Теория государства и права. Мелехин А.В

Проблемы теории государства и права: Учебник. Дмитриев Юрий Альбертович

§ 4.2. Теория государства и права как учебная дисциплина

§ 4.2. Теория государства и права как учебная дисциплина

Как учебная дисциплина теория государства и права, прежде всего, играет роль теоретического введения в правоведение. Не случайно в дореволюционный период теория государства и права рассматривалась как энциклопедия права.

Система учебных юридических дисциплин, как правило, строится в соответствии с системой юридических наук. Преподавание данных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение студентами знаний о государстве и праве, вырабатываемых юридическими науками, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования.

В Древнем Риме придавали большое значение юридическому образованию, так как понимали, что без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система государства. Теория государства и права способствует формированию российского юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Только эрудированный юрист, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированный на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.

Профессия юриста затрагивает различные стороны общественной жизни. Поэтому в юридических учебных заведениях преподается широкий круг учебных дисциплин, которые в отдельных случаях не совпадают с системой юридических наук. Они строятся дифференцированно, с учетом профиля обучения, и не всегда соответствуют названию той или иной юридической науки. Некоторые юридические дисциплины могут содержать учебный материал, который составляет часть конкретной юридической науки (например, авторское право как часть гражданского права). Другие учебные юридические дисциплины могут включать материал, относящийся к различным юридическим наукам (торговое право, транспортное право, военное законодательство и др.). В юридических учебных заведениях преподаются и неюридические специальные дисциплины (бухгалтерский учет, машинопись, основы компьютерной техники). Их преподавание обусловлено потребностями юридической практики.

Как уже говорилось, теория государства и права в системе юридических дисциплин занимает ведущее место, так как она вооружает обучаемых знанием наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общества. Тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения. Теория государства и права, как было отмечено выше, дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, она непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов.

Главное же назначение теории государства и права состоит в том, что она позволяет обучаемым со строго научных позиций оценивать сложные государственно-правовые явления общественной жизни, вскрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества, правильно оценивать новое в государственно-правовой практике, новеллы в законодательстве.

Теория государства и права изучается по определенной логически последовательной системе, отражающей объективную структуру и содержание предмета данной науки. Изучение начинается с уяснения соотношения общества и государства, закономерностей происхождения государства, его признаков и сущности, а также таких важнейших характеристик государства как форма, тип, механизм и функции.

Уяснив общие вопросы теории государства, студенты переходят к изучению теории права. Этот курс призван сыграть роль своеобразного плацдарма, с которого студенты начинают всестороннее и системное овладение юридической специальностью. Поэтому в комплексном плане юридического образования данный курс выполняет две взаимосвязанные задачи:

Вооружает студентов знаниями системы общеправовых понятий и категорий, владение которыми является необходимым условием успешного усвоения конкретных юридических дисциплин, осознания их взаимосвязей между собой и с общей теорией права, единообразного понимания проблем, присущих нескольким или всем юридическим дисциплинам;

Формирует основу профессионального мировоззрения студентов, вырабатывает у них умение с правильных методологических позиций подходить к анализу правовых явлений, видеть подлинные причины их возникновения и развития, сводить внешние свойства, признаки правовых явлений и процессов к их внутренним, закономерным связям и зависимостям.

Сообразно названным задачам формируется и система курса общей теории права.

Данный курс характеризует правовую науку в целом и ее фундаментальную отрасль - теорию государства и права, служащую теоретической и методологической основой остальных отраслей правоведения. Студенты знакомятся со структурой, объектом, предметом, методом и функциями данной науки, получают представление о ее месте и роли в системе юридического знания. Также они получают представление о том, что такое государство и право; каковы их теории происхождения; в чем заключается их сущность. Проводится анализ функций государства, раскрывается его механизм, рассматриваются государственные органы и органы местного самоуправления, определяется роль государства в политической системе общества. Разъясняется роль права как общеобязательного регулятора общественных отношений в системе социальных норм - морали, норм общественных организаций, обычаев и традиций и т.д., органически дополняется обстоятельным анализом соотношения права и экономики, демократии, права и личности. Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства. Практическую ценность представляют знания о формах уяснения и разъяснения действительного смысла правовых норм, которые играют важную роль в обеспечении эффективности правового регулирования общественных отношений.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальные и гуманитарные науки? Их виды.

2. Какое место занимает теория государства и права в системе социальных наук?

3. Как выглядит система юридических наук?

4. Что объединяет и различает теорию государства и историко-юридические науки?

5. Что объединяет и различает теорию государства и права и отраслевые науки? Их взаимодейстивие.

6. Сопоставьте теорию государства и права с философией, экономикой, социологией и политологией.

7. Какую роль играет теория государства и права как учебная дисциплина?

8. Какова система изучения теории государства и права?

9. Какие задачи выполняет учебный курс теории государства и права?

Список литературы

1. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права: Учебник для вузов. Спб., 2003.

2. Агафонов Ю.А Русская философия и социология права. Нижний Новгород, 2004.

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

4. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

5. Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция // Социальные науки. Т. 3. 1994.

6. Вагнер П. Двадцатый век - век социальных наук? // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А. Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

7. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие для образовательных учреждений юридического профиля / Авт. колл.: Абдурахманов А.А., Гришин А.А., Жданов Ю.Н.и др. Изд. 2-е, изм., доп. М., 1999.

9. Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А. Касанжигил, Д.Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

10. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

11. Глухих Я.А. Сочетание методологий И. Канта и Г. Гегеля в философии права П.И. Новгородцева // Тезисы 11-й научно-технической конференции МГТУ. (Мурманск, 19-29 апр.2000г.). Мурманск, 2000.

12. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2004.

13. Гревцов Ю.И. Социология права: Статус. Метод. Предмет // Изв. вузов. Правоведение. 1996. № 1.

14. Дегай П. Пособия и правила изучения российских законов. М., 1831.

15. Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987.

17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

18. Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995.

19. Западно-европейская социология XIX века: О.Конт, Д.С.Милль, Г.Спенсер: Тексты: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социология" / Под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

20. Зеленков М.Ю. Политология для юристов. М., 2003.

21. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

22. Ильин В.В. Теория познания. М., 1993.

23. Ильин Г. И. Право как социальный регулятор. Спб, 1999.

24. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

25. История философии права / Отв ред. А. П. Альбов, к.ф.н., доцент; Д.В.Масленников и др. Спб, 1998.

26. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

27. Кара-Мурза С.Г. История государства и права России. М., 1998.

28. Касаежигил А. Программа управления социальными преобразованиями (МОСТ): Содействие международным политическим исследованиям социальных наук // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. A. Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

29. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000.

30. Керимов Д.А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977.

31. Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7.

32. Керимов Д.А. Теория государства и права: Предмет, структура, функции. М., 1977.

33. Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. B. В. Сапова. СПб., 1999.

34. Кистяковский Б.А. Право и метод // Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.

35. Ковалевский M. Социология. Т.1. Современные социологи. Т.2. Спб, 1997.

36. Коваленко А. И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М., 1996.

37. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

38. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Краткий учебник для вузов. М., 1999.

39. Конспект лекций по гражданскому праву профессора Спб университета Н.Л. Дювернуа. Спб. 1894.

40. Коренев А.П., Бобров В.К. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 2004.

41. Кравченко С.А.Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2002.

42. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.

43. Кульчар К. Основы социологии права. М.,1981.

44. Лапаева В.В. Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития. М., 2004.

45. Лапаева В.В. Социология права / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004.

46. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

47. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., T. 1. М. 1974.

48. Лукич Р. Методология права. М., 1981.

49. Макаренков В. П. Аналитическая философия права: концепции и проблемы // Изв. вузов. Правоведение. 2002. № 6.

50. Маликов М.К. Гносеологические основы реализации прав: Учебное пособие. Уфа, 1998.

51. Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989. № 11

52. Марача В.Г. Философия и методология права: Курс лекций. Алма-ата, 1993.

53. Методологические проблемы правоведения. Сборник статей / Под редакцией М.Н. Марченко. М., 1994.

54. Немчинов В. Социальные науки в Российской Федерации после распада Советского Союза // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А.Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

55. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999.

56. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997.

57. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000.

58. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996

59. Общая теория права: Курс лекций / Под общей ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

60. Орзих М.Ф. Содержание методологии юридической науки // Изв. вузов. Правоведение, 1973. № 1.

61. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. 1.

62. Пионтковский А. А. Некоторые вопросы общей теории государства и права. // Советское государство и право. 1956. № 1.

63. Поляков А.В. Общая теория права. Спб., 2001.

64. Право XX века: Идеи и ценности: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.- информ. исслед. Отд. политологии и правоведения; Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М., 2001.

65. Правовая мысль XX века: Сб. обзоров и рефератов / РАН, ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. правоведения; Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М., 2002.

66. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001.

67. Радбрух Г. Введение в науку права. М., 1915.

68. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков - М., 2003.

69. Современные учения о государстве и праве в США и Западной Европе // Официальный сайт Все для юриста InterLaw; http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F 10.htm

70. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М., 2000.

71. Социология Конта в изложении Риголажа: С прилож. 2-х вступ. лекций Конта в "Курс положительной философии" / Пер. с фр. Н.Лосского. Спб., 1898.

72. Спенсер Г. Основания социологии. Т. I. СПб., 1876.

73. Степин B.C. Теоретическое знание. М, 2000.

74. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В двух томах. Т. 1. Элементный состав. М., 2000.

75. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

76. Тадевосян Э.В. К вопросу о социологии права // Социс. 1997. № 1.

77. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. Спб., 2001.

78. Тексты по истории социологии ХІХ - ХХ веков: Хрестоматия / Сост.: В. И.Добреньков, Л. П. Беленкова. М., 1994.

79. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005.

80. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

81. Честнов И.Л. Теория права и государства как наука // Проблемы теории права и государства: Курс лекций / Под ред. В.П. Сальникова. Спб., 1999.

82. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. М, 1988.

83. Чукин С.Г. Плюрализм, солидарность, справедливость: К проблеме идентичности философско-правового дискурса в ситуации постмодерна. СПб., 2000.

84. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 2004.

85. Эрлих Е. Основы социологии права. 1913.

86. Явич Л.С. Человек и советский закон. Л., 1972.

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука 1ражданского права изучает гражданско-правовые явления, то гражданское

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» - термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере

Из книги Нотариат: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. Нотариат как учебная дисциплина Следует отметить, что настоящая дисциплина в России не является обязательной по специальности «Юриспруденция» и не вошла в государственный образовательный стандарт. В некоторых западных странах существует специальная академическая

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина Инвестиционное право является не только отраслью права и научной дисциплиной, но также и учебной дисциплиной, призванной быть предметом специального аудиторного изучения для студентов, обучающихся в высших учебных

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин; в ее задачи входит изучение на конкретном историческом материале закономерностей развития политико-правовой

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в

Из книги автора

Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина Социальная обусловленность экологического права. - Предмет экологического права. - Метод экологического

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория государства и права – общественная политико-юридическая наука, изучающая специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Государство – это универсальная, суверенная политическая организация власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества.

Выделяют следующие признаки государства:

· Территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;

· Административно-территориальная организация населения стра­ны и властного аппарата – распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, которое неизбежно влечет его деление па административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.);

· Наличие публичной власти – совокупность государственных аппаратов, которые включают в себя аппараты защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы) и аппараты управ­ления (органы законодательной и испол­нительной власти);

· Государственный суверенитет – независимость, самостоятельность государственной власти при осуществлении ей своей политики в пределах собственной территории (внутренний суверенитет) и в международных отношениях (внешний суверенитет);

· Налоги и сборы, которые взимаются с населения на содержание органов государственного управления, развитие национальной и регио­нальной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохра­нение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства - это основные направления его деятельности. В зависимости от сферы деятельности выделяются внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее раз­витие общества; внешние функции - направления деятельности в от­ношениях с другими государствами.

Внутренние функции:

· политическая функция заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социально­го согласия, разрешении социальных конфликтов и т.д.;

· экономическая функция призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посред­ством охраны существующих форм собственности, установления нор­мативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.;

· социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание не­обходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоя­тельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.


Внешние функции:

· оборона страны;

· свобода поддержания мирового порядка;

· свобода интеграции в мировую экономику (вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), участие в иных международных организациях);

· сотрудничество с государствами для решения глобальных проблем

Формы осуществления функций государства: правовые и неправовые (организационные). К правовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· правотворчество – разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

· правоприменение – государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т.д.;

· политические – согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и т.д.;

· идеологические – призывы политических лидеров к населению, агитация через СМИ и т.д.;

· организационные мероприятия – планирование, контроль и т.д.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима. Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, прежде всего, по способу замещения поста главы государства.

Монархия – это форма правле­ния, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (мо­нарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархия делится на абсолютную и конституционную (ограниченную).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномо­чий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно огра­ничение полномочий монарха и распределение государственно-­властных полномочий между несколькими центральными орга­нами. По степени ограничения конституционные монархии подразделя­ются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений пар­ламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитиче­ских функций и т.д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства (например, в Японии и Швеции). В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидер­ландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими толь­ко в результате инициативы правительства или какого-либо дру­гого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо по­литического кризиса.

Республика – форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется пред­ставительными органами, избираемыми населением на определен­ный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок;

· производным от народного суверенитета характером государ­ственной власти;

· юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: пар­ламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республи­ку, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

В парламентарной республике важнейшим органом государствен­ной власти является парламент и в качестве самостоятельных ор­ганов власти существуют независимые суды. Роль главы государства (президента) в парламентарной респу­блике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назна­чения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осу­ществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. К парламентарным республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существу­ет три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, кото­рый не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогатель­ного органа. Законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Для функционирования властного механизма как единого цело­го принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). Например, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; а парламент в свою очередь может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента) и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления (полупрезидентские республики) обладают отдельными чертами как парламен­тарной, так и президентской республики. Роль президента в такой республике ве­лика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и долж­но опираться на парламентское большинство, несет ответствен­ность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Та­ким образом, при смешанной форме республиканского правле­ния глава государства становится ключевой фигурой в государ­ственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.

В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль пред­ставительных и судебных органов в этих странах невелика, а прак­тически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределе­но заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находят­ся под контролем государства, а реально – под контролем пра­вящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него и т.д.

Форма государственного устройства – это политико-террито­риальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных: частей государства, характер их взаимоотно­шения друг с другом и с центральными органами власти.

В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Также выделяют: регионалистское государство, унию и конфедерацию.

1. Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполни­тельные и судебные). Государственные образования внутри феде­рации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоре­чащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они ли­шены права одностороннего выхода из состава федерации, не об­ладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ). Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъ­ектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации, части которой имеют различный правовой статус (напри­мер, Индия, Канада).

2. Унитарное государство – это единое, слит­ное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической само­стоятельностью. Такое государство централизовано и неделимо. Входящие в его состав административно-территориальные образо­вания (губернии, области, департаменты), хотя и отличаются из­вестным своеобразием, но не имеют ни собственного законодатель­ства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция. Финляндия, Белоруссия).

· под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнитель­но новое явление в мировой политике. Они стали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в феде­рацию.

· государства уния – сложносо­ставное государство, образовавшееся в результате присоедине­ния одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса. В качестве при­мера можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., при­ведшую к созданию единого государства.

· конфедерация – союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Исторически конфедерация­ми были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превраща­ющейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).

Политический режим – это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выра­жение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический политический режим характеризуется свобо­дой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффек­тивного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой харак­тер государства), многообразием политических взглядов и убеж­дений.

Авторитарный политический режим является одной из разновид­ностей недемократических режимов. Для него характерна монополия пра­вящей власти на политическую деятельность, концентрация за­конодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, соци­альную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным контролем государства всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной идеологией, выразителем которой высту­пает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Фашистский режим – является одной из форм тоталитаризма, которая характеризуется ликвидацией или сведением на нет роли парламента, небывалой концентрацией государственной власти в руках стоящих во главе государственной машины партийных лидеров, централизацией и милитаризацией государственного аппарата. Также таким государствам присуща идея превосходства одной нации или расы над другой и крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Примером государств с фашистским режимом можно назвать Италию (в 1922 г.), Германию (в 1933 г.).

Диктаторский режим – для диктатуры характерна неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктатуры (цезаризм, бонапартизм, диктатура пролетариата, диктатура партии т.д.).

Достаточно интересным оружием с точки зрения области тактического применения являются снайперские винтовки. Данные модели оружия предназначены для прицельного поражения мишени одним-единственным выстрелом на дистанции, зачастую недоступной для прицельного огня с помощью других типов оружия.

Специально для того, чтобы выстрел получался максимально мощным и точным, в комплекте со снайперскими винтовками используются специальные патроны с огромной массой пули и порохового заряда. Баланс пули при этом тщательно выверен - размер возможных отклонений от траектории не оставляет цели, попавшей в прицел, ни единого шанса на спасение.

Именно для оснащения одной из самых производительных отечественных винтовок, созданных специально под оптический прицел, был разработан глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете для пополнения личной коллекции. Снайперская винтовка конструкции Драгунова, по праву считающаяся одной из лучших в мире, может быть эффективно дополнена этим специальным средством для тихой и беспламенной стрельбы.

Где применяется глушитель ТГП-В 2 Шелест?

Где применяется ТГП-В 2 Шелест? Данное изделие, наименование которого расшифровывается как «тактический глушитель-пламегаситель», с момента своего создания было предназначено исключительно для нужд отрядов специального назначения - выпускников школы снайперов, получавших наиболее важные и ответственные задания государственной важности.

Макет ТГП-В 2 Шелест по своим тактико-техническим характеристикам не отличается от оригинала, благодаря чему его покупка является мечтой многих истинных ценителей, коллекционирующих раритетное оружие в виде охолощенных и деактивированных экземпляров.

Купить ТГП-В 2 Шелест - значит, приобрести устройство, не единожды участвовавшее в реальных сражениях и доказавшее свою ценность. Звук выстрела мощного патрона 7.62х54 мм, разумеется, это изделие погасить полностью не в состоянии, однако основной демаскирующий фактор - вспышку форса пламени - с помощью этого изделия устраняется практически в ста процентах случаев.

Глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете у нас, использовался в ходе проведения всех кавказских войн, в том числе - и в Афганистане. Многие специалисты подтверждают достаточно высокий уровень данного изделия - хоть оно и не является пределом мечтаний для профессионального снайпера.

Как работает глушитель ТГП-В 2 Шелест?

Как работает глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете с помощью наших услуг? Это изделие, как и все остальные агрегаты данного типа, воздействует на выходящие из ствольного канала пороховые газы, создавая эффект дисперсии, снижая их скорость на выходе из камеры глушителя и позволяя им остыть ниже критической температуры, при которой их расширение производит сильный акустический эффект.

В отличие от многих других тактических глушителей, ТГП-В 2 Шелест устанавливается не на ствол, а непосредственно на штатный цилиндрический пламегаситель снайперской винтовки Драгунова. Благодаря этому эффект его работы только усиливается.

Если изучить макет ТГП-В 2 Шелест внимательным образом, то можно понять, что встроенный в камеру сепаратор может быть как прямым (пластины сепаратора перпендикулярны боковой поверхности камеры), так и коническим (с выгибанием пластин сепаратора в сторону выхода пули). Какой из них более надежен и обладает лучшими свойствами погашения звука и форса пламени - сможет рассказать разве что профессиональный снайпер, использовавший снайперскую винтовку конструкции Драгунова в комплекте с каждым из описанных типов тактического глушителя-пламегасителя.

Почему ТГП-В 2 Шелест считается не лучшим вариантом?

Стоит отдельно заметить, что эксперты не готовы отдать пальму первенства по степени качества ТГП-В 2 Шелест. Почему это изделие считается не самым лучшим вариантом? Об этом стоит рассказать подробнее.

Во-первых, применение тактического глушителя в тандеме со снайперской винтовкой не может дать стопроцентной эффективности его действия. Звук выстрела все равно будет хорошо слышим на большом расстоянии - хоть и направление к его источнику и будет определить значительно сложнее. Глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете в целях коллекционирования, не является действительно идеальным выбором по той причине, что снайперская винтовка по умолчанию использует патрон, придающий пуле на выходе из ствольного канала начальную скорость, в несколько раз превышающую скорость звука. Чем больше скорость пули - тем лучше настильность траектории и тем меньшие поправки потребуется брать стрелку для успешного поражения мишени. Ослаблять снайперский патрон до дозвуковой скорости полета пули - значит, сделать возможным бесшумное ведение огня, однако лишь с учетом огромной потерей в точности.

Во-вторых, макет ТГП-В 2 Шелест, устанавливаемый на штатный пламегаситель, сбивает прицел снайперской винтовки - и перед непосредственной эксплуатацией ее необходимо заново пристреливать, настраивая прицел. Ситуация примерно та же, как и с винтовкой Мосина, которую пристреливали исключительно с примкнутым штыком. ТГП-В 2 Шелест весит больше килограмма, из-за чего существенно смещает центр тяжести вперед и становится причиной возникновения достаточно мощных рывков ствола вверх и вбок из-за изменившегося вектора отдачи.

Настоящие профессионалы, которым доводилось использовать все самые передовые оружейные разработки СССР и РФ, заявляют, что в арсенале нашей армии есть куда более удобное бесшумное оружие с оптическим прицелом. Специальная снайперская винтовка (ВСС) под кодовым названием «Винторез» включает в свою конструкцию интегрированный в ствол глушитель, огромная производительность которого позволяет сделать стрельбу действительно бесшумной - причем, без потери точности.

Купить ТГП-В 2 Шелест можно у нас!

Если вы по-настоящему интересуетесь специальными армейскими средствами, использовавшимися вооруженными силами России и Советского Союза для усовершенствования и модификации штатного оружия, то данное изделие наверняка способно привлечь ваше пристальное внимание. Купить ТГП-В 2 Шелест в целях коллекционирования и для личного пользования можно у нас - и эта возможность может считаться действительно редкой и выдающейся.

Обнаружить в продаже настоящий ТГП-В 2 Шелест крайне нелегко, поскольку изделия данного типа редко попадают на рынок охолощенного и деактивированного оружия. Экземпляры, выставленные бывшими владельцами в продажу, быстро находят себе новых хозяев, оседая в частных коллекциях. Если вы желаете приобрести качественный макет ТГП-В 2 Шелест, ничем не отличающийся от оригинала, то вам стоит поторопиться. Вполне вероятно и предсказуемо, что данное изделие не задержится в продаже надолго - желающих приобрести его больше, чем вам может показаться на первый взгляд. Отличное качество изготовления, высокий уровень эстетической и исторической ценности, а также - идеальное эксплуатационное состояние изделия быстро привлекут к себе внимание. Глушитель ТГП-В 2 Шелест купить лучше прямо сейчас, пока вас не опередили конкуренты!

2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001 . - 776 с.

В Курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные действующей программой по теории государства и права, а также ряд новых проблем. Книга отражает современное состояние юридической науки и практики, конституционное и текущее законодательство, происходящие в России процессы. Во второе издание Курса включены дополнительные, актуальные темы (правовая политика, льготы и поощрения, ошибки в праве и др.). Некоторые темы расширены, переработаны, изложены с учетом новейших российских реалий и тенденций.

Для студентов юридических вузов, слушателей школ и институтов МВД, других высших и средних учебных заведений, в которых преподаются основы государственно-правовых знаний.

Формат: doc / zip

Размер: 890 Кб

/ Download файл

Оглавление
Предисловие (Н.И. Матузов) 5
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (М.И. Байтин) 13
1. Предмет теории государства и права 13
2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками 19
3. Метод изучения теории государства и права 22
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (В.Л. Кулапов) 29
1. Плюрализм теорий происхождения государства 29
2. Возникновение государства 31
3. Возникновение права 37
Тема 3. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 42
1. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть 42
2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие государства 47
3. Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества 51
4. Типы государства 53
Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВАМИ. Байтин, И.Н. Сенякин) 60
1. Понятие и классификация функций государства " (М.И. Байтин) 60
2. Основные внутренние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 64
3. Основные внешние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 71
4. Формы осуществления функций государства (М.И. Байтин) 75
Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА (В.Л. Кулапов, 0.0. Миронов) 79
1. Понятие формы государства (В.Л. Кулапов) 79
2. формы правления (В.Л. Кулапов) 80
3. Формы государственного устройства (0.0. Миронов) 86
4. Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов 93
Тема 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 97
1. Орган государства: понятие, признаки, виды 97
2. Понятие механизма государства 100
3. Принципы организации и деятельности механизма государства 102
4. Структура механизма государства 106
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО (А.И. Демидов) 114
1. Системный подход к анализу политической жизни 114
2. Понятие, структура и функции политической системы 116
3. Место и роль государства в политической системе 121
4. Основные субъекты политической системы 123
5. Политический режим 125
Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (М.И. Байтин) 130
1. Основные направления учения о праве 130
2. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 137
3. О широком понимании права 145
4. Принципы права 151
5. функции права 156
Тема 9. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА, ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ (В.Л. Кулапов) 162
Тема 10. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (Н.И. Матузов, В.Н. Синюков) 178
1. Понятие и структура правовой системы (Н.И. Матузов) 178
2. Классификация правовых систем (В.Н. Синюков) 186
3. Основные правовые семьи народов мира (В.Н. Синюков) 190
Тема 11. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО (Н.И. Матузов, Б.С. Эбзеев) 200
1. Гражданское общество (Н.И. Матузов) 200
2. О принципе «не запрещенное законом, дозволено» (Н.И. Матузов 214
3. Государство и право в их соотношении (Н.И. Матузов) 235
4. Соблюдение и защита прав человека - обязанность государства (Б.С. Эбзеев) 244
Тема 12. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (А.В. Малько) 247
1. Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 247
2. Понятие правового государства 252
3. Принципы правового государства 254
Тема 13. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ (Н.И. Матузов, А.С. Мордовец) 263
1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды (Н.И. Матузов) 263
2. Право как мера свободы и ответственности личности (Н.И. Матузов) 269
3. О праве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект ^Н.И. Матузов) 281
4. Основные права личности (Н.И. Матузов) 289
5. Теория и практика прав личности (Н.И. Матузов) 299
6. Юридические обязанности личности (Н.И. Матузов) 306
7. Гарантии прав личности: понятие и классификация (А.С. Мордовец) 311
Тема 14. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (Н.И. Матузов) 320
1. Социальные и технические нормы 320
2. Понятие и классификация социальных норм 323
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия 326
4. Право и другие социальные нормы 342
5. Правовые презумпции и аксиомы 351
Тема 15. НОРМЫ ПРАВА (М. И. Байтин) 357
1. Понятие и признаки правовой нормы 357
2. Структура юридической нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта 361
3. Классификация правовых норм 368
Тема 16. ФОРМЫ ПРАВА (В.Л. Кулапов) 374
1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 374
2. Виды форм права 377
3. Система нормативных актов в Российской Федерации 381
4. Понятие и виды законов. Краткая характеристика основных стадий законотворческой деятельности 382
5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 390
Тема 17. СИСТЕМА ПРАВА (Н.И. Матузов) 394
1. Понятие и структурные элементы системы права 394
2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты 399
3. Частное и публичное право 403
4. Общая характеристика отраслей российского права 406
Тема 18. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (И.Н. Сенякин) 412
1. Правотворчество: понятие, принципы, виды 412
2. Стадии законотворческого процесса 415
3. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь 418
4. Систематизация законодательства 421
5. Тенденции развития современного российского законодательства 425
6. Специализация и унификация российского законодательства как основные тенденции его развития 429
Тема 19. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (И.М. Зайцев, А.С. Мордовец) 440
1. Понятие и содержание юридического процесса (И.М. Зайцев 440
2. Стадии юридического процесса (И.М. Зайцев) 442
3. Основные начала юридического процесса (И.М. Зайцев) 444
4. Правовые процедуры и судебные процессы (И.М. Зайцев) 445
5. Демократия, право, процедура (А.С. Мордовец) 448
Тема 20. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 453
1. формы реализации права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов). 453
2. Применение права как особая форма его реализации (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 454
3. Стадии правоприменительного процесса (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 457
4. Акты применения права: понятие и виды (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 460
5. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 463
6. Юридические коллизии и способы их разрешения (Н.И. Матузов 465
Тема 21. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА (А.В. Осипов, Б.С. Эбзеев) 478
1. Понятие и необходимость толкования права (А.В. Осипов) 478
2. Виды толкования права по субъектам^А.В. Осипов) 480
3. Способы толкования права (А.В. Осипов) 483
4. Толкование права по объему (А.В. Осипов) 485
5. Акты толкования права: понятие и виды (А. В. Осипов) 487
6. Толкование Конституции и иных законов Российской Федерации Конституционным Судом (Б.С. Эбзеев) 488
Тема 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В.Н. Карташов) 496
1. Понятие юридической практики 496
2. Структура юридической практики 498
3. Виды юридической практики 501
4. Функции юридической практики 502
5. Пути совершенствования юридической практики 505
Тема 23. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Н.И. Матузов) 510
1. Понятие правоотношений как особого вида обществен-то ных отношении 510
2. Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений. Взаимосвязь нормы права и правоотношения 515
3. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность 517
4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения 525
5. Объекты правоотношений: понятие и виды 528
6. Юридические факты и их классификация 530
7. Общерегулятивные правоотношения и их специфика 532
Тема 24. ЗАКОННОСТЬ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ (А.Б. Лисюткин) 546
1. Понятие и принципы законности 546
2. Гарантии законности 555
3. Ошибки в праве 557
Тема 25. ПРАВОПОРЯДОК (В.В. Борисов) 562
1. Правовой порядок: понятие, общая характеристика 562
2. Структура правопорядка 567
3. Уровни упорядоченности и функции правопорядка 571
4. Право, законность, правопорядок 574
Тема 26. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ (В.Л. Кулапов) 579
1. Понятие и основные виды правомерного поведения 579
2. Понятие и основные признаки правонарушения 582
3. Юридический состав правонарушения 584
4. Виды правонарушений 589
5. Причины правонарушений и пути их устранения 591
Тема 27. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (И.Н. Сенякин, Е.В. Черных) 595
1. Социальная ответственность и ее виды (И.Н. Сенякин) 595
2. Понятие, признаки и виды юридической ответственности (И.Н. Сенякин) 597
3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность (И.Н. Сенякин) 601
4. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности (И.Н. Сенякин) 603
5. Юридическая ответственность и государственное принуждение (Е.В. Черных) 605
Тема 28. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ (Т.В. Синюкова) 611
1. Понятие, структура и виды правосознания 611
2. Взаимосвязь права и правосознания 620
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 623
Тема 29. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (В.П. Сальников) 626
1. Понятие и общая характеристика 626
2. Структура и функции правовой культуры 631
Тема 30. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА (Н.И. Матузов) 639
1. Общая характеристика политики 639
2. Сущность и основные принципы правовой политики 647
3. Современные приоритеты российской правовой политики 666
Тема 31. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ (Н.И. Матузов) 683
1. Нигилизм как общесоциальное явление 683
2. Понятие и источники правового нигилизма 689
3. Формы выражения правового нигилизма 695
4. Правовой идеализм и его причины 712
Тема 32. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (А.В. Малько) 722
1. Правовые средства: понятие и виды 722
2. Правовое регулирование и правовое воздействие 724
3. Понятие механизма правового регулирования 725
4. Структура механизма правового регулирования 727
5. Эффективность механизма правового регулирования 732
Тема 33. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В Малько) 734
1. Информационно-психологический аспект действия права 734
2. Понятие и виды правовых стимулов 737
3. Понятие и виды правовых ограничений 739
4. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории 742
5. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах 744
Тема 34. ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В. Малько) 746
1. Понятие, признаки и функции правовых льгот 746
2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений 755
3. Поощрительные санкции 761

Мудрость с древнейших времен почитается людьми за то,
что от нее получаются три плода: дар хорошо мыслить,
хорошо говорить и хорошо делать.

Демокрит

Возникновение теории государства и права как науки

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии. Наряду с логикой, этикой, математикой, физикой и медициной она исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения. Необходимо подчеркнуть, что период зарождения государственности и связанных с этим политических и правовых идей осуществлялся на почве религиозной мифологии. Общественные воззрения носили условно-правовой характер. Они еще не приобрели обособленную форму специальных знаний о месте и роли человека в окружающем его мире.

Постепенно процесс познания законов общественной жизни стал приобретать рационалистичный характер. Достаточно отчетливо это проявлялось уже в I тысячелетии до н. э. Мифические представления о мироустройстве, сыграв огромную роль в развитии человечества, стали заменяться приобретаемыми эмпирическим путем и теоретическими обобщениями научными познаниями. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит выдающимся мыслителям, чьи идеи имеют непреходящее значение и по настоящее время.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Государство и законы начинают рассматриваться как установления, созданные человеком и предназначенные удовлетворять его интересы. В то же время при помощи права обосновывалось подневольное положение рабов.

Юридическая наука как комплексное и системное правовое явление относится к одному из видов старейших общественных наук. Уже в рамках древнегреческой философии были выявлены ее важнейшие теоретические проблемы и разработаны определенные подходы к их решению. Впоследствии римскими юристами были сформулированы правовые понятия и юридические конструкции, дошедшие до наших дней и активно применяемые в национальных правовых системах (рецепция римского права), в том числе и в современной правовой системе России.

Процесс становления правового мышления в Древнем Риме складывался не только под влиянием идей греческих мыслителей. Например, Цицерон определял право как связь общества (народа, но не рабов). В справедливости его выражения о том, что "при грохоте оружия умолкают законы" можно убедиться и в наше время. Признание в I в. нашей эры христианства государственной религией также сыграло заметную роль в формировании правовых воззрений. Это заложило основы для возникновения теократической теории, одним из теоретиков которой стал константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345 - 407 гг.).

Демокрит, известный своей энциклопедичностью знаний, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления . Он утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Потому что тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.

В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н.М. Коркунов подчеркивал, что выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической, или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием. По свидетельству исследователей, не ранее XVII в. образуется особая наука - философия права.

На философию права, как отмечает русский правовед Г.Ф. Шершеневич, оказало сильное влияние одно важное обстоятельство - это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права . В свою очередь, философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению . Юристы изучали право в его фактическом состоянии, а философы конструировали концепцию создания идеального права.

Такая разобщенность в подходе к определению содержания исследуемого вопроса наблюдается и в наше время. Без общей философии, математики, информатики, кибернетики, естествознания и других наук немыслима современная практическая юриспруденция. Каждая наука, образно говоря, живет собственной жизнью. Юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества.

Процесс развития и усложнения характера общественных отношений, в свою очередь, повлек за собой необходимость совершенствования правовых предписаний, направленных на упорядочивание этих отношений в различных ситуациях и по различному поводу между всеми субъектами права - населением, государством и обществом.

Г.Ф. Шершеневич в своей работе "Наука гражданского права в России", объясняя процесс зарождения юридической науки в России, отмечал, что, зная исторические условия умственного развития России, "принужденной скачками догонять Западную Европу, с которой после долгого разобщения ей пришлось в XVIII в. сближаться, нельзя было ожидать, чтобы наука права развивалась в России самостоятельно". "Молодая страна, вступившая недавно на путь культуры и цивилизации Западной Европы, завязавшая сношения с соседними странами, которых прежде чуждалась, естественно должна была обратиться к ним с научными запросами. Прежде чем приступить к самостоятельной разработке науки, русские люди принуждены были ознакомиться с тем, что уже было сделано другими в течение того долгого времени, когда Россия спала глубоким сном в своей национальной обособленности. Чтобы учиться, необходимы были учителя, а такими могли быть только иностранцы . Понятно, что молодые русские силы находились под полным влиянием идей своих наставников. Много нужно было времени, чтобы в России появились самостоятельные ученые, которые дерзнули бы высказать свои собственные взгляды, независимые от западных учений".

Петр I активно стремился распространить в русском обществе юридическое образование. С этой целью посылались молодые люди за границу для изучения науки права, переводились труды по юриспруденции. При учрежденной Академии наук "положено было место для законоведения". Но все эти стремления остались без результата. Молодые люди успешно выучились за границей многому, но только не науке, переводные ученые сочинения не находили себе читателей, кресло члена по законоведению оставалось всегда вакантным в Академии. Только университетской науке, и то не сразу, удалось создать русское правоведение.

В самом начале своего существования Московский университет состоял из трех факультетов: медицинского, юридического и философского. На юридическом факультете предусматривались следующие преподавательские должности: "профессор всей юриспруденции, который учить должен Натуральные и Народные Права и узаконения Римской, Древней и Новой Истории ; профессор Юриспруденции Российской, который сверх вышеписанных должен знать и обучать особливо внутренние Государственные Права; профессор Политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки Государств между собой, как были в прошедшие века и как состоят в нынешнее время".

Юридический факультет был открыт в 1756 г. с момента приезда в Москву из Германии Филиппа Генриха Дильтея, который довольно долго представлял в своем лице весь юридический факультет. По его мнению, общий состав юридических наук на факультете должен был быть в следующем виде: естественное право; римское; уголовное и вексельное, русское, государственное с изложением отношений между государями. Кроме этого, он читал и морское право.

Из школы Дильтея вышли первые русские ученые юристы Десницкий и Третьяков. Отправленные в Англию для продолжения образования, они изучали там не только юриспруденцию, но математику, химию и медицину. Обширный объем изучаемых наук не давал оснований требовать от них еще и специализации по юриспруденции. Оба они были назначены читать римское право, т.е. то, что на Западе понималось под именем юриспруденции. Десницкий преподавал пандекты, а Третьяков - институции и историю римского права.

Десницкий, "наиболее талантливый", почувствовал вскоре недостаточность римской юриспруденции для русской жизни. Он не был простым догматиком или узким законником, но стремился проникнуть в ход постепенного развития таких важнейших институтов гражданского права, как брак и собственность , на почве истории и сравнения различных законодательств.

Рассматривая перечень наук, читавшихся в конце XIX столетия на юридическом факультете Московского университета, мы находим, что по самому характеру преподавания трудно было ожидать отдельного чтения гражданского права. Кроме римского права студентам предлагались следующие предметы: энциклопедия права и история права, теория законов по Монтескье, право естественное и народное, этика. Преподавание носило отвлеченно философский характер. Оно было чуждо изучению положительного законодательства. Некоторое исключение составляло "только преподавание Горюшкина, читавшего русское законоведение и практические в нем упражнения. Причем последние заключались в писании бумаг и изучении делопроизводства".

В СССР юридическая наука идентифицировалась с правоведением и юриспруденцией. Она понималась как "общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом".

Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений , охраняемых государством.

Философия права является методологической базой юриспруденции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основой и высшей научной категорией юриспруденции является "право", которое составляет явление "общественной", а затем "государственной" жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне "государства", которое, в свою очередь, предполагает понятие об "обществе".

В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Функции философии права возлагаются поэтому на теорию права , которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни, не порывая своих естественных связей с "прародительницей".

Проблема взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего нас мира, чрезвычайно актуальна в плане общего оздоровления реальной общественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека.

Как философу сложно понять закономерности математики без знания самой математики, так и юрист не в состоянии эффективно решать правовые вопросы в той сфере общественной жизни, где он работает: законность в экологических отношениях может обеспечить только тот юрист, который знает основы экологии и т.д.

И в философии, и в юриспруденции, как и в других науках, существует специализация: относительное обособление знаний определенной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.

Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права , выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки? Ответ очевиден - для нее эта задача непосильна. В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права.

Политология права. Утверждение В.И. Ленина о том, что "закон есть мера политическая, есть политика", в ближайшей исторической перспективе вряд ли можно опровергнуть. Такой вывод основывается на том, что современное государство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм.

Политика - и многообразное, и универсальное явление. В ней концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная.

Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества . В них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.

В теоретическом и практическом отношении между политикой и правом не всегда обнаруживается единство и плодотворное взаимодействие. Государственная политика лишь тогда может считаться демократической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизнь объективные потребности общественного развития. Политология права по своему существу не может быть не чем иным, как объективированным выражением идей справедливости, законности, гуманизма, равенства всех людей перед законом.

Основной задачей политологов права является отбор, систематизация, отражение точных данных о государственно-правовой действительности и перспективах ее развития. Политология права должна также всемерно отражать разнообразные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосударственных политических организаций. Это нередко вносит существенные коррективы в государственно-правовую политику.

Разобщенность между общегосударственной правовой политикой и политикой, вырабатываемой отраслевыми юридическими науками (политикой гражданского, финансового, земельного, уголовного права), наносит ущерб главному - практике правового регулирования общественных отношений. Политология права должна определять стержневые направления политического развития государства и права, основываясь при этом на объективных закономерностях этого развития. Подобное возможно только при объединении научных усилий политологов и юристов.

Общая теория права. Общая теория права как наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Коркунова, Шершеневича и др. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: Гегеля, Глюка, Майера, Шеллинга, Канта и др. - создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.

Н.М. Коркунов отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует "разложить" на его отдельные "органы" и "элементы", определить их взаимодействие, "нормы и цели их действия, а также назначение как целого, так и частей".

Общая теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, т.е. наиболее общих родовых признаков, свойственных всем правовым явлениям: праву государственному, гражданскому, уголовному и всем другим отраслям права .

Главную задачу общей теории права Сорокин формулирует следующим образом:

  • определить правовое явление;
  • описать его основные признаки;
  • классифицировать виды права;
  • закономерности происхождения и развития права;
  • исследовать основные законы;
  • изучить основные общественные функции права и его социальную роль.

Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право - это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения. Обязательным условием действия права в современных условиях (средой его функционирования) должны быть: предметные параметры, временной и пространственный факторы, возможность принудительно-волевого характера воздействия на определенный вид общественных отношений.

Предмет теории государства и права

Понятие "Теория государства и права " рассматривается в двух значениях (смыслах): широком и узком. В широком понимании - это все учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как юридическая наука, юриспруденция, правоведение . Более широко этот термин употребляется в узком понимании - как один из видов юридической науки, представляющей совокупность знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Как юридическая наука она представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения.

Предназначение любой науки заключается в изучении определенных рамками исследования закономерностей объективного мира. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности. Эти закономерности и составляют ее предмет. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и в неразрывной взаимосвязи. Важно уметь отличать ее предмет от предмета иных юридических наук:

  • общеисторических наук о государстве и праве (история государства и права, история политических и правовых учений);
  • отраслевых юридических наук (конституционного права , административного права , гражданского права , уголовного права и других);
  • специальных юридических наук (криминалистики , судебной медицины, судебной психиатрии и других).

В системе юридических наук теория государства и права - общетеоретическая, методологическая наука. Она обобщает данные и выводы юридических наук с целью более глубоких общетеоретических изысканий, исследует основные закономерности развития государства и права в целом и вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие теоретические науки.

Функции теории государства и права соответствуют функциям всего правоведения (теоретико-познавательной, идеологической, практически-прикладной) и связаны в основном с проблемами юридической науки, решением главных стратегических задач в сфере государственно-правовой политики. В этой связи к функциям теории государства и права относятся:

  1. Познавательная функция выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной правовой жизни общества . Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку. Еще она объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
  2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
  3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.

Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, при помощи которого логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

Методология теории государства и права

Методология - это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний. Давая характеристику методам, которыми пользуется теория государства и права , нужно исходить из того, что методологической основой этой науки, как и всех других наук, служат общие, частные и специальные методы.

Студенты должны хорошо осознать содержание общечеловеческих принципов познания и функционирования государства и права . Необходимо четко представлять, что основу современного подхода к изучению общественной жизни составляет не вульгарно-социалистический, а системный и комплексный подход. Классовый подход достаточно хорошо объясняет историческую изменчивость конкретных государственно-правовых явлений и процессов, но его никак нельзя назвать единственно верным и все объясняющим. Социально-политическая практика как критерий истины не подтвердила этого. Не подтвердила она и сформированный идеологической пропагандой образ советского государства реально социалистического как до конца демократического и общенародного, а советской правовой системы как наилучшей по сравнению со всеми другими.

На основе диалектического и исторического материализма теория государства и права использует системно-структурный, функциональный, сравнительный, статистический, кибернетический, социологический и другие методы. Важное значение для этой науки имеют и специфические методы: формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический и правовой эксперимент. Все эти методы формируют культуру мышления и способствуют эффективной работе юриста-профессионала.

Методическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы:

  1. Историзм . Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития. Затем с учетом этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.
  2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность. Она формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.
  3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.
  4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе и в теории государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и в силу определенных причин пренебрегает другими как несущественными, побочными, то она неизбежно становится на тупиковый путь своего дальнейшего развития. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний.

При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.

Анализ как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Отпадает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.

Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа , исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и может сделать новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).

Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы и единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения. Затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права . После этого выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права. Завершить этот процесс можно исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. По выражению Канта, гипотеза - это не мечта, а мнение о действительном положении вещей , выработанное под строгим надзором разума. Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию. Выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции развития.

Теория государства и права как учебная дисциплина

В учебной дисциплине рассматривается часть общетеоретического материала, который излагается в учебниках и лекциях в максимально доступной форме, для того чтобы получить необходимый минимум научных данных. Именно этим теория государства и права как учебная дисциплина отличается от теории государства и права как науки.

Теория государства и права как учебная дисциплина призвана обеспечить усвоение студентами основ общетеоретических знаний, их методологических и политико-юридических начал, важнейших правовых понятий; ознакомить с особыми терминами и специфическим языком юридической науки; подготовить студента к усвоению им специальных дисциплин - конституционного, административного, гражданского и других отраслей права ; сформировать у студентов научное юридическое мировоззрение, общеправовую ориентировку, правовую культуру , а также способность принимать компетентные решения в профессиональной деятельности.



Просмотров