Регулятивная динамическая функция. Характеристика собственно юридических и социальных функций права
^ Функции права
В юридической науке сформировалось несколько подходов к понятию функции права. Во-первых, функция права представляет собой реализацию сущности и социального назначения права. При этом акцент делается на то, что именно осуществляя функции право обеспечивает всеобщий устойчивый порядок в обществе; право охватывает полезные формы поведения; право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, препятствует незаконному вмешательству в сферу правомерной деятельности, оптимально сочетает свободу и справедливость.
Второй подход – здесь функция права обозначается как основное и главное направление правового воздействия на общественные отношения.
Третий подход – функции права связываются одновременно с социальным назначением, социальной ценностью права и основными направлениями его воздействия на общественные отношения. Поэтому сторонники этого подхода считают, раскрывая содержание какой-либо функции права необходимо постоянно иметь ввиду связь назначения права с направлениями его воздействия и, наоборот, предопределенность последних назначения права.
Функция права представляет собой один из элементов механизма воздействия права на состояние общественных отношений с целью их упорядочения. В числе других элементов правового воздействия выступают правовые нормы, правовые действия.
Трудно сказать, что данные подходы представляются друг другу. Они позволяют в своей совокупности дать полную картину путем анализа их различных сторон. Поэтому функции права можно определить как основные направления воздействия права на состояние общественных отношений, выражающие сущность и социальное назначение права с целью их упорядочивания.
Функциям права присущи следующие признаки:
Функции права – это основной метод воздействия на общественные отношения
Функции права направлены на упорядочивание общественных отношений
Функции права характеризуются непрерывностью, длительностью, имеющие постоянный характер.
Функции выражают наиболее существенные, основные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом.
Объективный характер функций – они предопределены закономерностями общественного развития и уровень состояния общества закреплен экономическим состоянием общества.
Когда мы желаем увидеть роль права в рамках всего социального организма – управленческая функция. Если рассматриваем право как части государственной надстройки - то здесь права и государство, являясь орудиями политического господства, то они выполняют одинаковые функции (экономическая, социальная, воспитательная и т.д.). А когда мы говорим, что право рассматривается в границах самого права, то здесь выделяются специально юридические функции.
Специально юридические функции – это направления правового воздействия, которые рассматриваются лишь в рамках самого права, выражают юридическое значение права для опосредуемых отношений и проявляются в специально юридическом его содержании. Выделяют:
Регулятивная роль
Регулятивно динамическая
Регулятивно статическая
Охранительная роль
^ Регулятивно статическая функция выражается воздействием права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтов. В этом состоит одна из главных задач назначений правового регулирования, так как право, прежде всего, юридически утверждает, т.е. возводит в ранг неприкосновенные отношения.
Решающее значение здесь принадлежит институтам права собственности; а также функция выражена в институте политических прав, избирательных и прочее.
^ Регулятивно динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их. Она проявляется в процессах, которые связаны с распределением производимых товаров. Было бы неправильно противопоставлять динамической и статической функций и тем более исходя из терминологий рассматривать статическую как таковую, которая носит юридически пассивный и динамическую, которая носит активный характер.
Само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как оно сопряжено с фиксированием тех или иных субъективных прав и следовательно предоставление им возможностей для того, чтобы самостоятельно и инициативно действовать.
Т.е. основные функции – это регулятивная и охранительная; а неосновные – это организационная, восстановительная, ограничительная (так как право способствует восстановлению нарушенных прав, при этом направлена на компенсирование того ущерба, который понес субъект; ограничительная функция связана с тем, что право обязано ограничивать рамками поведение субъектов).
^ Социальная ценность права
Социальная ценность понимается как способность того или иного явления удовлетворять потребности социального субъекта необходимые для его существования и развития. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов как граждан, так и общества в целом. Понять социальную ценность права – это значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем:
^ Инструментальная ценность права
Инструментальная ценность проявляется в том, что:
Право закрепляет наиболее ценные для развития общества отношения, обеспечивающих прогресс, демократию, гуманизм. Эта цель достигается путем указания направления поведения людей для индивидов
Посредством права вытесняется из общественной жизни негативные формы поведения путем их запрета
Право выступает как орудие преобразования общества, как средство проведения государственной политики
Право выступает как средство ограничения власти государства со стороны общества
Право обеспечивает учет различных интересов и выражения их общих предписаний (обеспечение компромисса справедливости для всех)
Посредством права разрешаются конфликты между людьми и их объединениями
Право гарантирует свободу для людей, защиту их от произвола и притеснений
Устанавливает меры воздействия государства на лиц, нарушающих нормы права
В современных условиях право приобретает планетарное значение; оно является единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера
На правовой основе формируются институты гражданского общества, рыночная экономика, многопартийная демократическая система, демократическая; свободная четвертая власть и правовое государство. В России нет ни гражданского общества ни правового государство, поэтому право не может проявить пока свои ценностные свойства.
^ Собственная ценность (самостоятельная)
Право противостоит произволу и беззаконию, в то же время обеспечивает простор для упорядоченной социальной активности и выступает как фактор социального прогресса.
Если право – социальная ценность, то теоретически вполне оправдано освещая право видеть в его свойствах правовые ценности, как достижения регулятивной культуры, которые выражают позитивный потенциал права., соответствующего потребностям социального прогресса.
Естественное право также обладает социальной ценностью:
Является теорией правового государства
Обеспечивает человеку самоуважение, автономию, самостоятельность
Придает авторитет правам человека, объявляя их естественными, неотъемлемыми
Является средством для сдерживания злоупотребления властью органами и должностных лиц
Соотношение государства и права – это одно из решающих, ключевых методологических положений. Государство и право – это разные части надстройки над экономическим базисом общества, так как государство – это организация политической власти, состоящее из органов (орудие этой власти). В своей совокупности органы образуют механизм государства, обладающий определенной материальной силой.
Право имеет иное строение и иное непосредственное содержание. Оно выражается в системе общеобязательных норм, которые носят формально определенный характер. Право таким образом по своему строению вплотную привлекают к общественному сознанию. Государство или право имеют свое бытие, свои специфические функции, отличаются особой, только ему, государству или праву присущей социальной ценностью и относится к разным пластам социальной жизни. Государство – это к социальному правлению, а право – это к социальному регулированию.
Несмотря на это различие, тем не менее необходимо подчеркнуть глубокое единство государства и права:
И государство и право возникают одновременно и в силу одних и тех же социально-экономических и политических причин
И государство и право обладают непосредственно социально-политическим содержанием, т.е. они выступают как орудие политического господства, у которых единые цели и задачи, стоящие перед государством и правом
Государство и право взаимосвязаны, т.е. они взаимообусловлены и взаимопроникающие явления.
Также необходимо отметить, что государство, активно использующее право в качестве инструмента, в свою очередь может рассматриваться как инструмент по отношению к праву. Право не только выступает в качестве орудия государства, но и имеет по отношению к нему самостоятельное значение, являясь средством целенаправленной и эффективной организации государственной власти. Этот аспект взаимосвязи государства и права выражается в связанности государственных органов действующими законами и подзаконными актами.
Т.е. когда мы говорим о соотношении государства и права, нужно обязательно определить единство, их различия и их взаимодействие. Конечно, в любом соотношении необходимо выяснить их связь между собой, что является первичным, а что нет.
Если нет причинно-следственной зависимости, есть иные зависимости – функциональная зависимость.
В литературе сложилось несколько подходов по данной проблеме:
Этатический подход
Естественно-правовой подход
Функциональный подход
Позитивистский подход
Либерально-демократический
^ Этатический подход
Абсолютизация роли государства в общественной жизни. Государство во благо индивидов для осуществления своей функции вмешивается во все сферы жизни, в том числе и в частную. Государство предшествует праву и порождает его. Право – это инструмент руководства обществом, а источником права является государственная власть, основанная на силе.
Общество не может существовать без государства, которое должно защищать социальные права граждан, способствовать развитию культуры, образования. Однако, есть объективные пределы вмешательства, что не учитывается авторами данной теории. Такой взгляд на проблему выводит государство за пределы зоны влияния права и снимает вопрос о правомерности самой государственной власти.
Такой подход на практике приводит к образованию тоталитарных режимов.
^ Естественно-правовой подход
Государство должно быть ограничено правом. Это вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных прав индивида. Право – это не результат деятельности государства, а порождение идеального правопорядка.
Государство – это продукт права, учреждается юридическими способами, предшествующими правопорядку. А само государство возникает из потребности функционирования права, как принципиально новый системы нормативного регулирования.
^ Дуалистический (функциональный) подход
Связь между государством и правом не носит столь однозначного причинно-следственного характера. Эта связь носит характер двусторонней зависимости, так как государство и право не может существовать друг без друга. Это объясняется тем, что функции, государство и право подчинены единым целям и задачам. Реализация функций одного невозможна без функционирования другого.
^
Позитивистский подход
Этот подход основан на идее самоограничения государства правом. Границы самоограничения определяются законом. Однако здесь не трудно заметить, что государство ограничено правом лишь постольку, поскольку оно по своей воле того желает. Так как государство ограничивается правом, но по своему усмотрению.
^ Либерально-демократический подход
В современной юридической отечественной литературе исследуется данный подход в аспекте проблем правового государства. Государство здесь выступает в 2 противоположных ипостасях – как гарант прав человека и как их потенциально-опасный противник.
Государству жизненно важно право, без него оно не в силах функционировать, так как отказ от использования права всегда влечет экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.
Этот подход исходит из того, что право связывает государство в интересах личности, ограничивая его от произвола. В современных условиях отмечается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей степени оно связывает государство. Активность государства при этом не подавляется, а расходуется рационально в интересах личности. Любое государство связано правом, мерой его цивилизованности и развитости.
Надо сказать, что данный подход не противоречит выводу о двустороннем характере связи государства и права.
Анализируя эти подходы, можно увидеть, что каждый подход рассматривает тот или иной аспект этой взаимосвязи. Наиболее приемлемым подходом, который соответствует либерально-демократической идее – это функциональный подход.
Государство влияет на право:
Государство создает это права в процессе своей деятельности.
Государство создает условия для реализации права
Государство также гарантирует применение права силой своего принуждения
Само государство, как система органов, образуется в строгом соответствии с действующим законодательством
Эти государственные органы наделяются при помощи права соответствующей компетенцией
Существование права заставляет государственные органы и должностные лица придерживаться установленных законодательством правил в отношениях с другими субъектами права.
— руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.
Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.
Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые — предмет исследования теории государства и права.
Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.
В ст. 6 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.
Содержание принципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.
Социальное назначение и функции права
Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.
Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.
Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.
В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.
В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.
Сущность и социальное назначение права проявляются в его . Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.
Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.
Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.
Регулятивно-cтатическая функция , или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста- тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.
Выполняя регулятивно-динамическую функцию , право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.
Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.
Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).
Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.
Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).
В системе функций права главенствующее) определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц - во всех этих формах проявляется его основное назначение - регулировать общественные отношения.
Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую * .
* См. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2 т. М., 1981. T . 1. C . 192.
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.
Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:
Определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;
Закрепление и изменение правового статуса граждан;
Определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;
Установление правового статуса юридических лиц;
Определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
Установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
Определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
Другая собственно-юридическая функция права - охранительная.
Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.
Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Из предложенного определения вытекает, что право охраняет общепризнанные, фундаментальные общественные отношения и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагают, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.
Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.
Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.
Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.
Специфика охранительной функции состоит в следующем.
Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.
Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если рассматривать ее в контексте правоохранительной деятельности государства.
Приступая к рассмотрению социальных функций права, следует отметить, что проблема функций права возникла первоначально как проблема социальных функций права.
Известный французский юрист Леон Дюги в 1901 г. издал книгу «Государство, объективное право и позитивный закон», в которой отмечал, что право, имея общественную природу, осуществляет определенные социальные функции.
В 1907 г. в России вышла книга одного из создателей психологической школы права, профессора Л. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», в которой обосновывалось наличие у права двух социальных (общественных) функций: распорядительной и организационной.
Другой известный русский юрист Н.М. Коркунов полагал, что право осуществляет главным образом разделяющую функцию, поскольку в обществе живут и действуют лица с различными потребностями и желаниями, урегулировать которые удается посредством разграничения их правом.
Классификация социальных функций в определенной степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической, могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
В чем конкретно проявляется осуществление правом своих основных социальных функций?
Функция права вобрала в себя самые существенные его черты, а служит для решения главных задач права. В повседневной жизни функции права имеют достаточную крепкую взаимосвязь. Каждая из них оказывает свое влияние в пределах одной системы функций. Также взаимосвязанными остаются сферы социальной жизни, так как служат частями целостной системы – социума.
Понятие
В правовой системе главная роль отведена регулятивной функции. Она представлена в форме правовых актов. Достигается в четко обозначенных правоотношениях, устанавливает правой статус, правосубъективность населения. Основная роль регулятивного права заключается в контролировании отношений в социуме.
Отличительными чертами этой функции являются становление положительных правил поведения, организация сотрудничества в обществе. Подразделяется регулятивная функция на две разновидности: статическую и регулятивную декоративную.
На видео-регулятивная функция права:
Статическая
Данный вид функции выражен во влиянии права на сотрудничество в обществе. Причем достигается это методом фиксирования сотрудничества в определенных институтах. Именно это и есть одна из самых основных задач правового регулирования.
Статическое назначение позволяет контролировать и создавать те отношения в социуме, которые позволили нормально и стабильно в нем существовать. Эта подфункция обязательно должна быть юридически закреплена, а все ее предпринимаемые акты обязаны соответствовать всем интересам в социуме.
Главная роль в выполнении статического назначения возложена на институты собственности. Их юридическая суть состоит в том, чтобы закрепить основы экономики социального устройства. Статическая функции четко отмечена в ряде других учреждений, которые предопределяют права и обязательства населения.
Цель регулятивно-статической функции – это закрепление необходимых норм и актов, которые были реально достигнуты и являются основой всех сфер жизни государства. Содержит этот вид функции закрепление основ конституционного строя, власти народа, форм собственности, правового статуса населения.
Регулятивно-динамическая
Эта функция проявляет себя во влиянии права на сотрудничество в социуме. Достигается это конкретным способом, который предполагает оформление динамики общественных отношений. Данный вид функционирования находит свое применение в институтах различных его отраслей.
Цель регулятивно-динамической деятельности состоит в том, чтобы наладить процесс выполнения запланированных задач, а также получения конкретного результата. Правовое влияние воздействует на сотрудничество между гражданами, которые находятся в динамике. Его цели – это изменить и усовершенствовать имеющие, а также формирующееся сотрудничество в социуме. Очень наглядно этот вид функции отображается в нормах и актах различных сфер данной нормы.
Сравнение регулятивной и охранительной
Если говорить про охранительную роль, то его суть состоит в том, чтобы направить воздействие правового характера на контролирование отношений, возникающих в трудовом. Причем это достигается только в случае, когда в правонарушителю предъявляют предусмотрение в праве мероприятий обязательного влияния.
Регулятивная функция показывает ее участникам, что они вправе выполнять все, что они могут и должны в определенных ситуациях, какими юридическими правами они наделены. А вот охранительная функция доносит до получателей правовых норм сведения о том, какие социальные ценности были взяты под государственный контроль, какие исходы отрицательного характера формируются в ходе посягательства на них.
Регулятивная функция действует в правомерной сфере, а вот охранительная реализуется по специфичной форме.
Каким путем реализуется
Назначение права – это главное направление правового влияния, которые играют важную роль в упорядочении отношений в социуме. К особенностям функции можно отнести:
- Функционирование зависит от его сущности и определенного назначения в социуме.
- Функция – это методы влияния права на сотрудничество в обществе, надобность в реализации которых порождает необходимость существования права, как общественного явления.
- Функции содержат самые главные черты права, а служат для выполнения коренных задач, которые установлены перед правом на этом этапе развития социума.
- Назначение – это направления активного его влияния, благодаря которым удается упорядочить конкретный вид отношений в социуме.Функция имеет такое характерный признак, как постоянство. Он характеризует непрерывность, продолжительность действий данной функции.
Право – это явление, которое существует только благодаря общественным отношениям. Именно в результате поведения людей, их взаимоотношения и формируются основные функции права. За каждой из них закреплен свой порядок выполнения мероприятия, влияющих на общественное сотрудничество.
|
Введение |
|||
Функция права: понятие и назначение |
||||
|
Классификация функций права |
|||
|
Взаимосвязь функций права с «ролью» и «задачами» права |
|||
Юридические функции права |
||||
|
Регулятивная функция права |
|||
|
|
Регулятивно-статическая функция |
||
|
|
Регулятивно-динамическая функция |
||
|
|
Понятие и значение регулятивно-охранительной функции |
||
|
Характеристика охранительной функции |
|||
Социальные функции права |
||||
|
Экономическая функция |
|||
|
Политическая функция |
|||
|
Воспитательная функция |
|||
|
Компенсационная функция права |
|||
|
Ограничительная функция права |
|||
|
Восстановительная функция права |
|||
|
Информационная функция права |
|||
|
Экологическая функция права |
|||
|
Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав |
|||
|
Заключение |
|||
|
Список использованной литературы |
Введение
В науке понятие «функция» употребляется в самых различных значениях.
В математике под функцией понимается зависимая переменная величина, т.е. величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом. В биологии - это специфическая деятельность органа и организма (функция руки, щитовидной железы и т.п.). В других науках функция понимается как направление действия какой-либо системы (кибернетика).
В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права.
Почти вековой опыт активного исследования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что в конечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.
Как уже было сказано, в литературе нет единого мнения насчет понятия «функция права». Поэтом целью данной работы будет являться рассмотрение каждой из этих точек зрения, с тем, чтобы определиться, какая же из них наиболее жизнеспособна.
Но, как и любое исследование, наше должно подчиняться определенной структуре, обозначиться определенными задачами . Так, в данном случае, задачи звучат следующим образом:
1. Дать определение функций права
2. Понять назначение функций права
3. Рассмотреть общую классификацию функций права
4. Разобрать юридические функции права
5. Разобрать социальные функции права
Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе содержится 2 параграфа, во второй главе содержится 2 параграфа с подпунктами, третья же глава разделена на 9 параграфов. Данное деление обусловлено тем, что в первой главе мы даем характеристику понятия функции государства, во второй и третьей главах нами были рассмотрены две большие группы функций права (юридические и социальные), в которых уже были непосредственно разделены на виды.
I. Функция права: понятие и назначение
Как было сказано выше, смешение социальной и направления правового воздействия в едином целом связано с тем, что как социальное назначение, так и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понимании функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.
В этой связи следует акцентировать внимание на нецелесообразности отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия социальному назначению права и наоборот.
Понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот - предопределенность последних назначением права. Собственно функция права - это реализация его социального назначения.
Итак, функция права – это есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.
Раскрывая понятие «функция права», следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».
Правовое воздействие - это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.
Правовое регулирование - это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.
Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.
Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие «функция права» охватывает оба названные виды воздействия.
Итак, функция права - это проявление его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена.
1. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции - это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его сущности.
2. Функция права - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, т.е. такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
3. Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.
4. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.
5.
Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность,
непрерывность, длительность ее действия. О постоянном характере функции права
можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не
означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления. Они изменяются
и развиваются в соответствии с потребностями практики.
1. Классификация функций права
Что же следует понимать под социальным назначением права и правовым воздействием?
Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли - закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.
Направление воздействия - наиболее существенный компонент функции права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.
В функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия.
Функции права есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.
Многообразие
путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает наличие у
него множества функций.
2. Взаимосвязь функций права с «ролью» и «задачами» права
Термин «роль права» говорит о значении права в жизни общества, государства вообще либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.
Термин «задача права» - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить.
Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.
Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и соответственно права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и т.п.
Зависимость функции права от его задач проявляется в том:
во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций;
во-вторых, определяют их содержание и,
в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.
Таким образом, обнаруживается тесная взаимосвязь между понятиями функции права и роль, задачи права. Т.к. каждая из них позволяет реализовать последующую.
II. Юридические функции права
1. Регулятивная функция права
В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц - во всех этих формах проявляется его основное назначение - регулировать общественные отношения.
Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В
рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и
регулятивную динамическую.
Регулятивно-статическая функция
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).
Регулятивно-статическая
функция направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых
институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический,
политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их
последующего развития. Содержанием этой функции охватывается, в частности,
закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и
их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного
устройства, политического режима, разделения власти, порядка формирования и
полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ
различных отраслей права.
Регулятивно-динамическая функция
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Регулятивно-динамическая
функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач,
определенного запрограммированного результата. Здесь правовое воздействие
оказывает влияние на отношения между людьми, находящиеся в движении, динамике.
Оно нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также
возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция
получает выражение в нормах и институтах административного, финансового,
гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.
Понятие и значение регулятивно-охранительной функции
Наряду с двумя рассмотренными основными функциями права, осуществляющими позитивное регулирование, существует еще и третья основная функция права - регулятивно-охранительная, которая отличается от первых двух тем, что является функцией негативного регулирования.
Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.
Регулятивно-охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций права, на охрану от нарушений права в целом. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права.
Тем самым данная функция нацелена также на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом отношений.
Поэтому трудно согласиться с высказанным в литературе мнением, согласно которому «охранительная функция является своеобразным дополнением к рассмотренным выше двум основным функциям. Она проявляется лишь постольку, поскольку нарушается право... выступает в качестве функции, подкрепляющей и дополняющей действие основных».
Охранительная функция подразумевает, что право, охраняв общепризнанные, фундаментальные общественные отношения нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Дело в том, что ряд ученых полагают, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.
Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.
Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается прежде всего в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение. Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них -это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.
Специфика охранительной функции состоит в следующем. Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.
Характерные
черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если
рассматривать ее в контексте правоохранительной деятельности государства.
2. Характеристика охранительной функции
Таким образом, характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.
Определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;
Закрепление и изменение правового статуса граждан;
Определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;
Установление правового статуса юридических лиц;
Определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
Установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
Определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
III.
Социальные функции права
Приступая к рассмотрению социальных функций права, следует отметить, что проблема функций права возникла первоначально как проблема социальных функций права.
Известный французский юрист Леон Дюги в 1901 г. издал книгу «Государство, объективное право и позитивный закон», в которой отмечал, что право, имея общественную природу, осуществляет определенные социальные функции».
В 1907 г. в России вышла книга одного из создателей психологической школы права, профессора Л. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», в которой обосновывалось наличие у права двух социальных (общественных) функций: распорядительной и организационной.
Другой известный русский юрист Н.М. Коркунов полагал, что право осуществляет главным образом разделяющую функцию, поскольку в обществе живут и действуют лица с различными потребностями и желаниями, урегулировать которые удается посредством разграничения их правом.
Классификация
социальных функций в определенной степени условна, поскольку в
действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового
воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических
(воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической,
могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя
причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций
права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы
общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно
взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в
целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не
изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой,
взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
1. Экономическая функция
Экономическая функция как одна из важнейших социальных функций права имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступали важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
На основе правовых норм в экономических отношениях возникали урегулированные правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остается договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они определяют условия наступления тех или иных правовых последствий (результата).
Из договора чаще всего вытекают и определенные санкции для стороны, не выполняющей свои обязанности. Кроме того, правовые санкции устанавливаются за совершение в сфере экономики умышленных преступлений (мошенничество, вымогательство, хищение, уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и др.).
Таким образом, экономическая функция права
осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий
участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления
санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.
2. Политическая функция
Политическая функция права заключается прежде всего в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что политика - это участие в делах государства, это определение задач государства, это отношения между классами и нациями. Роль права в регулировании указанных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и таковой остается до настоящего времени.
Права
и свободы человека - также важный объект политической функции права, не
теряющей своей актуальности и сегодня.
3. Воспитательная функция
Воспитательная функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.
В
праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности
предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента
издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний
и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их
сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей
цели.
4. Компенсационная функция права
Это очень важное направление действия права. В нем заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости.
Компенсационная функция права поэтому очень тесно связана с восстановительной. В юридической литературе по этой причине их часто отождествляют.
Вместе с тем это не тождественные функции. Различия между ними состоят прежде всего в формах, методах и правовых последствиях реализации.
Важную роль в различии играют и правовые основания этих направлений воздействия, хотя они в отдельных случаях имеют одну и ту же причину. Например, в случаях незаконного увольнения (причина) наблюдается одновременная реализация восстановительной и компенсационной функций: восстановление на службе и компенсация за вынужденный прогул.
Различие между компенсационной и восстановительной функцией очень часто просматривается в гражданском законодательстве. В нем восстановление положения, существовавшего до нарушения права, нередко не связывается с возмещением убытков (ст. 12 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ, охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152), обязывает виновную сторону именно возместить (компенсировать) моральный вред, причиненный потерпевшему, так как восстановить нарушенное право другими способами невозможно (например, за переживания лица в случаях распространения порочащих его сведений).
Конституция Российской Федерации также предусматривает компенсацию за принудительное отчуждение имущества для государственных нужд (ст. 35), за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), за причиненный ущерб пострадавшим от преступлений (ст. 52).
Приведенные
примеры свидетельствуют о том, что компенсационная функция свойственна
различным отраслям права, она выполняет важную роль в регулировании отношений
между гражданами, юридическими лицами и является необходимым инструментом
гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.
5. Ограничительная функция права
Наличие у права ограничительной функции связано с его назначением быть регулятором общественных отношений. А регулировать - значит предписывать варианты поведения, которые должны соответствовать интересам определенных социальных групп, классов, индивидов, наконец, всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анархию и произвол. Эти ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях. Ограничение прав - это своего рода уравновешивание противоположных интересов. Так, Конституция РФ, разрешая идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13), одновременно ограничивает возможности создания любых партий, организаций и движений. Конституция прямо говорит (ч. 5 ст. 13.), что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.
Конституция России, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), т.е. вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан. В развитие этого положения Конституция РФ в ч. 3 ст. 55 прямо устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения прав и свобод граждан предусматриваются и другими статьями Конституции РФ. Например, ст. 29 (не допускается пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду); ст. 32 (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда); ст. 56 (возможность ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения).
Ограничительная
функция, несмотря на, казалось бы, изначальный негативный характер, в конечном
итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству
право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим
инструментом правопорядка и реализации прав граждан.
6. Восстановительная функция права
Эта функция занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок и т.д. Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т.п.).
Нормы,
направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся
как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных
документах. Например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает:
«Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»; ст. 12 ГК
РФ предусматривает «восстановление положения, существовавшего до нарушения
права». Соответствующие нормы трудового права являются важным гарантом
восстановления лица на прежнем месте работы и т.д. Следует согласиться, с
определением восстановительной функции как относительно обособленного
воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей,
направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было
нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в
первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных
решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица,
восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.
7. Информационная функция права
Читая законодательные документы, получаешь не меньше сведений о государстве, чем из отдельных солидных трактатов. Например, трудно переоценить информацию, содержащуюся в Конституции РФ: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1); столицей Российской Федерации является город Москва (ст. 70); Денежной единицей в Российской Федерации является рубль (ст. 75); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 4) и т.д. Достоверность такой информации, содержащейся в Конституции, не может заменить ни одна книга. Действительно, право вбирает в себя, а затем выдает огромную информацию о самых разнообразных явлениях общественной жизни. В нем содержится большое число научных дефиниций, юридических формул, исторических и жизненных сведений, политических и правовых оценок, правовых рекомендаций, запретов, дозволений и т.п.
Благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и управления, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка. Нормы уголовного права, например, информируют граждан об охраняемых уголовным законом материальных и духовных ценностях, последствиях нарушения установленных запретов. Нормы трудового права - о правах и обязанностях руководителя и работника и т.д.
Право - это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести, определенные сведения до всех субъектов права.
Правовая
информация - это властная информация, посредством ее выражается (и
соответственно формулируется) определенное мировоззрение. Информационная
функция является в известной мере подфункцией, элементом идеологической
(воспитательной) функции. Информационная способность права является одним из
существенных факторов, позволяющих относить его к элементам духовной культуры
общества. Разумеется, право в первую очередь возникает не как информатор, а
как регулятор общественных отношений. У государства и общества достаточно
много каналов, посредством которых осуществляется информирование субъектов
права. Но, возникнув как регулятор общественных отношений, право одновременно
начинает выполнять роль информатора их субъектов. Законодатель, концентрируя определенную
жизненную Информацию, через правовые предписания доводит ее до участников
регулируемых общественных отношений. Таким образом, не имея изначальной
предназначенности выполнять информационную функцию, право объективно, наряду
со своими чисто юридическими задачами, приобретает и информационные качества.
8. Экологическая функция права
Основными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д. В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.
Важная роль принадлежит правоохранительным органам: прокуратуре, суду, милиции, осуществляющим применение мер воздействия к правонарушителям в сфере экологии (штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий правонарушений, лишение свободы и т.д.).
Следует отметить, что появление экологической функции связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования.
У права в данном случае своя ниша решения этой важной задачи - юридическое, рамочное воздействие на экологическую сферу. Причем в условиях роста опасности экологической катастрофы значение правовой защиты населения будет неизменно возрастать.
Следует
отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 42) закрепила в качестве
основного конституционного права граждан России их право на благоприятную
окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим
правонарушением.
9. Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав
В юридической литературе в последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле этого слова. Эта позиция аргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно расширяется, актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается объем ее правового регулирования.
В этой связи предлагается выделять наряду с экономической, политической и идеологической (воспитательной) сферами общественной жизни социальную, ее даже ставят в один ряд с вышеназванными.
|При таком подходе может возникнуть вопрос, вызванный тем, Что слово «социальный» по своей этимологии и есть общественный и выступает его синонимом. Однако вполне возможно обозначить Понятием «социальная» самостоятельную сферу, употребляя его в узком смысле, когда имеются в виду пенсионные и семейные отношения, бытовое, медицинское обслуживание, система социальных льгот, досуг и т.д.
Важнейшими объектами социальной функции права являются, таким образом, трудовые, пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры, закрепления льгот для различных слоев населения.
Так, ст. 41 Конституции РФ предоставляет право каждому гражданину на медицинскую помощь, развитие физической культуры и спорта; ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
Конституция РФ (ст. 44) обязывает граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Из приведенных (и других) положений усматривается, что Конституция РФ весьма широко охватывает социальную сферу, закрепляет и регулирует важные стороны социальной и культурной деятельности людей.
В развитие конституционных положений отраслевое законодательство конкретизирует и расширяет возможности граждан пользоваться социальными благами, избирать вид трудовой деятельности, получать образование, медицинскую помощь, пенсию, выбирая наиболее удовлетворяющий их вариант, вид и форму.
Таким образом, социальные функции права возможны, по нашему мнению, только в демократическом государстве, где права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. Т.к. они направлены на восстановление, охрану и защиту вышеозначенных прав.
Заключение
Итак, назначение права в обществе состоит в регулировании, упорядочении общественных отношений. В этом проявляется и его ценность. Регулирующее свойство права выражается в его функциях. Функции права вытекают из его юридической природы и социальной сущности. Это основные направления регулирующего воздействия права.
С точки зрения социальной направленности, социального содержания функции права совпадают с функциями государства, коль скоро право выступает основным средством осуществления функций государства (экономическая, социальная, экологическая, охранительная).
С точки зрения чисто юридической характеристики, способов воздействия на общественные отношения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная функции права.
Регулятивная статическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан и т. д.
Регулятивная динамическая функция направлена на оформление движения общественных отношений в форме правоотношений. При этом определяется порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Эта функция проявляется в системе норм обязательственного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуального и др.
Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, институты демократии и т. д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно-охранительные меры иного характера.
Также в рамках данной курсовой работы мы рассмотрели и социальные функции права. Они направлены, прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, все отраслевое законодательство в той или иной мере базируется на функциях права. Например, гражданское право широко оперирует такой функцией как «восстановительная».
Список использованной литературы
1. Законодательство:
2) ГК РФ
2. Специальная литература:
3) Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М.: Рязанская типография, 1995. – 312 с.
4) Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 448 с.
5) Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 1999. – 272 с.
6) Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
7) Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.
8) Основы теории государства и права/Под ред. С.А. Колярова. – М.:НОРМА-ИНФРА-М, 1995. – 421 с.
9) Спиридонов Л.И. Теория государства и права./М.: Проспект, 1999. – 304с.
10)Теория государства и права/Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - Екатеринбург, Уральское издательство, 1996. – 630 с.
11)Теория государства и права/Под ред. А.И. Косарева. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000. – 207 с.
12)Теория государства и права/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
13)Теория государства и права/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп., М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
14)Теория государства и права. Ч.1. Теория государства/Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юрайт, 1995. – 420 с.
15)Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998. – 475 с.
16)Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
17)Хропанюк В.Н. Теория государства и
права/Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. – 384 с.
Теория государства и права/Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. -
Екатеринбург, Уральское издательство, 1996. – с.230
Теория государства и права. Ч.1. Теория государства/Под ред. А.Б. Венгерова. –
М.: Юрайт, 1995. –с.161