Психоанализ: Основные понятия и идеи психоанализа Загадки современного психоанализа. Что такое психоанализ

Свои истоки теория психоанализа берет в конце девятнадцатого века. Идеи Фрейда основывались на двух важных этапах, которые стали предпосылками к созданию психоанализа. В первую очередь, это метод, разработанный Йозефом Брейром, врачом из Вены, второй момент, предшествующий теории Фрейда - метод психиатра Ипполита Бернхейма. С Брейером Зигмунд работал непродолжительное время, а за работой метода Бернхейма профессор наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов. Как охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко? Стоит начать с истоков.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого - катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния. История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных - труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ".

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты - защитный механизм психики любого человека. Впоследствии Фрейд вместо гипноза использовал метод свободных ассоциаций. Результатом работы стало введение понятия сознательного заместителя для вытеснения бессознательного.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Главная идейная составляющая теории и понятие психоанализа Фрейда характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства - основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше - они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».

Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ". И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

  • Метод свободных ассоциаций;
  • Толкование сновидений;
  • Использование случайных оговорок, а также ошибочных действий человека.

Любой сеанс базируется на одном главном правиле - пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору. И только если следовать этому правилу появится возможность «вытащить» из человека тот материал, который даст возможность психоаналитику вытеснить все комплексы. Именно так можно объяснить суть психоанализа Зигмунда Фрейда в краткой форме.

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия - это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап - это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений - очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Техника классического психоанализа

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

  • Психоаналитик настаивал на том, что пациент должен во время сеанса лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, должен находится позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений и уж тем более не оказывало влияние на то, что говорит больной.
  • Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
  • Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
  • Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
  • Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ - это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Юнг, Карен Хорни, Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда - от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы. Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко - лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.


Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна . Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека . Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.


Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» - одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме . К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.


Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы . В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Психоанализ в психологии связывают, прежде всего, с именем Зигмунда Фрейда. Карл Густав Юнг продолжил учение, сильно углубившись в него и добавив много нового, в том числе такое понятие, как «коллективное бессознательное».

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Законы психологии являются глубинными и многогранными. Именно психоанализ выступает как один из самых действенных методов в области изучения психики. Когда в свое время Фрейд основал данное направление, мир психологии буквально перевернулся, так как получил совершенно новое понимание психики человека.

Ученый выделил в психике три основных компонента:

Сознательная часть;
- пресознательное;
- бессознательное.

По его мнению, предсознательное является хранилищем множества желаний и фантазий. Его части можно перенаправить в область сознательного, если обратить на одно из желаний внимание. Те моменты жизни, которые индивид не может осознать, так как это явно противоречит моральным принципам и установкам, либо выступает как слишком болезненное, располагается в бессознательном.

Бессознательная часть отделена от двух остальных частей сознания цензурой. В психологии психоанализ изучает взаимосвязь между сознательным и бессознательным.

В дальнейшем в психологической науке были выделены следующие средства психоанализа:

Анализ случайных действий, относящихся к симптоматическому типу, которые происходят в обыденной жизни;
- анализ при помощи свободных ассоциаций;
- анализ при помощи толкования снов.

Психоанализ и практическая психология

При помощи различных учений психологической науки люди могут находить ответы на множественные вопросы, рожденные в глубинах души. Психоанализ направлен на то, чтобы подтолкнуть к поискам ответа, который чаще всего узкий и частный. Психологи во всем мире по большей мере работают с мотивациями клиента, эмоциями, отношением с действительностью, миром чувств и образами. А вот аналитики сконцентрированы на бессознательном человека.

Независимо от явных отличий, в практической психологии и есть общие черты. Например, в книге Райгородского «Психология и психоанализ характера» есть описание социальный и индивидуальных характеров. Он не забывает о типологии психоанализа, так как внутренний мир любого индивида начинается в области бессознательного.

Психоанализ и социальная психология

В данном направлении у психоанализа появилось название, как «аналитическая ». Она направлена на исследования личностных поступков, с учетом роли социальной среды, а также мотивов.

Психоанализ – это термин, введенный в психологический обиход З. Фрейдом. Он представляет собой учение, которое выставляет средоточием внимания бессознательные процессы психики и мотивации. Это психотерапевтический метод, строящийся на анализе неявных, подавленных переживаний индивида. В психоанализе человека основополагающим источником невротических проявлений и разнообразных патологических заболеваний считается выталкивание из сознания неприемлемых стремлений и травмирующих переживаний.

Психоаналитический метод предпочитает рассматривать человеческое естество с позиции конфронтации: функционирование психики личности отражает борьбу диаметрально противоположных тенденций.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой. Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной.

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Зигмунд Фрейд психоанализ

Главным регуляторным механизмом поведения человека служит сознание. З.Фрейд обнаружил, что за завесой сознания скрыта глубинная, «бушующая» прослойка не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, стремлений, желаний. Будучи практикующим врачом, Фрейд столкнулся с серьезной проблемой осложнения бытия, вследствие наличия неосознаваемых волнений и мотивов. Нередко такое «неосознаваемое» становится причиной расстройств нервно-психического характера. Такое открытие устремило его на поиск инструментов, способствующих избавлению пациентов от конфронтации между «произносимым» сознанием и скрытыми, бессознательными мотивами. Таким образом, родилась у Зигмунда Фрейда теория психоанализа – методика исцеления души.

Не ограничившись исследованием и излечением невропатов, вследствие упорной работы по воссозданию их психического здоровья, З. Фрейд сформировал теорию, растолковывавшую переживания и поведенческие реакции больных индивидов и здоровых лиц.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда известна под названием классический психоанализ. Она приобрела на Западе огромную популярность.

Понятие «психоанализ» можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, методика изучения неосознаваемых мыслей индивида и его чувств, метод терапии расстройств личности.

Классический психоанализ Фрейда демонстрировал абсолютно новую систему в психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией.

Зигмунд Фрейд философия психоанализа: он утверждал, что гипотеза о бессознательных процессах психики, признание ученья о сопротивлении и подавлении, Эдипова комплекса и полового развития формируют фундаментальные элементы психоаналитической теории. Другими словами, ни один врач не может считаться психоаналитиком, не согласившись с перечисленными базисными предпосылками психоанализа.

Психоанализ Фрейда является основой постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д. С позиции психоаналитического ученья, современный субъект проживает в мире напряженных психических мотивов, охвачен подавленными устремлениями и склонностями, что ведет его к телевизионным экранам, многосерийным фильмам и прочим формам культуры, дающей сублимационный эффект.

Фрейд выделил две основополагающие антагонистические движущие силы, а именно «танатос» и «эрос» (например, жизнь и смерть). На подобных противоположно направленных мотивах – «устремленность к жизни» и «тяга к смерти» базируются все процессы деструктивного характера в субъекте и социуме. Эрос Фрейд в широком смысле рассматривал в качестве устремленности к жизни и отводил этому понятию центральное место.

Теория психоанализа Фрейда дала науке понимание о таком важнейшем явлении психики личности, как «либидо» или, другими словами, половое влечение. Центральным представлением Фрейда была идея не осознаваемого полового поведения, являющимся основой поведения субъекта. За большинством проявлений фантазий, творческого потенциала, преимущественно, скрыта половая проблематика. Любое творчество считалось Фрейдом символическим выполнением нереализованных желаний. Однако не нужно утрировать данную концепцию Фрейда. Он предлагал считать, что за каждым образом обязательно скрыта интимная подоплека, но в принципе она несомненна.

Введение в психоанализ Зигмунд Фрейд зачастую именуют концепцией о бессознательной психике. Ядро психоаналитического учения представляет собой исследование активной аффективной совокупности, которая образуется вследствие вытесненных травмирующих переживаний из сознания. Сильной стороной данной теории всегда считалось то, что у нее получилось акцентировать внимание на немыслимой сложности аффективной стороны индивида, на проблеме явственно переживаемых и утаенных влечений, на конфликтах, возникающих между разнообразными мотивами, на трагическом противостоянии сферы «желаемого» и «должного». Пренебрежение неосознаваемыми, но реальными психическими процессами, в качестве детерминанты поведения, в области образования неминуемо приводит к глубокому искривлению всего образа внутренней жизни субъекта, что в свой черед, создает препятствие на пути образования более глубоких знаний о природе и инструментах духовного творчества, нормах поведения, личностной структуре и активности.

Психоаналитическое ученье сосредоточием внимания представляет и процессы бессознательного характера и является методикой, которая вынуждает бессознательное объясняться языком сознания, выводит его на поверхность с целью поиска причины страданий личности, внутренней конфронтации справиться с ней.

Фрейд обнаружил так называемое «душевное подполье», когда индивид замечает лучшее, хвалит его, но стремится к дурному. Проблематика бессознательного стоит остро в индивидуальной психологии, общественной жизни и социальных взаимоотношениях. В результате воздействия некоторых факторов появляется непонимание окружающих условий и собственного «Я», способствующее резкой патологизации социального поведения.

В общем смысле психоаналитическая теория считается не только научной концепцией, но философией, терапевтической практикой, связанной с исцелением психики индивидов. Она не ограничивается лишь экспериментальным научным знанием и последовательно сближается с гуманистически ориентированными теориями. Однако многие ученые считали психоаналитическую теорию мифом.

Так, например, психоанализ Эрих Фромм считал ограниченным в силу его биологизаторской детерминацией личностного развития и рассматривал роли социологических факторов, политических, экономических, религиозных и культурных причин в личностном формировании.

Фрейд разработал радикальную теорию, в которой аргументировал превалирующую роль подавления и основополагающую важность бессознательного. Человеческое естество всегда верило в разум как апогей человеческого опыта. З. Фрейд избавил человечество от этого заблуждения. Он вынудил ученое сообщество усомниться в незыблемости рационального. Почему на разум можно полностью полагаться. Неужели всегда он несет за собой утешение и освобождает от мучений? И разве мучения менее грандиозны по уровню воздействия на индивида, чем способность разума?

З.Фрейд обосновал, что значительная доля рационального мышления только маскирует реальные суждения и чувства, другими словами, служит для сокрытия истины. Поэтому для лечения невротических состояний Фрейд стал применять методику свободных ассоциаций, которая заключалась в том, что пациенты в лежачем расслабленном состоянии говорят все, что им приходит на ум, при этом неважно абсурдны ли такие мысли или неприятного, непристойного характера. Мощные влечения эмоционального характера уносят неуправляемое мышление в направлении психического конфликта. Фрейд утверждал, что случайная первая мысль представляет собой позабытое продолжение воспоминания. Однако позже, он сделал оговорку, что такое бывает не всегда так. Иногда возникающая у пациента мысль не является идентичной забытым представлениям, вследствие душевного состояния больного.

Также, Фрейд утверждал, что при помощи сновидений обнаруживается присутствие в глубинах мозга интенсивной психической жизни. А непосредственно анализ сновидения предполагает поиск в нем сокрытого содержания, деформированной неосознанной истины, которая прячется в каждом сне. И чем сновидение запутаннее, тем имеет большую значимость утаенного содержания для субъекта. Такое явление языком психоанализа именуется сопротивлениями, и они выражаются даже тогда, когда индивид, видевший сон, не желает толковать ночные образы, населяющие его ум. При помощи сопротивлений бессознательное определяет барьеры для защиты себя. Сновидения выражают скрытые желания через символы. Скрытые мысли, трансформируясь в символы, делаются приемлемыми для сознания, вследствие чего становится возможным для них преодолеть цензуру.

Тревога Фрейдом рассматривалась в качестве синонима аффективного состояния психики – , которому отводился специальный раздел в работе введение в психоанализ Зигмунд Фрейд. В целом психоаналитическая концепция выделяет три формы тревоги, а именно реалистическую, невротическую и моральную. Все три формы ставят целью предупреждение об угрозе или опасности, выработку поведенческой стратегии или адаптацию к угрожающим обстоятельствам. В ситуациях внутренней конфронтации «Я» образует психологические защиты, которые являют собой особые виды бессознательной активности психики, позволяющие, по меньшей мере, временно облегчить конфронтацию, сбросить напряжение, избавиться от тревоги посредством искажения действительной ситуации, видоизменения отношения к угрожающим обстоятельствам, подмены восприятия действительности в определенных жизненных условиях.

Теория психоанализа

Психоанализ понятие базируется на концепции, состоящей в том, что человеческого поведения в основном не осознается и не является очевидной. В начале двадцатого столетия З.Фрейд разработал новую структурную модель психики, которая позволила в другом аспекте рассмотреть внутреннюю конфронтацию. В этой структуре он выделил три компонента, именуемые: «оно», «Я» и «сверх-Я». Полюс влечений индивида называется «оно». Все процессы в нем проистекают бессознательно. Из «ОНО» зарождается и формируется во взаимодействии со средой и окружением
«Я», которое представляет собой сложнейший комплекс идентификаций с иными «Я». В сознательной поверхности, предсознательной и бессознательной плоскостях функционирует «Я» и выполняет психологическую защиту.

Все защитные механизмы изначально предназначаются для адаптации субъектов к требованиям внешней среды и внутренней реальности. Но вследствие нарушений развития психики, такие природные и обычные в границах семьи методы адаптации сами по себе могут становиться причиной нешуточных проблем. Всякая защита, наряду с ослаблением воздействия действительности также ее и искривляет. В случае, когда такие искривления чересчур массивны, адаптивные способы защиты трансформируются в психопатологический феномен.

«Я» считается срединной областью, территорией на которой пересекаются две реальности и накладываются одна на другую. Одной из важнейших его функций является тестирование реальности. «Я» неизменно сталкиваясь с непростыми и двойственными требованиями, которые исходят от «ОНО», внешней среды и «сверх-Я», «Я» вынужденно находить компромиссы.

Любой психопатологический феномен является компромиссным решением, неудачным стремлением самоизлечения психики, возникшим в качестве ответной реакции на болевые ощущения, порожденные внутрипсихической конфронтацией. «СВЕРХ-Я» является кладовой моральных предписаний и идеалов, реализовывает в психической регуляции несколько значимых функций, а именно контроль и самонаблюдение, поощрение и наказание.

Гуманистический психоанализ Э. Фромм разработал с целью расширения границ психоаналитического учения и акцентирования роли экономических, социологических и политических факторов, религиозных и антропологических обстоятельств в личностном формировании.

Психоанализ Фромма кратко: свою интерпретацию личности он начал с анализа обстоятельств жизни индивида и их видоизменения, начиная со Средневековья и заканчивая двадцатым столетьем. Гуманистическая психоаналитическая концепция была разработана для разрешения основных противоречий человеческого бытия: эгоизма и альтруизма, обладание и жизнь, отрицательная «свобода от» и позитивная «свобода для».

Эрих Фромм утверждал, что выход из кризисного этапа современной цивилизации лежит в создании так называемого «здорового социума», базирующегося на убеждениях и ориентирах гуманистической морали, воссоздании гармонии между природой и субъектом, личностью и социумом.

Эрих Фромм считается основоположником неофрейдизма – направления, получившего распространение, преимущественно, в США. Сторонники неофрейдизма объединили фрейдовский психоанализ с американскими социологическими учениями. Среди наиболее известных трудов по неофрейдизму можно выделить психоанализ Хорни. Последователи неофрейдизма подвергли резкой критике цепь постулатов классического психоанализа в отношении трактовки процессов, проистекающих внутри психики, но при этом сберегли важнейшие составляющие его теории (концепцию об иррациональной мотивации деятельности субъектов).

Неофрейдисты сделали акцент на исследовании межличностных взаимоотношений с целью найти ответы на вопросы о существовании человека, о должном образе жизни личности и о том, что ей нужно делать.

Психоанализ Хорни заключается в наличии трех основополагающих стратегий поведения, которыми индивид может воспользоваться для разрешения базового конфликта. Каждой стратегии отвечает определенная базовая ориентация во взаимоотношениях с остальными субъектами:

— стратегия движения к социуму или ориентация на индивидов (соответствует уступчивый личностный тип);

— стратегия движения против социума или ориентация против субъектов (соответствует враждебный или агрессивный личностный тип);

— стратегия движения от социума или ориентация от индивидов (соответствует отстраненный или обособленный личностный тип).

Для стиля взаимодействия, ориентированного на индивидов, свойственна подневольность, неуверенность и беспомощность. Такими людьми управляет убеждение, заключающееся в том, что если индивид отступит, то его не тронут.

Уступчивый тип нуждается в любви, защите и руководстве его действиями. Он, обычно, завязывает отношения для избегания чувства одиночества, бесполезности или беспомощности. За их учтивостью может таиться подавленная потребность к агрессивному поведению.

При стиле поведения, ориентированного против субъектов, характерно доминирование, и эксплуатация. Личность действует, отталкиваясь от убеждения, что она обладает властью, поэтому ее никто не тронет.

Враждебный тип придерживается точки зрения, что социум агрессивен, а жизнь является борьбой против всех. Отсюда, враждебный тип рассматривает каждую ситуацию или любые отношения с позиции, что он будет иметь от этого.

Карен Хорни утверждала, что этот тип способен вести себя корректно и дружелюбно, но при этом в конечном итоге его поведение всегда устремлено к обретению власти над окружением. Все его действия направлены на рост собственного статуса, авторитета или удовлетворение персональных амбиций. Таким образом, в данной стратегии обнаруживается потребность эксплуатировать окружение, получать социальное признание и восторг.

Обособленный тип пользуется защитной установкой – «мне все равно» и руководствуется принципом, что если он отстранится, то не пострадает. Для этого типа свойственно следующее правило: ни при каких обстоятельствах не дать увлечь себя. И неважно о чем идет речь – либо о любовных отношениях, либо о работе. Вследствие этого они теряют подлинную заинтересованность в окружении, сродняются с поверхностными наслаждениями. Для данной стратегии присуще стремление к уединению, самостоятельности и самодостаточности.

Вводя такое разделение стратегий поведения, Хорни отмечала, что понятие «типы» используется в концепции для упрощенного обозначения индивидов, характеризующихся наличием определенных черт характера.

Психоаналитическое направление

Наиболее мощным и многообразным течением в нынешней психологии является психоаналитическое направление, родоначальником которого считается психоанализ Фрейда. Наиболее известными трудами в психоаналитическом направлении являются индивидуальный психоанализ Адлер и аналитический психоанализ Юнг.

Альфред Адлер и Карл Юнг в своих трудах поддержали теорию о бессознательном, но стремились ограничить роль интимных побуждений в толковании человеческой психики. Вследствие чего бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру, являлось устремление к власти как инструменту, компенсирующему чувство неполноценности.

Психоанализ Юнга кратко: Г. Юнг укоренил понятие «коллективное бессознательное». Он считал бессознательную психику насыщенной структурами, которые приобретенными индивидуально не могут быть, однако являются подарком далеких предков, тогда как Фрейд полагал, что в бессознательную психику субъекта могут входить явления, ранее вытесненные из сознания.

Юнг в дальнейшем развивает концепцию о двух полюсах бессознательного – коллективном и личном. Поверхностный слой психики, охватывающий все содержания, которые имеют связь с личным опытом, а именно забытые воспоминания, вытесненные побуждения и желания, позабытые травматические впечатления, Юнг именовал личным бессознательным. Зависит оно от личной истории субъекта и пробуждаться может в фантазиях и сновидениях. Коллективным бессознательным он называл сверхличную неосознаваемую психику, включающую влечения, инстинкты, которые в личности представляют природное создание, и архетипы, в которых обнаруживается человеческая душа. Коллективное бессознательное содержит национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также определенное наследство, которое было приобретено от животных людьми. Инстинкты и архетипы играют роль регулятора внутренней жизни индивида. Инстинкт обусловливает специфическое поведение субъекта, а архетип определяет конкретное образование сознательных содержаний психики.

Юнг выделил два человеческих типа: экстравертивный и интровертивный. Первый тип характеризуется направленностью во вне и увлеченностью социальной активностью, а второй – внутренней направленностью и сосредоточенностью на персональных влечениях. В последующем Юнг такие влечения субъекта именовал термином «либидо» также как и Фрейд, но при этом Юнг не отождествлял с половым инстинктом понятие «либидо».

Таким образом, психоанализ Юнг являет собой дополнение классического психоанализа. Юнга философия психоанализа оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, наряду с антропологией, этнографией, философией и эзотерикой.

Адлер, трансформируя исходный постулат психоанализа, в качестве фактора личностного развития выделил чувство неполноценности, вызываемое, в частности, физическими дефектами. В качестве ответной реакции на такие ощущения появляется стремление компенсировать его, с целью получения превосходства над другими. Источник неврозов, по его мнению, скрывается в комплексе неполноценности. Он был в корне не согласен с утверждениями Юнга и Фрейда о превалировании персональных бессознательных инстинктов человеческом поведении и его личности, которые противопоставляют индивида социуму и отчуждают от него.

Психоанализ Адлера кратко: Адлер утверждал, чувство общности с социумом, стимулирующее общественные взаимоотношения и ориентирование на других субъектов, является главной силой, обуславливающей человеческое поведение и определяющей жизнь индивида, а вовсе не врожденные архетипы или инстинкты.

Однако существует нечто общее, связывающее три концепции индивидуальный психоанализ Адлер, аналитическую психоаналитическую теорию Юнга и классический психоанализ Фрейда – все перечисленные концепции утверждали, что индивид обладает некоторой внутренней, присущей исключительно ему одному натурой, которая воздействует на личностное формирование. Только Фрейд отдавал определяющую роль половым мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первичным типам мышления.

Еще одним убежденным последователем психоаналитической теории Фрейда был Э.Берн. В ходе дальнейшего развития идей классического психоанализа и разработки методики лечения нервно-психических недугов, Берн сфокусировал внимание на так называемых «трансакциях», которые формируют фундамент межличностных отношений. Психоанализ Берн: он рассматривал три состояния «эго», а именно ребенок, взрослый и родитель. Берн предположил, что в процессе любого взаимодействия со средой, субъект всегда пребывает в одном из перечисленных состояний.

Введение в психоанализ Берн – эта работа была создана для объяснения динамики психики индивида и анализа проблем, переживаемых пациентами. В отличие от коллег-психоаналитиков, Берн считал важным доводить анализ проблем личности до истории жизни ее родителей и прочих предков.

Анализу разновидностей «игр», применяемых индивидами в ежедневном общении, посвящено введение в психоанализ Берн.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Современный психоанализ

Современный психоанализ взрос на ниве концепций Фрейда. Он представляет собой постоянно развивающиеся теории и методы, призванные распахнуть самые сокровенные стороны человеческого естества.

Более чем за столетний период своего существования психоаналитическое ученье претерпело множество кардинальных изменений. На базе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, которая охватывает разнообразные практические подходы и научные точки зрения.

Современный психоанализ являет собой комплекс подходов, связанных общим предметом анализа. Таким предметом служат неосознаваемые стороны психического бытия субъектов. Общая цель психоаналитических трудов заключается в освобождении индивидуумов от разнообразных бессознательных пределов, порождающих мучение и блокирующих прогрессивное развитие. Первоначально развитие психоанализа шло исключительно в качестве метода излечения от неврозов и учения о неосознаваемых процессах.

Современный психоанализ выделяет три направления, взаимосвязанных между собой, а именно психоаналитическая концепция, образующая фундамент для разнообразных практических подходов, прикладной психоанализ, устремленный на исследование культурных явлений и решение общественных задач и клинический психоанализ, направленный на оказание помощи психологического и психотерапевтического характера в случаях личностных затруднений либо нервно-психических нарушений.

Если во время Фрейдовского творчества были особо распространены концепция влечений и теория инфантильного полового влечения, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений выступают эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим постоянно трансформируются техники психоанализа.

Современная психоаналитическая практика вышла уже далеко за пределы лечения невротических состояний. Невзирая на то, что симптоматика неврозов, как и прежде, считается показанием для использования классической техники психоанализа, современное психоаналитическое учение находит адекватные способы оказания помощи индивидам с разнообразной проблематикой, начиная от обыденных затруднений психологического характера и заканчивая тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее популярными ответвлениями современной психоаналитической теории считаются структурный психоанализ и неофрейдизм.

Структурный психоанализ — это направление современного психоанализа, базирующееся на смысле языка для оценки бессознательного, характеристики подсознательного и с целью лечения психоневрологических заболеваний.

Неофрейдизмом также именуют направление в современной психоаналитической теории, возникшее на фундаменте реализации постулатов Фрейда о бессознательной эмоциональной мотивации деятельности субъектов. Также всех последователей неофрейдизма объединяло стремление переосмыслить теорию Фрейда в сторону ее большей социологизации. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивизм и половой детерминизм, также придавали бессознательному меньшее значение.

Развитие психоанализа, таким образом, привело к возникновению многочисленных модификаций, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако всех последователей психоанализа связывает признание суждения о «сознательном и бессознательном».

В самом общем понятии– это стремление объяснить тайные причины тех или иных действий и мнений. Большая часть людей даже не задумывалась о том, что сознание – это лишь малая толика от всей психики. За его пределами расположилась мощная психическая машина, которая сформировывалась на протяжении долгих тысячелетий и работа которой недоступна самосознанию, точно также, как недоступно наблюдение за работой своей печени или других жизненно необходимых органов. Но как раз в этой глубоко спрятанной, бессознательной области психики таится начальный исток многих наших мыслей и ощущений.

Что представляет собой психоанализ?

Тут сочетается духовное и физическое. Психические несоответствия нормам перерастают в болезнь организма. Также здесь же составляются симпатии либо антипатии к конкретным особям, истоки ссор, которые порой так сложно разобрать. В бессознательном созревают все наши самые главные решения, намечаются побуждения как к геройским,так и к преступным деяниям, которых совсем не ждет ни тот, кто воплотит их в жизнь, ни его ближние. Все общественные, личные отношения, психология масс – все это строится на бессознательных мотивах.

Задачи психоанализа.

Первая и, пожалуй,самая основная цель психоанализа – это толкование того противоречивого, которое появляется в голове человека и в его отношениях с окружающими. Понятно, что психоанализ совершают все особи как с нормальной, так и с отклонившейся психикой, стоит им столкнуться только с чем-то, задевающим их натуру. Определение психоанализа в специальную и целенаправленную категорию, которая может представлять собой терапевтическое общение доктора со своим пациентом появилось уже в 20 веке – наверное из-за того, что сильные и неожиданные перемены в общественных отношениях людей привели многих из них к психическим дискомфортам различного рода.

В процессе урбанизации, повышающейся мобильности, стремительного культурного развития и прочих процессах, изменились устоявшиеся психологические связи в обществе. Появились не имевшие похожего в прошлом времени ощущения потери жизненного смысла, непреодолеваемого барьера поколений, одиночества и ненужности, невозможности к реализации своего я. Из-за всего перечисленного повысилось количество , болезней психического рода, преступлений в состоянии аффекта, самоубийств, все конфликты стали острее. Психоанализ в качестве медицинского направления и раздела психологии появился тогда, на заре ХХ века. Он не был только изобретением науки, принадлежащим гениальному уму. Он помимо этого стал ответом на социологические изменения, которые потребовали специальной личностной адаптации в ситуации возникшего отдаления людей и опасной конфликтности.

Вся неповторимость психоанализа сотоит в том, что он появился на грани, связывающей медицину, науку и общение. Этим также можно объяснить и его научную революционность, сверхсильный интерес к нему массовой общественности а также ряд обвинений, упреков, решений о безнравственности и обмане, которые отовсюду повалились на бедных психоаналитиков. Психоанализ распахнул двери в новую эру человеческого самопознания.

История психоанализа.

Тернистая дорога развития психоанализа необычна и своеобразна. Встреченный упреками и недоверием в академических кругах, он, по прошествии определенного времени, заполучил популярность, которую по масштабам можно сравнивать только с известностью марксизма,например, и разных мировых религий. Будучи придуман своим изобретателем как метод излечения от неврозов и теория духовного развития, психоанализ скоро стал философией каждого человека и целой культуры, оказался в самом эпицентре общественной и политической жизни. Можно прибавить, что в нацистской Германии рукописи великого Фрейда были уничтожены огнем, а в СССР – спрятаны в специальные хранилища. Уже в 20 веке психоанализ стал известен на весь мир.

Некоторые рукописи Фрейда и его последователей были изданы в 20-30 годы в русской версии в основанной профессором. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке». На протяжении нескольких десятков лет психоанализ был официально запрещен. И только к середине 80-х годов повсеместно начали издаваться книги Фрейда, Юнга, Адлера и других бессмертных психоаналитиков. Знакомство со структурой личности и наукой психоанализа ни для кого не пройдет бесследно, любой человек, поняв его суть, превращается в более искушенного, более самокритичного, менее склонного к слепому доверию рекламе, броским плакатам, идеологическим лозунгам. Психоанализ взращивает в людях контроль над собой,терпимость, ответственность, уважение своей и чужой свободы. А это именно те необходимые качества, в которых мы наиболее всего нуждаемся и по сей день.



Просмотров