Совершенствование законодательства по обеспечению прав ребенка. Актуальные проблемы обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (на примере Ростовской области)

6. Серебрякова А.А. Государственные гарантии реализации прав ребенка в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции, 2014. № 3. С. 20-22.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ЗАЩИТУ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Яковлев В.Ю.

Яковлев Виталий Юрьевич - магистрант, кафедра права, Институт социально-гуманитарного образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные проблемы и перспективы совершенствования законодательства, регламентирующего защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних. Проанализированы обязанности государства в сфере обеспечения защиты личных прав несовершеннолетних. Ключевые слова: проблемы личных прав несовершеннолетних, совершенствование законодательства, обеспечение защиты прав несовершеннолетних, перспективы совершенствования законодательства.

Несмотря на все усилия, прикладываемые государством и международным сообществом, несовершеннолетние лица остаются одной из самых социально незащищенных категорий населения в современном обществе. Рассматривая различные взаимодействия несовершеннолетнего с определенными правоотношениями, можно выявить их несовершенство, проблемы, а в некоторых случаях даже противоречия.

Современные юристы, социологи, психологи и педагоги рассматривают одну из причин кризиса семьи и детства на современном этапе развития страны отсутствие целостной системы защиты прав несовершеннолетних. Международные документы в сфере защиты прав несовершеннолетних содержат нормы, которые учитывают почти все моменты, связанные с положением и жизнью несовершеннолетнего в обществе. Основной идеей Конвенции «О правах ребенка» является наилучшее обеспечение интересов несовершеннолетнего.

В Конвенции отражены правовые нормы ответственности государства, создан механизм контроля, определены права несовершеннолетних в его взаимодействии с обществом1. Согласно взятым на себя международным обязательствам привести национальное законодательство в соответствии с международным.

Определены основные направления государства в области защиты прав и интересов несовершеннолетних: 1. охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни несовершеннолетних; 2. обеспечение качественного образования и воспитания несовершеннолетних; 3. улучшение экономических условий жизнедеятельности несовершеннолетних; 4. повышение эффективности государственной системы поддержки несовершеннолетних, которые находятся в особо сложных обстоятельствах.

Государством обеспечивается информированность несовершеннолетних о принадлежащих им правах, созданы государственные учреждения и институты для оказания помощи реализации прав несовершеннолетними (Уполномоченный по

1 Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июля 1990 г. // СПС КонсультантПлюс, 2017.

правам ребенка, Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, и многие другие).

Государство взяло на себя обязательство в гарантии несовершеннолетнему права на достойную жизнь и свободное развитие, однако данный принцип пока не реализован. Множества государственных гарантий, действующих в настоящее время на федеральном уровне, перекладываются на субъекты РФ, которые реализуют их исходя из своих возможностей. Отменена важнейшая правовая гарантия охраны детства, такая, как «соблюдение и установление государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни несовершеннолетних», что противоречит принципу единства и равенства всех несовершеннолетних перед законом, возможно создает предпосылку дискриминации несовершеннолетних, проживающих в разных субъектах России.

Нерешенным и проблемным вопросом в России является учреждение ювенальной юстиции. Согласно замечанию Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999г. «Комитет рекомендует Государствам-участникам предпринимать все необходимые меры, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно касающегося правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия». Несовершеннолетний имеет право на рассмотрение его дела особым ювенальным судьей, который имеет специальную подготовку для рассмотрения дел, связанных с несовершеннолетними и будет специализироваться только на таких делах.

Согласно Конвенции «О правах ребенка», несовершеннолетние являются привилегированными субъектами права, однако вопреки установлению значительного объема прав, не всегда получается достигать реального благополучия несовершеннолетних. Увеличение безнадзорности, беспризорности, а также правонарушений среди несовершеннолетних происходит в связи с трудностями реализации личных прав несовершеннолетних, а также негативно сказывается на состоянии современного общества в целом.

Проблемным можно считать вопрос в сфере соблюдения прав несовершеннолетних на жизнь и защиту здоровья. Право на жизнь является неотчуждаемым, присущим каждому и фундаментальным в правовом статусе несовершеннолетнего. В законодательстве РФ не достаточно точно определены пределы жизни, т.е. момент начала жизни и момент наступления смерти. Прекращение жизни эмбриона не рассматривается в качестве посягательства на жизнь личности, поскольку правоспособность физического лица возникает в момент появления на свет. Однако следуя положениям ст. 1166 ГК РФ, нотариус выполняет обязанности по охране интересов еще не родившегося наследника, а, следовательно, потенциальный наследник может обладать правами до рождения. Поэтому стоит рассматривать защиту жизни личности еще до его появления на свет.

Право на имя закрепляется международными документами и национальным законодательством и представляет собой важную ценность для каждой личности. Необходимо обеспечить гарантию защиты права на имя как гарантию защиты чести и достоинства личности. Родители не должны нарушать право несовершеннолетнего на имя, действуя в его интересах. Настоящее законодательство РФ не предусматривает правила реализации права несовершеннолетнего на имя, поэтому необходимо внести изменения, касающиеся запрета присвоения имени, не отвечающим интересам несовершеннолетних или унижающих их честь и достоинство.

Каждый несовершеннолетний должен жить и воспитываться в семье. В случаях, когда несовершеннолетний остается без попечения, необходимо обеспечить реализацию такого права. На практике не редко сталкиваются с проблемой реализацией такого права. Нетрудно заметить, что наиболее эффективной формой устройства в семью считается усыновление (удочерение), так как после процедуры усыновления (удочерения) происходит факт родственных отношений. В результате усыновления (удочерения) лицо

принимает на себя обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также приобретает статус родителя по отношению к несовершеннолетнему.

Институт опеки и попечительства существует с давнего времени и позволяет государству обеспечивать несовершеннолетним защиту прав и интересов. Однако опека и попечительство в качестве цели преследует не только восполнение недостающей дееспособности, но и обучение, воспитание, заботу о несовершеннолетнем, защиту прав и его интересов.

Органы опеки и попечительства могут передать несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью, которая создается на основе договора между органами опеки и попечительства и приемной семьи несовершеннолетнего.1 При этом наследственные и алиментные правоотношения не возникают.

Эффективность защиты прав несовершеннолетних зависит от степени координации государством деятельности органов защиты. Единая централизованная федеральная система органов исполнительной власти в сфере опеки и попечительства является приоритетной задачей в сфере реализации прав несовершеннолетних в РФ.

Список литературы

1. Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июля 1990 г. // СПС КонсультантПлюс, 2017.

2. Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право, 2012. № 3. С. 4-7.

3. Геллер М.В. Внесудебный порядок защиты права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье в современном российском законодательстве / М.В. Геллер // Семейное и жилищное право, 2006. № 2.

4. Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции, 2010. № 3. С. 6-8.

5. Тарусина Н.Н. Российское семейное законодательство: основные тенденции развития // Lex russica, 2014. № 3. С. 314-323.

1 Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции, 2010. № 3. С. 6-8.

О реальном положении детей, наличии и остроте детских проблем можно судить по данным статистики, социологических исследований, государственных докладов, докладов Уполномоченного по правам человека и др. Как отмечается в Стратегии 2012 - 2017 гг., только за 10 последних лет численность российских детей сократилась более чем на 6,5 млн. - с 31,6 до 25 млн. Там же говорится, что, по данным Росстата, в 2010 г. среди детей в возрасте до 16 лет доля малообеспеченных превышала среднероссийский уровень бедности. В наиболее уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей, дети безработных родителей, дети-инвалиды, сироты, в том числе социальные. Ярким интегральным показателем условий жизни, развития и социального обеспечения детей является состояние их здоровья. На XVI Конгрессе педиатров России "Актуальные проблемы педиатрии" (2012) были приведены следующие цифры. Каждый десятый ребенок рождается недоношенным или имеет при рождении низкий вес. Ежегодно до 38% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности. С 2000 г. общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 26,6%, а в возрасте 15 - 17 лет - на 97,8%. С требованиями школьных образовательных программ в полном объеме справляются не более 10% детей. Около 30% детей старшего подросткового возраста ограничены по состоянию здоровья в выборе профессии и трудоустройстве, до 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе. Более 40% подростков имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. На состояние детского здоровья, как говорилось на Конгрессе, влияют условия и образ жизни детей: социально-экономические и школьные факторы, характер и качество питания и др.

Бедственное положение детей осознается и озвучивается. На протяжении последних 20 лет в многочисленных официальных документах - программах, национальных планах, концепциях, Стратегии 2012 - 2017 гг. - не только назывались причины бедности детей и семей с детьми, сокращения рождаемости, плохого здоровья родителей и детей, но и предлагались разносторонние конкретные и значимые меры по исправлению сложившегося положения, многие из которых так и не были реализованы.

Несмотря на отдельные существенные решения, принятые в интересах детей, в развитии законодательства отчетливо проявилась и противоположная тенденция. Снижались ранее установленные для детей социальные гарантии, умалялись уже приобретенные ими права (были снижены размеры ежемесячных пособий на детей и ужесточены условия их предоставления; изменились в худшую сторону правила исчисления пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности и по уходу за детьми, были монетизированы социальные льготы для детей-инвалидов и т.п.), ответственность за социальное обеспечение детей передавалась с федерального на региональный или муниципальный уровни, сокращалось финансирование социальной политики или оно было заведомо недостаточным и др.

Известны случаи выхода беременных женщин на акции протеста в связи с изменением правил исчисления пособий по беременности и родам, приведшим к сокращению размеров соответствующих страховых выплат, голодовок родителей из-за невозможности устроить детей в детские дошкольные учреждения и т.п. СМИ ежедневно обращаются к населению за материальной поддержкой детей, умирающих без дорогостоящей медицинской помощи, которая для семьи непосильна и по разным причинам не оказывается бесплатно. Тысячами исчисляются ежегодные отказы женщин от новорожденных детей в родильных домах. В России только по официальным данным производится в год около 1 млн. абортов.

Государство признается в ограниченности возможностей социального обеспечения маленьких россиян, открыто допуская их массовое иностранное усыновление, перед которым дети, лишенные попечения родителей, в силу своей беспомощности и незрелости беззащитны. При этом они лишаются российского гражданства и попадают в чужую для них среду. В течение длительного времени разрешалось прерывание беременности на больших ее сроках по многочисленным официально установленным социальным показаниям: многодетность, неполнота семьи, наличие в семье ребенка-инвалида, безработица одного из родителей, отсутствие надлежащего жилья, малообеспеченность семьи и т.д. Сейчас сохранилось лишь одно социальное показание для отказа от рождения ребенка при большом сроке беременности - факт изнасилования, хотя все названные выше факторы неблагополучия существуют и сегодня, а дети из таких семей, как отмечалось, наиболее уязвимы. Необходимость кардинального улучшения качества жизни детей, в том числе за счет социального обеспечения, дальнейших реальных действий в их интересах, равно как и научных исследований в этой сфере, не требует особых доказательств.

Правовая защита и социальное обеспечение ребенка начинаются с предоставления защиты и необходимых благ беременной женщине. Права ребенка на жизнь и на охрану здоровья плохо совместимы с работой матери во время беременности. В перспективе все беременные женщины, в том числе и не состоящие в трудовых отношениях, в особенности несовершеннолетние, должны получать пособие по беременности, причем с максимально раннего ее срока. Уже сегодня необходимо существенно расширить права учреждений здравоохранения на выдачу листка нетрудоспособности на весь период беременности - по состоянию здоровья женщины, по условиям ее труда либо по рекомендации врача в интересах ребенка.

Оптимальным продуктом питания в первый год-полтора жизни ребенка является материнское молоко, обеспечивающее адекватное развитие его организма при условии рационального питания кормящей женщины. Целесообразно ставить вопрос о предоставлении матери на весь период кормления ребенка грудью пособия по уходу за ним в большем размере, обеспечивающем, помимо прочих потребностей, ее качественное питание. Повышенный размер пособия мог бы стимулировать оптимальное кормление грудных детей.

Для детей раннего (ясельного) возраста жизненно необходимо постоянное присутствие взрослого, что исключает для последнего возможность какой-либо иной регулярной деятельности, в частности оплачиваемого труда на условиях не только полной, но и неполной занятости. В соответствии с Трудовым кодексом РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Однако страховым случаем признается уход за ребенком лишь в возрасте до полутора лет (ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Необходимо согласовать нормы законодательства о труде и социальном обеспечении, признав страховым случаем уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой соответствующего страхового обеспечения застрахованному лицу или его супругу (супруге). Аналогично следует продлить период выплаты этого пособия и лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию.

Наиболее массовым видом социальной поддержки бедных семей является ежемесячное пособие на ребенка, которое назначается в настоящее время в соответствии с региональным законодательством и составляет незначительную часть его официально установленного прожиточного минимума. Представляется, что федеральный законодатель не вправе самоустраниться от установления минимального стандарта ежемесячного пособия на детей в возрасте до 18 лет, по крайней мере для детей из многодетных и неполных семей.

Анализ теории и практики социального обеспечения детей позволяет сформулировать следующее общее правило, которое можно положить в основу развития законодательства о социальных пособиях. Учитывая, что средней заработной платы должно быть достаточно для воспроизводства рабочей силы, включая подрастающее поколение, блага социального обеспечения в виде ежемесячных семейных пособий на детей следовало бы предоставлять в дополнение к заработной плате родителей в тех случаях, когда размеры семьи (число детей) превышают определенный стандарт. В настоящее время таким условным стандартом можно назвать семью с двумя детьми (при двух работающих родителях) или единственного работающего родителя с одним ребенком. Соответственно, ежемесячное пособие должно назначаться на третьего и последующих детей в полной, на второго и последующих детей - в неполной семье без проверки нуждаемости, в заявительном порядке.

При таком подходе малообеспеченной семье ежемесячное пособие на ребенка возможно было бы предоставлять независимо от числа детей, в том числе и на одного ребенка, если у родителей (в неполной семье - родителя) низкая заработная плата или по объективным причинам она вообще отсутствует. Очевидно также, что размеры ежемесячных семейных пособий должны быть сопоставимыми со средствами, достаточными для удовлетворения потребностей ребенка (детей). Исходя из того что в настоящее время официальным минимальным стандартом выступает прожиточный минимум, установленный специально для детей, такое пособие на первых порах могло бы составлять не менее 50% этого минимума. Законодательство о социальном обеспечении детей должно развиваться лишь в направлении его улучшения, увеличения объема и повышения качества предоставляемых благ. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении утраченных прав на блага социального обеспечения или прежнего объема этих благ, а также не допускать в дальнейшем умаления уже имеющихся у детей прав. Возможность реализации в обозримой перспективе названных выше и других многочисленных предложений по совершенствованию социального обеспечения детей и семей с детьми при всей их насущности и обоснованности вызывает большое сомнение в силу ряда причин. Назовем некоторые из них. Дети, как отмечалось, нуждаются в специальной охране и заботе ввиду их физической и умственной незрелости. В связи с этим они не могут осознавать свои реальные нужды и потребности, формулировать и предъявлять требования к государству, отстаивать и защищать свои права и тем самым активно влиять на изменение законодательства в свою пользу. А без лоббирования его развития социальными группами, которые в этом нуждаются, шансы на значимые перемены очень малы.

Другой причиной недостаточного развития социального обеспечения детей следует признать то обстоятельство, что в обыденном представлении ребенок является не столько полноправным гражданином государства, полноценным членом общества, сколько членом малой социальной группы - семьи. Хотя семья признается основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, в особенности детей, в то же время она существует автономно. Дети, как правило, живут с родителями, которые по собственному желанию и без какого бы то ни было согласования с государством или его разрешения произвели их на свет и тем самым приняли на себя ответственность за их судьбу. Поэтому в современном обществе, где многие взрослые люди бездетны, не желают, а зачастую и не могут себе позволить иметь детей, "детские" проблемы считаются частным делом семьи. Естественным является убеждение, что граждане должны соотносить потребность в детях или возможность их появления с наличием собственных финансовых и иных средств и условий, необходимых для их многолетнего содержания и воспитания.

В семейном законодательстве конституционная обязанность заботиться о детях конкретизируется и как обязанность родителей их содержать. Социальное же обеспечение детей выступает в качестве материальной поддержки семьи в тех случаях, когда родители в силу объективных причин не располагают минимально необходимыми средствами для их содержания. В значительном числе случаев, например, когда речь идет об обеспечении ежемесячными семейными пособиями, материальная поддержка предоставляется после проверки нуждаемости, то есть при явной недостаточности собственных доходов семьи. Не принимается во внимание, что само наличие детей, а тем более многодетность, даже при высокой заработной плате родителей нередко превращает семью сначала в малообеспеченную, а затем и в нищую. Соглашаясь с государственной позицией, добросовестные родители пытаются своими силами создать нормальные условия для жизни детей, в том числе и за счет интенсивной трудовой и бытовой нагрузок, ограничений в удовлетворении своих личных потребностей. В то же время миллионами исчисляются и родители, в основном отцы, которые не только проживают отдельно от детей, но и уклоняются от уплаты на них алиментов.

Следует отметить и то, что жизнь, здоровье и благосостояние детей во многом и напрямую зависят от соблюдения законодательства о труде. Нарушение его базовых положений также выступает своеобразной причиной невысокой эффективности социального обеспечения детей. Между тем на рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15%), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов). Во многом все это - следствие прямого нарушения работодателями норм трудового законодательства об охране труда, в особенности женщин, и о справедливой его оплате, то есть тех принципиальных требований, которые отвечают интересам не только работников, но также их детей. Представляется необходимой разработка механизма возмещения Фонду обязательного социального страхования и Пенсионному фонду РФ таких, например, расходов, которые они несут в связи с выплатой пособия по беременности и родам при патологии беременности, вызванной нарушением норм по охране труда женщин, выплатой социальной пенсии и расходов на реабилитацию ребенка-инвалида, если инвалидность обусловлена неблагоприятными условиями труда матери, и т.п. Это не только увеличило бы финансовую базу для соответствующих выплат, но и в большей мере стимулировало бы работодателей к соблюдению законодательства об охране труда.

Что касается положения о справедливой заработной плате, об уровне оплаты труда, то его нарушает и сам законодатель, поскольку устанавливаемый им минимальный ее размер не только не соответствует его же собственному требованию об обеспечении достойного человека существования для него самого и его семьи, но не достигает даже физиологического прожиточного минимума, необходимого для удовлетворения потребностей хотя бы самого работника. Поставленная Стратегией 2012 - 2017 гг. задача сокращения бедности детей и обеспечения им минимального гарантированного дохода должна решаться прежде всего за счет установления механизма реализации положения ТК РФ о справедливой оплате труда. Без решения этого общего, но важного вопроса сфера социального обеспечения в силу ограниченности ее функций и средств не справится с проблемой детской бедности ни сейчас, ни в отдаленной перспективе.

Развитие законодательства о правах детей и семей с детьми с учетом приведенных выше положений должно способствовать более оптимальному учету их интересов в сфере социального обеспечения. Органы социальной защиты населения должны играть активную организующую роль в объединении различных категорий семей с детьми для совместных действий в интересах детей, для решения проблем таких семей за счет самоорганизации и взаимопомощи, в том числе и в качестве социальных работников.

ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАВ ДЕТЕЙ И ИХ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ.

§ 1. Ребенок как специальный субъект права.

§2. Правовой статус ребенка.

§3. Права ребенка в системе прав человека.

§4. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка.

ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА И ИХ ЗАЩИТЫ В РОССИИ.

§ 1. Проблема ювенального права как отрасли современного российского законодательства.

§2. Конституционные основы прав ребенка в Российской Федерации.

§3. Права ребенка в современном гражданском праве.

§4. Права ребенка в современном семейном праве.

§5. Права ребенка в современном трудовом праве.

§6. Права ребенка в современном административном и уголовном праве.

ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИИ.

§ 1. Понятие механизма защиты прав ребенка.

§ 2. Роль Президента Российской Федерации в механизме защиты прав ребенка.

§ 3. Парламентская форма защиты прав ребенка.

§ 4. Защита нрав ребенка Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченными по правам ребенка в субъектах России.

§ 5. Защита прав ребенка в сфере исполнительной власти.

§ 6. Судебная защита прав ребенка.

§ 7. Защита прав ребенка в деятельности неправительственных правозащитных организаций.

§ 8. Международная защита прав ребенка.

ГЛАВА 5. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В

ОБЛАСТИ ПРАВ ДЕТЕЙ И ИХ ЗАЩИТЫ.

§ 1. Цели и принципы правовой политики современной России в области прав детей и их защиты.

§2. Решение проблем прав детей и их защиты на законодательном, программном, управленческом, исполнительском, просвещенческом уровнях.

§3. Создание ювенальной юстиции как насущная задача современной правовой политики России.

ГЛАВА 6. СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ДОГОВОРОВ О ПРАВАХ РЕБЕНКА И ИХ ЗАЩИТЕ.

§ 1. Декларация ООН прав ребенка 1959 года и другие международные акты и документы как правовая база для создания Конвенции ООН о правах ребенка года.

§ 2. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года как основа его правового статуса.

§ 4. Соотношение Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года и российского законодательства.

Рекомендованный список диссертаций

  • Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации: Проблемы теории и практики 2004 год, доктор юридических наук Борисова, Наталья Евгеньевна

  • Политические проблемы защиты детства в условиях глобализации 2004 год, кандидат политических наук Замычкина, Галина Васильевна

  • Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации 2013 год, кандидат юридических наук Данилова, Валерия Александровна

  • Государственное управление в области охраны и защиты прав несовершеннолетних: административно-правовой аспект 2006 год, кандидат юридических наук Таибова, Оксана Юркиновна

  • Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции 2003 год, кандидат юридических наук Новикова, Татьяна Юрьевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ»

Актуальность темы диссертационного исследования. Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей».1

Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них - права ребенка и их защита. История показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида, и что лозунги о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями.

Зарубежная мысль по сравнению с российской раньше осознала важность проблемы прав детей, и международное право тоже раньше стало предусматривать меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. В первую очередь к данной категории относятся дети. Сразу же после первой мировой войны в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях. В 1924 г. принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1959 г. ООН провозглашена Декларация прав ребенка.

1 Антология гуманной педагогики. Монтессори / Сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. М., 1999. С.90-91. 4

Причем, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то в Декларации прав ребенка 1959 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют ее отдельные положения. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. Представляет интерес высказанное в связи с этим мнение, что «никто из современных. правоведов не оспаривает более тот факт, что ребенок является самостоятельным носителем прав - специальным субъектом права».1

Конвенция о правах ребенка, в которой Россия участвует в порядке правопреемства после СССР, имеет прямое действие на территории нашего государства, и Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме. Поэтому сейчас в стране проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих, таким образом, требования Конвенции о правах ребенка. Иначе говоря, наступило время, когда стало крайне важно воплотить в нормах права идею последовательной, основанной на принципах подлинного человеколюбия защиты прав несовершеннолетних, составляющих в Российской Федерации четверть всего населения. Мало того, необходимо усилить правовые гарантии подобного рода защиты.

История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Подобная ситуация характерна сегодня для России. Сохраняется высокий уровень.дифференциации доходов населения, ухудшились показатели здоровья новорожденных и подростков 15-17 лет. Особую тревогу вызывает степень рас" Кобилова С.А., Леонтьева Е.А. Права ребенка и гарантии их защиты в международном и российском законодательстве./Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23-24 апреля 1998 г.). Екатеринбург, 1999. С.219. пространения среди несовершеннолетних алкоголизма, проституции, ВИЧ-инфекции. Растет число больных туберкулезом. Усиливается жестокость и общественная опасность преступлений, совершаемых подростками. Все чаще выявляются факты использования подростков различными преступными группировками. Семейное неблагополучие способствует росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, числа детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, за счет детей, родители которых лишены родительских прав. Нуждается в улучшении положение детей-инвалидов.

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, т. к. Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу.

Нарушения прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. По словам Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, «сейчас в России, какую сферу ни возьми, везде нарушаются права ребенка. Мы столкнулись с чудовищным парадоксом: детей приходится защищать от их же защитников».1

Еще одна «самая острая проблема современной России» отмечена в Послании Президента Федеральному Собранию РФ, прозвучавшем 10 мая 2006 г., главной формулой которого является сбережение народа, и прежде всего поддержка детей и их родителей.

Констатировав, что «в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тыс. человек», Президент обозначил демогра

1 См.: Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в PoccHH//htpp.://www.hro.org/editions/child/2004/07/26.php// 26 июля 2004 г.

2 См.: Российская газета. 2006. 11 мая. фию как своего рода национальный мегапроект, основной приоритет социально-экономической политики на ближайшее десятилетие, ибо «положение в этой сфере критическое». Он предложил целый комплекс административных, финансовых, социальных мер, связанных с улучшением жизни детей и повышением рождаемости.

Все это говорит об особой остроте и запущенности в государственном масштабе проблем, связанных с положением детей в обществе, о крайне серьезном противоречии между стремлением укрепить правовой статус ребенка и реальными условиями его существования - без всякого преувеличения гибельными.

Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью всестороннего и комплексного теоретико-правового исследования проблемы прав ребенка и их защиты в современной юридической науке, анализа их законодательного закрепления, определения роли составных элементов механизма защиты прав ребенка как инструментов укрепления его правового статуса и выработки научных и практических рекомендаций по повышению в новых общественных условиях эффективности обеспечения прав ребенка как основы будущего поколения.

Степень научной разработанности темы. Становление общеправовой теории прав ребенка, отражающей новую политическую ситуацию в России и новый научный подход к ребенку как специальному субъекту права, началось лишь в середине 90-х г.г. прошлого столетия, когда, после принятия Конвенции ООН о правах ребенка, стали появляться сборники документов, иллюстрирующих ее содержание, и публикации, связанные с положением ребенка в обществе и семье, его правовым статусом, охраной и защитой его прав и законных интересов, становлением в России ювенальной юстиции (В.И. Абрамов, Ю.Ф. Беспалов, Н.Е. Борисова, Е.Б. Бреева, О.В. Бутько, И.К. Городецкая, Ю.А. Дмитриев, В.Д. Ермаков, C.B. Захаров, A.B. Кортунов, Э.Б. Мельникова, A.M. Нечаева, Е.М. Рыбинский, С.А. Сорокин, З.К. Шнекендорф и др.).

Определенный вклад в развитие теории прав ребенка внесли защищенные в последующие годы кандидатские диссертации, написанные с общетеоретических правовых позиций (О.В. Бутько, Л.Ю. Голышева, В.В. Кулапов, Е.А. Лак-тюнкина, Е.В. Марковичева, Ю.И. Стародубцев) и раскрывающие отдельные аспекты проблемы прав ребенка и их защиты.

Однако условия в стране изменились, что в свою очередь повлекло за собой изменения законодательства в данной области, что, безусловно, требует его осмысления и комплексного анализа.

Многочисленные публикации в современных средствах массовой информации и научной литературе о бедственном положении детей и нарушениях их прав свидетельствуют о настоящей национальной катастрофе, которая носит затяжной характер. Поэтому актуальной задачей являются сегодня обобщение теоретических положений и выработка на их основе рекомендаций по практической реализации принятых законов и намеченных государством мер.

Отрадно, что за последнее десятилетие защищены три докторских диссертации по проблемам, связанным с правами ребенка. Однако они выполнены в рамках отдельных отраслевых дисциплин: по семейному (Ю.Ф. Беспалов, A.M. Нечаева) и конституционному (Н.Е. Борисова) праву, т. е. права ребенка и их защита не стали предметом комплексного общетеоретического анализа. Такое исследование впервые предпринято в настоящей работе.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией и обеспечением прав ребенка в России.

Предмет исследования - права ребенка и их защита как правовые явления в современном научном понимании; законодательное закрепление прав ребенка в российском и международном праве и их соотношение; ювенальная правовая политика и механизм защиты прав ребенка в России.

Целью диссертационного исследования является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в российском и международном праве, эффективности механизма их защиты, а также выработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование предпринимаемых Российским государством и обществом в этом направлении мер, имеющих важное социально-культурное значение.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, отражающие основные идеи и аспекты исследования: сформулировать социально-правовые понятия, относящиеся к предмету исследования; уточнить категориально-понятийный аппарат, используемый в юридической науке; рассмотреть исторический процесс правового регулирования отношений в сфере детства, уделив особое внимание анализу положения детей в современном российском обществе, определению сфер жизнедеятельности, в которых происходит нарушение их прав, и определению мер, которые необходимо предпринять для исправления ситуации; раскрыть содержание некоторых теоретических концепций о ребенке как специальном субъекте права, его правах в системе прав человека, их обеспечении и механизме защиты, правовом статусе, внеся при этом авторские уточнения по отдельным научным позициям; проанализировать законодательное закрепление прав ребенка и их защиты в современном российском конституционном, гражданском, семейном, трудовом, административном, уголовном праве; аргументировать авторский взгляд на ювенальное право как отрасль современного российского законодательства; раскрыть содержание и формы деятельности различных субъектов -звеньев единого механизма защиты прав ребенка в России (Президент, Парламент, Уполномоченный по правам человека в РФ и Уполномоченные по правам ребенка в субъектах России, органы исполнительной и судебной власти, неправительственные правозащитные организации, международные институты); определить степень эффективности данного механизма; охарактеризовать цели и принципы современной правовой политики России в области прав детей и их защиты, определить пути ее реализации государством и обществом на законодательном, программном, управленческом, исполнительском, просвещенческом уровнях; обосновать необходимость создания в России ювенальной юстиции как насущную задачу современной правовой политики государства; показать соотношение российских и международных нормативных актов и договоров о правах ребенка и их защите, уделив при этом особое внимание анализу имплементации норм Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. в российское законодательство; сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования и практического обеспечения прав ребенка и их защиты в России.

Методологической основой исследования явилась совокупность методов, известных в настоящее время научному поиску, адаптированных применительно к специфике изучаемого предмета - правам ребенка и их защите. Основным методом познания послужил всеобщий диалектический метод, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстракция. Кроме того, использовались системный, структурно-функциональный, статистический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-логического толкования, историко-правовой методы.

Нормативную базу диссертационного исследования составили международные правовые акты по правам ребенка и их защите универсального и регионального, общего и специального характера, отдельные правовые акты дореволюционной России, СССР, РСФСР; Конституция РФ 1993 г., соответствующие российские законы и подзаконные акты федерального и регионального уровней, а также правовые акты Верховного Суда РФ.

Эмпирическая база работы основана на социально-правовой практике, обобщении опыта деятельности различных международных, государственных и общественных структур: ООН и ее подразделений, в частности Комитета по правам ребенка, Совета Европы и его Европейского Суда по правам человека,

Совета глав правительств СНГ и его Комиссии по правам человека, Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства и ведомств РФ, Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам ребенка в субъектах России, Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, международных и российских неправительственных правозащитных организаций.

Специально изучалась деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел различного уровня. Важная информация об отдельных сторонах, касающихся прав ребенка, почерпнута из докладов Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам ребенка в субъектах России, иных государственных и альтернативных им докладов, а также из публикаций фактического, статистического и социологического характера в различных средствах массовой информации.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, исследовавших различные аспекты проблемы прав ребенка. Комплексный характер темы предопределил обращение к источникам различных научных отраслей знаний - от юридических до исторических, политологических, социологических, педагогических и др.

Большое методологическое значение для исследования прав ребенка имели работы отечественных ученых - теоретиков права, специалистов в области прав человека: В.Д. Ардашкина, А.Г. Бережнова, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, С.А. Глотова, Л.И. Глухаревой, В.А. Карташкина, С.А. Комарова, В.А. Кучинского, Е.А. Лукашевой, В.Д. Мазаева, Г.В. Мальцева, Н.И. Ма-тузова, A.C. Мордовца, P.A. Мюллерсона, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинско-го, A.B. Стремоухова, Б.С. Эбзеева и др.

Базой для выполнения многих разделов работы послужили публикации ученых-теоретиков права и специалистов отраслевых юридических дисциплин:

Д.А. Авдеева, С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, Е.А. Баллаевой, В.П. Беляева, В.М. Ведяхина, A.A. Воротникова, A.C. Гавер-довского, В.Д. Горобца, В.Т. Кабышева, Д.А. Керимова, B.II. Кудрявцева, B.JI. Кулапова, Д.А. Липинского, А.Б. Лисюткина, A.B. Малько, Т.Д. Матвеевой, A.B. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, C.B. Полениной, А.Х. Саи-дова, В.А. Сапуна, И.Н. Сенякина, В.Н. Синюкова, В.М. Сырыха, В.А. Туманова, Р.Л. Хачатурова, О.И. Цыбулевской, В.М. Шафирова и др.

Особо значимыми в процессе исследования истории регулирования отношений в сфере детства были труды российских ученых-юристов конца 19 -середины 20 в.в.: М.М. Агаркова, П.В. Гидулянова, С. Григоровского, М.Ф. Владимирского-Буданова, Д.А. Дриля, А.И. Загоровского, В. Зензинова, С.Е. Копелянской, Н.М. Коркунова, A.A. Котляровского, П.И. Люблинского, Д.И. Мейера, К. Неволина, И.Б. Новицкого, А.И. Пергамент, К. Победоносцева, П.В. Рабинович, Г.М. Свердлова, В.И. Семеновского, В. Сергеевича, B.C. Тадевося-на, Б.Н. Чичерина, Н.В. Яблокова и др.

Весьма плодотворным явилось обращение к отдельным аспектам прав ребенка, проанализированным в научных исследованиях но отраслям российского права такими учеными, как О.С. Антюфеева, Г.В. Богданова, Б.А. Булаев-ский, О.И. Величко, С.А. Возмилова, C.B. Волкова, Ю.А. Дмитриев, Т.И. Дружинина, Н.М. Ершова, В.В. Иванов, O.A. Кашанина, Е.А. Кондратьева, Н.В. Кравчук, Е.И. Куприянова, В.А. Лазарева, Ю.Е. Лапин, А.З. Лысова, Г.П. Макаров, М.М. Махмутова, Е.В. Микитова, Л.Ю. Михеева, М.А. Морозова, Р.В. Морозова, М.В. Немытина, Л.М. Пчелинцева, A.M. Рабец, В.Д. Рузанова, Н.М. Савельева, H.H. Савельева, М.Н. Садовникова, Е.Э. Терещенко, Т.В. Ткаченко, А.Ю. Томилов, Е.В. Тресцова, Н.И. Туктарова, O.A. Федорова, Б.Т. Худояров, А.Ю. Чапышкин, Г.Ш. Чернова, Е.А. Чефранова, A.M. Эрделевский, Н.Г. Яковлева и др.

При рассмотрении истории создания и перспектив развития в России ювенальной юстиции ценными оказались публикации О. Ведерниковой, Е.А. Великовой, Г.Н. Ветровой, Л.М. Карнозовой, A.B. Кирнос, Р. Максудова, Э.Б.

Мельниковой, Ю.Е. Пудовочкина, В.В. Ткачева, М.Ю. Флямера, Н.Л. Ханана-швили и др.

Общее представление о правовом статусе ребенка, в том числе и о его правах, в различных правовых системах было почерпнуто в работах следующих зарубежных авторов: Б. Барбары, Ж. Баттогтоха, М. Блэка, Н. Кантвелла, Б. Кларка, Л. Лейбланка, М. Пайса, Т. Плата, Д. Старма, Д. Тодреса, X. Трипеля, Ф. Фабрициуса, Е. Ферхеллена, Т. Хаммарберга, С. Харта, Э. Цоллера, Ш. Ша-бо, Р. Шельдена, М. Шийко-Окруха, Д. Штурма, М. Эрли, а также российских авторов по международному праву: А.Я. Азарова, В.В. Бойцовой, Н.В. Гариной, С.А. Кобиловой, С.Ю. Колосовой, Ю.М. Колосова, Е.А. Леонтьевой, М.Н. Ма-леина, Т.А. Титовой, О.И. Тиунова и др.

Однако следует заметить, что многие из исследований названных ученых проводились в советский период развития нашей страны применительно к тем общественным условиям и требованиям официальной идеологии. Поэтому в новой исторической обстановке необходимо переосмысление некоторых теоретических положений в соответствии с современными российскими реалиями.

Научная новизна диссертации обусловлена решением проблемы комплексного общетеоретического анализа прав ребенка как правового института, их нормативного закрепления в российском и международном законодательстве, эффективности механизма защиты, выдвижением автором некоторых новых положений теории и практики прав ребенка. В таком - комплексном теоретико-правовом, имеющем важное социально-культурное значение - аспекте права ребенка и их защита ранее не исследовались.

Проанализированы и сформулированы новые либо уточненные определения основных социально-правовых категорий, используемых в юридической науке и относящихся к предмету исследования, нетрадиционные подходы по отдельным научным позициям. Впервые заявлено о выделении ювенального права как комплексной отрасли современного российского законодательства. Предложена авторская концептуальная модель деятельности Российского государства и общества по решению проблемы обеспечения прав ребенка и их защиты на законодательном, программном, управленческом, исполнительском, просвещенческом уровнях.

Впервые осуществлен полный системный анализ имплементации в российское законодательство норм Конвенции ООН о правах ребенка как основного международного правового акта о правах ребенка и их защите. Сделаны теоретически значимые выводы по ряду частных вопросов, недостаточно изученных либо не являвшихся ранее предметом научного анализа; сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного закрепления и практического обеспечения реализации прав ребенка и их защиты в России.

Выводы и положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа многочисленных источников научной литературы и нормативных правовых актов автором установлено, что права ребенка как ценность и юридическая категория в России оформились лишь в 90-х г.г. минувшего столетия. В досоветский период ее развития ребенок был объектом родительской власти, в советской России - объектом государственной политики. И только после принятия Конвенции ООН о правах ребенка, закрепившей его в качестве субъекта прав, в нашей стране начался процесс приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов в данной области.

2. Диссертант предлагает для определения правового статуса особого субъекта права, каковым является лицо до достижения им возраста 18 лег, использовать универсальную категорию «ребенок» (во множественном числе «дети»). Употребляемые в российском законодательстве категории «малолетний» и «новорожденный», «ребенок до 1 года», «ребенок до 5 лет», «подросток», «несовершеннолетний» и другие охватываются этим общим понятием «ребенок».

3. По мнению соискателя, положения ст. 17 Конституции РФ позволяют сделать вывод о том, что правовой статус ребенка вытекает из правового статуса человека и гражданина с учетом возрастных ограничений. В таком контексте под правовым статусом ребенка автор понимает совокупность его прав и обязанностей, зафиксированных государством в юридической форме. Ребенок обладает общим (конституционным), отраслевым, специальным (родовым) и индивидуальным правовыми статусами.

Выделяя традиционно общий (конституционный) статус ребенка, мы тем не менее видим его известную условность из-за отождествления конституционных прав взрослых граждан и детей (в Конституции РФ практически отсутствуют, за некоторым исключением, нормы о правах ребенка), поэтому полагаем, что корректнее было бы говорить о конституционных основах прав ребенка в России.

4. Права ребенка определяются в диссертации как права человека применительно к детям. Понимая, что такое краткое определение не раскрывает всей сущности прав детей, достоинство данной формулировки автор видит в том, что она позволяет признаки, характерные для субъективных прав личности вообще, перенести на признаки прав ребенка с учетом его возрастного фактора -несовершеннолетия.

5. Дефиниция термина «защита прав» также отсутствует в российском законодательстве, хотя оно использует его довольно часто. Диссертант понимает под защитой прав ребенка комплексную систему мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации его субъективных прав, включающую судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданских прав.

6. Соискатель определяет правовую политику в области прав детей и их защиты как научно обоснованную, нормативно закрепленную и последовательно осуществляемую деятельность государственных и муниципальных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением и защитой прав детей.

По мнению автора, в цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях должны решаться государством и обществом, по крайней мере, на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просвещенческом, которые предполагают определенные конкретные правовые механизмы.

7. В условиях отсутствия в России специального ФЗ «О правах ребенка» (а ребенок - существо специфическое и в материальном, и в процессуальном плане) необходим специальный механизм правового закрепления и регулирования его прав и их защиты - ФЗ «О правах ребенка». В результате анализа от-5 раслевого законодательства, закрепляющего права ребенка и их защиту в России, представляется чрезвычайно важным:

В формате конституционного права - разработать и закрепить четкие правовые гарантии, обеспечивающие защиту права детей на жизнь (в связи с вооруженными конфликтами, террористическими актами); защиту от злоупотребления свободой массовой информации, наносящей вред несовершеннолетним; государственную поддержку молодежных и детских объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, на сегодняшний день выпавших из объектов государственной поддержки;

В семейном праве - во-первых, единообразно решить на федеральном уровне вопрос о минимальном возрасте для вступления в брак при наличии особых обстоятельств лицам, не достигшим брачного возраста (сегодня этот вопрос по-разному решается в законодательстве субъектов), и во-вторых, изменить редакцию ст. 152 СК РФ, определив федеральное финансирование оплаты труда приемных родителей и льгот приемным семьям;

В гражданском праве - изменить редакцию ст. 27 ГК РФ, указав, что занятию предпринимательской деятельностью должна предшествовать процедура эмансипации;

В трудовом праве - в современной общественной ситуации, характеризуемой незанятостью огромной массы подростков, тщетно пытающихся трудоустроиться, практически решить вопрос о квотировании для них рабочих мест в организациях всех правовых форм и форм собственности;

В уголовном праве - в связи с дискутируемым в обществе вопросом о понижении порога юридической ответственности считаем нецелесообразным принятие соответствующих поправок в УК РФ;

В уголовно-процессуальном праве - ст. 5 УПК РФ следует дополнить, поскольку в уголовном процессе несовершеннолетние могут участвовать и в качестве свидетелей.

Кроме того, все еще действует Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., морально устаревшее и не отражающее реалий фактического правового статуса современных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поэтому совершенно очевидна потребность в ускорении принятия ФЗ «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел - основного субъекта правовой защиты прав ребенка по линии милиции общественной безопасности регулируется Инструкцией но организации работы ПДН ОВД, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569, которая не содержит обособленной нормы о функциях ПДН. Необходимо поэтому разработать новый статутный нормативный акт по линии МВД -Положение о милиции общественной безопасности, в котором ликвидировать указанный изъян.

Российская Федерация является членом Совета Европы с 28 февраля 1996 г. Однако до сих пор, к сожалению, она не ратифицировала ни один из договоров Совета Европы, касающихся проблем ребенка. Полагаем, что последовательная ратификация стандартов Совета Европы в области прав ребенка должна стать одним из приоритетов российской политики в ближайшее время. Диссертант вносит и другие законодательные предложения в п. 9, 13, 14 положений, вынесенных на защиту.

8. В исследовании доказывается, что ювенальное право - это комплексная отрасль современного российского законодательства как совокупность нормативных правовых актов, относящихся к одному предмету правового регулирования - отношения с участием детей.

9. Обосновывается положение о необходимости создания ювеналыюй юстиции как подсистемы общего правосудия, как наиболее эффективной формы судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей. А для этого следует принять пакет законов по ювеналыюй юстиции (ФКЗ «О внесении дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов, ФКЗ «О ювенальных судах в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции»),

10. По мнению автора, действие Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 г.г. как плана намеченной деятельности для всех заинтересованных органов власти необходимо продлить, усилив ее социально-экономическую составляющую в свете программных положений, содержащихся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г.

11. Диссертант полагает, что под механизмом защиты прав ребенка следует понимать систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав. Другими словами, речь идет о системе средств социальной и правовой защиты прав ребенка. При этом социальная защита - это система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих детям условия для преодоления трудной жизненной ситуации. А понятие правовой защиты можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами.

12. Обеспечение функционирования данного механизма в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту прав ребенка, и реализуемых ими форм. Сложность проблемы здесь состоит, во-первых, в том, что нет единой системы субъектов, ориентированной только на решение этой социально важной задачи. Вторая проблема заключается в отсутствии взаимодействия между органами, призванными защищать права ребенка, в том, что не удается объединить звенья единого механизма защиты в одну цепочку и распределить между ними компетенцию в соответствии с ветвями и уровнями власти, исключив одновременно дублирование и параллелизм в работе.

13. Координирующим органом, по нашему мнению, могла бы стать Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а контролирующими институтами - Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и аналогичные Уполномоченные в каждом ее субъекте, о необходимости учреждения должностей которых мы говорим далеко не первыми. В таком случае необходимо принятие соответствующего федерального закона. Не лишними оказались бы и специальные независимые центры общественного контроля за обеспечением прав ребенка в регионах и федеральный Общественный совет при Президенте РФ по проблемам детства.

14. Позитивно оценивая деятельность неправительственных правозащитных организаций по защите прав ребенка, мы считаем, что для российских правозащитников остается проблематичным вопрос взаимодействия их с государственными учреждениям из-за отсутствия качественно новой парадигмы отношения государства к правозащитным организациям, предполагающей стабильные и профессионально построенные правовые механизмы сотрудничества. А для этого необходимо принятие ФЗ «Об основах системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными правозащитными организациями».

15. Обучать школьников правам человека и правам ребенка, как этого требует жизнь, должны выпускники педагогических вузов, колледжей и училищ с привлечением юридических кадров. А будущие учителя права человека и права ребенка не изучают. Поэтому необходимо ввести в учебные планы школы и профессиональных педагогических и юридических образовательных учреждений курсы «Права человека» и «Права ребенка», внеся коррективы в действующий ГОСТ.

16. Проведенный нами анализ имлементации в российское законодательство норм Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. как основного международного документа в исследуемой области позволяет сделать следующие выводы: имплементация конвенционных норм в России осуществляется не через непосредственное действие, а посредством трансформации норм Конвенции в нормы российского законодательства, т. е. осуществлением внутригосударственных российских норм во исполнение международно-правовых; на сегодняшний день российское законодательство в основном соответствует базовым стандартам Конвенции о правах ребенка. Конечно, при этом имеется еще достаточно «ниш для заполнения», для приведения российского законодательства в полное соответствие с требованиями Конвенции; механизм обеспечения прав ребенка не всегда регламентирован российским законодательством в том объеме и с той тщательностью, которые предполагаются исходя из понятия его «особой» защиты.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно является определенным вкладом в развитие общей теории прав ребенка как перспективного научного направления. Являясь теоретико-правовым исследованием, диссертация имеет комплексный характер, т. к. в ней подвергнуто анализу нормативное закрепление прав ребенка и их защиты в международном и внутригосударственном российском конституционном, гражданском, семейном, трудовом, административном, уголовном, гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Таким образом, при анализе общетеоретических аспектов темы автор опирался на отраслевые юридические науки, использовал их опыт правоприменительной и правозащитной практики, законодательство, ибо многие права граждан, в том числе детей, носят междисциплинарный характер, они изучаются и реализуются во всех отраслях права, имея при этом свою специфику.

Здесь диссертант исходил из всеми признанного положения о том, что общая теория государства и права не только не должна отрываться от отраслевых дисциплин, а, напротив, базироваться на них, использовать их фактические данные, эмпирический материал, конкретику. В свою очередь, последние обязаны руководствоваться выводами и категориями общей теории. Налицо взаимная, двухсторонняя связь и взаимодействие.

В диссертации системно изложено функционирование механизма защиты прав ребенка в России, определены составляющие его элементы, проанализирована их деятельность и выдвинуты предложения по совершенствованию и координации усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в сфере защиты прав детей, которые могут иметь важное социально-культурное значение. В работе значительное внимание уделено формированию и уточнению понятийного аппарата исследуемой проблемы.

Материалы диссертации могут служить основой для последующего научного поиска в данной гуманитарной области и тем самым способствовать интенсификации решения проблем, связанных с реализацией прав ребенка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при формировании дальнейших мер российской правовой и государственной политики в области прав ребенка и их защиты, приняты во внимание в правотворчестве при разработке и совершенствовании российского законодательства.

Сформулированные в работе выводы и предложения могут найти практическое воплощение в правоприменении, в деятельности работников государственных и муниципальных специализированных детских учреждений, социальных работников, правозащитников и других заинтересованных лиц.

Материалы диссертации могут быть востребованы в процессе профессиональной подготовки кадров юристов, государственных служащих, педагогов, социальных работников и других специалистов, в научно-исследовательской работе, в преподавании юридических учебных предметов (теория государства и права и др.), а также спецкурсов по проблемам прав человека и прав ребенка.

Результаты исследования могут быть применены в системе правового образования в современной российской школе при изучении прав ребенка, при формировании у широких слоев населения культуры прав человека и прав ребенка и предполагают привлечение внимания научной общественности к вопросу о необходимости включения в государственные образовательные стандарты школ и профессиональных юридических и педагогических образовательных учреждений разного уровня самостоятельных учебных предметов «Права человека» и «Права ребенка».

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории государства и права Саратовской государственной академии права. Ее основные результаты изложены в 47 опубликованных работах автора общим объемом 75 п. л.

С наиболее важными выводами, сделанными в исследовании, соискатель выступал на международной научно-практической конференции «21 век: Россия и Запад в поисках духовности» (Пенза, 2003 г.); всероссийском научно-практическом симпозиуме «Проблемы социализации в нестабильном обществе» (Пенза, 1995 г.); всероссийских научно-практических конференциях: «Региональные программы развития образовательных систем» (Пенза, 1992 г.), «Общество. Государство. Личность» (Пенза, 2004 г.), «Профессиональная подготовка учительства: история, современность, перспективы» (Пенза, 2005 г.), «Профессиональная подготовка учительства: история, теория, практика» (Пенза, 2006 г.); региональной научно-практической конференции «Вуз и школа: новые направления взаимодействия» (Пенза, 1995 г.); областных научно-практических конференциях: «Дети Пензенской области» (Пенза, 2001 г.), «Дети, семья, общество - проблемы духовности» (Пенза, 2004 г.); городской научно-практической конференции «Социальная среда и воспитание школьников: проблемы, поиски, опыт» (Пенза, 1995 г.); вузовской научной конференции «Человек и его права в современном мире» (Пенза: ПФ МНЭПУ, 1998 г.); «круглом столе» «Правовая политика: концепция и реальность» (Саратов: СФ ИГП РАН, 2004 г.).

Материалы диссертационного исследования используются автором в преподавательской работе при чтении лекций и ведении семинарских занятий по курсам «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Философия права», «Семейное право», «Право социального обеспечения» в вузах г. Пензы.

Основные идеи работы докладывались на семинарах-практикумах, организуемых Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Пензенской области для работников районных и городских комиссий и внедряются в практику функционирования Пензенского регионального отделения Международной общественной организации «Союз социальной защиты детей» и Пензенского областного отделения Общероссийского общественного фонда «Российский Детский Фонд» как институтов гражданского общества.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

  • Конституционно-правовой механизм защиты основных прав человека и гражданина в Российской Федерации и ее субъектах: На примере Республики Татарстан 2003 год, кандидат юридических наук Шаймарданов, Камиль Дамирович

  • Правовое обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации 2003 год, кандидат юридических наук Марковичева, Елена Викторовна

  • Конституционно-правовой режим социального сиротства в России 2007 год, кандидат юридических наук Яковлева, Надежда Владимировна

  • Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ 2006 год, кандидат юридических наук Лобанова, Татьяна Валерьевна

  • Конституционно-правовая защита несовершеннолетних в современной России: на примере Центрального федерального округа 2010 год, кандидат юридических наук Дегтярева, Леся Николаевна

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Абрамов, Владимир Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение прав ребенка и их защиты в России позволяет сформулировать определенные выводы и внести предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ, а также его применению.

Кризисное состояние современного реформируемого российского общества больше всего отражается на самой слабой и беззащитной категории населения - детях. Нестабильность социально-политической обстановки, экономический кризис и другие факторы заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации.

Указанные факторы, наряду с такими особенностями, как физическая и психологическая беспомощность детей, в особенности малолетних, предопределяющая их зависимость от родителей (либо лиц, их заменяющих), не могут не способствовать тем существенным нарушениям прав ребенка, которые традиционно существовали и которые мы констатируем в настоящее время.

Положение детей в России можно охарактеризовать как кризисное. С экономической точки зрения - у черты бедности или за ней оказалось около половины семей, имеющих детей. С демографической - падает рождаемость и уменьшается общая численность населения, ухудшается здоровье детей, высок уровень младенческой и детской смертности. С социальной - разрушается система оздоровительного отдыха, детского спорта, дошкольного воспитания; снижается качество образования, теряется его престиж, усиливается отсев учащихся из школы; наметились негативные тенденции в социокультурной сфере, в воспитании подрастающего поколения из-за утраты нравственных идеалов; усиливаются негативные процессы в брачно-семейной сфере, т. е. увеличивается число разводов, снижается количество браков; обострились проблемы социального сиротства; растет и феминизируется подростковая и детская преступность и т. д.

Российское политическое руководство демонстрирует понимание всей остроты данной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение. Так, например, еще в 1999 г. Президент РФ, заявляя об основных направлениях политики России, отметил: «Отношение к вопросам детства - лакмусовая бумажка всей социальной политики государства.».1

Поэтому сегодня, как никогда, нужна конкретная программа действий, которая должна объединить усилия всех государственных органов и общественных организаций в решении вопросов создания условий для достойного уровня жизни детей и действительного обеспечения реализации их прав.

Анализируя положение детей в России, следует прежде всего отметить, что за последние годы на государственном уровне были предприняты определенные меры по исправлению ситуации. Они осуществлялись на законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просвещенческом уровнях. Но приходится констатировать недостаточность и малую продуктивность используемых государством для этого средств.

На современном этапе правовая база российского законодательства в ювенальной сфере представляет собой недостаточно совершенный и качественный по своему содержанию, хотя и довольно широкий, спектр нормативных правовых документов. Оно включает нормы различных отраслей права и, следовательно, имеет комплексный характер. Проведенное нами изучение юве-нальных законов и иных нормативных правовых актов показало, что в них не проводится четкой, целостной государственной политики, ориентированной на обеспечение прав ребенка и их повышенную защиту. Кроме того, явным пробелом в данной сфере правоотношений является отсутствие специального правоприменительного механизма, позволяющего ребенку установленные Конституцией и законодательством права обратить в реальность. В основном, такие правовые нормы введены там, где формально это необходимо было сделать, однако их регламентация также носит абстрактный характер и не рассчитана на ре

1 См.: Послание Президента РФ от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох» (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)//Российская газета. 1999. 31 марта. альное применение предписаний.

Кроме того, выявляется явная несогласованность, отсутствие единства правовых принципов и положений, взаимосвязи и взаимодополняемости норм, предписанных различными правовыми документами, в первую очередь законами. Тот факт, что законодательство формируется и совершенствуется юристами различных специализаций (трудовое и семейное право, гражданское и уголовное и т. п.), приводит к тому положению, что такой комплексный и сложный институт, как защита прав детей, в основном регламентируется разрозненными «кусками», составляющими различные части отдельных законов. Причем зачастую происходит дублирование отдельных элементов правового статуса ребенка (например, гражданским и семейным правом). Таким образом, российскому законодателю еще предстоит немало сделать для развития и совершенствования правовой базы отношений с участием детей.

Современные федеральные программы, целью которых является укрепление положения детей в России, несомненно, должны внести весомый вклад в развитие реальной разработки системы предупреждения нарушения прав детей, улучшение их социального положения, профилактики посягательств на самые главные, жизненно важные их права. Но, между тем, отсутствие достаточного государственного финансирования, нестабильность экономики, разрушение нравственных основ, повлекшее массовую деморализацию общества, и другие объективные факторы, характерные для современной России, не благоприятствуют составлению положительного прогноза на ближайшее время в решении этой важной социально-культурной проблемы.

Тем не менее, учитывая все вышеизложенные негативные характеристики современной ситуации в России, диссертационное исследование ориентировано на конструктивное решение некоторых наиболее значимых проблем, касающихся сферы обеспечения прав ребенка в России. В каждом из разделов работы содержатся предложения по совершенствованию законодательства и правоприменения. Данные рекомендации направлены на восполнение пробелов, которые допущены законодателем в тех случаях, когда, например, не учтены интересы ребенка либо их защита снижена в сравнении со взрослыми субъектами права.

В частности, в диссертации обосновывается необходимость создания ювенальной юстиции, что является насущной задачей современной российской правовой политики в области детства. Основное отличие ювенального суда от обычного мы видим в том, что тот рассматривает ребенка не как объект для репрессий, а как субъект реабилитации. Специальные меры уголовно-правового воздействия (по большей части воспитательной и восстановительной направленности), особые процедурные нормы, регламентирующие процесс расследования и судебного разбирательства, а также создание системы специализированных судебных органов дадут возможность уберечь однажды оступившегося ребенка от совершения повторных ошибок.

Следует отметить, что главное на сегодняшний день в России - то, что в деятельности ее органов представительной и исполнительной власти всех уровней еще нет должного внимания к проблемам детства. Это внимание должно проявляться в совместной разработке и реализации комплексных и целевых программ, принятии нормативных актов, создании сети новых учреждений социального обслуживания и досуга детей.

Необходим постоянный сравнительный мониторинг положения детей в России при содействии государственных и неправительственных структур общества. Государственная социальная и правовая политика вообще, и по отношению к детям в частности, должна определяться и осуществляться на основе конструктивного научного анализа, оценки и прогнозирования.

Было бы правильным предложить обществу и государству внимательно отнестись к ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, которая устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой же статьи Конвенции возлагает на государства-участников обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация выполняет указанные требования Конвенции не в полном объеме.

Это требование времени и важнейший механизм прогресса Российского государства, которое обладает необходимыми ресурсами и программами действий. Надо только перейти от слов к делу, тогда можно будет решительно изменить положение детей всего за одно поколение.

Исследование в диссертации механизма защиты прав ребенка в России, результатом функционирования которого должен стать правовой режим защищенности прав и законных интересов детей, привело нас к выводу о том, что, хотя в России действует достаточное количество органов, призванных защищать права ребенка, проблема заключается в отсутствии взаимодействия между ними. Поэтому должна быть преодолена разобщенность государственных органов, социальных, психологических, педагогических и медицинских служб, ведущих работу с детьми, и осуществлена их интеграция в единый механизм защиты прав ребенка.

Таким образом, налицо комплексный характер решения исследуемой нами проблемы, в то время как органы государственной власти в основном предпринимают попытки разрозненного, узко специализированного воздействия на отдельные ее аспекты. Как нам видится, такой подход является на современном этапе одной из главных ошибок, препятствующих достижению какого-либо положительного эффекта.

Для достижения цели всестороннего и полноценного обеспечения прав и законных интересов ребенка на современном этапе необходима координация действий органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий и общественных организаций, основанная на единообразной, идеологически обоснованной правовой базе.

Проводя анализ соотношения российских и международных нормативных актов о правах ребенка и их защите (в частности, Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.),мы пришли к выводу, что в основном и целом требования конвенционных норм реализуются в российских ювенальных нормах, хотя предстоит еще много усилий по полному приведению положений Конвенции ООН о правах ребенка в соответствие с российской государственно-правовой действительностью. При этом следует указать на исторически преемственный, международный характер исследуемой нами проблемы, ее взаимосвязь с глубочайшими проблемами функционирования государства и общества фактически любого этапа развития. Нетрудно спрогнозировать, что как в ближайшем, так и в отдаленном будущем для абсолютного большинства государств мирового сообщества вопросы защиты прав ребенка как полноценной личности будут крайне актуальны.

Вообще, институт прав ребенка прошел длительный путь в своем развитии, и становление его на сегодняшний день еще не закончено. Исследование истории правового регулирования отношений в сфере детства в российском обществе позволило уяснить генезис вопроса, выявить многообразные обстоятельства, влияющие на непосредственное положение дел с правами ребенка как важной социально-культурной плоскости жизнедеятельности.

Так как диссертация представляет собой комплексное теоретико-правовое исследование прав ребенка и их защиты, то изложение основных теоретических положений осуществлено с учетом концептуальных подходов, сложившихся в общей теории права и отраслях юридической науки. При этом на основе авторских уточнений сформулирован или переформулирован категориально-понятийный аппарат, относящийся к предмету исследования: ребенок, его правовой статус и права, их охрана, защита, гарантированность и обеспечение, механизм защиты прав ребенка, ювенальное право, ювенальная юстиция и др. Необходимость авторской разработки этих определений была вызвана тем, что в юридической литературе встречается неодинаковое понимание и соответственно различное толкование этих понятий, т. к. в российском законодательстве отсутствуют, к сожалению, дефиниции данных терминов, хотя законодатель использует их довольно часто.

Исследование убедительно подвело нас к мысли о том, что органичной частью правового образования в современной российской школе должно являться изучение прав ребенка в начальном и среднем школьном звене и прав человека - в старших классах. При этом следует объединить усилия представителей юридической и педагогической наук для написания пособий и для учителей и для учащихся по этим учебным курсам.

Мы часто говорим: дети - наше будущее. Это так, но ведь они - это прежде всего наше настоящее, сегодняшнее. Если государство и общество не сделают все необходимое для удовлетворения их интересов и потребностей, завтрашнего дня у них может и не быть.

Находясь в начале XXI в., все мы преисполнены надеждой, что Российская Федерация, как и все международное сообщество, сумеет в будущем сделать все максимальное для того, чтобы дети стали жить полноценной жизнью, были здоровы, не испытывали нищеты и дискриминации, получали качественное образование, могли всесторонне развиваться и пользоваться всеми правами, которыми их наделили и обещали выполнять как ООН, так и практически все государства мира, а значит и Россия.

Подводя итог, отметим, что проведенное нами исследование отнюдь не исчерпывает всех возможных ответов на те вопросы, которые неизбежно возникают и будут возникать в дальнейшем по проблеме прав ребенка и их защиты. Сложность тех задач, которые мы поставили перед собой, принимаясь за разработку рассматриваемых в настоящей работе проблем, свидетельствует о необходимости продолжения исследований в этой области, поскольку в ней остается много вопросов, на которые современная общетеоретическая юридическая наука пока не дает полных и исчерпывающих ответов. В качестве перспективных для дальнейших исследований укажем, например, на разработку вопросов об особенностях ребенка как специального субъекта права, об обязанностях детей как структурном элементе их правового статуса, о нормативном закреплении прав ребенка и их защиты в финансовом, налоговом, жилищном и других отраслях и подотраслях современного российского праваг которые также содержат ювенальные институты и нормы, о содержании и методике изучения в школе и вузе прав ребенка.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.



Просмотров

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: