Развитие голоса. Подборка упражнений

Часто ли вы задумываетесь о том, как научиться петь? Дружеские встречи в караоке-баре, семейные праздники, даже обычные будние дни, когда вы пребываете в отличном настроении, не могут обойтись без песни. Конечно, стать оперной дивой или звездой эстрады без опытного наставника не получится, но перестать стесняться и начать петь в своё удовольствие можно уже через несколько самостоятельных тренировок.

Пение – навык, развитие которого лучше начинать с детства. Постановка голоса, слуха, умение удержать тональность на одном уровне, способность слушать и слышать музыку и других поющих – всё это тренируемые навыки, которые легче и быстрее усваиваются в юном возрасте. Но если детство давно прошло, а петь хочется, не отчаивайтесь. Существует несколько довольно простых упражнений для развития навыка пения, которые подойдут людям любого возраста.

Вспомните: в детстве каждый из нас с удовольствием пел песенки собственного сочинения, совершенно не обращая внимания на окружающих. Это уже позже, в подростковом и взрослом возрасте, появляются стыд и смущение. Посещают мысли, что люди вокруг разве что уши не затыкают от наших рулад, постепенно песня становится всё тише и со временем вовсе может умолкнуть.

Но ведь пение – это не только развлечение, это ещё и способ сбросить напряжение, укрепить дыхательную систему и развить уверенность в себе. Это один из древнейших способов выражения эмоций и чувств, наравне с танцем. Неужели возможно такое, что владение этим невероятным инструментом доступно только избранным? Конечно, нет.

Для абсолютного большинства людей научиться петь с нуля вполне достижимая мечта. Некоторые ограничения существуют у людей с нарушениями слуха и речи, но и для них разработаны специальные обучающие методики. Мы же рассмотрим общий случай: простой человек, не имеющий физических ограничений и желающий без смущения петь в кругу друзей.

Что необходимо для вокала?

Определимся с самого начала: в этом тексте вы не найдете волшебного упражнения, которое сделает из вас настоящего Певца в короткие сроки. Для этого необходим природный талант, который впоследствии шлифуется годами тренировок. Даже вокалистом (то есть, профессиональным исполнителем, обладающим специфическими знаниями и навыками) в домашних условиях без наставника стать не получится.

Однако кое-чему вы научитесь однозначно. Например, базовым умениям, без которых невозможно научиться красиво петь:

  • правильное положение тела и дыхание;
  • дикция;
  • интонирование (верное воспроизведение нот).

Если вы умеете играть на каком-либо музыкальном инструменте – используйте это для развития навыка интонирования.

Разберем подробнее навыки, необходимые каждому, кто задается вопросом, как самостоятельно научиться петь.

Правильная осанка и дыхание

Положение тела во время исполнения должно быть свободным. Лучше всего встать прямо, опустить руки вдоль тела или положить их на живот в районе диафрагмы, чтобы чувствовать свое дыхание. Ноги для устойчивости лучше расставить на ширину плеч, стоять нужно на полной стопе, не приподнимаясь на носочки. После выработки умения правильно дышать допускается сидеть, но в этом случае нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не отклоняться вперед или назад, не опираться на спинку стула.

Плечи нужно опустить. При вдохе не нужно поднимать их, набирать полные легкие воздуха. Дыхание должно происходить при помощи живота и диафрагмы. Не нужно чрезмерно сводить лопатки, но и сутулиться тоже нельзя.

Простые правила дыхания можно коротко сформулировать так: быстрый вдох – пауза – медленный выдох. Вдох должен быть быстрым, тихим, почти незаметным. На выдохе можно представить, что нужно задуть свечу: плавно, равномерно и медленно выпускать воздух.

При вдохе грудь должна расширяться, а не подниматься вверх, рёбра как бы раскрываются в стороны, и воздух уходит в брюшную полость.

Начинать урок пения нужно с гимнастики для лица и распевки. Для разминки хорошо подойдет гримасничание: широко улыбайтесь, максимально раскрывайте рот, надувайте щеки, вытягивайте губы трубочкой, сомкните губы и быстро двигайте ими в разные стороны. Хорошо если после разминки чувствуется легкое тепло в мышцах. Стоит хорошо размять шею, так как мышцы при пении могут поначалу сильно напрягаться.

Заучите несколько скороговорок, а ещё лучше долгоговорок, они помогут научиться держать дыхание и чётко проговаривать каждый звук. Во время разминки сначала можно несколько раз проговорить алфавит, а затем громко и с хорошей артикуляцией озвучить скороговорку. Не стремитесь к скорости, наша задача – максимально чёткое и чистое звучание каждого звука. Следите за дыханием, нельзя чтобы вдох приходился на середину предложения или – ещё хуже – слова. Не «проглатывайте» окончания слов.

Для понимания возможностей интонирования полезно помычать с закрытым ртом. Нужно хорошо прочувствовать вибрацию носоглотки, можно поиграть с громкостью и тональностью. Если хотите, попробуйте «промычать» любимую песню от начала до конца.

После всего этого можно переходить к распевкам по нотам. Сначала пропевайте разные слоги на одной ноте, а затем пойте восходящие и нисходящие гаммы.

Постоянная практика

Абсолютно необходимое условия – это постоянное выполнение упражнений. Обучение должно стать ежедневным ритуалом. Уделяйте по крайней мере полчаса в день тренировке техники и дыхания. Поначалу у вас может быстро уставать рот, язык, может ныть шея. Но со временем вы научитесь не напрягать мышцы, которые не требуются для исполнения.

Старайтесь слушать хорошую музыку, будь то инструментальная классика, джаз, блюз или рок. Вам нужно научиться слышать музыку и подпевать ей без слов в унисон.

Для понимания прогресса можно сделать несколько записей того, как вы поете, на диктофон. Найдите «минус» песни, которую хотите исполнить, сделайте негромкий звук и пойте. Вам нужно получить запись только с вашим голосом. Это нужно для того, чтобы оценить, что нужно подтянуть – может быть, вам не хватает вдоха? Или вы плохо проговариваете какие-то звуки, из-за чего пение получается нечётким.

Затем сделайте запись, где будет слышна и музыка и голос – чтобы понять, попадаете ли вы в ноты. Возможно, потребуется выбрать другую песню, потому что некоторые могут просто не подойти под ваш тембр. Сигналом этого может стать боль в шее – не нужно напрягаться, чтобы «дотянуть» низкую или высокую ноту.

Для тех, кому всё ещё непонятно, как же научиться правильно петь, ниже приведены несколько легких вокальных упражнений.

  1. Гласные звуки. Пропевайте на выдохе «А-О-У-И-Э-Ы-А-Э-И-У» и так далее в любом порядке. Старайтесь держать ноту, когда чувствуете, что воздух заканчивается, следите, чтобы голос не становился ниже или выше, громче или тише, а также не обрывайте пение резким вдохом.
  2. Пропойте гамму «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» сначала в прямом, а затем в обратном порядке (восходящая и нисходящая гамма). При этом лучше найти источник звука, по которому ориентироваться, как должны звучать ноты и повторять максимально похоже. При удачном попадании в ноту получится эффект резонанса.
  3. Для развития звонкости и высоты голоса попробуйте побыть кукушкой. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, затем на очередном выдохе громко издавайте звуки «У-у», как кукушка.
  4. Упражнение, подобное предыдущему, но вместо короткого «уканья» нужно попытаться почувствовать себя волком – на высокой ноте протянуть как можно дольше: «У-у-у-у».
  5. Ещё раз вернёмся к гласным звукам и гаммам. На этот раз соблюдайте строгий порядок: «И-Э-А-О-У» и произносите звуки достаточно коротко. Таким образом вы от высокого звучания дойдете до низкого. Затем можно повторить в обратном порядке.

Стоит обратить внимание и на здоровье горла: не переохлаждаться, пить много тёплой воды, избегать сладостей, кислой, солёной и перчёной пищи. Продукты, раздражающие слизистую, могут помешать связкам правильно смыкаться при пении. Вокал отнимает довольно много энергии, поэтому нужно высыпаться и хорошо питаться.

Заключение

Желание петь – яркий показатель того, что вы хотите и умеете выражать свои чувства в наиболее удачной форме. Конечно, чаще всего песня сопровождает радостные события, но переживать грусть или обиду тоже можно с песней. Не зря во многих древних культурах существуют песни практически о любом событии в жизни человека.

Итак, мы ответили на волнующий многих вопрос, как научиться петь. Выполняя несложные упражнения, вы сможете развить не только утилитарный навык пения, но и поймете собственные возможности, перестанете бояться публики, станете намного увереннее в себе. А еще, возможно, вы откроете в себе дар и со временем станете настоящим певцом.

Вокальные упражнения бывают шести типов:

1.Упражнение с различным ритмическим рисунком (на выдержанном или повторяющемся звуке, пунктирный ритм, сочетание дуолей и триолей, половинные и целые ноты).

2.Упражнения с различным звуковедением (legato, non legato, staccato, marcato).

4.Упражнения с различными штрихами (акценты, tenuto, фермата).

5.Гармонические последовательности (интервальные и аккордовые последовательности).

6.Вокализы (можно петь целиком хоровые произведения закрытым ртом и на любой звук, слог, в зависимости от задачи)

7.Отрывки из произведений (полезно над трудными местами партитур упражняться отдельно)

Распевание начинается с извлечения одного звука - с него начинается и настройка слуха, и концентрация внимания. Такое упражнение даёт возможность выровнять интонацию, создать строй и унисонное звучание.

Многократным повторением изменяется качество звука, уточняется его направленность, отрабатывается точность атаки, находится необходимая высокая позиция, активизируется диафрагма. Звук берётся закрытым ртом, без напряжения, он сконцентрирован у верхних передних зубов.

Упражнение на одной ноте (на одной высоте звука) развивает равномерный экономный длительный выдох, опору. При чередовании гласных оно способствует выравниванию их звучания. Выдержанная нота, спетая на первоначально избранном гласном в одной силе звука, может быть первым упражнением для начинающих. С такого упражнения начинал занятия М.И.Глинка.

Различные гласные исполняются в виде слогов с одинаковым согласным. Выбор гласных зависит от общего фона звучания хора. а)Если звучание хора глухое, берут звонкие гласные (ди, дэ, да; ми, мэ, мА). б)Если хор звучит пёстро, начинают упражнение с гласных, способствующих округлению и ровности звучания (лю, лё, ля). в)Если надо округлить какой-либо определённый гласный, его ставят между гласными «о», «у», «а», способствующими округлению (ма-ми-ма, мо-мэ-ма). г)Для образования слогов применяются обычно: «л» (собирает звук, способствует образованию мягкой атаки), «м» (настраивает на высокое головное звучание), «д» (активизирует атаку, приближает звук).

В первых упражнениях берут 1-2 гласных в сочетании с согласным или без него, затем постепенно вводят все гласные, основные или йотированные. Чаще такое упражнение поют на пяти основных гласных в различном их чередовании в зависимости от методических целей. При этом учитывается, что:

1).в порядке «и», «э», «а», «о», «у» происходит постепенное увеличение ротовой полости (самая маленькая на «и») и уменьшение глоточной (самая маленькая на «у»);



2). в порядке «и», «у», «о», «э», «а» происходит уменьшение напряжения мышц голосовых складок (самое большое напряжение голосовых мышц на «и», «у»);

3).подсвязочное давление повышается в порядке «а», «о», «э», «у», «и».

В этом упражнении все гласные можно петь в одной силе звука или с динамическими оттенками, т.е. постепенно увеличивая и уменьшая силу звука.

Упражнения с поступенным расположением звуков. Простейшие из них - соединение 2- 5 последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы, обычно вначале на одном гласном звуке. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз с названием нот или на выбранных гласных. На начальных этапах полезнее петь гамму сверху вниз в медленном темпе. В таком упражнении необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.

При исполнении гаммы снизу вверх особое внимание надо обратить на первый, нижний звук. Он берётся в намеренно высокой позиции, т.е. применительно к позиции верхнего звука упражнения. Такой приём обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы. Вся гамма обычно исполняется на одном дыхании.

Гаммы являются незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания во всём диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития подвижности и беглости голоса.

Пение гамм способствует расширению певческого диапазона.

Упражнения на различные интервалы поются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Упражнения на интервалы способствуют выравниванию звучания. В начале работают на интервалах более привычных для слуха, близких к речевым интонациям (терциях, квартах, квинтах), идут от узких интервалов (терций, кварт) к более широким (квинтам, секстам, октавам). К этому виду упражнений относится пение трезвучий и арпеджио. Все указанные упражнения полезно петь как связно, так и отрывисто, а также, чередуя эти две манеры звуковедения.

Для большинства упражнений применяется вокализация , т.е. пение на гласных звуках и слогах (внутрислоговые распевы - тоже вокализация). Вокализация позволяет сосредоточить внимание на основных моментах вокальной техники (при пении с текстом часть внимания «забирает» текст) (А.Юрлов в работе «О значении вокализации в хоровом пении» даёт огромную характеристику этому приёму).

Вокализация бывает трёх видов: а)с закрытым ртом, б)на гласный звук, в)сочетающая пение закрытым ртом и на гласный.

Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, подключает к работе верхние резонаторы, вырабатывает ощущение вибрации в них, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа. Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию - значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

При пении закрытым ртом всё внимание направляется на интонацию (например, скачки поются легче, чем при пении на гласные или слоги).

Вокализация закрытым ртом должна быть лёгкой и естественной, петь надо настолько тихо, чтобы улавливать такое же тихое пение певцов-соседей. Пение с закрытым ртом приучает певцов хора к мягкой атаке звука, собранности, пластичности в звучании и переходах.

В вокализации можно использовать разные штрихи (чаще legato и staccato).

Упражнения на legato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами развивают певческое дыхание. Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы - это значит петь стаккато.

При исполнении staccato движения диафрагмы сопровождаются перемещением верхнего отдела передней стенки живота. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на стаккато. Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке. Этот вид вокализации особенно показан при работе с детскими голосами. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы - это остановки дыхания (выдоха). Т.о., исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остаётся взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (гл. о. диафрагмы).

Спетый на стаккато звук может явиться отправной точкой для пения на легато. Полезно спеть начальный звук упражнения на стаккато и сейчас же его повторить в связной манере пения. С этой целью применяются упражнения с чередованием отрывистой и связной видов вокализации.

Чтобы партия не «плыла», теряя точность интонации и ритма в вокализации на гласный, к нему прибавляют согласный, лучше сонорный (м, н, л ), иногда д , з, к - только с у , как самой тихой из гласных, редко - т (т.о. легче получаются точные переходы от звука к звуку и после «впевания» на слог должны приобрести точность на гласный).

Дирижёр хора должен искать и находить приёмы вокализации, помогающие решать определённые задачи.

1. Достигать pp лучше на «ку» и «мо».

2. Неудобные по тесситуре фрагменты впевают закрытым ртом.

3. Слоги с «И» придают звонкость, «серебрят»

Слоги с «О» - округляют

Слоги с «У» - собирают, выравнивают звук.

Согласные тоже могут придавать различный характер звуковедению (мягкость, отрывистость...). Так, известен случай, когда А.В.Свешников долго не мог «вылечить» хор от вялого, вязкого, неинтересного звучания, пока не попробовал в работе вокализацию на «та», которая решила проблему.

В распевания включаются как традиционные распевочные упражнения, так и небольшие мелодические попевки, которые представляют собой вокально трудные места из разучиваемых хоровых сочинений. Часть трудно исполняемой фразы можно транспонировать в более низкую тональность, в которой этот фрагмент легко вокально усваивается хором. Добившись правильного звучания в низкой тональности, его секвенционно по полутонам вверх закрепляют до основной тональности или даже выше. Т.о. свободное звучание с более низкой тесситуры переносится на высокую. Этот приём очень эффективен. Он позволяет довольно быстро преодолевать вокальные трудности при разучивании репертуара.

Попевки обычно состоят из 1-2 музыкальных фраз и так же, как и обычные вокальные упражнения, исполняются в виде секвенции по полутонам вверх и вниз.

В попевки можно превратить и обычные вокальные упражнения, придав им словесный текст.

В хоровой практике получили распространение распевки, основанные на простых полифонических формах, таких, как имитация и канон. Эти упражнения развивают ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий.

Полезно сочетать распевание с выработкой навыков пения многоголосия. Простейший вид выстраивания трезвучия или аккорда - пение гаммы с остановками на звуках аккорда.

В примере показаны остановки хоровых голосов на звуках тонического аккорда. Возможны также варианты, в которых остановки делаются на субдоминантовой или доминантовой гармонии. Это отрабатывается как на упражнениях уже знакомых певцам, так и импровизационно, при помощи «живого нотного стана» - руки дирижёра: 5 пальцев левой руки хормейстера превращаются в нотный стан (5 нотных линеек), а пальцами правой руки дирижёр показывает местоположение нот, исполняющихся певцами хора. За каждым пальцем правой руки может быть закреплена отдельная хоровая партия: например, за 5-м пальцем - вторые альты, за 4-м - первые альты, за 3-м - вторые сопрано, за 2-м - первые сопрано.

В многоголосных распеваниях применяется также метод «устных подсказок», который благотворно воздействует на выработку гармонического строя. Выстроив в хоре трезвучие (допустим ре - фа-диез - ля первой октавы), дирижёр предлагает каждой хоровой партии подняться или опуститься на некоторый интервал, например, альтам - на полтона вниз, первым сопрано - на полтона вверх, вторым сопрано - на полтона вниз и т.д. При этом дирижёр внимательно следит не только за интонацией певцов, но и за другими элементами хорового звучания - цепным дыханием, качеством и силой звука. В ходе репетиций такие упражнения вносят оживление в творческий процесс, заставляя певцов быть предельно внимательными и собранными.

Многие из нас любят петь, и хотели бы научиться делать это профессионально. Более того, сколько среди нас скрытых талантов, обладающих сильнейшим голосом и острейшим слухом! Но далеко не каждый располагает финансовыми и временными возможностями для обращения к индивидуальному педагогу за постановкой вокала.

Достаточно выделить для этого определенное время и приступить к активным занятиям.

Если вы мечтаете виртуозно исполнять любимые песни в караоке-клубах, или даже покорить большую сцену, следуйте нашей простой методике, и возможно, совсем скоро на эстраде засияет новая, яркая звезда!

Польза вокальных тренировок

Даже если вы не воображаете себя вокалисткой популярной группы, такие тренировки голоса помогут вам в становлении речи. Грамотная и чистая речь чрезвычайно важна даже в обыденной жизни. Кому приятно слушать человека, который говорит едва ли внятно, будто только что набрал в рот густой каши? И пусть говорят, что скромность – главное девичье украшение, она не должна проявляться в тихом кротком голосе.

Чтобы разговаривать четко и внятно, а также обладать красивым звонким голосом, нужны специальные артикуляционные тренировки. Между прочим, в вашей ротовой полости располагается самое большое количество мышц во всем теле. И кто сказал, что разрабатывать нужно только трицепсы? Мышцы рта нуждаются в закалке и укреплении не меньше!

Тренировки голоса лучше производить в одиночестве. По крайней мере, если вы только начинаете этим заниматься. Лишние глаза и уши будут вводить вас в смущение, а значит, эффективность упражнений снизится, или вовсе сойдет на «нет ». Приготовьтесь к тому, что звуки, доносящиеся из вашего рта, будут нестандартными и довольно смешными. Даже профессиональные певцы стараются уединиться при подготовке к концертам!

При тренировке вокала и речи недостаточно обыкновенного пения акапелла в гордом одиночестве. Для этого необходим целый ряд упражнений, оптимизирующих артикуляционные способности и пробуждающих голосовые связки. Если сначала у вас не будет получаться – не беда.

Постановка голоса – чрезвычайно сложный, трудоемкий и длительный процесс, особенно если природного певческого и дикторского таланта в вас не наблюдается. Тем не менее, среди популярных артистов существует масса людей, чей голос стал плодом упорной работы над ним, а вовсе не врожденным даром.

Как лучше тренировать голос? С помощью фортепиано, а если быть точнее, традиционных уроков сольфеджио, преподаваемых в базовой программе любой музыкальной школы. Если у вас нет музыкального инструмента – не расстраивайтесь. Мы живем в эпоху развитой цивилизации, и сегодня вы запросто можете заменить настоящие клавишные специальной компьютерной программой, имитирующей звуки пианино, синтезатора, и даже рояля.

Запомните главное правило: ваше исходное положение всегда должно быть вертикальным. Сидя или лежа, вы однозначно не обретете выдающихся вокальных данных, и этому есть физиологическое объяснение. Дело в том, что при красивом пении активируется диафрагменное дыхание.

Именно диафрагма во многом отвечает за легкость голоса, его мелодичность и звонкость. Только в положении стоя орган может быть распрямлен, а значит, готов к активной работе. Со временем, обретя необходимые навыки, вы сможете петь и сидя, но только когда закрепите достигнутый результат.

Польза занятий, приведенных нами, неисчерпаема. Во-первых, вы обретете вокальные данные и дикторские навыки. Во-вторых, научитесь управлять своим голосом и развивать его. В-третьих, укрепите уверенность в себе и разовьете свои лидерские навыки.

И главное – программа всесторонне полезна для вашего здоровья. У вас увеличится объем легких, вам станет буквально легче дышать, укрепятся незримые внутренние мышцы торса, облагородится и распрямится осанка. Готовы заняться тренировкой голоса для пения и улучшить свою жизнь? Тогда приступим!

Простая тренировка для новичков


  • Начните с главной распевки – «». Сопровождайте каждый звук вашего голоса нажатием клавиши на фортепиано, старайтесь сымитировать ноту правильно. Закончив, повторите ноты в обратном направлении, начиная с завершающей «до ». Постепенно вы сможете повторять эту распевку по нескольку раз в обоих направлениях без остановки и передышки;
  • Следующая распевка звучит так: «до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до ». Ноту «соль » завершите звуком «я», чтобы переход был плавным. Кстати, плавные переходы, называемые среди профессионалов «легато », должен стать вашим негласным правилом в корректной тренировке вокала;
  • Пропойте стандартную комбинацию «до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до » с плотно сомкнутыми губами. Когда закрыт рот, происходит мощное укрепление связок и становление артикуляции;
  • А теперь попробуйте широко раскрыть рот и пропеть комбинацию протяжным звуком «ааа ». Произносим те звуки, которые указаны выше. Рот стоит открывать на максимальную ширину, при которой вам комфортно петь. Это правило распространяется и на пении гласных в готовой композиции. Проследите за манерой исполнения любимых певцов, и убедитесь в этом сами!;
  • Когда вы произносите ступенчатые ноты, помогайте себе рукой. Просто протяните ее перед собой и двигайте вверх или вниз в зависимости от высоты исполняемой ноты.

В вашем теле существуют грудные, головные и центральные резонаторы. К первой категории относятся легкие, бронхи и трахея, ко второй – ротовая полость и носоглотка, к третьей – гортань. Всеобъемлющая проблема начинающих исполнителей заключается в активном использовании только головных резонаторов.

Притом реальная необходимость их активного одностороннего применения практически не встречается в композициях. Старайтесь петь «глубоко» , задействовав грудину. Говорите и пойте на центре голоса, а не на его видимой поверхности!

«Дрессировать » сильный голос можно громкой речью и распевкой. Тональность увеличивается путем приведенного выше способа. Именно тональность отвечает за богатство и красоту голоса у вокалиста. Но, к сожалению, возможно лишь приблизить голос к ее природным границам.

Увы, не всем дано легко и непринужденно «брать » ноты четвертой октавы, как легендарному Фредди Меркьюри. Поэтому, когда вы сами зафиксируете свой предел, стоит работать именно на его развитие, и не пытаться прыгнуть выше головы.

Как правильно тренировать голос для красивого пения?


  • Всегда приподнимайте и закругляйте верхнее небо для объемности звука;
  • Используйте равное количество воздуха, как для громких, так и для тихих звуков;
  • Отдавайте предпочтение тем песням, которые соответствуют вашему природному диапазону. В первичной программе для тренировки голоса не стоит замахиваться на оперу;
  • Песни для постановки и тренировки голоса должны быть для вас комфортными. Выберите другую композицию, если на своей любимой вы откровенно «не дотягиваете », сипите и срываетесь;
  • Не забывайте отражать эмоциональную сторону композиции на своем лице, не стойте, как каменная скульптура;
  • При исполнении композиции никогда не выдыхайте воздух носом! Представьте, как такой процесс будет звучать, если у вашего рта находится микрофон!;
  • Четко произносите и гласные, и согласные. Можно акцентировать отдельные слова;
  • Занимаясь вокалом, старайтесь пить больше воды.

Сделай свой голос привлекательней для общения не так уж и сложно. В этой статье вы найдете простые упражнения, призванные помочь вам улучшить звучание вашего голоса, сделать его намного более приятным, ярким и естественным.

Не секрет, что то, как человек говорит, может влиять на его собеседников значительно больше, чем смысл его слов. Кроме этого, обладателей приятных голосов мы воспринимаем как более успешных и в целом привлекательных для нас.

Теперь перейдем к самим упражнениям.

Не всегда ваш голос звучит так, как может на самом деле. Причина этого — зажимы или неправильное звукоизвлечение при разговоре (например, задействуете только связки). Мы предлагаем вам проделать простые и понятные упражнения (приведены ниже), которые помогут вам справиться с перечисленными проблемами и открыть голос, по сути ваш настоящий природный голос.

Звукорежиссёр

Важно понять, как вас слышат другие люди, как вы звучите на самом деле сейчас. С этой целью предлагаем проделать следующее упражнение. Итак, ваша левая ладонь будет в роли наушника — прижмите её к левому уху, правая будет микрофоном — держите в нескольких сантиметрах ото рта. Начинайте выполнять простые действия: считайте вслух, произносите любые слова, играйте со звуком и интонациями. Выполняйте данное упражнение по 5–10 минут на протяжении 9 дней. Так, вы сможете лучше прочувствовать, как звучит ваш голос , и вскоре сможете его звучание усовершенствовать.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, вам следует произносить слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, а на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. Делайте по 30 повторов этого упражнения. А сразу после него произносите небольшую речь. И вы скоро почувствуете, что ваши связки намного меньше напряжены, губы лучше слушаются вас.

Зевок

Простейший способ расслабить гортань — это широко зевнуть. Зевайте хоты бы по 5 минут в день, и вы скоро увидите, что блоки и зажимы в вашем голосе становятся меньше, а то и вовсе исчезают.

Выдох-стон

Данное упражнение призвано помочь вам раскрыть естественное звучание вашего голоса. Вам в процессе его выполнения нужно просто озвучить свой выдох.

Исходное положение: ноги стоят на полу, ваша челюсть приоткрыта и расслаблена. Вы просто вдыхаете воздух, а на выдохе издаете абсолютно любой звук. И делайте это без усилий — если всё верно выполняете, то у вас получится на выдохе стон.

Если вы делаете это упражнение правильно, то звук идёт из области вашего солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, из глубин, чтобы голос был более ярким и выразительным.

Как сделать голос приятным?

3 улыбки

Такое упражнение выполняется почти так же, как предыдущее (из прошлого раздела), но с соблюдением правила трёх улыбок. Вам нужно улыбнуться ртом, лбом и представить улыбку в области вашего солнечного сплетения. После улыбки медленно выдыхайте со звуком. На упражнение потребуется всего 5 минут в день — и со временем ваш голос зазвучит более привлекательно.

Упражнение йогов

Эту тренировку практикуют индийские йоги, чтобы сделать голос более глубоким и красивым.

Исходное положение: станьте стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, а затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть полным и довольно громким. Туловище при этом вы можете слегка подать вперёд.

Протяжные слоги

Сделайте глубокий вдох, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Последние звуки при этом рекомендуем тянуть, как можно дольше. При правильном выполнении должна появиться вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение вы можете также сделать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но при выполнении этого упражнения сначала произнесите их кратко, а уже потом более протяжно.

Выполняйте эти два упражнения каждое утро по 10 минут. Они не только сделают ваш голос приятней, но и поспособствуют укреплению ваших голосовых связок.

Длинный язык

Как сделать голос сильнее?

Приведенные ниже упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы зазвучите намного мощнее и громче.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Выдохните, а затем сделайте глубокий вдох, и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока вам хватает воздуха для упражнения. Точно так же проделайте упражнение и с остальными звуками: «э», «а», «о», «у». Выполните 3 повторения.

Внимание! Последовательность звуков в упражнении вовсе не случайна: они распределены по высоте. При этом «и» - самый высокий звук (он активизирует верхнюю часть головы), а «у» - самый низкий (он активно задействует низ живота). Если у вас стоит задача сделать ваш голос ниже и глубже, то почаще тренируйте звук «у».

Упражнение «Тарзан»

Делайте прошлое упражнение, только теперь бейте себя при этом кулаками в грудь, как Тарзан. Упражнение должно наполнить ваш голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вы захотите откашляться, к примеру, то не нужно останавливать себя.

Мычание

Вам это поможет активизировать работу груди и живота. Выдохните и затем вдохните. На втором выдохе произносите с закрытым ртом «м». Выполните 3 подхода: сначала помычите тихо, после — на средней громкости и в конце — максимально громко.

Рычание

Свой расслабленный язык вам нужно поднять к нёбу и начать проговаривать звук «р». У вас должно получится «р-р-р». Нужно проделать это упражнение трижды, после чего попробуйте прочесть красиво с десяток слов, в которых присутствует звук «р». Сопровождайте чтение своим раскатистым «р».

Важно учитывать!

При выполнении всех этих упражнений вам необходимо сохранять правильную осанку . Просто держите ровно спину, и все получится.

Tagged ,

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Дыхательные упражнения

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны .

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.



Просмотров