Пьяный водитель сбил пешехода ответственность. Что грозит водителю, если он сбил пешехода на пешеходном переходе? ✔ Фиксация обстоятельств и оформление

Главной темой данной статьи, является рассказ, о возникновении ответственности, которая наступает за наезд на человека, который игнорирует основы поведения и безопасности на дороге.

Сначала, давайте более подробно поговорим о стандартной ситуации. Речь идет о пешеходе, не соблюдающем правила, а водитель полностью прав.

Итак, пешеход начал двигаться по дороге, причем пешеходный переход расположен достаточно далеко. Данный пешеход выбегает из-за остановившегося на остановке транспортного средства. В это время проезжает машина, с небольшой скоростью. Водитель видит перебегающего пешехода, он начинает тормозить, но автомобиль, даже после торможения, совершает наезд, увернуться не удалось. Во время столкновения пешеходу нанесена травма, у него сломана рука, что считается , считающегося средней тяжестью.

В сложившейся ситуации, водитель автомобиля не нарушил ПДД, зато пешеходом было нарушено сразу несколько правил. Согласно ПДД пешеход имеет право переходить дорогу только в соответствующем месте, обозначенным, зеброй. Кроме этого, он может воспользоваться подземным переходом или мостом. Если ничего подобного нет, то он имеет право пересечь дорогу по линии перекрестка.

Пункт 4.5 говорит о том, что там, где имеются пешеходные переходы, без какой-либо регулировки, пешеход имеет право переходить дорогу, предварительно убедившись, что двигающийся автомобиль достаточно далеко, поэтому он будет безопасным для пешехода.

Если приходится переходить дорогу в тех местах, где отсутствует разметка пешеходного перехода, то человек, не должен создавать помеху движущемуся транспортному средству. Он не должен начинать переходить дорогу из-за остановившегося автомобиля, какого-нибудь другого препятствия, которое ограничивает обзор, пока не убедится, что нет навстречу двигающегося автомобиля.

Из вышесказанного вполне понятно, что виновником данного происшествия считается пешеход, но оплачивать ДТП вынужден будет не только он один.

В 1079 статье, четко прописано, что в результате деятельности, которая становится причиной большой опасности, отвечают:

А. Зарегистрированные юридические лица, а также люди, работа которых имеет, повышенную опасность:

Работа на автомобиле;

Работа, связанная с высоковольтным напряжением;

Атомная энергетика; - работа с взрывоопасными веществами;

Работа с различными ядами;

Промышленная деятельность,

Эти люди должны возместить полученные травмы, вред, нанесенный источником, имеющим повышенную опасность, конечно, если не будет доказано, что причинение такого вреда, было совершенно из-за форс-мажорных обстоятельств и в них не было специального умысла потерпевшего. Хозяин источника, имеющего повышенную опасность, в большинстве случаев освобождается судебным органом от ответственности, иногда полностью, иногда частично.

Согласно, данной статьи, водитель, считающийся совершенно правым, все равно должен полностью оплатить лечение сбитого пешехода, так прописано в ОСАГО, Водитель также, обязан своими деньгами заплатить за нанесенный моральный вред, потерпевшему.

Пешеход, наступающая административная ответственность . Когда пешеход не соблюдает ПДД, на него налагается административный штраф, равный 1 000 рублям. Согласно правилам, если любым участником движения, пешеходом и другим лицом, были созданы помехи, мешающие движению автомобилей, он наказывается административным штрафом.

Наступающая гражданская ответственность, лица нарушившего ПДД . Гражданский кодекс гласит, что пешеход оплачивает весь восстановительный ремонт автомобиля, собственными денежными средствами.

В кодексе подробно описаны общие положения, кто несет ответственность за нанесение вреда здоровью.

Если вред, был причинен простому человеку, юридическому лицу, он должен быть возмещен полностью лицом, которое виновно в происшествии.

Надо заметить, что из практического опыта, в большинстве случаев суд выносит решение, согласно которому водителю приходится оплачивать лечение, потерпевшего аварию, пешехода, причем, иногда суд принимает сторону пешехода, он освобождает его от проведения ремонта автомобиля.

Вот что произошло недавно. Несовершеннолетний гражданин нарушил ПДД, в результате был сбит автомобилем. Согласно правилам ОСАГО, потерпевшему, страховой компанией была выплачена денежная компенсация на проведение лечение. Водитель автомобиля получил денежную компенсацию на восстановление автомобиля, которую ему заплатила страховая компания, согласно КАСКО.

Родители несовершеннолетнего пешехода, были не согласны с решением суда. Ими был предъявлен иск, к страховой компании. В данном случае суд посчитал, что все действия были верными. Родители пешехода сделали попытку оспорить вынесенное решение, они подали заявление в суд по месту жительства, и после отказа, обратились с заявлением в другие суды, вплоть до Конституционного суда, который данное решение посчитал правомочным.

Описанная ситуация, говорит о том, что если совершен наезд, от которого пострадал пешеход, а в данном месте не был обозначен переход, то у водителя автомобиля, появляется возможность потребовать деньги на восстановление автомобиля. Лицам, нарушающим правила, хочется напомнить, что восстановление автомобиля стоит очень дорого. К примеру, чтобы поменять и покрасить бампер, самого дешевого автомобиля, потребуется примерно 20 000 рублей. Думаю, эта цифра говорит, сама за себя. Лучше не нарушать правила.

В настоящей статье мы расскажем о распространённом виде ДТП – наезде на пешехода, также мы рассмотрим вопросы ответственности водителя, сбившего пешехода на пешеходном переходе, а равно и пешехода, переходящего дорогу в неустановленном месте или движущегося с нарушением ПДД РФ.

Наименее защищенными из всех участников дорожного движения являются пешеходы. Именно поэтому, большая часть от всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится на эту категорию лиц. Как правило, ДТП с участием пешеходов характеризуются повышенной степенью тяжести последствий, в виде причинения вреда здоровью лёгкой, средней степени, тяжкого вреда или смерти.

По принятой терминологии под наездом на пешехода понимается дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство в процессе своего движения производит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов. При этом в качестве последствий, согласно определения ДТП, погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб .

Правила дорожного движения определяют понятие пешехода – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и, не производящее на ней работу .

К пешеходам приравниваются:

  • инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем;
  • люди, ведущие транспортные средства (велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);
  • лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и пр.

Водители транспортных средств должны относиться к перечисленным категориям участников дорожного движения как к пешеходам, так как на них распространяются все требования и обязанности, предусмотренные разделом 4 ПДД РФ. Не являются пешеходами находящиеся на дороге водители транспортных средств, регулировщики, сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, работники аварийных и дорожных служб.

Анализ дорожно-транспортных происшествий - наездов на людей, находящихся на дороге, позволяет выделить наиболее распространённые нарушения, допускаемые пешеходами. К таковым относятся:

  • движение по проезжей части дороги при наличии тротуара;
  • движение по дороге во встречном направлении потоку транспортных средств;
  • переход дороги в неположенном (неустановленном ПДД РФ) месте, то есть, вне пешеходного перехода либо вне перекрестка;
  • создание помех движению транспорта;
  • выход на дорогу из-за предметов и (или) транспорта, ограничивающих обзор дороги водителям;
  • переход дороги перед близко движущимся транспортом.

Невыполнение предписаний и ограничений, предусмотренных Правилами дорожного движения пешеходами, влечёт за собой ответственность по статье 12.29 часть 1 КоАП РФ. Наказание, установленное КоАП РФ за невыполнение обязанностей «безлошадными» участниками дорожного движения, с правовой точки зрения незначительное - предупреждение или штраф в размере 500 рублей. По факту, платой за переход дороги пешеходом в неустановленном месте является здоровье, а часто и жизнь нарушителя.

Следует знать, что юридическая ответственность пеших нарушителей ПДД не сводится к административному наказанию. Если по вине пешехода произошло дорожно-транспортное происшествие, то в соответствии со статьёй 1064 ГК РФ, он несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый своими неправомерными действиями.

Например, при повреждении автомобиля после наезда на нарушителя, привлечённого к административной ответственности по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ, собственник поврежденного транспортного средства, вправе требовать с виновника возмещения затрат на его восстановительный ремонт. Однако такое случается крайне редко. Часто вред, причиненный здоровью сбитого пешехода, превышает вред, причинённый автомобилисту, ведь металл крепче человека.

Говоря о грубой неосторожности пешеходов отметим, что, если их действия, находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и способствовали возникновению или увеличению вреда, то в таких случаях у суда имеются правовые основания к уменьшению размера взыскиваемой с водителя суммы (статья 1083 ГК РФ).

Судебная практика по делам о наездах на пешеходов относит к грубой неосторожности последних нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения.

Если пешехода сбили на пешеходном переходе

При условии, когда человек двигался по наземному пешеходному переходу и его сбил автомобиль, вина водителя презюмируется, то есть предполагается по умолчанию. В соответствии с Правилами, водители транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по пешеходному переходу (пункт 14.1 ПД РФ). Доказать вину пешехода, на которого был совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переходе достаточно сложно, но всё-таки возможно.

В соответствии с пунктом 4.5 ПДД РФ:

на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Для того, чтобы убедиться в безопасности перехода дороги как по пешеходному переходу, так и в иных местах, человек должен оценить видимость дороги, расстояние до движущегося в его направлении автомобиля и его скорость, темп своего движения. С технической точки зрения, критическая ситуация возникает при выходе пешехода на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством, водитель которого вынужден прибегать к экстренному торможению, для того чтобы избежать наезда.

Если в процессе расследования будет установлено, что именно действия пешехода создали опасность для движения водителю транспортного средства, у которого отсутствовала техническая возможность избежать наезда на пешехода, то действия последнего, являются неправомерными и свидетельствуют о вине.

Вопросы наличия либо отсутствия у водителя транспортного средства технической возможности избежать наезда на пешехода в условиях конкретной дорожной обстановки решаются экспертным путём.

Подробности читайте в статьях:

  • Автотехническая экспертиза ДТП ,
  • Трасологическая экспертиза ДТП

Ответственность водителя за сбитого пешехода

Юридическая ответственность водителя транспортного средства за причинение вреда пешеходу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, представлена нормами административного, гражданского, уголовного законодательства.

В зависимости от тяжести увечий, причиненных сбитому пешеходу, виновный в нарушении ПДД водитель согласно норм, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, может быть оштрафован либо лишен права управления транспортными средствами на указанный в законе срок. КоАП РФ предусматривает ответственность за причинение лёгкой (статья 12.24 часть 1) и средней степени тяжести (статья 12.24 часть 2) вреда здоровью.

По статье 12.24 часть 1 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

По статье 12.24 часть 2 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Постановление по делам рассматриваемой категории выносит федеральный судья, в соответствии с определенной законом подсудностью. При назначении наказания учитываются характер и степень причиненного вреда, обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание. К первым относятся – обстоятельства, указанные в статье 4.2 КоАП (раскаяние нарушителя, добровольное возмещение вреда потерпевшему, совершение нарушения несовершеннолетним водителем, женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка и пр.)

Ко вторым относятся - совершение правонарушения в состоянии опьянения, неоднократность совершения правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП.

Если согласно заключения судебно - медицинской экспертизы, сбитому при наезде автомобилем пешеходу причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то ответственность водителя наступает по нормам статьи 264 Уголовного кодекса РФ. Например, при виновном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 264 К РФ, а если водитель в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, то его действия квалифицируются уже по более тяжкой части 2 статьи 264 УК РФ. По всем ДТП с тяжкими последствиями поводится предварительная проверка в порядке, установленном УПК РФ. При наличии данных о вине водителя, возбуждается уголовное дело и осуществляется предварительное расследование. После завершения следствия, материалы уголовного дела направляются в федеральный суд для рассмотрения, по существу.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что для привлечения водителя к административной или уголовной ответственности за причинение вреда здоровью или смерть потерпевшего, необходимо доказать вину причинителя вреда в нарушении требований ПДД РФ, которые повлекли за собой наезд на человека. Иными словами, без вины не бывает наказания.

Гражданская ответственность за причиненный переходу вред наступает для водителя вне зависимости от его вины. Так как любое механическое транспортное средство является источником повышенной опасности, то вред, нанесённый третьим лицам, подлежит возмещению его владельцем вне зависимости от вины (статья 1079 ГК РФ). Потерпевший, которому причинен вред здоровью, вправе требовать компенсации морального вреда от владельца автомобиля и (или) виновника наезда в порядке, предусмотренном статьями 1099 -1100 ГК РФ.

В заключении отметим, что вопросы, касающиеся установления вины водителя в ДТП с участием пешехода, обжалования постановления о назначении административного наказания, защиты водителя либо представления интересов потерпевшего по уголовному делу, взыскания ущерба и компенсации морального вреда, всегда решаются с учётом обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия и требуют индивидуального подхода.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.

Всем известно, что автомобиль - это опасный механизм, неумелое управление которым может привести к довольно серьёзным последствиям, травмам и даже к наезду на пешехода насмерть. Вопрос касается не только автовладельца, но и окружающих его людей, которые пересекают дорогу или дожидаются своего транспорта. Поэтому пешеходы всегда будут иметь преимущество перед наехавшим на них водителем, независимо от внешних факторов, дорожных знаков, .

Нюансы этого вида ДТП

Важно знать, что наездом на пешехода по закону считается , результатом которого является умышленный или случайный наезд автомобиля на человека. Возможна и другая ситуация, при которой сам человек натолкнулся (прыгнул, наскочил, бросился) на машину, что находилась в тот момент в движении.

Усугубляется эта ситуация совершением наезда на пешеходном переходе и сбивании пешехода насмерть. При подъезде к этому элементу дорожной разметки, каждый автовладелец должен удостовериться в отсутствии людей, которые уже начали переходить дорогу или только собираются, чтобы не сбить их насмерть. Вина за сбитого человека на пешеходном переходе всегда будет ложиться на водителя, независимо от обстоятельств этой аварии. Хотя сейчас возможны такие случаи, когда человек сам бросается под автомобиль, чтобы в дальнейшем получить денежную компенсацию от автовладельца. Человек, сидящий за рулём машины, может доказать свою невиновность лишь в том случае, если сможет предоставить видеодоказательства с камер слежения и регистратора. Также могут пригодиться показания свидетелей , которые иногда оказываются полезными именно автовладельцу, а не сбитому человеку, даже если насмерть.

Виды наказания

Наказание за сбитого пешехода представляется в трёх видах, каждый из которых будет рассмотрен детально. Но прежде чем мы приступим к обзору возможного наказания, которое грозит водителю за наезд на пешехода с причинением различной степени повреждений, в том числе и насмерть, стоит разобраться с некоторыми понятиями, они в дальнейшем будут часто встречаться.

Отдельного разъяснения требуют понятия лёгких и средних повреждений. За лёгкими повреждениями скрывается непродолжительное ухудшение состояния здоровья или незначительная потеря общей трудоспособности. В результате получения таких травм время нетрудоспособности не превышает трёх недель.

Повреждения средней тяжести влекут за собой расстройство здоровья, которое не заключает в себе , но при этом может наблюдаться утрата трудоспособности до 1/3 относительно КоАП (более трёх недель).

Что касается тяжёлых повреждений, то их степень определяется только согласно правилам судебно-медицинской экспертизы. Ну и четвёртый вид нанесённых повреждений - когда человека сбивают насмерть. Здесь особых разъяснений не требуется, все мы понимаем, что это значит.

Ответ на вопрос, который волнует многих - сбил человека на пешеходном переходе: что грозит, - скрывается именно в степени нанесённых повреждений.

Гражданская ответственность

Не зря мы начали рассматривать возможное наказание именно с гражданской ответственности, поскольку именно этот вид наказания является самым мягким и щадящим. Его суть заключается в причинении человеку вреда лёгкой степени автомобилем, который считается источником повышенной опасности. При этом автовладелец берёт на себя обязанность по возмещению потерпевшему лицу причинённого вреда в полном объёме:

  • моральная компенсация;
  • возможный заработок, который был упущен за время лечения;
  • оплата самого лечения.

Если человек сам виноват в аварии, которая случилась в результате его умышленных действий, то именно на пешехода возлагается гражданская ответственность и обязанность по уплате вреда, причинённого машине и водителю.

Административная ответственность

Более строгим является административное наказание. Оно регулируется статьёй 12.24 КоАП и может принимать различный вид:

  • при лёгких телесных повреждениях может быть наложен на нарушителя штраф в районе 2500–5000 рублей;
  • лишение прав грозит автовладельцу при сбивании человека и причинении ему лёгких повреждений сроком на год или полтора года;
  • при нанесении повреждений, которые относятся к средним, может быть наложен на водителя штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

Уголовная ответственность

Более сурового наказания, чем уголовное, для водителя, который наехал на человека на пешеходном переходе, не существует. За штрафы здесь уже никто не говорит, поскольку водителю грозит следующий набор наказаний:

  1. Причинение тяжких телесных повреждений повлечёт за собой выполнение принудительных работ на срок до 2 лет, ограничение свободы до 3 лет, арест до полугода, лишение свободы на 3 года. Лишать водителя прав или нет - решение суда, который может посчитать дополнительное наказание обязательным.
  2. Если пешеход был сбит насмерть, то мера наказания возрастает - принудительные работы могут длиться до 4 лет без права управлять авто до трёх лет, а лишение свободы применяется не на пять лет, как это было раньше, а уже на 7 лет. Сбив пешехода насмерть на переходе, водитель обязательно будет лишён удостоверения водителя, а вот на какой срок - решит суд.

Если водитель сбил насмерть не одного человека, а нескольких, то его ждёт тюремное заключение на более длительный срок.

Наезд был, а вред здоровью не причинён

Бывают такие случаи, когда в результате наезда человек не получил травм, а вред его здоровью не был причинён. В этом случае человеку, сидящему за рулём автомобиля, грозит только гражданская ответственность, которая ограничивается имущественным содержанием. Про административное и уголовное наказание не может идти речи. Хотя административное наказание может применяться ввиду нарушения правил дорожного движения, которые привели к наезду на человека.

Здесь можно сделать только один вывод - не нужно сбивать людей. А для этого требуется соблюдать правила дорожного движения и проявлять крайнюю осторожность в местах скопления людей и на пешеходных переходах.

Рассмотрим такой вид ДТП, как наезд на пешехода вне пешеходного перехода. Какие последствия ждут водителя и пешехода, попавшего под колеса.
Допустим, происходит наезд на пешехода, нарушающего ПДД – переходящего проезжую часть в неустановленном месте.

Для начала процитируем пункты ПДД, регламентирующие переход проезжей части пешеходами, а далее проанализируем ДТП с точки зрения Правил дорожного движения.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.


"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.


4. Обязанности пешеходов
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.


На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.


При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.


4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Наезд на пешехода вне перехода

Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД. Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП. Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности. Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.

Ответственность за наезд на пешехода по Гражданскому Кодексу РФ

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Дтп с пешеходом возмещение ущерба

Выходит, по гражданскому кодексу водитель обязан возместить ущерб пешеходу независимо от того, виновен ли пешеход в ДТП или нет. При этом вред здоровью будет возмещаться в первую очередь за счет страховки ОСАГО, и только при превышении максимальной выплаты по вреду здоровью водитель будет оплачивать лечение из своего кармана.
Кроме того, подлежит возмещению и моральный вред, и даже потеря заработка вследствие утраты трудоспособности.

Условия, когда водитель не должен возмещать ущерб сбитому пешеходу

Два условия, при которых водитель освобождается от ответственности, нанесенной источником повышенной опасности, также приведены:
  • Если доказан умысел пострадавшего в ДТП
  • Если ДТП произошло вследствие действия непреодолимой силы

Умысел пешехода можно доказать, если есть записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Нередки случаи, когда люди инсценируют наезд автомобилем, чтобы получить с водителя компенсацию «на месте».
Действие же непреодолимой силы – к примеру, когда автомобиль пропускал пешеходов на перекрестке, получил удар сзади от грузовика, и вылетел на переход, зацепив людей. Или автомобиль подхватил поток воды или порыв урагана, и кинул на пешеходов.
В этих случаях ответственности для водителя не будет.

Штраф за дтп для пешехода

Справедливости ради отметим, что пешехода, который в нарушение ПДД переходил дорогу, что привело к ДТП, можно привлечь к административной ответственности, хотя на возмещение вреда это никак не повлияет:

КоАП РФ, Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Гражданско-правовая ответственность пешехода

Особо отметим, что если транспортному средству был причинен вред, этот вред будет возмещать именно пешеход, виновный в ДТП. Это предусматривается ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ.

Гражданский Кодекс, статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Судебная практика целиком и полностью на стороне водителя в этом вопросе, вот обзорный материал по решению Верховного суда РФ, которое является прецедентом для судов низших инстанций .

Подведем итог: ДТП с пешеходом, переходящим проезжую часть в неположенном месте, не сулит водителю автомобиля ничего хорошего, несмотря на то, что виновен в ДТП целиком и полностью пешеход. Согласно Гражданскому Кодексу водитель средства повышенной опасности возмещает любой вред, причиненный при вождении.



Просмотров