Старшая по подъезду. Обязанности старшего по дому в многоквартирных домах

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7

В настоящее время инициатива в части выбора старшего по подъезду широко поддерживается жителями. Это вызвано необходимостью взаимодействия собственников помещений с представителями управляющих и подрядных организаций, местной администрацией. Выбор старшего по подъезду - это наиболее цивилизованное решение для представительства интересов жителей. Понятие "старший по подъезду" встречается в нашей повседневной речи и нормативно-правовых актах достаточно давно. Кто же такой старший по подъезду? Каков его правовой статус? Какими нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность старшего по подъезду? Каковы его права и обязанности?

Старший по подъезду - это не должность, а скорее общественная работа, дополнительная нагрузка. В Жилищном кодексе отсутствует такое понятие, как старший по подъезду. Тем не менее в актах местного самоуправления оно встречается достаточно часто.

Практика в Нижнем Новгороде

Постановлением Городской думы г. Нижнего Новгорода от 24.05.2006 N 41 "О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде" (далее - Положение N 41) регламентируется правовой статус старших по дому, подъезду, улице.

Итак, согласно этому документу старший по подъезду - это дееспособный гражданин старше 16 лет, выбираемый из числа лиц, проживающих в одном подъезде, для реализации задач территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) в соответствии с уставом ТОС.

Как указано в п. 1.1 ст. 1 Положения N 41, ТОС в Нижнем Новгороде - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельной и под свою ответственность реализации инициатив по вопросам местного значения. ТОС является формой осуществления населением местного самоуправления в городе и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития города. Согласно п. 3.1 ст. 3 Положения N 41 ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, квартал, микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.

В уставе ТОС может быть предусмотрено положение о наличии старшего по подъезду при необходимости содействия в решении задач ТОС. В ст. 14 Положения N 41 регламентируется порядок избрания старшего по подъезду, его обязанности и полномочия. Так, руководствуясь п. 14.4 данной статьи, жители подъезда могут наделить старшего по подъезду следующими полномочиями:

  • созывать собрания жителей подъезда;
  • обращаться в органы ТОС по вопросам, затрагивающим интересы жителей подъезда;
  • выходить с предложениями по техническому обслуживанию подъезда, благоустройству придомовых территорий, текущему ремонту зданий;
  • на основании решения собрания жителей подъезда аккумулировать личные средства жителей подъезда с целью удовлетворения общих потребностей;
  • участвовать в работе совещаний по обсуждению вопросов, связанных с эксплуатацией подъезда;
  • организовывать жителей на проведение работ по благоустройству подъезда;
  • осуществлять общественный контроль за уборкой подъездов, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, за выполнением жилищно-эксплуатационными организациями работ по уборке, благоустройству и оборудованию придомовых территорий, за соблюдением санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и эксплуатационных требований, правил содержания домашних животных;
  • согласовывать акты приемки работ, произведенных в подъезде;
  • оказывать содействие органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилых домов;
  • оказывать содействие органам социальной защиты в предоставлении помощи малоимущим гражданам;
  • оказывать содействие учреждениям здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий;
  • оказывать содействие органам внутренних дел в укреплении общественного порядка.

Старший по подъезду подотчетен и подконтролен общему собранию жильцов данного подъезда. Решением общего собрания срок его полномочий может быть продлен, а также прекращен досрочно (с учетом, что за досрочное освобождение от обязанностей старшего по подъезду проголосовало не менее двух третей жителей подъезда (п. 14.8 ст. 14 Положения N 41)). Кроме того, как указано в Положении N 41, на собраниях жильцов могут присутствовать представители органов местного самоуправления с правом совещательного голоса. Старший по подъезду представляет интересы жителей подъезда в отношениях с органами ТОС и действует от их имени. Также в рассматриваемом нормативном акте закреплена обязанность органов ТОС, администрации районов способствовать старшему по подъезду в осуществлении его деятельности, в том числе и путем оказания методической помощи.

Общие положения

Если обобщить все, что было сказано выше, можно сформулировать определение понятия старшего по подъезду. Итак, старший по подъезду представляет интересы своих соседей в части содержания и сохранности подъезда, жилого дома и двора в отношениях с районной администрацией, органами ТОС, управляющей компанией, управлением внутренних дел и прочими государственными структурами, являясь неким посредником для бесконфликтного и своевременного решения поставленных задач.

Из п. 14.1 ст. 14 Положения N 41 следует, что выбор старшего по подъезду возможен только при наличии на определенной территории ТОС. Однако ст. 30 Конституции РФ гарантирует право граждан на объединение.

Ниже мы рассмотрим иные случаи, когда может быть выбран старший по подъезду.

Согласно п. 1 ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в данном доме. К компетенции общего собрания относятся не только вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирного дома, но и любые вопросы, связанные с жизнедеятельностью дома. На общем собрании собственников может быть принято решение о выборе старшего по подъезду, определены его полномочия и обязанности. Также можно предусмотреть выплату вознаграждения за выполнение обязанностей старшего по подъезду.

В многоквартирных домах, где выбраны разные способы управления, порядок избрания старшего по подъезду несколько отличается.

Так, в многоквартирных домах, где не создано ТСЖ, но выбрана управляющая компания, вопрос избрания старшего по подъезду должен решаться на общем собрании собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ). Поскольку заключен договор управления с управляющей организацией, в него нужно будет внести соответствующие изменения, касающиеся назначения ответственного лица, а также его полномочий по представлению интересов жителей подъезда в отношениях с управляющей компанией, при необходимости включить условия об оплате труда.

В домах, где создано ТСЖ, высшим органом управления является общее собрание членов ТСЖ, на котором могут быть приняты решения о необходимости введения старшего по подъезду, определены его права, обязанности, ответственность.

Все решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также членов ТСЖ оформляются протоколом (см. ст. ст. 46 и 146 ЖК РФ соответственно).

Вознаграждение старшего по подъезду

Из анализа полномочий, которыми как полностью, так и частично может быть наделен старший по подъезду, следует вывод, что данная деятельность охватывает достаточно широкий спектр жизни жителей одного подъезда и позволяет улучшить ее качество по многим направлениям. Исходя из этого, можно предположить, что такая работа должна быть оплачиваемой. Однако Положением N 41 оплата работы старшего по подъезду не предусмотрена. Подразумевается, что она выполняется на общественных началах.

Ни законодательством Нижегородской области, ни актами г. Нижнего Новгорода не предусмотрено вознаграждение за работу старшего по подъезду, в отличие, например, от других регионов. Так, за работу старшего по подъезду столичное правительство освобождает его от оплаты жилищных услуг (плата за наем, оплата жилья по договору найма, оплата услуг технического обслуживания) и платы за вывоз мусора в пределах ставок, установленных Правительством Москвы на одно жилое помещение, и социальной нормы площади жилья, а также от оплаты обслуживания запирающего устройства и услуг дежурного по подъезду (см. п. 5.5 Постановления Правительства Москвы от 13.04.1999 N 328).

Также в качестве примера организации оплаты труда старшего по дому, но не по подъезду, можно привести ситуацию, рассмотренную в Постановлении ФАС ПО от 24.05.2010 по делу N А65-25539/2009. Так, управляющая компания заключала со старшими по домам договоры по работе с собственниками и нанимателями жилых помещений за счет старших по домам. Вознаграждение предусматривалось в размере 0,8% от собранных платежей за жилищно-коммунальные услуги. Данные затраты были заложены в тариф на все коммунальные услуги. Старшие по домам избирались на собраниях жильцов дома в соответствии с положением о старших по домам, утвержденным администрацией муниципального района.

Варианты вознаграждения могут быть разными, в том числе в виде предоставления компенсации в части оплаты содержания и ремонта общего имущества.

Поскольку решение данных вопросов отнесено к компетенции общего собрания собственников, следует учесть, что расходы, связанные с оплатой работы старшего по подъезду, будут ложиться на плечи самих собственников помещений пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество дома.

* * *

Работа старшего по подъезду на первый взгляд кажется незаметной и несколько рутинной. Казалось бы, зачем нужен еще один человек, если собственники и так могут решать свои вопросы напрямую с председателем правления, если в доме создано ТСЖ, либо с управляющей компанией, если в доме выбран этот способ управления. Однако, как мы знаем, в ситуации, когда нет ответственного лица, парламентера, представителя интересов группы лиц, проблемы решать достаточно трудно, особенно это касается управления таким сложным организмом, как многоквартирный дом. Мало кто желает нести бремя ответственности за всех, да и каждый знает, что инициатива наказуема. К сожалению, трудноискоренимая позиция "лучше не высовываться" препятствует проявлению собственниками активности в решении многих общих проблем. Исходя из такой постановки вопроса, граждане, изъявившие желание принять на себя большую ответственность за решение коллективных проблем, заслуживают уважения и поддержки, в том числе и материальной. Хорошо мотивированный собственник сможет решать вопросы более продуктивно, нежели лицо, исполняющее свои обязанности, как тяжкое бремя.

Е.В.Фомичева

Юрисконсульт

Фонда жилищного просвещения

"Ассоциация ТСЖ г. Нижнего Новгорода"

Права и обязанности старшего по дому - это гарантия обеспечения законных интересов жителей всего здания. Именно поэтому управленец должен знать не только о возложенной на него ответственности, но и разбираться в нормативных документах, посвящённых регламентации его деятельности. Стоит углубиться в изучение данной темы для того, чтобы лучше понять права и обязанности старшего по дому в многоквартирном доме.

Закон и инициатива жителей

На сегодняшний день инициатива выбора управляющего дома поддерживается практически каждым жителем. А всё благодаря тому, что большинство граждан целый день проводят на работе, а вечера занимает семья. При этом совсем не остаётся времени для решения бытовых вопросов общественного значения, которые для частного лица не заметны, однако представляют особую проблему для общественности в целом. А права и обязанности старшего по дому, в свою очередь, предполагают взаимодействие собственников помещений с представителями организаций, выполняющих подрядные и строительные работы, а также с местной администрацией.

Выбор управляющего является оптимальным решением для организации и взаимодействия жителей с местными органами власти, который не только защищает права, но и обеспечивает интересы. Сейчас всё чаще встречается фраза «старший по подъезду», «старший по дому». Фактически два этих понятия несут сходное значение. Поэтому права и обязанности старшего по дому при самоуправлении носят тождественный характер.

Важно отметить, что эта должность не государственная, а носит скорее общественный характер. Более того, данное понятие отсутствует в ЖК РФ. Соответственно, помимо определённой власти, управляющий получает дополнительную нагрузку.

Практика в городах

Права и обязанности старшего по дому, как правило, определяются органами местного самоуправления. В качестве основного нормативно-правового акта выступает Положение Думы либо Указ местной администрации. Причём в данном документе отражён правовой статус и иных лиц, имеющих значение для организации местного самоуправления.

При разложении полномочий на определённые элементы стоит сформировать ряд материальных критериев, относимых к личности управляющего:

  • Дееспособность гражданина.
  • Достижение 16-летнего возраста.
  • Должен быть избран общим голосованием из числа кандидатов.

Права и обязанности старшего по дому и по подъезду предполагают осуществление деятельности в целях реализации народной инициативы.

О полномочиях: часть I

О том, какие права и обязанности старшего по дому закрепляются в нормативном документе, может рассказать следующий перечень основных полномочий:


О полномочиях: часть II

Старший в пределах правового статуса уполномочен на:


Отчётность и контроль за деятельностью

Права и обязанности старшего по дому предполагают не только определённый уровень власти, но и своеобразное подчинение. Данная должность закрепляет необходимость строгой отчётности перед жителями подконтрольного дома. Решением собрания жильцов можно прекратить полномочия управляющего, а можно оставить функционировать ещё на долгий период времени. В случае возникновения инициативы отстранения от должности, за это должно проголосовать не менее 2/3 всех членов собрания.

Как правило, в собрании могут принимать участие представители органов местного самоуправления, которые обладают правом совещательного голоса. Несмотря на это права и обязанности старшего по дому в многоквартирном доме предполагают активное участие при решении вопросов местного значения. При этом его деятельность ведётся только от имени всех жителей конкретного дома.

И кто же такой «старший по дому»?

Исходя из информации, приведённой выше, можно легко сформулировать понятие должности старшего по дому. Это лицо, которое уполномочено решением собрания жителей дома, представлять интересы всех жильцов, проживающих по определённому адресу. Представительство касается вопросов содержания дома, сохранности его имущества, прилегающей территории. Кроме того, права и обязанности старшего по дому при управляющей компании предполагают необходимость взаимодействия с муниципальными и государственными структурами.

Случаи выбора старшего

ЖК РФ говорит о том, что органом управления в многоквартирном доме является собрание его жителей - собственников жилых помещений. К его компетенции относятся любые вопросы, связанные с функционированием и жизнеобеспечением дома. Сюда могут входить как проблемы владения и пользования общим имуществом, так и иные вопросы. Именно на общем собрании выбирается старший по дому, определяются его права и обязанности. Кроме того, жители определяются с суммой вознаграждения лицу, выбранному на данную должность.

В зависимости от организации местного самоуправления, старший по дому может быть выбран разными способами. Там, где нет ТСЖ, но при этом действует управляющая компания, вопрос выбора старшего решается коллективным путём. При этом необходимо оповестить соответствующую организацию для того, чтобы в договор были внесены необходимы коррективы, касающиеся правового статуса ответственного, его полномочий, времени работы и вознаграждения.

Те дома, которые подчиняются ТСЖ, органом, могущим избирать старшего по дому, является собрание исключительно членов ТСЖ. Соответственно, только там может быть определён статус выбираемого лица. Все решения, принятые на собрании жителей дома, оформляются протоколом.

Нюансы вознаграждения

Как правило, в нормативных документах не предусматривается возможность оплаты должности старшего по дому. А это, как минимум, несправедливо, ведь хороший управленец может сделать огромное количество добрых дел, а также значительно улучшить жизнь каждого жителя дома.

Ни государство, ни органы местного самоуправления не предусматривают вознаграждения за выполнения обязанностей старшего. При этом на собрании жителей дома может быть выдвинута инициатива об оплате данной должности из личного бюджета жителей каждой квартиры.

В разных регионах политика в отношении управляющего дома является разной. Так, в одном месте старший освобождается от оплаты услуг по найму жилья, а также оплаты услуг технического обслуживания дома, за вывоз мусора и другие коммунальные услуги. Варианты вознаграждения могут быть различны: от выплаты заработной платы путём сборов средств до компенсации за оплату содержания и ремонта жилья.

Еще в 1991 году с принятием З акона о приватизации жилых помещений, государство полностью переложило ответственность за содержание многоквартирных домов на его собственников. Однако, понимания как реализовать эту обязанность не было ни у собственников, ни у государства, и, в реальности, управление домами оставалось в руках муниципальных предприятий, за очень редким исключением, когда наиболее организованные и продвинутые собственники с 1993 г. начали создавать . Привычное нам положение дел, когда треть домов управляется ТСЖ и ЖСК, а оставшиеся 2/3 находятся в управлении УК, берет свое начало с 01.03.2005 (момента вступления ЖК РФ в силу). Тогда ЖК РФ впервые определил 3 способа управления многоквартирными домами, а, главное, снова подчеркнул, что управление домом это не только право, но и обязанность собственников.

В той первоначальной редакции ЖК РФ было установлено, что органом управления и контроля ТСЖ является общее собрание его членов, а реализацией решения собрания занимается правление, которое избирается из самих же собственников и, по сути, является правительством в государстве (если дом воспринимать как мини государство, то правление в нем правительство, собрание членов - парламент, а председатель ТСЖ - президент). В такой структуре участие собственников в жизни дома максимальное, стопроцентное, ведь ТСЖ это и есть собственники, самостоятельно управляющие домом.

Ситуация с УК была обратной, участие собственников в жизни дома было сведено к нулю, выбор такого способа управления означал, что собственники, передав управление профессионалам (специалистам), полностью делегировали свои права и обязанности. Способ контроля над такими профессионалами ЖК РФ предусмотрен не был, хотя был необходим. В связи с этим не на уровне закона, а на уровне бытовой жизни появилось понятие «старший по дому», а также «старший по подъезду», которые брали на себя ответственность по взаимодействию с УК и контроль над ее действиями. Однако, поскольку такой институт как «старший по дому/подъезду» не был предусмотрен законом, то и правовых инструментов осуществления контроля над УК у таких инициативных граждан не было.

Только в 2011 году «старшим по домам/подъездам» дали правовой статус, наделили их правами и обязанностями. Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и появилась новая статья 161.1. «Совет многоквартирного дома».

1. Совет дома это орган контроля над УК, то есть совет дома создается только в домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

2. Совет дома орган коллективный, количество его членов определяется собранием собственников.

3. Совет дома избирается только на общем собрании собственников. Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

4. Совет дома осуществляет свои функции как коллектив граждан и не регистрируется как юридическое лицо.

5. Совет дома избирается только для данного дома, не может существовать на несколько домов.

6. Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о созданиив данном доме товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 161.1.ЖК РФ).

7. Из состава совета дома избирается председатель совет дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 161.1.ЖК РФ).

8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (ч. 8.1. ст. 161.1.ЖК РФ).Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

9. Срок полномочий совета дома устанавливается общим собранием собственников и не ограничен по времени. Если собрание не установило срок полномочий, тогда совет дома должен переизбираться каждые 2 года. Совет дома может быть переизбран досрочно только в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

10. В соответствии с ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям совета дома относятся:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

11. В соответствии с ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям председателя совета дома относятся:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Огромный минус действующего законодательства в части полномочий и возможностей совета дома в том, что все перечисленные в ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ полномочия носят декларативный характер, многие формулировки неточные и вызывают массу вопросов. По своей сути, даже полномочия по контролю за деятельностью УК, ничем не подкреплены, у совета нет механизмов воздействия на УК, нет инструментов (наложение санкций, распоряжение денежными средствами дома, удержание средств в связи с некачественно предоставленными услугами и т.п.). В случае выявления советом со стороны УК каких-либо нарушений, совет с этим ничего не может сделать, только лишь обращаться в надзорные органы, но таким правом обладают и другие собственники дома. Деятельность совета дома в подавляющем большинстве случаев носит безвозмездный характер, т.к. предусмотренная в ч. 8.1. ст. 161.1. ЖК РФ возможность установления вознаграждения членам совета дома, является лишь правом, а не обязанностью собрания, хотя с момента избрания совета дома, члены такого совета обязаны реализовывать свои полномочия. Даже при утверждении такого вознаграждения, механизм его выплаты (должен ли заключаться договор с УК, из каких средств оплачиваются эти деньги, ведь статья «содержание дома» является целевой и не предусматривает таких расходов?) неясен. Письмом от 29.09.2015 N32395-ОГ/04 Минстрой России разъяснил один из возможных порядков оплаты вознаграждения членам и председателям советов МКД, однако письмо содержит лишь мнение Минстроя и нормативным правовым актом не является.

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ (вступил в силу 30.06.2015) статья 44 ЖК РФ была дополнена пунктом 4.2., теперь общее собрание собственников может принять решение «о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме ». Такое полномочие появилось в кодексе как отражение существующей реальности, когда советы дома только для этого собственниками и создавались, чтобы участвовать в определении видов текущего ремонта, определения сроков, согласование с УК подрядчика на выполнение работ, согласование сметы, участие в приемке результатов выполненных работ. По сути, советы домов только этим и занимались, только в этом видели свою роль, хотя законодательством это никак не было разрешено. Сейчас совет дома может только , но не просто так, а после того, как собрание собственников наделит совет такими полномочиями. Но остается не ясным, а что значит «принимать решение о текущем ремонте »? Проводить или нет и какие виды работ? А как же подрядчик, смета, цена, - то самое принципиальное, что влияет на результат? Кто решает эти вопросы? Представляется, что мало кто из собственников обратит внимание на эти законодательные тонкости, а советы домов продолжат жить так, как привыкли, и так, как это действительно выгодно для их дома.

В перечне полномочий председателя совета дома сразу же в глаза бросается тот факт, что председатель осуществляет все свои ключевые полномочия в области контроля над УК исключительно на основании доверенности от собственников . Только не ясно, а какое количество доверенностей должно быть у председателя на руках, в каком виде выдается такая доверенность (должен ли это быть специальный отдельный документ или достаточно проголосовать на собрании за указанные полномочия, а бюллетень для голосования и, как результат, протокол собрания, по сути, и будет этой доверенностью?). Что делать в ситуации, когда не все собственники подписали такую доверенность, в таком случае председатель будет действовать только в отношении тех, кто доверенность выдал, а интересы других собственников представлять не будет, или нет? Как быть в ситуации, когда председатель подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 4 ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ), ведь невозможно подписать подобные акты только от имени собственников, которые выдали доверенность, ведь оказанные услуги оказываются в отношении всего дома, и вычленить в натуре долю каждого собственника не возможно.

Необходимо дополнительно учесть, что стороной Договора управления являются собственники помещений, и право подписывать акты приемки выполненных по договору управления работ имеются именно у собственников, как у стороны Договора. Поскольку согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ членами совета МКД являются именно собственники помещений дома, право подписывать акты и у членов, и у председателя совета дома, разумеется, имеется. Таким образом, указанная норма, как и все остальные, касающиеся совета МКД, является декларативной, она не наделяет членов и председателя совета дома некими исключительными полномочиями , она лишь указывает, что такие полномочия у них есть. Но ведь эти полномочия имеются у председателя и членов совета МКД и без указанной нормы, в силу того, что совет МКД формируется из собственников, уже обладающих указанными полномочиями. Более того, полномочиями, указанными в п.4 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ, обладают все собственники помещений МКД, независимо от их членства в совете дома .

Таким образом, мы видим, что придав в 2011 совету дома правовой статус, закон по сути не дал совету дома механизма реализации его прав, а главное, не обязал УК взаимодействовать с советом и выполнять его требования (в ЖК РФ вы не найдете ни одной такой нормы). В связи с этим получается, что собственники действительно нуждаются в контроле над деятельностью УК, но на практике это остается лишь только хорошей идеей.

Особо хочется отметить следующий момент. В данной статье проанализированы некоторые аспекты регулирования деятельности советов МКД, указаны недоработки жилищного законодательства в этой части, но ни в коем случае не делается попытка «принизить» результаты деятельности советов МКД. Активисты, занимающиеся жилищными вопросами, представляющие и отстаивающие интересы своего дома, своих соседей по МКД, заслуживают лишь похвалы. Однако не стоит заблуждаться относительно неких особых полномочий председателей и членов советов домов - в реальности эти полномочия абсолютно такие же, как и полномочия любого собственника помещения МКД, независимо от его членства в совете дома. И любой грамотный активный собственник способен добиться положительных изменений в отношениях с УО, позитивных результатов для своего дома, независимо от того, будет этот собственник избран в состав совета МКД или нет.

Напоследок хочется привести не совсем верную с точки зрения юриспруденции норму, введенную в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ, и имеющую отношение к полномочиям совета МКД, а именно: пункт 4.3 части 2 ст.44 ЖК РФ устанавливает, что к компетенции Общего собрания собственников (ОСС) относится «принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ».

Вообще-то никто не вправе наделять кого-либо полномочиями, которыми сам не обладает!

А указанная норма фактически говорит о том, что ОСС имеет право наделить председателя совета МКД полномочиями, которыми само ОСС не обладает. Например, может ли ОСС возложить на председателя Совета полномочия по объявлению войны соседнему дому (или соседнему государству)? Исходя из приведенной нормы, может!

Можно, конечно, относиться к таким нормам с юмором, но необходимо учесть, что это норма Жилищного кодекса, установленная федеральным законом, проект которого проходил многократные проверки различными инстанциями, и был признан соответствующим действующему законодательству РФ.

В каждом многоквартирном доме проживает большое количество людей, они не могут все одновременно взаимодействовать с органами власти по вопросам обслуживания дома, заниматься контролем управляющей компании и ЖЭКа, решать бытовые вопросы жильцов.

Для такой работы нужно выбирать одного человека, достойного представителя всего сообщества собственников квартир. Главный по дому – работа сложная, ответственная, многочисленные полномочия дополняются целым списком обязанностей.

Какие функции выполняет старший по дому, полагается ли зарплата за такую работу, с какими инстанциями может иметь дело управдом? Данные вопросы решаются законодательно, с учетом действующих нормативов Жилищного Кодекса Российской Федерации, также некоторые моменты зависят от решения самых жильцов МКД.

ВНИМАНИЕ! Старший по дому или по подъезду подчиняется общему собранию жильцов, оно устанавливает сроки работы выбранного представителя и может прекратить его полномочия в досрочном порядке.

Основные понятия и функции

Чтобы решить вопрос с обязанностями, следует сначала определить, кто такой управдом, старший по дому. Управдом – это лицо, которому жильцы МКД доверили представлять свои интересы перед Управляющей компанией, ТСЖ. Права и обязанности старшего по дому разнообразны, но в первую очередь деятельность такого представителя дома должна основываться на букве закона.

Согласно Жилищного Кодекса законом не предусмотрено обязательное наличие в доме такого ответственного лица, поэтому и не разработана четкая должностная инструкция по его работе. Но часто словосочетание «старший по дому» можно увидеть в различных правовых актах от органов местного самоуправления, в следствие чего функции и права управдома могут различаться в разных регионах.

Наиболее важным является решение вопроса на региональном уровне о выборах старшего по дому, о том, кому он будет подчиняться в своей деятельности. Что входит в обязанности данного представителя жильцов многоквартирного дома?

Во многих регионах функции такого человека идентичны.

  • Он занимается контролем уборки подъездов, лестниц, лифтов или другой территории общего пользования. Если такая работа проводится некачественно, старший по дому должен решить вопрос с управляющей компанией.
  • Управдом также следит за тем, как ЖЭК выполняет свои договорные обязательства. К таким обязательствам может относиться уборка, оборудование придомовой территории, ее обустройство и обслуживание.
  • Среди обязанностей представителя – тщательный контроль над соблюдением в доме противопожарных, экологических, санитарных нормативов. Необходимо, чтобы проводилась тесная работа с органами пожарного контроля, выполнялись мероприятия, направленные на обеспечение дома от пожара.
  • Контролирует старший по дому и проведение уборки придомовой территории, уборки снега в зимний период. Обязан такой человек принимать меры в тех случаях, если есть нарушения в содержании общедомового имущества.
  • Большое значение в работе старшего по дому имеет его инициативность, рационализаторские идеи относительно содержания и хранения общедомового имущества.
  • Старший по дому – человек, у которого жильцы могут получить необходимые контактные данные тех эксплуатационных инстанций, которые занимаются обслуживанием дома, решают аварийные ситуации. Это компетентный глава дома, у которого можно найти решение многих вопросов.
  • Если в доме проводится ремонт, текущий или капитальный, старший должен контролировать качество выполнения всех работ. Он будет наблюдателем при управляющей компании, занимающей предоставлением коммунальных услуг населению.
  • Представитель, выбранный общим собранием, должен делать все необходимое, чтобы помочь малоимущим гражданам, проживающим в МКД, объяснить им их льготы по оплате коммунальных услуг и в других вопросах, содействовать органам соцзащиты в данном направлении. В круг его обязанностей входит и сотрудничество с правоохранительными органами, помощь им в обеспечении порядка в доме.
  • Еще один объект внимания — хранение всех протоколов общих собраний, технических осмотров общедомового имущества, паспортов на счетчики. Каждый протокол техосмотра является важным документом.

Среди главных обязанностей старшего по дому – работа с жильцами, они должны знать правила содержания и эксплуатации жилых и нежилых помещений, мест общественного пользования. Он должен следить и за тем, придерживаются ли нормативов владельцы домашних животных (а это часто является проблемой).

ВНИМАНИЕ! Когда проводятся выборы нового старшего по дому, предыдущий обязан отчитаться за проделанную работу в период действия его полномочий.

Как видно, у данного лица огромный круг обязанностей, поэтому, прежде чем стать старшим по дому, следует хорошо оценить свои возможности. Для многих будет также важно, сколько получает представитель за свою деятельность, стоит ли возлагать на себя огромный груз ответственности.

Нет разницы, как называется должность, — управдом или старший по дому – главное достойно отстаивать интересы жителей своего дома.

Перечень прав

Чтобы достойно и законодательно представлять интересы жильцов МКД, старшему по дому нужны права и полномочия. В противном случае его работа будет малоэффективной.

Жилищный кодекс не оговаривает такие права, они могут быть сформированы на уровне нормативов регионального законодательства или приняты на общем собрании жильцов дома. Решать вопрос с правами и обязанностями необходимо сразу, когда осуществляется выбор человека на данную должность.

  • Старший по дому имеет право вносить различные предложения относительно ремонтных работ, содержания мест общего пользования. Это заведующий ключами от подвала, чердака, технических помещений, других мест общего пользования.
  • Он может запрашивать необходимую информацию от управляющей компании относительно ее обязательств. Если такие обязательства выполняются ненадлежащим образом, старший по дому требует устранения нарушений.
  • Он может контролировать, как используются денежные средства, предназначающиеся для ремонтных работ общедомового имущества, принимает участие в составлении акта выполненных работ.
  • Если представитель жильцов уверен в необходимости проведения текущего или капитального ремонта, он направляет предложение о нем в управляющую компанию, осуществляет согласование с компанией сроков и комплекса работ.
  • Он также имеет полное право стать одним из членов районного домового комитета. Домовые комитеты действуют в Москве и в других городах, они также обеспечивают надлежащие условия эксплуатации домов и придомовой территории. Каждый член Домкома может стать старшим по району, когда придет время переизбрать предыдущего.

В случае, когда собственники квартир или наниматели нарушают правила пользования жилыми помещениями, старший по дому может принимать меры.

Полезное видео

Репортаж об образцовом старшем по дому.

Вопросы по зарплате

Как осуществляется оплата старшему по дому, ведь жилищным законодательством такая должность не предусмотрена? Должность управдома существует уже много лет, но вопрос об оплате его работы не решен .

ВАЖНО! При выплате вознаграждения старшему по дому и членам совета дома не должно нарушаться законодательство, в противном случае возможно даже судебное разбирательство.

На общем собрании может быть принято решение выплачивать зарплату через управляющую компанию, включив в платежку дополнительную строку. Но это нарушает закон, ведь УК не может получать денежные средства, которые не станут ее доходом. А на доход полагается выплачивать НДС. Также высчитывается процент налога и при начислении зарплаты, если включить старшего по дому в штат компании.

Чтобы соблюсти законодательство, можно выбрать один из двух способов решения вопроса с вознаграждением членам совета дома и старшего.

  • По первому способу оплачивается работа при самостоятельном сборе денег жильцами МКД. Потом председатель совета, старший по подъезду или дому получают свое вознаграждение. Средства будут собираться и для компенсации затрат управдом из личных средств на решение вопросов по дому.
  • Также возможно предоставление скидки на оплату коммунальных услуг, что безусловно является хорошим подспорьем в финансовом плане.

На общем собрании, когда проходит переизбрание представителя жильцов, можно сделать обращение к жителям дома и решить вопрос по зарплате – как она будет выплачиваться и в каком объеме. И следует помнить, что ОС имеет право сменить своего представителя досрочно.

В Москве действуют льготы для управдомов на оплату некоторых коммунальных услуг. В их платежках отсутствует плата за вывоз мусора, за домофонную систему, за услуги консьержа.



Просмотров