Расширение словарного запаса русского языка упражнения. Как быстро пополнить словарный запас английского языка

Иногда эмоции захлестывают настолько, что вместо тысячи нужных фраз вы произносите короткое: «Слов не хватает». Дело в том, что мозг не успевает генерировать в достаточном количестве образы, которые можно быстро и легко перевести в словесную форму. Одной из частностей, почему так происходит, лингвисты считают недостаток слов. Сегодня поговорим о том, как увеличить словарный запас в общении и блистать в любом диалоге.

После очищения речи начинайте пополнять словарный запас для общения.


Способ 1: Синонимы в комментировании

Многие источники рекомендуют читать словарь синонимов. Идея интересная, но для расширения словарного запаса непригодная. Механическое чтение пополняет ваш пассив, что никак не помогает поддержать беседу. В нужный момент воспроизвести выученное слово мозг не сможет.

Проще всего тренироваться на практике. Если вы участник групп в социальных сетях возьмите за правило оставлять 10–15 длинных комментариев в день. В них активно используйте синонимы и необычные словосочетания. Вскоре вы легко будете оперировать этими словами в разговорной речи.

Способ 2: Книги и рецензии

Читайте больше книг: направленность неважна, главное, чтобы автор обладал чистым литературным языком.

Основные условия этого способа:

  1. Читайте вслух 15 страниц в день - задействуйте визуальную и слуховую память.
  2. Пересказывайте прочитанное через 2–4 часа.
  3. Пишите рецензию на листе бумаги - тренируйте кинестетическую память.

Ежедневно вы будете запоминать 5-7 новых слов.

Способ 3: Кроссворды

Разгадывание кроссвордов помогает развить концентрацию внимания. Оно эффективно, как йога, используемая для этой же цели. Подробней в этой

Чтобы расширить словарный запас, решайте один кроссворд в неделю объемом в 30 позиций. Разбивка по времени определяется индивидуально: вы можете разгадать весь кроссворд сразу или неторопливо смаковать его каждый день.

Способ 4: Фристайл

Известный российский репер Noize MC советует отличное упражнение, помогающее освободить сознание и понять, сколько новых слов появилось в активном словарном запасе. Выполнять упражнение просто: каждое утро начинайте с записи потока мыслей. Возьмите 3 листа бумаги и пишите все, что пришло в голову. Не пытайтесь призвать мысли искусственно или облагородить запись. Не ставьте запятые, точки, тире. Просто пишите слова. После передохните, выпейте Глицин D3 и займитесь насущными делами.

Мы не случайно упомянули про Глицин D3. Принятый утром, он обеспечивает энергией на целый день. Помогает сосредоточиться и выполнить дневные задачи со стопроцентной эффективностью.

Через 4–5 часов выделите время на анализ утреннего фристайла. Обведите слова, которые выучили недавно. Теперь, когда вы будете выполнять упражнение «Комментирование», описанное в первом способе, исключите эти слова и замените на новые. Если они появились в потоке сознания, значит, закреплены достаточно для того, чтобы блистать в любом диалоге.

Все способы направлены на быстрое увеличение словарного запаса в общении. Используйте их постоянно, и через полгода вы не узнаете свою речь. Хорошего дня!

ЛЕВ ТОЛСТОЙ: "ОБЩАТЬСЯ С ЯЗЫКОМ КОЕ-КАК – ЗНАЧИТ И МЫСЛИТЬ КОЕ-КАК."

  1. Апробация
  2. Вернисаж
  3. Девальва́ция
  4. Идиома
  5. Каламбур
  6. Канонада
  7. КОГОРТА
  8. Легио́н
  9. Марина
  10. Полисеми́я
  11. РАВЕЛИН
  12. Реминисце́нция
  13. Сакраментальный
  14. Сине́кдоха
  15. Синта́гма
  16. Сонорные согласные
  17. Топоним
  18. Фантасмагория
  19. Плеона́зм
  20. Аллегория
  21. Нигили́зм
  22. Какофо́ния
  23. Каланча -
  24. Эсперанто
  25. Идиосинкразия
  26. Трансцендентальный(transcendens)
  27. Метафизический
  28. Схоластика
  29. Эзотерика
  30. Трюизм(тру)
  31. Глоссарий
  32. Эвфемизм
  33. Когнитивный диссонанс
  34. Эклектика
  35. Гносеология
  36. Инвективы
  37. Бином Ньютона
  38. Волюнтаризм
  39. Конгруэнтность
  40. Декадентство
  41. Аддикция
  42. ге́ндерный
  43. Гомогенный
  44. Убиквисты
  45. Уэнтность
  46. Фрустрация
  47. Авангард

Goal Accomplishment Criteria

2)Верниса́ж (фр. vernissage, буквально - покрытие лаком) - открытие художественной выставки в торжественной обстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица

3)Девальва́ция (лат. de - понижение; лат. valeo - иметь значение, стоить) - уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта

4)ИДИОМА, -ы, ж. В языкознании: оборот речи, значение к-рого не определяется отдельными значениями входящих в него слов, напр. бить баклуши, точить лясы.

5)Каламбур- Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов.

6)Канонада- звуки выстрелов из артиллерийских орудий

7)КОГОРТА, 1. В Древнем Риме: отряд войска, десятая часть легиона. 2. перен. Крепко сплоченная группа соратников (высок.)

8)Легио́н (лат. legio, род. падеж legionis - военный сбор, призыв, от lego и legere - собирать) - основная организационная единица в армии Древнего Рима.

Легион состоял из 5-6 тыс. (в более поздние периоды 4320) пехотинцев и нескольких сотен всадников

9)Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид

10)Полисеми́я (от греч. πολυσημεία - «многозначность») - многозначность, многовариантность, то есть наличие у слова (единицы языка, термина) двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению.

11)РАВЕЛИН м. 1) Вспомогательное крепостное сооружение в форме треугольника с обращенной к противнику вершиной, расположенное перед основной крепостной оградой. 2) Один из равелинов Петропавловской крепости, превращенный Петром I в тюрьму для своего сына Алексея и в дальнейшем используемый царским правительством для заключения политических преступников; Алексеевский равелин.

12)Реминисце́нция (лат. reminiscentia, воспоминание) - элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельныхэлементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему.

(Пример реминисценсии)

13)Сакраментальный- религ. относящийся к религиозному культу, обрядовый,ритуальный

14)Сине́кдоха (др.-греч. συνεκδοχή - соотношение, дословно - «сопонимание») - троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:

Единственное число вместо множественного: «Всё спит - и человек, и зверь, и птица». (Гоголь);

Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин);

Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства». (Герцен);

Целое вместо части: «Разнонаправленно открылась Япония». (Биржевые новости); (вместо: акции на Токийской бирже);

Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский) (вместо: солнце);

Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь) (вместо: деньги).

15)Синта́гма (др.-греч. σύνταγμα, букв. «сопорядок», от др.-греч. σύν «с» и др.-греч. τάγμα «порядок») - многозначный термин, переводящийся как классификация, систематизация; компоновка, расстановка.

16)Сонорные согласные- От других звонких согласных сонорные отличает то, что в их образовании практически не участвует шум(л, м, н, р, j.)

17)Топоним- имя собственное, являющееся названием отдельного географического объекта

18)Фантасмагория- причудливые, фантастические события, происшествия

19)Плеона́зм (др. -греч. πλεονασμός - излишний) - оборот речи, в котором без надобности повторяются слова частично или полностью совпадающие по значению. Примеры: «пожилой старик» , «молодой

юноша» , «увидеть собственными глазами» , «май месяц»

20)Аллегория- иносказание, выражение отвлечённого понятия через конкретный образ (Пример: аллегория «правосудие» - женщина с весами)

21)Нигили́зм (от лат. nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнании любых авторитетов.

22)Какофо́ния (др.-греч. κακός - дурной и др.-греч. φωνή - звук) - сочетания звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение.

23)Каланча- дозорная вышка, башня пожарной части

24)Эсперанто- искусственный (плановый) международный язык, созданный преимущественно на базе лексики и грамматики наиболее распространённых европейских языков

25)Идиосинкразия(идиос) – непереносимость. Например: У меня к дуракам идиосинкразия!

26)Трансцендентальный(transcendens) – отвлеченный, абстрактный, академический, мысленный, умозрительный, умственный, теоретический. Где-то так. В связи с широтой понятия рекомендуется широкое применение термина, где надо и где не надо.

27)Метафизический – примерно то же самое, что Трансцендентальный. Термин хорош для ответа на вопрос, суть которого Вы не поняли. Например, так – "Как Вы относитесь к схоластике? - В метафизическом смысле? "

28)Схоластика – средневековое философское течение. В мой список умных слов схоластика включена мною единственно из-за красивого названия.

29)Эзотери́зм (от др.-греч. ἐσωτερικός - внутренний) - совокупность особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках»

30)Трюизм(тру) – общеизвестное мнение или высказывание. Типичный пример трюизма – "Волга впадает в Каспийское море. "

31)Глоссарий - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием

32)Эвфемизм - замена грубых или резких слов и выражений более

мягкими. В народе феномен получил весьма хлесткую и точную формулировку

33)Когнити́вный диссона́нс (от латинских слов: cognitiо - «познание» и dissonantia - «несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии») - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

34)Эклектика - соединение разнородных взглядов, идей и теорий.

35)Гносеология - теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания.

36)Инвективы – нецензурная, площадная брань, матерщина. Часто употребляется в сочетании Инвективная лексика.

37)Бином Ньютона - формула для представления степени суммы двух чисел. Употребляется, как правило, в качестве выражения чего-то сложного в противопоставлении несложному. Например: "Тоже мне бином Ньютона!

38)Волюнтаризм - учение, полагающее в основы бытия волевое начало. В наше время употребляется как оценочный термин действий человека, которые лично Вам не нравятся. Напр. : "Ваня выпил всю текилу. Это чистый волюнтаризм! "

39)Конгруэнтность – очень богатое слово. Одно из моих любимых. Означает состояние целостности и полной искренности, когда все части

личности работают вместе, преследуя одну цель. Также часто употребляется с приставкой не. Очень конгруэнтное слово.

41)Аддикция - зависимость. Напр. Интернет-аддикция. Как у меня.

42)Ге́ндерный – половой. Межгендерный, соответственно, - межполовой.

43)Гомогенный – однородный. Например: "Гомогенность этого йогурта не вызывает никаких сомнений. "

44)Убиквисты - виды растений и животных, обитающие повсеместно. Не увлекайтесь этим термином, все равно никто его не знает, кроме нас с Вами.

45)Кавалькада-группа едущих всадников

46)Фрустрация - разочарование. наша жизнь - это цепь фрус

47)Авангард-Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил. Передовая, ведущая часть какой-то общественной группы. В авангарде демократического движения (впереди, в первых рядах).

Часто задают вопрос, как увеличить словарный запас? Как увеличить запас слов? В чем дело? Почему слова заканчиваются?

Ниже по тексту будет подробно изложено, что нужно сделать, чтобы увеличить словарный запас слов .

Сначала предыстория, а потом – как увеличить словарный запас разговорных слов

Как увеличить словарный запас?

Ко мне привели девочку старших классов, чтобы я научил ее хорошо выступать. Родители настаивали, чтобы я обучал ее индивидуально, а не в группе, оплатив стоимость недешевого обучения.

Словарный запас (разговорный) у девочки был почти нулевой.

Зато присутствовали “Э…” “Типа…”, “Вобщем…”, “Вы поняли…”, “Короче…”. Этими словами она оперировала легко и непринужденно: “Слушайте прикол…”, “Щас расскажу…”.

Я достаю сборник притч. Выбираю самую короткую. Прошу пересказать своими словами.

И вот тут у меня случился культурный шок.

Девочка запомнила все слова до середины притчи. И выпалила их пулеметом. Один в один к тексту. Потом запнулась, забыла какое-то слово. И потянулась к листику подглядеть.

Я забираю листик: “Теперь – своими словами”.

Она так и не смогла до конца рассказать самую простую притчу из сборника . Не было запаса слов? (Запас слов был, ведь она эти слова только что прочитала.)


Какую книгу прочитать, чтобы увеличить словарный запас слов?

Даю следующую притчу. Задание то же: пересказать своими словами. Но притча была побольше. “Оперативная память” девочки перегрузилась. Она не смогла рассказать и до середины. Замолчала. Так и смогла подобрать нужные слова, чтобы закончить свой рассказ.

И стало понятно, с чем придется работать в первую очередь. Не с жестами и не с паузами. А научить старшеклассницу говорить своими словами , а не запоминать слова из текста.

По сути – НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ГОВОРИТЬ.

Обогатить не столько словарный запас, сколько “разговорный словарный запас”.

Кстати, надо отметить, девочка не глупая, в школе училась хорошо.

Для эксперимента дал задание написать притчу, которую она прочитала, но не смогла рассказать. Ученица справилась с заданием быстро, за несколько минут. Причем написала почти дословно. Значит – проблема с разговорной речью. (Не с речью проблема, и не словарным запасом, проблема – с РАЗГОВОРНОЙ РЕЧЬЮ)

Мы начали работать. После сотни притч… моя ученица с легкостью начала пересказывать любые притчи. И другие, даже сложные, тексты. Она начала легко философствовать на “свободные темы”. Слова “Э…”, “Типа…” стали не нужны, чтобы изъясняться. Они исчезли.

Прошло время. Девочка поступила в институт и прислала мне благодарственное письмо, что здесь она лучше всех выступает на семинарах.

А теперь перейдем к нашей теме:

Как увеличить словарный запас?

У меня даже спрашивают, а какие книги почитать, чтобы увеличить словарный запас?

Первое. Обратите внимание на то, что мы, сами-то, пользуемся небольшим набором слов . Для передачи и объяснения информации в обычной жизни нам много слов не надо. И поэтому мы сами не все слова говорим.

И к тому же, не говорим все комбинации слов.

Мы обходимся небольшим набором фраз, необходимых для повседневного общения.

Из которых большая часть перепадает на невербальную речь (жесты, мимика, интонации).

Уважаемый читатель!
Кликните, пожалуйста, рекламу от Гугл, в знак благодарности за бесплатные материалы на сайте. Большое Вам спасибо!

Как пополнить словарный запас. Второе.

Чтобы обогатить набор фраз необходимо их говорить (а вот тут не обязательно вслух, можно в письменной речи, можно в мыслях, внутреннем диалоге).

ЧТОБЫ СРАЗУ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ НУЖНЫЕ СЛОВА – ИМИ НЕОБХОДИМО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.

То есть часто говорить. Часто вспоминать. Пользоваться.

Одним из способов улучшения качества речи является – письменная речь (это не единственный способ )

То есть: писать письма, общаться в чатах, отвечать на вопросы, что-то объяснять, доказывать. И так далее. Так можно пополнить словарный запас.


Полезно развивать письменную речь. Но не пересказывать, а придумывать собственные размышления. Это хорошо проверяет и развивает словарный запас.

И чем больше будет новых, незнакомых тем (и слов) для письменного общения – тем лучше!

При этом полезно писать красиво и, самое главное, писать разговорной речью .

Так, как говорите именно Вы.

Думать, и сразу же писать. Прямо по ходу мысли.

Вот, как я сейчас это делаю.

И это не только мое мнение, это мнение многих специалистов.

Все, что вы таким образом придумаете и запишите – это уже готовые ваши мысли, готовые фразы.

Так расширяется наша возможность подыскивать нужные слова. Этот навык передастся и в обычную речь, ведь процесс тот же самый.

Но когда вы пишете – вас никто не гонит в шею, можно действительно подыскивать нужное слово некоторое время, не волнуясь. И в письменной речи, ну ни как, слово не заменишь жестом или мимикой.

Уважаемый читатель!
Сделайте клик, пожалуйста, на этой рекламе, в знак благодарности за полезные материалы на сайте. Спасибо!

Письменная речь не заменит устную!

Еще раз, чтобы запомнить навсегда:

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ НЕ ЗАМЕНИТ УСТНУЮ РЕЧЬ

Наш словарный запас небольшой, и его нужно увеличивать – разговаривая!

Пусть даже вы не оратор. И не собираетесь становиться оратором. Необходимо развивать разговорную речь!

Полезно пересказывать интересные истории, найденные в Интернете. А ведь их там – множество. И не обязательно искать супер-необычную новость. Для обучения подойдут самые разные истории, которые вам попались на глаза, и от которых у вас улучшилось настроение.

Вот, видео, хороший пример:

Да. Полезно читать книги!

Почему? Кроме чтения книг, фактически, не чем пополнять словарный запас. Речь людей, которые нас окружают, очень и очень бедна новыми словами. Куда беднее, чем хорошо написанный текст в книге.

Фильмы тоже не имеют большого разнообразия слов, тем более голливудские, в переводе на русский язык лишь пассив.

Чтобы использовать новые слова – их полезно сначала прочитать из книги. Но этого мало. Их нужно использовать в разговорной речи. Использовать! Чтобы прочитанные слова стали разговорными словами. Богатая речь – это разнообразие используемых слов.

Важно переводить слова из пассивного запаса в активный!

Прочитанные слова – это лишь пассивный запас слов.

Все это касается, как взрослых, так и детей. Вот выступление девочки с притчей.

Хорошее действенное практическое упражнение, как увеличить словарный запас.

Расскажите друзьям об просмотренном фильме (или прочитанной книге). Детально, с эмоциями.

Если у вас это получилось легко, и о фильме вы рассказывали больше 20 минут – значит, у вас есть словарный запас. Если вы смогли сказать лишь в общих чертах, используя слова из рекламного ролика, значит – вам нужно учиться рассказывать вслух. Не обязательно для этого становиться оратором.

Лучше всего, начните с описания фильмов или прочитанных книг.

Поставьте себе задание – каждый просмотренный фильм пересказывать друзьям вслух, детально, с эмоциями… Чтобы это был чудесный рассказ, а не констатация фактов и перечисление сцен из фильма. Это лучший способ создать, пополнить, и развить словарный запас.

Книги пересказывайте, и не только впечатления, а весь сюжет.

Видео-пример пересказа книги

Что еще полезно?

Как бы вам ни хотелось поскорее начать рассказывать всё подряд, полезно научиться говорить без и мусорных слов.
Лучше сразу следить за этим, чем потом переучиваться.

Привычка пользоваться мусорными словами вместо полезных слов может превратиться в проблему.

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Жесты

Жесты – тоже речь. Невербальная речь. Жестам нужно также обучаться, как и умению говорить.

И полезно посмотреть видео:

Так какую же книгу прочитать, чтобы увеличить запас слов?

Каждый человек, закончивший среднюю школу уже прочитал все возможные слова в учебниках. По нескольку раз. И вы думаете, эти школьники используют все прочитанные слова? Нет. Используют только те слова, которые начали употреблять в своей речи. Так что пересказывайте книги чаще, чем их читаете. А книгу можно взять почти любую. В каждой хорошей книге используется более 3 тысяч уникальных слов. Разве этого мало?

Я сделал несколько хороших сборников для пересказа, там найдете и хорошие истории и чудесные притчи:

А для того, чтобы хорошо выступать, прочитайте эти книги:

Итого:

Чтобы иметь богатый словарный запас слов.

1. Мало прочитать слова – их нужно использовать. Переводите “прочитанные слова” в “слова, используемые в речи” . Проговаривайте эти слова в своей речи и во внутреннем диалоге.

2. Пишите письма, статьи, используя новые слова . Накапливайте пассивный словарный запас, читая книги.

3. Делайте “домашние заготовки”. Проговаривайте свои речи вслух перед выступлениями. Перед важными разговорами.

4. Рассказывайте, пересказывайте притчи, истории, новости, книги своим друзьям. Расскажите о прочитанной книге или просмотренном фильме . Так будете увеличивать активный словарный запас.

5. И, конечно же, необходимо освоить техники выступления с подготовленной речью, и техники выступления экспромтом (не просто об этом прочитать, но и овладеть)

ТОГДА В НУЖНЫЙ МОМЕНТ ВАМ СХОДУ ПРИДУТ В ГОЛОВУ НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА, И ВАМ ВСЕГДА БУДЕТ ЧТО СКАЗАТЬ.

Успехов Вам!

Уважаемый читатель! Мне приятно, что вы зашли на мой сайт и читаете страницы моей книги. Эта книга постоянно обновляется и пополняется новыми страницами. Читайте дальше. Заходите еще! 🙂

Многие люди читают книги, чтобы скоротать время, многие, чтобы получить какую-то информацию или, чтобы «окунуться» в другой мир, а есть и те, кто читает книги для увеличения словарного запаса и повышения своего . Именно о такой литературе мы и поговорим.

Чтобы развивать свой ум, гибкость мышления, увеличивать словарный запас, не стоит тратить время на прочтение бездарных романчиков, глупых фэнтези и т.д., лучше выбирать сложную, но полезную литературу. Итак, рассмотрим несколько категорий книг, которые помогают пополнять словарный запас и развивать интеллект.

Научная литература

Не стоит пугаться такого названия, эти книги не обязательно должны быть энциклопедией, наполненной непонятными терминами. Останавливайте свое внимание на литературе об искусстве и культуре, об обществе и человеке, о природе, очень интересными и полезными будут книги, объясняющие необычные феномены, происходящие вокруг нас. Читая такую литературу, вы получите новые знания, которые, безусловно, пригодятся вам в жизни. Вот небольшой список книг, с которых стоит начать:

  • А. Мигдал «От догадки до истины»;
  • Э. Кандель «В поисках памяти»;
  • Ф. Стивен «Книга всеобщих заблуждений».

Серьезная художества литература

Хорошие художественные произведения основаны на философии, истории, психологии, поэтому при прочтении такой литературы человек не только окунается в новый мир, но и развивает речь, улучшает мышление и память. К тому же художественные книги прививают хороший вкус, вот некоторые из них:

  • Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»;
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;
  • И. С. Тургенев «Отцы и дети»;
  • Э. Хемингуэй «Старик и море».

Философская литература

Философия является одной из основных наук о бытие человека, хотя в современное время этот жанр не так уж и популярен. На самом деле такие книги будут очень полезны в прочтении, ведь философские произведения учат нас понимать желания людей, жизнь, помогают нам понять самих себя. Также эти книги отлично подходят для повышения словарного запаса и развития мышления. Кстати, помимо привычной для нас классической философии, не стоит забывать и про религиозные учения. Библия, Коран, Махабхарата и др. будут не только полезны, но и весьма интересны в прочтении. Начните знакомство с философией со следующих книг:

  • О. Хайям «Рубаи»;
  • И. Кант «Критика чистого разума»;
  • Ф. Ларошфуко «Мемуары».

Поэзия

Большинство людей не воспринимают этот жанр всерьез, считая, что стихотворения нужны только, чтобы покорять слабый пол. Однако это не так, ведь поэзия учит красноречию, учит образному мышлению и т.д. Советуем прочитать:

  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта»;
  • И. Бродский «Собрание сочинений»;
  • А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить»;
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»;
  • М. Лермонтов «Демон».

Историческая литература

Читая историческую литературу, есть возможность не только приятно провести время за интересной книгой, но и узнать много нового, открыть для себя факты из прошлого, которые помогут лучше понимать настоящее. Кто-то считает историю очень скучным жанром, однако существует множество книг, которые описывают исторические факты в виде захватывающих рассказов. Помимо новых знаний, исторические прекрасно подойдут для развития словарного запаса и правильной речи. Вот небольшой список.

Несомненно, богатый словарный запас является показателем высокого интеллектуального развития человека. Если у вас красивая речь, то в современном мире вы будете восприниматься, как человек с хорошим образованием и культурой, творческая личность. Люди, владеющие обширным словарным запасом, в обществе, как правило, вызывают больше уважения, нежели те, которые «пару слов связать» не могут. Даже если вы уже вышли из детского возраста, то это вовсе не значит, что вам не по силам обогатить свою речь – это возможно в любом возрасте. Читать книги развивающие речь Наверняка, вам известно, что чтение книг полезно по множеству причин. Этот процесс может помочь в улучшении памяти, дикции, и, конечно же, способен положительно сказаться на качестве вашего словарного запаса. Начинайте с тех писателей, творчество которых вам близко и понятно. Со временем переходите к более сложным произведениям. Обращайте внимание на текст, содержащий интересные выражения, которые вам хотелось бы запомнить и впоследствии использовать. Перечитайте эти выражения слух – так вы лучше их запомните. Наиболее интересных из них можно записать в отдельную тетрадь.Расширить словарный запас в общении с умными людьми Если вы желаете пополнить свой лексикон интересными деепричастными оборотами или просто умными словами, то, конечно же, не стоит пренебрегать общением с интеллектуалами. В случае если вы заметили, что речь людей, которые окружают вас, весьма бедна, то, конечно, вам следует понимать, что из общения с ними вы не почерпнете для себя необходимые навыки. Более того вы и сами можете растерять приобретенный лексический запас.Не бойтесь показаться глупым, начав общаться с людьми, которые знают много интересной информации – это один из самых эффективных способов повысить свой интеллектуальный уровень, и было неразумно не воспользоваться ним.Улучшить свою речь и лексический запас изучая новые слова Когда вы слышите или замечаете при чтении новое слово, ни в коем случае не пытайтесь его «проскочить» - посмотрите определение в словаре. Кроме того, важно отметить для себя, в каком именно обороте речи это слово употребляется. После этого попробуйте мысленно заменить его подходящим синонимом. Впоследствии, полностью поняв значение незнакомого ранее слова, вы сможете пополнить ним свой лексикон. Чтобы оно легче запомнилось, попытайтесь его в уме визуализировать, добавляя образы, имеющие отношение к этому слову. Пусть картинка в вашем воображении будет максимально насыщенна. Какую литературу читать для развития грамотной речи Для нашего времени эталонной можно назвать речь середины двадцатого века – она максимально приближена к современной, однако еще не вобрала в себя различные жаргонизмы и варваризмы, появившиеся впоследствии. Следовательно, желательно отдавать предпочтение литературе преимущественно этого периода. Наиболее эффективны будут книги русских и английских классиков.Также стоит отметить, что существуют и специальные книги, помогающие в развитии речи. Назовем некоторые из них. В первую очередь, обратите внимание на «Мастерство эфирного выступления» Б. Д, Гаймаковой. В первую очередь книга будет интересна людям, которые планируют работать на телевидении и радио. Впрочем, и всем остальным этот труд будет полезен. Включает в себя три части, которые повествуют о правилах публичного выступления, технике и культуре речи.Советуем не обойти вниманием и книгу Н. Галь «Слово живое и мертвое». Автор является известной переводчицей, однако ее труд будет интересен не только ее коллегам. Произведение поможет вам отыскать собственный стиль, избегая «мертвого» языка.

Каждый день изучай новое слово Если вы каждый день будете обогащать свой словарный запас новым словом, то, безусловно, спустя некоторое время вы сможете очень эффектно блеснуть новыми знаниями. В Сети немало приложений и сайтов, предлагающих изучать новые слова. Также сообщества с этой направленностью существуют и в ВК. Важно помнить, что не нужно просто учить незнакомые слова – их следует использовать в повседневной жизни. С вечера учите какое-то новое для себя понятие, а на следующей день постарайтесь его применить в разговоре с кем-то. Так запоминание будет проходить гораздо эффективнее.Услышав незнакомое слово, обязательно «погугли» его значение Как только вам доведется услышать слово, значение которого вам неизвестно или же имеет довольно расплывчатый для вас характер, запомните его. Для верности можно записать его на листке. Впоследствии, при первом удобном случае, посмотрите в интернете значение этого слова.Читай вслух, пересказывай, учи стихи Читать вслух, а также заучивать наизусть стихи полезно вдвойне. Таким образом, вы не только развиваете свою память, но и усваиваете лексику и синтаксис. В русском языке порядок слов в предложении можно назвать достаточно свободный, но не все используют эту свободу в полной мере. Почти каждый из нас имеет наготове привычные синтаксические конструкции, тем самым ограничивая лексический диапазон. Если у вас имеется задача расширить этот диапазон, то при построении фраз следует пользоваться творческим подходом. Например, если вы привыкли пользоваться словосочетанием «Я хочу», то пробуйте его заменить на другие – «Я желаю», «Мне хотелось бы» и тому подобные. Конечно же, чтение тех или иных произведений поможет вам без труда заменять облюбованные ранее словосочетания. Тем не менее, нередко, приступив к чтению, мы погружаемся в сюжет, практически не фокусируясь на лексике. В итоге языковое изобилие произведения зачастую проходит мимо нас. Дабы избежать этого, используйте такой психологический трюк: читайте книги, которые автор написал от первого лица. Когда вы будете их изучать без спешки и вдумчиво, в памяти будут откладываться готовые фразы, которые впоследствии вы сможете использовать при разговоре о себе. Простые слова замени на сложные, расширяющие кругозор Старайтесь применять в своей речи больше сложных слов, заменяя ними те простые слова, которые вы привыкли использовать ранее. Для этого к любым словам, которые вы регулярно употребляете, ищите синонимы. Так вы значительно обогатите и разнообразите свой словарный запас. Не относитесь к этой задаче, как к чему-то очень сложному и требующему серьезных энергетических затрат – это естественный процесс, который может продолжаться до конца жизни.Разгадывайте кроссворды Разгадывание кроссвордов является не просто развлечением, но и замечательным способом увеличения лексического запаса. Не пренебрегайте этой возможностью на отдыхе, дома, в дороге. Обращайте внимание на кроссворды, которые публикуются в известных, хорошо зарекомендовавших себя изданиях.

Слушайте аудиокниги Если вы проводите много времени за рулем, и у вас мало свободного времени, дабы читать художественные произведения и штудировать словари, то займитесь прослушиванием аудиокниг. Также подобная методика полезна для тех людей, которые лучше воспринимают информацию именно на слух. Даже не сомневайтесь, что если вы будете коротать время в пробке под звучание хорошей аудиокниги, эти минуты пойдут вам на пользу.Смотрите видео Порою, обогащение словарного запаса может происходить и в моменты просмотра разнообразных видео. Речь идет о всевозможных викторинах, интеллектуальных ток-шоу, документальных проектах. Также не стоит сбрасывать со счетов и специальные курсы, способствующие пополнению лексикона. Таким образом, вы можете не только хорошо провести время, но и принести пользу собственному саморазвитию. Безусловно, важно отличать стоящие материалы от ненужных вам. Например, если вы видите в телевизионной программе, что близится время очередного молодежного реалити-шоу или глупого боевика 90-х с соответствующим переводом, то лучше посвятить время чему-либо другому, ибо такой просмотр не только не принесет вам пользы, но и может навредить.Метод записок Возможно, вы столкнулись с тем, что вам весьма сложно запоминать новые термины. В этой ситуации поможет уже упомянутый «метод записок». Обзаведитесь пачкой стикеров, после чего на одной стороне листочка напишите новое слово, а с другой – его значение. Теперь расклейте стикеры по квартире. Теперь «сложные» слова постоянно будут попадаться вам на глаза, и вы сможете вновь и вновь перечитывать их значения, пока они не будет полностью усвоены и включены в ваш привычный лексический запас.Пишите Вы быстрее научитесь грамотному употреблению новых выражений, если займетесь писательской деятельностью. Для этого, конечно же, не обязательно быть писателем – просто выделяйте хотя бы по полчаса в день на то, чтобы написать какой-нибудь небольшой текст. Это может быть простое изложение собственных мыслей по тому или иному поводу.Например, вы можете написать, о чем мечтаете, какие люди вам неприятны, что вас способно восхитить в другом человеке и тому подобное. Вы можете даже написать статью на несколько страниц на тему, интересующую вас. Взявшись за написание какого-либо текста, вы будете располагать некоторым временем на обдумывание своих мыслей, благодаря чему у вас будет возможность научиться грамотно применять новые словосочетания, лаконично вставляя их в текст в нужном месте. Писательство, безусловно, относится к творческой деятельности, которая активизирует ваш умственный потенциал. Естественно, это замечательно тренирует мозг, позволяя вспоминать слова, которые ранее вы практически не использовали в речи.

Просмотров