Ст 26.10 кодекса рф об административных правонарушениях.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.




Комментарии к ст. 26.10 КОАП РФ


1. Комментируемая статья предусматривает право субъекта административной юрисдикции обращаться в любые организации за предоставлением сведений, необходимых для правильного и объективного рассмотрения дела.

На наш взгляд, законодатель недостаточно четко определил источник получения информации, поскольку под организацией в широком смысле слова можно понимать, во-первых, все учреждения, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; во-вторых, в частности, - общественные объединения и религиозные объединения; в-третьих - государственные органы и органы местного самоуправления. Возникает вопрос, в какие из этих организаций могут быть направлены обращения об истребовании необходимых для рассмотрения дела сведений. Следует при этом учитывать широкий диапазон составов административных правонарушений, охватываемых главами 5 - 21 настоящего Кодекса, не считая законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях. С точки зрения задач производства по делам об административных правонарушениях и обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, термин "организация" требует толкования его в широком смысле слова.

2. Важным элементом обеспечения законности и объективности рассмотрения дела об административном правонарушении является оформление действия субъекта административной юрисдикции по истребованию необходимой информации путем вынесения определения как особого процессуального акта.

3. Данная статья устанавливает весьма краткий (трехдневный) срок со дня получения определения для направления истребуемых сведений. Обязанность немедленно после получения запроса направить сведения установлена в случае возможного применения административного ареста.

Предусмотрена также ситуация, когда конкретная организация (должностное лицо) не располагает истребуемыми сведениями. В этом случае она обязана уведомить об этом также в трехдневный срок со дня получения определения судью, орган, должностное лицо, вынесших это определение.

Новая редакция Ст. 26.10 КоАП РФ

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Комментарий к Статье 26.10 КоАП РФ

1. При необходимости получения каких-либо сведений, необходимых для осуществления производства по делу об административном правонарушении, орган или должностное лицо, в производстве которых находится данное дело, вправе направить определение об истребовании сведений. В отличие от запроса, предусмотренного ст. 26.9 КоАП и направляемого в территориальные органы органов исполнительной власти определение об истребовании сведений может быть направлено в любую организацию, независимо от форм собственности.

2. Организация, получившая запрос, обязана в трехдневный срок либо предоставить истребуемые сведения, либо уведомить о невозможности их предоставления.

Порядок направления такого рода запросов регулируется подзаконными актами органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести Инструкцию о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях, утвержденную Приказом ГТК РФ от 28 марта 2003 г. N 333.

Другой комментарий к Ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья предусматривает истребование сведений в качестве способа собирания и проверки доказательств. Комментируемое процессуальное действие характеризуется следующими чертами:

истребование сведений является правом судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении;

оно осуществляется только на основании определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. В определении должны быть указаны лицо, которому оно адресуется, номер дела об административном правонарушении, какие конкретные документы истребуются либо относительно каких обстоятельств дела должны быть представлены документы. Документы должны представляться в подлиннике.

2. Не могут быть истребованы документы, обладающие признаками вещественных доказательств. Определение может быть направлено по почте либо вручаться непосредственно лицу, которому оно адресовано.

3. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Как видно, данное правило является дополнительной гарантией того, чтобы собирание доказательств и их проверка не были разорваны во времени. Лишь при строгом соблюдении требований, предусмотренных настоящим Кодексом, возможно исследовать всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела и избежать ошибок в процессе принятия решения.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
(Статья дополнена с 28 ноября 2004 года Федеральным законом от 25 октября 2004 года N 126-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 285-ФЗ.

Комментарий к статье 26.10 КоАП РФ

1. При необходимости получения каких-либо сведений, необходимых для осуществления производства по делу об административном правонарушении, орган или должностное лицо, в производстве которых находится данное дело, вправе направить определение об истребовании сведений. В отличие от запроса, предусмотренного ст. 26.9 КоАП и направляемого в территориальные органы органов исполнительной власти определение об истребовании сведений может быть направлено в любую организацию, независимо от форм собственности.

2. Организация, получившая запрос, обязана в трехдневный срок либо предоставить истребуемые сведения, либо уведомить о невозможности их предоставления.

Порядок направления такого рода запросов регулируется подзаконными актами органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести Инструкцию о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях, утвержденную Приказом ГТК РФ от 28 марта 2003 г. N 333.

Другой комментарий к статье 26.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. К сведениям, необходимым для разрешения дела об административном правонарушении, относятся сведения, изложенные в документах (см. ч. 1, 2 ст. 26.7 КоАП). Указанные сведения могут быть добровольно представлены участниками производства по делам об административных правонарушениях судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находятся дела, и приобщены к делу в качестве доказательств либо, при наличии признаков, указанных в ст. 26.6 КоАП, - в качестве вещественных доказательств или истребованы судьей, органом, должностным лицом.

2. Сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, могут быть истребованы судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать указанное дело, после его возбуждения, но до начала рассмотрения дела (см. п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП). Определение, выносимое при подготовке к рассмотрению дела, необходимо отличать от определения, выносимого по результатам рассмотрения дела в соответствии с ч. 2 ст. 29.9 КоАП (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).

3. Истребование судьей, органом, должностным лицом сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, осуществляется также при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу - в соответствии с п. 2 ст. 30.4 КоАП, при опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу и (или) последующего решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление - согласно ч. 2 ст. 30.10 КоАП.

Указанные сведения могут быть истребованы судьей районного суда либо судьей вышестоящего суда при подготовке к пересмотру решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП, а также при пересмотре вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов - в случае их опротестования прокурором (ст. 30.11 КоАП).

4. Исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых уполномочены истребовать сведения по делу об административных правонарушениях, установлен ст. 23.2 - 23.63 КоАП. Умышленное невыполнение определения судьи, органа, должностного лица об истребовании указанных сведений либо его ненадлежащее исполнение (в том числе нарушение сроков исполнения, указанных в комментируемой статье) квалифицируется по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).

СТ 26.10 КоАП РФ

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Комментарий к Ст. 26.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, вправе истребовать сведения, необходимые для его разрешения. Законодатель не ограничивает это право возможностью истребовать сведения лишь в государственных и муниципальных органах, организациях, учреждениях. Помимо таких субъектов любой формы собственности, судья, орган, должностное лицо могут истребовать необходимые сведения также в общественных объединениях (как наделенных правами юридического лица, так и не имеющих такого статуса) и у граждан. Какие сведения истребуются, решают сам судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело. Об истребовании сведений они выносят определение.

2. Если в ходе подготовки дела к рассмотрению выяснится, что для обеспечения его полного и всестороннего рассмотрения следует получить дополнительные документы и иные доказательства, судье, органу, должностному лицу необходимо их истребовать.

Согласно комментируемой статье истребованные сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня, когда получено определение об их истребовании, а если совершенное правонарушение влечет административный арест или административное выдворение - незамедлительно. Однако далеко не каждый субъект, у которого истребуются сведения, знает, какие правонарушения влекут административный арест или административное выдворение, и способен в необходимой степени оценить полноту и конкретность изложенных в его ответе материалов. В связи с этим в сопроводительном письме к определению (или даже в самом определении) целесообразно указать не только срок направления запрашиваемых сведений, но и примерные структуру ответа и перечень вопросов, которые должны быть в нем отражены (а также сроки и форму уведомления о невозможности представить истребованные сведения).

3. При невозможности представления истребуемых сведений организация обязана в трехдневный срок письменно уведомить об этом лицо, вынесшее определение. Закон не уточняет срок и форму уведомления гражданами судьи, органа, должностного лица о невозможности представления истребуемых сведений. Что касается срока такого уведомления, то здесь, видимо, целесообразно придерживаться трех дней, установленных законом для организаций. Возможная форма уведомления (письменная, устная при личной явке, по телефону) может быть определена самим судьей, органом, должностным лицом.



Просмотров