Статья 421 упк рф. Информация об изменениях

Новая редакция Ст. 64 СК РФ

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Комментарий к Статье 64 СК РФ

1. Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в семейном законодательстве. Согласно ст. 1, 8, 56 Семейного кодекса РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

В п. 1 комментируемой статьи подчеркивается, что в первую очередь именно родители должны осуществлять защиту прав и интересов детей. Родители имеют возможность защищать интересы своих детей во всех сферах общественной жизни, причем независимо от того, на территории какого государства требуется такая защита.

Родители могут осуществлять защиту прав и интересов своих детей в суде без специальных полномочий (т.е. без доверенности). Для этого им достаточно предъявить документ, подтверждающий факт происхождения детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка).

2. Родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. Понятия "интересы детей" и "интересы родителей" являются оценочными понятиями. В случае, если подобные противоречия будут выявлены, орган опеки и попечительства обязан назначить другого представителя для защиты прав и интересов ребенка, например для защиты прав ребенка в суде.

Другой комментарий к Ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Родители являются законными представителями своих детей в силу прямого указания п.1 ст.64 СК РФ. Вынесения какого-либо специального решения для возникновения у них в полном объеме полномочии законных представителей не требуется.

2. Установление органом опеки и попечительства противоречий между интересами детей и родителей является основанием прекращения полномочий родителей в части защиты тех интересов, в отношении которых имеет место выявленное противоречие. Для защиты таких интересов орган опеки и попечительства должен назначить специального представителя.

защищать права Вашего ребенка, в том числе и его право на неприкосновенность частной жизни – это не только Ваше право, но и Ваша обязанность

В отношении самой формы согласия, предлагаемого к подписанию школами, отметим следующее:

1) Согласие юридически безграмотно. Речь о «подопечном» может идти только в отношении опекунов или попечителей. В случае, когда речь идет о родителях или усыновителях этот термин употребляться не может.

2) Согласие, фактически, дает школе право собирать все и любые сведения о ребенке и его семье, без каких-либо ограничений. После подписания такого согласия право на неприкосновенность Вашей частной и семейной жизни в отношениях со школой существовать, фактически, перестает.

3) Согласие дает школе право сообщать собранную информацию кому угодно, любым третьим лицам, без ограничений. В случаях, когда передача информации предусмотрена федеральным законом, школа может делать это и без Вашего согласия. Совершенно непонятно, зачем школе нужно право неограниченно распространять любую информацию о Вашем ребенке.

4) Особо следует отметить право на трансграничную передачу персональных данных, т.е. на передачу их за границу.

5) Очень странно выглядит в этом согласии обещание школы обрабатывать персональные данные в соответствии с законом, с учетом того, что подписываете документ Вы, а не школа, при этом Вы даете им школе неограниченные права на обработку данных Вашего ребенка. Разумеется, это обещание не будет иметь никакой юридической силы (впрочем, школа и без него обязана соблюдать закон).

Мы не утверждаем, что составители этого документа имели сознательные дурные намерения. Однако, подписание такого документа дает неограниченные права школе и ставит под угрозу неприкосновенность Вашей частной жизни и частной жизни Вашего ребенка.

Подписание согласия на обработку персональных данных – Ваше право, а не обязанность. Те органы и учреждения, которые вправе без вашего согласия обрабатывать Ваши персональные данные, не будут просить у Вас подписать согласие на их обработку.

Помните, что обязанность предоставить Ваши персональные данные может быть установлена только федеральным законом. Во всех случаях, когда Вы обязаны предоставить свои персональные данные (или персональные данные Вашего ребенка), организация, которая их получает, обязана официально сообщить Вам, какой федеральный закон установил такую обязанность и какие юридические последствия будет иметь отказ предоставить данные (ст. 18 п. 2 Федерального закона «О персональных данных»).

Если у Вас требуют Ваши данные или данные Вашего ребенка, смело требуйте указать, каким законом установлена Ваша обязанность их предоставить.

Мы настоятельно не рекомендуем подписывать согласие в приведенной выше форме, потому что столь широкими правами будет слишком легко злоупотребить. С учетом того, что в последнее время появляется все больше региональных нормативных актов, навязывающих учителям функции контролеров и доносителей в отношении семей, подписание такого документа отнюдь не выглядит безобидно.

Особую озабоченность вызывает согласие на обработку персональных данных ребенка автоматизированным способом. Это, в сочетании с правом на распространение и передачу персональных данных третьим лицам, дает школе право, в частности, выкладывать персональные данные Вашего ребенка в интернет, помещать их в различные, не находящиеся под контролем школы, базы данных. К примеру, существует проект «Электронный дневник», к которому, в настоящее время, подключено более 8000 школ со всей России. Хотя авторы проекта утверждают, что данные в нем защищены – к сожалению, в таких случаях всегда возможна утечка информации, в результате которой данные об успеваемости, учебных работах, оценках ученика могут стать доступны кому угодно, что нежелательно.

При этом понятно, что школа нуждается в возможности работать с некоторыми персональными данными учениками. Поэтому согласие на обработку персональных данных мы подписать все-таки советуем, однако это должен быть совершенно другой текст.

Вы должны предоставить школе право обрабатывать только узкий круг конкретных, действительно необходимых ей видов персональных данных.

Не давайте школе права обрабатывать их автоматизированным способом.

Не давайте права передавать эти данные каким-либо третьим лицам, органам или организациям.

Пусть каждый раз, когда такая передача будет необходима, школа обращается к Вам, информируя Вас о цели этой передаче и о том, какие именно данные необходимо передать, и получает Ваше отдельное письменное согласие.

Образец согласия на обработку персональных данных школой, не создающий опасности нарушения прав Вашей семьи


СОГЛАСИЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Я, ______________________________________________________________(ФИО),
проживающий по адресу ____________________________________________________________, Паспорт № _________________________ выдан (кем и когда) _____________________________
_______________________________________________
являюсь законным представителем несовершеннолетнего ____________________________________ (ФИО) на основании ст. 64 п. 1 Семейного кодекса РФ.
Настоящим даю свое согласие на обработку в ГОУ СОШ № ________ персональных данных моего несовершеннолетнего ребенка _____________________________, относящихся исключительно к перечисленным ниже категориям персональных данных:
- данные свидетельства о рождении;
- данные медицинской карты;
- адрес проживания ребенка;
- оценки успеваемости ребенка;
- учебные работы ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных моего ребенка исключительно в следующих целях:
- обеспечение организации учебного процесса для ребенка;
- ведение статистики.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление сотрудниками ГОУ СОШ № ____ следующих действий в отношении персональных данных ребенка: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование (только в указанных выше целях), обезличивание, блокирование (не включает возможность ограничения моего доступа к персональным данным ребенка), уничтожение. Я не даю согласия на какое-либо распространение персональных данных ребенка, в том числе на передачу персональных данных ребенка каким-либо третьим лицам, включая физические и юридические лица, учреждения, в том числе внешние организации и лица, привлекаемые ГОУ СОШ № ______ для осуществления обработки персональных данных, государственные органы и органы местного самоуправления. Я даю согласие на обработку персональных данных ребенка только неавтоматизированным способом и не даю согласия на их обработку автоматизированным способом, согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации".
Обработку персональных данных ребенка для любых иных целей и любым иным способом, включая распространение и передачу каким-либо третьим лицам, я запрещаю. Она может быть возможна только с моего особого письменного согласия в каждом отдельном случае.
Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных в ГОУ СОШ № ______ или до отзыва данного Согласия. Данное Согласие может быть отозвано в любой момент по моему письменному заявлению.
Я подтверждаю, что, давая настоящее согласие, я действую по своей воле и в интересах ребенка, законным представителем которого являюсь.
Дата: __.__._____ г.

В случае, если Вы уже заполнили и подписали «опасное» согласие на обработку персональных данных, помните, что Вы имеете право отозвать это согласие (ст. 9 п. 1 Федерального закона «О персональных данных»).
При отзыве Вашего согласия школа обязана в течение трех дней уничтожить собранные персональные данные (ст. 21 п. 5 Федерального закона «О персональных данных»).

Однако, прежде, чем отзывать данное Вами согласие, Вам следует выяснить, какие данные были собраны и кому они передавались. Ваше право на это предусмотрено ст. 14 Федерального закона «О персональных данных». Для этого нужно подать правильный запрос, по которому школа должна сообщить Вам эти данные в течение десяти рабочих дней (ст. 20 п. 1 Федерального закона «О персональных данных»).

Скачайте, заполните и подайте запрос на получение информации о персональных данных:

Образец запроса на получение информации о персональных данных в школу


_______________________________
Адрес:






Адрес: ___________________________________

ЗАПРОС НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Ранее я предоставлял ГОУ СОШ № ____________ согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего ______________________ (Ф.И.О.), законным представителем которого я являюсь на основании ст. 64 п. 1 Семейного кодекса РФ, включая согласие на право распространения указанных персональных данных и передачи их третьим лицам.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О персональных данных» прошу предоставить мне следующие сведения:
1) Какие персональные данные несовершеннолетнего имеются в распоряжении ГОУ СОШ № _____, из каких источников и как они были получены;
2) Каким третьим лицам (физическим или юридическим лицам, государственным органам или органам местного самоуправления и т.п.) передавались персональные данные несовершеннолетнего, какие именно персональные данные передавались и когда.
Указанную информацию прошу предоставить мне в письменной форме.
Напоминаю, что, в соответствии со ст. 20 п. 1 Федерального закона «О персональных данных» указанная информация должна быть предоставлена мне в течение десяти рабочих дней со дня получения настоящего запроса.
Дата: __,__._____ г.
Подпись __________________________(___________________)

Для родителей. Для усыновителей «ст. ст. 64 п. 1, 137 п. 1 Семейного Кодекса РФ», опекуны – «ст 15 п. 2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», попечители – «ст 15 п. 3. Федерального закона «Об опеке и попечительстве» .

Получив нужную информацию, подайте в школу отзыв согласия на обработку персональных данных:

Образец отзыва согласия на обработку персональных данных ребенка школой

ДИРЕКТОРУ ГОУ СОШ № __________
_______________________________
Адрес:
От: __________________________(Фамилия, имя, отчество)
Адрес: ___________________________________
Паспортные данные: Паспорт № _____________________________
Выдан (кем и когда): ____________________________________
законного представителя несовершеннолетнего:
______________________(Фамилия, имя, отчество)
Адрес: ___________________________________
Свидетельство о рождении № __________________________
Выдано (кем и когда): ____________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
(ОТЗЫВ СОГЛАСИЯ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ)
Я, ______________________________________________________________(ФИО полностью), проживающий по адресу ____________________________________________________________________________,
паспорт № _________________________ выдан (кем и когда) _____________________________
______________________________________________________________________________, на основании ст. 64 п. 1 Семейного кодекса РФ являюсь законным представителем несовершеннолетнего ____________________________________ (ФИО) свидетельство о рождении № ______________________ выдано (кем и когда)___________________________________________.
Настоящим, во исполнение требований Федерального закона «О персональных данных», на основании ст. 9 п. 1 указанного федерального закона отзываю у ГОУ СОШ № __________________ ранее данное мной согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего. В случае, если согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего давалось мной неоднократно, настоящим я отзываю все ранее данные мной ГОУ СОШ № ______ согласия на обработку персональных данных.
Напоминаю, что, в соответствии со ст. 21 п. 5 Федерального закона «О персональных данных», в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на их обработку, оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.
Указанное уведомление прошу предоставить в письменной форме.
Дата: __.__._____ г.
Подпись: ________________________ (______________________)

Для родителей. Для усыновителей «ст. ст. 64 п. 1, 137 п. 1 Семейного Кодекса РФ», опекуны – «ст 15 п. 2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», попечители – «ст 15 п. 3. Федерального закона «Об опеке и попечительстве» .

Помните, что школа обязана уничтожить персональные данные Вашего ребенка в течение трех дней. Чтобы школе не пришлось снова собирать необходимую ей часть персональных данных, сразу же предоставьте ей «правильное» согласие на обработку персональных данных. В этом случае, школа будет обязана уничтожить только те персональные данные, обработка которых не предусмотрена Вашим новым согласием.

Будьте внимательны. Имейте в виду, что защищать права Вашего ребенка, в том числе и его право на неприкосновенность частной жизни – это не только Ваше право, но и Ваша обязанность (ст. 64 п. 1 Семейного кодекса РФ).

Текст статьи 421 УПК РФ в новой редакции.

1. При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 настоящего Кодекса, устанавливаются:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

2. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

3. При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение в соответствии с частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего проводится в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего представляется в суд с материалами уголовного дела.

N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 421 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Комментируемая статья предусматривает необходимость установления по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних ряда дополнительных обстоятельств, не указанных в ст. 73 УПК. Это вызвано возрастными особенностями несовершеннолетних, а также их особым социальным статусом. Указанные обстоятельства имеют значение для решения вопросов о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности, избрания меры пресечения, применения к нему конкретных мер уголовно-правового воздействия.

2. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи требует устанавливать возраст несовершеннолетнего обвиняемого с точностью до числа, месяца, года рождения. В соответствии с Инструкцией о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 23.10.1995 N 393 (в ред. от 16.09.2002) (РВ. 1995. 7 дек.), документами, удостоверяющими личность граждан, являются: паспорт, свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста), заграничный паспорт для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории РФ, удостоверение личности военнослужащих или военные билеты, справка об освобождении из мест лишения свободы, иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина. Эти положения должны неуклонно выполняться должностными лицами, расследующими уголовное дело либо проводящими проверку зарегистрированного сообщения о преступлении.

Определение возраста только со слов самого несовершеннолетнего, его родственников, педагогов и иных лиц недопустимо.

3. При установлении возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения лица считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 14.02.2000 N 7).

4. Выяснение условий жизни и воспитания предполагает собирание сведений: с какого времени и в связи с чем поставлен на учет в органы внутренних дел несовершеннолетний; какие, когда и кем принимались меры в связи с совершением им правонарушений, как реагировал подросток на эти меры; где подросток проводит свободное время, его отношение к учебе, работе, причины незанятости; склонность к употреблению наркотических средств, спиртных напитков; как относятся родители, законные представители к его воспитанию, как влияют на его поведение.

5. Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего имеет большое значение для решения вопросов: о выборе мер пресечения и мер исправления подростка; установления обстоятельств, связанных с психическим отношением лица к содеянному; выявления всей совокупности обстоятельств, способствовавших преступлению; принятия мер к предупреждению совершения преступлений другими подростками; об ответственности воспитателей несовершеннолетнего; разработки тактики проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего.

6. Определение уровня психического развития несовершеннолетнего предполагает выяснение степени его интеллектуального развития, соответствия возрасту, причин задержки психического развития. В этих целях могут быть истребованы документы, допрошены родители, учителя и воспитатели, соседи, лица из окружения обвиняемого (подозреваемого). Для определения уровня психического развития несовершеннолетнего и при наличии данных об его умственной отсталости назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

7. Под иными особенностями личности несовершеннолетнего, подлежащими установлению по уголовному делу в соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи, следует понимать такие особенности психики, как способность к абстрактному мышлению, возможность самостоятельной организации деятельности, социальный характер интересов и ценностей, ограниченность запаса общих сведений и знаний, примитивность интересов, несформированность морально-этических норм поведения, асоциальность установок и др.

8. Требование закона о необходимости установления влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц означает, что выяснению подлежат круг лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, в чем конкретно это влияние выражается. Должны быть установлены также факты совершения преступлений несовершеннолетним с участием взрослого лица, случаи совершения преступлений, когда взрослый сам не участвует в преступлении совместно с несовершеннолетним, но подстрекает его к выполнению этих действий. Проверяться должны и факты, когда взрослый вызывает у несовершеннолетнего желание, укрепляет его решимость заниматься совершением преступлений (пропаганда среди несовершеннолетних преступного образа жизни, обучение преступному "ремеслу").

9. Возможность несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими из-за отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, устанавливается путем постановки на разрешение психолого-психиатрической экспертизы следующих вопросов. Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством? Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и если мог, то в какой мере?

Следующий комментарий к статье 421 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 421 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. В ст. 421 сохраняется общий принцип: необходимо выяснение обстоятельств, составляющих предмет доказывания по всем уголовным делам (ст. 73 УПК и комментарий к ней), и ряда обстоятельств, составляющих специфические признаки предмета доказывания именно по делам несовершеннолетних.

2. Возраст несовершеннолетнего связывается с двумя обстоятельствами, требующими точного определения даты рождения:

Достиг ли он возраста уголовной ответственности (если не достиг, то деяние признается общественно опасным, но несовершеннолетний не может быть за него привлечен к уголовной ответственности и наказан в уголовном порядке);

Совершено ли преступление в период несовершеннолетия. В ситуациях, когда преступление было совершено несовершеннолетним, а уголовное дело возбуждено после достижения им возраста 18 лет, а также в случаях совершения одним и тем же лицом длящегося преступления лицо обладает статусом несовершеннолетнего.

3. В судебной практике по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних условиям жизни и воспитания как элементу предмета доказывания по уголовному делу несовершеннолетнего уделяется особое внимание.

4. В связи с существенной перестройкой социально-экономической жизни населения России при переходе к рыночной экономике серьезным и негативным изменениям подверглись условия жизни и воспитания детей и подростков. При расследовании и судебном разбирательстве дел о преступлениях несовершеннолетних необходимо учитывать, что именно эти условия, нередко кардинально измененные, сложны для родителей и других воспитателей несовершеннолетних, так как для них непривычна ситуация экономического и социального неравенства людей, в ряде случаев - отсутствие привычной помощи государства в воспитании детей, неприятие ими многих стандартов рыночной экономики, неумение к ней приспособиться. Несовершеннолетние, напротив, принимая новые условия жизни как данные, подвергают сомнению или просто отбрасывают как ненужное историческое прошлое те принципы, на которых воспитывались целые поколения.

5. Лицо, производящее расследование, и суд, рассматривающий дело, должны при наличии данных об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, выяснить, мог ли при этих условиях обвиняемый осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.

6. Могут быть выявлены не только признаки отставания, но и ускорения в психическом развитии (акселерация), что также, по данным следственной и судебной практики, может привести к конфликту с законом и к противоправному поведению.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 421 УПК и п. 3 ст. 20 УК отставание не должно быть связано с психическим расстройством. Следственная и судебная практика свидетельствует, что разграничение признаков психического расстройства (заболевания) и психического здоровья является одной из самых трудных задач психиатрии и психологии. Соответственно, необходимо проводить допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с участием психолога. Оценка психологом личности несовершеннолетнего может потребовать и назначения судебно-психологической экспертизы для исключения признаков отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством.

7. В п. 3 ч. 1 ст. 421 указывается такой элемент предмета доказывания, как влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Возможно криминогенное влияние ближайшего окружения подростка в семье, школе, на работе, в бытовом окружении, во дворе, на улице и т.д. Использование несовершеннолетних на работе в ночных барах, на переноске и реализации спиртных напитков и токсических препаратов - вопрос, который тоже подлежит выяснению.

Международные правовые акты провозглашают приоритет интересов ребенка при определении государственной политики.

В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г., указывается на необходимость применения в отношении несовершеннолетних правонарушителей альтернативных санкций, не связанных с лишением свободы.

Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, одной из основных задач является создание эффективной системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку. Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Основным из принципов и элементов дружественного к ребенку правосудия является приоритет мер воспитательного воздействия.

Уголовный кодекс РФ (ст. ст. 90, 92) предусматривает возможность применения к несовершеннолетним с целью их исправления принудительных мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием.

Таковыми являются:

Предупреждение;

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

Возложение обязанности загладить причиненный вред;

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

К несовершеннолетним, нуждающимся в особых условиях воспитания, обучения и требующим специального педагогического подхода, может быть применена такая принудительная мера воспитательного воздействия, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Взаимосвязанные положения ч. ч. 3 и 4 ст. 421, которыми УПК дополнен в 2010 г. Федеральным законом N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа", говорят о необходимости установления такого обстоятельства, как наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

Согласно ст. 92 УК несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК). Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, определен Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518 "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа".

Пункт 6 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон) гласит, что в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, помещаются несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетние, имеющие заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов, указанных в п. 5 этой статьи.

Категории несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, определены Приказом Минобрнауки России от 20 февраля 2014 г. N 134 "О категориях несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы".

Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года.

Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона предусмотрены основания содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, каковыми являются постановление судьи или приговор суда.

Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в ходе предварительного расследования проводится на основании постановления следователя и дознавателя в порядке, установленном Правилами медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 259. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего представляется в суд вместе с материалами уголовного дела.

В соответствии с п. 8 Правил Министерством здравоохранения и социального развития РФ 5 мая 2012 г. издан Приказ N 482н, утвердивший перечень мероприятий, проводимых при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболеваний, препятствующих его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием, и перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболеваний, препятствующих его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием.

Согласно п. 7 Правил медицинское освидетельствование проводится в течение 15 рабочих дней со дня получения руководителем медицинской организации постановления следователя.

Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении. При этом необходимо учитывать, что в указанное специальное учебно-воспитательное учреждение направляются несовершеннолетние осужденные, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода. На это обращено внимание и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних".

Суд в обязательном порядке при соблюдении условий, предусмотренных ч. ч. 2 и 5 ст. 92 УК, рассматривает вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Согласно п. 3 Правил медицинское освидетельствование осуществляется врачебной комиссией медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, определенной органом исполнительной власти субъекта Федерации в сфере здравоохранения.

Во исполнение указанных положений комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга 24 мая 2013 г. издано распоряжение N 201-р, которым определена медицинская организация - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница Святой Марии Магдалины".

В ходе проведенной прокуратурой города проверки было установлено, что в этом медицинском учреждении нет всех необходимых специалистов, после чего комитетом по здравоохранению 18 декабря 2013 г. издано распоряжение, в соответствии с которым для названной цели определена другая медицинская организация - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городской консультативно-диагностический центр для детей" (далее - КДЦ), у которой есть в штате необходимые врачи-специалисты.

Этим же распоряжением комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга предусмотрены дни работы врачебной комиссии по освидетельствованию, заседания которой проходят два раза в месяц.

О принятом распоряжении прокуратурой города проинформированы руководители органов предварительного расследования.

Вопросы надзора и ведомственного контроля за соблюдением требований ч. ч. 3, 4 ст. 421 УПК в дальнейшем были предметом обсуждения на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов, проведенных в прокуратурах районов.

В дальнейшем прокуратурой города неоднократно проверялось исполнение названных требований органами предварительного расследования, выявлялись многочисленные нарушения порядка проведения медицинского освидетельствования со стороны дознавателей, следователей, связанные с несвоевременным назначением медицинского освидетельствования, с назначением освидетельствования в медицинской организации, не правомочной их проводить, с непринятием мер к доставлению несовершеннолетних в медицинскую организацию.

По результатам проверок прокуратурой города в 2014 - 2015 гг. в адрес руководителей ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГСУ при ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области внесены представления, в ходе рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 11 дознавателей (следователей).

О фактах выявленных нарушений проинформированы прокуроры районов.

Этот вопрос рассмотрен на координационном совещании руководителей правоохранительных органов Санкт-Петербурга "Об эффективности деятельности правоохранительных органов, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними", посвященном вопросам предупреждения подростковой преступности, эффективности деятельности органов предварительного расследования.

Благодаря принятым мерам удалось добиться своевременного вынесения дознавателями/следователями постановлений о назначении медицинского освидетельствования и его проведения в КДЦ в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 259 и соответствующего распоряжения комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.

В 2015 г. проведено 19 комиссий (2014 г. - 25) на основании вынесенного дознавателями/следователями 251 (2014 г. - 192) постановления о назначении медицинского освидетельствования, обследовано 235 (2014 г. - 185) несовершеннолетних, при этом при обследовании 18 несовершеннолетних выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (2014 г. - 10).

Наличие таких обязательных условий для применения ст. 92 УК, как нуждаемость в особых условиях воспитания, обучения и необходимость специального педагогического подхода к несовершеннолетнему, совершившему преступление, приводит к тому, что она применяется редко.

Так, в 2014 г. после прохождения медицинского освидетельствования и получения положительного заключения районные суды Санкт-Петербурга несовершеннолетних от наказания не освобождали, в 2015 г. 2 несовершеннолетних освобождены от наказания и помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, в 2016 г. - 1, притом что количество лиц, ранее совершавших преступления, в 2015 г. составило 132 (+ 24 к 2014 г.), ранее судимых - 52 (+ 12 к 2014 г.), совершивших преступления повторно, а также состоящих на учете в ОДН - 102 (+ 40 к 2014 г.).

Вместе с тем опыт содержания несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа свидетельствует о положительной динамике в поведении подростков.

Так, по приговору Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 января 2016 г. несовершеннолетний С., совершивший преступление, предусмотренное п. "а" ч. 3 ст. 158 УК, освобожден от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком на 1 год.

Согласно характеристике из образовательной организации, в которой несовершеннолетний обучался ранее, у него были конфликты с одноклассниками и учителями, он постоянно нарушал дисциплину, проявил себя как ученик с низкой учебной мотивацией.

За время нахождения в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа у несовершеннолетнего появилась мотивация к учебе, он положительно характеризуется, занимается в спортивных секциях, строит планы на будущее.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики вскрыл проблему, возникшую при реализации ч. ч. 3, 4 ст. 421 УПК.

В частности, проведение медицинского освидетельствования лица, совершившего преступление средней тяжести, тяжкое в несовершеннолетнем возрасте, если ко времени освидетельствования ему уже исполнилось 18 лет, Правилами и лицензией КДЦ не допускается, что требует изменения федерального законодательства.



Просмотров