Соотнесите основные понятия параграфа и их значения. Соотнести понятия и их определения

1. Соотнесите понятия и определения (4 балла) 1. Организационная структура А. Производственные подразделения, участвующие в производственном процессе, системы связи между ними, взятые в совокупности 2. Цех Б. Неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определённой операции, оснащённое соответствующим оборудованием 3. Рабочее место В. Состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, их системная организация, характер соподчинённости и подотчётности, порядок распределения функций управления по различным уровням 4. Г. Обособленное в административном отношении звено, Производственная выполняющее определённую часть структура производственного процесса

2. Соотнесите класс условий труда и его определение (4 балла) 1 класс - А. Позволяют работнику восстанавливать возможные оптимальные изменения функционального состояния организма во условия труда время установленного отдыха или к началу следующей смены 2 класс допустимые Б. Оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство условия труда 3 класс - вредные В. Создают угрозу для жизни, высокий риск развития условия труда острых профессиональных заболеваний, зачастую в тяжелых формах 4 класс - опасные условия труда Г. Здоровье работника сохраняется, его работоспособность поддерживается на высоком уровне

3. Соотнесите класс и определение вредных условий труда (4 балла) 3. 1 класс А. развиваются профессиональные болезни легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) во время трудовой деятельности 3. 2 класс Б. возникают стойкие функциональные изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям лёгкой степени тяжести с временной утратой трудоспособности 3. 3 класс В. могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), возрастает число хронических заболеваний 3. 4 класс Г. возникают функциональные изменения организма, которые восстанавливаются, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) отдыхе от работы

4. Соотнесите содержание основных задач инфраструктуры предприятия (4 балла) 1. Основные задачи энергетического А. Оснащение производства инструментами и технологической оснасткой хозяйства 2. Основные задачи Б. Обеспечение бесперебойной эксплуатации ремонтного хозяйства 3. Основные задачи оборудования В. Своевременное и бесперебойное обеспечение материально - всех подразделений предприятия всеми технического необходимыми видами энергии обеспечения 4. Основные задачи Г. Своевременное и бесперебойное обеспечение инструментального предприятия сырьём, материалами, хозяйства комплектующими, разнообразными средствами производства и т. п.

5. Трудовой договор заключается (1 балл): 1. в письменной форме; 2. в устной или письменной форме; 3. по соглашению работника и работодателя в устной или письменной форме; 4. как решит профком 6. При увольнении работника работодатель обязан выдать ему трудовую книжку (1 балл): 1. в день увольнения; 2. через неделю после увольнения; 3. через месяц после увольнения; 4. по усмотрению работодателя

7. Работники имеют право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом работодателя письменно (1 балл): 1. за 2 дня; 2. за 2 недели; 3. за 1 месяц; 4. за 3 месяца 8. Нормальная продолжительность рабочего времени работников в учреждении не может превышать (1 балл): 1. 36 часов в неделю; 2. 40 часов в неделю; 3. 48 часов в неделю; 4. 50 часов в неделю

9. Прием работника на работу оформляется (1 балл): 1. постановлением; 2. указом; 3. инструкцией; 4. приказом 10. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено (1 балл): 1. только одно взыскание; 2. два взыскания; 3. несколько взысканий; 4. верный ответ отсутствует

11. Одной стороной при заключении трудового договора является работник, другой: 1. работодатель; 2. начальник отдела кадров; 3. профсоюз предприятия; 4. главный бухгалтер 12. Перечислите производственные факторы, которые относятся к группе факторов (2 балла) 1. масса поднимаемого и перемещаемого груза 2. вещества раздражающего действия 3. интеллектуальные, сенсорные нагрузки 4. физическая и динамическая нагрузки 5. освещенность 6. канцерогены, аллергены 7. производственный шум 8. нагрузки на зрительный анализатор Физических Химических Тяжести трудового процесса Напряжённости трудового процесса

13. Назовите не менее четырёх видов планов предприятия (4 балла) 14. Назовите не менее четырёх принципов рациональной организации труда (4 балла) 15. Назовите не менее четырёх различных способов мотивации персонала (4 балла) 16. Назовите не менее четырёх видов норм труда (4 балла)

Назовите не менее четырёх видов планов предприятия (тактическое планирование) ответы 1. план по производству и реализации продукции, 2. финансовый план, 3. план инвестиций и инноваций, 4. план по труду и кадрам; 5. план МТ обеспечения; 6. план по издержкам и себестоимости; 7. план охраны окружающей среды и т. д.

Назовите не четырёх принципов рациональной организации труда (ответы) специализация и кооперирование; организация обслуживания рабочих мест; повышение квалификации; механизация и автоматизация труда; нормирование труда; контроль и дисциплина; материальное и моральное стимулирование; рациональные приёма и методы работы и т. д.

Назовите не менее четырёх различных способов мотивации персонала (ответы) 1. денежное вознаграждение; штраф; 2. дополнительные выходные; 3. бесплатная путёвка; 4. ценный подарок; 5. похвала начальства; грамоты; 6. бесплатное обучение, тренинги; 7. карьерный рост; 8. корпоративные праздники и т. д.

Назовите не менее четырёх видов норм труда (ответы) нормы времени; нормы выработки; норма обслуживания; нормированное задание; норма численности; норма управляемости и т. д.

Задача 1 Определить длительность межремонтного и межосмотрового периода оборудования копрового цеха. Построить график ремонтного цикла. Исходные данные: шестилетний ремонтный цикл содержит капитальный, 2 средних, 3 малых ремонтов, 6 периодических осмотров. Рассчитать плановую трудоёмкость ремонтных работ этого оборудования за один год, численность ремонтного персонала. Исходные данные: Категория ремонтной сложности 150, количество однотипного оборудования 10 ед. Фонд рабочего времени на человека 2000 час. Коэффициент учёта больничных, отпусков 1, 08. Трудоёмкость осмотра 0, 5 чел-час / рем. ед. Решение: Тр о =4500 чел-час Тр м = 9000 чел-час Тр к = 37500 Тр год =11 000 чел-час/ год Ч = 5 человек Тр с = 15000 чел-час

Нормативы затрат труда (слесарно-сборочные и механомонтажные) при производстве плановых ремонтов оборудования, Ч т Вид оборудования Нормативы труда на единицу ремонтной сложности, чел-час Текущий 2 Капиталь 1 (малый) (средний) ный Общеотраслевое, подъёмнотранспорт. и оборудование АГЦ, ДП, ККЦ 1, 5 5 25 Электросталеплавильных, ферросплавных цехов 3 6 25 Прокатных, МНЛЗ, огнеупорных цехов 2 6 25 Ломоподготовительные цеха 2 5 25

Рассчитать экономический эффект (по росту чистой прибыли) и срок окупаемости инвестиций в проект модернизации электропривода оборудования, если: Исходные данные: 16 баллов – Мощность э/привода 120 к. Вт; – Фактический фонд рабочего времени 4000 час/год; – Коэффициент учёта кпд э/двигателя 0, 8 – потери э/энергии в сети 4% – Цена электроэнергии 3 руб. / к. Вт. (Ко =1) – Объём производства проката 100 тыс. изд / год. – Себестоимость 200 руб. / изд. – Доля постоянных затрат 10 % – Рентабельность продукции 20%. Цена не меняется. – Инвестиции в новое оборудование 100 тыс. руб. – Нормативный срок службы нового оборудования 10 лет (учесть рост амортизационных отчислений, ОФ ликв =0) Внедрение проекта позволит: – Сократить потери э/энергии в сети на 0, 5% – Повысит кпд электропривода на 2, 0%, – Сократить простои на 20 час/год. – Снизить затраты на ремонт на 30 тыс. руб. / год

А год = 10 тыс. руб. /год Wбаз =625 тыс. к. Вт/год W н =609, 6 тыс. к. Вт/год Э э/э = 46, 11 тыс. руб. / год V н =100, 5 Кv= 1, 005 С н =199, 24 руб. /изд. Ц =240 руб. /изд. П баз = 4 млн. руб. /год П н =4, 096 млн. руб. /год Э эф =77 тыс. руб. /год Т ок = 1, 3 года

Рассчитать основные технико-экономические показатели предприятия (ФО, ФR, ФВ; К обор, R обс; Выработку (изд. /чел, руб. /чел); П реал, П чистую, R продукции, R капитала, Коэфф. финан. независимости), сравнить со среднеотраслевыми показателями, оценить эффективность использования ресурсов (среднеотраслевые показатель: ФR =0, 045; Rобс=0, 75; Выработка =7 тыс. изд. /чел.). Определить класс в соответствии с методикой вероятности банкротства Д. Дюрана, предложить меры по повышению эффективности деятельности (не менее четырёх), если Основные фонды, среднегод. – 50 млн. руб. Оборотные средства- 2, 5 млн. руб. 20 баллов Численность персонала- 12 чел. Капитал – 60 млн. руб. Собственный капитал- 35 млн. руб. Объём производства продукции - 80 тыс. изд. /год Себестоимость - 100. руб. /изд. Цена продукции -125 руб. /изд. Сумма всех налогов 25 % от П реал П прочая =0 Коэффициент текущей ликвидности 1, 33

Показатель Границы классов согласно критериям 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс Рентабельность капитала, % 30 и выше 29, 9 -20 19, 9 -10 9, 9 -1 Менее 1 (50 баллов) (49, 9 -35 баллов) (34, 9 -20 баллов) (19, 9 -5) баллов (0 баллов) Коэфф. текущей ликвидности 2, 0 и выше 1, 99 -1, 7 1, 69 -1, 4 1, 39 -1, 1 1 и ниже (30 баллов) (29, 9 - 20 баллов) (19, 9 - 10 (0 баллов) (9, 9 -1 баллов) 0, 7 и выше 0, 69 -0, 45 0, 44 -0, 3 0, 29 -0, 2 Менее 0, 2 (20 баллов) (19, 9 -10 баллов) (9, 9 -5 баллов) (5 -1 балл) (0 баллов) 99 -65 баллов 64 -35 баллов 34 -6 баллов 0 баллов Коэфф. финанс. независимости Границы классов 100 баллов Б факт = Б мин + (П факт- П мин)* (Б макс - Б мин) / (П макс - П мин)

Метод диагностики вероятности банкротства предприятия (Д. Дюран США) 1 класс Предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, высокая кредитоспособность 2 класс Имеют невысокую степень риска по задолженностям, но их не рассматривают как рискованные 3 класс Проблемные предприятия 4 класс Высокий риск банкротства, даже после принятия мер по финансовому оздоровлению 5 класс Предприятия с очень высоким риском банкротства, практически несостоятельные

Задача 1 Построить график ремонтного цикла, рассчитать трудоёмкость и численность ремонтного персонала, трудоёмкость осмотра 0, 5 Показатель 1 2 3 4 5 6 ДП прокат АГП ЭСПЦ прокат МНЛЗ 5 7 9 4 8 10 10 14 12 8 8 10 N малых ремонтов 5 7 3 4 4 5 N средних ремонтов 4 6 2 3 3 4 110 80 90 100 60 70 9 7 11 6 16 14 1800 1825 1900 1950 1875 1975 1, 1 1, 09 1, 12 1, 08 1, 11 1, 13 Цех, участок Т р. ц. , лет N осмотров КРС Кол-во оборудования Ф час/ год К учёта отпуск.

Рассчитать экономический эффект (по росту чистой прибыли) и срок окупаемости инвестиций Показатель 1 2 3 4 5 6 120 110 100 90 80 70 6 7 8 9 10 11 V баз, тыс. изд. /год 300 320 340 360 380 400 Себестоимость, руб. /изд. 50 48 46 44 42 40 Д пост. затрат, % 12 11 10 9 8 7 R продукции, % (цена пост) 22 21 20 19 18 17 Сокращение простоев, час/год 12 14 16 18 20 22 Мощность э/ оборуд, к. Вт 20 25 30 35 40 45 Т факт, час/год (Ко =1) 2100 2200 2300 2400 2500 2600 Коэфф. учёта кпд 0, 85 0, 86 0, 87 0, 88 0, 89 0, 9 Потери э/э в сети, % 3, 8 3, 7 3, 6 3, 5 3, 4 3, 3 3 2, 8 2, 6 2, 4 2, 2 2 Снижение потерь э/э, % 0, 3 0, 25 0, 2 0, 15 0, 18 0, 22 Цена э/э, руб. / к. Вт 3, 6 3, 1 3, 2 3, 3 3, 4 3, 5 Снижение затрат на ремонт, тыс. руб. / год 40 42 44 46 48 50 Инвестиции, тыс. руб. Норм. срок службы, лет Рост коэфф. учёта кпд, %

ответы 1 2 3 4 5 6 W баз, тыс. к. Вт/ год 51, 36 66, 41 82, 27 98, 92 116, 31 134, 44 W н, тыс. к. Вт/ год 49, 74 64, 56 80, 27 96, 86 114, 20 132, 33 Э э/э, тыс. руб. /год 5, 84 5, 74 6, 39 6, 78 7, 18 7, 39 А, тыс. руб. / год 20, 00 15, 71 12, 50 10, 00 8, 00 6, 36 V н, тыс. изд. /год 301, 71 322, 04 342, 37 362, 70 383, 04 403, 38 Кv 1, 0057 1, 0064 1, 0070 1, 0075 1, 0080 1, 0085 C руб. /изд 49, 88 47, 87 45, 86 43, 85 41, 85 39, 85 61 58, 08 55, 2 52, 36 49, 56 46, 8 П реал, баз, млн. руб. / год 3, 300 3, 226 3, 128 3, 010 2, 873 2, 720 П реал, н, млн. руб. / год 3, 355 3, 289 3, 199 3, 086 2, 953 2, 804 Э эф, тыс. руб. / год 43, 99 50, 65 56, 43 60, 84 64, 30 66, 81 Т окуп, лет 2, 73 2, 17 1, 77 1, 48 1, 24 1, 05 Ц, руб. / изд

Рассчитать ФО, ФR. ФВ, Коб, Rобс, Выработку (изд. /чел, руб. /чел, R продукции, R капитала, К фин незав. Определить класс предприятия, сравнить со среднеотраслевыми значениями, предложить меры (миним 4) Показатель 1 2 3 4 5 6 Основные фонды, млн. руб. 20 22 24 26 28 30 Оборот. средства, тыс. руб. 300 350 400 450 500 550 Численность, чел. 34 36 38 40 42 44 Капитал, млн. руб. 24 25 26 28 31 33 Собствен. капитал, млн. руб. 15 14 13 16 17 20 Объём продукции, тыс. изд. /год 4 4, 2 4, 4 4, 6 4, 8 5 Себестоимость, тыс. руб. / изд. 1, 5 1, 8 1, 9 2, 1 2, 2 2, 4 Цена, тыс. руб. /изд. 1, 8 2, 16 2, 28 2, 52 2, 64 2, 88 Сумма всех налогов, % 21 22 23 24 22, 5 23, 5 1, 22 1, 56 1, 66 Прибыль прочая, тыс. руб. /год Коэффициент текущей ликвидности 0 1, 74 1, 82 1, 45 Среднеотраслевые показатели: ФR= 0, 085; Rобс = 4, 8; Выработка = 120 изд. /чел. ; R продукции = 22%

ответы ФО ФR ФВ, тыс. руб. /чел Коб Rобс Выработка, изд/ чел Выработка, тыс. руб. /чел R продукции, % R капитала, % К фин. незав. 1 2 3 4 5 6 0, 36 0, 41 0, 42 0, 45 0, 48 0, 060 0, 069 0, 070 0, 074 0, 075 0, 080 588, 2 611, 1 631, 6 650, 0 666, 7 681, 8 24, 00 25, 92 25, 08 25, 76 25, 34 26, 18 4, 00 4, 32 4, 18 4, 29 4, 22 4, 36 117, 65 116, 67 115, 79 115, 00 114, 29 113, 64 211, 76 252, 00 264, 00 289, 80 301, 71 327, 27 20 20 20 3, 95 4, 72 4, 95 5, 24 5, 28 5, 56 0, 63 0, 56 0, 50 0, 57 0, 55 0, 61

Дополните

Дополните

Дополните

Дополните

Дополните

Установите последовательность периодизации детской изобразительной деятельности

1: стадия штрихов

2 :стадия бесформенных изображений

3: стадия схем

4: стадия правдоподобных изображений

5: стадия правильных изображений

24. Художник Васнецов В.М. написал следующее произведение:

R«Аленушка»

£ «Золотая осень»

£ «Февральская лазурь»

£ «Утро в сосновом бору»

£ «Грачи прилетели»

25.. Основной прием обучения дошкольников изобразительной деятельности - это...

£наблюдение

Rобследование

£рассматривание картин и книжных иллюстраций

£поощрение

Материал с примесью белил для рисования, красочный слой плотный, непрозрачный – это... (гуашь)

Красочный материал для живописи, основное свойство - прозрачность, мягкость слоя, - это... (акварель)

Размер образца воспитателя должен быть в … раза больше, чем детская работа. (три 3)

Руководство воспитателя самостоятельной художественной деятельностью детей должно быть... (косвенным)

30. Экология – это наука о

£ природе

£ охране окружающей среды

R взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

31. Моделирование является:

£ наглядным методом экологического образования;

£ словесным методом обучения;

R наглядно-практическим методом обучения.

32. К программам биоэкологической направленности относится:

R «Юный эколог» С.Н. Николаевой;

£ «Семицветик» С.Ашикова;

£ «Я – человек» С.А. Козловой

33. Наблюдение – это:

£ организованное воспитателем восприятие объектов и явлений природы;

R специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие объектов и явлений природы;

£ словесный метод экологического образования дошкольников.

34. К играм с правилами относятся:

R дидактические игры;

£сюжетно-ролевые игры;

£ игры-драматизации.

35. Экологическое образование дошкольников – это ……

£ целенаправленный процесс формирования у детей бережного и заботливого отношения к природе;

£ самоценная ступень системы непрерывного экологического образования;

R непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры;

36. Что такое «эксперимент» в экологическом образовании ?



£ наблюдение, проводимое в специально организованных условиях;

£ словесный метод экологического образования дошкольников;

R преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установленных связей между ними, причин их изменения.

37. К программам эстетико-культурной направленности относятся:

£ «Юный эколог» С.Н. Николаевой;

R «Семицветик» С. Ашикова;

£) «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой.

38. Моделирование – это:

R процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов;

£ словесный метод экологического образования детей;

£ специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие объектов и явлений природы.

39. Экологическая культура – это

£ система знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;

R сложное интегральное качество личности, заключающееся в согласованности между экологическими знаниями, поведением, выражающееся в гуманно-ценностном отношении к природе;

£ направление реформирования современной системы образования, непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных экологических знаний, умений, навыков, формирование экологического сознания.

Создателем оригинальной теории физического воспитания в России является… (П.Ф. Лесгафт)

Ответ: 1-а ; 2-б ; 3-в .

42. Определите правильную последовательность (алгоритм) организации и проведения народных подвижных игр с дошкольниками

1) объяснение игры

2) сбор детей на игру

3) создание интереса к игре

4) раздача атрибутов

5) руководство ходом игры

6) подведение итогов игры.

2, 3, 1, 4, 5, 6.

43. Двигательная деятельность – деятельность, характерным компонентом которой является ….

R движение и направленность на физическое и двигательное развитие ребенка

£психическое и социальное здоровье человека

£ формирование двигательных умений и навыков

£ движение

£ эмоциональное состояние ребенка

А. основной закон страны

Б. орган законодательной власти

В. независимость и верховенство государственной власти

Г. название одной из государственных валют

2. Конституция РФ была принята :

А. Государственной Думой

Б. Президентом РФ

В. Всенародным референдумом

Г. Правительством РФ

3.Принцип разделения властей не предполагает наличие в стране власти :

А. законодательной Б. церковной В. исполнительной Г. судебной

Часть 2

1. Соотнесите понятия и их определения

А. Юридическая ответственность 1. Порядок судебного рассмотрения гражданских и уго-

ловных дел

Б. Законность 2. Закрепленный правовыми нормами особый режим

поведения людей

В. Правопорядок 3. Обязанность отвечать по закону за свои поступки

Г. Правосудие 4. Строгое соблюдение органами государственной

власти и гражданами правовых норм и законов

2. В какой правоохранительный орган необходимо обратиться в следующих ситуациях?

А. Гражданин М. взял у друга на время автомобиль и разбил его в аварии. Он отказыва-

ется ее ремонтировать и возмещать ущерб.

Б. У гражданина в автобусе вытащили из кармана бумажник с деньгами и документами.

В. Пожилому человеку необходимо составить исковое заявление для правильного обра-

щения в суд.

Г. Директор фирмы систематически задерживает выплату зарплаты своим работникам.

Д. Городскими властями был принят местный закон, запрещающий учителям увольняться

по собственному желанию из школы.

Е. Фирма « Закат « не выполнила своих договорных обязательств перед фирмой « Рассвет"

в результате чего та понесла убытки.

3. Из приведенных ниже понятий укажите те, которые относятся к законодательной ветви власти:

А. Президент Б. министр В. депутат Г. Федеральное Собрание Д. Арбитражный суд

Е. Государственная дума Ж. Правительство З. Совет Федерации И. Парламент К. милиция

Часть 3

1. Исключите лишние в данных рядах понятия :

А. гражданство, законы, культура, налоги

Б. президент, выборы, король, демократия

В. судья, милиционер, солдат, прокурор

2. Согласны ли Вы или нет со следующими утверждениями :

А. Все законы в стране должны соответствовать Конституции

Б. Депутатом Государственной Думы могут быть только граждане РФ с 21 года

В. Президентом РФ может быть любой человек, независимо от гражданства

Г. Денежной единицей нашей страны являются рубль и евро

Д. Иностранцы, живущие в нашей стране, могут не соблюдать российских законов, т. к.

они являются гражданами других государств.

Е. Адвокатом может быть только юрист

3. Укажите понятия по следующим определениям:

А. Правовая связь человека и государства- Г++++++++++

Б. Опасные для общества поступки, указанные в Уголовном Кодексе- П+++++++++++

В. Избранный представитель народа, работающий в законодательных органах власти-

Д++++++

Тесты по разделу «Духовная сфера общества»

Тест 1

Часть 1

1. К общественным наукам не относится :

А. история Б. экономика В. география Г. социология

2. Социологи/ ученые, изучающие общество/ часто используют в своей работе анкеты, содержащие вопросы по той или иной жизненной теме. Какой метод исследования общества применяется в этом случае?

А. наблюдение Б. опрос В. измерение Г. эксперимент

3. Золотое правило морали заключается в следующем :

А. Всегда поступай так, как тебе нравиться

Б. Иди к своей цели, не обращая внимания на других

В. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе

Г. Делай все, чтобы понравиться окружающим

Часть 2

1. Соотнесите понятия и их определения

А. Мораль 1. Освоенная человеком информация, основы его культуры

Б. Образование 2. Нравственные правила поведения, дающие представления о добре и

зле, хорошем и плохом, справедливости, чести, совести

В. Знания 3. Образец, высшая цель устремлений

Г. Идеал 4. Целенаправленный процесс получения систематизированных знаний

2.Укажите, что из перечисленного относится к признакам морали/1/, признакам права / 2/ :

А. установлено государством

Б. существует в неписаной форме

В. соблюдается общественным мнением

Г. существует в писаной форме

Д. устанавливается обществом

Е. соблюдается принудительной силой государства

3. Какое образование получает человек в следующих случаях :

А. посещает детский сад

Б. заканчивает среднюю школу

В. учится в институте

Г. самостоятельно изучает литературу для овладения навыками работы в Интернете

1. Деспотия

2. Иерархия

3. Ирригация

6. Привилегия

7. Рациональный

8. Теория «вызова-и-ответа»

9. Тотемизм

Определения понятий.

a. система орошения полей с помощью искусственных каналов, водохранилищ и т. д.

b. исключительное право, преимущество, предоставленное избранным людям.

c. теория известного английского историка А. Тойнби (1889 - 1975): естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

d. в переводе с греческого означает «неограниченная власть»; форма самодержавной власти.

e. последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения.

f. в буквальном переводе с греческого «слово». Сказание, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о богах и героях.

g. в переводе с греческого означает «чародейство», «волшебство».

h. вера в сверхъестественную связь между племенем, общиной, т. е. группой людей, и каким-либо животным, птицей и т. д. Тотемизм - одна из первых ступеней религиозного сознания.

i. в переводе с латыни означает «разумный», «целесообразный», «обоснованный». Рациональное мышление, основанное на законах разума, логики и научных достижениях, в данном случае противопоставляется мифологическому, образному мышлению.

Семинар № 1.Цивилизации Востока в эпоху древнего мира

ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ - К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Вопросы и задания

1 . Вспомните, что представляла собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

2 . Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте.

3 . Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда? Как строились взаимоотношения человека и природы в первобытнообщинном и цивилизованном обществах? Можно ли найти здесь какие-либо различия?

ВОСТОЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА-ДЕСПОТИИ

Вопросы и задания

1. Что такое деспотия? Какие основные функции выполняла централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?

2. Подумайте, какое значение имело то, что царь считался собственником всей земли. В какое положение по отношению к нему это ставило все остальные слои населения, в том числе и знать?

3. Почему в древности цари обожествлялись? Приведите примеры, свидетельствующие об этом.

4. Расскажите о структуре обществ в древних цивилизациях Востока. Почему такое общество называют иерархическим? Какую роль в нем играли рабы и свободные или зависимые общинники?

3. ПРАВО ИЛИ БЕСПРАВИЕ?

Вопросы и задания

1 . Как регулировались отношения между людьми в эпоху первобытности?

2. Почему возникла необходимость в письменных законах? Кто был самым выдающимся законодателем на Древнем Востоке?

3 . Можно ли назвать древние законы гуманными? Обоснуйте свой ответ.

4. Приведите примеры неравенства людей, принадлежащих к разным социальным слоям, перед законом

5. Какими правами обладали низшие социальные слои? Приведите примеры.

ПРЕДЕЛЫ ВЛАСТИ И ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ

Вопросы и задания

1 . Какие силы в древних восточных обществах представляли угрозу для централизованной власти? Как сказывалась раздробленность на жизни восточных цивилизаций? Почему?

2 . В каких цивилизациях сохранились органы первобытной демократии? В чем состояли их функции? Достаточны ли они были для того, чтобы выразить волю большинства?

3 . Назовите основные пути, с помощью которых средний человек мог повысить свое социальное положение Почему такое большое значение придавалось обучению грамоте?

4 . В какой из древних цивилизаций границы между разными социальными слоями были наиболее непреодолимы? Объясните почему.

5 . Объясните, в чем заключается своеобразие отношения власти к средним слоям общества в Китае. Приведите примеры.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС (46 баллов)

2015-2016 г.

I . Соотнесите понятия и их значения. Ответы впишите в таблицу (6 баллов).

1) средние века А. место пребывания монахов

2) монастырь Б. эпоха в истории человечества с V по XV век.

3) халиф В. роспись, выполненная на стене по сырой

штукатурке

4) бриты Г. система власти католической церкви

5) фреска Д. глава государства у арабов

6) папство Е. кельтские племена, населявшие Британию

II . Впишите правильную букву(ы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям. (всего 9 баллов: за вставленную букву – 1 балл, пояснение - 2 балла).

1. Ве…е ___

____________

2. П…люд…е ______________________________________________________

_______________________________________________________ ___________

3. Д…с…тина ______________________________________________________

________________________________________________________________ __

III

1. От, хан, покорённый Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.

____________________

2. Великий, совет, князь, высший, царь, роды, представители, знатные, VIX - XVI вв., состоявший.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________

3. Подвиги, сказание, русский, герои, народный.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________

IV . Установите соответствие между цифрами и буквами (всего 10 баллов: за каждое правильное соответствие 2 балла).

1. Объединение Новгорода и Киева под властью одного князя

2. По его приказу был ослеплен его родственник – один из претендентов на московский престол

3. Перестал платить дань орде

4. Были установлены «погосты» и «уроки»

5. Руководил войсками на Куликовом поле

А) Андрей Боголюбский Б) Василий II Темный В) Дмитрий Донской

Г) Иван III Д) Княгиня Ольга Е) Олег Вещий

V . Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы (5 баллов)

Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы.

«И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышан был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские боем как по воздуху и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

1. О каком событии идет речь в отрывке?

2. Когда оно произошло?

3. Как звали полководца, одержавшего победу в этом сражении?

4. В чем вы видите причины победы?

Ответ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание VI (1балл) Однажды английский король Георг II лег спать вечером 4 октября и проснулся только утром 15 октября. Его врачей и никого из его окружения это не беспокоило, возможно потому, что всем был известен подобный случай с французским королем Генрихом III, который заснул 9 декабря, а проснулся 20 декабря. Что произошло со спящими королями? __________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

I . Соотнесите понятия и их значения.

1 б

2 а

3 д

4 е

5 в

6 г

II . Впишите правильную букву(ы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям (всего 9 баллов: за вставленную букву – 1 балл, пояснение - 2 балла).

1. ВеЧе - народное собрание в древней и средневековой Руси.

2. ПОлюдЬе - в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ("людей") для сбора дани.

3. ДЕсЯтина - налог собираемый в пользу церкви, обычно 1/10 от дохода.

III . Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам (всего 15 баллов: 2 - определение термина, 3 - составление определения).

1. Иго – система зависимости покорённой Батыем Руси от ханов Золотой Орды.

2. Боярская дума – высший совет при великом князе (царе), состоявший из представителей знатных родов (XIV - XVI вв.)

3. Былина – русское народное сказание о подвигах героев.

IV . Установите соответствие между цифрами и буквами (всего 10 баллов: за каждое правильное соответствие 2 балла).

V . . Ледовое побоище - Русские войска под предводительством 22-летнего новгородского князя Александра Ярославовича (НЕВСКОГО) разбивают немецких рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера.

VI . С королями ничего не произошло. В 1582 году во Франции, а в 1752 в Англии – введение нового григорианского календаря Папой Григорием. До этих дат использовался юлианский календарь, отстававший от астрономического времени на 10 и соответственно на 11 дней.



Просмотров