Средство обеспечения и охраны правопорядка. Понятие общественного порядка и общественной безопасности

Путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Согласно законодательству России в ходе осуществления правоохранительной деятельности правоохранительные органы, в целях пресечения правонарушений , могут ограничивать права и свободы правоохраняемых субъектов в установленных законом масштабах.

Признаки правоохранительной деятельности

  • правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;
  • направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
  • правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.;
  • правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;
  • применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

Задачи правоохранительной деятельности

  • охрана личности, ее прав и свобод;
  • охрана общества и его социальных институтов;
  • охрана материальных и духовных ценностей;
  • охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Основные направления правоохранительной деятельности

  • выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
  • отправление правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;
  • организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;
  • прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;
  • конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;
  • оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.

Органы, составляющие систему правоохранительных органов

  • федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые суды;
  • Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации;
  • органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов: Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;
  • прокуратура;
  • органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.);
  • органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Охрана правопорядка" в других словарях:

    ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА - совокупность мер по достижению целей режима законности (см.: Законность), его конечного результата упорядоченности общественных отношений (правопорядка) в соответствии с существующими правовыми предписаниями. Охрана правопорядка понятие более… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Охранник Кнессета Мишмар ха Кнессет (ивр. מישמר הכנסת‎ Охрана Кнессета) подразделение специального назначения по охране высшего законодательного органа Израиля. Мишмар ха Кнессет сформировано в январе 1959 года … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Береговая Охрана. Береговая охрана США United States Coast Guard (USCG) Эмблема Береговой охраны США … Википедия

    ОСТ 51.81-82: Система стандартов безопасности труда. Охрана труда в газовой промышленности. Основные термины и определения - Терминология ОСТ 51.81 82: Система стандартов безопасности труда. Охрана труда в газовой промышленности. Основные термины и определения: 14. Безопасное расстояние Наименьшее допустимое расстояние от источника опасного и вредного производственного … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Немецкие полицейские вооружённые пистолетами пулемётами HK MP5 (Гамбург) Основной целью полиции в ФРГ является обеспечение общественной безопасности и общественного порядка внутри Федеративной Республики Германия, путём предотвращения совершений… … Википедия

    Немецкие полицейские, вооружённые пистолетами пулемётами HK MP5 (Гамбург) Основной целью полиции Германии является обеспечение общественной безопасности и общественного порядка внутри Федеративной Республики Германия, путём предотвращения … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства … Википедия

    Государственный бюджет Украины – план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и органами… … Википедия

Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД Республики Беларусь.

При необходимости для более эффектного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой .

Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото-, видеоаппаратурой.

После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:

  • - уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможное количество и состав участников, а также наличие или отсутствие факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;
  • - осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;
  • - проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

На основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматривается :

  • - содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;
  • - границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;
  • - состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;
  • - порядок взаимодействия с соседними горрайлинорганами и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;
  • - организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;
  • - маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;
  • - порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;
  • - меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • - организация медицинского и материально-технического обеспечения.

План оформляется на карте (схеме) с приложением расчетов, таблиц, пояснений и утверждается начальником органа внутренних дел.

В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.

В период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий должны проводиться инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки .

На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления. Тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.

При проведении массовых мероприятий применяются цепочки (Ц), группы сопровождения (ГС), посты наблюдения (ПН), резерв (Р), заграждения (З), группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и другие.

Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно командиром специального сводного отряда.

Цепочка - выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей. В состав цепочек могут входить работники милиции, военнослужащие, представители общественности. Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные - при интервале 1-2 м, усиленные - при интервале менее 1 м, многорядные - в два и более рядов. С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.

Группа сопровождения - обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.

Пост наблюдения - обеспечивает своевременную информацию в ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

Резерв - предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие.

В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20% всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств. Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10-15% сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений .

Группа патрулирования - формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий граждан территории.

Группа ограничения движения транспорта - формируется из работников дорожно-патрульной службы ГАИ и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и внутренних войск, аварийно-спасательных служб.

Группа разъяснения законов - формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел, учебных заведений МВД Республики Беларусь. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.

Группа обеспечения связи - формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.

Группа оцепления (блокирования) - формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых инспекторов милиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения).

Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.

Группа фиксации правонарушений - формируется из сотрудников подразделений криминальной милиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.

Для обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия должно привлекаться лишь реально необходимое количество сил и средств. Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а по миновании надобности немедленно снимаются и переводятся в резерв.

В день проведения массового мероприятия руководителями служб и подразделений проводится проверка личного состава и его экипировки, рабочий инструктаж старших самостоятельных групп, сообщается о возможных изменениях во времени начала и порядке проведения планируемого мероприятия и других изменениях в оперативной обстановке, обеспечивается расстановка имеющихся сил и средств, устанавливается взаимодействие с организаторами мероприятия.

Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

  • - знать и умело выполнять поставленную задачу;
  • - проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;
  • - находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;
  • - удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;
  • - в случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы по специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.

По миновании надобности, вводимые на период проведения массового мероприятия ограничения отменяются, по решению начальника органа внутренних дел (руководителя штаба). После окончания массового мероприятия осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, возобновления нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, учреждений, движения транспорта, а также проводится проверка наличия личного состава, средств индивидуальной защиты и других технических средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий сотрудников основных и приданных служб и подразделений.

При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами МВД Республики Беларусь .

Особенности несения службы при чрезвычайных ситуациях

При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Республики Беларусь и соответствующими нормативными актами МВД Республики Беларусь.

Чрезвычайные ситуации наступают при возникновении массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих введения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

В этих условиях органы внутренних дел и внутренние войска МВД Республики Беларусь во взаимодействии с органами безопасности организуют и осуществляют следующие специальные мероприятия:

  • - восстановление и поддержание установленного общественного порядка и безопасности дорожного движения, предупреждение и своевременное пресечение преступлений и иных противоправных действий;
  • - защиту населения, учет потерь, спасение людей и оказание необходимой помощи пострадавшим;
  • - охрану собственности, оставшейся без присмотра;
  • - оказание содействия в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ.

С целью обеспечения постоянной готовности личного состава к действиям при чрезвычайных ситуациях разрабатываются оперативные планы, которые утверждаются руководителем органа внутренних дел и согласовываются с соответствующими органами Государственного комитета Республики Беларусьпо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В планах предусматриваются:

  • - характеристика возможной обстановки на обслуживаемой территории в период возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • - порядок приведения сил и средств органов внутренних дел, в том числе и приданных, в готовность к выполнению поставленных оперативно-служебных задач;
  • - перечень и последовательность неотложных действий начальника и дежурного органа внутренних дел при чрезвычайных ситуациях;
  • - расчет сил и средств, привлекаемых для осуществления мероприятий при чрезвычайных ситуациях, и их расстановку, виды служебных нарядов, специальных групп, их задачи и особые обязанности, состав резерва и порядок его использования;
  • - особые условия несения службы на территории (участке), где не обходимо сосредоточить усилия по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, предупреждению хищений собственности;
  • - охрана важных объектов, перечень которых заранее согласовывается с местными органами государственной власти и управления;
  • - меры по обеспечению безопасности личного состава, несущего службу, эвакуации и спасения граждан, имущества, а также учета потерь населения;
  • - порядок оцепления опасных зон, развертывания заградительных постов и заслонов, контрольно-пропускных пунктов и патрульных групп для обеспечения установленного пропускного режима, безопасности дорожного движения;
  • - эвакуация из опасных зон задержанных и осужденных, оружия, боеприпасов, специальных средств, ценного имущества и служебных документов;
  • - взаимодействие с соседними органами внутренних дел, ГКЧС, органами федеральной безопасности, частями и соединениями Вооруженных Сил;
  • - порядок организации управления и связи;
  • - меры по пресечению ложных слухов и паники среди населения.

К плану прилагаются :

  • - карта, на которую наносятся: границы обслуживаемой территории, пункты дислокации органов внутренних дел, исправительно-трудовых учреждений, в том числе дислокация соединений и воинских частей внутренних войск и учебных заведений МВД Республики Беларусь, пункты управления, АЭС, важные объекты народного хозяйства, районы возможных затоплений и аварий, дислокация сборных эвакопунктов, основные и запасные маршруты эвакуации;
  • - схема оповещения личного состава, расчет сил и средств, в том числе приданных, а также варианты их расстановки в раз личных ситуациях;
  • - схемы, планы, карты, графики, картотеки неотложных действий, образцы пропусков для транспорта и граждан, привлекаемых для ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

При необходимости решением руководителя органа внутренних дел могут разрабатываться и другие документы исходя из местных условий и особенностей.

Начальник органа внутренних дел, получив информацию о возникновении или реальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, обязан:

  • - провести оповещение и сбор личного состава по соответствующим планам и расчетам;
  • - оценить поступившие сведения о времени, месте, характере чрезвычайных ситуаций, масштабах наступивших последствий, наличии жертв и количестве пострадавших, осложнении оперативной обстановки, степени угрозы населению, органу внутренних дел и на этой основе принять соответствующее решение о введении в действие оперативного плана, отдать необходимые распоряжения дежурному, руководителям служб и подразделений, направить на место чрезвычайных обстоятельств оперативные группы;
  • - при необходимости выехать лично для проведения рекогносцировки и уточнения ситуации;
  • - проинформировать вышестоящий орган внутренних дел, соответствующие органы государственной власти и управления, органы федеральной безопасности, прокуратуры;
  • - организовать получение постоянной информации от метеорологической, гидрологической, сейсмической, медицинской, санитарно-эпидемиологической и других служб с целью прогнозирования изменений в обстановке и своевременного принятия решений по использованию сил и средств защиты личного состава и населения, при необходимости проводить разведку в районе чрезвычайного обстоятельства;
  • - установить время и порядок следования сил и средств в районы осложнения обстановки, осуществления связи, обмена информацией;
  • - организовать работу оперативного штаба, пунктов управления, определить численность и состав оперативного резерва;
  • - проверить готовность личного состава, технических и специальных средств к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств, организовать проведение инструктажей личного состава но выполнению поставленных задач;
  • - постоянно контролировать работу оперативного штаба, заслушивать руководителей служб и подразделений, специальных групп, ставить задачи на последующий период;
  • - осуществлять взаимодействие с соседними горрайлинорганами, органами государственной власти и управления, органами федеральной безопасности, воинскими частями внутренних войск и Вооруженных Сил;
  • - принимать решения по реагированию на изменение оперативной обстановки.

Начальник органа внутренних дел по мере нормализации обстановки должен:

  • - осуществить отвод сил и средств в места их постоянной дислокации, организовать постепенный перевод личного состава на повседневный режим несения службы;
  • - обеспечить правопорядок и организовать оказание содействия в возвращении эвакуированных граждан на постоянное место жительства;
  • - подвести итоги действий личного состава и приданных сил в условиях чрезвычайных обстоятельств, при необходимости откорректировать оперативные планы с учетом опыта и выявленных недостатков;
  • - направить в вышестоящий орган внутренних дел донесение о завершении операции по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.

В случае пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества сотрудник органов внутренних дел имеет право применить наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебных животных .

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются правилами применения специальных средств с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя.

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

Организаторы массовых мероприятий, сотрудники органов внутренних дел и представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, имеют право :

ограждать территории мест проведения массовых мероприятий инженерными и техническими средствами, производить фотосъемку, аудио- и видеозапись участников мероприятий, осуществлять пропускной режим;

требовать от граждан покинуть место проведения массового мероприятия, если они нарушают общественный порядок и установленные настоящим Законом требования;

прекращать допуск граждан в место проведения массового мероприятия с учетом вместимости указанного места.

Сотрудники органов внутренних дел, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, вправе проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств. Личный досмотр граждан производится лицом одного пола с досматриваемым. В случае отказа гражданина от личного досмотра либо от досмотра находящихся при нем вещей он не допускается в место проведения массового мероприятия. Порядок организации взаимодействия правоохранительных органов, организаторов массовых мероприятий и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий определяется Советом Министров Республики Беларусь.

172. Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных обстоятельствах в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается соответственно МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и горрайлинорганами в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и безопасности.

173. Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России.

174. При необходимости для более эффектного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой.

175. Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото-, видеоаппаратурой.

176. При организации обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массового мероприятия начальник органа внутренних дел (руководитель оперативного штаба) должен руководствоваться положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и действующим законодательством Российской Федерации.

177. После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:

    Уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможное количество и состав участников, а также наличие или отсутствие факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;

    Осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;

    Проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

178. На основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматривается:

    Границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;

    Состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;

    Порядок взаимодействия с соседними горрайлинорганами и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;

    Организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;

    Маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;

    Порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;

    Меры по обеспечению пожарной безопасности;

    Организация медицинского и материально-технического обеспечения.

План оформляется на карте (схеме) с приложением расчетов, таблиц, пояснений и утверждается начальником органа внутренних дел.

179. В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.

180. В период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий должны проводиться инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки. На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления. Тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

181. Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.

182. При проведении массовых мероприятий применяются цепочки (Ц), группы сопровождения (ГС), посты наблюдения (ПН), резерв (Р), заграждения (З), группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и Другие.

Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно командиром специального сводного отряда.

182.1. Цепочка - выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей. В состав цепочек могут входить работники милиции, военнослужащие, представители общественности. Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные - при интервале 1-2 м, усиленные - при интервале менее 1 м, многорядные - в два и более рядов. С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.

182.2. Группа сопровождения - обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.

182.3. Пост наблюдения - обеспечивает своевременную информацию в ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

182.4. Резерв - предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие.

В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20% всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств. Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10-15% сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений.

182.5. Группа патрулирования - формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий граждан территории.

182.6. Группа ограничения движения транспорта - формируется из работников дорожно-патрульной службы ГАИ и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и внутренних войск, аварийно-спасательных служб.

182.7. Группа разъяснения законов - формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел, учебных заведений МВД России. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.

182.8. Группа обеспечения связи - формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.

182.9. Группа оцепления (блокирования) - формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых инспекторов милиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения).

Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.

182.10. Группа фиксации правонарушений - формируется из сотрудников подразделений криминальной милиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.

183. Для обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия должно привлекаться лишь реально необходимое количество сил и средств. Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а по миновании надобности немедленно снимаются и переводятся в резерв.

184. В день проведения массового мероприятия руководителями служб и подразделений проводится проверка личного состава и его экипировки, рабочий инструктаж старших самостоятельных групп, сообщается о возможных изменениях во времени начала и порядке проведения планируемого мероприятия и других изменениях в оперативной обстановке, обеспечивается расстановка имеющихся сил и средств, устанавливается взаимодействие с организаторами мероприятия.

185. Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

    Знать и умело выполнять поставленную задачу;

    Проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;

    Находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;

    Удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;

    В случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

186. Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы по специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.

187. По миновании надобности, вводимые на период проведения массового мероприятия ограничения отменяются, по решению начальника органа внутренних дел (руководителя штаба). После окончания массового мероприятия осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, возобновления нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, учреждений, движения транспорта, а также проводится проверка наличия личного состава, средств индивидуальной защиты и других технических средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий сотрудников основных и приданных служб и подразделений.

188. При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами МВД России.

Особенности несения службы при чрезвычайных ситуациях

189. При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами МВД России.

190. Чрезвычайные ситуации наступают при возникновении массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих введения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

В этих условиях органы внутренних дел и внутренние войска МВД России во взаимодействии с органами безопасности организуют и осуществляют следующие специальные мероприятия:

    Восстановление и поддержание установленного общественного порядка и безопасности дорожного движения, предупреждение и своевременное пресечение преступлений и иных противоправных действий;

    Защиту населения, учет потерь, спасение людей и оказание необходимой помощи пострадавшим;

    Охрану собственности, оставшейся без присмотра;

    Оказание содействия в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ.

191. В МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и горрайлинорганах с целью обеспечения постоянной готовности личного состава к действиям при чрезвычайных ситуациях разрабатываются оперативные планы, которые утверждаются руководителем органа внутренних дел и согласовываются с соответствующими органами Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В планах предусматриваются:

    Характеристика возможной обстановки на обслуживаемой территории в период возникновения чрезвычайных ситуаций;

    Порядок приведения сил и средств органов внутренних дел, в том числе и приданных, в готовность к выполнению поставленных оперативно-служебных задач;

    Перечень и последовательность неотложных действий начальника и дежурного органа внутренних дел при чрезвычайных ситуациях;

    Расчет сил и средств, привлекаемых для осуществления мероприятий при чрезвычайных ситуациях, и их расстановку, виды служебных нарядов, специальных групп, их задачи и особые обязанности, состав резерва и порядок его использования;

    Особые условия несения службы на территории (участке), где не обходимо сосредоточить усилия по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, предупреждению хищений собственности;

    Охрана важных объектов, перечень которых заранее согласовывается с местными органами государственной власти и управления;

    Меры по обеспечению безопасности личного состава, несущего службу, эвакуации и спасения граждан, имущества, а также учета потерь населения;

    Порядок оцепления опасных зон, развертывания заградительных постов и заслонов, контрольно-пропускных пунктов и патрульных групп для обеспечения установленного пропускного режима, безопасности дорожного движения;

    Эвакуация из опасных зон задержанных и осужденных, оружия, боеприпасов, специальных средств, ценного имущества и служебных документов;

    Взаимодействие с соседними органами внутренних дел, ГКЧС, органами федеральной безопасности, частями и соединениями Вооруженных Сил;

    Порядок организации управления и связи;

    Меры по пресечению ложных слухов и паники среди населения.

К плану прилагаются:

    Карта, на которую наносятся: границы обслуживаемой территории, пункты дислокации органов внутренних дел, исправительно-трудовых учреждений, в том числе дислокация соединений и воинских частей внутренних войск и учебных заведений МВД России, пункты управления, АЭС, важные объекты народного хозяйства, районы возможных затоплений и аварий, дислокация сборных эвакопунктов, основные и запасные маршруты эвакуации;

    Схема оповещения личного состава, расчет сил и средств, в том числе приданных, а также варианты их расстановки в раз личных ситуациях;

    Схемы, планы, карты, графики, картотеки неотложных действий, образцы пропусков для транспорта и граждан, привлекаемых для ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

При необходимости решением руководителя органа внутренних дел могут разрабатываться и другие документы исходя из местных условий и особенностей.

192. Начальник органа внутренних дел, получив информацию о возникновении или реальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, обязан:

    Провести оповещение и сбор личного состава по соответствующим планам и расчетам;

    Оценить поступившие сведения о времени, месте, характере чрезвычайных ситуаций, масштабах наступивших последствий, наличии жертв и количестве пострадавших, осложнении оперативной обстановки, степени угрозы населению, органу внутренних дел и на этой основе принять соответствующее решение о введении в действие оперативного плана, отдать необходимые распоряжения дежурному, руководителям служб и подразделений, направить на место чрезвычайных обстоятельств оперативные группы;

    При необходимости выехать лично для проведения рекогносцировки и уточнения ситуации;

    Проинформировать вышестоящий орган внутренних дел, соответствующие органы государственной власти и управления, органы федеральной безопасности, прокуратуры, органы ГКЧС;

    Организовать получение постоянной информации от метеорологической, гидрологической, сейсмической, медицинской, санитарно-эпидемиологической и других служб с целью прогнозирования изменений в обстановке и своевременного принятия решений по использованию сил и средств защиты личного состава и населения, при необходимости проводить разведку в районе чрезвычайного обстоятельства;

    Установить время и порядок следования сил и средств в районы осложнения обстановки, осуществления связи, обмена информацией;

    Организовать работу оперативного штаба, пунктов управления, определить численность и состав оперативного резерва;

    Проверить готовность личного состава, технических и специальных средств к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств, организовать проведение инструктажей личного состава но выполнению поставленных задач;

    Постоянно контролировать работу оперативного штаба, заслушивать руководителей служб и подразделений, специальных групп, ставить задачи на последующий период;

    Осуществлять взаимодействие с соседними горрайлинорганами, органами государственной власти и управления, органами ГКЧС, органами федеральной безопасности, воинскими частями внутренних войск и Вооруженных Сил;

    Принимать решения по реагированию на изменение оперативной обстановки.

193. Начальник органа внутренних дел по мере нормализации обстановки должен:

    Осуществить отвод сил и средств в места их постоянной дислокации, организовать постепенный перевод личного состава на повседневный режим несения службы;

    Обеспечить правопорядок и организовать оказание содействия в возвращении эвакуированных граждан на постоянное место жительства;

    Подвести итоги действий личного состава и приданных сил в условиях чрезвычайных обстоятельств, при необходимости откорректировать оперативные планы с учетом опыта и выявленных недостатков;

    Направить в вышестоящий орган внутренних дел донесение о завершении операции по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.

Неотложные действия патрульно-постовых нарядов при чрезвычайных ситуациях

194. При пожаре:

    Немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть, дежурному по горрайлиноргану и оповестить при необходимости население, организовать тушение пожара, спасение людей и имущества;

    Принять меры к установлению причин возникновения пожара, охране места происшествия и задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевидцев;

    При наличии пострадавших вызвать медицинскую помощь или направить их в лечебные учреждения; не допускать в горящие здания никого, кроме лиц, привлеченных к ликвидации пожара.

195. При обнаружении неразорвавшихся авиабомб, снарядов, мин, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для населения:

    Доложить о происшествии дежурному и принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта;

    Организовать вызов к месту происшествия аварийных или специальных служб, содействовать в эвакуации и спасении людей.

196. При возникновении крушений, катастроф и аварий:

    Доложить о случившемся дежурному, должностным лицам;

    Принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения;

    Организовать тушение пожара;

    Не допускать посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привлеченных к ликвидации его последствий;

    Обеспечить охрану места происшествия до прибытия лиц, назначенных для расследования;

    В необходимых случаях организовать привлечение населения, транспорта и других средств для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия.

197. При наводнении, паводке:

    Доложить дежурному и запросить решение, оповестить должностных лиц и население об угрозе затопления;

    Принять меры к спасению людей и имущества, при необходимости организовать эвакуацию населения (в первую очередь детей, женщин, престарелых и больных) и имущества, оказать помощь пострадавшим;

    Обеспечить порядок при переправе населения из затопляемых районов; организовать охрану имущества, оставшегося без присмотра.

198. При эпидемиях и эпизоотиях:

    Оповестить должностных лиц медицинских учреждений и дежурного о фактах заболевания;

    Соблюдая меры личной безопасности, обеспечить ограничение передвижения людей, транспорта и прогона скота в зараженную зону;

    Организовать охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения; обеспечить общественный порядок в местах скопления людей.

199. При землетрясении:

    Выяснить обстановку, установить связь с дежурным, другими нарядами и работниками милиции;

    Обозначить места, опасные для движения транспорта и пешеходов;

    Принять меры к спасению людей и имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в пункты медицинской помощи, а также к локализации и ликвидации пожара.

200. Во время метелей, ураганов и снежных заносов:

    Доложить обстановку дежурному, усилить наблюдение за движением транспорта и пешеходов, предупреждать водителей и граждан об опасности и необходимых мерах предосторожности;

    Оказать помощь пострадавшим, находящимся в беспомощном состоянии содействовать в мобилизации трудоспособного населения и транспортных средств для расчистки улиц, дорог и занесенных домов.

Понятие обеспечения охраны правопорядка . Общая характеристика правопорядка в Российской Федерации. Правовые основы обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Система обеспечения охраны правопорядка. Принципы обеспечения охраны правопорядка. Силы и средства обеспечения охраны правопорядка.

Органы внутренних дел Российской Федерации. Задачи, функции, система и структура, правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел РФ, их полномочия и компетенция. Федеральные законы “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, о милиции общественной безопасности РФ, об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, постановления Правительства РФ о структуре милиции общественной безопасности и о структуре криминальной милиции. Основные направления и формы деятельности органов внутренних дел.

Система органов внутренних дел РФ: МВД Российской Федерации; Главные управления МВД России по федеральным округам; МВД республик, ГУВД или УВД краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; УВД на железнодорожном, воздушном, водном (речном и морском) транспорте (УВДТ); УВД на закрытых территориях и режимных объектах.

Службы Министерства внутренних дел РФ и его основных структурных звеньев: милиция общественной безопасности; криминальная милиция; следственный аппарат; экспертно-криминалистическая служба; федеральная миграционная служба; внутренние войска; информационно-аналитическая служба; служба тыла; образовательные и научно-исследовательские учреждения; другие службы, подразделения, предприятия, учреждения и организации.

Структурные подразделения Министерства внутренних дел РФ (департа-менты, следственный комитет, бюро, центры и др.).

Полномочия Министра внутренних дел РФ и первых руководлителей структурных звеньев системы органов внутренних дел РФ. Коллегии и оперативные совещания в системе органов внутренних дел РФ.

Милиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации, ее задачи, функции, система, правовые основы организации и деятельности. Федеральный закон “О милиции”. Криминальная милиция и милиция общественной безопасности, их структура, полномочия и формы деятельности.

Структурные подразделения криминальной милиции, осуществляющие борьбу с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью, с другими видами преступлений, их задачи, функции, полномочия, правовые основы организации и деятельности.


Структурные подразделения милиции общественной безопасности, их задачи, функции, полномочия, правовые основы организации и деятельности.

Экспертно-криминалистическая служба органов внутренних дел, ее правовая основа, задачи, функции, система, компетенция, полномочия и формы деятельности.

Федеральная миграционная служба, ее задачи, функции, полномочия, система, правовые основы организации и деятельности.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, их правовая основа, задачи, функции, система, компетенция, полномочия и формы деятельности.

Службы тыла и кадрового обеспечения органов внутренних дел, образовательные и научно-исследовательские учреждения в системе МВД России.

Кадры органов внутренних дел и внутренних войск, их правовая защита, материальные и социальные гарантии.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол): правовая основа, задачи, функции, структура и органы; советники; бюджет и ресурсы; отношения с другими организациями. Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпол при МВД Российской Федерации: правовая основа, задачи, функции, основные формы деятельности. Юридические результаты деятельности Интерпол и НЦБ Интерпол при МВД Российской Федерации

Органы по контролю за оборотом наркотических средствт и психотропных веществ, их задачи, функции, система и структура, правовые основы организации и деятельности. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; Указы Президента РФ: “О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных чвеществ”; РФ “Вопросы совершенст-вования государственного управления в Российской Федерации”; “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”. Положение об органах по контролю за оборотом наркотитческих средств и психотропных веществ; ведомственные нормативные правовые акты об организации и деятельности органов по наркоконтролю. Основные структурные звенья системы: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; главные управления по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по федеральным округам; региональные управления и управления РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по субъектам Российской Федерации.

Полномочия органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Полномочия Директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и первых руководлителей структурных звеньев системы по наркононтрлю. Коллегии и оперативные совещания в системе наркоконтроля.

Кадры органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их правовая защита, материальные и социальные гарантии.

Неизмеримо возрастает значение обеспечения общественного порядка в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) при проведении мероприятий по их ликвидации, таких, как эвакуация населения, осуществление аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Общественный порядок при этом включает общественные отношения между людьми, складывающиеся при проведении указанных мероприятий. Он выражается в поведении граждан и действиях должностных лиц в местах их осуществления, в фактическом соблюдении адресованных им запретов, дозволений и предписаний, закрепленных в соответствующих правовых нормах.

Общественный порядок и его охрана в нормальных условиях связаны главным образом с пребыванием людей в общественных местах, обеспечением при этом спокойствия, личной и имущественной безопасности граждан. А в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций общественный порядок и его охрана связаны прежде всего с защитой населения от негативных последствий ЧС, обеспечением действий сил Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В юридической литературе широко освещен вопрос о соотношении общественного порядка и общественной безопасности. Одни юристы считают общественную безопасность составной частью общественного порядка. Другие настаивают на том, что данные явления одного порядка и они являются элементами более широкой категории правопорядка. Существует и третья точка зрения, согласно которой правопорядок является составной частью общественного порядка, а не наоборот.

Можно согласиться с высказыванием В.В. Гущина о том, что "относительно чрезвычайных ситуаций эти два явления сильно переплетаются. Они настолько близки по сути, что органично соединяются по цели функционирования. В этих условиях сутью охраны общественного порядка является обеспечение безопасности" .

Федулов Г.Ф. указывает, что "рост экономики, основанный на научно-техническом прогрессе, вовлекая в производственный оборот огромные массы различных ресурсов, обогащает общество новыми более сложными техникой и технологиями и улучшает условия для своего последующего развития. Одновременно этот рост порождает увеличение риска возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий и ущерба от них (сопоставимого с последствиями военных конфликтов), создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к недопустимо высокому загрязнению окружающей среды.

Средства массовой информации практически ежедневно сообщают об очередной крупной катастрофе, унесшей человеческие жизни и которая зачастую в считанные часы и даже минуты уничтожает результаты многолетнего развития, затраченные драгоценные ресурсы оказываются выброшенными на ветер" .

Например, только в 2006 г. на территории Российской Федерации произошла 951 чрезвычайная ситуация, в том числе 226 природного, 686 техногенного, 27 биолого-социального характера, а также 12 террористических актов. Спасено свыше 93 тыс. человек, сохранено материальных ценностей на сумму 22,3 млрд. рублей.

Анализируя эту проблему, Л.И. Овчинникова отмечает, что в России наметилась устойчивая тенденция ежегодного увеличения количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому участие общественных объединений требуется не только в обеспечении правопорядка, но и в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Более того, крупномасштабные катастрофы последних лет показали, что нельзя создать высокоэффективную систему защиты населения от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций без участия самого населения. Помимо обучающих и пропагандистских технологий надо добиваться вовлечения населения, предприятий и организаций в создание безопасной среды обитания.

В ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определена правовая основа участия общественных объединений в ликвидации последствий ЧС. Установлено, что они могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии со своими уставами и под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 18 января 1993 г. № 17, также предусматривает возможность привлечении общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, существуют положительные примеры оказания помощи органам милиции в охране общественного порядка в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций общественными объединениями в разные периоды истории нашего государства. Рассмотрим некоторые из них.

Так, при ликвидации последствий Ташкентского землетрясения 1966 г. в каждом районе города было создано по шесть комсомольских оперативных отрядов численностью по 60 человек. На эти отряды возлагались задачи: поддерживать общественный порядок; предупреждать и пресекать правонарушения; задерживать и доставлять в органы милиции бродяг, безнадзорных подростков, алкоголиков и т.п. Повышенное внимание обращалось на места сосредоточения людей в палаточных городках, парках, кинотеатрах. Круглосуточно патрулировало 800 - 1000 комсомольцев.

Особую активность в охране общественного порядка проявили добровольные народные дружины Ташкентского государственного университета, электрокабельного и электромеханического заводов, института связи и др.

Для координации действий органов милиции с комсомольскими оперативными отрядами и добровольными народными дружинами МООП Узбекской ССР выделило сотрудника из аппарата уголовного розыска.

УООП Ташгорисполкома поддерживало тесную связь со штабами добровольных народных дружин и комсомольских отрядов. Ежедневно работники милиции инструктировали наряды, знакомили с оперативной обстановкой в городе, на участке патрулирования.

Дружинники дежурили в кабинетах участковых инспекторов, в районных отделах милиции. Кроме дежурств и патрулирования комсомольцы и дружинники участвовали в мероприятиях, проводимых аппаратами наружной службы, ОУР, ОБХСС по выявлению и задержанию карманных воров, спекулянтов, бродяг, расхитителей имущества.

Благодаря правильной расстановке сил милиции и общественности на 187 участках г. Ташкента в 1966 г. отмечалась полная раскрываемость преступлений, а на 9 - вовсе не было совершено правонарушений.

Обращаясь к опыту привлечения граждан к охране общественного порядка в период ликвидации последствий Ташкентского землетрясения, следует отметить, что уже в первой республиканской Инструкции "Об организации советской рабоче-дехканской милиции" сотрудникам милиции предоставлялось право привлекать граждан для оказания помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 марта 1927 г., утвердившее Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества, разрешало милиции в местностях, постигнутых чрезвычайными стихийными бедствиями, проводить реквизицию и конфискацию имущества, необходимого для организации работ по ликвидации последствий этих бедствий.

26 мая 1928 г. было принято Постановление ЦИК Советов и СНК УзССР "Об утверждении Положения о порядке привлечения населения к трудовой и транспортной повинности". Оно предоставляло право районным, городским исполкомам привлекать население и транспорт для борьбы со стихийными бедствиями в том случае, если они не могли быть прекращены обычными мерами общественной охраны.

Большую помощь способны оказывать общественные формирования при ликвидации последствий наводнений, особенно в сельской местности, где затоплению подвергаются значительные территории, а сотрудников милиции и других сил недостаточно. Одновременно с проведением эвакуации населения из зон затопления требуется организовывать охрану имущества, оставшегося без присмотра. Такие примеры также имеются.

В 2002 г. в результате выпадения обильных осадков уровень воды в реках Краснодарского края поднялся выше критического и было затоплено 58 населенных пунктов.

В связи со сложившейся обстановкой 22 июня 2002 г. на территории Краснодарского края был введен оперативный план "Тайфун".

Общая площадь затопления на территории края составила 480 кв. км. Было подтоплено свыше 11 000 и разрушено 5134 домовладений, размыто 190 км автодорог, повреждено 185 трансформаторных подстанций, 95 опор ЛЭП и 36 мостов.

Количество пострадавших граждан составило 80 438, из них 5048 семей лишились жилья, 8885 семей лишились имущества, погибло 57 человек. Без вести пропавшими считаются 9 человек.

При ликвидации последствий стихийных бедствий личным составом органов внутренних дел Краснодарского края проведен большой объем мероприятий по оказанию помощи пострадавшему населению, охране общественного порядка.

Силами милиции были взяты под охрану дома граждан, вынужденных оставить места проживания, организована охрана общественного порядка в местах размещения эвакуированных граждан. В охране общественного порядка большую помощь милиции оказали общественные формирования и казачество. Ежедневно на охрану общественного порядка в зоне стихийно -го бедствия задействовалось более 1000 сотрудников милиции и 120 казаков Таманского отдела Кубанского казачьего войска.

В результате продолжительных ливневых дождей, прошедших на территории Ставропольского края в июне 2002 г., в крае сложилась чрезвычайная ситуация, которая охватила шесть районов края (Предгорный, Кочубеевский, Минераловод-ский, Георгиевский, Советский и Кировский) и особо охраняемый эколого-курортный регион России - Кавказские Минеральные Воды. Пострадали 65 населенных пунктов, в том числе города Ставрополь, Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Минеральные Воды, Лермонтов, Железноводск, Георгиевск, Невинномысск.

В спасательных и аварийно-восстановительных мероприятиях совместно с подразделениями МЧС России принимали участие ГУВД Ставропольского края. В свою очередь, казачьи формирования оказали помощь сотрудникам милиции в охране общественного порядка в затопленных районах.

Можно согласиться с выводами Л.И. Овчинниковой о привлечении общественных объединений к охране общественного порядка в нормальных условиях и в условиях возникновения чрезвычайных ситуациях.

Функция охраны общественного порядка является одной из основных внутренних функций государства. Для ее выполнения в структуре органов государственной власти создается система специальных (правоохранительных) органов, которым в целях обеспечения успешной реализации этой функции содействуют различные общественные формирования.

В начале 1990-х гг. наметилась негативная тенденция снижения активности общественных объединений в охране общественного порядка. В целях активизации этой работы Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации" было предписано восстановить в субъектах Российской Федерации деятельность этих общественных формирований. Для этого органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также по инициативе предприятий, учреждений и организаций на местах были осуществлены организационные мероприятия по восстановлению и активизации деятельности негосударственных субъектов правоохранительной направленности (муниципальных и казачьих дружин, отрядов содействия милиции, социально-профилактических центров, центров семейного воспитания и др.).

Существенным недостатком правового регулирования исследуемых общественных отношений является отсутствие Федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка". Этот Закон должен определить правовые основы и принципы участия граждан в обеспечении правопорядка; формы и содержание этой деятельности; права и обязанности членов объединений граждан; их социальные и правовые гарантии; контроль и надзор за этой деятельностью.

В законодательстве Российской Федерации установлена возможность привлечения общественных объединений к ликвидации чрезвычайных ситуаций. В России с каждым годом растет число произошедших стихийных бедствий, аварий, катастроф. Поэтому общественные объединения могут оказать большую помощь милиции в обеспечении общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В статье приведены примеры участия общественных объединений правоохранительной направленности в ликвидации последствий землетрясений и затоплений. Поэтому, на наш взгляд, в Федеральном законе "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" должно найти отражение этого вопроса.

Следует заметить, что организация охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных обстоятельствах в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается соответственно МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и территориальными и транспортными органами внутренних дел в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и безопасности.

Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России. При необходимости для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяется характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой.

Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации

Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости - кино-, фото-, видеоаппаратурой.

При организации обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массового мероприятия начальник органа внутренних дел (руководитель оперативного штаба) должен руководствоваться положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и действующего законодательства Российской Федерации.

После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:

уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможного количества и состава участников, а также наличия или отсутствия факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;

осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;

проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

Следует обратить внимание на то, что на основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматриваются:

границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;

состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;

порядок взаимодействия с соседними территориальными и транспортными органами внутренних дел и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;

организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;

маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;

порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;

меры по обеспечению пожарной безопасности;

организация медицинского и материально-технического обеспечения.

В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.

Актуальными вопросами в период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий - проведение дополнительных инструктажей и тренировок с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.

На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления.

Как показывает практика, тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.

Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

знать и умело выполнять поставленную задачу;

проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;

находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;

удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;

в случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы - специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.

Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

  • Глава 12. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
  • §4. Основные права и обязанности граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Роль органов внутренних дел в охране прав и свобод граждан


  • Просмотров