Смотреть что такое "Мкад" в других словарях. Автомобильные истории

Четверг, сентября 7, 2017

МКАД – волшебная аббревиатура, известная практически каждому жителю России. Хотя границы Москвы уже давно выплеснулись далеко за Московскую кольцевую автомобильную дорогу, жители города до сих пор делят себя на москвичей и «замкадышей». МКАД и по сей день остаётся психологической границей города, альфой и омегой, где Москва начинается и где она же заканчивается.

Конечно, так было далеко не всегда и сама МКАД относительно недавно отпраздновала полувековой юбилей.

Так как всё начиналось, как дорога развивалась в разные годы и как реконструируется сейчас —>

Прототип МКАД

Идея строительства объездной кольцевой дороги вокруг всего города, далеко за его пределами родилась ещё до войны. В 1937 году вопрос начал прорабатываться, в 1939 году будущую трассу (не везде совпадающую с нынешней МКАД) нанесли на местность, а в 1940 году была завершена работа над проектным заданием на постройку новой автодороги, но начавшаяся война отменила эти планы.

В 1941 году в авральном порядке была проложена кольцевая дорога, по максимуму использовавшая существующие дороги. Она не совпадала МКАД и изначально прокладывалась как временная для быстрой переброски войск. Эта дорога во многом способствовала успешному контр-наступлению под Москвой.

На кадре хроники выше предположительно можно видеть как раз эту дорогу. Нельзя сказать наверняка, но выглядела она примерно так.

Рождение МКАД

Первые километры новой и по тем временам очень современной дороги, четырехполосной, с твёрдым асфальтовым покрытием начали строить в 1956 году в районе Ярославского шоссе.


Строительство МКАД в конце 1950-х

Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт 22 ноября 1960 года, а окончательно кольцо замкнулось 5 ноября 1962 года.

Никакого освещения, жестких разделителей, да даже разметки тогда на МКАД не было в помине. Но при этом в стране, где большая часть дорог была с грунтовым покрытием новая магистраль с твёрдым покрытием воспринималась как что-то из будущего.

Под стать новой магистрали были и футуристичного вида автобусные остановки:

Кстати, именно в 1960 году, как видно на схеме на стене остановки, границы Москвы официально раздвинули до МКАД, несмотря на то, что в то время в некоторых местах она на многие километры отстояла от фактических районов города. Подмосковный город Бабушкин, деревни Черемушки, Крылатское, Марьино и многие другие официально стали районами города.

МКАД ещё как минимум десять лет воспринималась как загородная объездная магистраль


МКАД в районе пересечения с Рублёвским шоссе, середина 1960-х


Развязка «Рублёвки» и МКАД в 1960-х


Обочина МКАД в 1967 году. Обратите внимание: разметки не было, зато обочины были выложены рельефными плитами, чтобы отклоняющиеся от траектории засыпающие водители сразу просыпались.

На недавно построенном МКАД снимались знаменитые сцены погони в фильме «Берегись автомобиля» (1966 г.)

Здесь и сам МКАД без разметки, и бензоколонка, и много других интересных деталей. Особенно рекомендуем посмотреть с 6-й минуты. Движение по МКАД было в то время совершенно ненапряженным, и для съемок фильма даже не пришлось перекрывать дорогу.

Даже в 1970-х движение по МКАД было спокойным:

Обратите внимание, что несмотря на большую ширину дороги машины спокойно едут друг за другом.


Сейчас примерно в этом месте располагается огромная развязка на М-11


А на этой фотографии из середины 1970-х машины сделали остановку на месте будущей парковки Крокус-Экспо.


ЗиЛ вальяжно выезжает на МКАД с Волгоградского проспекта, 1970 г.

Отдельной гордостью Москвы были двухуровневые развязки «клевер»:

В мульфильме «Ну, погоди!», 3 выпуск, 1971 г. на подобной развязке волк долго и безуспешно пытается поймать свой мотоцикл:


В 1980-х гг. МКАД практически не изменился, это всё также была четырехполосная дорога с небольшим разделителем-газоном:

Правда, к тому времени количество машин в стране и городе резко выросло, и МКАД без разделителей, ограждений и фонарей стали часто называть «дорогой смерти»


МКАД перед съездом на Можайское шоссе в начале 1980-х


Подобные знаки стояли на МКАД вплоть до середины 1990-х

В постсоветское время машин стало в несколько раз больше и магистраль уже не справлялась с потоком. В середине 1990-х все 109 км МКАД подверглись реконструкции


Реконструкция МКАД, 1997 год.

По масштабам эта реконструкция была сопоставима лишь со строительством дороги в начале 1960-х: появились разделители, но, самое главное, количество полос увеличилось до 10.

Теперь самым слабым местом МКАД стали морально устаревшие развязки с узкими съездами при десятиполосной дороге, до реконструкции которых дошли руки только в 2010-х

В 2011 году была принята программа реконструкции 11 транспортных развязок. Посмотрим лишь на самые грандиозные и интересные из недавно реконструированных:


Волгоградский проспект


Дмитровское шоссе


Можайское шоссе


Каширское шоссе

На этой неделе, 6 сентября, открыли движение по новой развязке на пересечении с Профсоюзной улицей:

Работы на этом сложном участке начались в 2015 году

Сложно представить на в начале 1960-х все выглядело так:

Было шоссе за городом, а теперь магистраль вокруг мегаполиса

Традиционных пробок на Профсоюзной станет сильно меньше.

МКАД интенсивно развивается и в наши дни, город растёт, а выражение «За МКАДом Москва кончается» в наше время стало звучать примерно, как сто лет назад «Москва за Садовым кольцом кончается». Центр становится пешеходным, а дороги для машин на окраинах.

День рождение Московской Кольцевой так и не выяснено.

Толи это 22 ноября 1960 года, когда открылось движение на первом участке легендарной Московской кольцевой автомобильной дороги - от Ярославского до Симферопольского шоссе.

Но кольцевой дорога стала только в 1962 году.

Проектирование кольцевой дороги началось еще до войны - в 1937 году, в 1939 году ее привязали к местности, а в 1940 году «Союздорпроект» завершил составление проектного задания на строительство МКАД.
Но пришла война, и в июле 1941 года Государственный комитет обороны принял решение построить дорогу по упрощённому проекту - всего за один месяц! В сжатые сроки было достроено 30 км новых дорог и реконструировано около сотни километров Тогда была острая в этом потребность – надо было перебрасывать войска и военную технику для обороны Москвы и контрнаступления.

Первоначально дорога не имела асфальтового покрытия - был использован заливной бетон. С августа 1960 года по начало 1984 полоса отвода МКАД служила административной границей города Москвы.


Осень 1941 года - по инициативе Г. К. Жукова было принято решение о срочном строительстве кольцевого обхода Москвы в упрощенном варианте. Чтобы ускорить работы, в кольцо соединяли участки уже существовавших автомобильных дорог, строили путепроводы на пересечении с шоссейными и железными дорогами, через водные преграды наводили наплавные мосты. Эта трасса стала одним из основных поясов обороны столицы и способствовала успешному проведению контрнаступательной операции и разгрому фашистов под Москвой

Строительство дороги (не считая довоенного и военного времени) началось в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок был открыт для движения в 1960 году, движение по всему кольцу – в 1962 году

Фотография 1960-х в сравнении с картиной И. Левитана "Владимирка", 1892 года.


На МКАДе


МКАД у Профсоюзной улицы


На остановках были карты объемные.


Cнимок сделан в 1970 году


МКАД, север 1972 г.


Патрульный вертолет ГАИ над МКАДом


МКАД зимой 1972 г


Место где-то между Можайкой и Рублевкой


Пересечение с Рублёвкой


Наземный переход на МКАДе


1991 год.Неудивительно, что на такой дороге постоянно лоб в лоб сходились машины, нещадно били пешеходов. Ежегодно на МКАД погибало более двухсот человек и более тысячи получало увечья. За это она получила прозвище «дорога смерти».


1992 год ТЭЦ-22.Разделительную на МКАД устроили в 1993-1994 годах, а в 1995-м приступили к расширению полотна (южный и юго-западный сектора).


1998 год. Окончание реконструкции.С реконструкцией МКАД связано много легенд и скандалов. Есть версия, что Лужков украл по 10 сантиметров с кажой обочины и заработал миллионы. Не менее забавная история про столбы - когда ремонтировали МКАД, то, раздавая подряды, пришлось ее перемерить. И оказалось, что километровые столбы стоят как придется - самое большое расстояние меж километровыми столбами оказалось 1800м, а самое маленькое - 700м. Несмотря на всю абсурдность ситуации, местоположение столбов решили сохранить - милиция и дорожные службы привыкли к их местоположению и знают, где что находится, и если пришло сообщение "на таком-то километре - авария" - знают куда ехать.


МКАД сейчас.

Московская кольцевая автодорога представляет собой примерные границы Москвы. Конечно, это условно, так как за последние года территория города некоторыми своими районами вышла за пределы МКАД. В настоящее время

протяженность МКАД достигает 108,9 км. Эта магистраль является связующей для основных дорог города: все главные радиальные имеют пересечение с кольцевой автодорогой. От центра города МКАД находится на расстоянии 12-18 км на разных своих участках. Исторически так сложилось, что километры на кольцевой дороге отсчитываются от пересечения с шоссе Энтузиастов в направлении по часовой стрелке.

История МКАД

Идея создания такой возникла в 1937 году, а первый ее участок начали строить в 1939 году, но воплотить все планы помешала война. Пришлось менять проект и срочно строить упрощенный вариант дороги, приспособленной для движения военной техники и передислокации войск. В этом первом варианте протяженность МКАД была около 30 километров. После войны вернулись к первоначальному проекту, и в 1956 началась реконструкция дороги. Первый участок - от Ярославского до Симферопольского шоссе - был открыт в 1960 году. У этой части была 48 километров. А уже в 1962 году было открыто движение по всей кольцевой дороге. На ней имелось по две полосы для движения в ту и другую стороны, каждая

шириной по 7 м. Очень важным для нормального движения по кольцевой дороге стало строительство 33 дорожных развязок, пока двухуровневых. Первая трехуровневая развязка появилась только в 1983 году в месте пересечения МКАД с Симферопольским шоссе. При этом дорожным покрытием на всех участках кольцевой магистрали являлся простой бетон. В 90-е годы стало очевидным, что МКАД устарела морально и физически. Началась реконструкция, которая предусматривала два этапа. Первый этап заключался в замене освещения и устройстве барьерного ограждения между встречными потоками. Второй этап включал в себя расширение полотна дороги и за счет этого увеличение количества полос движения до пяти.

МКАД сегодня

В наши дни Московская кольцевая автодорога представляет собой магистраль вполне европейского уровня. Ширина - 10 полос, дорожное покрытие - асфальтобетон.

Сооружено 47 развязок, из них Ленинградская и Горьковская - трехуровневые, а Ярославская и Новорижская - четырехуровневые. Учитывая большую протяженность МКАД, построены 49 надземных и 4 - подземных. Возведено 76 путепроводов и мостов, из них 6 - над Москва-рекой и каналом имени Москвы. В настоящее время МКАД уже не справляется с потоком машин. Пробки стали обычным явлением на кольцевой дороге. Но для увеличения ее недостаточно только увеличить протяженность МКАД. Власти Москвы разработали новый проект - четвертое транспортное кольцо. Это позволит переделать устаревшие транспортные развязки, построить множество дублеров кольцевой дороги, эстакады и туннели. В общей сложности после создания четвертого кольца протяженность МКАДа в км должна увеличиться почти вдвое.

Московская кольцевая автомобильная дорога

Спасские мосты на МКАД

Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) - кольцевая автомобильная дорога , проходящая преимущественно (первоначально - полностью) по административной границе Москвы.

Технические характеристики

Общая протяжённость - 108,9 км. Ширина - 10 полос, по 5 в каждом направлении (4 основных полосы движения шириной по 3,75 м и 5-я непрерывная полоса шириной 4,5 м для разгона, торможения и вынужденной остановки). Среднее удаление от центра города - 17,35 км.

Первоначальное строительство осуществлялось в соответствии с НиТУ 128-55 по параметрам первой технической категории:

  • ширина земляного полотна - 24 м;
  • ширина полосы движения - 3,5 м;
  • число полос движения - 4 (по 2 каждую сторону);
  • ширина разделительной полосы - 4 м;
  • ширина обочины - 3 м (с каждой стороны);
  • габарит мостов и путепроводов - 21 м;
  • высотный габарит под путепроводами - 4,5 м.

Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится «нулевой километр») по часовой стрелке.

В Генеральном плане развития Москвы и Московской области до 2010 года для МКАД принята новая классификация - главная магистральная улица 1-го класса, предназначенная для пропуска смешанных потоков. Движение транспорта - непрерывное, разрешённая скорость - 100 км/ч (расчётная - 150 км/ч), пешеходное движение - в разных уровнях.

Реконструкция

В начале 1990-х на дороге часто случались аварии, большую часть которых составляли лобовые столкновения и наезды на пешеходов. Ежегодно на МКАД погибало более 200 человек и более 1 000 получало увечья. МКАД в народе называли «дорогой смерти». Пропускная способность трассы была практически полностью исчерпана; скорость потока автомобилей составляла 35-40 км/ч, в часы «пик» возникали заторы в движении. Необходимость реконструкции была очевидна.

По решению Правительства Москвы процесс реконструкции предусматривал два этапа. В первую очередь на МКАД предполагалось провести мероприятия по освещению трассы и устройству барьерного ограждения, разделяющего направления движения.

Следующий этап реконструкции, старт которого приходится на весну 1995 года, предполагал расширение дорожного полотна трассы до 50 м и соответствующее увеличение количества полос до пяти в каждом направлении. Чтобы привести дорогу в соответствие с международными стандартами, существующими для магистралей высшего класса с точки зрения технических решений, безопасности и обслуживания дорожного движения, предполагалось выполнить колоссальный объём работ. Помимо строительства новых мостов , тоннелей , путепроводов, целого комплекса мер по обеспечению безопасности и природоохранных мероприятий было необходимо освободить прилегающие к трассе территории, вынести и переложить инженерные сооружения и подземные коммуникации.

По мнению независимых экспертов, проект реконструкции МКАД «по своим масштабам и сложности имеет мало аналогов в мировой практике». К основным осложняющим проект факторам эксперты относят использование конструкций старой дороги, а также дополнительные работы по перемещению трубопроводов и других конструкций, находящихся вблизи.

Реконструкция Московской кольцевой автодороги стала первым значимым транспортным проектом Правительства Москвы. Чтобы обеспечить стабильное финансирование строительства и, соответственно, своевременное и качественное выполнение работ, был изменён принцип формирования бюджета и создан дорожный фонд.

Срок, изначально отведённый на реконструкцию постановлением Правительства Москвы, был в два раза меньше нормативного и составлял 4 года. За это время было необходимо в условиях непрерывной работы существующей трассы преобразовать морально и физически устаревшую дорогу в магистраль европейского класса, способную обеспечить скоростное и безопасное движение с высоким уровнем обслуживания, подобного которому в России прежде не было. Именно на МКАД было внедрено множество перспективных технологий и инженерных приёмов.

При реконструкции МКАД было предусмотрено сохранить ось дороги с существующим железобетонным ограждением парапетного типа с мачтами освещения. Расширение земляного полотна и проезжей части было выполнено в обе стороны от существующей оси, поэтому план дороги и её продольный профиль в основном сохранены. Изменение плана трассы запроектировано в местах расположения 3 новых больших мостов через Москву-реку у села Беседы (19-й км) и у села Спас (68-й км), а также через канал имени Москвы (76-й км); обхода Востряковского и Перловского кладбищ; прохождения вдоль МКАД магистральных нефтепровода и газопровода в районе Кузьминского лесопарка.

На всем протяжении трассы земляное полотно расширено до 50 м (20,2 млн м²), уложено 1 960 тыс. м³ щебня, 4 322 тыс. м³ тощего бетона и устроена 10-полосная дорожная одежда общей площадью около 8 млн м², в том числе 1,3 млн м³ верхнего слоя покрытия.

В рамках реконструкции было:

  • переустроено 3 365 действующих коммуникаций;
  • построено 76 мостов и путепроводов, в том числе 6 больших мостов через Москву-реку, канал имени Москвы, автомобильные и железные дороги ;
  • возведено 53 пешеходных перехода , в том числе 49 надземных и 4 подземных;
  • построено 11 транспортных и коммуникационных тоннелей;
  • построено 47 развязок, в том числе две 3-уровневые - Ленинградская и Горьковская, а также две 4-уровневые - Ярославская и на пересечении с Новорижским шоссе (последняя введена позднее, в 2011 году);
  • реконструировано 115 водопропускных труб;
  • возведено 26 постов ГИБДД с пуленепробиваемым остеклением, оснащённых современной компьютерной техникой;
  • построены 4 базы дорожно-эксплуатационных участков и база Мосгорсвета;
  • установлено 11,6 км шумозащитных и 6,8 км декоративных ограждений;
  • уложено 270 тыс. м бортового камня и устроено 350 тыс. м барьерного ограждения;
  • укреплено травосеянием 300 га откосов земляного полотна и прилегающих территорий;
  • построено 82 очистных сооружения;
  • создано 7 постов метеообеспечения;
  • обустроены габионными укреплениями берега 76 водных потоков;
  • установлено 4 088 статических и 90 электронных дорожных знаков , 18 информационных табло, 21 камера наружного наблюдения и 34 устройства регистрации нарушений скоростного режима;
  • построено 49 пар автобусных остановок.

Во время реконструкции также была создана кольцевая система связи (КСС МКАД) на основе волоконно-оптического кабеля, проложенного в конструкциях разделительной полосы дороги. Основная задача КСС МКАД - контроль и управление наружным освещением дороги.

  • была внедрена практика страхования строительно-монтажных работ и постгарантийных обязательств;
  • была применена система оперативного управления качеством строительства и научного сопровождения проектных и строительных работ; работу российских подрядных организаций стали оценивать по международным стандартам качества ISO 9000;
  • в городском транспортном строительстве комплексно и эффективно были решены вопросы безопасности и охраны окружающей среды: все вырубленные во время работ деревья были восстановлены, причём новые насаждения прошли специальную обработку для устойчивости к воздействию выхлопных газов и антигололёдных реагентов; также были построены специальные тоннели для беспрепятственного пересечения МКАД дикими животными.

Реконструкция МКАД стимулировала развитие инфраструктуры на прилегающих участках: вдоль новой дороги в большом количестве появились автозаправочные станции, магазины, кафе и т. д.

»

МКАД - это крупная автомобильная магистраль, окаймляющая российскую столицу. Долгое время она была административной границей Москвы. Какова общая И когда была построена эта дорога? Об этом вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

МКАД - что это такое?

Трудно найти москвича, который не знал бы, что означает аббревиатура МКАД. Однако для гостей столицы и России это слово вполне может оказаться незнакомым. Так что же такое МКАД?

Расшифровывается это слово следующим образом: Московская кольцевая автомобильная дорога. Подобные кольцевые дороги характерны для многих крупных мегаполисов мира. Их основное предназначение - снизить транспортную нагрузку на центральную часть города.

Кольцевая дорога окаймляет по кругу всю Москву. Интересно, что довольно длительное время МКАД совпадал с административной границей города. Однако в 80-х годах прошлого века в состав столицы начали включать жилые массивы, которые находились за его пределами. И сегодня дорога остается границей города разве что символично.

Какова же общая длина МКАД - московской кольцевой? Об этом пойдет речь далее.

Длина московского МКАДа и другие характеристики магистрали

Дорога, которая полностью окружает один из крупнейших мегаполисов планеты, само собой разумеется, должна иметь колоссальную протяженность. Какова же длина МКАД - кольцевой дороги российской столицы? Попробуем ответить на этот вопрос.

Если верить источникам, то общая длина МКАДа - 109 километров. Если быть точнее, то эта цифра составляет 108,9 км. Правда, здесь в точном определении этого параметра есть один нюанс. Дело в том, что протяженность внешнего круга кольцевой дороги будет несколько большей, нежели длина её внутреннего круга. Таким образом, длина МКАДа будет неодинаковой на разных полосах магистрали.

В каждом из направлений МКАД насчитывает по 5 полос движения. Максимальная скорость, которую можно развивать на этой магистрали - 100 км/час. По состоянию на 2011 год МКАД способен пропускать до 9000 тысяч автомобилей в час. Однако для крупного мегаполиса этого недостаточно. Именно поэтому городские власти недавно запланировали масштабную реконструкцию МКАДа. В частности, будут построены дублёры автомагистрали, модернизированы все транспортные развязки, а также сооружены новые транспортно-пересадочные узлы.

Кольцевая дорога в среднем удалена от географического центра Москвы на 17,3 километра.

История строительства МКАДа

Процесс проектирования автомагистрали вокруг столицы СССР начался еще в конце 30-х годов. Однако планы по её строительству сорвала Великая Отечественная война. Поэтому работы начались лишь в 1956 году, а спустя шесть лет движение по кольцевой было официально запущено.

Во время строительства также было возведено два моста - Спасский в 1962 году и Бесединский в 1960. В начале 90-х годов была осуществлена масштабная модернизация кольцевой автомагистрали.

МКАД: он или она? Как правильно говорить?

Еще один интересный момент относительно МКАДа относится к области филологии. Многие не знают, как грамотно говорить: МКАД - это он или же она?

С точки зрения логического мышления, раз это дорога (она), то и аббревиатура должна иметь женский род. Однако в обществе и даже в прессе МКАД очень часто употребляется в мужском роде. Как же все-таки нужно говорить правильно?

В официальной речи все же необходимо употреблять женский род аббревиатуры. Например: "МКАД в следующем году будет реконструирована". В то же время в неофициальной речи вполне допустимо употреблять это слово в мужском роде.

МКАД и общественный транспорт

В 90-х годах, во время крупной реконструкции МКАДа, планировалось, что вся кольцевая дорога будет охвачена автобусным сообщением. Однако так не случилось. На сегодняшний день около 50-ти автобусных маршрутов проходят по разным участкам МКАДа. В то же время отдельные сегменты кольцевой общественным транспортом города не обслуживаются вовсе.

Заключение

Московская кольцевая автомобильная дорога - одна из самых крупных и самых современных магистралей в России. Длина МКАДа составляет почти 109 километров, а в ширину он занимает десять дорожных полос. Несмотря на это, дорога не полностью справляется с транспортной нагрузкой в столице. И дорожные пробки уже давно стали привычным и ежедневным явлением для МКАДа.



Просмотров