Рассказ о пожарной службе детям. Профессия пожарный Как тушить только что начавшийся пожар

Борьба с огнем – наиважнейшая составляющая противопожарной безопасности объекта. Правильно провести тушение пожара – значит, сохранить часть имущества, не дать перекинуться огню на другие объекты и спасти огромное количество людей. И хотя сегодня прилагаются огромные усилия на обеспечение пожаробезопасности, здесь и чисто организационные мероприятия, и финансовые, тушить пожар эффективно – значит, локализовать его на корню.


Способов тушения пожаров несколько. Но на каждом объекте выбирается тот тип, который будет эффективным. Для этого учитываются разные факторы, к примеру, из каких строительных материалов возведены здания и сооружения. Отсюда выбираются технические и , инвентарь, системы тушения.

Перед тем как перейти к методам тушения пожаров и классификации последних, хотелось бы обозначить, что все известные материалы и вещества делятся на три группы горючести. С учетом нормальных условий эксплуатации: влажности, температуры и давления:

  • негорючие;
  • трудногорючие – это те, которые воспламеняются при высоких температурах, сами гореть не могут;
  • горючие, воспламеняются самостоятельно или при длительном нагреве, или при воздействии внешнего источника огня.

На основе используемых материалов производится классификация. То есть зависимость от того, какой материал или вещество придется тушить.


Горит разлитая нефть

Всего 14 классов, которые обозначаются буквами латинского алфавита, но есть среди них классы и с дополнительными числовыми значениями.

  1. «А» класс. Это пожар, в котором горят твердые материалы, к примеру, деревянные дома.
  2. «А1» — когда горение сопровождается дополнительно тлением. Сюда также относятся деревянные строения, склады с твердым топливом и бумажно-целлюлозной продукцией.
  3. «А2» — когда горение не сопровождается тлением. Как пример, горит склад с пластмассовыми изделиями.
  4. «В» — пожар, когда горят легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также материалы твердого типа, которые при высоких температурах начинают плавиться.
  5. «В1» — горят жидкости, нерастворимые в воде. К этой категории материалов в основном относятся производные нефтепереработки.
  6. «В2» — жидкости, растворимые в воде: спирты, растворители и прочие.
  7. «С» — горят газы.
  8. «D» — горят металлы.
  9. «D1» — горят легкие металлы и их сплавы, к этой категории, например, относятся алюминий, магний и так далее.
  10. «D2» — горят щелочные металлы: калий, натрий и прочие.
  11. «D3» — горят металлоорганические соединения или гидриды металлов.
  12. «Е» — пожар эксплуатируемых электроустановок.
  13. «F» — горят радиоактивные отходы, вещества и материалы.

Обозначить, что два последних класса были введены в классификацию недавно. Их зафиксировал закон под номером 123 в статье №8. Этим же законом были упразднены подклассы с нумерацией. Их не отменили, просто упростили. Хотя пожарные и производители средств пожаротушения используют их до сих пор, обозначая класс возгорания или маркировку соответствующего средства или оборудования.


Горит склад с пластмассовыми изделиями

Иногда сложно определить класс, потому что внутри зоны возгорания могут находиться разные по составу и категории воспламенения материалы. Даже в частном домостроении нередко встречаются очаги возгорания, где присутствуют одновременно и твердые материалы, и горючие жидкие, и газообразные.

Существует еще один тип классификации, где разделительным фактором является зона, где происходит горение:

  • на открытых пространствах: лес, поле, территории предприятий и прочее;
  • внутри зданий и сооружений.

Почему были затронуты классы, но ни одного слова не было обозначено о способах и средствах тушения пожаров. Все дело в том, что обе позиции напрямую связаны между собой. И чтобы перейти ко второй, надо разобраться в первой. То есть если не понять, какие материалы, как горят, при каких условиях, то сложно эффективно потушить пожар. Если поняли и определились, то легко будет выбрать средство пожаротушения.

А все знания приходят во время получения теоретической информации. Ее начинают выдавать в школе и других учебных заведениях. Закрепляют в проводимых инструктажах, когда принимают на работу. И в последующих занятиях по пожаровзрывобезопасности. Так что полученные знания – это одна из эффективных мер тушения очагов возгорания.


Инструктаж – основа получения знаний по ПБ

Как тушить пожары в зависимости от их класса

Рассмотрим основные способы пожаротушения, которые отработаны до мелочей с учетом классификации самих пожаров. К примеру, горят твердые и жидкие материалы. Начнем с того, что в таких ситуацию определяют три стадии возгорания:

  1. Ее называют начальной. Основной критерий – площадь горения, которая не превышает 2 м². Характеризуется она незначительной температурой, неустойчивостью самого воспламенения, но достаточно большим количеством дыма. Обычно начальную стадию обнаруживает система пожарной сигнализации, если она находится в технически исправном состоянии. Бороться с начальной стадией просто. Для этого достаточно первичных средств пожаротушения: огнетушители, лопаты и ящик с песком, противопожарные покрывала. Тушат огонь обычно сотрудники и работники объекта.
  2. Основная стадия, когда огонь распространяется по всему объекту или его отсекам. К тушению огня в этом случае подходят с позиции – чем больше средств пожаротушения было применено, тем лучше. И здесь неважно, первичные средства или технические. На этой стадии обязательно присутствуют профессиональные пожарные подразделения МЧС.
  3. Заключительная. Пожарная нагрузка снижается, потому что все, что смогло выгореть, сгорело или было потушено. Возможно полное или частичное обрушение конструкций. На этой стадии стараются залить пожар огнегасительными средствами полностью, чтобы исключить тления. Производят разбор завалов.

Конечно, идеально – не допустить возникновения пожара. Как говориться, лучше предупредить. Но если возгорание произошло, то для его тушения все средства хороши. Оптимально – провести тушения на начальной стадии, избежав при этом максимальных затрат. Именно поэтому на любых объектах стараются персонал научить хотя бы минимальным навыкам. К примеру, не говоря уже о современных средствах пожаротушения.

Способы локализации пожаров

Итак, переходим к основной теме статьи – способы пожаротушения. Необходимо отметить, что выбираются способы с учетом именно класса, который зависит от пожарной нагрузки объекта. Просто перечислим их, а затем разберем досконально.

  1. Сбивание пламени механическим способом.
  2. Ограничить доступ кислорода в зону горения.
  3. Перекрыть подачу воспламеняющихся и горючих материалов в зону возгорания. Это относится и к твердым веществам, и к жидким, и к газообразным.
  4. Разбавлять горючие материалы и вещества негорючими.
  5. Носить в зону горения химически активные вещества, которые замедляют реакцию горения.
  6. Охлаждение очага возгорание. Это, кстати, дает возможность не только провести эффективное тушение, но и предотвратить повторное возгорание.
  7. Использовать чисто конструктивные и технологические приемы. К примеру, установка специальных клапанов внутрь трубопроводов. Проходя через них, огонь теряет свою тепловую нагрузку.

Теперь более подробно обо всех этих способах тушения.

Итак, что касается сбивания пламени механическим способом . Здесь три основных метода:

  • используется струя воды, вылетающая под давлением из лафета, дренчера или спринклера система автоматического тушения, пожарного шланга;
  • используется негорючий газ, в основном углекислотный;
  • ручной способ при помощи лопат, метел и прочих приспособлений.

Перекрытие доступа кислорода . Здесь практически те же способы, но есть и другие: набрасывание на очаг возгорания кошмы или противопожарного одеяла. Сюда можно добавить применение огнетушителей порошкового типа, системы пенотушения. А также набрасывание песка, грунта, гравия и прочих строительных сыпучих материалов.

Химическое ингибирование . Здесь используются огнетушащие вещества, которые связывают химическую реакцию, происходящую внутри очага горения.

Охлаждение . Здесь все просто – в зону подаются вода или ее солевые растворы, а также углекислота.

Разбавление . Для этого в зону возгорания добавляются инертные газы, водяной туман и прочее.

Создание полосы преград . Здесь опять-таки нет сложных методов. Используются водяные завесы, водяные тонкораспылительные преграды, заполнение горящих отсеков пеной и так далее.

Необходимо обозначить, что тушение огня – это основная часть . На нее делают большой упор. Но надо отдать должное, что существует ряд мероприятий, без которых пожар не потушить. Это ограничение распространения огня или не дать ему подпитываться горючими материалами. Поэтому на основании обозначенных дополнений придется выполнять следующие мероприятия:

  • закрывать материалопроводы, по которым перемещаются горючие жидкости или газы;
  • останавливать технологические цепочки, в которых используются горючие материалы;
  • перекачивать или сливать в резервные емкости вытекшие горючие жидкости или газы для дальнейшего безопасного их хранения;
  • выключать системы вентиляции, чтобы перекрыть доступ кислорода в зону горения;
  • включение противодымной системы;
  • включение приводов перекрывающих клапанов.

Алгоритм тушения огня

Итак, с современными методами тушения пожаров в помещениях ознакомились. Остается обозначить, как происходит сам процесс тушения. То есть его последовательность.

  1. Максимально быстро использовать первичные средства тушения пожаров. Но при этом необходимо точно знать, какими огнетушителями, какие материалы или установки можно тушить. К примеру, разлитые горящие жидкости или электроустановки под напряжением водяными средствами гасить нельзя. Вообще, оборудование, попавшее в зону горения, надо сразу отключить от питания.
  2. Если автоматические системы тушения не сработали по каким-то причинам, то приложить все усилия, чтобы запустить их вручную.
  3. Не забываем и об эвакуационных мероприятиях.
  4. Первую очередь надо сообщить о пожаре в службу пожарной охраны.
  5. Ждать прибытия пожарных расчетов и сопроводить их по месту возгорания.

Средства пожаротушения

И несколько слов о том, что является средствами тушения пожаров. Здесь четыре вида:

  1. Первичные. С их помощью ликвидируется пожар на первой стали. Они легкие в применении и мобильные.
  2. Стационарные. По сути, это противопожарные системы, в состав которых входят насосные установки, трубопроводы и оросители, установленные по всему объекту. В качестве огнегасящих средств в системах используют воду, пену или пар. Такие системы являются автоматическими, но могут включаться и в ручном режиме.
  3. Полустационарные. Это мобильные установки, которые передвигаются на незначительные расстояния.
  4. Мобильные. Это установки, относящиеся к категории профессионального тушения. Здесь не только , но и вертолеты, самолеты, суда и поезда.

Когда пожар только разгорается, пламя может быть настолько небольшим, что его можно будет спокойно потушить оказавшимся под рукой пожарным покрывалом или огнетушителем. С предварительной подготовкой и умением быстро определять тип пожара, с которым вы имеете дело, вы увеличите не только шансы на успешное тушение огня, но и шансы выполнить всю работу без риска для здоровья. Тем не менее, не забывайте, что превыше всего безопасность окружающих в непосредственной близости от огня (включая вас). Если огонь быстро распространяется, горение идет с обильным выделением дыма или пламя не удается потушить огнетушителем за пять секунд, вам необходимо включить пожарную тревогу , эвакуировать здание и вызвать пожарных по телефону 101.

Шаги

Тушение электрических пожаров

    Предупредите пожар, пока он не возник. Причиной большинства электрических пожаров являются поврежденные провода и плохой уход за электрооборудованием. Чтобы предупредить пожар до того, не перегружайте электрические розетки работающим оборудованием, а любые электроработы доверяйте только профессиональным электрикам.

    Полностью отключите электричество. Если в электросети возникли искры, воспламенились провода, оборудование или розетки, то первым и наилучшим шагом будет полное отключение электричества. Если в электросети пока возникли только искры, но не произошло возгорания, данного шага должно быть достаточно, чтобы предупредить пожар.

    Если у вас нет возможности отключить электричество, воспользуйтесь огнетушителем класса Е (для тушения электроустановок под напряжением). Допустимый тип огнетушителя, который можно использовать в данной ситуации, полностью зависит от того, есть у вас возможность отключить электричество или нет. Если вы не знаете, где находится электрощит, он заперт или до него слишком долго добираться, тогда следует воспользоваться огнетушителем класса Е. Это будет либо углекислотный огнетушитель (с двуокисью углерода CO2) или порошковый огнетушитель, а на этикетке баллона огнетушителя обязательно будет указан класс Е в списке классов пожаров, для которых он подходит.

    Если вы отключили электричество, воспользуйтесь огнетушителем класса А или порошковым огнетушителем. Если вам удалось полностью отключить электропитание источника возгорания, то вы перевели пожар класса Е в пожар класса А. В таком случае у вас появится возможность использовать водный огнетушитель класса А в дополнение к упомянутым ранее огнетушителям класса Е.

    Воспользуйтесь пожарным покрывалом, чтобы погасить пламя. В качестве альтернативы можно воспользоваться пожарным покрывалом, чтобы потушить огонь, но это допустимо только в том случае, если вам удалось полностью отключить электропитание у источника возгорания. Несмотря на то, что пожарные покрывала чаще всего изготавливают из шерстяного войлока (химически обработанного), который является неплохим диэлектриком, не нужно рисковать и близко подходить к источнику огня, если электропитание не отключено и присутствует риск поражения током.

    • Чтобы воспользоваться пожарным покрывалом, выньте его из упаковки, разверните и возьмите перед собой так, чтобы оно защищало ваши руки и тело, после чего накройте им небольшое возгорание. НЕ БРОСАЙТЕ покрывало на огонь.
    • Это будет не только очень эффективным шагом на ранних стадиях возгорания, но также позволит избежать повреждения окружающей территории и предметов.
  1. Потушите огонь водой. Если у вас под рукой нет никаких огнетушителей или пожарных покрывал, можно воспользоваться водой. Однако, используйте воду ТОЛЬКО в том случае, ЕСЛИ вы на 100% уверены в том, что полностью ОТКЛЮЧИЛИ ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ. В ином случае вы рискуете не только получить удар током, но и вызвать быстрое распространение пожара из-за электрических разрядов. Водой следует залить основание пламени (очаг возгорания).

    • Тот поток воды, который можно получить из водопроводного крана, будет эффективен для тушения только маленьких возгораний на ограниченном пространстве. В ином случае огонь успеет распространиться до того, как вы его зальете.
  2. Даже если вы потушили пожар, разумно будет вызвать пожарных по телефону 101. Тлеющие предметы могут снова разгореться, а профессиональные пожарные помогут окончательно изолировать возгорание и полностью снять риск повторного пожара.

    Тушение жидких горючих веществ и масла

    1. Перекройте поступление горючего вещества. При воспламенении горючих жидкостей в первую очередь необходимо перекрыть их поступление (когда это применимо). Например, если на колонке автозаправки от искры статического электричества воспламенится бензин, сначала следует задействовать аварийный выключатель колонки, который должен располагаться рядом с каждой колонкой. Это действие позволит отсечь небольшое возгорание от больших резервуаров с горючим.

      • Во многих случаях, когда горючая жидкость является единственным веществом, подпитывающим огонь, его можно потушить сразу после того, как поступление вещества было перекрыто.
    2. Воспользуйтесь пожарным покрывалом, чтобы потушить огонь. Пожарное покрывало можно также использовать для тушения небольших возгораний класса B. Если пожарное покрывало находится под рукой, то потушить им такое возгорание с минимальным ущербом будет проще всего.

      • Чтобы воспользоваться пожарным покрывалом, выньте его из упаковки, разверните и возьмите перед собой таким образом, чтобы оно защищало ваши руки и тело, после чего накройте им небольшое пламя. НЕ БРОСАЙТЕ покрывало в огонь.
      • Убедитесь в том, что возгорание не слишком обширное, чтобы его можно было потушить покрывалом. Например, возгорание растительного масла в сковороде будет достаточно маленьким источником огня для применения пожарного покрывала.
    3. Воспользуйтесь огнетушителем класса B. Как и в случае с электрическими возгораниями, водные огнетушители класса А нельзя использовать для тушения жидких горючих веществ и масел. Тогда как углекислотные (CO2) и порошковые огнетушители можно использовать при пожарах класса B (с возгоранием жидких веществ). Проверьте информацию на баллоне огнетушителя и убедитесь, что он предназначен для тушения пожаров класса B, прежде чем начинать тушить возгорание горючей жидкости.

      Вызовите пожарных по телефону 101. Даже если пожар потушен, вам следует вызвать пожарных по телефону 101. Тлеющие предметы могут снова разгореться, а профессиональные пожарные помогут окончательно изолировать возгорание и полностью снять риск повторного пожара.

    Тушение возгораний твердых органических веществ

      Используйте пожарное покрывало, чтобы потушить огонь. Если источником огня являются твердые горючие материалы (древесина, ткань, бумага, резина, пластик и так далее), то пожар относится к классу А. Пожарное покрывало позволит быстро и легко потушить начальную стадию пожара класса А. Оно перекроет доступ кислорода к очагу возгорания, который подпитывает процесс горения.

      • Чтобы воспользоваться пожарным покрывалом, выньте его из упаковки, разверните и возьмите перед собой таким образом, чтобы оно защищало ваши руки и тело, после чего накройте им небольшое пламя. НЕ БРОСАЙТЕ покрывало на огонь.
    1. Воспользуйтесь огнетушителем класса А, чтобы потушить огонь. Если у вас нет под рукой пожарного покрывала, то можно использовать огнетушитель, чтобы потушить пожар класса А. Убедитесь в том, что на баллоне огнетушителя указан класс А.

«Действия при пожаре» - Чем опасен пожар? Волонтерское движение. (апрель, май). Контрольное тестирование ЗУН учащихся по пожарной безопасности и действиям при пожаре. Изучение опасности воздействия дыма на человека при пожаре. Выбор темы для исследования. (сентябрь). Сбор информационного материала с различных источников по выбранной теме. (октябрь-ноябрь).

«Пожары урок» - Урок ОБЖ в 5 классе. Что нужно делать при первых признаках пожара? Немедленно покинуть помещение. Какие ситуации аварийного характера могут произойти в жилище? Тема урока: «Пожар в жилище». Открытый огонь Температура среды. Пожар в жилище. Какая ситуация может привести к пожару жилище? Аварийная ситуация в жилище.

«Пожар в квартире» - В случае опасности вызывай пожарных. Как нужно дышать в задымленной квартире? Огнетушитель. Перчатки. Пояс монтажный. Ящик с песком и ведро для воды. Пожарный кран с пожарным рукавом. Почему во время пожара нельзя открывать окна? Что делать если загорелась ваша квартира? Каска. Какие средства могут помочь во время пожара, если нет огнетушителя?

«Пожары 2010» - Помощь государства погорельцам. В результате сгорело село Николаевка, в котором было 433 дома. Низовой пожар огонь распространяется по напочвенному покрову. Число обращений к врачам увеличилось на 20 %. Узнать, что сделало государство в помощь погорельцам. Большинство пожаров произошло по вине человека.

«Лес и пожар» - Н. Гумилев. (Молния и засуха). Температура от 900 °C до 1200 °C. Дед подобрал зайца и понес домой. ЛЕСНОЙ ПОЖАР Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Дед пошел дальше. С. Погореловский. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Предупреждения об опасности огня в лесу размещают и на коробках со спичками…

«Природные пожары» - Природные пожары. Эвакуация из зоны лесного пожара. Причины лесных пожаров. В пожароопасный сезон в лесу запрещено... Последствиями крупных лесных пожаров являются: По характеру распространения лесные пожары подразделяются на виды. Природные пожары: Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров. Действия при обнаружении пожара.

Тематический час: Лесные пожары

для воспитанников адаптированных программ 8-9 «Б» классов

Цель: Формирование знаний о происхождении и классификации лесных пожаров, основных действиях в зоне пожара.

Развитие кругозора, внимания, памяти, мышления.

Экологическое воспитание.

Ход занятия

Вводная часть

Здравствуйте ребята.

У вас был трудный день, давайте отбросим все плохое, что у нас накопилось.

А сейчас загадка: С языком – не лает, без зубов, а кусает. Без рук, без ног, а бушует, шипит и злится, а воды боится. Огонь.

Без рук, без ног к небу ползет. Дым.

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Правильно о пожаре. Мы сегодня поговорим о лесных пожарах.

Пожар – это стихийное распространение горения, проявляющееся в уничтожающем действии огня, вышедшего из-под контроля человека.

Низовой – устойчивый, беглый.

Верховой – устойчивый, беглый.

Подземный – торфяной.

Пирология – наука, изучающая лесные пожары.

Характеристика различных типов лесных пожаров

Сильный пожар: низовой – более 3 м/мин, высота пламени более 1,5 м

Верховой – более 100м/мин

Подземный – более 0,5 м/мин.

Средний пожар: низовой до 1-3 м/мин, высота пламени не более 0,5 м

Верховой 10-100 м/мин

Подземный до 0,5 м/мин.

Слабый пожар: низовой до 1 м/мин, высота пламени не более 0,5 м

Верховой скорость распространения 3-10 м/мин.

Подземный скорость распространения до 0,25 м/мин.

Жители Хакасии и мы с вами знаем, что такое лесные пожары. В воскресенье, 12 апреля, 2015 года охватили несколько десятков населенных пунктов Хакасии. Портал «Юг Сибири» со ссылкой на помощника министра здравоохранения республики Михаила Мальгина сообщает о 15 погибших, за медицинской помощью обратились 483 человека, 77 были госпитализированы, восемь из них находятся в реанимации. Огонь повредил 1205 частных жилых домов на территории 38 населенных пунктов, сгорело четыре социально значимых объекта: школа, фельдшерско-акушерский пункт, библиотека и сельский клуб.

Среди причин изначально называли «неконтролируемые палы сухой травы на землях сельхозназначения и неосторожное обращение с огнем в лесу», также фигурировало предположение о том, что руководство Хакасии вовремя не приняло необходимые противопожарные меры. Власти республики, в свою очередь, отвергли обвинения о неготовности республики к пожарам. Позднее добавилась версия, что обострение обстановки произошло из-за ураганного ветра и резкого потепления.

Ребята, а когда человек научился добывать огонь? Правильно, еще первобытные люди научились добывать огонь .

Сказка о том, как Человек подружился с Огнём

Были когда-то такие времена на земле, когда Человек не дружил с огнем, боялся его и обходил стороной. А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку:

Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне?

Я тебя боюсь, - честно ответил ему Человек.

Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.

Послушай меня, - произнёс Огонь, - на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться.

И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек.

Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещё ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче.

Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его дом в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом.

И что же мне надо сделать, чтобы принести тебя в свой дом так, чтобы ты не сжёг его? - спросил Человек.

Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придётся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоём доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней.

Человек послушался Огня и сделал то, что тот велел. Он соорудил очаг из камней, поджёг толстую ветку и принёс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принёс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением.

А какая может прийти беда от огня? Послушайте сказку об огне.

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека: «Слушай, человек, давай померимся силой».

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: «Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить».

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица «Дерево с огнем не дружит». И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!

Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине.

Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины из-за которых возникают лесные пожары.

- брошенная горящая спичка, окурок;

- непогашенный костер;

- тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;

- люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

- осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

- хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).

- при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;

- выжигание сухой прошлогодней травы.

Всего этого в лесу делать нельзя.

Когда начинается сезон лесных пожаров?

Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – з оной бедствия.

Что делать, если вы попали в зону пожара? Познакомьтесь с памяткой.

Памятка, ч то делать, если вы попали в зону пожара?

1.Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы. Если вы видите, что своими силами пожар потушить невозможно, то нужно срочно покинуть зону огня.

2.Идти надо в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек.

3.При сильном задымлении рот и нос необходимо прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.

4.Опасность на пути представляют падающие деревья, остерегайтесь их.

5.Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.

Закрепление знаний: тест.

Послушайте персидскую притчу.

Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:

Огонь светит.

Другая, подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:

Он жжётся!

Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.

Получивший знание, лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.

Итог: Давайте не будем гпупыми бабочками и будем помнить правила поведения с огнем.

Тест

1. Как называется наука о лесных пожарах

а) экология;

б) пирология;

в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

4. Как тушат только что начавшийся пожар

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

5. Неконтролируемый процесс горения, что это-

а) Лесной пожар;

б) Пожар;

в) Торфяной пожар.

(правильные ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-а; 5-б.)

Обнаружив пожар, немедленно сообщите в пожарную охрану по телефону 01.
Это необходимо сделать, даже если удалось потушить пожар собственными силами. Огонь очень коварен и во многих случаях может остаться незамеченным, если он проник в пустоты деревянных пе-регородок, стен и перекрытий, а также в вентиляционные шахты и другие технологические проёмы (мусоропроводы, лифтовые шахты и т. д.).
А что делать дальше — бежать или постараться справиться с огнём самому? Ликвидировать горение самостоятельно можно лишь на ранней стадии развития пожара, при условии что у вас есть воз-можность в любой момент покинуть горящее помещение и нет сомнения в собственных силах. Как только помещение начинает интенсивно наполняться дымом, не пытайтесь тушить пожар: это создаёт угрозу вашей жизни.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ
В самом начале, когда огонь не набрал силы и задымление небольшое, пожар можно потушить подручными средствами — водой, одеялами, брезентом, плотной тканью и т. д.
Представьте себе, вы сидите и спокойно смотрите телевизор, вдруг из него повалил дым и он загорелся. Или воспламенился любой другой домашний электроприбор (магнитофон, холодильник, телевизор и т.д.). Что делать? Прежде всего отключить его от сети (лучше обесточить всю квартиру), а затем начать борьбу с огнём.
Телевизор накройте одеялом или плотной тканью. Воду нужно лить на заднюю часть, стоя сбоку от экрана, так как нагретый кинескоп может взорваться. Загоревшуюся штору оборвите, затопчите огонь ногами или загасите водой. Воспламенившуюся керосиновую лампу либо примус лучше накрыть любой мокрой или плотной тканью. При этом следует помнить: нельзя открывать окна и двери, так как приток свежего воздуха поддерживает и усиливает горение.
Чаще всего для ликвидации пожаров используют воду. Однако не каждая ёмкость удобна для того, чтобы вылить её содержимое на требуемое расстояние. Для этих целей лучше всего пользоваться ведром. Надо наполнить его на две трети, затем одной рукой подхватить днище, а другой взяться за обрез ведра, а не за дужку. Вытянув обе руки, нужно направить выливаемую из ведра воду в нижнюю точку пламени. Тушение необходимо начинать от себя и постепенно расширять зону до полного уничтожения огня.
На пожарных щитах или стендах устанавливают необычные вёдра—они имеют конусообразную форму. Их нельзя использовать для хозяйственных целей, потому что не поставишь на пол. Но в то же время они удобны для тушения пожара.
Разлившиеся бензин, ацетон, краски, масла, другие легковоспламеняющиеся жидкости, загоревшиеся в доме, гараже или кладовой, нельзя тушить водой. Эти жидкости, будучи по удельному весу легче воды, всплывают на поверхность и продолжают гореть, при этом площадь пожара увеличивается, так как вода растекается. Для тушения подобного рода веществ применяют огнетушители. Если их нет, а также если жидкость горит в ёмкости (в канистре, фляге и т. д.), используются плотные ткани (брезент, кошма, войлочное одеяло), одежда либо другие вещи, смоченные водой.
Не забывайте гасить тлеющие предметы, находящиеся вблизи. Следует помнить, что даже маленький уголёк или искра, которые вы не заметили, могут вновь воспламенить пары, например бензина, и пожар возобновится.
В отдельных случаях для ликвидации огня можно использовать метод захлёстывания: по кромке огня ударяют мётлами, одеждой или другими предметами. Удары следует наносить резко и сильно, но взмахи должны быть короткими, чтобы они не вызывали приток свежего воздуха.
А как быть, если на человеке загорелась одежда? В такой ситуации он, как правило, впадает в панику и крайне редко отдаёт отчёт в своих действиях. Ему нужно упасть на землю и, катаясь по ней, сбить пламя, а руками защищать лицо, глаза и голову. Нельзя позволять пострадавшему бежать, пытаться сорвать одежду. Чтобы загасить пламя, нужно устранить приток воздуха. Набросьте плотную ткань или пальто, а затем оберните пострадавшего одеялом, лучше мокрым, или облейте водой.



Просмотров