Роль права в жизни общества сообщение. Понятие права

Введение

Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.

Роль права в жизни общества

правопорядок закон власть государственность

1. Правопорядок как власть закона

Следует различать понятие права и закона. Т. Гоббс, например, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти. Под законом имелось в виду просто действующее право - обычай, ставший нормой. Адекватное понимание соотношений права и закона мы находим у Г. Гегеля, который разделил искони сложившиеся нормы естественного права и «право как закон», т.е. принятые законодательными органами нормы взаимоотношения людей, скажем, в экономической и иных сферах человеческих отношений. Так что между правом и законом существует взаимосвязь и внутри себя различенное единство, доходящее даже до тождества. Если же подходить к этим понятиям исторически, то следует сказать, что право значительно древнего закона: у древних народов, когда еще не было государства, имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов. Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев в виде освященного временем установления. То, что мы ныне называем правом и законом, в глубокой древности практически отождествлялось с обычаями или волей вождя рода. Это не имело ничего общего с подлинным законом периода сложившейся государственности. По своей сути право и закон связаны субъективно с чувством порядка и сознанием долга, т.е. с нравственными принципами.

Как можно определить право? Право - это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности. Гегель утверждал: «Веление права по своему основному определению - лишь запрет». Между тем, говоря словами Вл. Соловьева, подчинение человека обществу совершенно согласно с безусловным нравственным началом, которое не приносит в жертву частное общему, а соединяет их как внутренне солидарных: жертвуя обществу свою неограниченную но необеспеченную и недействительную свободу, человек приобретает действительное обеспечение своей определенной и разумно и свободы - жертва настолько же выгодная, насколько выгодно по лучить «живую собаку в обмен на мертвого льва». Ж.Ж. Руссо в свое время показал различие между понятиями «всеобщая воля» и «воля всех». И.Г. Фихте, соглашаясь с ним, развивал эту мысль. Всеобщая воля устанавливает правовой закон, и для осуществления этого закона не требуется воля всех взятых в отдельности. Единичная воля может нарушить закон, но не устранить его закон продолжает оставаться в силе несмотря на отдельные пpавонарушения. Чуткий к антиномиям, Фихте отметил противоречие в самой идее права. Действительно, из понятия свободной личности с необходимостью вытекает свобода других. Но последняя требует ограничения прав данной личности, передачи ее внешней инстанции. Иначе говоря, свобода требует уничтожения свободы. Решение этой антиномии, по Фихте, состоит в следующем: закон должен содержать такие гарантии свободы, которые каждая личность могла бы принять как свои собственные; закон должен неукоснительно соблюдаться; закон должен быть властью. «Если бы ноля не была всеобщей, то не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что могло бы действительно обязывать всех. Каждый мог бы поступать, как ему заблагорассудится, и не обращал бы внимания на своеволие других».

Если я желаю, говорит Вл. Соловьев, осуществить свое право или обеспечить себе область свободного действия, то, конечно, меру этого осуществления или объем этой свободной области я должен обусловить теми основными требованиями общественного интереса или общего блага, без удовлетворения которых не может быть никакого осуществления моих прав и никакого обеспечения моей свободы. Определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага, или, что то же - определенное в данных условиях уравновешение этих двух начал, есть право положительное, или закон.

Закон - это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права, или, по словам Вл. Соловьева, понятие о должном - в данных условиях и в данном отношении - равновесии между частной свободой и благом целого; определение, или общее понятие, осуществляемое через особые суждения в единичных случаях или делах.

Отмечаются отличительные признаки закона: его публичность - постановление, не обнародованное для всеобщего сведения, не может иметь и всеобщей обязательности, т.е. не может быть положительным законом; его конкретность - как нормы особых определенных отношений в данной сфере, а не как отвлечённых истин и идеалов; реальная его применяемость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, для чего с ним всегда связана «санкция», т.е. угроза принудительно-карательными мерами. Правовые отношения между людьми подчинены принципу: «Я никогда не смогу сделать что-то другому, не предоставив ему права сделать мне при тех же условиях то же самоё...».

Иначе говоря: всякий имеет право делать то, чем он никого не обижает.

Моральность соответствует природе человека, но ее мало. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование общества и жизнь индивида как личности, необходим принудительный закон: принудительная обязательность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна распространяться не только в пределах данного общества, но и как бы опутывать своей паутиной все существующие общества, являющие в их взаимоотношении единое планетарное целое.

Итак, право - необходимое условие осуществления свободы свободных граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть собственно правовое отношение. Право есть нечто святое уже потому, что оно является выражением идеи свободы, идеи законопорядка в жизни общества. По самой своей сути право может быть реальным и продуктивно проявлять себя лишь там, где есть свобода: при тоталитарном режиме действует не право, а пресловутая политическая целесообразность, т.е. произвол. Опасаясь открытого судебного разбирательства своих политических противников, тоталитаризм создает закрытые формы расправы. Только подлинное право, обеспечивая человеку свободу действий, в то же время обеспечивает защиту от произвола и рядовому гражданину, и «правящим верхам».

Право как средство поддержания справедливого общественного порядка

В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веление власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти закон предписывают, что можно делать и от чего надо воздерживаться. Свод законов - это «библия свободы народа»: без законов не бывает порядка. Как говорил Цицерон, мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными. Там, где кончается закон, там начинается произвол. Не быть подчиненным никакому закону, говорил Г. Гейне, значит быть лишенным самой спасительной обороны: законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя. При этом незнание закона не освобождает от необходимости его исполнять. Но сами по себе неплохие законы, не обеспеченные юридическим механизмом реализации, остаются мертвой буквой: действительное право есть то, которое заключает в себе условия своего осуществления, т.е. ограждения себя от неосуществления или преступного игнорирования. Закон сам по ceбе не действует; действуют лишь конкретные люди со всеми их индивидуальными особенностями. И дело заключается в том, в какой мере тот или иной человек воспринял закон и насколько этот закон стал убеждением людей. Поэтому существенным фактом права является его признанность народом и доверие к данной системе права, строго соблюдаемое и реализуемое самим государством. Если закон не встречает уважения в глазах «блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин).

Обязательность закона предполагает свободное подчинение ему каждого индивида, но и в то же время возможность нарушения закона и, следовательно, необходимость для власти его восстановления, т.е. наказания.

Эта идея «бумеранга зла» была ведома издавна:

Не обижай людей!

Придет расплата...

Нам счастья не сулит -

Преступление - это проявление злой воли и само в себе есть ничтожество, и эта ничтожность есть сущность преступного действия. Но то, что ничтожно, должно, по словам Г. Гегеля, проявить себя как таковое, т.е. выставить себя как то, что само должно быть наказано. Стало быть, зло обладает в самом себе принципом бумеранга: совершил зло - получай наказание. Наказание рассматривается как собственное право преступника: «Преступник почитается как разумное существо, и вынесенная судом санкция выражает тем самым уважение к преступнику как к личности, свободно выбравший форму своего поведения в виде преступления. Эта честь не будет ему воздана, если понятие и мерило его наказания не будут взяты из самого его деяния».

Человек обретает права постольку, поскольку у него есть обязанности. В нормальном обществе одно вне другого не может быть: обязанности без права - рабство, право без обязанностей - анархия. То самое, что есть право, по Гегелю, есть также и обязанность, а есть обязанность, то есть и право. Ибо всякое наличное бытие есть право только на основе свободной воли: воля и обязанность переходят друг в друга и сливаются. По существу, это значит: тот, кто не имеет никаких прав, не имеет и никаких обязанностей, и наоборот. К примеру, говорит Гегель, права отца семейства над его членами суть в такой же мере обязанности в отношении к ним, как и обязанность послушания детей есть их право стать благодаря воспитанию свободными людьми. Карательное правосудие государства, его право на управление и т.д. суть в то же время его обязанность наказывать, управлять и т.д., равно как и то, чти граждане данного государства исполняют в отношении податен, военной службы и т.д., является их обязанностями и в то же время их правом на охрану их частной собственности.

«Как жители планеты, размеры которой делают необходимым существование на ней многих различных народов, люди имеют законы, определяющие отношении между этими народами: это международное право. Как существа, живущие в oбществе, существование которого нуждается в охране, они имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них еще законы, коими определяются отношения всех граждан между собой это право гражданское».

Заключение

Таким образом, правовые отношения действуют не только в рамках данного государства, но и между государствами. Согласно Ш. Монтескье, международное право зиждется, по натуре вещей на том основном начале, чтобы различные народы оказывали один другому столь много добра в настроении мирном и столь мало зла в настроении враждебном, сколько это возможно без ущерба для обоюдных своих существенных интересов. Естественное действие международного права - склонять волю правительств к миру и взаимовыгодным отношениям.

Внешнее государственное право касается отношения суверенных народов при посредстве их правительств друг к другу и основывается преимущественно на особых договорах. Заключая между собой договоры, государства таким путем ставят себя в правоотношение друг к другу.

«Сколько прав не получило своей реализации!? Если бы все права внезапно заговорили - какой бы неумолкаемый гул перебивающих друг друга голосов раздался бы тогда!». А если npедставить мощь этого гула в масштабах не только одного, но и всех государств, более того, всего человечества в его всемирной истории - это был бы планетарный гул. Право - это своего рода истина, охватывающая и каждое общество, и все народы мира, xoтя и по-разному. Никакое общество, человечество в целом не может нормально жить и развиваться вне этих нитей правовой системы.

Право - такая же великая общечеловеческая ценность, как и мораль. Мораль и право неразрывно взаимосвязаны. Они воздействуют на наше поведение, регулируют его почти с одинаковой силой. Они определяют меру свободы нашего поведения, но такой свободы, которая не идет в ущерб окружающим.

Право связано с юридическими законами и с государством. О государстве вообще вы уже довольно много знаете из истории, а также из первой части данного курса.

Важным достижением мировой цивилизации ученые считают правовое государство. Если определить очень коротко, то правовое государство - это такое государство, которое главной своей задачей ставит защиту прав и свобод человека, его жизни и благосостояния. Думается, что государств, в полной мере решивших эту задачу, нет еще нигде в мире, это скорее идеал.

Но некоторые демократически развитые государства добились ощутимых успехов в защите своих граждан.

Россия, встав на демократический путь развития, также поставила цель создать правовое государство. Правовое государство признает за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

Гражданин и государство . С понятиями «личность», «гражданин», «право», «государство» вы уже знакомы.

Все эти понятия взаимосвязаны. Каждый человек, развиваясь, осваивая культуру, осознавая сущность и значение моральных требований, руководствуясь ими, становится личностью. У каждого человека есть права и обязанности по отношению к семье, окружающим людям, коллективу, обществу, государству. Для характеристики личности с точки зрения ее прав, свобод и обязанностей употребляют понятие «гражданин». Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое старинное словосочетание - «гражданин Отечества».

Когда в нашем Отечестве на свет появляется человек, он сразу получает гражданство - по праву рождения, так сказано в специальном законе о гражданстве.

Гражданством называют правовую связь человека с государством. Это значит, что и у вас лично, и у государства, в котором вы живете, есть взаимные права и взаимные обязанности. Вы имеете возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в специальных государственных правовых документах (Конституции - основном законе страны, других законах), например правом на образование, на участие в культурной жизни и т. д. Вместе с тем есть у вас и обязанности: вы обязаны соблюдать законы, установленные государством, и уважать права других людей. Вы обязаны платить налоги и охранять природу. И конечно, вашим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества. Но и государство должно подчиняться законам, действовать в рамках своих законных прав, а также нести ответственность перед гражданином: ведь права и обязанности, ответственность, как мы отметили выше, взаимны.

Потребность в порядке и справедливости . Давно, очень давно поняли люди громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом, гибнут люди, гибнет природа, скитаются по земле бездомные беженцы, разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь... И ведь это не только события древней истории. Достаточно внимательно присмотреться к современным событиям, в том числе на территории государств, входивших в состав СССР.

Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли - помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились общеобязательные правила (нормы права), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего согласия, гражданского мира, диалога, договоренности. Право соединило в себе несколько смысловых значений. Одно связано с понятием «править», «управлять», «регулировать» (отношения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве: устанавливается правильный, единый, равный для всех порядок. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью права порядок, то на него находят «управу», т. е. заставляют считаться с установленными нормами.

Другое связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались - «Правда» («Русская Правда», «Салическая Правда»).

Есть и третье смысловое значение, но о нем - позже.

Норма права. Закон . Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает, или, говоря точным языком юристов, закрепляет, ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами, это может быть конституция, закон или подзаконные акты - указы, постановления и т. д. Поэтому и нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта.

Чтобы было понятнее, поясним, что закон - это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила законов объясняется тем, что их принимает высшая законодательная власть - парламент (в России он называется Федеральное Собрание) или же непосредственно народ страны - путем референдума (прямого голосования избирателей). Законы подразделяют на основной (конституция) и обыкновенные. А подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы и инструкции и т.д.). Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

Теперь вам понято, почему ведущую роль среди нормативных актов играют нормы закона - конституционные нормы (основного закона) и нормы обыкновенных законов.

В чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение - регулировать общественные отношения, поведение людей (в форме дозволения, предписания или запрета). Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей. Этим она и осуществляет свою функцию регулирования: изучишь текст нормы - узнаешь свои возможности и обязанности. Если норма принята государством, ее требования обязаны соблюдать все - и отдельные лица, и организации. Она становится общеобязательной. Государство же строго следит за ее исполнением, а в случае необходимости может и заставить соблюдать.

Таким образом, норма права есть охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Сравнивая норму права с другими известными вам социальными нормами (обычаем, моралью), вы без особых усилий назовете ее отличительные особенности - закрепленность в законе (или других нормативных актах); общеобязательность; обеспеченность силой государства.

Система права, отрасли права . Нормы права регулируют все важнейшие сферы жизни общества. Всю совокупность норм права данной страны называют системой права. Она подразделяется на отдельные большие группы прав - отрасли права.

Каждая отрасль права представляет собой совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений. Поясним: например, трудовое право - это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право - отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д.

В России система права охватывает около 30 отраслей. Важнейшие из них - конституционная отрасль права (она регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека); гражданское право (регулирует главным образом сферу имущественных отношений); административное право (его нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления).

Существует и другое деление системы права: на частное и публичное. Под частным правом понимают всю совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей. А публичное право представляет собой совокупность отраслей, защищающих общий (публичный) интерес, благо всего государства. Понятно, что разграничение права на частное и публичное достаточно условно, поскольку частный и публичный интересы взаимосвязаны. На последующих уроках мы вернемся к этим видам права.

Итак, право - особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создается законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте. Установленное государством право принято называть позитивным, т. е. положительным, реально существующим, действующим правом. Но право, конечно, нельзя свести к отдельному закону, норме. Право - это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).

Мера свободы . Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей.

Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера - это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер и т. д. Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Право и только право способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него правовые, юридические, возможности: что ему можно делать, как следует поступать в обществе, что для него допустимо, осуществимо, от чего он должен быть защищен и т. д. Все это четко указано в нормах права, например в статьях Всеобщей декларации прав человека. Нарушение прав человека, ограничение его правовых возможностей - это нарушение его свободы. Вместе с тем право четко определяет юридические обязанности гражданина, запреты, ответственность. Взаимосвязь прав, свобод и обязанностей великолепно выразил И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот его примерный смысл: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Все наши права (т.е. мера наших правовых возможностей, мера свободы) точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН,- Всеобщей декларации прав человека, Международной хартии прав человека, а также в Конституции Российской Федерации и других юридических документах, касающихся прав человека.

Естественное право . А теперь - о третьем смысловом значении права. С древнейших времен многие мыслители утверждали, что есть такое право, которое никем не создается и не «даруется» - ни государством, ни монархом, ни церковью. Оно существует объективно, естественно, из самой природы человека, общества, окружающего мира. Его так и называют - естественное право. Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека - это неотъемлемое, прирожденное право людей. Оно включает, например, право на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу, право на собственность и др. Государство таких прав не создает. Не может же оно издать закон, в котором с такого-то числа разрешит людям жить... Но государство может включить нормы естественного права в свои законы. И этим подчеркнет, что признает такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.

Естественное право не всегда бывает закреплено в законах той или иной страны. В таком случае (для этих стран) естественное право существует в виде образца, правового идеала, к которому следует стремиться.

В наши дни естественное право наиболее полно представлено в тех документах ООН, о которых мы сказали выше. Когда страна подписывает эти документы и включает их положения в свое национальное законодательство (прежде всего конституцию), естественное право из образца, идеала становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное и естественное право. К теме естественного права мы еще вернемся.

Право и закон . Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?

Строго говоря, над этим вопросом человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон - это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон - закон, не опирающийся на право. Право же - это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность - произвол.

Несправедливый закон нельзя отнести к праву. Его так и называют - неправовой закон, а в народе говорят - «дикий», «драконовский». Граждане, если они способны защитить свои права, должны добиваться отмены такого закона и принятия другого, правового, справедливого.

В правовом государстве все законы должны быть правовыми.

    Основные понятия

  • Гражданин, гражданство, государство, социальные нормы.

    Термины

  • Право, правовой (нормативный) акт, нормы права, система права, частное и публичное право.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные назначения права в обществе?
  2. В чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?
  3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?
  4. Чем вы объясните потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей?
  5. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходство и различие?

Задания

  1. В статье 59, части 1 Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Объясните, как вы понимаете, почему рядом со словом «обязанность» стоит слово «долг», причем слово «долг» стоит первым. Почему слово «Отечество» написано с большой буквы? Как вы понимаете смысл слов «защита Отечества»?
  2. Гражданство как правовая связь гражданина и государства предусматривает взаимные права и взаимные обязанности гражданина перед государством и государства перед гражданином.

    Подумайте, в чем состоят основные обязанности гражданина перед государством и в чем основные обязанности государства перед гражданином. Объясните.

  3. Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы - группировать по отраслям права, как говорят юристы. Отраслей права тоже получается много. Судите сами: есть гражданское право - совокупность норм, определяющих личные права граждан; есть государственное право - собрание норм, регулирующим государственную жизнь; есть трудовое право - оно регулирует трудовые отношения; есть семейное, административное право и т. д. - по самому названию можно судить, какие стороны общественной жизни регулируют эти отрасли права.

    Объясните, почему существует множество отраслей права. Как вы оцениваете необходимость иметь их в одной стране в таком количестве?

  4. Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточните, как вы понимаете это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чем состоит общечеловеческая ценность права?
  5. Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Раскройте эти позиции и выскажите ваше отношение к ним. Как вы полагаете, почему важно разобраться в этом вопросе?
  6. Подумайте, в чем И. Кант видит абсолютно обязательное требование права, т. е. его суть.

Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.

Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.

Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.

Всякое человеческое общество, будь то небольшая группа людей или целое государство, нуждается в четкой организации деятельности. Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в то время являлись обычаи, родоплеменные традиции, нормы морали и религиозные табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности. Эти нормы поведения передавались из уст в уста, от одного поколения к другому; в современной науке они называются «обычное право», т. е. целая система родоплеменных обычаев. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до изгнания из рода.

С усложнением экономической жизни и социальной структуры общества появляется государство. Человечество не смогло обойтись без государства как инструмента управления обществом. Одних обычаев и традиций оказалось недостаточно для регулирования социальных и экономических отношений в обществе, необходима была более действенная, оперативная сила, каковой и явилось право.

Мудрость, здравый смысл, стремление к порядку привели к созданию норм права (общеобязательных правил поведения), зафиксированных письменно. Например, Салическая Правда у франков и Русская Правда у восточных славян возникли в период становления раннефеодальных государств у этих народов и закрепили прежде всего в письменной форме нормы обычного права, а также отразили в себе процессы социального и имущественного расслоения, процесс формирования государства.

П р а в о – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Слово «право» имеет еще одно значение – личная возможность действовать, вступать в определенные отношения с другими людьми. Например, право на труд, на социальное обеспечение, право на образование, право на свободу слова и т. д.

Право как система норм характеризуется следующими признаками:

1) общеобязательность – требования права обязательны для исполнения всеми, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

4) многократность применения – нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Значение права в жизни человека и общества огромно. Являясь универсальным регулятором общественных отношений, оно закрепляет основы существующего строя.

Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

Право побуждает людей совершать активные положительные действия и способствует, таким образом, развитию общества.

Право является критерием правомерного и неправомерного поведения людей и является основанием для применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности.

Право неразрывно связано с государством, только в результате его активной деятельности, нормы права становятся общеобязательными и формально определенными. Право как система норм поведения постоянно совершенствуется в соответствии с особенностями эпохи и, как показывает исторический опыт, становится гуманнее, демократичнее



Просмотров