Сущность и значимость деятельности классного руководителя. Профессиональные и личностные качества классного руководителя

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Преподаватель психолого-педагогических дисциплин Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарныйтехникум Стародубова Ирина Дмитриевна

Курс- 4, группа - 42-С

Специальность - 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Тема: «Профессиональные качества личности учителя - классного руководителя в соответствии со стратегией развития воспитания в РФ»

- сформировать представления о профессиональных качествах личности учителя - классного руководителя в соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.

Деятельностная: создать модель учителя - классного руководителя в школе 21 века (через групповую форму работы).

Задачи:

Создать условия для работы по созданию ими продукта учебного занятия;

На примере занятия показать студентам реализацию интерактивной образовательной технологии работы в группах.

Тип занятия: постановка учебной задачи и поиск ее решения.

Технологии: технология развития критического мышления.

Форма организации обучающихся : групповая.

Результаты:

Предметные : сформировано представление о качествах личности учителя – классного руководителя школы будущего.

Метапредметные:

Формируется умение формулировать цели деятельности, контролировать и критически оценивать процессы и результаты своей деятельности и деятельности однокурсников.

Личностные: формируются гражданские базовые ценности педагогической профессии.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного занятия:
Информационная компетентность: поиск и преобразование информации из различных источников, осмысление информации и её обработка.

Учебно-познавательная компетентность : постановка и решение познавательных задач.

Коммуникативная компетентность: умение студентов взаимодействовать в малых группах, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Социальная компетентность: принятие собственных решений, определение своей роли в работе команды, оценка своей деятельности и деятельности других, создание ситуации успеха в процессе сотрудничества (выступление учащихся, представление своей позиции).

Оборудование: презентация, распечатки основных положений документа

«Стратегия развития воспитания в РФ до 2015 года», 4 листа ватмана с изображением дерева, 3 листа 4А, старые журналы («Классный руководитель», «Воспитание школьника»), маркеры, ножницы, клей, стикеры, критерии работы в группе.

Столы поставлены для работы 3 групп.

Время занятия: 1час 30 минут.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний. По изучаемому вопросу. Активизация учащихся. мотивация для дальнейшей работы.

Добрый день!

Мне приятно вас видеть в хорошем настроении.

Послушайте притчу и попытайтесь определить тему нашего занятия.

Однажды не во сне, а наяву с небес спустился ангел и велел молодой девушке следовать за ним.

Вдруг ангел остановился и сказал: «Настанет время и пред тобой встанет большая ответственность: и если все это время я тебя вел по этой дороге, то совсем скоро ты поведешь по ней маленьких ангелочков…»

Время шло, девушка часто задумывалась над этими словами.

И вот однажды длинная дорога привела в школу, где произошла ее встреча с этими беззаботными маленькими ангелочками. Теперь она классный руководитель. И как ангел-хранитель повела за собой этих мальчишек и девчонок по длинной дороге жизни, являясь для них примером во всем.

И сегодня она с уверенностью говорит: «Сначала школа была моей мечтой, затем - местом работы, а сегодня это уже мой образ жизни, без чего я уже с трудом представляю себя».

Слайд 1 (Тема: «Профессиональные качества личности учителя - классного руководителя в соответствии со стратегией развития воспитания в РФ»)

Почему именно эта тема именно сегодня актуальна, поможет определить следующее задание.

Слайд 2. (Фотографии родителей и детей и один ребенок на фотографии).

О чем говорят эти фотографии?

Чтобы изменить ситуацию в обществе, что нужно сделать?

Слайд 3. (Фотография премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и название документа «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года »)

25 мая 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года.

Слайд 4 . (Фотография председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко

« Образовательные организации должны сочетать учебные и воспитательные функции…» Согласно проекту Стратегии, приоритетной задачей РФ является «формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины».

Прокомментируйте слова В. Матвеенко.

- Образованию должны вернуть воспитательные функции.

Так значит, кого же согласно Стратегии, мы должны воспитывать? (ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ)

Т.Е. если говорить о первичности обучения или воспитания, то сегодня это - ВОСПИТАНИЕ, а значит, на первом месте стоит воспитательная функция, которую осуществляет каждый учитель, но в большей мере осуществляет КЛАССНЫЙ РУКОДИТЕЛЬ через воспитательные системы, различные формы внеклассной работы.

И сегодня школы уже ведут такую работу.

Например, в СОШ № 4 создана основная модель школы «ШАГ» - школа активной гражданственности. 1 шаг – начальная школа « СНГ» - (союз начинающих граждан. Цель: раскрыть понятие гражданской позиции);

2 шаг «САМ» - (союз активной молодежи. Цель: выбрать свою гражданскую позицию).

Каждый педагог это может сделать?

(Тот педагог, у которого развиты профессиональные качества)

Из выше сказанного определим цель нашего занятия.

Смотрят презентацию, определяют тему занятия.

Высказывают предположения.

Определяют тему занятия.

Рассматривают фотографии. Выявляют проблему. Рассуждают.

Комментируют.

Высказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы.

Определяют цель занятия.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Непосредственный контакт с новой информацией.

Групповая работа с самооценкой.

Работа в группах

В основе ФГОС лежит деятельностный подход. Учитывая это, мы будем применять технологию работы в группах.

Для работы нам нужно разделиться на 3 группы с помощью жеребьевки.

Что характерно для технологии работы в группах?

Давайте познакомимся с критериями работы в группе (критерии распечатаны для каждой группы).

За вовремя выполненную работу, качественные ответы вы, согласно критериям. получите жетоны ввиде листочков. Вы сами должны будете оценить качество своей работы: если все критерии соблюдались, то прикрепляете за каждый выполненный критерий листочек к веточке дерева. Если какие-то критерии не соблюдались, то и листочков прикрепляем настолько меньше. В итоге посмотрим, чье дерево быстрее обретет пышную крону.

Задание 1. Кластер . (Время работы - 15 мин.)

По жеребьевке каждая группа получает часть текста «Стратегия развития воспитания до 2025 года».

Перед вами лежит часть текста документа «Стратегия развития воспитания до 2025 года».

Задание 2. Коллаж. (Время 15 минут)

Определите, какими главными качествами должен обладать учитель, согласно Стратегии развития воспитания? Свой ответ представьте ввиде коллажа с презентацией. Все необходимое (лист бумаги. журналы, ножницы, клей. маркеры) лежат на столах.

Задание 3. Творческая работа. (Время: подготовка- 10 минут, представление 1-2 минуты)

У меня в руке 3 конверта. В конверте одинаковая для всех групп педагогическая ситуация. Но каждая команда, согласно выбранному конверту, должна разыграть эту ситуацию с точки зрения учеников, родителей, администрации школы, которые присутствовали на уроке.

Делятся на 3 группы и пересаживаются за стол, согласно жеребьевки.

Изучают критерии.

По жеребьевке определяют часть текста документа.

Выполняют задание в группах.

Презентуют.

Самооценка работы группы.

Распределяют роли. Выполняют задание в группах.

Презентуют.

Самооценка работы группы.

Входят в образ, придумывают текст. разыгрывают ситуацию.

Представляют ситуацию, согласно заданию.

Самооценка работы группы.

Стадия рефлексии

Творческая переработка, анализ полученной информации, «нового знания».

Презентация Слайд

После того, как вы получили новую информацию, что вы будете, как классный руководитель, делать иначе, чем сегодня в школе?

Перед вами лежат таблицы. Отметьте.

Что вы уже знали по данной теме?

Что узнали нового?

Какие вопросы у вас еще вызывают сомнения?

Оценка работы групп (выбираем дерево с самой пышной кроной)

Определяется группа-победитель.

В заключении хочу вам сказать: «Очень скоро настанет время и перед вами встанет большая ответственность: и если все это время мы вели вас по этой дороге, то теперь вы, педагоги нового поколения поведете маленьких детишек большую жизнь»

Спасибо всем за урок!

Соотносят «новую» информацию со «старой»;

Ответы на поставленные вопросы;

синквейны.

Самооценка работы группы.

Группы комментируют свои оценки.

Круг обязанностей классного руководителя

Основная функция классного руководителя – организаторская, в основе которой лежит способность к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Профессионально значимые качества для классного руководителя:

    педагогический профессионализм;

    коммуникабельность;

    организаторские умения и навыки;

    высокая духовная культура.

    Общие положения.

    • Классный руководитель 5-11 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.

      С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.

      Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет зам. директора школы по воспитательной работе.

    Организация жизнедеятельности классного коллектива. Создание комфортных условий для обучения и развития личности в классном коллективе.

Классный руководитель:

    Организует учебно–воспитательный процесс в классе:

Регулярно контролирует посещаемость учебных занятий учениками класса, ведет учет пропусков в классном журнале; посещает уроки в своем классе; проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости учащихся (регулярно проверяет дневники; анализирует текущие и итоговые оценки); осуществляет контроль за соблюдение учащимися дисциплины; следит за внешним видом учащихся класса; ведет работу по обеспечению учащихся учебниками.

    Организует внеурочную воспитательную работу в классе:

Организует ученическое самоуправление в классе, способствует сплочению коллектива, развивает инициативу учащихся; проводит классные собрания, тематические классные часы; проводит коллективные творческие дела; организует экскурсии в музеи, посещение театров, выставок; проводит беседы по ПДД, противопожарной безопасности и инструктаж по охране труда при проведении внеурочных мероприятий и общественно полезного труда; организует правовое просвещение учащихся; содействует получению дополнительного образования учащимися класса через систему кружков, клубов, секций, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях культуры, по месту жительства; проводит работу по профилактике правонарушений, стремясь к раннему выявлению учащихся «группы риска», «неблагополучных семей»; оказывает в случае необходимости помощь воспитанникам в решении жизненных проблем.

    Организует общественно – полезный труд учащихся класса:

Организация дежурства в классе и в школе; уборка объектов школы и пришкольного участка.

    Проводит работу с родителями учащихся класса:

Добивается от родителей осуществления контроля за успеваемостью ребенка; проводит родительские собрания, а также индивидуальные собеседования с родителями; работает с родительским комитетом класса; привлекает родителей к организации внеучебной деятельности учащихся.

    Имеет представление о составе семьи ученика, о жилищно-бытовых условиях.

    Организует питание учащихся класса.

    Защита прав ребенка.

    Знакомит учащихся с правами человека и возможностями осуществления этих прав.

    Знакомит с уставом школы, правами и обязанностями учащихся.

    Следит за соблюдением прав учащихся.

    Несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проведения внеклассных мероприятий.

    Координация и интеграция воспитания учащихся.

    Подготовка к педсоветам и педконсилиумам.

    Участие в общешкольных мероприятиях.

    Взаимодействие с внешкольными учреждениями и организациями по воспитанию учащихся.

    Консультации с психологами и другими специалистами по коррекции недостатков развития учащихся и диагностике особенностей личности.

    Обращение в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних по согласованию с администрацией школы.

    Аналитическая деятельность классного руководителя.

    Анализ уровня развития классного коллектива, составление его характеристики, диагностика индивидуальных особенностей учащихся.

    Анализ проведенных мероприятий и коррекция планов работы с учащимися.

    Составление отчетов о проделанной работе и определение перспектив развития классного коллектива.

    Работа с документацией. Необходимой документацией являются:

    Перспективный план (на год) и календарный (на четверть) планы работы классного руководителя.

    Тетрадь классного руководителя в любой форме.

    Классный журнал.

    Дневники учащихся.

    Итоговые отчеты об успеваемости.

    Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

    Профессиональная готовность

    Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

    • любовь к детям;
    • гуманизм;
    • интеллигентность;
    • творческий подход к работе;
    • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
    • физическое и психическое здоровье.

    В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

    Качества первого школьного учителя

    В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

    Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

    • он является не только педагогом, но и воспитателем;
    • должен знать психофизиологические особенности детей;
    • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
    • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
    • готовность к постоянному саморазвитию;
    • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
    • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
    • владеет современными методиками обучения.

    Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

    Какими умениями и навыками обладает педагог

    Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

    • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
    • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
    • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
    • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
    • направленность на работу с учениками;
    • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
    • умение правильно формулировать цели;
    • должен обладать организаторскими способностями;
    • контроль качества знаний учащихся.

    Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

    Личностные качества учителя

    Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


    Ведущие способности в педагогической деятельности

    1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
    2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
    3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
    4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
    5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
    6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
    7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
    8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

    Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

    А может быть, это призвание?

    Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

    Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

    Роль классного руководителя

    в формировании личностно – профессиональных качеств студентов.

    Максимова М.Р.

    Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного учебного заведения.

    Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются способы и приемы деятельности.

    При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста

    Профессионализация рассматривается как процесс профессиональной социализации и профессионального становления человека. Существуют личностно-индивидуальные особенности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности человека в целом (наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция), так и для конкретного направления его деятельности.

    Профессиональное становление человека - это длительный и динамичный процесс, имеющий определенные стадии (этапы).

    1) Стадию подготовки к выбору профессии

    2) Стадию профессиональной подготовки

    3) Стадию профессиональной деятельности.

    Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от успешного прохождения всех его этапов, но особая роль отводится стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное становление студента, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие своей личности средствами профессионального обучения.

    Сегодня воспитание рассматривается, как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. На первое место выходит личностное развитие, раскрытие творческого потенциала ребят и ключевая роль в решении задач воспитания и формирования личностных качеств принадлежит классному руководителю.

    Профориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения одно из главных и приоритетных направлений его работы. Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом, который необходимо определить и использовать.

    Существует большое количество технологий профессиональной ориентации учащихся:

    1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда одна – достижение ребятами более высокого уровня в профессиональном самоопределении.

    2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости учащихся.

    3. Изучение профессиональных склонностей учащихся.

    4. Информирование студентов о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.

    5. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям.

    Поэтому уже на первом году обучения в колледже мы проводим со студентами дискуссии, беседы об их будущей профессии (иногда с приглашением выпускников или бывших ведущих преподавателей колледжа, которые делятся интересной информацией и секретом профессионального успеха, например, “Профессии наших родных”, “Профессиональный рост или карьера”, «Мои жизненные цели», «О трудностях учения», опросники «Определение профессиональной склонности», выявляем интересы ребят в выборе профессии, проводим анкетирование на выявление профессиональных намерений и готовности к выбору профессионального пути, самооценку способностей и личностных качеств.

    Вопросу понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии и формирования личностно-профессиональных качеств учащихся уделяется внимание на занятиях. Например, был проведён открытый урок по английскому языку по теме «Мой колледж. Выбор профессии» с показом видеофильма и презентаций ребят.

    В своих беседах я стараюсь акцентировать внимание

    на профессиональные намерения: в какой среде ребята считают возможным применить свои способности, какие профессиональные качества человека, являющегося для тебя образцом они могут выделить, какую работу они бы выбрали (в коллективе, в одиночку, требующую умственную или физическую нагрузку, возможность творчества…).

    на интересы: интересы ребят в свободное время, учебные интересы («любимые» и «нелюбимые предметы»), есть ли интересы, связанные с выбором профессии, оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности и в чём эта помощь заключается.

    на склонности:что нравится делать студентам(в учебной деятельности, в кружковой работе), есть ли склонности, связанные с выбором профессии и как они эти склонности развивают.

    на способности ребят:пусть они отметят сами ту способность, которая проявляется у них в большей степени, какие специальные способности по мнению учащихся им необходимы для успешного освоения избираемой профессии, как ребята развивают свои способности(тренируют память, внимание, углубляют знания о профессии).

    на личностные качества:

    какие личностные качества наиболее ярко выражены у ребят (эмоционально-волевые, интеллектуальные, моральные), какие личностные качества необходимо развивать студентам для успешного освоения избираемой профессии.

    на готовность к выбору профессионального пути:

    как ребята оценивают свои успехи в учебной деятельности, по каким учебным предметам по их мнению им будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности, смогут ли они осуществить свои профессиональные намерения.

    По результатам анкетирования и опроса я делаю выводы и знакомлю с ними родителей на собрании, так как считаю,что взаимодействие классного руководителя, учащихся и их родителей является важным условием профессиональной подготовки ребят. Согласно плану воспитательной работы были проведены родительские собрания по теме «Дети и родители – профессиональный выбор», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», родительское собрание и классный час «Жизненные цели подростков».

    Профессиональная деятельность специалиста, как и любой другой вид деятельности человека, тесно связана с особенностями его личности, которая является продуктом и регулятором деятельности. Личностные качества специалиста любой профессии во многом определяют успешность и качество профессиональной деятельности человека. Для каждой профессии определены профессионально значимые качества личности, формирование и развитие которых является обязательным в процессе его профессиональной подготовки в образовательном учреждении.

    Ссылаясь на литературу, я постаралась выделить профессионально-значимые качества личности специалиста - техника

    Целеустремленность - способность личности ставить цели и мобилизовать себя на их достижение.

    Организованность - способность управлять своей деятельностью так, чтобы ее результат был максимально эффективен, а сама деятельность осуществлялась рационально, планомерно и упорядоченно. В основе организованности лежат такие качества личности как самоконтроль, умение ставить цели и целеустремленность, рациональность, самодисциплина, способность мобилизовать себя для выполнения труда.

    Предприимчивость и профессиональная активность - способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельность, готовность принимать решения и нести ответственность за свои действия.

    Социально-профессиональная мобильность - готовность и способность к быстрой смене профессии, выполняемых профессиональных функций, места работы. Социально-профессиональная мобильность основана на таких качествах личности как пластичность, обучаемость, адаптивность.

    Коммуникативность и способность к кооперации - способность эффективно общаться и сотрудничать в трудовом коллективе, правильно и доступно выражать свои мысли в письменном и устном виде, умения слушать и входить в контакт, передавать информацию, получать и обрабатывать ее, готовность работать совместно с другими людьми, чувство взаимопомощи и чувство единства в команде.

    Креативность - способность создавать новые, необычные, оригинальные объекты и идеи, отклоняться от традиционных схем мышления. В основе креативности лежат творческий потенциал и способности личности.

    Таким образом, классный руководитель выступает координатором целостного педагогического процесса, и он может оказать учащемуся поддержку в профессиональном самоопределении. Именно классный руководитель, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, может создавать условия для обучения ребят в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Педагог может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.



Просмотров