Кодекса РФ, при продаже квартиры продавец обязан уплатить налог в размере 13% со всей полученной суммы сверх 1 миллиона рублей. Распространяется этот закон на... 16455 / Фев. 28, 2010, полночь
  • Понятие, задачи и содержание охраны земель ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Охрана земель - система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том... 16358 / Апрель 7, 2010, полночь

Или вот еще:
В 1957 году "Канал имени Москвы" создал для своих сотрудников два садовых товарищества: "Речник" в Крылатском и "Водник" в Химках. Оба располагались на берегу Москвы-реки, оба получили по договору землю в бессрочное пользование с правом возведения домиков. Теперь "Речник" сносят, не признавая за его жителями право ни на дома, ни на земельные участки. "Водник" же благополучно прошел "дачную амнистию", его жители зарегистрировали свои дома и участки по тем же самым документам от 1957 года.

В "Речнике" - затишье, а элитный "Остров фантазий" решили не сносить
- ФССП: дом Абрамовых в поселке "Речник" снесен по решению суда
- Атака на Сокол продолжается - художников обвинили в незаконных доходах от аренды

Более 20 млн российских дачных хозяйств долгое время нигде не были зарегистрированы. У их владельцев были лишь постановления властей о выделении земли и членские книжки садового товарищества. В июне 2006 года Госдума приняла закон о "дачной амнистии" - упрощенном порядке регистрации садовых домиков. Под "амнистию" попадала любая постройка высотой не больше трех этажей и площадью до 1500 квадратных метров при условии, что у хозяина есть какой-нибудь документ на участок, а постройка предназначена для некоммерческого использования. Действия закона ограничили 2010 годом - считалось, что все, кто захочет, свои дома зарегистрируют. Ведь процедура регистрации (включая вызов специалиста БТИ для составления планов дома и участка) должна занимать не более четырех месяцев.

Но за три с половиной года "дачной амнистии" подавляющее большинство граждан так и не смогли ею воспользоваться. Прошлым летом "дачную амнистию" продлили до 2015 года. Скорее всего, многие не смогут зарегистрировать свои постройки и к этому сроку. "Чиновники делают все возможное, чтобы не дать гражданину получить право собственности на участок, который он обрабатывает", - говорит член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена. Председатель президиума Союза садоводов России Людмила Колосова утверждает, что число случаев отказа в регистрации по "дачной амнистии" превысило 40 тысяч. "Эти люди могут оказаться на положении речниковцев", - опасается Колосова.

Несколько способов "по закону" снести любые объекты

Самый простой способ объявить дачу или коттедж вне закона - отменить постановление о выделении земли под его постройку. Так произошло с "Речником". Главный аргумент властей - постановление от 1957 года было изменено в 1959 году, когда гражданам запретили возводить постройки, и отменено в 1980-м, когда чиновники потребовали освободить участки. "У нас законы исполняются по чиновничьему усмотрению, и вероятность повторения судьбы "Речника" другими домами или гаражами очень велика. Мест, которые интересуют власти, очень много", - говорит вице-президент Российской гильдии адвокатов Василий Дикусар.

По словам адвоката Дикусара, издавшего незаконное постановление чиновника следует сажать, а гражданину, который успел построиться на участке, выплачивать компенсацию. Но чиновникам, как правило, от ответственности удается уйти. И тем более не наказывают никого за то, что на построенные с нарушениями здания годами или десятилетиями не обращают внимания. "Про поселок "Сокол" вспомнили через 90 лет после возникновения. Подождали бы еще десять лет - юбилей бы был", - рассуждает Дикусар.

Другой способ объявить дачу вне закона - перевести землю, на которой она находится, в природоохранную или водоохранную зону, лесной фонд, парк, заповедник или сельхозугодья. Назначение земли могут изменить как федеральные, так и региональные власти, и "дачная амнистия" на такие участки уже не распространяется. Земля под "Речником" тоже стала "природоохранной" - 41 год спустя после возникновения садового товарищества.

Задним числом можно отменить и уже зарегистрированное право собственности. Так произошло с членами дачного кооператива "Ягодка-1" в Одинцовском района Московской области. Кооператив существует с 1995 года, но в 2009-м чиновники сочли, что на нескольких участках домам не место - слишком близко расположен газопровод высокого давления.

О том, что его дача подлежит сносу, гражданин может узнать лишь от судебных приставов, прибывших в сопровождении техники. Потом чиновники скажут, что не известили его, потому что не знали, кому принадлежит участок.

Дом Ангелины Абрамовой снесли в "Речнике" одним из первых. Потом выяснилось, что судебное решение было выписано на другого человека. Абрамова уже доказала незаконность сноса и теперь требует уголовного дела на приставов и компенсации в 20 млн. рублей. Замруководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве Евгений Лукьянчиков оправдывается: "Несколько лет соответствующие структуры собирали информацию о том, кто построил, кто проживает в этом строении". Вины приставов в случившемся он не видит: "Решение было, в соответствующие сроки обжаловано не было, был выдан исполнительный лист и предъявлен к исполнению".

Еще один повод для сноса - развитие городской инфраструктуры. В Улан-Удэ (Бурятия) готовятся снести 400 построек, расположенных в поселках Степной и Солдатский. Дачи мешают расширить взлетно-посадочную полосу местного аэропорта. Строения уже признали незаконными, и те, кто их добровольно не разберет, заплатят еще по 11 тысяч рублей за работы по сносу. "Отобрать землю под государственные или муниципальные нужды можно, но Гражданский кодекс обязывает или платить рыночную стоимость участка, или добиваться, чтобы постройку признали незаконной", - поясняет адвокат Вадим Александров.

Рекреационное назначение земельного участка (ЗУ) – это специфика использования земель, которые выделяются для организации:

  • мест массового отдыха граждан;
  • туризма;
  • физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • спортивной деятельности.

Относятся к особо охраняемым зонам. Выделяются земли под целевое использование в установленном порядке. Размещение объектов на таких территориях, правила и нормы их эксплуатации регулируются статьями и 98 Земельного Кодекса РФ и иными законодательными актами.

Могут выступать в качестве живописных, экологически чистых зон отдыха, привлекающих местное население и приезжих туристов на выходные дни. А также – стать местом расположения различных комплексов и строений, где приезжие туристы могут пребывать на длительном отдыхе, получая дополнительные услуги, связанные с непосредственной целью прибытия в установленное место.

В настоящее время некоторые пригородные зелёные зоны, а также – парки и скверы исключены из рекреационного назначения и включены в .

Какие участки относятся к категории особо охраняемых зон?

  1. природоохранного назначения;
  2. историко-культурного назначения;
  3. особо ценные, уникальные массивы.

Аренда территорий лесного фонда для рекреации

Земли лесных зон подчиняются нормам «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ. данного документа утверждает, что могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности и служить местом отдыха граждан.

Собственность на лесные земли принадлежит государству, они могут передаваться в постоянное (бессрочное) пользование региональным властям.

Если лесные массивы переданы в ведение муниципалитетов, то аренда таковых индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами может осуществляться только путём оформления арендных прав у муниципального образования. Для этого требуется обращаться в земельный комитет населённого пункта с заявлением и перечнем услуг , которые планируется предоставить на таких землях.

Поданное заявление рассматривается на публичных слушаниях, после чего выносится решение об участии в аукционе на основании положений главы 8 ЛК РФ . После выигрыша лота участнику предоставляется выписка из протокола.

Что можно строить?

Если право аренды предоставлено, допускается развитие туристического бизнеса или организация зоны отдыха. Здесь можно построить:

То есть, постройки ориентируются на возведение оздоровительных, физкультурно-оздоровительных, предназначенных для отдыха и спорта и спортивно-технических сооружений. Выступают в качестве лесной инфраструктуры.

Что требуется?

Для возведения построек арендатор обязан:

  • составить проект освоения лесов (ч. 1 ст. 88 ЛК РФ);
  • осуществлять использование ЗУ в соответствии с проектом;
  • соблюдать условия договора аренды ЗУ (лесного участка);
  • использовать территорию только способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими (ограничивающими) нанесение вреда последующему воспроизводству лесов;
  • соблюдать правила пожарной безопасности, правила санитарной безопасности;
  • подавать ежегодно лесную декларацию (ч.2 ст. 26 ЛК РФ);
  • представлять отчет об использовании лесов (ч. 1 ст. 49 ЛК РФ);
  • представлять отчет об охране и защите лесов (ч.1 ст. 60 ЛКРФ);
  • исполнять иные предписания законодательства.

Что нельзя возводить?

Нельзя строить ничего, что не входит в целевое назначение, или может повредить ландшафт лесов или их экологию.

В частности, нельзя строить:

  • объекты для ведения подсобного хозяйства;
  • промышленные предприятия по переработке древесины, мяса и шкур животных;
  • жилые дома и дачи.

Недопустима несанкционированная вырубка лесов и охота. Арендатор обязан рекультивировать земли, используемые для строительства, реконструкции эксплуатации объектов (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ), если их строительство не было связано с развитием лесной инфраструктуры.

Стоимость и сроки

Передавать в аренду можно только земли с установленной кадастровой стоимостью, так как на её основании назначается стоимость первого шага аукциона. Иногда используются специальные расчёты на основании доходного подхода. В целом оценка ориентируется на нормы статей 73 и 76 ЛК РФ . Шаг аукциона не может превышать 5% от изначально установленной стоимости.

В итоге право аренды получает выигравший участник аукциона. Если он является единственным – выкуп арендных прав допускается без проведения торгов. Срок аренды не может быть меньше, чем 10 лет. Максимальный срок – 49 лет.

Возможность выкупа

Такая процедура невозможна, так как не могут передаваться в частную собственность. Но иногда допускаются исключения, если речь идёт о землях, которые могут быть переведены в другую категорию. Например, пригородные лесные зоны, которые допустимо перевести в земли поселений. Или массивы после пожаров и вырубки лесов, если на них не предусматривается восстановление леса.

Требуется действовать в соответствии со следующим пошаговым алгоритмом:


В заявке должны содержаться сведения, способные предоставить заявителю разрешение на выкуп в собственность, после .

В документ вносятся следующие сведения:

  • причины бесхозности ЗУ;
  • расчёты стоимости восстановления массива;
  • проект восстановления ЗУ заявителем;
  • аргументы эффективности такого перевода.

На основании данного документа должен выйти законопроект, допускающий выведение земель из этой категории, после чего можно приступать к оформления массива.

Споры и порядок их решения

Так как регламент использования таких земель обеспечивается специальными положениями, могут возникать ситуации, вызывающие споры о нормах использования и правилах эксплуатации. В первую очередь они могут быть связаны с вопросом о нецелевом использовании арендованных участков.

Контроль над исполнением норм целевого использования возложен:


Представители этих органов вправе проводить проверки по использованию земельных массивов рекреационного значения, надзирать за исполнением установленного регламента.

Госзем контроль уполномочен:

  • запросить соответствующие документы;
  • выдать предписания;
  • подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений;
  • взыскать штраф (через суд) и вынести иные взыскания.

Если речь идёт о нарушении экологии, загрязнении озёр и повреждении лесного массива, то допускается жалоба в Роспотребнадзор, Санэпидстанцию и т.п. При нарушении норм противопожарной безопасности – жалоба подаётся в региональное управление МЧС.

Все вопросы, связанные с нарушением имущественных прав юридических лиц рассматриваются в арбитражном суде. Здесь же могут решаться вопросы о прекращении права аренды, возмещении материального ущерба и т.п. Обращаться следует в арбитражный суд по месту расположения лесного массива.

Земли рекреации входят в состав особо охраняемых зон. Используются для отдыха граждан, спортивных, туристических и лечебно-оздоровительных целей. Принадлежат государству, могут передаваться в аренду. Иногда допускается оформление в собственность, по решению Правительства.

Земли рекреационного назначения - это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В соответствии с п.2 ст.98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.

Земли рассматриваемой категории могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст.27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.

В то же время на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.

Гражданский кодекс (п.2 ст.260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Статьями 285 - 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка.

Кроме того, ст.8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно ст.86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

5. Земли историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения - это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, к ним относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К выявленным объектам культурного наследия относятся объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, соответствующих документов.

Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта. А именно предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статья 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия" устанавливает ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по целевому использованию земельных участков.

Земли историко-культурного назначения входят в состав земель особо охраняемых территорий и могут быть федерального, регионального и местного значения.

Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Основными нормативными актами, регулирующими указанные отношения, являются ФЗ "Об объектах культурного наследия" и Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".



Просмотров