Психология Тела. Мышечный панцирь

Для расслабления телесной «брони» разработан ряд техник, включающих в себя: прямые манипуляции с телом; работу по имитированию и провоцированию эмоциональных состояний; выполнение специальных движений и физических упражнений; работу над освобождением звука при эмоциональных напряжениях.

Что такое характер?

По определению Райха, характер состоит из привычных человеку положений и отношений а также реакций на различные ситуации. Характер включает в себя сознательное отношение и ценности, уникальный для каждого стиль поведения (застенчивость, агрессивность, и т.д.), манеры движения, различные привычки. Наши “манеры поведения”, как форма общения всегда на порядок правдивы того, что мы говорим. Каждый из нас может говорить неправду, заставить же свое тело врать – задача, которая по силам лишь немногим. Понятие характера впервые появилось у Фрейда в 1908 в его труде “Характер и анальный эротизм”. Райх разработал это понятие и стал первым аналитиком,который использовал природу и функции характера в работе со своими пациентами вместо того чтобы анализировать симптомы.

Характерный панцирь

Характер – создает защиту против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными ceксуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Первая защита против этого страха - подавление которое временно обуздывает сексуальные импульсы. Когда эти эго защиты укореняются, становятся постоянными, действующими автоматически, устанавливаются характерные черты или характерный панцырь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связный паттерн Эго. “Установление характерной черты… указывает на разрешение проблемы регрессии: это либо делает процесс подавления ненужным, либо превращает однажды установленное подавление в относительно ригидную, принятую в Эго, формацию”.

“Конфликт, который действовал в определенный период жизни, всегда оставляет свои следы в характере, в форме ригидности”

Характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие, состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональные страхи и фобии) переживаются как чуждые человеку, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или патологической, как невротические симптомы. Характерный защиты очень хорошо рационализированы человеком и переживаются как часть его самого,поэтому очень трудно поддаются удалению.

Освобождение (распускание) мускульного панциря

Райх считал что каждое характерное отношение человека соответствует физической позе и что харктер человека выражается его теле, в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Он начал прямо работать с расслаблением мускульного панциря в соединении с аналитической работой. В хоэе работы он обнаружил, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Психиатрическая работа Райха все более перемещалась в освобождение эмоций (удовольствие, гнев, волнение) посредством работы с телом. Он находил, что это ведет к гораздо более интенсивному переживанию инфантильного материала, раскрываемого в анализе.

“Ригидность мускулатуры – соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования”.

Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позы пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана в это части тела. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. “В конце концов я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т.п.). “Панцирь может быть поверхностным или лежащим глубоко, мягким, как шубка, или твердым, как железо. В любом случае его функция – защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию”. …Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации е раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления”. В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных биологических, возбуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь – одно и то же.

“Панцирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечные панцирем. Эта функциональная тождественность означа-ет не что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате; они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны”.
Генитальный характер

У Фрейда термин “генитальный характер” определял уровень психосексуального развития. В специфической трактовке Райха это означает достижение оргастической потенции. “Оргастическая потенция – это способность отдаться потоку биологической энергии без всякого подавления, способность полной разрядки накопленного сексуального возбуждения в непроизвольных, приносящих удовольствия движениях тела”. Райх находил, что по мере того, как его пациенты распускают свой naнцирь и развивают оргастическую потенцию, многие стороны личности спонтанно изменяются.

“Я говорю на основании огромного клинического опыта, что лишь в немногих случаях в нашей цивилизации половой акт основан на любви. Вмешивающиеся гнев, ненависть, садистические эмоции и состязательность совершенно неотделимы от половой жизни современного человека”.

Вместо жесткого, ригидного невротического контроля индивидуумы развивают способность саморегуляции. Райх противопоставлял естественную саморегуляцию индивидуумов принудительной морали. Естественный индивидуум поступает в соответствии со своими склонностями и чувствами, а не следует внешнему набору требований, установленных другими.

После райхианской терапии пациенты, которые ранее были склонный к невротическому промискуитету (сексуальной неразборчивости), обретали большую чувствительность, способность к привязанности и спонтанно начинали стремиться к более продолжительным и полноценным отношениям.

“Вы не “ведете борьбу” за то чтобы ваше сердце билось или ноги двигались, точно так же не ведется “борьба” за искание правды. Истина – в вас, она работает в вас так же, как работает ваше сердце или ваши глаза – лучше или хуже, в зависимости от состояния вашего организма”.

Те же, состоял в бесплодных, лишенных любви браках, обнаруживали, что не могут вступать в половые отношения из одного только чувства долга. Генитальный характер не заключен в тюрьму своего панциря и психологических защит. Он способен защитить себя, если это необходимо во враждебном окружении. Но эта защита осуществляется более или менее сознательно и может быть снята, когда она перестает быть необходимой.

Райх писал, что генитальный характер – это человек, проработавший свой эдипов комплекс так, что этот материал не подавляется и не обладает сильным зарядом. “Суперэго становится “утверждающим сексуальность”, и таким образом действует в гармонии с Ид. Генитальный характер способен свободно и полно переживать сексуальный оргазм, полностью разряжая имеющееся либидо. Кульминация сексуальной активности характеризуется способностью отдаться сексуальному опыту, непроизвольным движениям, которые не блокируются, в отличие от принужденных, даже насильственных движений индивидуума, защищенного панцирем.
Биоэнергия

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто по-рождает особые физические ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической энергии.

Райх также полагал, что мобилизация и разрядка биоэнергии - существенные стадии в процессе сексуально-го возбуждения и оргазма. Он назвал это “формулой оргазма”, четырехчастным процессом, характерным для всех живых организмов: механическое напряжение – биоэнергетический заряд – биоэнергетический разряд – механическое расслабление.

В результате физического контакта в обоих телах накапливается энергия, которая в конце концов разряжается в оргазме, являющемся по существу феноменом биологической разрядки:

  • сексуальные органы наполняются жидкостью – механическое напряжение;
  • в результате возникает интенсивное возбуждение – биоэнергетический заряд;
  • сексуальное возбуждение разряжается в мышечных сокращениях – биоэнергетическая разрядка;
  • наступает физическая релаксация – механическое расслабление.

Оргоническая энергия

Интерес к физическому функционированию пациентов привел Райха к лабораторным экспериментам по физиологии и биологии, и, в конечном счете, к физическим исследованиям. Он пришел к убеждению, что биоэнергия в индивидуальных организмах – лишь один из аспектов универсальной энергии, “присутствующей во всех вещах. В термине “оргон”, “органическая энергия” он соединил корни “организм” и “оргазм”. “Космическая оргоническая энергия функционирует в живых организмах как специфическая биологическая энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выражается в эмоциях так же, как и в чисто биофизических движениях органов”.

Широкие исследования Райхом оргонической энергии и смежных тем игнорировались большинством критиков и ученых. Его открытия противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии; кроме того, в его работе есть и экспериментально слабые места. Вместе с тем его результаты никогда не были опровергнуты или даже тщательно проверены и серьезно рассмотрены кем-либо из уважаемых ученых. Один из психологов, работавших е Райхом, отмечает: “В течение более чем двадцати лет с тех пор, как Райх объявил об открытии оргонической энергии, не было сообщения о достойном доверия повторении ни одного определяющего эксперимента, который бы опроверг результаты Райха… Факт состоит в том, что несмотря на насмешки, поношения и попытки ортодоксов “похоронить” Райха и оргономику (а частично благодаря им), ни в одной научной публикации нет опровержения его экспериментов, тем более – систематического опровержения огромной научной работы, подтверждающей его положения”.

Оргоническая энергия обладает следующими, основными свойствами:

  1. она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;
  2. она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации, даже в вакууме;
  3. она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;
  4. она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях;
  5. высокая концентрация оргонической энергии привлекает оргоническую энергию из менее концентрированного окружения (что “противоречит” закону энтропии);
  6. оргоническая энергия образует единицы, становящиеся центрами творческой деятельности. Это могут быть клетки, растения и животные, а также облака, планеты звезды, галактики.

Психологический рост

Райх определяет рост как процесс рассасывания психологического и физического панциря, постепенного становления более свободным и открытым человеческим существом, обретение способности наслаждаться полным и удовлетворяющим оргазмом. Райх утверждал, что мышечный панцирь организуется в семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций выражения. Эти сегменты образуют ряд из семи приблизительно го-ризонтальных колец под прямым углом к туловищу и позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца панциря формируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Райх указывает, что не случайна в нашей западной культуре сформировалось утвердительное движение головы вверх-вниз, в направлении потока энергии по телу, отрицательное же движение головы из стороны в сторону – это пересекающее поток движение образования панциря, защиты.

“Можно выбраться из ловушки. Однако чтобы выбраться из тюрьмы, нужно понять, что ты в тюрьме. Ловушка - это эмоциональная структура человека, его характерная структура. Мало пользы в изобретении систем мысли по поводу природы ловушки; единственное, что нужно, чтобы выбраться – знать ловушку и найти выход».

Защита служит ограничению как свободного потока. энергии, так и свободного выражения эмоций в индивидууме. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой. “В охваченном защитным панцирем человеческом организме оргонная энергия связывается в хронических мышечных зажимах. После распускания панцирного кольца оргон в теле не сразу начинает протекать свободно… По мере того, как распускаются первые панцирные блоки, мы обнаруживаем, что оргонные потоки и ощущения, выражение “давления”, “отдавания” развиваются все больше. Однако все еще остается защита, мешающая полному развитию”.

Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз; и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно действовать отдельно.

“В конечном счете в самосознании и в стремлении к совершенствованию знаний и полной интеграции биологического функционирования космическая оргонная энергия осознает себя”.

Три типа средств используются для распускания панциря:

1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;

2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (посредством давления’, защипывания и т.п.), чтобы расслабить их;

3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.

Глаза.

Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и “пустом” выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону.

Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Челюсть, может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

Этот сегмент включает глубокие мышщы шеи язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи не возможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.

Грудь.

Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, шею: грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, рушить бить, чтобы страстно достигать чего-то.

Диафрагма.

Этот сегмент включает диафрагму, сол-нечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).

Живот.

Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он “мертвый» и несексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом.

“… основной критерий психического и вегетативного здоровья – способность организма действо-вать и реагировать как целое, с точки зрения биологических функций напряжения и разрядки… нарушения восприятия себя реально исчезают лишь после того, как полностью развивается рефлекс оргазма”.

Райх обнаружил, что по мере того, как пациенты обретают способность пол-ной “генитальной отдачи”, фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни. “Когда посредством терапии восстанавливается единство оргастического рефлекса, вместе с ним возвращается и чувство глубины и искренности, ранее утерянное. В связи с этим пациенты вспоминают период раннего детства, когда единство ощущения тела еще не было утрачено. Глубоко тронутые, они рассказывают, как маленькими детьми они чувствовали единство с природой, со всем вокруг себя, как они чувствовали себя “живыми”, и как впоследствии это было разбито в куски и разрушено обучением”.

“Змея - символ фаллоса и одновременно биологически первичного движения - предлагает Еве искусить Адама… “Кто будет есть от древа познания, познает Бога и жизнь, и будет наказан”,- предупреждают нас. Знание закона любви ведет к знанию закона жизни, а знание закона жизни ведет к познанию Бога».

Такие люди начинают чувствовать, что ригидная мораль общества, которая раньше казалась им само собой разумеющейся, становится чуждой и неестественной. Изменяется заметно и их отношение к работе. Те, кто делал свою работу механически, начинают искать новую, более живую работу, соответствующую их внутренним потребностям и желаниям. Те же, кто интересуется своей профессией, обретают новую энергию, интерес и способности.

Препятствия росту. Защитный панцирь

Защитный панцирь - основное препятствие для роста по Райху. “Зажатый своим защитным панцирем индивидуум не способен распустить его. Он не способен также выразить простейшие биологические эмоции. Ему знакомы лишь ощущения щекотки, а не оргонического удовольствия. Он не может испустить вздоха удовольствия или имитировать его. Если он попытается – это будет стон, сдавленное рычание или импульс рвоты. Он не способен испустить гневный крик и даже изобразить удар кулаком по кушетке”.

“Я обнаружил, что люди реагируют интенсивной ненавистью на всякую попытку нарушить невротическое равновесие, поддерживаемое их защитным панцирем”.

Райх полагал, что процесс создания защитного панциря создал две ложные интеллектуальные традиции, образующие основу цивилизации: мистическую религию и механистическую науку. Механицисты столь хорошо защищены, что потеряли ощущение собственного жизненного процесса и внутренней природы. Они поражены глубинным страхом глубокой эмоциональности, жизненности, спонтанности, и стремятся создавать ригидные механические представления о природе, интересуясь преимущественно внешними объектами естественных наук. “Машина должна быть совершенной. Отсюда следует, что мышление и действия физика должны быть “совершенными”. Перфекционизм - сущностная характеристика механистического мышления. Оно не признает ошибок, неуверенность неопределенности, неясные ситуации избегаются… Но применении к природе это неизбежно ведет к ошибка» Природа неточна. Природа действует не механически, функционально”.

Мистики не столь полно порабощены своей защитой, они остаются частично в соприкосновении со своей жизненной энергией и способны на великие прозрения благодаря этому частичному контакту со своей внутренней природой. Однако Райх считал эти прозрения искаженными аскетическими и антисексуальными тенденциями мистиков, отрицанием ими собственной физической природы и потерей контакта с собственным телом. Они отрицали происхождение жизненной силы в собственном теле и поместили ее в гипотетической душе, которую они полагали лишь слабо связанной с телом.

“Только мистики, далекие научных взглядов, всегда сохранили контакт с функцией жизни. Поэтому жизнь стала сферой мистицизма, серьезные естественные науки отказались заниматься ею”.

“Разрушение единства телесных чувств посредством подавления сексуальности и постоянная жажда восстановления контакта с собой и с миром -субъективно основа отрицающих секс религий. Бог – это мистическая идея вегетативной гармонии самости с природой”.
Подавление сексуальности

Другое препятствие росту – социальное и культурное подавление естественных инстинктов и сексуальности в индивидууме. Райх считал его основным источником неврозов. Это подавление осуществляется в течение трех ос-новных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни. Младенцы и маленькие дети попадают в невротическую, авторитарную и подавляющую секс семейную атмосферу. Относительно этого периода жизни Райх воспроизводит фрейдовские наблюдения, касающиеся негативного действия родительских требований по поводу туалетного воспитания, самоограничения, “держания себя в руках”, “хорошего” поведения.

В период полового созревания подростки лишены реальной сексуальной жизни; мастурбация запрещается. Что еще важнее, общество в целом не дает подросткам найти значимую, осмысленную работу. Неестественный стиль жизни делает для подростков особенно трудным вырастание из инфантильной привязанности к родителям.

“Деструктивность, заложенная в характере, не что иное, как гнев по поводу фрустрации вообще и лишения сексуального удовлетворения в частности”.

Наконец, будучи взрослыми, большинство людей оказываются в ловушке принудительного брака, к которому они не готовы сексуально из-за требования предбрачного целомудрия. Райх указывает также, что брак в нашей культуре содержит в самом себе неизбежный конфликт. “Каждый брак внутренне разрушается в результате возрастающего конфликта между сексуальными и экономическими. нуждами. Сексуальные потребности могут удовлетворяться с одним и тем же партнером лишь ограниченное время. Экономическая зависимость, моральные требования и обычаи, с другой стороны, заставляют продолжать отношения. Этот конфликт – основа семейных страданий”. Возникающая семейная ситуация создает невротическую атмосферу для следующего поколения.

Райх утверждает, что индивидуумы, выращенные в атмосфере, отрицающей жизнь и секс, создают в себе страх удовольствия, представленный их мышечным панцирем. “Панцирь характера - основа одиночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответственности, мистических стремлений, сексуальных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности неестественных патологических типов”. “То, что живо, – само по себе – разумно. Оно становится карикатурой, если ему не дают жить”.

Райх не испытывал оптимизма относительно возможного эффекта своих открытий. Он полагал, что большинство людей в силу своих мощных защит не будут способно понять его теорию и будут искажать его идеи. “Учение живой Жизни, подхваченное и искаженное человеком защитном панцире, будет последним несчастьем для всего человечества и его институтов… Наиболее вероятным следствием принципа “оргастической потенции” окажется распространение пагубной философии… Как стрела, выпущенная из границ туго натянутой тетивы, искание скорого, легкого и ядовитого генитального удовольствия разрушит человеческое общество”.

Защитный панцирь отрезает нас от нашей внутренней природы, но также и от социальных страданий вокруг нас. “Из-за трещины в современном человеческом характере природа и культура, инстинкт и мораль, сексуальность и успех считаются несовместимыми. Единство культуры и природы, работы и любви, морали и сексуалъности остаются несбыточной мечтой, пока человек отвергает удовлетворение биологических требований естественной (оргастической) сексуальности. При этих условиях истинная демократия и ответственная свобода остаются иллюзией…”.

С точки зрения Телесно-Ориентированной Психотерапии всё наше тело условно делится на семь сегментов . И в каждом из этих семи сегментов притаились мышечные блоки. Мышечный блок - это комбинация зажимов на мышцах, препятствующая протеканию свободной энергии по телу.

Мышечные блоки бывают двух видов.

    Когда мышцы неадекватно напряжены, сжаты.

    Когда мышцы неадекватно расслаблены, расхлябаны (встречается реже).

Мышечный панцирь - это тело человека, которое «перекорёжено» семью блоками - где больше, где меньше.

Мышечный панцирь составляют семь сегментов:

    Глазной;

    Челюстной;

    Горловой;

    Грудной;

    Диафрагмальный;

    Брюшной;

    Тазовый.

Вильгельм Райх (практические упражнения)

«Телесно-ориентированная психотерапия особенно эффективна в лечении психосоматических заболеваний, неврозов, посттравматических состояний, стрессовых расстройств, депрессий. Телесно-ориентированная психотерапия показана также для решения задач личностного роста, повышения личной эффективности, самореализации и коммуникации, расширения самосознания, улучшения общего самочувствия». Это кратко и почти, клинически))))))

Упражнения Райха «распускают» мышечный панцирь с помощью двух вещей:

    Непосредственного воздействия на напряжённую мышцу (сжатием - до наступления запредельного торможения);

    С помощью принятия и осознанного переживания ещё раз той эмоции, которая была скрыта и упрятана в мышечный зажим.

Упражнение Райха для приобретения телом навыка глубокого брюшного дыхания

Все предлагаемые мною упражнения созданы для самостоятельной работы клиента и не требуют работы с психотерапевтом в паре. Подобные упражнения я бы ни в коем случае не выложила в открытый доступ, так как их выполнение дома без специалиста либо очень опасно, либо просто бесполезно. Я отдаю предпочтение тем упражнениям, которые человек может выполнить в одиночку, иногда даже сидя на работе. Все они - безопасны. Хотя, вспомним пословицу: «Заставь дурного Богу молиться...» Прошу Вас не уподобляться этому дурному из старой пословицы. Редкие упражнения (но замечательные!) требуют парного действа - то есть, ассистента, которым легко может быть Ваш родственник или приятель.

Это же упражнение из тех, что выполняются в одиночку. Итак...

Лягте на спину. Обе руки положите на живот. (Мизинцы лежат чуть выше пупка). Вдыхайте и выдыхайте. Затем на протяжении каждого вдоха начинайте сильно надавливать руками на живот. Как бы сопротивляясь вдоху. Мышечный панцирь в этом месте распускается, и скоро Вы «научитесь» брюшному дыханию. То есть оно появится само, как только распустится Ваш мышечный панцирь, не дававший нормально дышать.

И помните: «Ничего - слишком». Особенно если речь идёт о телесно-ориентированной психотерапии.

Упражнение телесно-ориентированной психотерапии из вегетотерапии Райха по снятию мышечного блока с глазного сегмента (распускание мышечных блоков в глазном сегменте)

Для начала - совсем немного теории. Теоретик телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх учил: мышечный панцирь формируется не сразу и не вразброд, а целеустремлённо - снизу - ровно вверх. То есть в детстве, первыми у человека возникают блоки в нижних сегментах тела. А когда человек вырастает, у него формируются блоки уже на вышележащих сегментах его тела. Это примерно происходит, как окаменение или превращение в сказках или «Метаморфозах» у античного поэта, собирателя фольклора - Овидия. Помните? Человек превращается в камень, скалу или дерево, начиная с ног. Потом каменеет до пояса. Потом шевелятся только губы. Потом он весь становится деревом или камнем. А когда человека расколдовывают младшие братья, Персеи и другие рыцари? Сначала начинают шевелиться зрачки, потом - губы, потом человек оттаивает весь.

Вот так и у Райха, хотя он сказками вряд ли увлекался, он был не «сказочный» психотерапевт. Заковывается в невротический мышечный панцирь ребёнок снизу. Снизу - вверх. Расковывается уже взрослым человеком, наоборот - сверху - вниз.

А почему?

А потому, что детские блоки на мышцах всегда связаны с глубинными интимными травмирующими переживаниями. Их развязать - труднее всего, они как хтонические чудища, таинственны, обитают в Тартаре, непонятны и стоглавы. Попробуй-ка с ними сразиться без учебки.

А взрослые блоки на мышцах (верхние) они всегда связаны с социальными травмами. Они не глубинные и не интимные и излечиваются проще всего. Потому они и излечиваются первыми. И поэтому мы с Вами начинаем всегда с глаз. (Если хотим заниматься упражнениями по телесно-ориентированной терапии).

Вот одно из таких упражнений.

«Гимнастика для глаз» - упражнение телесно-ориентированной терапии Райха

Просьба - сядьте на кресло удобно, так, чтобы стопы опирались на пол. Заземление - это первое требование телесно-ориентированной психотерапии. Не перекрещивайте ноги! Расстегните туго застёгнутые застёжки! Делайте все упражнения телесно-ориентированной психотерапии в проветриваемом помещении!

Упражнение состоит из шести частей. Все части упражнения выполняются до появления болевых симптомов - иначе блок не разобьётся. Однако!

При выполнении упражнения у Вас может начать кружиться голова, появиться тошнота. Это говорит о том, что у Вас очень сильный блок на глазном сегменте. Поэтому начинайте это упражнение с выполнения только его первой части, постепенно прибавляя остальные. У Вас НЕ ПОЛУЧИТСЯ сразу сделать всё, Вы просто упадёте в обморок. Но не пугайтесь, накапливайте все части этого упражнения постепенно. Выполняйте его очень медленно и плавно, но с силой. И, конечно же - регулярно. Лучше, если Вы начнёте делать это сами в домашних условиях, потому что, придя к телесно-ориентированному терапевту, Вы просто потеряете время и деньги, если будете настолько не готовы к полноценному выполнению всех заданий. Это упражнение Вам - на месяц.

Первая часть упражнения Райха

Зажмурьтесь изо всех сил и немного помассируйте (постукивающими и прижимающими движениями) веки и кожу вокруг век, виски. Расслабьте эту зону. Зажмурьтесь из всех сил (до болевых ощущений) на пять-шесть секунд. Затем, так же с максимальным напряжением, вытаращите глаза. Тоже на пять-шесть секунд.

Проделайте это упражнение три-четыре раза. (Один раз для начала)

Вторая часть упражнения Райха

В этом и последующем упражнениях работают только глазодвигательные мышцы, а не голова. Головой крутить нельзя. Отведите глазные яблоки влево до упора. Потом вправо. Потом опять влево. Делайте это максимально медленно и плавно. Это упражнение выполняется десять раз (в идеале).

Третья часть упражнения Райха

Сделайте то же самое движение (до предела) глазными яблоками, но в направлении «сверху-вниз-наверх опять». Десять раз. В идеале. Голова опять стоит на месте, работают глазодвигательные мышцы. Напоминаю, упражнение делается до боли в мышцах - примерно, как балетный экзерсис у станка.

Четвёртая часть упражнения Райха

Плавно, по всей окружности глазницы, максимально отводя глаза к векам, вращаем глазами. Делаем это упражнение десять раз по часовой стрелке и столько же раз - против часовой.

Пятая часть упражнения Райха

Повторяем первое упражнение («зажмуривание-вытаращивание» глаз.

Шестая часть упражнения Райха

Сидим с закрытыми глазами и наблюдаем за своими ощущениями. Релаксация. Пять минут.

Для этого упражнения нормально не только испытывать головокружение. Нормальным считается также, если Вы почувствуете какой-то дискомфорт (напряжение) в челюстях (в челюстном сегменте) или в горле. Это происходит оттого, что все мышечные зажимы взаимосвязаны и, разбивая один, мы затрагиваем и другие. Это упражнение - целенаправленно воздействует на конкретные мышечные блоки и зажимы. Иначе избавиться от них практически невозможно.

Дорогу осилит идущий!

Вегетотерапия В. Райха – это первое и основное направление в телесно-ориентированной психотерапии , в которой психологические проблемы клиента рассматриваются в связи с особенностями функционирования его организма и решаются посредством воздействия на тело.

Кроме вегетотерапии В. Райха к телесно-ориентированной терапии относится биоэнергетический подход А. Лоуэна (ученик Райха) и биосинтез Д. Боаделлы.

Вильгельм Райх (1897-1957) – выдающаяся личность, он прожил необычайно яркую жизнь, был не просто психологом, а тем великим ученым, который стремится объединить все знания о человеке, чтобы помочь ему стать счастливым.

В. Райх в 50-х года ХХ века создал аппарат под названием «оргонный аккумулятор». Прибор этот мог стать панацеей от всех болезней , в частности, Райху удавалось, применяя аппарат, избавлять клиентов от онкологических заболеваний, эпилепсии, астмы.

За изобретение этого самого аппарата психолог и поплатился жизнью : был арестован и вскоре, в возрасте шестидесяти лет умер в тюрьме от сердечного приступа. Правительству США (в этой стране в конце жизни находился психолог) не понравился «слишком умный ученый».

Сначала Райх просто не получил лицензию на производство аппарата, но продолжил свою работу (хотя власти ему запретили), а уже после ареста «непослушного» ученого все, уже созданные оргонные аккумуляторы, а также чертежи к ним, материалы, публикации, записи ученого, хоть каким-то образом относящиеся к изобретению, были уничтожены.

Но это было в конце жизни психолога. А родился Вильгельм в еврейской семье в с. Добряничи (сегодня это территория Украины, а в 1987 г. Австро-Венгрии). Его отец воспитывал детей в немецких традициях (в семье все говорили только по-немецки) и приобщал к западной культуре.

Вильгельм обожал свою мать и боялся отца. Когда ему было 14 лет, он застал мать вместе с любовником (своим домашним учителем) и рассказал все отцу. На следующий деть мать покончила жизнь самоубийством, отец не смог прожить без нее долго, искал смерти и умер через несколько лет. Еще через какое-то время умер и брат Вильгельма.

В возрасте 17 лет Райх остался совсем один, всю оставшуюся жизнь он пытался, но по видимому, так и не смог простить себе смерть любимой матери.

После была служба в армии во время Первой мировой войны и переезд в Вену. Там Райх познакомился со своей первой женой, поступил в медицинскую школу Венского университета и заинтересовался модным тогда психоанализом . В результате Райх становится членом Венского психоаналитического сообщества и начинает психоаналитическую практику.

В Вене в 1922 году случилась судьбоносная встреча, определившая весь творческий путь В. Райха. Он познакомился и стал клиническим ассистентом самого З. Фрейда!

В. Райх – ученик Фрейда, неофрейдист. Как многие другие соратники Фрейда спустя какое-то время, он обособляется от учителя, создает собственное направление в психологии.

Райх разошелся с Фрейдом во взглядах и понимании психической природы человека, а еще два великих ученых не нашли общий язык потому, что Райх был бунтарем по натуре и, к тому же, рьяным марксистом.

Далее были десятилетия упорного труда на фоне разворачивавшихся страшных событий в мировой истории. Ни на кого не похожий, революционер и новатор, опережавший не только свое, но и даже наше, сегодняшнее время, В. Райх не нравился никому.

Райх еще два раза женился, жил в Германии, Дании, Швеции, Норвегии и США, но нигде и ни у кого не встретил должного понимания и поддержки. Он не нравился ни фашистам, ни коммунистам, и даже в Америке, которую представлял самой свободной страной, он оказался под запретом.

Уничтожив изобретателя и главное его изобретение, властям США все же не удалось уничтожить новое течение в психологии – вегетотерапию.

Но и в наши дни вегетотерапию В. Райха называют псевдонаукой, а самого ученого не воспринимают всерьез. Официальная наука критикует Райха в основном из-за того, что его теория не подтверждается общепризнанными научными методами, и, что еще более важно, противоречит известным законам физики! Естественно, намного легче назвать теорию Райха лженаукой, нежели пересмотреть базовые законы физики.

Мышечный панцирь

Наблюдая за пациентами доктора Фрейда, а после и за своими собственными клиентами, В. Райх заметил, что у людей со схожими психологическими пробелами, схожий характер, и что наиболее важно, есть физическое сходство. Фрейд анализировал симптомы, с которыми приходили к нему пациенты, Райх – характер человека в целом.

Это наблюдение подтолкнуло психолога к базовой идее его теории – характер человека связан со строением его тела .

Характер по В. Райху это не только совокупность привычных установок, отношений, паттернов поведения, идей и ценностей человека, но и его привычные позы, жесты, движения и строение тела.

Все внутренние негоразды и подавленные эмоции выражаются и отражаются в телесных проявлениях, главным образом в мышечных зажимах, то есть в местах постоянного напряжения мышц.

Хронические мышечные зажимы в разных частях тела в совокупности складываются в то, что Райх называл характерологическим мышечным панцирем человека.

Мышечный панцирь – «броня» человека от внешнего мира, он защищает, но в тоже время мешает быть собой и наслаждаться жизнью. Там где зажаты мышцы, там же зажаты и чувства, мысли, инстинкты.

Мышечный зажим – это состояние хронического напряжения группы мышц, ответственных за выражение эмоций.

Когда подавляются эмоции (а они подавляются часто, так как прямо выражать себя зачастую нельзя в цивилизованном обществе), возникает сильное нервное напряжение, сковывающее мышцы тела. Они становятся ригидными и в итоге так и остаются зажатыми на долгие годы.

Как и З. Фрейд, В. Райх придавал большое значение сексуальности . Но, в отличие от Фрейда, он считал, что общество виновато в том, что человек вынужден страдать из-за разрыва между моралью и инстинктивными порывами. Райх полагал, что в основе любого невроза лежит сексуальная неудовлетворенность, обусловленная табуированием темы секса.

Характерологический мышечный панцирь нарастает еще в детве . Он есть у каждого. Рождаясь свободным, готовым к любви и творчеству, человек все жестче и жестче «затягивается ремнями» морали, науки, религии. Креативный и любознательный ребенок учится реагировать одинаково, стандартно, типично, культурно, самое главное – учится скрывать себя, не выделяться, быть как все.

Райх выделял три главных табуированных в обществе и оттого подаваемых сознанием психических явления:

  • гнев,
  • страх и его производная – тревожность,
  • сексуальное возбуждение.

Эти естественные, но «неприличные» порывы блокируются не только сознанием, но и телом. Если человек постоянно скрывает одно и то же чувство, у него формируется мышечный зажим, сначала один, а потом по всему телу.

Семь сегментов мышечного панциря

Взрослый человек оказывается зажат в «клетке» своего тела и что самое плохое принимает это как норму. Реагируют люди на телесные проблемы только тогда, когда они переходят в разряд серьезных заболеваний, а если осанка деформирована, плечи постоянно напряжены и приподняты или стал образовываться горбик на спине – ничего страшного.

Чтобы человек стал свободным и открытым, вернул себе способность наслаждаться жизнью, он должен совершить психологический рост .

Психологический рост Райх понимал как процесс постепенного распускания семи сегментов физического панциря.

Защитные сегменты мышечного панциря :

  1. Глазной. Включает мышцы глаз и лба. Глаза смотрят, словно в никуда, в одну точку, сквозь, лоб часто неподвижен. Наличие зажима мышц глаз выражается в проблемах со зрением. Этот сегмент панциря образуется, когда человек не хочет видеть всего происходящего вокруг, боится взглянуть в будущее или прошлое. Подавляемая эмоция – страх .
  2. Оральный . Рот, подбородок, горло, затылок. Челюсти постоянно сжаты или расслаблены (рот приоткрыт). Этот сегмент удерживает те эмоции, которые провоцируют плач, крик, кусание, сосание, гримасничанье, главным образом это эмоции гнева и сексуального возбуждения.
  3. Шейный . Ригидность мышц шеи и языка. Подавляется гнев и его выражения: крик, вопль, плач, рвотный рефлекс. Зажатый шейный сегмент не позволяет человеку высказываться, выражать себя.
  4. Грудной. Плечи, лопатки, грудная клетка, руки и кисти рук. Этот сегмент уникален тем, что здесь сдерживаются все эмоции . Сдерживается дыхание, а дыхание – это жизнь. Подавляющее большинство людей даже не замечают, как часто они не дышат или дышат очень поверхностно. В груди блокируются как смех и страсть, так гнев, страх и печаль.
  5. Диафрагмальный. Диафрагма, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Удерживается сильный гнев .
  6. Брюшной. Мышцы живота и спины. Основная подавляемая эмоция – страх . Если зажаты боковые мышцы, подавлена злость и неприязнь, отсюда боязнь щекотки.
  7. Тазовый. Мышцы таза и ноги. Подавление гнева и, главным образом, сексуальной энергии (возбуждения, чувства сексуального удовольствия и удовлетворения).

Разрушение панциря и достижение нормального, свободного функционирования организма и психики должно происходить сверху вниз: от глаз к тазу.

По мере освобождения от панциря, высвобождается масса жизненной, вегетативной энергии. Эту энергию Райх называл оргонной.

Оргонная энергия

Оргонную энергию Райх изучал в своей лаборатории при созданном им институте Оргона (Нью-Йорк) в 40-50-х годах, хотя к этой идее пришел еще в 30-х ХХ века.

Оргонная энергия – это универсальная энергия жизни, вегетативная, биопсихичсекая энергия, основной компонент которой составляет сексуальная энергия (то, что Фред обозначал как «либидо»).

Райх пришел к выводу, что оргонная энергия циркулирует внутри человеческого организма от макушки до пяток и обратно, а также по периферии тела. Но свободно передвигаться она может лишь тогда, когда нет никаких мышечных зажимов, иначе происходит блокирование жизненных сил. Физическая ригидность – прямое следствие подавления эмоций. Напряжение мышц тела – это «смирительная рубашка» личности.

Верным признаком того, что мышечный панцирь сковывает человека, становится неспособность испытывать оргазм всем телом. Именно так, полностью всем своим существом, по мнению Райха, человек должен испытывать оздоравливающий и придающий сил оргазм, а не только ощущать его в районе гениталий, как это происходит обычно.

Свободный человек это, грубо говоря, человек без характера . У него нет стереотипных движений, шаблонных способов реагирования, нет таких «изюминок» характера как беспомощность, стремление к одиночеству, стеснительность, тревожность, неестественные страхи, боязнь ответственности, потребность в авторитете, мистические стремления, агрессивность, импульсивность, уступчивость, сексуальные извращения и прочее.

Самое главное, что обнаружил Райх, и что подтолкнуло его к созданию оргонного аккумулятора, это открытие, что энергия, которая является движущей силой жизни, находится не только внутри, но и снаружи. Она везде : в микроорганизмах, растениях, животных, человеке, атмосфере, в космосе и в вакууме! Она создает электромагнитное излучение в синем спектре цвета.

В некоторых местах концентрация оргона особенно высока. В частности, в сооружениях пирамидальной формы, а также в форме полусферы и луковицы. Неудивительно, что все культовые и сакральные сооружения имеют такую форму, как то египетские пирамиды, буддийские пагоды, православные церкви, мечети мусульман.

Райх хотел аккумулировать энергию оргона извне и направлять внутрь человеческого организма, для «подзарядки» и оздоровления . И у него это получалось! Но сам факт существования энергии, названной ученым оргонной, опровергал базовые законы физики.

Райх излечивал людей от многих болезней и говорил, что посредством аккумуляции оргона возможно существенно продлить человеческую жизнь.

Когда общественности стало известно изобретение Райха, одни стали признавать его гением, а оргонный аккумулятор – важнейшим открытием в истории медицины, не применять который было бы преступлением против человечества, а другие смеяться, объясняя целительные способности аппарата лишь эффектом плацебо.

Ну а закончилась эта история, как уже говорилось, смертью ученого и уничтожением всего, что бы было связано с оргонным аккумулятором.

К сожалению Райх умер до того как первый человек отправился в Космос и задолго до того, как астронавты стали возвращаться с фотографиями Земли, окруженной атмосферой, которая светится синим сиянием оргонной энергии.

Райх считал, что галактики созданы и приведены в движение оргоном. То, что ученые называют «темной материей Вселенной» является темно-синим светящимся ореолом галактик. В доказательство реальности энергии оргона Райх даже разработал метод запуска небольших летательных аппаратов с двигателями , работающими только на этой вездесущей, бесконечной, абсолютно доступной и бесплатной энергии жизни.

Наверное, психолог, который был одновременно и медиком, и физиком, и космологом сделал бы еще массу открытий, но был не угоден властьимущим и, как и многие гениальные ученые, опередил свое время по-видимому даже не на годы, а на века.

У Райха есть продолжатели, но их деятельность ангажированное научное сообщество не признает всерьез, результаты современных исследований оргона не публикуются в научных журналах, а относятся к разряду научной фантастики и лженауки.

Вегетотерапия: как распустить мышечный панцирь

Возвращаясь к вегетотерапии, первое и главное, что нужно обозначить, это ее цель – разрушение мышечного панциря и достижение нормального функционирования человеческого организма, в результате чего и будет разрешена та психологическая проблема, с которой обратился клиент к терапевту.

Техники вегетотерапии :

  • дыхательные,
  • массажные,
  • психоаналитические.

Телесно-ориентированный психотерапевт замечает проблемы клиента, еще даже не вступая с ним во взаимодействие. Не все, но многие телесные зажимы, наблюдаемы невооруженным взглядом. Уже по тому, как клиент зашел в кабинет и как сел на кресло, можно многое о нем рассказать.

Терапевт воздействует на зажатые мышцы: сильно сдавливает, сжимает, скручивает, пощипывает и так далее, то есть делает своеобразный глубокий массаж . Чтобы проработать внутренние мышцы, недоступные непосредственному воздействию, клиента просят кричать, произносить определенные звуки, плакать, кусать, рычать, имитировать рвоту, что-то бить, рвать, душить и так далее.

Многие клиенты не понимают и не замечают своих зажимов. В таких случаях терапевт старается довести их до абсурда, чтобы сделать заметными. Если клиент нервно дергает ногой, его просят дергать ею сильнее, интенсивнее, размашистее. И в итоге появляется осознание: эти движения похожи на избиение ногами, а, значит, за зажимом скрывается сильная агрессия и злоба.

Когда мышцы удается расслабить, происходит высвобождение оргонной энергии и человек начинает эмоционально реагировать, многое осознает и очень часто вспоминает значимые, но давно забытые события из жизни.

В этот момент важны методы психоанализа . Терапевт беседует с клиентом, помогает ему разобраться в возникших чувствах, желаниях и воспоминаниях. По мере разблокировки сегментов мышечного панциря (от глаз к тазу), вспоминаются главным образом травмирующие, негативные или ограничивающие свободу быть собой события из детства, а когда мышечный панцирь полностью сброшен, люди вспоминают себя совсем маленькими и при этом абсолютно счастливыми и ощущающими глубину единства со всем миром.

Родители не могут ни воспитывать и ни обучать детей, не могут не говорить: «Тихо! Не кричи!», «Не плачь! Что скажут люди?», «Не бесись! Ты меня позоришь!» и так далее. Без этого нет социализации, но приобщаясь к обществу, человек все дальше отдаляется от себя, от совей природы и предназначения.

Особая техника вегетотерапии – глубокое дыхание . Именно посредством дыхания человек получает оргонную энергию из атмосферы. Правильное дыхание – альтернатива массажной проработки мышечных зажимов.

«Продув» тело глубоким дыханием, можно избавить его от мышечного панциря и открыть путь для свободного тока оргонной энергии внутри организма.

Обычно вегетотерапевт сочетает все методы и техники для достижения лучшего результата. Естественно, что огромную роль играет также желание клиента понять, познать, помочь себе оздоровиться, то есть самостоятельная работа .

После прохождения курса вегетотерапии жизнь людей меняется в лучшую сторону кардинальным образом:


Вегетативная терапия Райха особенно эффективна при лечении неврозов, посттравматических расстройств, стрессов, депрессии, психосоматических заболеваний.

Этот человек искренне верил в марксизм, но был исключен из коммунистической партии. Он был талантливейшим психотерапевтом, но его выгнали из ассоциации психоаналитиков. Всю свою жизнь ученый посвятил тому, чтобы сделать людей счастливыми, однако разработанную им теорию до сих пор считают "псевдонаукой". Пренебрегая законами физики, сумасшедший доктор говорил о существовании вселенской энергии, скованной в человеческих телах мышечным панцирем. Вильгельм Райх умер за свои бунтарские идеи, так и не получив заслуженного признания.

Теоретические основы

Все люди рождаются свободными личностями, открытыми для любви и творчества. Однако родители и общество учат их действовать по правилам, сдерживать свои чувства, реагировать на ситуации стандартным образом. Так формируется характер, состоящий из привычных ценностей, установок, способов поведения.

В. Райх, ученик великого З. Фрейда, обратил внимание на связь характерных для людей поз, движений, жестов и психологических проблем, имеющихся у них. Он предположил, что вытесненные в процессе воспитания нежелательные эмоции (страх, гнев, сексуальное желание) являются причиной хронических зажимов в мышцах. Мышечный панцирь, по Райху, это заблокированные в теле эмоции. Таким образом человек защищается от внешнего мира, вытесняя из сознания недопустимые чувства. Но в то же время он теряет связь со своим "Я", перестает испытывать наслаждение от жизни.

Сегменты мышечного панциря

Выделил семь основных телесных блоков в организме человека:

  1. Глаза. Зажим выражается в "пустом" взгляде, неподвижности лба, проблемах со зрением. Наличие блока свидетельствует о страхе открыто взглянуть на происходящее. Часто человек боится смотреть в свое прошлое или будущее.
  2. Рот и челюсти. Они либо сильно сжаты, либо чересчур расслаблены. В этой области подавляются гнев, крик, плач, а также способность получать наслаждение от поцелуев.
  3. Шея. Если этот сегмент зажат, человек не может выражать себя. Здесь гасятся крики, вопли, рыдания.
  4. Грудь. Зажимы в области груди, плеч, лопаток, рук сковывают не только дыхание, но и все виды эмоций: страсть, гнев, смех, печаль, страх.
  5. Диафрагма. О наличии панциря говорит выгнутость позвоночника вперед. Когда такой человек ложится, между его спиной и кушеткой остается большой промежуток. Выдох ему дается труднее, чем вдох. Мышечный блок сковывает самый сильный гнев.
  6. Живот. Напряжение мышц поясницы свидетельствует о страхе перед внезапным нападением. Защитный панцирь по бокам глушит неприязнь к другим людям, злобу.
  7. Таз. Чем больше он вытянут назад, тем сильнее блок. Здесь подавляются сексуальность, удовольствие, кокетство и гнев.

Оргонная энергия

Фрейд говорил о наличии у человека "либидо" (сексуальной энергии). В. Райх пошел дальше. Он исследовал оргонную, или универсальную жизненную энергию, которая циркулирует во вселенной, а также внутри человека от макушки к пяткам и в обратном направлении. Однако наличие мышечных зажимов блокирует ее свободное течение, приводит к психологическим проблемам (агрессивность, страхи, застенчивость, чувство одиночества, сексуальные извращения и т.д.), спазмам кровеносных сосудов и различным физическим заболеваниям.

Если снять мышечный панцирь, человек исцеляется. Его жизнь полностью меняется:

  • Происходит примирение с собой, уходят недуги, рвутся неискренние отношения.
  • Человек находит дело по душе, получает наслаждение от своего труда, начинает заниматься творчеством.
  • Появляется стремление к созданию полноценных семейных отношений с любимым человеком.
  • Все эмоции и ощущения, включая оргазм, становятся яркими, прочувствованными, открытыми.

мышечный панцирь?

Райх исследовал два пути оздоровления человека. Он предположил, что избавиться от недугов можно, направив энергию из внешнего мира в тело пациента. С этой целью в 50-е годы XX века им был создан аккумулятор оргона. Этот аппарат был опробован в США и излечивал серьезнейшие заболевания (астма, онкология, эпилепсия). Однако его действие было списано на эффект плацебо. Ученого посадили в тюрьму, где он умер в возрасте 60 лет. Изобретение вместе с записями и чертежами уничтожили.

Вторым путем была работа с мышечным панцирем пациента, предполагающая последовательное расслабление всех семи блоков. Она включала в себя следующие этапы:

  1. Прямое воздействие на телесные зажимы через массаж, глубокое дыхание, звуки, выражение скованных эмоций (плач, рычание, битье игрушек, разрывание бумаги).
  2. Психоанализ. После снятия блока чувства выходят наружу, люди вспоминают травмирующие события из детства. С ними нужно разобраться, чтобы снова почувствовать себя абсолютно счастливыми и свободными.
  3. Самостоятельная работа пациента. Мышечные спазмы могут вернуться, поэтому рекомендованы йога, цигун, танцетерапия, регулярное расслабление, холотропное дыхание или другие телесные практики.

Снятие глазного блока

Поговорим о том, как использовать на практике теорию Вильгельма Райха о мышечном панцире. Упражнения, предложенные им, должны выполняться неспешно, в расслабленном состоянии. Начать следует с ровного дыхания и самовнушения: "Я спокоен. Я смело смотрю в будущее и открываюсь навстречу изменениям. Мне нравятся мои новые ощущения".

Сначала снимается глазной мышечный блок. Упражнения выполняются в течение месяца. Необходимо сесть, ноги поставить на пол, не скрещивая их. Комплекс осваивается постепенно. Вы должны:

  • Сильно зажмуриться, легонько помассировать веки и кожу вокруг них, расслабиться. Снова зажмурить до боли на 5 сек., вытаращить глаза (тоже на 5 сек.) Сделать так 3-4 раза.
  • Плавно перемещать взгляд влево, потом вправо и снова влево (10 раз).
  • Смотреть вверх, вниз до предела и опять вверх (10 раз).
  • Вращать зрачками по кругу 10 раз в разных направлениях.
  • Повторить самое первое упражнение.
  • Закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 5 минут, наблюдая за возникающими ощущениями.

Работа с челюстным сегментом

Райх на этом этапе использовал ролевую игру с партнером. Один человек изображал хозяина, а другой - собаку. Они перетягивали вафельное полотенце, свернутое в жгут. "Хозяин" держал его в руках. Пациент, которому досталась роль собаки, становился на четвереньки, вцеплялся в полотенце зубами, громко рычал. Потом происходила смена ролей.

Впрочем, есть и другие способы снятия мышечного панциря Райха. Упражнения, описанные ниже, можно выполнять без задействования партнера:

  • Имитируйте сильный плач.
  • Втяните губы поверх зубов, чтобы получился шамкающий рот. Прочтите в таком положении стихотворение.
  • Посылайте напряженными губами воздушные поцелуи предметам вокруг себя.
  • Поочередно изображайте кусание, улыбку, сосание и отвращение на своем лице.

Очень полезно упражнение "Путешествующий язык". В течение 10-15 минут человек медленно ощупывает языком щеки, небо, горло, каждый зуб, губы и все, до чего только может дотянуться. При этом спонтанно рождаются звуки, расслабляется челюсть.

Снятие горлового зажима

Райх считал шею самой уязвимой частью тела, прямые воздействия на которую недопустимы. Для снятия блоков он использовал очень мягкие, хотя иногда и провокационные упражнения. Мышечный панцирь убирался при выполнении следующего комплекса:

  • Рвотные движения. Делая их, нужно полностью раскрепоститься и избавиться от стеснения.
  • Громкий крик. Если звукоизоляция плохая, можно шипеть, подражая змее.
  • Высовывание языка. Нужно сесть на корточки и вытянуть язык как можно дальше на выдохе вместе со звуком.
  • "Воздушный шарик". Расслабьте шею и дайте голове свободно болтаться. Представьте, что она - воздушный шарик, на который дует легкий ветерок.

Грудной сегмент

Райх часто предлагал своим пациентам представить определенную ситуацию при работе с мышечным панцирем. Как расслабить и снять зажимы в грудном отделе? Психотерапевт советовал вообразить, что вашей жизни угрожает опасность. Надо было представить себя героем боевика и изобразить руками драку: колотить, царапаться, рвать, душить, дергать воображаемого соперника.

Другое эффективное упражнение - толкание стены. Давите на нее ладонями изо всех сил, как будто она надвигается на вас и вот-вот раздавит. Когда напряжение дойдет до предела, сбросьте его сразу или постепенно.

Справиться с поможет также полное дыхание. Практиковать его следует, лежа поперек дивана. Ноги при этом стоят на полу, ягодицы немного свешиваются, а руки заведены за голову. Под поясницу подкладывают валик, чтобы раскрыть грудную клетку. Упражнение выполняется 30 минут. Неконтролируемый смех или слезы свидетельствуют о том, что эмоции постепенно высвобождаются.

Расслабляем диафрагму

Переходить к работе с этим сегментом можно, когда убраны предыдущие блоки. Мышечный панцирь снимается при помощи следующих упражнений:

  • Дыхание животом. Человек ложится на спину и спокойно дышит, представляя, что воздух живой и бегает по закуткам его тела. Затем надо делать медленный выдох, втягивая живот до предела. Когда он достигнут, стараемся выдохнуть еще чуть-чуть, и еще чуть-чуть. Задерживаем дыхание и набираем воздух так же медленно, расширяя живот до предела и еще больше.
  • "Кобра". Лечь на живот. На выдохе приподнять туловище, откинуть голову назад. Потом вернуться в исходное положение.
  • Наклоны к ногам. Человек ложится на спину. На выдохе он приподнимается, берется руками за стопы и старается прижаться животом к бедрам, задерживая дыхание.

Каждое из упражнений выполняется 10 раз.

Убираем брюшной зажим

Если остальные сегменты мышечного панциря проработаны, блок на животе снимается быстро. Для этого применяются:

  • Щекотка. Человек ложится на пол и расслабляется. Ему нельзя двигать руками или ногами. Партнер щекочет его от подмышек до бедер.
  • Удары животом и боками о другие предметы.
  • Прогибы назад из положения стоя. Руками можно упереться в поясницу.
  • "Кошечка". Встав на четвереньки, округляйте спину и изящно прогибайте ее в талии, подражая изящному животному.

Работа с тазовым сегментом

Чтобы полностью избавиться от мышечного панциря, следует выполнить комплекс из следующих упражнений:

  • Лягайтесь, подражая взбешенной лошади.
  • Лягте на спину, ноги согните в коленях. Под ритмичную музыку в течение 5 минут быстро и часто ударяйте тазом об пол.
  • Встаньте, одну руку заведите за голову, другую положите на низ живота. Под музыку выполняйте неприличные движения бедрами.
  • Широко расставьте ноги. Переносите вес с левой ноги на правую и обратно.

Работая последовательно над блоками, делайте упражнения на расслабление всего тела. К ним относятся:

  • Свободный танец. Включите музыку, которая вам нравится, и импровизируйте.
  • "Покатушки". Вам нужно 1,5-2 метра свободного пространства. Расслабьтесь, лежа на полу лицом вниз. Прочувствуйте свой организм. Затем начинайте медленно переворачиваться с бока на бок, на спину и живот, стараясь соприкоснуться с полом каждой частью тела.

Мышечный панцирь нельзя убрать без усилий, но работа стоит того. Вместе с ним из жизни человека уходят стрессы, неврозы, психосоматические заболевания, депрессии. Он становится свободным, избавляется от шаблонных реакций и стремлений, навязанным обществом, начинает жить в мире с собой и окружающей действительностью.



Просмотров