Следственный комитет присоединят к мвд. Прокуратура вернула СКР запрос о «недвижимости Медведева» как «ошибочный

Реформа правоохранительных органов может привести к поглощению Генеральной прокуратурой Следственного комитета России. Глава последнего Александр Бастрыкин рискует оказаться вовсе не у дел.

Силовые ведомства в России вновь ждут перемены. Спустя шесть лет после выделения следственных органов из состава прокуратуры, их снова хотят сделать единым ведомством. Соответствующий проект уже прорабатывается. В подтверждение этой, тщательно отрицаемой и в глазах общественности почти конспирологической теории выступает тот факт, что Генпрокуратура временно прекратила принятие новых сотрудников. И это несмотря на наличие вакантных должностей. То есть ведомство действительно готовится к структурным изменениям, и поэтому не хочет нанимать ненужные кадры? Или эти места уже сейчас готовят для сотрудников СК?

На фоне этой информации появляется слишком много вопросов. В частности, чем не угодил Следственный комитет РФ президенту и что станет с руководящим составом ведомства?

Недорасследованный комитет

Скандалов вокруг СК в последнее время действительно слишком много. В первые 2-3 года существования Следкома "веселье" с участием его сотрудников случалось в среднем раз в год. Это, например, публичная ссора Бастрыкина с "Новой газетой" в 2012 году: тогда, редактор издания Сергей Соколов заявил об угрозах в адрес редакции. Затем случился скандал 2013 года - был задержан замначальника отдела управления СК РФ по Ленинградской области Михаил Миронов. Его обвинили в получении взятки в 300 тыс. рублей, дело вело ФСБ.

В 2015 году к шести годам колонии приговорили старшего следователя из Горно-Алтайска: выяснилось, что работающий в ведомстве Александр Сатлаев на самом деле маньяк-насильник. Главу местного СУ СКР отправили в отставку в первые дни 2014 года. Казалось бы, такие единичные случаи есть во всех ведомствах и ничего не значат. Но тут случился 2016 год, когда главу столичного управления Дениса Никандрова, начальника службы собственной безопасности Михаила Максименко и его зама Александра Ламонова уличили в участии в деле Шакро Молодого.

Никандров обещал решить вопрос о закрытии дела против криминального авторитета, попросив за это 1 млн долларов. Максименко препятствовал ходу дела в отношении другого члена банды - Антона Кочуйкова. Ламонов во всем этом принимал непосредственное участие. Естественно, на такую наглость среагировали и власть, и силовики! Похоже, что именно после этих событий жизнь СК пошла по наклонной, а теперь ведомство и вовсе катится в пропасть. И простой сменой руководства решить проблему уже никто не надеется.

Бастрыкин в опале?

Слухи об уходе Бастрыкина с поста главы Следкома форсируются уже не один год. В 2016 году, например, даже появилась информация, что его заявление об увольнении дошло до канцелярии Кремля. Но где-то там, видимо, и потерялось - и чиновник остался на месте.

Бросил Александра Ивановича и Кремль. Не секрет, что Москва очень остро реагирует на скандалы с силовиками. И когда пресс-секретарь Песков открыто заявил, что отказывается комментировать инициативы Бастрыкина, это стало началом конца в глазах общественности: ведь по сути, власть попросту от него открестилась.

Ну, а финального пинка главе СК, по традиции, дает Генпрокуратура. Конфликт между ведомствами обострился еще в 2011 году, когда в Следком вызвали на допрос сына генпрокурора Юрия Чайки, Артема. Тогда следователи заподозрили сотрудников Генпрокуратуры в крышевании подпольного игорного бизнеса Ивана Назарова. Вспыхнувшее противостояние перешло в подполье только после вмешательства президента Медведева.

И сейчас Генпрокуратура, по слухам, просто пользуется возможностью и упавшей репутацией коллег, чтобы "поглотить" конкурирующее ведомство. Тем более, СК явно находится "в опале": президент, например, не удостоил своим вниманием приглашение Бастрыкина на празднование 10-летнего юбилея СКР (был выделен в Следственный комитет при прокуратуре РФ в 2007 году). В то же время на юбилейное совещание Генпрокуратуры Путин время нашел, что тоже о многом говорит. И никакие написанные под псевдонимом обличающие стихи о Навальном Александра Ивановича уже не спасут.

Дождаться счастья, что придет…

По слухам, которые активно ходят сейчас в среде силовиков и политологов, проект по реорганизации Следственного комитета уже находится в разработке. Занимается им, если верить злым языкам, глава аппарата президента Антон Вайно. И если идея создания "Министерства государственной безопасности" на основе ФСБ, ФСО, разведки и МЧС, остается весьма мистифицированной, то удаление "аппендикса" в виде Следкома видится, напротив, реальным.

Будет ли от этого какой-то толк? Ведь и в Генпрокуратуре, и в МВД тоже далеко не все гладко - вспомнить только дело полковника Захарченко. В этих ведомствах воруют не меньше, а то и больше, чем в Следкоме, да и с коррупцией все в порядке. Возникают и вопросы к качеству проведения реформы: если создание СК спустя 10 лет признано не самым лучшим решением, то может быть, спустя еще какое-то время его ликвидацию тоже сочтут ошибкой?

Тем не менее, согласно самой распространенной версии, функции СК практически поделены, хоть медведь еще и не убит. Особо тяжкими и серьезными преступлениями будет заниматься Генпрокуратура, "бытовуха" и другая мелочь отойдут МВД, при котором тоже может быть создан свой мини-Следком. Сотрудников ведомства "раскидают" по другим силовым структурам, часть наверняка выставят на улицу или направят, например, на укрепление Росгвардии. Но что станется с бедным Бастрыкиным? Если его возьмут в МВД, то только каким-нибудь замом - на это глава СК, скорее всего, не пойдет и сам. Генпрокуратура же не пустит его даже на порог.

Учитывая удаленность от Кремля, рассчитывать на какую-то значимую помощь "сверху" Александру Ивановичу тоже не приходится. А стихами много не заработаешь. Остается надеяться, что на нынешнем посту он не сидел, сложа руки, и тоже прилично обогатился. А новое место работы подыщет самостоятельно. В конце концов, на это еще есть время - эксперты уверяют, что СК доживет как минимум до выборов. А дальше, как писал в своих стихах Бастрыкин - "дождаться счастья, что придет…".

Органы прокуратуры РФ может ждать реформа после выборов президента России в 2018 году. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, близкий к руководству надзорного ведомства. «Вероятно, что после выборов произойдет определенная реформа, в ходе которой прокуратура получит некие полномочия, которых не имеет сейчас. Это касается, в частности, права возбуждать и прекращать уголовные дела. Рассмотреть предложения о наделении прокуроров дополнительными правами обещал еще весной нынешнего года Совет Федерации, и не исключено, что после выборов президента они будут приняты», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

В конце апреля 2017 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила профильным комитетам верхней палаты рассмотреть предложения по законодательному расширению полномочий прокуроров. Это произошло после доклада Генерального прокурора РФ Юрия Чайки о состоянии преступности, с которым он выступил в Совфеде. Чайка тогда заявил, что прокуратуре необходимы дополнительные права для более эффективного контроля и обеспечения законности. «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции», — подчеркнул Юрий Чайка. Поэтому, по его мнению, необходимо внести в законодательство изменения полномочий прокуратуры.

Кроме того, глава надзорного ведомства тогда призвал дать прокурорам право санкционировать до направления в суд намерение следствия об аресте задержанных подозреваемых. «Я считаю, что при аресте у прокурора должны быть полномочия — прежде, чем вести на суд, этот вопрос должен санкционировать прокурор. Когда затрагиваются конституционные права гражданина, такие действия должен санкционировать прокурор»,— отметил он. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко тогда высказала одобрение по поводу предложений генпрокурора.

Источник «Газеты.Ru», близкий к руководству Следственного Комитета, сообщил, что, возможно, реформа будет достаточно глубокой и прокуратуре вернут в том числе и следственные функции, которые у ведомства отобрали после создания СК РФ.

«Это вполне реально. Дело в том, что сейчас нет особой разницы, в составе прокуратуры находится следствие или оно выделено в отдельное ведомство. Той самой «конкуренции» органов, которой добивались при создании комитета, по факту не получилось. А так дела будут уходить в суд быстрее, будет меньше чиновников, что поможет ускорить расследование уголовных дел, которое сейчас тянется годами», — сказал он.

«Газета.Ru» направила официальный запрос в Следственный комитет России с просьбой прокомментировать данную информацию, однако к моменту публикации материала на него не ответили. Отказались комментировать сведения о возможной реформе и в Генпрокуратуре РФ. Тем не менее, источник «Газеты.Ru» в надзорном ведомстве опроверг возможный возврат следственных функций в прокуратуру.

«Это противоречит ряду международных конвенций, которые Россия подписала и ратифицировала. По их условиям, следствие и надзор за ним должны быть разделены. И если функции СК РФ вернут в прокуратуру, то тогда надо переподписывать все эти международные договоры и конвенции, а потом заново ратифицировать их. На это никто не пойдет», — подчеркнул источник.

По его словам, слухи о том, что следствие вернется в прокуратуру, ходят уже давно. «Дело в том, что накануне выборов кому-то очень хочется столкнуть лбами два ведомства, отношения между которыми и так непростые. Это может привести к замедлению принятия важных решений по тем или иным делам, так что к подобным слухам надо относиться с большой осторожностью», — подчеркнул собеседник «Газеты.Ru».

Идея создать полностью независимое следствие принадлежала еще Петру I. 25 июля 1713 года его указом был учрежден первый специализированный следственный орган России— следственная канцелярия гвардии майора Семеновского полка Михаила Ивановича Волконского. С тех пор этот день отмечается как день работника следственных органов. А в 1929 году следственные функции передали Прокуратуре СССР. Вновь к идее независимого следствия вернулись в 1990 году, соответствующие предложения были внесены в Верховный совет Советского союза. Однако рассмотрению этого документа помешали сначала развал Советского союза, а потом и роспуск Верховного совета.

Только в 2007 году началось создание независимых следственных органов. Сначала был образован Следственный комитет, который первое время еще входил в систему органов прокуратуры. Таким образом, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ являлся первым заместителем генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками. И лишь в январе 2011 года СК РФ стал полностью независимым от прокуратуры органом. Одновременно с этим было принято решение об ограничении полномочий прокуратуры. В частности, ее работникам запретили самостоятельно возбуждать уголовные дела и прекращать их. Надзорное ведомство вправе лишь требовать этого от других органов.

Решение же о разделении функций следствия и прокурорского надзора тогда обосновали тем, что, в соответствии с общепринятыми в развитых странах нормами, одно ведомство не может одновременно и вести следствие, и осуществлять независимый надзор за ним.

Бывший следователь прокуратуры РФ, а ныне адвокат Вадим Багатурия считает, что создание СК РФ негативно сказалось на качестве следствия по ряду причин. «Лозунги о необходимости неукоснительного разграничения расследования и надзора лично я не считаю актуальными. За время работы в следствии прокуратуры я ни разу не ощутил на себе особенного отношения со стороны прокуроров, по сравнению, например, с коллегами из МВД. Прокурор не сочувствовал никому из нас по признаку профессиональной принадлежности.

Главным позитивным отличием прокурорского следствия до 2007 года являлась кадровая политика, которая не позволяла без обязательной работы «на земле» в течение нескольких лет получать повышение. Да что там, устроиться в прокуратуру можно было, потрудившись год-два на общественных началах и зарекомендовав себя. В Следственный комитет же стали набирать, не побоюсь сказать, «по объявлению», что привело к текучке и падению уровня работ», — рассказал он.

Впрочем, по словам Багатурии, свои позитивные моменты в создании СК РФ все же были. «Например, следствие стало более открытым и улучшило криминалистические возможности за счет бюджетных ассигнований», — сказал он.

«Должны быть четкие и понятные функции прокуратуры, сейчас она фактически ни на что не имеет права, только поддерживает обвинения и направляет ходатайства. А давать прямые указания, обязательные к исполнению, она не может. Прекратить незаконно возбужденное дело тоже не может. Поэтому идут всякие конфликты, когда СК возбуждает дело, прокуратура требует его прекратить, но не прекращает, или, наоборот, прокуратура требует возбудить дело, а СК выносит отказной материал. И этот «футбол» может длиться месяцами, если не годами», — объясняет бывший следователь прокуратуры, а ныне адвокат Сталина Гуревич в беседе с «Газетой.Ru». По ее словам, проблему смогло бы решить усиление прокуратуры, которая сможет осуществлять независимый контроль за всем следствием, кто бы его ни вел — СК РФ, МВД или ФСБ.

Однако, по словам Гуревич, отбирать следствие у СК РФ и возвращать его в прокуратуру нет смысла, так как это приведет к лишним тратам из бюджета.

Многими наблюдателями и экспертами Следственный комитет России давно называется наиболее конфликтным и доставляющим максимальные политические проблемы для власти силовым ведомством в стране. Выделенный некогда из прокуратуры в отдельное ведомство, СКР задумывался в основном как еще одно личное силовое ведомство для президента страны — СКР подчиняется напрямую ему. Однако, как это и случается, когда институты не работают, а управляются исключительно вручную, в какой-то момент они начинают жить по какой-то собственной логике и все сильнее зависят от противоречий и внутренней борьбы в высших властных эшелонах. Реорганизация СКР России в 2018 году: что слышно в последних новостях о возможности ликвидации ведомства, что будет с сотрудниками Следственного комитета в таком случае.

Противостояние СКР и Генеральной прокуратуры РФ

Следственный комитет России был образован семь лет назад — 15 января 2011 года, когда он окончательно стал самостоятельным силовым ведомством. До этого, начиная с 2007 года, он входил в состав Генпрокуратуры.

Создание СКР, как и Росгвардии совсем недавно — явление для политического режима, подобного российскому, не удивительное. Не станет удивительным и его внезапная возможная ликвидация.

Классика любого авторитарного режима — постоянная конкуренция, доходящая до вражды, между различными силовыми ведомствами. В советское время МВД ненавидело КГБ и наоборот. В современной России СКР и Генпрокуратура находятся во взаимной вражде, а для ослабления МВД была создана Росгвардия. Президент страны становится над схватками, им же самим спровоцированными, и, во-первых, тем самым приобретает еще большую персональную власть, заменяя нормальное взаимное сдерживание институтов личными решениями; во-вторых, в стране таким образом нет реально мощного силового ведомства, за счет разделения полномочий между дублирующими друг друга ведомствами каждое из них становится слабее; в-третьих, президент страхует себя от возможного сговора со стороны силовиков — они постоянно заняты взаимной враждой, а к президенту относятся как к гаранту своего возможного усиления относительно соперников.

Поскольку ни СКР, ни Генпрокуратура не являются полноценными институтами, любое из ведомств в случае необходимости всегда можно ликвидировать, раздробить на отдельные части и т.д. Главное, чтобы целесообразность их сохранения оказалась меньше, чем выгода от реорганизации или ликвидации.

Судя по последним новостям и слухам, Следственный комитет России действительно может находиться на грани ликвидации и возврата его в состав Генеральной прокуратуры страны.

Что не так со Следственным комитетом России?

Главная проблема СКР в последние годы — “ручное” силовое ведомство президента страны стало слишком скандальным.

В принципе, со скандалов все и начиналось еще в 2011 году, когда едва образованный СКР пошел в наступление на Генпрокуратуру, из которой он только-только выделился. Следственному комитету, а в первую очередь его главе Александру Бастрыкину, показалось, что настал шанс заменить собой прокуратуру полностью. СКР открыл дело против прокуроров, которые, по версии комитета, покрывали сеть подпольных казино в столичном регионе. В какой-то момент Бастрыкин пошел в наступление на главу Генпрокуратуры Юрия Чайку, вызвав на допрос его сына. В дело вмешался тогдашний президент Медведев, и конфликт, по крайней мере публичный, быстро сошел на нет.

Этот эпизод — один из самых ярких, он объясняет желание Генпрокуратуры расформировать СКР и вернуть его под свое крыло.

Как говорят аналитики, в настоящий момент аппаратный вес генпрокурора Чайки гораздо выше, чем вес главы СКР Бастрыкина, и Чайка прилагает все усилия к полной победе своего ведомства над конкурирующим.

Благо, скандалов вокруг Следственного комитета РФ и правда хватает. Главу СКР Бастрыкина давно подозревают в том, что он имеет вид на жительство в иностранном государстве, Чехии, что для чиновника такого уровня — огромный скандал. Журналисты разоблачают Бастрыкина как пишущего под псевдонимом автора странных графоманских стихов в интернете. Ведомство и его глава вызывают все меньше уважения у публики и начинают доставлять верховной власти больше проблем, чем приносить конкретной пользы.

Есть и более серьезные проблемы. Например, дело вокруг вора в законе по прозвищу Шакро Молодой, которое стало одним из главных скандалов 2017 года. Напомним, что суть дела была в том, что руководитель московского главка Следственного комитета Денис Никандров был задержан при получении взятки в миллион долларов за освобождение из-под стражи упомянутого выше преступного авторитета.

Случится ли ликвидация СКР в 2018 году?

Достоверно судить о том, случится ли в 2018 году ликвидация или другой вид реорганизации Следственного комитета РФ, невозможно. Поскольку это ведомство остается под полным контролем президента, объявить о той или иной реформе либо ликвидации СКР он может в любой момент.

Единственное, что можно сказать точно — СКР не будут трогать до президентских выборов. Возможно — до майской инаугурации президента.

Заниматься ликвидацией СКР в предвыборный период нецелесообразно, это может доставить лишние проблемы в тот момент, когда они совсем ни к чему. Первая из возможных проблем, о которых говорят политологи — временная потеря управляемости, которая обязательно случится при ликвидации этого ведомства. Пример — создание Росгвардии, после которого управляемость силовыми органами страдала почти целый год. Поскольку в стране не работают госинституты, слишком много зависит от личных связей, а на их выстраивание нужно время. Вторая проблема — любая реорганизация, а тем более, ликвидация силового ведомства не может обойтись без обиженных, особенно среди высокопоставленных чинов. В предвыборной период плодить число недовольных президентом и его решениями высших чинов было бы неразумно.

Вероятность того, что в 2018 году СКР ждет реорганизация, остается высокой. Разумеется, за самим главой Следственного комитета Бастрыкиным по-прежнему сохраняется шанс усилиться за счет удачной аппаратной игры и интриг, предотвратив ликвидацию своего ведомства.

Что касается низовых сотрудников СКР, то им переживать едва ли стоит. Даже в случае полной ликвидации СКР их вернут в состав прокуратуры, где они будут заниматься примерно той же самой работой за примерно ту же самую зарплату.

Генпрокуратура вернула в СКР запрос депутата от КПРФ Валерия Рашкина, который просил проверить информацию из расследования ФБК Навального насчет недвижимости Дмитрия Медведева. Надзорное ведомство возвратило запрос следователям как «ошибочно направленный»

Валерий Рашкин (Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС)

Обращение депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина, поступившее в Генпрокуратуру из Следственного комитета Российской Федерации (СКР), «возвращено в СКР как ошибочно направленное». Об этом говорится в ответе депутату-коммунисту от Александра Русецкого, начальника управления ведомства по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (его письмо, датированное 2 мая, имеется у РБК).

Рашкин 17 марта разослал запрос главам силовых ведомств, в том числе председателю СКР Александру Бастрыкину, в котором требовал проверить сообщения о коррупционной деятельности премьер-министра России Дмитрия Медведева. Коммунист ссылался на интерес к расследованию Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального насчет «тайной недвижимости» премьера со стороны общественного движения «Городской контроль». «Более 13 млн граждан России посмотрели и ознакомились с документами коррупционной деятельности» главы правительства, говорилось в запросе депутата.

12 апреля заместитель главы СКР Илья Лазутов в ответном письме Рашкину указал, что, согласно федеральному закону о прокуратуре, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями НКО отнесен к компетенции прокуратуры, поэтому запрос Cледственный комитет перенаправил в Генпрокуратуру.

«Я еще раз убедился, что все связанное с коррупцией в высших эшелонах власти для СКР, ФСБ, Генпрокуратуры и других силовиков — это табу, вместо расследования фактов все футболят запрос друг другу», — сказал РБК Рашкин. Говорить о борьбе с коррупцией после отписок — это «настоящее вранье», подчеркнул депутат.

РБК отправил запрос в Генпрокуратуру с просьбой объяснить, почему в надзорном ведомстве считают заявление Рашкина «ошибочно направленным».

Ранее депутату насчет его запроса засекреченный ответ из ФСБ под грифом «для служебного пользования». «Информации по вопросу там чуть менее, чем ноль», — отметил Рашкин.

В начале марта Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального расследование​​ о резиденциях Медведева и связанных с премьером фондах, которые получили 70 млрд руб. в виде пожертвований. Глава правительства владеет «огромными участками земли в самых элитных районах, распоряжается яхтами, квартирами в старинных особняках, агрокомплексами и винодельнями в России и за рубежом», говорилось в расследовании.

Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова сразу после выхода расследования , что фил​​ьм ФБК «носит ярко выраженный предвыборный характер, о чем он сам говорит». По ее словам, бессмысленно комментировать «пропагандистские выпады оппозиционного и осужденного персонажа». Медведев расследование Навального «компотом».

Расследование стало поводом для массовых антикоррупционных акций в городах России, за последние годы.

Пересылка документов друг другу — стандартная история для конкурирующих между собой ведомств, прокомментировал РБК замдиректора российского подразделения правозащитной организации Transparency International Илья Шуманов. По его наблюдениям, отфутболивание запроса из одной инстанции в другую может длиться до полугода, особенно если речь идет об острых вопросах, касающихся высокопоставленных фигур. «В конце концов на запрос обычно отвечает нижестоящее звено с формальной отпиской. Премьер — политически значимая фигура, однокурсники Медведева есть и в руководстве СКР и прокуратуры, и никто не хочет брать на себя инициативу по проверке», — отметил эксперт.

С другой стороны, заметил Шуманов, Рашкин сам дал повод для отписки, не указав в своем запросе конкретные факты коррупции. «Если вы не говорите в заявлении, кто и против кого, а также когда совершил преступление, это грозит формальной отпиской», — подчеркнул эксперт.

В ситуации переписки СКР и прокуроров отфутболиванием занимается именно Следственный комитет, заявил РБК адвокат Вадим Багатурия, бывший сотрудник Генпрокуратуры. Процессуально доследственная проверка в рамках УПК дает больше полномочий, нежели прокурорская проверка, объяснил собеседник РБК.

В 2018 году в России будет проведена масштабная реорганизация Следственного комитета. Эта федеральная государственная структура, отвечающая за ведение уголовного судопроизводства, предварительных следствий и иных дел правоохранительного формата, может быть или полностью упразднена, или возвращена под контроль Прокуратуры РФ.

Реформа СК РФ, которая, наконец, окажется проведена в 2018 году, назревала уже давно и небезосновательно. Здесь существуют ощутимые недоработки, связанные в первую очередь с кадровой политикой или, если быть точнее, с ее отсутствием. Руководители высших уровней не выполняют своих прямых обязанностей, а занимаются лишь постоянным переходом с места на места и заменой друг друга. Именно из-за выявления таких проблем власти решили провести в Следственном комитете комплекс мероприятий, заявленных как антикоррупционные.

Первоочередной задачей будет обновление управляющего состава. Если эта цель окажется достигнута, Правительство сможет избавить СК от пронизавшего его насквозь взяточничества, однако вместе с этим многие работники ведомства рискуют остаться не у дел. Не исключено возникновение громких скандалов и разбирательств, подобных тому, которое активно освещалось в СМИ в 2016 году. Тогда между двумя военизированными организациями, Следственным комитетом и ФСБ России, развязалась едва ли не война, что было вызвано задержанием начальника Управления собственной безопасности СК (УСБ) Михаила Максименкова, его зама Александра Ламонова и зама руководителя московского отделения СКР Дениса Никандрова. Все трое обвинялись представителями ФСБ в намерении оказать Андрею Кочуйкову («Итальянцу»), приближенному и товарищу известного криминального авторитета Захария Калашова (Шакро Молодого), помощь в освобождении из-под следствия за внушительную денежную сумму в $100000000.

В резонансную историю оказались втянуты и начальник (председатель) структуры Александр Иванович Бастрыкин, и бывший сотрудник УСБ Денис Богородетский, и, помимо прочих, даже один из владельцев сети заведений общественного питания «Якитория» Олег Шейхаметов. По словам представителей Федеральной службы безопасности, нити преступного синдиката не только пронизали все уровни организации, но и вышли за ее пределы.

Новое заменяющее ведомство

Если в 2018 году Следственный комитет решат ликвидировать, вместо него, скорее всего, возникнет Федеральная служба расследований (ФСР) – объединенная структура, состав которой будет сформирован из части бывших работников СК и части только набранных или переведенных из МВД и ФСБ сотрудников. Сегодня проект об учреждении организации подобного рода разрабатывается силами представителей Администрации Президента РФ, которые хотят добиться создания эффективного силового субъекта, одновременно не растрачивающего значительные суммы из федерального бюджета.

Стоит напомнить, что аппарат СК в настоящий момент насчитывает колоссальное количество служащих – летом 2017 года этот показатель достиг отметки более чем в 21000 человек! За прошедший год на них было потрачено 38,9 млрд. рублей, и в будущем, если власти не предпримут никаких радикальных реорганизационных мероприятий, эта цифра обещает остаться практически неизменной.

В обязанности ФСР войдет досудебное разбирательство (сейчас им занимаются представители ФСБ и МВД), а также расследование тех дел, которые будут подпадать под определенные статьи УК РФ – это:

  • ст. 290 – «Получение взятки»;
  • ст. 105 – «Убийство»;
  • ст. 199 – «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов» и пр.;
  • ст. 276 – «Передача, собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, в целях передачи иностранному государству».

Генеральной прокуратуре впредь понадобится следить за законностью в деятельности некоторых государственных субъектов. Это касается той же ФСР, а также судей, прокуроров и следователей. Сотрудники Генпрокуратуры будут наделены правом возбуждать в отношении них уголовные дела или закрывать их по своему усмотрению. Так власти планируют создать здоровую конкуренцию между военизированными организациями общегосударственной важности.

Претенденты на главный пост в ФСР

Сегодня можно выделить 2 основных кандидатов, которые имеют одинаковые шансы возглавить новое ведомство: это генерал-майор юстиции Игорь Краснов, являющийся действующим заместителем председателя СК РФ, и нынешний начальник Следственного управления МВД генерал-майор юстиции Александр Романов. Первый за время карьеры создал себе репутацию одного из лучших отечественных криминалистов, расследовав или приняв участие в рассмотрении таких крупных дел, как:

  • покушение на Анатолия Чубайса в 2005 году;
  • осуществление незаконной деятельности объединением радикальных националистов «БОРН»;
  • убийства боксера Муслима Абдуллаева, судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, видного оппозиционного политического деятеля Бориса Немцова и др.

Второй претендент на высокопоставленную должность был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Движение по карьерной лестнице этого служителя закона, являющегося профессиональным юристом по образованию, характеризовалось исключительно положительными результатами, а его верность работе и заслуги на выбранном поприще всегда по достоинству отмечались самим Президентом РФ.

Ход реорганизации: мнения и взгляды

Идея об упразднении или трансформировании Следственного комитета РФ была предложена Председателем Правительства Дмитрием Медведевым для обеспечения максимальной безопасности страны и нации. Вместе с тем известно, что до наступления выборов Президента в марте текущего года воплощения изменений в жизнь ждать не стоит – так считают и политические эксперты, и сотрудники силовых ведомств.

А вот в самом СКР информацию о планируемых нововведениях предпочитают отрицать. Согласно заверениям официального представителя структуры Светланы Петренко, сведения о преобразованиях являются надуманными и преувеличенными. Что ж, ждать осталось недолго. Буквально через полгода россияне смогут точно узнать, что же будет со Следственным комитетом в России.



Просмотров