Регистрация иностранных граждан ук рф. Фиктивная регистрация

Что такое фиктивная регистрация граждан РФ по месту жительства?

Под таковой подразумевается постановка на регистрационный учет гражданина без намерения пускать его на проживание в указанное помещение.

Сюда же относится оформление по недостоверным сведениям и документам, предоставленным в миграционную службу (Закон РФ № 5242-1)

Ответственность

Что грозит за нарушение правил регистрационного учёта по месту проживания? Уголовная ответственность. Об этом говорит .

Ничего хорошего нарушителя не ждет — придется платить штраф — до пятиста тысяч рублей. Или же — принудительные работы — до трех лет.

Прибавить сюда лишение права на ведение определенной деятельности — и станет понятно, что игра не стоит свеч, гораздо проще сделать все легально.

Причем закон не проводит различия между иностранцами и гражданами РФ в этом отношении. О том, какая ответственность предусмотрена за , узнаете из нашей статьи.

Как признать регистрацию незаконной?

Таковой ее признает суд на основании, к примеру, заявления участкового, проверки ФМС (или иного заинтересованного лица), если докажут, что человек не проживает на квадратных метрах и не оплачивает все причитающиеся расходы.

Как проверить на подлинность?

Как доказать прописку? Лучший способ в этом случае — не искать «обходных путей».

Прежде всего — не обращаться в сомнительного рода конторы .

Оформить вас может собственник, работодатель или администрация гостиницы, где вы остановились на постой. И то — при вашем непосредственном участии. На руки вам должны выдать .

Проще всего проверить — узнать у представителя фирмы, которая вам оказывала услуги, в какое подразделение миграционной службы они обращались.

После чего заявиться туда с визитом — по телефону вам на ваш запрос скорее всего отвечать откажутся, так как это есть разглашение персональных данных . А вот если придете туда по предварительной записи и покажете паспорт, чиновники вам ответят.

О том, читайте в нашей статье.

Можно ли жить не по месту прописки?

Что, если не живёте в квартире, в которой прописаны, т.е. фактически проживаете по другому адресу или даже в другом городе? Вообще-то закон против этого . Но — возможно, если вы не попадаетесь на глаза представителям закона и не обращаетесь в муниципалитет за разными услугами, подразумевающие необходимость прописки.

Довольно часто так бывает, что выйдя замуж, женщина продолжает числиться в своем прежнем доме, а фактически живет у мужа. Прописана в одном месте, проживает в другом. И никого данная ситуация не беспокоит. Правда, до поры, до времени — могут сообщить участковому соседи , если вдруг им что-то не понравилось.

Обязанностью человека, предоставившего приезжему крышу над головой, является постановка гостя на учет. Без этого можно жить легально до девяноста дней.

Многие живут так гораздо дольше. Правда, факт незаконности проживания доказать не так-то легко — нужно очень сильно разозлить участкового или тех же соседей, чтобы они инициировали в отношении вас проверку.

(введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

ч 2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к ст. 322.3 УК РФ

Объектом преступления является установленный порядок осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Такой учёт является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Порядок осуществления миграционного учёта предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Фиктивной постановка на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учёт.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учёт, и желает её совершить. Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки.

Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учёта.

Поэтому должностные лица этих органов, обладающие правом постановки на учёт, будут субъектами преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.

Примечание 2 к этой статье УК РФ также содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее рассматриваемое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Ст. 322.2 УК РФ: поправки, наказания и комментарии
Ст. 323 УК РФ: поправки, наказания и комментарии

Вопросами учета перемещения граждан внутри Российской Федерации занимается миграционная служба. В ее зоне ответственности находятся и такие вопросы, как постановка на учет лиц, которые прибыли из-за рубежа, а также временная и постоянная прописка жителей с российской принадлежностью. Согласно закону, все пребывающие на территории РФ должны числиться по тому или иному адресу. Но, как показывает практика, далеко не у всех есть возможность предоставить необходимые координаты, что послужило поводом для возникновения такой современной реалии как «резиновые квартиры». Итак, разберемся детально, что такое фиктивная регистрация по месту жительства и что грозит нарушителям.

Коротко о регистрации по месту проживания

Российское законодательство обязывает всех жителей РФ состоять на регистрационном учете в ГУВМ МВД или, иными словами, иметь прописку: она может быть постоянной или на определенный период, то есть временной.

Регистрация по месту жительства указывает на жилое помещение, в котором заявитель проживает на постоянной основе или преимущественно, и выступает в качестве:

  • собственника жилья;
  • арендатора по договору о найме;
  • арендатора на основании договора найма специализированного жилья;
  • ином, предусмотренном российским законом.

При этом важно отметить, что под жилым помещением понимается квартира, комната, частный дом, служебное помещение, комната в общежитии, помещение в домах системы социального обслуживания граждан (например, в доме престарелых).

Прописка такого рода не ограничена сроками и оформляется обычно в течение одного дня. Ее необходимость обусловлена получением российским гражданином возможности для реализации своих прав и свобод, а также выполнения обязательств перед другими жителями страны и самим государством.

Чтобы правильно пройти процедуру, изучите более детально, .

Что собой представляет фиктивная прописка

О том, что скрывает под собой такое понятие, как фиктивная регистрация по месту жительства, говорится в статье 2 закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1, в котором идет речь о правах российских граждан на свободу перемещения внутри своего государства, а также на выбор места жительства и пребывания.

Согласно закону, фиктивная регистрация – это постановка на учет по указанному адресу на основании предъявления фальсифицированных документов или недостоверной информации в них.

Сюда же можно отнести и регистрацию в жилом помещении, где заявитель заведомо не имеет намерения проживать, а также случаи, когда собственник жилья не собирается предоставлять свои квадратные метры для проживания на них обозначенного лица.

Все эти ситуации являются нарушением законодательства, а, значит, влекут штрафные санкции. Осуществляется такое правонарушение с целью получения регистрации, которая требуется для законного проживания на российской территории. Ведь, как известно, далеко не у всех есть возможность найти жилье и прописаться в нем. В таких ситуациях как раз и оказываются полезными люди, готовые прописать на своей жилплощади за определенное вознаграждение.

Можно ли проверить подлинность регистрации

Вполне актуально в такой ситуации будет звучать вопрос, существует ли вероятность как-то определить, является ли штамп в паспорте о прописке законным? Лучшим вариантом станет избегать обращения во всевозможные конторы, которые предлагают услуги по постановке граждан на учет.

Обратите внимание, что прописать вас может не только владелец жилой квартиры или дома, но и работодатель, который вас нанимает, а также администрация гостиницы или санатория, где вы останавливаетесь. Для того чтобы осуществить процедуру, понадобится ваш паспорт и непосредственное участие, а от владельца – документы на собственность.

Чтобы выяснить, является ли прописка законной, можно обратиться в миграционное подразделение, в котором происходила регистрация. Для нужно явиться в отделение ГУВМ МВД лично. Информацию по телефону вряд ли предоставят, поскольку это будет считаться разглашением персональных сведений.

Кроме того, можно попросить справку о том, кто прописан по указанному адресу. В этом документе обычно отображается информация:

  • адрес, о котором идет речь;
  • число жильцов, которые по нему прописаны;
  • прописаны они там временно или постоянно;
  • задолженность по коммунальным услугам;
  • контакты собственника.

Но выдается такая справка строго ограниченному кругу лиц:

  • прописанным в указанной помещении;
  • доверенному лицу прописанного (при наличии заверенной нотариусом доверенности);
  • уполномоченному законом представителю.

Во всех других случаях выдача подобной справки также будет считаться разглашением персональных данных.

Чем грозит фиктивная регистрация

Прописка того или иного гражданина по определенному адресу может быть признана незаконной. Такие полномочия, однако, возложены исключительно на судебную инстанцию. Инициируется процедура на основании заявления представителя миграционной службы (после проведения соответствующей проверки), участкового или любого другого заинтересованного гражданина. Законным такое решение можно будет считать только в случае, если будет доказано, что заявленный гражданин не проживает по указанному адресу или процедура регистрации была проведена в обход требований законодательства.

Кроме того, что прописку отменят, на нарушителей еще наложат штраф. Данная мера пресечения прописана в статье 322.2 Уголовного кодекса РФ (закона № 63 от 13.06.1998). В нем говорится, что за фиктивную постановку на учет нарушителю грозит одна из следующих мер:

  • штраф, размер которого может составить от 100 до 500 тысяч рублей, или в размере оклада или другого дохода за период в 3 года;
  • принудительный труд на срок до трех лет. При этом нарушитель лишается права на это время занимать некоторые должности и заниматься определенными видами деятельности;
  • лишение свободы – также на 3 года.

При этом важно отметить, что нарушивший закон гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности, если он своими действиями способствовал раскрытию преступления и если в его поступках не был обнаружен иной состав преступления.

Можно ли проживать по адресу, по которому нет прописки

Многих интересует, можно ли жить не там, где человек зарегистрирован. Откровенно говоря, такую возможность закон не допускает: он требует, чтобы лицо, прибывшее по новому адресу на постоянное проживание, встало на учет в течение 7 дней. Если же новые координаты планируется сделать временным местом жительства, тогда находиться по ним без прописки можно только в течение 90 дней. По истечении данного срока нужно временно прописаться по новому адресу.

Очень многие при этом стараются скрыть факт выезда за пределы своего региона. И данное обстоятельство может даже длительное время вообще не бросаться в глаза и не вызывать никакого дискомфорта в обычном течении жизни. Но чаще всего это длится до поры до времени, пока вы своими действиями не вызовете подозрений у участкового или чем-то не насолите доброжелательным соседям.

Кроме того, отсутствие прописки может сказаться на таких процедурах, как:

  • оформление всевозможных льгот и субсидий;
  • устройство на новое место работы;
  • получение ИНН и СНИЛС;
  • запись ребенка в учебное заведение;
  • регистрация своих детей.

Нарушение предписаний закона в данном случае также влечет штрафные санкции. От них могут быть освобождены только граждане, которые:

  • прописаны в другом жилом помещении, но в этом же населенном пункте или субъекте РФ;
  • переезжают на другое место в Московской или Ленинградской области, но при этом прописаны на территории данных регионов;
  • являются детьми, супругами, супругами детей, родителями и их супругами, дедушками и бабушками гражданина, который на постоянной основе прописан по данному адресу.

При этом перечисленные лица не освобождаются от обязанности становиться на регистрационный учет. С них всего лишь не взимается штраф за нарушение сроков прописки.

"Раньше ситуация была более чем странная, причем понимали это и сотрудники ФМС, которые в большинстве случаев закрывали глаза на отсутствие регистрации в Москве у жителя Московской области. С вступлением в силу данного федерального закона описанная проблема снимается ", – отмечает Антон Матюшенко .

Еще одним существенным нововведением является норма о том, что гражданин России снимается с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства, если соответствующая регистрация является фиктивной. Аналогичные меры будут применяться в отношении иностранных граждан в случае установления факта их фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Данные меры будут применяться на основании решения территориального органа ФМС России , т. е. во внесудебном порядке (см. ч. 9 и абз. 11 ; п. 6 и п. 4 ).

Уголовная и административная ответственность

Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

(Абзац 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Примечание № 1 к .)

Главные нововведения, которые несет в себе – это усиление действующих и введение новых мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания. Выявление соответствующих нарушений осуществляется ФМС России и МВД России (см. ч. 5 ) в порядке, предусмотренном ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. При этом за правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, ответственность предусмотрена более серьезная.

"Сейчас в КС РФ оспаривается норма о том, что для Москвы и Санкт-Петербурга сделали штрафы больше. У нас согласно ст. 19 Конституции РФ права граждан не должны зависеть от места жительства. Если по этой дорожке пойдут, то думаю, что выиграют" , – комментирует данное обстоятельство Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству .

Напомним, что ранее фактически единственной мерой ответственности в данной области была . Она предусматривала административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина России по недействительному паспорту или вовсе без него, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (штраф составлял от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.). Кроме того, существовала ответственность для лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета и для собственников (нанимателей), допустивших проживание гражданина без паспорта или без регистрации (штраф составлял от 2 тыс. руб. до 2,5 руб.).

Отдельным блоком также следует выделить отсутствовавшие ранее в законодательстве меры уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства или месту пребывания граждан России, а также фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранного гражданина. Таким образом, на данный момент, законодательством предусмотрен следующий комплекс мер уголовной ответственности и административной ответственности в описанной сфере:

Таблица. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Уголовная ответственность
Норма Преступление Наказание
Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России.
  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России.
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. примечания к и ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ).

Таблица. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Административная ответственность
Норма Правонарушение Ответственность
Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина России, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту). Административный штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Проживание гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.


на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.

Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину России, сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании данного гражданина в указанном помещении без регистрации либо представление заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина России. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 4 тыс. до 7 тыс. руб.

Необходимо иметь в виду, что граждане России освобождаются от ответственности за проживание без регистрации свыше установленных законом сроков, а собственники и наниматели – за допущение такого проживания в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания, если он зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (аналогичное правило действует для Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
  • если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Наряду с этим граждане России не несут ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При этом соответствующие факты должны быть документально подтверждены.

Наконец, наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение без уважительных причин сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании гражданина России без регистрации (или предоставления заведомо недостоверных сведений), если проживающий у его гражданин:

  • представит документированную информацию о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживает в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, но при этом зарегистрирован по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (то же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Критика закона со стороны правозащитных институтов

Согласно позиции Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) законопроект следовало кардинально переработать, т.к. поставленные цели по снижению неконтролируемой миграции и коррупции в миграционной сфере не могут быть решены избранными в нем средствами. В частности, по мнению Совета из законопроекта следовало исключить положения о фиктивной регистрации и уголовной ответственности за ее оформление , поскольку, в частности, действующие , уже предусматривают ответственность за аналогичные преступления.

Также критику Совета вызвало положение, предоставляющее территориальным органам ФМС России право снимать граждан с фиктивного регистрационного учета во внесудебном порядке. Кроме того, по мнению Совета, такие правонарушения как проживание гражданина России без паспорта, регистрации либо за допущение наймодателем проживания без регистрации являются малозначительными. В связи с этим, для них следовало установить нижний предел санкции для граждан в виде предупреждения .

Совет также предлагал сделать процедуру регистрации уведомительной , без принятия территориальным органом ФМС России решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. В частности, предлагалось обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через сеть Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

В свою очередь Общественная палата РФ (далее – ОП РФ) отмечала отсутствие в документе четкой и понятной процедуры выявления органами ФМС России фактов фиктивной регистрации по месту пребывания или месту жительства. Также в своем заключении ОП РФ отмечала, что в законе не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение соответствующего порядка. Вместе с тем, ОП РФ сочла нецелесообразным внесение изменений в УК РФ.

Кроме того, ОП РФ предлагала наделить управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, советы многоквартирных домов правами по выявлению фактов проживания в жилом помещении без уведомительной регистрации. Отмечалась и необходимость пересмотра процедуры фиксации фактов, отраженных в актах жилищных организаций. Согласно позиции ОП РФ, cоставленный акт должен служить основанием для проверки фактов участковым сотрудником полиции и принятия им необходимых процессуальных действий.

Также как и Совет, ОП РФ предлагала вести уведомительный порядок регистрации граждан – по системе "одного окна" либо через Интернет, путем заполнения заявления установленного образца. По мнению экспертов ОП РФ, никакие документы, кроме паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, от заявителя не должны быть затребованы. При этом гражданин должен нести ответственность за предоставление ложной информации .


Новости

Фиктивная регистрация лиц считается уголовным преступлением. В законодательстве предусмотрена специальная статья, устанавливающая наказания за данное деяние. Рассмотрим далее, .

Санкции

Они закреплены в ст. 322.2 УК РФ. В соответствии с нормой, установлено наказание за противоправную постановку лиц на учет в ФМС. В качестве санкций предусмотрены:

  1. Штраф. За фиктивную регистрацию на виновных налагается взыскание в размере 100-500 тыс. руб. или составляющее доход за 3 года.
  2. Принудительные работы. Они назначаются на срок до 3 лет. При этом дополнительно суд может запретить виновному заниматься определенным видом деятельности либо находиться на конкретном посту до трех л.
  3. Тюремное заключение. Максимальный срок - 3 года. Также в дополнение может вменяться запрет, указанный выше.

Ответственность за фиктивную регистрацию может быть снята, если виновный способствовал раскрытию деяния. При этом в его действиях отсутствуют признаки иных составов.

Особенности терминологии

Понятие "" законодательством не раскрывается. В указанной выше статье отсутствуют какие-либо критерии для определения неправомерности постановки на учет. По мнению экспертов, понятие имеет в своем содержании признаки, схожие с характеристикой термина "фиктивное банкротство". Его объективная сторона предполагает действия, состоящие в заведомо ложном сообщении о несостоятельности. Субъективная часть деяния характеризуется наличием прямого умысла. Аналогичным образом должно рассматриваться понятие ".

Нормативная база

В соответствии с положениями ФЗ №5242-1, незаконная предполагает постановку лица на учет:

  • на основании предоставленных заведомо ложных данных либо документов;
  • без намерения пребывать в помещении или предоставить его для пользования соответствующему субъекту.

В качестве одного из ключевых признаков преступления выступает наличие в действиях служащих ФМС заведомости - достоверного знания об отсутствии надлежащих оснований для проведения процедуры. В статье 2 указанного ФЗ разъясняется, что собой представляет законная регистрация граждан по месту жительства . Она предполагает постановку на учет, т. е. фиксацию сведений в установленном порядке уполномоченным органом о месте пребывания и нахождения лица по соответствующему адресу.

Объект преступления

Норма, по которой наказывается , располагается в главе о посягательствах на порядок управления. Соответственно, в качестве объекта деяния выступает законная деятельность служащих, обеспечивающих своевременную постановку на учет лиц по месту пребывания в соответствии с требованиями законодательства, а также снятие с него. Размещение статьи в главе о посягательствах на порядок управления указывает на то, что наказание может вменяться не только непосредственно должностным лицам уполномоченных органов, но и иным субъектам, осуществляющим фиктивную регистрацию.

Особенности субъектного состава

Круг лиц, которые могут привлекаться к ответственности за фиктивную регистрацию, довольно широк. Его нельзя ограничивать только теми субъектами, которые хотя и не выступают в качестве служащих, но ввиду профессиональных обязанностей и полномочий осуществляют постановку на учет в гостиницах, домах отдыха, санаториях, кемпингах, турбазах, медучреждениях и пр. Данный вывод можно сделать на основании изучения объективной части деяния. Дело в том, что признание в качестве субъектов преступления исключительно указанных выше лиц приведет к невозможности привлечения к ответственности тех, кто предоставляет заведомо ложные сведения либо документы для постановки на учет. В таком случае они будут рассматриваться как подстрекатели. Кроме того, нельзя было бы ставить и решать вопрос о возбуждении преследования в отношении граждан, вставших на фиктивный учет без намерения проживать или пребывать в соответствующем помещении.

Выводы

В 2013 г. был принят ФЗ № 376, внесший ряд изменений в некоторые правовые акты. Его целью было, в числе прочего, ужесточение ответственности за нарушение порядка регистрации граждан на территории России. Из этого следует, что при рассмотрении субъектного состава речь ведется не только об уполномоченных служащих, ведущих, собственно, учет лиц. По смыслу ст. 322.2, наказание может вменяться любому субъекту, не исполняющему требования. При этом собственника помещения может осуществляться и на законных основаниях. При квалификации деяния во внимание принимается цель постановки на учет. Если у субъекта не было намерения пребывать в соответствующем помещении, то регистрация иностранного гражданина по месту жительства собственника объекта является преступлением. Аналогичным образом может вменяться наказание нанимателю/владельцу помещения. Он может зарегистрировать гражданина, но не иметь намерения предоставить жилплощадь.

Сложности на практике

В связи с тем, что отследить реальное место проживание граждан бывает весьма проблематично, регистрирующие органы не имеют возможности направить достоверные сведения в другие уполномоченные структуры. Такая информация, в частности, необходима судебным инстанциям, налоговой службе, военным комиссариатам. Органы ФМС не могут предоставить сведения о местонахождении иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, но зарегистрированных в так называемых резиновых домах. Все это существенно осложняет прогнозирование и анализ миграционной ситуации, нивелируя, по большому счету, саму идею учета. Так довольно проблематично, многие недобросовестные собственники и наниматели пользуются этим и прописывают огромное количество лиц в своих помещениях.

Значение уголовной нормы

В связи с наплывом в последние несколько лет лиц из ближнего зарубежья, широкое распространение получила. Уголовное законодательство предусматривает возможность устранения предпосылок для противоправных действий, разного рода спекуляций в сфере миграционного учета и злоупотребления правами недобросовестными собственниками и нанимателями помещений. Становится очевидным, что применительно к случаям спекуляции идет речь обычно о фактической продаже регистрации без намерения предоставить помещение для проживания, равно как и ее покупка. К подобным действиям можно отнести обмен услугами (как правило, ремонт в квартире), получение какой-то вещи в дар и другие незаконные операции. Соответственно, фиктивная регистрация рассматривается законодателем не только как подложность (поддельность) постановки на учет, то есть предъявление заведомо недостоверных документов или сообщение ложных сведений. Она расценивается и как законная процедура, но осуществляемая без намерения предоставить помещение.

Форма 6

Она выступает в качестве одного из ключевых документов для получения постоянной прописки. Заполнить бланк можно на портале Госуслуг или в МФЦ. В первом случае он будет оформляться в электронном виде, во втором - от руки на бумаге. К заполнению документа необходимо отнестись со всей серьезностью, поскольку ошибок и помарок в нем быть не должно. В противном случае бланк придется переписывать. Форма 6 подается собственником помещения лично. Ни родственники, ни знакомые сделать это не могут. Не поможет и доверенность, оформленная по всем правилам. Исключением являются несовершеннолетние. За них заполнение и подачу осуществляют законные представители (опекуны, родители и пр.).

Специфические ситуации

Как выше было сказано, заполнение и предоставление бланка осуществляется исключительно прописывающимся субъектом. Сложнее обстоит дело, если гражданин регистрируется в помещении, ему не принадлежащем. В этом случае в бланке должен поставить подпись собственник объекта. Присутствие владельца помещения в ФМС необязательно, поскольку для регистрации требуется его письменное согласие, заверенное нотариально. При его наличии отсутствие владельца не является причиной для отказа в постановке на учет.

Основные требования

Образец заявления о регистрации по месту жительства следует заполнять ручкой синего/черного цвета. Слова должны быть разборчивыми. Целесообразно писать печатные буквы. К бланку прилагаются:

  1. Действующий паспорт с копиями всех страниц, на которых стоят отметки. Если регистрируется несовершеннолетний, то предоставляется св-во о рождении.
  2. Правоустанавливающий документ на помещение.
  3. Согласие собственника. В нем должна присутствовать информация о субъекте, получающем прописку, а также о владельце объекта (если это разные люди). Кроме того, в согласии указываются сведения о помещении, отметка о снятии с учета по предыдущему месту проживания (при необходимости).

В настоящее время при паспортных столах работают специальные консультации. Там любому лицу может быть оказана помощь в оформлении документа.

Образец заявления о регистрации по месту жительства

Рассмотрим особенности заполнения разделов бланка. В первую очередь, указывается орган, в который подается заявление. В соответствующее поле вписывается далее указывается республика/край/область, деревня/село/город. Для Москвы и СПб область не пишется. После этого в родительном падеже указываются сведения о заявителе - "от (Ф.И.О.)". Здесь же пишется дата рождения (как в паспорте). В строке "Прибыл(а)" указывается населенный пункт, в котором лицо проживало ранее. Следует написать полный адрес (с номером дома и квартиры). Если бланк заполняет владелец помещения, то в строке "Помещение предоставлено" следует написать: "Являюсь собственником". Если же хозяин объекта другой человек, указываются его Ф.И.О. и степень родства. Далее приводятся реквизиты документа, позволяющего прописаться в помещении. Если бланк заполняет собственник, то он указывает сведения о св-ве о госрегистрации права (номер и дата выдачи). Невладелец помещения пишет: "На основании заявления собственника". Далее указывается адрес, по которому производится регистрация. Следует написать город, улицу, дом, корпус, номер квартиры. Если что-то в адресе отсутствует (к примеру, нет корпуса), поле оставляется незаполненным. После этого в бланк вписывают сведения о паспорте: серию, номер, кем выдан и когда, код подразделения. Если прописывается несовершеннолетний, указываются реквизиты св-ва о рождении. В строке "Подпись" следует зачеркнуть слова "законного представителя". Автограф ставится без расшифровки, под ним указывается дата составления документа. Если заявление заполняет несобственник, то законный владелец должен расписаться в строке: "Подпись лица, предоставляющего помещение". Все остальные отметки вносят сотрудники ФМС.

Распространенные ошибки

Основной причиной возврата заявления является неразборчивый почерк. Существенной ошибкой считается неправильное написание имен собственных, географических объектов или наименований госорганов. Такие сведения целесообразно переписывать с паспорта. Особое внимание следует уделить В различных строках они приводятся по-разному. Многие заявители забывают о сокращении "г. р." при указании даты рождения. Все слова, записанные в бланк, должны быть согласованы по падежам, числам, родам. После заполнения следует еще раз проверить написанное.

Сроки

По общему правилу, лицо обязано обратиться в регистрационную службу не позднее недели с даты выписки с предыдущего адреса. Прописка в новом помещении осуществляется в трехдневный срок. Если есть какие-то сомнения по поводу правильности заполнения бланков, лучше обратиться за помощью к компетентным организациям. Можно также взять несколько бланков и потренироваться дома.

Заключение

Еще совсем недавно фиктивная регистрация была одним из способов извлечения дохода. Особенно широко он использовался собственниками частных домов. Законодательство не предусматривало никаких ограничений по числу прописывающихся лиц. Сложнее дело обстояло с владельцами квартир. Нормами строго регламентировался метраж на каждого прописанного субъекта. В настоящее время на практике имеют место случаи незаконной регистрации, однако с введением дополнений и изменений в законодательство их количество значительно уменьшилось. Связано это, в большей степени с тем, что в паспортном столе обычно огромные очереди. Чтобы прописать одного человека, нужно порой потратить полдня. Тем не менее и сегодня есть лица, которые идут на это. Это, безусловно, легкий способ добывания денег, но все-таки незаконный. Не следует забывать об уголовной ответственности за фиктивную регистрацию. Наказание предусмотрено ведь не только для прописывающих лиц.



Просмотров