Проверка счетной палаты на что обращают внимание. Как проводятся проверки КСП? Какие запросы вправе делать комиссия КСП

1. Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.

2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.

2.1. Проверки подразделяются на камеральные и выездные.

2.2. Под камеральной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения Счетной палаты на основании документов, представленных по запросу Счетной палаты.

2.3. Под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения объекта аудита (контроля).

3. Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.

4. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

5. Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования.

6. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля).

7. Результаты анализа, обследования оформляются заключением.

8. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.

9. Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

10. Экспертно-аналитическая деятельность осуществляется посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Счетная палата в пределах своей компетенции вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации и развитии финансовой системы Российской Федерации, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов.

Советы юристов:

1. При жалобе в счётную палату, аудит проводится по запросам доков или выездная проверка? Спасибо!

1.1. Камеральная проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций (налоговых расчетов), а выездная налоговая - на основании документов, запрашиваемых налоговыми органами (регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные учетные документы и пр.).
План выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333.
Причиной проведения камеральной проверки является - подача налоговой декларации (расчета) и иных документов.
Выездная проверка, как правило, проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. И лишь в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Вам помог ответ? Да Нет

2. Как уволиться без отработки при проверке счетной палаты сразу.

2.1. По соглашению сторон
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 03.10.2016)

ТК РФ, Статья 78. Расторжение трудового договора по соглашению сторон

Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 78 ТК РФ

Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.

Открыть полный текст документа

Вам помог ответ? Да Нет

3. Вправе ли Счётная палата РФ провести проверку коллегии адвокатов?

3.1. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

С уважением, юрист Денис Г. Габдрахманов!

Вам помог ответ? Да Нет

4. Как написать обращение в счетную палату для проверки организации, так чтоб самому не остаться без работы?

4.1. Трудно сказать. Можно через представителя.

Вам помог ответ? Да Нет

5. В 2016 году некоммерческая организация получила грант от государства на конкурсной основе на реализацию проекта.
В результате проверки, Счетная Палата вынесла представление о возврате в бюджет всей субсидии в связи с нарушением календарных сроков проекта.

У организации нет средств, соответственно возвращать нечего. Какие меры может предпринять Счетная Палата?

5.1. Могут обратиться в суд с иском о банкротстве.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Законно ли уменьшение ежемесячной выплаты накопительной пенсии НПФ? Меня информировали, что с сентября размер моих выплат уменьшается в связи с предписанием счетной палаты после проверки. Как можно обжаловать действия фонда?

6.1. В судебном порядке можно обжаловать. Иск подается согласно ст. 131. 132 ГПК РФ.

Вам помог ответ? Да Нет

7. На основании Положения по оплате труда на предприятии МУП, руководителю выплачивалась премия в размере 40%. После проверки контрольно-счетной палаты, администрация города (учредитель) требует вернуть все выплаты, а так же вернуть деньги за лечение выплаченное руководителю. Как в этом случае защитить руководителя, так как данные выплаты осуществлялись от коммерческого вида деятельности, хищения из бюджета не доказано.

7.1. Положение об оплате труда в этом МУП кем утверждалось, учредителем? Оно признано незаконным? Каким образом требуют вернуть деньги, устно, письменно, обратились в суд? Очень трудно дать грамотную консультацию, не зная вообще никаких обстоятельств. Описывайте подробнее, присылайте документы, разберемся.

Вам помог ответ? Да Нет

8. 15.09.2017 г. я уволилась с должности главного бухгалтера муниципального казенного учреждения по собственному желанию. В настоящее время в МГУ ведется комплексная проверка контрольно-счетной палатой. Вправе ли КСП требовать моей подписи на произведенных ими расчетах при проверке?

8.1. НЕТ, конечно не вправе - ВЫ уже никто в этом учреждении и никто с вас требовать ничего не имеет права
Удачи ВАМ! Всегда рады помочь

Вам помог ответ? Да Нет

9. Имеет ли право региональная счетная палата проводить проверку образовательной организации после годовой проверки муниципальной счетной палаты?

9.1. Региональная счетная палата не привязана к графику проверок муниципальной счетной палаты, поэтому запрета нет. Кроме этого проверка может проводиться по материалам муниципальной счетной палаты.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Счетная палата пришла на проверку в школу. Предоставила два приказа о проверке (1-директору, оригинал, с живой печатью и подписью, 2-копия, главному бухгалтеру). Она приказа под одинаковым номером, одинаковой даты, но с указанием разного предмета проверки. Можно ли это считать подлогом? В какой суд подать о подлоге-арбитражный или районный?

Вам помог ответ? Да Нет

11. Работаю в учреждении на пол ставки экономистом, веду закупки (прописано в трудовых обязанностях), также были заключены договора ГПХ на дополнительные услуги для учреждения также связанные с закупками. Проверка счетной палаты выявила не правомерность этих договоров, и учреждение предлагает вернуть деньги по договорам ГПХ. Что делать?

11.1. Ничего не нужно делать. Вы не отвечаете за ошибки работодателя. Ошибки свои должен исправлять за свой счёт. Хочет взыскать, пусть обращается в суд.

Вам помог ответ? Да Нет

12. По договору подряда выполнены и приняты работы, и оплачены. При проверке счетной палатой выявлено невыполнение отдельных показателей. Какой вид иска подавать в суд?

12.1. Можно подать, к примеру, иск о взыскании стоимости фактически невыполненных работ или иск об исполнении обязательства в натуре. Истец должен сам определиться, что ему нужно.

Вам помог ответ? Да Нет

13. В нашей организации была проверка счетной палаты. Сначала они прислали акт на проверку, на который мы ответили и исправили замечания, затем они выслали заключение на замечания, а затем представления. Подскажите на заключение или представления их надо дать ответ?

13.1. Если бы это было необходимо, то они бы указали об этом в представлении: к какому и сроку и что Вы должны были ответить. А вообще-то выясните это у инициатора представления - ждут они ответа от вас или нет.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Я бывший директор школы, с 01.09.2016 г работаю в той же школе учителем. Сегодня узнала о предстоящей проверке школы счетной палатой. Сообщила мне об этом руководитель горло, с требованием подготовить все документы для комиссии и комментарием, что штрафы будут выписаны на меня, т.е. руководителя, занимавшего должность в период, подвергающийся проверке 2015 2016 г. Насколько правомочны такие заявления?

14.1. Смотря что имеете в виду. Если за действия и решения, принимаемые руководителем в этот, проверяемый, период - тогда вполне правомочны.

Вам помог ответ? Да Нет

14.2. Я бывший директор школы, с 01.09.2016 г работаю в той же школе учителем. Сегодня узнала о предстоящей проверке школы счетной палатой. Сообщила мне об этом руководитель гороо, с требованием подготовить все документы для комиссии и комментарием, что штрафы будут выписаны на меня, т.е. руководителя, занимавшего должность в период, подвергающийся проверке 2015 2016 г. Насколько правомочны такие заявления?

Нужно знать суть этой проверки чтоб вам ответить возможно на тот момент когда вы были директором и будут выявлены нарушения.

Вам помог ответ? Да Нет

15. Проверка счетной палаты выявила что товар был поставлен на 4 дня позднее установленного срока, вопрос проверки почему не была выставлена неустойка. Чем нам это грозит?

15.1. В принципе ничем серьезным вам это не грозит... Это скорее всего назовут в акте проверки неэффективным использованием бюджетных средств или типа того.
Ваши действия не влекут администратвиного или уголовного наказания, но в зависимости от решения счетной палаты вам могут выдать предписание, представление и т.д.

Если срок исковой давности не истек вам стоит сейчас обратиться с этой претензией.
Удачи вам. Обращайтесь.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Если существует приказ о замещении директора на время отпуска с доплатой 30%, нужно ли дополнительное соглашение для выплаты 30%?
После проверки счетной палаты обнаружилось, что дополнительное соглашение отсутствует, имеет ли право бухгалтерия произвести удержание (30%) с уволенного работника, который замещал руководителя?

16.1. При совмещении необходимо соглашение, в котором должно указываться какая работа поручается работнику и размер доплаты за совмещение. Лишить работника выплаченной ему доплаты нельзя, так как работу он выполнил.

Вам помог ответ? Да Нет

16.2. Если существует приказ о замещении директора на время отпуска с доплатой 30%, нужно ли дополнительное соглашение для выплаты 30%?
Поручение дополнительной работы в порядке замещения временно отсутствующего работника с доплатой возможно только с согласия работника. Таким согласием и является соглашение сторон, в котором помимо условий выполнения такой работы, объема и сроков оговаривается и размер доплаты (ст. 60.2 ТК РФ). На основании этого соглашения и издается приказ.
После проверки счетной палаты обнаружилось, что дополнительное соглашение отсутствует, имеет ли право бухгалтерия произвести удержание (30%) с уволенного работника, который замещал руководителя?
Основанием для начисление доплаты для бухгалтерии является приказ. Несмотря на отсутствие соглашения удержания не производится, тем более с уволенного работника. Нет оснований. Работа выполнена, работник размер доплаты не оспаривал.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Могут ли оштрафовать школьного библиотекаря по результатам проверки КСП (контрольно-счётной палаты)?

17.1. Могут ли оштрафовать школьного библиотекаря по результатам проверки КСП (контрольно-счётной палаты)?
Не могут оштрафовать Школьный библиотекарь не является должностным лицом По результатам проверки КСП штрафуют только саму организации либо должностных лиц этой организации.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Вынесли дисциплинарное взыскание работникам ДОУ по итогам проверки счетной палаты в виде замечания 23 августа, как его снять и когда можно, чтобы выплатить стимулирующие.

18.1. Снимает тот, кто их накладывает. А так взыскание автоматом снимается через год.

Вам помог ответ? Да Нет

19. Счетная палата рф проверила деятельность конкурсного управляющего коммерческим банком, находящимся в процедуре банкротства. Конкурсный управляющий, индивидуальный частный предприниматель, оспорил в судебном порядке компетенцию счетной палаты рф по проведению таких проверок.
Суд отказал в удовлетворении иска.
Какими юридическими основаниями руководствовался суд принимая такое решение?

19.1. в учебнике посмотрите

Вам помог ответ? Да Нет

19.2. Основания суд излагает письменно в своем решении.

Вам помог ответ? Да Нет

Вам помог ответ? Да Нет

20. Если во время проверки Счетной палаты серьезно заболел бухгалтер, вправе ли инспектор продолжать проверку?

20.1. Уважительная причина для бухгалтера - это смерть.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Имеет ли право счетная палата по результатам проверки и вынесения предписания наложить штраф на директора? Или только составить протокол об административном право нарушении?

21.1. зависит от статьи, которую Вы нарушили. если ней предусмотрено наложение штрафа на должностное лицо, то имеет

Вам помог ответ? Да Нет

22. Бюджетная организация, была проведена проверка счетной палаты. Нашли разные нарушения. Так вот в бухгалтерии был сделан не правильный расчет. Мы все исправляем. Но с нас требуют принять меры дисциплинарного взыскания к бухгалтеру. Что нам делать и как? И какие действия?

22.1. Можете выговор объявить, премии лишить - это всё на Ваше усмотрение, главное отрапортоваться потом, что меры приняты.

Вам помог ответ? Да Нет

22.2. Просто напишите приказ о наложении дисциплинарного взыскания и уведомите об этом проверяющих.

Вам помог ответ? Да Нет

23. Работаю руководителем полгода, в данный момент проводиться проверка учреждения за 2014-2015 г. контрольно-счетной палаты. В ходе проверки выявлены нарушения, так как прежний руководитель уволился, хотят выставить штраф от 25 тыс. до 50,0 на главного бухгалтера через суд. Допускается ли такое? Спасибо.

23.1. ДА, допускается

УДАЧИ ВАМ

Вам помог ответ? Да Нет

Имеет ли право Контрольно-счетная палата при проведении контрольного мероприятия запросить у проверяемого работодателя заверенную копию трудовой книжки руководителя?

Ответ

Ответ на вопрос:

Контрольно-счетная палата может запрашивать трудовые книжки.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ контрольный орган наделен полномочиями по проверке расходования бюджетных средств. При этом проверяется законность расходования средств.

В соответствии с п. 1 ч. 1 чт. 14 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам , а также осматривать занимаемые ими территории и помещения.

Это означает, что контрольный орган вправе затребовать для цели осуществления такой проверки любые документы. Поэтому если трудовая книжка необходима для проведения проверки расходования бюджетных средств, контрольный орган может затребовать ее заверенную копию.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.02.2011 № 6-ФЗ

Закон

Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов

1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации;

8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных ;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

3. Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных , осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.

4. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов

1. Должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Должностные лица контрольно-счетного органа в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 , должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя соответствующего контрольно-счетного органа. Порядок и форма уведомления определяются законами субъектов Российской Федерации.

3. Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов.

4. Должностные лица контрольно-счетных органов обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях контрольно-счетного органа.

5. Должностные лица контрольно-счетных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

6. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации вправе участвовать в заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его комиссий и рабочих групп, заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также в заседаниях координационных и совещательных органов при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (руководителе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

7. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования вправе участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования и в заседаниях иных органов местного самоуправления. Указанные лица вправе участвовать в заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп, создаваемых представительным органом муниципального образования.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

эксперт Системы Кадры


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

Согласно статье 15 Закона, Счетной палатой проводятся комплексные ревизии и тематические проверки.

В адрес объекта контроля направляется уведомление о проведении ревизии. В уведомлении дается информация об основании ревизии, сроках ее проведения и составе инспекторской группы, а также предлагается создать необходимые условия для осуществления ревизии. Уведомление подписывается аудитором. Выезд инспекторов на объект осуществляется на основе распоряжения Председателя Счетной палаты. Чхиквадзе В.В.: Правовой статус Счетной палаты / В.В. Чхиквадзе // Финансовое право. - 2011. - №12. - С. 25.

На подготовительном этапе контрольного мероприятия на объект контроля направляется перечень вопросов, которые необходимо подготовить к приезду инспекторской группы. Так, например, для администрации региона это могут быть следующие вопросы по капитальному строительству:

1. Какие приняты в регионе администрацией и ее органами нормативные акты (приказы, постановления, распоряжения, указания, договоры, соглашения, утвержденные перечни и т.д.), регламентирующие использование средств федерального бюджета, выделяемых предприятиям и организациям?

2. Сколько и какие конкретно проверки предприятий и организаций проведены (указывается период) контрольными органами по целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета. Вскрытые недостатки и их влияние на деятельность предприятий, какие меры приняты по их устранению?

3. Количество и характер объектов, утвержденных к строительству с использованием средств федерального бюджета. Какие объемы финансирования (лимиты) предусматривались для этих строек, как и в какой форме и мере они профинансированы?

4. Аргументы (принципы), послужившие основанием для включения строек в перечень объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Принадлежность к форме собственности, значимость объекта - федеральная, региональная. Дефицит мощностей; включение в федеральные и региональные целевые программы.

5. Документы, подтверждающие выделение лимитов (приказы, письма министерств и ведомств).

6. Ведение строительства и ввод в эксплуатацию объектов АПК, использующих средства федерального бюджета.

7. Иные вопросы в соответствующей тематической сфере.

Предприятию (организации), использовавшему средства федерального бюджета на капитальные вложения, могут быть предложены, например, следующие вопросы:

1. Какова организационно-правовая форма предприятия, когда и кем утверждено положение (устав), полный почтовый адрес и телефоны предприятия, количество, номера счетов и местонахождение финансово-кредитных учреждений, где они находятся, фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера предприятия?

2. Сколько, когда, на какой счет, в какой форме (деньги, продовольствие, ГКО, взаимозачет и т.д.) и на какие цели было выделено и фактически получено из федерального бюджета средств на капитальные вложения и затраты капитального характера на возвратной и безвозвратной основе?

3. Кем, когда и в каком объеме выделены лимиты финансирования из федерального бюджета на строящийся объект (дать по форме: номер, дата, фамилия, имя и отчество, должность уведомителя)?

4. Характеристика строящегося объекта (назначение, проектная мощность, способ строительства и его сроки, источники финансирования), наличие обоснований целесообразности и оснований для начала строительства и его финансирования (утвержденная проектно-сметная документация и титульные списки, сводные сметные расчеты стоимости строительства, заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы).

5. Иные вопросы в соответствующей тематической сфере.

Одновременно с перечнем вопросов направляются и специально разработанные формы, количество которых может колебаться от 1 - 2 до 20 форм в зависимости от специфики объекта контроля.

При выезде на объект контроля инспекторская группа проводит совещание со всеми заинтересованными организациями. Например, при проверке использования бюджетных средств, выделенных АПК администрации региона, совещание проводится под руководством губернатора или его заместителя с участием федерального казначейства, налоговой службы, контрольно-ревизионного управления региона, департамента АПК, финансового департамента с приглашением руководителей проверяемых объектов.

В процессе проверки руководитель инспекционной группы координирует деятельность инспекторов, решает вопросы с руководителями проверяемых объектов по представлению необходимой информации и созданию нормальных условий для проведения контрольного мероприятия.

По завершении контрольного мероприятия оформляется акт ревизии (проверки), с которым знакомятся руководитель проверяемого объекта и главный бухгалтер. При наличии разногласий по содержанию акта составляется протокол разногласий. При работе в регионах рекомендуется знакомить с результатами проверки руководителей исполнительной и законодательной власти, а также привлекать к контрольной работе специалистов контрольно-счетной палаты. Левакин И.В. Совершенствование правовой основы деятельности Счетной палаты РФ и международные стандарты государственного аудита / И.В. Левакин, А.М. Абрамов // Российская юстиция. - 2012. - №1. - С. 18.

В организации контрольных мероприятий имеются следующие проблемы:

1) чрезмерная глобализация комплексных документальных ревизий исполнения бюджета за отчетный год. В результате для их проведения привлекается до одной трети инспекторского состава, но результативность их с точки зрения принятия решений по отчету на уровне Федерального Собрания явно не прослеживается. То есть затраты труда не оправдываются результатами;

2) не всегда имеется достаточное время для проведения проверки, в результате нет возможности глубоко рассмотреть вопросы финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования бюджетных средств.

Статьей 15 Закона не определяется процедура проведения Счетной палатой ревизий и проверок, в частности сроки проведения проверок, права проверяемых, возможности обжалования результатов актов (отчетов) проверок.

Согласно Закону сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата, и такие вопросы, как правило, определяются в программе предстоящей проверки. Вместе с тем статьей 11 Закона внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, а именно: распределение обязанностей между ее аудиторами, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности, определяются Регламентом Счетной палаты.

Регламентом Счетной палаты установлены общие требования к проведению и оформлению результатов контрольных мероприятий.

В случае выявления на проверяемых объектах или в предъявленных документах нарушений законодательства инспекторы оформляют акты о выявленных нарушениях. Акт может оформляться на проверку в целом или на ряд взаимосвязанных фактов, а при необходимости - на один конкретный факт. Сведения и информация, которые должны быть отражены в акте (отдельные перечни при оформлении акта на контрольное мероприятие в целом и на один конкретный факт), отражены в Регламенте Счетной палаты.

Регламентом Счетной палаты предусматривается возможность ознакомления ответственных должностных лиц проверяемых предприятий, организаций или учреждений с актами по результатам проверок.

В случае несогласия должностного лица проверяемого предприятия, организации, учреждения с фактами, изложенными в акте, оно вправе подписать акт со своими замечаниями. Они могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней.

Согласно Регламенту Счетной палаты ответственное должностное лицо может снять копии с акта, за исключением случаев, когда он содержит секретные сведения.

В случае несогласия должностного лица подписать акт даже с замечаниями инспекторы фиксируют отказ в акте с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и свидетелей. Также в документ заносится период, в течение которого не получен ответ должностного лица на предложение подписать акт.

Регламентом Счетной палаты запрещается вносить какие-либо изменения в подписанный инспекторами акт на основании замечаний ответственных должностных лиц, а также знакомить их с проектами готовящихся актов.

Регламентом Счетной палаты сроки подготовки актов по результатам контрольных мероприятий не определены. Ознакомление с актом руководителя (должностного лица) проверяемой организации или государственного органа производится в срок не более суток, в случаях большого объема и большой сложности - в срок не более 3-х суток. Ознакомление производится под расписку. Грачева Е.Ю. Финансовое право России / Е.Ю. Грачева. - М.: ТЕИС, 2009. - С. 126.

По результатам контрольного мероприятия оформляется отчет за подписью аудитора Счетной палаты, где указываются все необходимые сведения и обстоятельства. Должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность за достоверность отчета. Все отчеты в обязательном порядке представляются в Коллегию Счетной палаты в десятидневный срок с момента подписания последнего акта в рамках контрольного мероприятия.

Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки Коллегией Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, Коллегия может утвердить либо не утвердить отчет. Кроме того, Коллегия уполномочена принять решение о завершении проверки либо продолжить мероприятие с утверждением программы дополнительной углубленной ревизии.

Коллегией принимается следующее решение:

1) о направлении предписания или принятия иных мер в соответствии полномочиями Счетной палаты, включая, при необходимости, обращение в Государственную Думу с предложением согласовать меры по приостановлению финансовых платежных и расчетных операций по счетам предприятия, учреждения или организации;

На заседании Коллегии Счетной палаты при рассмотрении отчета о проведенном контрольном мероприятии могут присутствовать только руководители проверяемых предприятий, организаций или учреждений.

3. Статьей 15 Закона определяется обязанность Счетной палаты доводить до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, информировать Совет Федерации и Государственную Думу о результатах проведенных ревизий и проверок. Демин А.А. Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации и проблема административной юстиции по финансовым вопросам / А.А. Демин // Гражданин и право. - 2011. - №8. - С. 12.

Согласно статье 23 Закона Счетная палата направляет руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, если же срок не указан - в течение 20 дней со дня получения. О принятом по представлению решении и мерах по его реализации Счетную палату следует уведомить незамедлительно. Законом не предусмотрен срок для вступления представления в силу либо его обжалования.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих прямой непосредственный ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, контрольный орган уполномочен направлять администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. Аналогичным образом Счетная палата действует в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения ее представлений, а также при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий.

Статья 15 Закона не закрепляет за Счетной палатой каких-либо полномочий самостоятельно накладывать санкции на проверяемые предприятия и их должностных лиц.

КоАП РФ предусматривает для Счетной палаты только возможность наложения санкций за невыполнение вынесенных ею распоряжений, требований, предписаний, представлений.

Статья 19.5 КоАП РФ (ч. 1) за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Однако такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Счетная палата вправе лишь составлять протоколы об административных правонарушениях (КоАП РФ, ст. 28.3, ч. 2, п. 11 ).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении также указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении должен содержать статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» / И.Н. Осипова. - М.: НОРМА-М, 2008. - С. 146.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Таким образом, деятельность Счетной палаты по результатам контрольных мероприятий ограничивается составлением протокола в случае административного правонарушения. Счетная палата не наделена полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Только в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения данных предписаний Коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций, предварительно получив согласие Государственной Думы.

Возможно, данная статья поможет бюджетным организациям в борьбе с произволом государственных структур. Одной из задач Счетной палаты Российской Федерации является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

Но при осуществлении своих задач территориальные органы Счетной палаты РФ (далее - Счетная палата) порой проявляют некомпетентность.

В ходе своих проверок Счетная палата совершает массу нарушений, которые вытекают для проверяемых лиц в длительные судебные разбирательства. Показательным примером является дело по проверке использования бюджетных средств, выделенные из окружного бюджета на капитальные вложения и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности и иных объектов собственности в муниципальном образовании (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.05.2006 N Ф04-2952/2006(22772-А81-32) по делу N А81-4520/05).

Если вы являетесь бюджетным учреждением, и вы являетесь субъектом проверки Счетной палаты в части целевого использования бюджетных средств, особенно если они выделены на строительство, то рекомендую обращать внимание на следующие возможные нарушения.

1. Превышение полномочий по проверке . Действующий принцип бюджетного права - принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный в статье31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности, означает, что Счетная палата вправе проверять использование бюджетных средств соответствующего бюджета .

Так, например, в соответствии со статьей19 Закона Ямало-Ненецкого Автономного Округа от 18 июня 1998 года №31-ЗАО «О счетной палате Ямало-Ненецкого автономного округа» Счетная палата автономного округа, являясь «окружным» территориальным органом вправе проверять соответственно использование средств только окружного бюджета. При этом они вправе проводить проверки и обследование финансово-хозяйственной деятельности в органах местного самоуправления, ведомствах и организациях, но финансируемых в части средств окружного бюджета (например, в части выделенных субсидий).

Осуществляя проверку в муниципальных органах, Счетная палата забывает о своих полномочиях и выносят предписания и представления о нарушениях в части использования средств местного бюджета.
Счетная палата, проводит проверку на основании плана комплексной проверки, утверждаемой ее руководителем. При этом, как правило, в законах субъектов Российской Федерации и муниципальных органов о Счетной палате соответствующего территориального образования указывается, что сотрудники Счетной палаты обязаны предъявить распоряжение и удостоверение о проведении проверки. Рекомендую очень внимательно относиться к их содержанию.

В практике встречаются случаи, когда Счетная палата выходит за пределы предмета проверки. Например, в вышеуказанном арбитражном деле (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2007 года №Ф04-2952/2006(30021-А81-32) по делу № А81-4520/2005) рассматривалась ситуация, когда Счетная палата была уполномочена проверять использование бюджетных средств, выделенных из окружного бюджета на капитальные вложения и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности и иных объектов собственности в муниципальном образовании, а вынесла Предписание о нарушениях в части выплаты должностных окладов, надбавок за выслугу лет, ежемесячной премии, размера материальной помощи, установления персональных надбавок муниципальным служащим.

Ненормативный акт государственного органа, принятого с превышением полномочий, является недействительным и не может порождать права и обязанности с момента его издания, что подтверждается статьей 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского Округа от 31 августа 2005 года, 24 августа 2005 года №КА-А40/8094-05).

  1. Неправильное толкование нецелевого использования бюджетных средств в строительстве. Счетная палата неправильно толкует статью 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации «Нецелевое использование бюджетных средств». Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается: «Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения».
На сегодняшний день толкование данной нормы дано только в Инструкции «О порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации», утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 апреля 2001 года №35н:
Нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:
а) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
б) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
в) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;
г) использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;
д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством. Касательно подп. д) вышеуказанной Инструкции нужно отметить, что в настоящее время не существует такого нормативного акта бюджетного законодательства, который бы устанавливал, что «завышение объемов сметных работ в строительстве» является нецелевым использованием бюджетных средств.

Цели выделения бюджетных средств, как правило, определяются кодам бюджетной классификации, указанных в бюджете, бюджетной росписи, уведомлениях бюджетных ассигнований. Счетная Палата обосновывает нецелевое использование бюджетных средств в рамках реализации адресной инвестиционной программы как «завышение сметных объемов работ», а именно «…замена строительных материалов и выполнение дополнительных работ, не предусмотренных сметой, …». Суд кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа в вышеуказанном Постановлении №Ф04-2952/2006(30021-А81-32) подчеркнул, что «нецелевое использование» и «завышение сметных объемов работ» - не одно и то же. То есть Счетная палата произвела подмену этих понятий.

Ошибочно было бы эти нарушения признавать нецелевым использованием бюджетных средств при том, что не имело место быть перенесение средств, выделенных на строительство и ремонт, на другие статьи расходов - коды бюджетной классификации согласно утвержденной бюджетной росписи, что собственно Счетная палата и не устанавливает. Счетная Палата, устанавливая факт нецелевого использования бюджетных средств, не доказала на какие цели были направлены бюджетные средства окружного бюджета и соответствуют ли они основаниям выделения. Не установление цели, на которые были направлены бюджетные денежные средства подтверждает недоказанность нецелевого использования (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 марта 2002 года №А52/1957/2001/2).

Анализ судебной практики по подобным делам показывает, что суды придерживаются позиции, что «для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать, во-первых, соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств, во-вторых, отклонение от регламентируемого режима использования» (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08 августа 2005 года №Ф04-4980/2005(13588-А02-35)).

Документами, обосновывающими то, что бюджетные денежные средства были направлены на достижение результатов (строительство, ремонт/реконструкция), применения коэффициентов и несение затрат при строительстве, являются акты приемки работ по унифицированной форме КС-2, КС-3, акты контрольного обмера. Об особенностях оформления этих документов будет сказано ниже. Минфин Российской Федерации дал дополнительные разъяснения по поводу признания целевым использованием предварительной оплаты (аванса) по договорам, а именно «квалифицировать выявленную при проверке бюджетополучателей дебиторскую задолженность при направлении средств получателям средств федерального бюджета на цели, соответствующие условиям их получения, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ как нецелевое использование средств федерального бюджета неправомерно» (Письмо Минфина Российской Федерации от 20 августа 2003 года №03-01-01/15-245).

Счетная палата производит подмену понятия «нецелевое использование» понятиями «завышение сметных объемов работ», под которым, по-сути, понимается «нарушение порядка ведения бухгалтерского учета» или несение непредвиденных затрат и работ, возникающие в процессе строительства и резерв, которые предусмотрены строительной сметой без расшифровки статей расходов. В ходе контрольного мероприятия Счетная палата производит перерасчет и так называемое «снятие завышенных объемов и стоимости СМР по отдельным объектам». Само по себе понятие «снятие завышенных объемов» является трудным для трактовки его как юридической категории. Тем ни менее, Счетная палата признает, что «снятие сметных объемов» является устранением нецелевого использования. В то время как в соответствии со статьей 284 Бюджетного Кодекса Российской Федерации нецелевое использование может быть устранено только путем списания в бесспорном порядке сумм используемых не по целевому назначению их получателями, а не «путем снятия завышенных объемов» в виде приведения в порядок бухгалтерского учета.

Требование Счетной палаты о «проведении снятия завышенных объемов» фактически означает внесение изменений в проектно-сметную документацию и первичные бухгалтерские документы (акты по форме КС-2, КС-3) с целью приведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства и соответствия их проектно-сметной документации с учетом внесения в нее изменений, которые не приводят к перерасходу выделенных лимитов бюджетных ассигнований и изменению целей выделения бюджетных средств. Не устранение этих нарушений может повлечь только гражданско-правовую ответственность (в рамках договора строительного подряда по спору между заказчиком и подрядчиком), а также ответственность за нарушение Федерального Закона от 21 ноября1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и налогового учета.
Счетная палата при проверке использования бюджетных средств не учитывает особенности строительной деятельности. Так называемое «завышение сметных объемов работ» обосновывается следующими особенностями. В соответствии со статьей 743 Гражданского Кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, содержащей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Исходя из этого видно, что:

во-первых, смета в первую очередь является документом, определяющая цену работ, а не объемы. Объемы работ определяются, как видно из содержания статьи 743 Гражданского Кодекса Российской Федерации, технической документацией.

В процессе строительной деятельности возникают непредвиденные работы и затраты, резерв средств на которые уже заложен в смете (пункт 3.5.9.1. Письма Госстроя Российской Федерации от 29 декабря 1993 года №12-349 «О порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений», пункт 4.96 МДС 81-35.2004, утвержденная Постановлением Госстроя от 05 марта 2004 года №15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»). Причем виды непредвиденных работ в смете не указываются, т.к. они могут быть определены только в процессе строительства. Но они должны быть выполнены в пределах заложенного в смету резерва.

Так, в соответствии со статьей 744 Гражданского Кодекса Российской Федерации Заказчик вправе (но не обязан) вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ (Информационное письмо от 24 января 2000 года № 51 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»);

во-вторых, нужно понимать, что споры по объему работ, в случае, если они выполнены в пределах целей и лимитов, выделенных на их финансирование, находятся в рамках гражданско-правовых отношений между заказчиком и подрядчиком по конкретному договору подряда и не входят в компетенцию государственного органа (Счетной палаты).

Таким образом, изменение сметных (договорных) объемов работ, но с соблюдением целей и в пределах лимитов, установленных бюджетом, бюджетной росписью, уведомлениями бюджетных ассигнований может быть предметом спора только по заявлению сторон по договору подряда по основаниям, установленным гражданским законодательством, т.к. данные факты не образуют составы нарушений бюджетного законодательства.

Хотелось бы отметить, что допустимым доказательством нецелевого использования бюджетных средств на осуществление строительства, ремонта, реконструкции могут служить акты контрольного обмера, составленные представителями заказчика, подрядчика, Счетной Палаты и лиц, обладающих специальными знаниями в области строительства. Требования к составлению актов контрольного обмера при проверке целевого использования денежных средств указаны в Инструкции Госбанка СССР 30 декабря1986г. №12 «О порядке производства Госбанком СССР контрольных обмеров строительно-монтажных и ремонтных работ» и предполагает выезд на объект строительства и сопоставление работ, указанных в актах приемки работ, составленных по унифицированным формам КС-2 и фактически выполненных работ. Такого же мнения придерживаются суды, например, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа от 14 сентября 2009.04 года в своем Постановлении по делу №Ф03-А51/04-1/2086 подтвердил данный факт.

Каждое общество, которое как-то связано со строительной деятельностью оформляет акты, составленным по унифицированным формам КС-2 и КС-3 в процентном соотношении Строительными нормами с целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в соответствующем в проценте (Письмо Госстроя от 29 декабря 1993 года №12-349 «О порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений», МДС 81-35.2004, утвержденная Постановлением Госстроя Российской Федерации от 05 марта 2004 года №15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»).

В последствии на основании этих актов, которые соответствуют сметным нормативам в процентном выражении, составляются акты в количественном выражении, как того требует бухгалтерское законодательство в части оформления первичной бухгалтерской документации.

Счетная палата считает оформление актов, составленным по унифицированной форме КС-2 и КС-3 в процентном соотношении как доказательство нецелевого использования бюджетных средств. Данное нарушение не может служить доказательством нецелевого использования бюджетных средств, а лишь является основанием для привлечения к ответственности только за нарушение Федерального закона от 21 ноября1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и только при условии, что не оформлены акты в количественном выражении. Подтверждением этого является Обзор судебной практики Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа «О разрешении споров, связанных с нецелевым использованием средств федерального бюджета» («Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» №12, 2001г.), в котором указано, что «с точки зрения бюджетного законодательства наказуемым является не достижение цели, для решения которой выделяются средства федерального бюджета.

Если такая цель достигнута, но она сопровождалась неправомерными действиями (например, организация оформила оправдательные документы после совершения бухгалтерской проводки по соответствующей хозяйственной операции или отразила хозяйственную операцию на не предусмотренных для этих целей балансовых счетах), подобные случаи не могут свидетельствовать о нецелевом характере использования денежных средств. В этих ситуациях должностные лица организаций могут быть привлечены к ответственности только за нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете»». Кроме того, наличие дебиторской задолженности, нарушение правил бухгалтерского учета в бюджетном учреждении не образует нецелевое использование бюджетных средств с учетом того, что бюджетные средства направлены на цели, предусмотренные кодами экономической классификации и в пределах выделенных лимитов и сметы (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2005 года №А33-15380/04-С3-Ф02-2913/05-С1).

  1. Неправильное толкование нецелевого использования бюджетных средств при выплате заработной платы. Направление средств на выплату необоснованно начисленной заработной платы, премий и других видов денежного вознаграждения до внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство не квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств. Согласно Письму Минфина Российской Федерации от 20 августа 2003 года №03-01-01/15-245 использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения. Таким образом, использование средств в рамках одной предметной статьи расходов бюджетов безотносительно к уведомлениям о бюджетных ассигнованиях, смете расходов и доведенных лимитов бюджетных обязательств, не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.
Рассмотренные в настоящей статье нарушения обусловлены особенностью вида деятельности, на которые направляются бюджетные средства, а именно строительная деятельность. Счетная палата, бесспорно, не может обладать специалистами в той или иной хозяйственной деятельности проверяемых бюджетных учреждений. Но как видно им не хватает и общего понимания «нецелевое использование» бюджетных средств. Поскольку доказывать свою правоту продеться самому проверяемому бюджетному учреждению, то нелишне, чтобы само учреждение понимало такие категории. Счетная палата порой злоупотребляет своими правами, не пользуясь правом затребовать необходимые документы, имеющие значение для проверки и выносит свои решения о выявленных нарушениях. Бюджетным учреждениям целесообразно самостоятельно знать надлежащие доказательства целевого использования бюджетных средств и своевременно передавать Счетной палате, чтобы сократить свои возможные расходы на оспаривание вынесенных Счетной палатой решений.

1Данная правовая позиция также закреплена в определении Конституционного суда от 10 марта 2005 года №13-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «город Инта» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 5 статьи 92 Бюджетного Кодекса Российской Федерации», а именно: В отношении местного самоуправления Конституция Российской Федерации, закрепляя гарантии его самостоятельности, в том числе экономическую и финансовую, предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 12; статья 132, часть 1). Соответственно, степень финансовой самостоятельности органов местного самоуправления определяется их бюджетной компетенцией, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Деятельность муниципальных образований как публичных субъектов в силу статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 76 (части 1, 2 и 5) Конституции Российской Федерации должна осуществляться в финансово-бюджетной сфере исключительно на правовых основаниях и в пределах, дозволенных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством (абзац шестой пункта 2.1 и абзац четвертый пункта 2.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации; абзац четвертый пункта 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 16-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 81 Закона Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области»).



Просмотров