Сколько субъектов не имеют. Какие субъекты входят в состав рф

Людям всегда кажется, что за забором трава зеленее. Именно поэтому многие мечтают переехать в другую страну. Статистика показывает, что по сравнению с другими странами Европы, в некоторых аспектах Германия преуспевает не так хорошо.

Во время соответствующего исследования были учтены цены на продукты, аренду жилья, а также средний размер заработной платы.

Многие ошибочно полагают, что цены в странах ЕС одинаковые, поэтому неважно, в какой из них жить. Это в корне неверное суждение. Цены – разные, причем в одних государствах они втрое выше, чем в других. Наиболее «дорогими» странами Евросоюза являются Дания, Австрия, Швейцария и Великобритания. Среднеевропейскому уровню соответствуют цены в Испании и Португалии. Наиболее выгодно жить в Венгрии и Греции.

Продукты питания

Цены на продукты в Европе растут с востока на запад. Стоимость может значительно отличаться между столицами и менее статусными городами.

В Германии одинаково комфортно жить деловым людям, не привыкшим экономить на продуктах, и бюджетным туристам, для которых цены – вопрос принципиальный. В крупных городах стоимость жизни немного выше, чем в провинции. Каждый месяц немцы покупают продукты на сумму около €350. Затраты на алкоголь и табак – около €42 в месяц.

Доходы

Все те, кто работают полный день, получают в среднем €3045 в месяц. В Германии с 1 января 2015 года минимальный размер зарплаты составляет €1473 в месяц.

Средний показатель минимальной заработной платы в ЕС составляет €2560. В большинстве случаев он зависит от экономической ситуации в стране.

Проживание

Германия – страна арендаторов, около 60% немцев живут на съемных квартирах. В Италии этот показатель составляет 20%, а во Франции – 35%.

В последние годы арендная плата в Германии начала стремительно расти. Немцы тратят в среднем €859 на жилье без учета коммунальных услуг.

Как показывает исследование, каждый шестой немец тратит более 40% своего дохода на жилье. По сравнению с другими странами ЕС, это большая сумма.

Безработица

В настоящее время уровень безработицы в Германии считается одним из самых низких после Чешской республики.

Экономика Европы находится в дисбалансе. В то время как южная Европа страдает от масштабной безработицы, остальная часть континента демонстрирует стремительный экономический рост.

Торговля

Данные показывают, насколько тесно переплетены страны Европейского Союза – политически, социально, финансово и экономически.

Германия является четвертым крупнейшим экспортером в мире: в 2016 году 59% немецкого экспорта отправилось в страны ЕС.

Германия и другие страны Европы: сравнение обновлено: Декабрь 10, 2018 автором: Анна Снисар

Граждане многих государств рассматривают Китай как перспективную страну для переезда. В нем открываются новые возможности для ведения бизнеса и поиска партнеров, работы и учебы. Естественно, что большинство людей перед эмиграцией задумываются об условиях проживания. Подробнее об уровне жизни в Китае и в России, сравнительный анализ качества жизни в стране вы сможете прочесть в этой статье.

Немного истории

Китайская цивилизация всегда занимала особое место в мире. Она насчитывает уже пять тысяч лет и считается одной из древнейших культур в мире. Поднебесная всегда манила путешественников и исследователей, но довольно долгое время развивалась обособленно и не особенно жаловала иностранцев. Лишь в 20 веке началось активное торгово-экономическое сообщение со страной, которое дало возможность многим любопытным лучше узнать эту страну. Начиная разговор об истории Китая, нельзя упомянуть о многочисленных талантах, которые родились в этой стране. Философы Конфуций и Лао Цзы, математик Цзу Чун Чжи, императоры и полководцы - народу Поднебесной есть, чем гордиться. В течение многих тысячелетий в Китае правили династии монархов, которые сменяли одна другую вплоть до 1911 года. В 1949 году Китай стал социалистической республикой, которой и остается до сих пор. В связи с этим, китайские народные традиции были в почете только до 1966 года, потом же началась культурная революция, которую возглавлял Мао Цзэдун. Она была направлена против развития капитализма и создавалась для того, чтобы помочь утвердить на территории Китая социалистическое государство.

В настоящее время Поднебесная является одной из самых густонаселенных стран мира. Численность проживающих на территории Китая людей составляет 1,4 миллиарда. Среди китайцев есть несколько этнических групп, которые говорят на разных языках. Главными сокровищами современной Поднебесной остаются культура и традиции. Великая китайская стена, мастерство строительства, уважение к старшим, каллиграфия, обширное историческое наследие - вот что объединяет китайцев, несмотря на различия в образе жизни и даже в языке. На территории Китая существует более 10 диалектных групп, которые различаются между собой написанием и произношением. Для того, чтобы люди с разных концов страны могли общаться между собой, был создан который содержит унифицированные иероглифы.

Экономика

Уровень жизни населения в Китае напрямую зависит от степени страны. Всем известно, что развивается стремительными темпами, но достаточно ли этого для нормальной жизни 1,4 миллиардов людей? На данный момент экономика этой страны настолько развилась, что может составить конкуренцию своему главному оппоненту - США. Индекс покупательской способности в Китае уже давно гораздо выше. Всем известно, что по производству и потреблению товаров этой республике нет равных. Многие международные компании имеют базы по производству именно в Поднебесной, так как это в разы снижает расходы и позволяет получать больше прибыли. Это весьма пагубно воздействует на Уже давно его жители страдают от смога и загрязнения воздуха и воды. С другой стороны, это ударяет по специалистам других стран, так как они теряют рабочие места и прибыль.

Почти половина ВВП Китая - это строительство и промышленное производство. В стране активно и успешно строятся высокоэтажные дома, которые покрывают все большую площадь страны. В то же время, высокие торговые обороты делают Китай менее зависимым от энергетических ресурсов. Нефти в КНР достаточно, а вот с газом и водой дела обстоят хуже. Поэтому в долгие зимние месяцы, которые бывают достаточно морозны, дома согревают с помощью угольного отопления. Каков же уровень жизни в Китае на сегодняшний день? Он постепенно начинает расти. В 2015 году ВВП КНР впервые за долгие годы дала прирост на 5% и с тех пор только увеличивается.

Уровень жизни населения в Китае

Несмотря на рост ВВП, многие средства массовой информации пишут о катастрофически низком уровне населения. Так это или нет? Чтобы разобраться, нужно понять, о какой части страны идет речь. Согласно последним данным, у населения больших городов качество жизни заметно улучшилось, чего не скажешь о жителях деревень и аграрных районов. В них по-прежнему не хватает качественной медицинской помощи, еды и работы. Наиболее перспективными для жизни считаются следующие города:

  • Пекин - ВВП равняется 60 миллиардов долларов;
  • Шанхай - ВВП составляет 67 млрд долларов в год;
  • Тяньзинь - прибрежный город с годовым ВВП в 34 млрд;
  • Гонконг - обособленный административный центр, который часто называют «страной в стране», ВВП 334 биллиона долларов.

При этом остальные города Китая, которые находятся в центре страны и представляют собой небогатые аграрные районы, имеют внутренний валовый продукт существенно ниже. Порой разница может достигать десятков миллиардов долларов. Например, в городе Харбине, расположенном на севере, ВВП составляет уже 12 млрд долларов. Самыми богатыми районами традиционно считаются прибрежные участки и города, особенно южного направления. В них активно развивается туризм, в том числе и международный, и процветает сфера услуг. В северных регионах упор делают на промышленность и производство. Китайский уровень жизни зависит и от сферы деятельности человека. Наиболее оплачиваемыми считаются следующие отрасли:

  • Частный бизнес, недвижимость и другие формы собственности.
  • Наука, добыча полезных ископаемых.
  • Программирование, информатика.

Как видно, в Китае хорошо оплачиваются те же компетенции, которые популярны во всем мире. В последнее время особое внимание уделяют науке, поэтому привлекают ученых из разных стран, предлагая им весьма выгодные условия проживания.

Сравнительный анализ уровня жизни

Уже давно перестало быть актуальным утверждение, что Китай - это бедная страна с дешевой рабочей силой, которая умеет только производить некачественный товар. В настоящее время Поднебесная уже обошла многие развивающие страны, и начинает догонять таких «монстров» экономики, как США и Европа. На каком месте по уровню жизни Китай по сравнению с другими странами? Согласно рейтингу ВВП, составленному международным валютным фондом, Китай в настоящее время находится на первом месте. И это при том, что еще в 2013 году его позиция была 89 в списке! Что такое ВВП? Это суммарный продукт, произведенный страной и разделенный на количество жителей. Рейтинг ВВП стран отражает вполне достоверную информацию по уровню жизни жителей стран. Уровень в 2016 году составил 21 млрд долларов, а в 2017 - 23 миллиарда. США в этом рейтинге идет сразу за Китаем, ненамного отставая. Существенно меньше получает Индия, а Россия с другими европейскими странами располагается только на 6 позиции.

Однако, многие эксперты склонны считать, что позиция в этом рейтинге вовсе не отражает реальный уровень жизни национальностей Китая. Численность населения постоянно растет, при этом многие люди проживают в загрязненных и бедных районах, не получают должного образования и медицинской помощи. Многие жители Китая жалуются на инфляцию и постоянный рост цен, а также несоответствие цен в магазинах и заработных плат. Чтобы разобраться в том, действительно ли хорошо живут китайцы, достаточно посмотреть за расходы и доходы жителя среднестатистического города в Поднебесной. Средняя зарплата Пекина составляет порядка 950 долларов в месяц. Большая часть этого уходит на жилье - 723 доллара стоит аренда однокомнатной квартиры. На транспорт уходит около 20 долларов. Еда в Китае недешевая - на продукты для приготовления обедов дома в месяц уходит около 200 долларов, и это без особых изысков. Как видите, работающему человеку в Китае практически не остается свободных средств. Хоть данные и несколько упрощены, становится понятно, что с уровнем жизни населения в Китае не все так гладко.

Россия и Китай: где жить лучше

В последнее врем КНР неоднократно выпускало официальные доклады, в которых указывалось, что уровень жизни населения в Китае в сравнение с Россией гораздо выше, и приближается к европейским странам. Однако, так это или нет, понять многие не могут, так как Китайская Народная Республика известна некоторым «преувеличением» фактов. Пожалуй, только жители самой страны смогут честно ответить на этот вопрос. Но некоторые цифры могут помочь прояснить ситуацию. Так, согласно исследованию Economist Intelligence Unit, около 40% китайцев на данный момент зарабатывают меньше 10 тысяч рублей. Правда, в ближайшем будущем эта цифра существенно сократиться, но пока многие китайцы не могут позволить хорошее образование и даже детский сад для своих детей. К слову сказать, бесплатных детских садов в Китае не существует как таковых. Все принадлежности для ребенка стоят очень дорого, поэтому рождение и воспитание детей в КНР - весьма затратное занятие.

И все же, уровень жизни в Китае по сравнению с Россией в 2017 году нельзя назвать плохим. Все зависит от места жительства человека в Поднебесной. Цены на продукты в Шанхае и Гонконге в разы больше, чем цены в Москве. Многие товары, привычные для русских, просто не производятся в достаточном объеме, поэтому имеют завышенную цену. Например, молочные продукты в КНР стоят в несколько раз дороже, чем в России. Качество еды также оставляет желать лучшего. В Китае гораздо менее развито социальное обеспечение. Пенсию в Поднебесной будут выплачивать только в том случае, если вы проработали не менее 15 лет на государственной службе и отчисляли значительную часть своей зарплаты в фонд. Поэтому зачастую пожилых людей обеспечивают их сыновья и дочери. На социальное страхование в случае потери работы или инвалидности также рассчитывать не стоит. В Китае гласит закон: «кто работает, тот ест». При этом уровень заработной платы в России и Китае примерно одинаковый.

Уровень жизни в Китае в 2017 году

Согласно последним данным, в последние годы экономика Китая переживает заметный рост. В связи с этим медленно, но верно начинает расти благосостояние населения. Уровень жизни в Китае по сравнению с Россией в 2017 году уже немного выше. особенно в крупных городах, сравнялись с уровнем в некоторых странах Евросоюза. Конечно, если сравнивать среднюю прибыль у людей в Китае и, например, в Москве, то уровень будет примерно одинаковым. Но по сравнению с другими городами РФ, китайцы выигрывают. Благосостояние страны постепенно выравнивается, и она начинает нуждаться в квалифицированных кадрах, которые привлекаются из-за рубежа. В связи с этим Шанхай и Пекин давно стали своеобразным «пристанищем» для иностранцев, в котором им предоставляют выгодные условия труда и высокие посты в международных компаниях. Немало в последнее время иммигрантов и среди россиян. Как правило, в Поднебесную едут ученые и программисты, ведь давно известно, что именно в Китае производят новинки техники и самые известные смартфоны.

Чтобы понять, какой уровень жизни в Китае в 2017 году и как он отличается от других стран, достаточно взглянуть на минимальную зарплату, которое государство гарантирует каждому работающему человеку. В разных регионах ее уровень составляет от 1000 до 2500 юаней, что эквивалентно 158 и 400 долларам соответственно. В России минимальная зарплата, на которую может рассчитывать человек - это 9500 рублей в месяц, или 150 долларов. Как видите, разница не слишком большая, но многое зависит и от того региона, в котором проживает человек. Если брать средние цифры, то ясно, что уровень жизни в Китае выше, чем в России, но ненамного. При этом не стоит забывать о том, что в Китае продукты и одежда стоят в несколько раз дороже, чем на нашей родине.

Плюсы жизни в Китае

Если вы рассматриваете возможность переезда в Китай, вам наверняка будет интересно узнать, какие «подводные камни» кроются в жизни в этой стране. Уже давно известны все плюсы, которые можно получить после эмиграции в КНР:

  1. Главным плюсом жизни в Китае для иностранцев является то, что их с распростертыми объятьями примут в языковых школах или на других должностях, при наличии определенных знаний. Так как Китай довольно долго был изолированной страной, людям европейской внешности тут всегда рады.
  2. Китайцы очень добродушный и гостеприимный народ. Несмотря на разницу менталитетов, русские в Китае чувствуют себя весьма комфортно, так как жители этой страны приветливы и дружелюбны.
  3. Высокий уровень заработных плат для иностранцев компенсируют плохую экологию и перенаселенность страны. Правда, для получения достойной профессии все же нужны опыт и знания, лучше, если они будут в сфере науки или программирования - таких специалистов больше всего ценят в Китае.
  4. Богатая тысячелетняя культура будет сопровождать вас по всей стране. В каждом крупном городе вы сможете найти и посетить памятники и храмы, история которых насчитывает несколько сотен лет.
  5. Большая площадь страны хоть и не сравнится с Россией, все же располагает к путешествиям. Транспортная система Китая очень хорошо развита, поэтому добраться из одной точки в другую не составит труда. А разнообразие климатических зон и памятников архитектуры и культуры придаст путешествию свое очарование.
  6. Экономика Китая. На каком месте по уровню жизни находится эта страна по сравнению с другими? В последнее время годовой ВВП КНР превосходит экономики всех стран мира, даже США. И в дальнейшем, судя по прогнозам специалистов, этот разрыв будет только увеличиваться. Поэтому Китай - весьма перспективная для жизни страна.

Минусы

Несмотря на большое количество плюсов, минусов для проживающих в Китае иностранцев найдется немало.

  • Низкая скорость интернета. «Великий китайский файерволл» ограничивает посещение таких сайтов, как Google, Instagram, Facebook. Для обхода ограничений приходится пользоваться VPN, что может быть удобно не для всех. Помимо этого, иностранные сайты в Китае загружаются очень медленно, что может стать испытанием для людей, привыкших к быстрому интернету.
  • Курение в Китае является своеобразным показателем социального статуса. Женщины в КНР практически не подвержены этой вредной привычке, а вот мужчины курят всегда и везде. В КНР нет запрета на курение в общественных местах, поэтому табачный дым будет сопровождать вас в лифтах, ресторанах и даже на детских площадках.
  • Большинство иностранных карт не действуют на территории Китая. Да, даже если у вас международная MasterCard, вовсе не обязательно, что ее примут в магазине или на стойке оплаты в отеле. Как правило, внутри страны используют свои собственные пластиковые карты, поэтому сразу после приезда рекомендуется озаботиться их изготовлением.
  • Низкий уровень культуры и гигиены. Если вы увидите китайского ребенка, который решил сходить в туалет прямо посреди улицы, не удивляйтесь - это в порядке вещей. Также приезжих может потрясти привычка плеваться или рыгать после еды. Что поделать, если в Китае таким образом выражают удовольствие от съеденной пищи.
  • Отсутствие культуры применимо не только к повседневной жизни, но и к вождению. На дорогах Китая водители повсеместно не соблюдают правила и постоянно сигналят, а проехать на красный свет или повернуть в неположенном месте - обычное дело.
  • Высококалорийная и вредная еда. Если вам говорят о вкусной и полезной пище в Китае, то, скорее всего, имеют в виду дорогостоящую еду премиум-класса, которую можно найти не везде. В основном же китайцы питаются субпродуктами из картошки и риса, которые богаты сахаром и быстрыми углеводами. Так как страна перенаселена, сельское хозяйство просто не в состояние обеспечивать всех жителей овощами, мясом и молочными продуктами.

Взгляд на Китай: что пишут русские эмигранты

Сравнение уровня жизни в Китае и в России лучше всего могут провести те люди, которые успели пожить и там, и там. Что же пишут русские эмигранты? Большинство людей, покидающих Россию, ищут лучших условий жизни, поэтому переезжают не в «глубинку» страны, а в большие города. И тут их ожидает глубочайший шок. В представлении многих россиян Китай - это грязный и дешевый рынок некачественных товаров. Но на самом деле чистота, престижные машины и высокие небоскребы мегаполисов сразу располагают к себе. В Китае у людей появляется гораздо больше способностей - они могут с легкостью открыть свой бизнес или получить вакансию в престижной компании. Но, уехав жить в Китай, люди сталкиваются не только с положительными вещами. Различия в языке, культуре и способе вести бизнес могут здорово пошатнуть психическое здоровье. Китайский язык иностранцу выучить практически невозможно, так как он обладает множеством диалектов и тонов. А без его знания вести дела довольно затруднительно. Еще одним большим недостатком русские эмигранты считают отсутствие возможности получить китайский паспорт или вид на жительство даже в том случае, если вы прожили в Китае всю жизнь.

Удивительно комфортно чувствуют себя в Китае русские пенсионеры. На военную пенсию или скопленные деньги в Поднебесной вполне реально приобрести жилье, а квартиру в России сдавать в аренду или оставить детям. Хоть в Китае и не выдают гражданство иностранцам, в нем можно безбедно прожить на 20 тысяч рублей, ни в чем себе не отказывая. К тому же, у китайцев еще сохранилось почтительно уважение к пожилым людям. В Китае они не сидят по своим квартирам, а путешествуют, гуляют, устраивают танцы-флешмобы на открытом воздухе и радуются жизни. Подводя итог, можно сказать, что Китай является идеальной страной для кратковременного проживания для отдыха или для ведения дел. Переселение на всю жизнь в Поднебесную вряд ли возможно, уж слишком широк разрыв между менталитетом и образом жизни. Ограниченный круг общения, отсутствие культурного досуга и плохая экология рано или поздно заставляют эмигрантов искать другое место жительства. В то же время, Китай - это идеальная страна для получения образования и создания своего дела.

Итоги

Прогноз уровня жизни в Китае весьма оптимистичен. Многие эксперты склонны считать, что в ближайшее время экономика страны продолжит наращивать обороты и благосостояние жителей заметно улучшится. Пока что уровень жизни в Поднебесной примерно равен российскому, если брать в расчет крупные города-миллионики. Европейскими странам Китай пока что уступает в благосостоянии, но ВВП Китайской народной республики уже ушло далеко вперед. Поэтому эта прежде закрытая и изолированная страна считается одной из самых перспективных для проживания и развития различного вида бизнеса.

Подоходный налог - это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

Место в рейтинге налогов Название страны Ставки налогов (в % от общего дохода предприятия)
1 Македония 7,4
2 Катар 11,3
3 Кувейт 12,8
4 Бахрейн 13,5
5 Лесото 13,6
6 Саудовская Аравия 14,5
7 Замбия 14,8
8 Объединенные Арабские Эмираты 14,8
9 Грузия 16,4
10 Сингапур 18,4
11 Хорватия 18,8
12 Люксембург 20,2
13 Армения 20,4
14 Намибия 20,7
15 Камбоджа 21
16 Канада 21
17 Черногория 22,3
18 Гонконг 22,8
19 Оман 23
20 Кипр 23,2
21 Босния и Герцеговина 23,3
22 Монголия 24,4
23 Маврикий 24,5
24 Ботсвана 25,3
25 Лаос 25,8
26 Ирландия 25,9
27 Дания 26
28 Таиланд 26,9
29 Болгария 27

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

Место в рейтинге Название страны Ставка подоходного налога (в %)
1 Албания 10
2 Босния и Герцеговина 10
3 Болгария 10
4 Казахстан 10
5 Беларусь 12
6 Макао 12
7 Россия 13
8 Иордания 14
9 Коста-Рика 15
10 Гонконг 15
11 Литва 15
12 Маврикий 15
13 Сербия 15
14 Судан 15
15 Йемен 15
16 Венгрия 16
17 Румыния 16
18 Ангола 17
19 Украина 18
20 Черногория 19
21 Словакия 19

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Место в рейтинге Название государства Размер общей налоговой ставки (в %)
1 Аргентина 137,3
2 Боливия 83,7
3 Таджикистан 80,9
4 Колумбия 75,4
5 Алжир 72,7
6 Мавритания 71,3
7 Бразилия 69
8 Гвинея 68,3
9 Франция 66,6
10 Никарагуа 65,8
11 Венесуэла 65,5
12 Италия 65,4
13 Китай 64,6
14 Чад 63,5
15 Гамбия 63,3
16 Бенин 63,3
17 Тунис 62,4
18 Индия 61,7
19 Испания 58,2
20 Коста-Рика 58
21 Бельгия 57,8
22 Шри-Ланка 55,6
23 Украина 52,9
24 Австрия 52
25 Кот-д`Ивуар 51,9
26 Мексика 51,8
27 Япония 51,3

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. . Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % - это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка - 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный - 50 %.
  • Социальный взнос - 13 %.
  • Муниципальный - 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. . Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.

  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь - 13 %.
  2. - 10 %.
  3. Латвия - 25 %.
  4. Литва - 15 %.
  5. Эстония –- 20 %.
  6. Россия - 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:


Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
56,50
Зимбабве 45,00
50,30
50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа - Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Почему в России низкие зарплаты ? В РФ за одну и ту же работу денежное вознаграждение намного меньше, чем в США и странах Евросоюза. По данным компании Korn Ferry, занимавшихся исследованиями этой проблемы, между доходами простых рабочих и служащих и доходами топ-менеджеров существует по-настоящему огромный разрыв.

Сотрудники российских компаний имеют оклады в 3 – 4 раза меньше, чем занимающиеся выполнением такой же или подобной работы люди в Германии, Великобритании, Франции, США. С западными коллегами может в какой-то степени соревноваться в этом отношении только руководство высшего звена.

Повышения зарплат до европейского уровня не предвидится

В России доходы формируются по принципам, существующим в ряде других стран. Это Великобритания, Франция, Казахстан, Китай. Основная часть – оклад, составляющий примерно 70 процентов от общего дохода. На бонусы приходится около 20 процентов. Остальное – почти 10 процентов – льготы.

В США формирование доходов иное. Доля оклада там не превышает 60 процентов. Доля бонусов – 20 процентов, еще 20 складываются из различных привилегий.

Территория любого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такую организацию территории государства принято называть формой государственного устройства 1 . С точки зрения формы государственного устройства все государства делятся на две группы: унитарные и федеративные.

Считается, что федеративные государства формируются прежде всего в целях децентрализации государственной власти и одновременно интеграции территорий (регионов) , а также повышения эффективности осуществления государственной власти и ее демократизации .

Статья 1 Конституции провозглашает Россию федеративным государством, которое является сложным по внутренней структуре образованием, состоящим из субъектов федерации. Следует отметить, что термин «субъекты Российской Федерации» стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция РФ использует этот термин применительно ко всем составным частям Российской Федерации и провозглашает их равноправие.

Каждый из 85 субъектов РФ обладает признаками государственности: собственной территорией, населением и системой органов государственной власти. Субъект федерации представляет собой государственно-территориальное образование в составе Российской Федерации, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Из этого определения следует, что под территорией субъекта Российской Федерации понимается составная часть территории РФ, в пространственных пределах которой субъект обладает всей полнотой государственной власти по предметам собственного ведения 1 . Встречаются и иные определения: территорией субъекта РФ является составная часть территории Российской Федерации в пределах административной границы субъекта в соответствии с описанием и альбомом картографических карт .

Собственная территория субъекта федерации является одним из непременных элементов его конституционно-правового статуса , о чем нередко субъекты РФ упоминают в своих конституциях (уставах). Например, в уставах Тверской, Волгоградской, Белгородской и Ивановской областей, Забайкальского и Камчатского краев перечень элементов их статуса как субъектов Федерации открывает территория (соответственно ст. 2, ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 1). Устав Алтайского края в статье, посвященной основным характеристикам правового статуса края как субъекта РФ, провозглашает: «Правовой статус Алтайского края как субъекта Российской Федерации определяется наличием... 2) конституционно-правовых гарантий территориальной целостности Алтайского края» (ст. 3).

Вместе с тем анализ названия гл. II «Территория и статус области» Устава Кировской области позволяет сделать вывод, что в этом регионе в структуру статуса субъекта федерации не включена территория. В гл. 1 «Основы конституционно-правового статуса области» Устава Мурманской области содержатся положения о таких элементах статуса, как законодательство, флаг, герб, символика, но о территории в этой главе даже не упоминается. Подобное регулирование можно увидеть и в Нижегородской области.

Конституция РФ называет один из видов субъектов Федерации - республики - государствами, другие субъекты Конституцией не определены. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, использование в ст. 5 Конституции РФ понятия «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает некоторые особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера 1 . Поэтому территория субъекта РФ не может характеризоваться понятием «территория государства» в общепринятом в конституционном и международном праве смысле.

Системный анализ конституционных положений позволяет утверждать, что в состав Российской Федерации включены государства, государственно-территориальные и национально-государственные образования, территории которых являются пространственным пределом их власти. Власть органов государственной власти субъектов РФ распространяется на их территорию. Об этом нередко упоминается в основных законах субъектов федерации. Например, Уставом Пермского края определено, что «Пермский край как равноправный субъект в составе Российской Федерации обладает в границах своей территории всеми властными полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иным законодательством края».

На всей территории субъекта Федерации помимо федерального законодательства действуют конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты данного субъекта РФ. В большинстве региональных учредительных документов зафиксировано правило об их прямом действии и применении на всей территории соответствующих субъектов РФ. Так, согласно ст. 1 Устава Томской области, ее «Устав... обладает прямым действием и распространяется на всех граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории области, а также на юридических лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории области или осуществляющих на ней свою управленческую, предпринимательскую либо иную деятельность. Устав области подлежит исполнению наравне с законами, действующими в области, и обеспечивается защитой государства».

Территории субъектов РФ отличаются размером, например территория Адыгеи составляет 7,6 тыс. кв. км, а Якутии - 3103,2 тыс. кв. км, однако при этом все субъекты равноправны. Есть и иные территориальные отличия. Так, Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Татарским проливом, а Калининградская область - единственный субъект РФ, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами.

Вхождение субъектов в состав Российской Федерации предопределяет ограниченность их самостоятельности в отношении территорий , как, впрочем, и остальных элементов их статуса.

Территории субъектов федерации не упоминаются в перечнях предметов федерального и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, из чего нередко делается вывод об отнесении этого предмета к собственному ведению субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Согласно п. «б» ст. 71 Конституции РФ к федеральному ведению относятся федеративное устройство и территория Российской Федерации, а территориальное устройство субъектов РФ не отнесено к предметам ведения Российской Федерации.

Большинство региональных основных законов к предметам ведения субъектов РФ относит их административно-территориальное устройство (п. 2 ч. 5 ст. 10 Устава Иркутской области, п. 3 ч. 2 ст. 18 Устава Ивановской области и т. д.) и порядок его изменения (п. 2 ч. 2 ст. 23 Устава Свердловской области, п. 3 ст. 5 Устава Камчатского края и др.).

Наряду с этим отдельные республики к своему ведению относят не просто административно-территориальное устройство, а «государственное устройство, статус и территорию республики» (п. 2 ст. 38 Конституции Республики Саха (Якутия); «государственное устройство, территорию республики» (п. «в» ст. 69 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). Данное обстоятельство вызывает двойственную реакцию.

С одной стороны, республики, как указывалось выше, федеральная Конституция признает государствами, а следовательно, можно говорить об их государственном устройстве. Тем более что и Конституционный Суд РФ указал: «Территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса республики (государства) в качестве субъекта Российской Федерации», а также: «Из Конституции Российской Федерации вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство. Поэтому вопрос о своем территориальном устройстве... республика вправе решить сама» .

С другой стороны, термин «государственное устройство» в конституционном праве применяется к суверенным государствам, поэтому его использование применительно к субъектам федерации вряд ли оправданно, тем более что и Конституционный Суд РФ применяет не этот термин в отношении субъектов РФ, а категорию «территориальное устройство».

Безусловно, территория субъекта федерации не может быть предметом его исключительного ведения хотя бы потому, что согласно ст. 67 Конституции РФ территории субъектов включены в территорию Российской Федерации. Изменение территории субъектов РФ невозможно в одностороннем порядке, без участия в этом процессе федеральных органов, которое выражается в утверждении Советом Федерации изменения границ между субъектами РФ (п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Кроме того, федерация устанавливает территориальные основы муниципального устройства в субъектах РФ исходя из п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ об отнесении к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На федеральном уровне регулируется также статус отдельных территориальных единиц, в частности закрытых административно-территориальных образований, наукоградов и др.

Наконец, как справедливо отмечается в литературе, субъекты федерации регулируют свое территориальное устройство в соответствии с конституционными нормами и принципами, а также исходя из государственно-территориального устройства, которое, в свою очередь, также установлено в Конституции РФ.

В некоторых конституциях республик в отношении их территорий содержится указание на историческое расселение на них коренного этноса. Например, в Конституции Республики Адыгея говорится о том, что на территории Республики исторически сложилась общность людей - проживающий здесь адыгский народ (ст. 51). Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что территория Республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов (ч. 1 ст. 44). Согласно ст. 3 Конституции Республики Коми образование Республики и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории народа коми. Весьма своеобразны положения Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия: «Территория Республики Калмыкия используется и охраняется как основа жизни и деятельности народа Калмыкии. Республика Калмыкия привержена принципам мира и добрососедства, ее территория не может быть использована для угроз и применения силы в отношении соседей, вмешательства в их дела» (ст. 5, 6).

В ряде основных законов субъектов РФ указываются размеры их территорий. Например, в Уставе Ростовской области указано, что ее территория составляет 100,8 тыс. кв. км (ч. 1 ст. 11).

Территория субъекта РФ является неотъемлемой частью территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). В литературе можно встретить утверждение, что «территория федерации разграничивается на субъектную и федеральную ее части, последняя при этом имеет безусловные правовые приоритеты» 1 . Можно подумать, будто «субъектная часть» не входит в «федеральную часть», что, безусловно, неверно. Конституционное положение о том, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов», довольно четкое и недвусмысленное.

Из этого положения вытекает, что субъект РФ не вправе совершать действия, направленные на отделение, разделение, иное нарушение целостности территории единого федеративного государства. Конституции (уставы) большинства субъектов РФ вслед за федеральной Конституцией провозглашают, что их территории являются составной частью единой территории России, подтверждая тем самым юрисдикцию федеральной власти на своих территориях (ч. 2 ст. 1 Конституции Чеченской Республики, ч. 1 ст. 15 Устава Смоленской области, ч. 1 ст. 4 Устава Свердловской области, ст. 1 Устава Иркутской области, ч. 1 ст. 2 Устава Ярославской области и др.).

Необходимо отметить, что в начале 1990-х гг. положения многих конституций республик противоречили федеральным конституционным нормам, игнорировали факт их нахождения в составе России. Так, в первоначальной редакции Конституции Башкортостана 1993 г. было закреплено, что территория Республики не может быть изменена без волеизъявления проживающих в ней башкир и представителей других народов, выраженного путем референдума. Если в общем референдуме не примет участия башкирская часть населения, то референдум и его результаты недействительны .

В современной редакции основных законов субъектов Федерации часто закрепляется принцип единства и целостности их территории , составляющей неотъемлемую часть территории РФ. Например, в ст. 1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики зафиксировано: «Территория Карачаево-Черкесской Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Ее границы не могут быть изменены без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики». В соответствии со ст. 1 Конституции Чеченской Республики территория Республики «является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации». Конституция (Основной Закон) Республики Алтай устанавливает, что «территория Республики является исконной землей традиционного расселения ее коренного и других народов, обеспечивает сохранение их самобытности. Территория республики - часть территории Российской Федерации, она целостна, неотчуждаема, неделима, и ее граница не может быть изменена без согласия Республики Алтай» (ст. 10).

Своеобразно положение преамбулы Конституции (Основного Закона) Республики Алтай, объявляющей условием сохранения исторической территории и образования государственности Республики «добровольное вхождение алтайцев в состав России и длительное нахождение под ее юрисдикцией». Устав Красноярского края в дополнение к положению о том, что территория края является составной частью территории РФ и обладает внутренним единством и целостностью, устанавливает запрет деления «территории края на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования» (ч. 1 ст. 29).

Отличается формулировка Устава Красноярского края о том, что «территория края не делится на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования» (ч. 1 ст. 29).

Некоторые субъекты РФ заняли особую позицию в регулировании территориальных вопросов. Например, Конституция Кабардино-Балкарской Республики гарантирует целостность и неприкосновенность территории Республики (ч. 2 ст. 5), но и не упоминает, что она входит в состав территории России. О неделимости Республики говорится и в ст. 2 ее Конституции. Кроме того, Конституция Кабардино-Балкарской Республики относит к собственному ведению государственное устройство, территорию Республики (п. «в» ст. 69), что, как отмечалось выше, не вполне соответствует ст. 71 Конституции РФ, согласно которой и федеративное устройство, и территория Российской Федерации относятся к ее исключительному ведению. Более того, в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ четко указано, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов.

Территория каждого субъекта РФ имеет административную границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Под административной границей субъекта РФ понимается государственно признанная и установленная линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая предел территории субъекта РФ, т. е. пространственный предел его юрисдикции. Административными границами являются только те, которые разграничивают территорию между самими субъектами РФ .

Субъект федерации может иметь и внешнюю границу, отделяющую его от иностранных государств. При этом внешняя граница субъекта является вместе с тем Государственной границей РФ. Субъект РФ не вправе определять статус и защиту Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, поскольку это вопросы ведения федерации, основанные только на федеральной Конституции (п. «н» ст. 71) и международных договорах РФ и регулируемые текущими федеральными нормативными правовыми актами.

Границы между субъектами РФ не имеют статуса государственных границ. Это означает, что при пересечении границы субъекта Федерации не могут взиматься таможенные пошлины и сборы, создаваться пункты пропуска через границу, пограничные посты.

Территориальные границы субъектов РФ нередко в общих чертах описываются в региональных основных законах. Так, согласно ст. 5 Устава Нижегородской области «область граничит со следующими субъектами Российской Федерации: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Владимирская область, Ивановская область, Кировская область, Костромская область, Рязанская область. Границы области согласовываются с граничащими с областью субъектами Российской Федерации».

Более детальное описание территориальных границ содержится в Уставе Ростовской области: «На западе граница Ростовской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Украиной, на севере, востоке и юге Ростовская область имеет административную границу с субъектами Российской Федерации - Воронежской областью и Волгоградской областью, Республикой Калмыкия, Ставропольским краем и Краснодарским краем. На западе в Таганрогском заливе Азовского моря граница Ростовской области совпадает с морской Государственной границей Российской Федерации с Украиной и проходит административная граница с Краснодарским краем. На востоке административная граница Ростовской области с

Волгоградской областью частично проходит по Цимлянскому водохранилищу» (ч. 2 ст. 11).

Устав Новосибирской области также перечисляет граничащие с территорией области субъекты РФ (Алтайский край, Кемеровская, Омская и Томская области), но еще содержит положение о том, что «часть границы Новосибирской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Республикой Казахстан». В отличие от Устава Нижегородской области в данном Уставе зафиксировано, что границы Новосибирской области установлены федеральным законодательством (ст. 4). Подобное положение содержится и в Уставе Смоленской области: «Границы Смоленской области как субъекта Российской Федерации закрепляются федеральным законодательством» (ч. 2 ст. 15).

Устав Свердловской области содержит ст. 85 «Границы Свердловской области», в которой закреплено: «Границы Свердловской области определяются соглашениями с сопредельными субъектами Российской Федерации и обозначаются на местности».

Устав Ивановской области содержит положение о том, что границами области являются границы между Ивановской областью и сопредельными субъектами РФ. Согласованные с сопредельными субъектами РФ границы Ивановской области утверждаются областным законом об описании границ области (ст. 6).

Территориальные границы субъектов федерации сформировались еще в советский период и в разное время утверждались актами федеральной власти. В ряде конституций и уставов субъектов есть упоминание об этих актах как правовой основе пределов территориальных границ соответствующих субъектов. Например, согласно ч. 1 ст. 2 Устава Белгородской области пределы административных границ территории установлены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 г. Подобная норма содержится и в Уставе (Основном Законе) Орловской области: «Территория области в пределах административной границы, установленной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года, является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и составляет 24,7 тысячи квадратных километров» (ч. 2 ст. 10). Устав Тюменской области содержит ссылку на Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 августа 1944 г., которым установлены границы Тюменской области (ч. 1 ст. 2). В Уставе Воронежской области зафиксировано, что область образована постановлением Президиума ВЦП К РСФСР от 13 июня 1934 г. и занимает территорию общей площадью 52,6 тыс. кв. км в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 г. Согласно ч. 1 ст. 13 Устава Ростовской области область образована 13 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР «О разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область».

Отличается положение Устава (Основного Закона) Волгоградской области о правовой основе границ данного субъекта РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Устава территория области «определена границами, существующими на момент подписания Федеративного договора». По существу, правовая основа территориальных границ области здесь не указана, поскольку Федеративный договор не является учредительным, он не устанавливает и не меняет территориальных границ, а лишь разграничивает компетенцию между органами государственной власти федерального и регионального уровней.

Некоторые субъекты РФ связывают существующие территориальные границы с днем принятия их основного закона. Например, в Уставе Магаданской области записано, что «территория Магаданской области определяется существующей границей на день принятия настоящего Устава». Конституцией Чувашской Республики предусмотрено, что территория Республики определяется существующими границами на момент принятия данной Конституции (ч. 1 ст. 60). Получается, что вопрос установления территориальных границ находится в ведении данного субъекта РФ, хотя это не согласуется с положениями ст. 71, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, так как затрагиваются интересы иных субъектов, прежде всего сопредельных, и всей федерации в целом. Не случайно многие основные законы содержат положение, схожее с тем, которое закреплено в Уставе Сахалинской области: «Линия границы территории Сахалинской области определяется в соответствии с федеральным законом» (ч. 2 ст. 3 Устава Сахалинской области). Уставом Красноярского края «границами края признаются его границы, существующие на момент принятия настоящего Устава, определенные в установленном порядке органами государственной власти РСФСР и Российской Федерации». Данная норма представляется юридически точной и соответствующей федеральной Конституции.

Специфика формулировки Устава Камчатского края обусловлена объединением Камчатской области с Корякским автономным округом. В ч. 2 ст. 11 Устава указано, что границы Камчатского края совпадают с границами Камчатской области на день вступления в силу Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» и охватывают территории двух ранее граничивших между собой объединившихся субъектов РФ - Камчатской области и Корякского автономного округа.

Отличается своеобразием положение преамбулы Устава Саратовской области: «Императорским Указом в 1780 году в г. Саратове было учреждено наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией. В 1796 году губерния была ликвидирована, а 5 марта 1797 года вновь восстановлена и имела этот статус до 1928 года. В 1928 году была образована Нижне-Волжская область с центром в г. Саратове и в этом же году переименована в Нижне-Волжский край. Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижне-Волжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью. Ныне действующие границы Саратовской области определены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года».

Подробное описание границ субъектов РФ , как правило, осуществляется в их законах, на что есть указание в конституциях (уставах) субъектов. Так, Уставом Нижегородской области определено, что описание границ Нижегородской области утверждается законом области. Аналогичная норма содержится в Уставе Иркутской области (ч. 1 ст. 3).

В ряде конституций (уставов) не уточняется форма регионального нормативного акта, определяющего территориальные границы субъекта РФ. Например, в Уставе Свердловской области закреплено, что официальным документом, фиксирующим границы Свердловской области, является их описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы. Устав Саратовской области признает официальным документом, фиксирующим границы области, «описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы» (ст. 5). Согласно Уставу (Основному Закону) Орловской области «документами, определяющими границы области, являются Описание границ области и картографические материалы области» (ч. 3 ст. 10).

Отдельные субъекты РФ на описание территориальных границ уполномочивают высшее должностное лицо. Так, в соответствии со ст. 5 Устава (Основного Закона) Ямало-Ненецкого автономного округа официальным документом, закрепляющим границы автономного округа, является описание границ автономного округа, содержащее картографические материалы, утверждаемое постановлением губернатора автономного округа.

В некоторых субъектах РФ описание территориальных границ содержится непосредственно в основном законе. Например, в приложении к Уставу Воронежской области определяется описание границ Воронежской области, содержащее картографические материалы.



Просмотров