Регламент о курении на предприятии. Курение на работе: новые обязанности работодателя

29.08.2018

Самой распространенной вредной привычкой считается курение людей. Они делают это не только во время отдыха, но и на работе.

Чтобы ограничить вредное воздействие табачного дыма и предотвратить другие неприятные последствия на предприятии, законом предусмотрены специальные правила.

Одним из них выступает необходимость выделения специальных мест для курения на работе. Для этого составляется и утверждается руководителем специальное распоряжение.

Обязательно ли составлять на предприятии?

  • от 1 до 1,5 тыс. руб. – для граждан;
  • от 6 до 15 тыс. руб. – для лиц, ответственных за пожарную безопасность;
  • от 100 до 200 тыс. руб. – для работодателей.

За нарушение санитарно–эпидемиологической безопасности:

  • физ. лица – от 100 до 500 руб.;
  • должностные лица – от 500 до 1 тыс. руб.;
  • юр. лицо – от 10 до 20 тыс. руб.

Дополнительно деятельность юридического лица может быть приостановлена на девяносто дней.

Требования

Существуют специальные критерии к местам для курения сотрудников:

Места должны быть оборудованы специальными урнами и иметь знаки пожарной безопасности.

Как оформить распоряжение?

Приказ о курении в строго отведенных местах должен издаваться на каждом предприятии, утверждается документ руководителем.

Закон не содержит обязательной формы и структуры такого документа, но он должен соответствовать правилам документооборота компании.

Основные пункты документа:


Приказ должен указывать на то, что курить можно только в строго отведенных местах, а также поясняется, где именно они находятся.

Для составления приказа используют обычные белые листы формата А-4 или фирменные бланки.

Приказ может быть напечатан на компьютере либо написан от руки. При использовании любого из вариантов, не допускаются ошибки, помарки и исправления, иначе документ потеряет юридическую силу.

Документ заверяется подлинной подписью руководителя или лицом, уполномоченным его замещать и подписывать подобную документацию.

Оформляется документ всегда в единственном экземпляре . При необходимости можно его размножить в виде ксерокопий и заверить их.

Скачать образец

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Причиной, послужившей поводом для принятия антитабачного закона, стало подписание Российской Федерацией рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Таким способом было озвучено начало официальной борьбы за снижение смертности от употребления табака в рамках обязательств, данных государством на международной арене.

Помимо запретительных и ценовых мер законодателями была предпринята попытка по активизации помощи гражданам, решившим бросить курить самостоятельно.

Работодатель вправе полностью запретить курение на территории своей организации. Иначе он может пострадать из-за пренебрежения нормами, установленными законом, в части соблюдения требований по размещению знака о запрете курения либо оформления специальных мест недолжным образом и пр.

Курение на работе не только для сотрудника, но и для руководителя может стоить дорого.

В случае ненадлежащего контроля за соблюдением антитабачных норм на территории организаций либо в помещениях, предназначенных для рабочего процесса, размер штрафа для юридического лица или частного предпринимателя может быть доведен до 90 тыс. рублей.

Со стороны курильщиков нарушением внутреннего трудового распорядка будут являться:

  • выбрасывание окурков;
  • действия, направленные на искажение работы датчиков дыма;
  • курение при полном его запрете и пр.

Все эти действия квалифицируются как дисциплинарные проступки и влекут за собой написание объяснительной, а следом — вынесение замечания или выговора.


Соблюдение внутреннего трудового распорядка является частью трудовых обязанностей работника.

Нарушения могут привести к получению выговора и грозить работнику увольнением, но уволить служащего можно лишь в том случае, если он официально уведомлен о запрете курения на территории компании, в которой трудится.

Для таких радикальных мер со стороны работодателя должно быть осуществлено: ознакомление работников с правилами внутреннего распорядка под роспись, предупреждение о последствиях их нарушения и т. д.

Статистика говорит о том, что граждане не спешат обращаться в органы при непосредственном обнаружении фактов курения в неположенных местах. Большая часть выявленных правонарушений зафиксирована непосредственно лицами, уполномоченными составлять протоколы.


Штраф за курение в неположенном месте вряд ли остановит злостного курильщика, однако знать, кому и как жаловаться, полезно каждому гражданину.

Органы для принятия письменных и устных жалоб — это региональные отделения Роспотребнадзора и Государственного пожарного надзора.

До написания официальной письменной жалобы обратиться можно и к работодателю, т. к. в его силах организовать процесс курения работников с соблюдением норм, установленных законом, и правил противопожарного режима.

Нормативные акты: штраф за курение

После введения антитабачного закона в области административного права были введены такие составы правонарушений, как:


Также в соответствии с действующим законодательством запрещена бесплатная раздача табачных изделий, в т. ч. в виде подарков, с целью увеличения продаж.


Самым распространенным видом наказания является штраф.

Курящим гражданам следует владеть информацией о том, кто может штрафовать за нарушение антитабачных норм.

По месту работы это может сделать только работодатель, вне ее — должностные лица.

Органы внутренних дел констатируют, что львиную долу правонарушений составляют те, которые случаются по причине запрета курения в ряде мест на отдельных территориях (в т. ч. и на территориях организаций, руководители которых полностью исключили возможность перекуров работников, подписав приказ о курении на предприятии; образец документа часто располагается на информационном стенде с целью ознакомления как можно большего количества людей).

Обязанность работника выполнять приказ о запрете курения сопряжена с необходимостью соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Место для курения

Согласно действующему законодательству, при соблюдении ряда условий употреблять табачные изделия допускается:

  • на открытом воздухе;
  • в помещениях;
  • на судах.


Помещения должны быть изолированы и иметь двери и вентиляцию.

На открытом воздухе для курения следует находиться в специально отведенных для этого местах.

Издавая приказ о выделении специальных мест для курения, работодатель вправе разрешить употребление табачных изделий в своей организации. Обозначение места специальной табличкой, создание освещения, снабжение курильщиков пепельницами и огнетушителями — все это входит в прямые обязанности руководителя.

Получается, курение на рабочем месте запрещено законом, тогда что делать курильщикам


При абсолютном запрете употребления табачных изделий на рабочем месте, закреплении этого ограничения во внутренних документах организаций, строгом отслеживании со стороны работодателя нарушений антитабачных норм гражданам следует воздерживаться от курения.

Альтернативой такому поведению может служить коллективное обращение сотрудников в адрес руководителя с просьбой выделить помещение для курения либо отвести под эти цели часть уличной территории.

Можно ли курить электронные сигареты в неположенных местах

Электронные сигареты представляют собой продукт, имитирующий курение путем употребления испаряющихся смесей.

Антитабачное законодательство ничего не говорит об электронных сигаретах, а также о тех местах, в которых допустимо или запрещено их использовать.

Проект закона о приравнивании использования электронных сигарет к обыкновенным находится в стадии обсуждения. Минздрав России, разрабатывая концепцию политики по противодействию влиянию табака на здоровье граждан, выступает за однозначное приравнивание запретов, существующих в сфере употребления традиционных сигарет, и на электронные.

Янв 19, 2018 zakonadmnin

Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» , принятый в 2013 г. установил запрет на курение в общественных местах. Руководители производств, следуя политике государства, обязаны оградить своих сотрудников от пагубного воздействия табака на организм, уделить внимание борьбе с этой вредной привычкой. По этой причине издается приказ о запрете курения на рабочем месте .

Как подготавливается приказ

Прежде чем обнародовать распоряжение, руководитель обязан обустроить особое место, где не будет запрещено курить. В приказе допускается определить запрет на курение, на всей производственной местности или разрешить на специально отведенной территории. Дозволенное место не должно находиться в непосредственной близости от входа (на расстоянии меньше 15 м.).

Конкретно законом не указываются места, которые можно выделять, поэтому «курилки» оборудуются на усмотрение руководителя, согласно нормам закона.

Оборудовать специальное место может только собственник помещения или с его разрешения – руководитель, если он таковым не является.

Местом для курения определяется пространство на открытом воздухе или в отдельной комнате, оснащенной вытяжкой.

Требования к месту курения:

  • наличие таблички, разрешающей курить;
  • огнетушитель с неистекшим сроком действия;
  • уголок курильщика с информацией о вреде табака;
  • пепельницы, мусорные бочки;
  • изоляция от проникновения вредных веществ в соседние комнаты;
  • нормальное освещение круглосуточно.

Когда место для курения не обустроено, любители покурить сами себе облюбовали балкон или крыльцо, отвечают за нарушение противопожарных норм работники и руководитель.

При выборе определенного места надо руководствоваться нормами пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического контроля. В каждой компании создается документ, устанавливающий противопожарный режим и место для курения. Санитарные нормы отмечают, что места для перекуров должны исключать попадание табачного дыма в бытовые помещения, где находятся некурящие. Они должны находиться на расстоянии не меньше семидесяти метров. Норма площади на одного курящего в отведенной комнате – 0,02 кв.м на человека.

Образец документа

Только после определения зоны вне запрета издается распоряжение. Формы, определенной законом, для данного приказа не существует. Оформляется он по правилам ведения документации на предприятии. Указываются следующие сведения:

  • наименование организации;
  • номер приказа, дата оформления, название;
  • содержание, основание – указание на полный запрет или разрешение в специальных местах;
  • санкции за неисполнение распоряжения;
  • назначение ответственного за обустройство места (изготовление знаков, табличек);
  • кто будет контролировать выполнение.

Приказ заверяется подписью, печатью руководителя. Данные вносятся в журнал учета внутренней документации.

Образец приказа о запрете представлен ниже.

Распоряжение об ограничение курения на рабочем месте

Запрет курения прописывается данными документами:

  • утвержденным режимом работы организации;
  • внутренним распорядком труда и отдыха;
  • инструкциями по технике безопасности и охране труда.

Промежутки времени для перекуров в законе не оговариваются. Сотрудникам в обязательном порядке выделяется время для отдыха , чтобы они имели возможность пообедать, удовлетворить свои нужды, если рабочее место покидается в другое время, для того, чтобы покурить, например, нарушается трудовая дисциплина. Тем более, если это происходит часто и подолгу. Работодатель вправе предъявить свои претензии.

Недопустимо уменьшать заработную плату или лишать сотрудника премии. В качестве наказания можно сделать замечание, если порядок продолжают нарушать – выговор.

Как установить режим на предприятии

Устанавливаются также перерывы для перекуров, помимо положенного часа на обед. Это могут быть пятиминутки в конце каждого часа или двух. За день их набежит минут 20. В рабочее время они не включаются, а значит, не оплачиваются. В ст.91 ТК Российской Федерации рабочим считается время, когда гражданин выполнял свои обязанности. Время отдыха он может использовать по своему желанию: пить кофе, курить, заниматься личной гигиеной. Отдых должен составлять по закону не меньше тридцати минут в день, но не больше двух часов. Если обеденное время используется для работы, оно подлежит оплате.

Образец графика

Работодатель сам может составить график. Он может быть в виде небольших пауз, продления, сокращения обеденного перерыва. Перед приемом на работу сотрудник должен ознакомиться с режимом труда и отдыха. А работодатель выяснить, есть ли у него вредные привычки. Для таких, как он, обязаны создать место для перекуров. В некоторых компаниях поощряют здоровый образ жизни (фитнес, походы, прогулки, бег), оказывая помощь в отказе от курения.

Образец графика курения представлен ниже.

Законодательные основания

Запрет на курение определяется Федеральным законом №15. Установленный в 2013г запрет действует и сейчас, так как некоторые вопросы остаются открытыми.

Закон призван охранять здоровье людей, он рассчитан на то, что употребление табачных изделий снизится. Поэтому за несоблюдение закона предусмотрены штрафы физическим и юридическим лицам. Они налагаются за курение в кафе, ресторане, на лестничной площадке и других общественных местах.

Если штраф для физических лиц определяется суммой в несколько тысяч рублей, то для юридических он составляет десятки и сотни тысяч. Наказание предусмотрено за продажу табачной продукции несовершеннолетним, ее демонстрацию, рекламирование табака.

Основные моменты данного приказа налагают запрет на курение в следующих общественных местах предприятия:

  1. На территориях, принадлежащих производству.
  2. В подъездах без вытяжек.
  3. На рабочем месте, если для этого не оборудовано специальное помещение.

Запрет регулируется кодексом об административных нарушениях. Работодателю может быть вынесено предупреждение, назначен штраф за нарушение правил пожарной безопасности, санитарных гигиенических норм. Статьи закона регулируют такое наказание. Поэтому начальник имеет право полностью запретить курение по месту работы.

Акт о курении в неположенном месте

За несоблюдение закона о запрете курения может наступить ответственность: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая.

За курение в общественных местах – административное наказание. За это грозит штраф до 3 тыс. рублей. Административную ответственность несет руководитель предприятия. Штраф налагается до 30 тыс.рублей.

В компаниях и на предприятиях предусмотрена дисциплинарная ответственность. Чтобы привести к такой ответственности, надо написать акт и уведомить всех работников и нарушителей порядка. В этом акте следует указать на полный запрет курения на территории или согласие в специально отведенном месте.

Процедура составления акта:

  1. Курильщик обязан ознакомиться с приказом о запрещении.
  2. При составлении акта следует указать дату и место нарушения дисциплины.
  3. Указываются должность и личные данные лица, составившего акт. Это может быть начальник или сотрудник отдела кадров.

Составляется акт несколькими людьми. Делается это для того, чтобы зафиксировать противоправные действия при свидетелях, чтобы потом не доказывать, что нарушение имело место. Особое внимание следует обратить образцу акта, так как неправильное оформление судом не принимается.

На основании составленного документа выносится решение, которое нарушитель может оспаривать в суде. Следует учесть, что если нарушение произошло не на территории предприятия, а за ее пределами, ответственность будет снята.

Работника знакомят с актом, он ставит подпись, если отказывается, свидетели подписываются под отказом. Допускается не издавать акт, а написать сразу отказ давать объяснения о случившемся. Все остальное оформляется по требованиям: дата, номер, название компании, подписи, название данной бумаги, «Акт о нарушении трудовой дисциплины и несоблюдении правил внутреннего трудового распорядка».

Подробнее о запрете курения смотрите ниже на видео.

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.



Просмотров