Типология государств по их отношению к религии. Теократия как форма правления Теократическим признается государство
Теократии обнаруживают много своеобразного в своих политико-правовых системах. Дословно теократия означает "божественное правление", власть Бога. Для клерикала и просто искренне верующего религия воплощает истину и справедливость. Поэтому, ожидать от верующего человека, что, став политиком, он постарается утвердить религиозные нормы и ценности властью, силой государства.
Неоднократно предпринимались попытки изобрести образец теократии, где все живут счастливо и справедливо под властью Бога. С другой стороны, мировая государственно-правовая практика свидетельствует о трудностях в создании или даже неосуществимости режима, где свобода совести и нравственного выбора уживаются с политическим господством религии. Существующие модели теократии тоталитарны, и потому теократический режим неприемлем для общества, приверженного идеалам личной свободы.
В литературе встречаются упрощенные, неточные определения теократии. Например, теократию обозначают как "форму правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой" 253 . Следуя такому определению, мы должны будем причислить к теократиям Великобританию, где монарх имеет титул главы англиканской церкви. В действительности понятие теократии сложнее.
Теократия - это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулято ром общественных, в том числе политических, отношений явля ются предписания религиозного происхождения, каноны.
Носитель религиозной власти связан ответственностью прежде всего перед небесной инстанцией. Поэтому он приобретает свободу от политических обязательств перед единоверцами, от контроля с их стороны. Например, в исламе довольно широко распространена идея таклида, т.е. беспрекословного повиновения религиозным авторитетам и доктринам. Мера добросовестности, характер власти зависят от личных нравственных и интеллектуальных качеств религиозных лидеров, а не от свободного политического выбора граждан.
251 Советский энциклопедический словарь. М., 1980, с. 1329.
Духовным авторитетом может стать глава государства. Например, египетский президент А. Садат старательно создавал вокруг себя ореол "верующего президента", способного руководить обществом правоверных. Но возможно, что господство окажется в руках авторитета или группы духовных лидеров, не включенных в структуру государства, использующих его в качестве инструмента для осуществления принадлежащей им власти. В порядке вещей теократическую власть получают лица, имеющие статус пророка, потомков пророка или даже связанные родовыми узами с божеством. "Первый человекоподобный император Японии ведет свою родословную от Аматеразу, верховной богини солнца". Микадо (император) приходится богине внуком. "Подобно Микадо, все знатные японские фамилии, равно как и священники, ведут свое происхождение от действующих лиц мифологической драмы 25/| . Происхождение Аятоллы Хомейни ведется от рода корейшитов, из которого вышел сам Магомед. Король Иордании также является прямым потомком пророка по линии Хашима 255 .
Любая религия способна к проникновению в политику. Теократия возможна на основе различных вероисповеданий.
Возможность христианской теократии подтверждает пример средневековой Испании, инквизиция, правление Мазарини и Ришелье. В XVII в. в штате Коннектикут издавались законы явно теократического содержания - "Кто будет поклоняться иному Богу, кроме Господа нашего, будет предан смерти"; в Массачусетсе прелюбодеяние каралось смертной казнью, уголовными наказаниями преследовались иные грехи. Конституция этого штата предусмотрела также, что "правом и в равной мере обязанностью каждого члена общества являются публичные, совершаемые в установленное время молитвы Господу Богу, великому Творцу и Хранителю мира" 256 . Было бы заблуждением считать современные демократии полностью свободными от влияния религии. Ка-
2М История религии. Т.1. Валаам, 1992, с. 89.
2: " См.: Аль Ржуоб Али Хаса"н Монарх и парламент Государства Иордания. Авторсф. канд. дис. М., 1994, с. 14.
23Ь См.: Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992, с. 49 - 50; Ст.1 Конституции Массачусетса. // Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты.М., 1993, с. 51.
толицизм, например, является сильным политическим фактором в Италии, Испании, некоторых странах Латинской Америки, в Польше 257 .
Основой теократии может стать буддизм, судя по некоторым признакам политического режима в королевствах Бутан, Таиланд. Возможны теократии на почве индуизма, что отчасти подтверждается положением вещей в Непале.
Более того, даже политеизм (многобожие) способен дать обществу религиозный источник власти. "Положение традиционного вождя народа... в Африке не имеет ничего общего с положением лидера в демократическом государстве... Традиционные вожди получают свою власть от Бога... Современные африканские государственные деятели станут властителями только тогда, когда докажут, что они находятся в союзе со сверхъестественными силами..." 258 Власть тоголезского диктатора Эйадемы укрепилась после того, как он в 1974 г. уцелел в авиакатастрофе. Тоголезцы посчитали спасение генерала чудом, место катастрофы стало объектом паломничества. Предписания фетишей соблюдаются из соображений богобоязни, а Эйадема приобрел свойства фетиша, то есть посредника между людьми и духами.
Иудаизм представляет собой конфессию, которая весьма склонна к образованию теократии - "...государство иудеев сильно отличалось от прочих государств, ибо основывалось на теократии и в нем никогда не могло быть никакого различия между церковью и государством, как это существует после Христа. Законы о почитании единого и незримого божества были частью гражданского и политического управления, где сам Бог являлся законодателем" 259 . Теократическую систему евреи сохраняли даже в диаспоре до момента формирования Израиля. Современный Израиль, конечно, нельзя определенно назвать теократией, хотя политический авторитет раввината (духовенства) с начала формирования этого государства был исключительно высоким; офици-
257 Так, по условиям Конкордата, заключенного между Польской республи кой и католической церковью "в вопросах, касающихся преподавания теологи ческих дисциплин, учителя должны следовать правилам, устанавливаемым цер ковью." См.: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996, N° 3 (16), с. 31.
258 Киндрова Л. В ритмах черной Африки. М., 1985, с. 33 -34. 254 Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т.З, М., 1988, с. 117.
ально узаконены некоторые религиозные нормы (положения Торы, законы пророка Моисея); в сфере семейных отношений раввины получили власть большую, чем правительство; законом от 26 августа 1953 г. были учреждены суды раввинов, получившие исключительную компетенцию в бракоразводных и семейных делах 260 .
В современном мире наибольшую предрасположенность к теократии проявляет ислам, изначально основанный на идее религиозно-политического объединения арабов и правоверных в целом. Сравним возможности ислама с политическим потенциалом других вероисповеданий.
Учение буддизма содержит свод земных правил, что дает возможность проведения религиозной политики. Такая разновидность буддизма, как ламаизм, предписывает беспрекословное подчинение духовенству. Вместе с тем "нравственные требования играют большую роль в буддизме, но лишь как первая, элементарная ступень на пути к цели. Будда не был социальным реформатором, он не хотел исправлять людей для того, чтобы они были лучшими людьми, он не стремился создать рай на земле" 261 . В политическом отношении ислам - религия более сильная, чем буддизм. Проводимая Таиландом политика буддизации ("таизации") в 60-х годах потерпела провал на мусульманском юге страны.
Политеизм способен эффективно контролировать поведение верующих. Но многобожие порождает слишком много источников божественной власти, что усложняет согласованную теократическую политику. Довольно трудно установить общенацио*наль-ную политеистическую теократию, т. к. в каждом регионе свои боги и духи, а их представляют разные жрецы и вожди. "В обычной повседневной жизни население чаще всего обращается за помощью к духам личным, семейным, реже к родовым или племенным" 262 . Монотеистические религии, прежде всего ислам, объединяют народы, а политеизм нередко разделяет общество.
В христианстве имеется тенденция, которая освящает земную власть, дает ей опору в Боге. По словам апостола Павла, "всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога". Вместе с тем христианство содержит целый комплекс по-
м См.: Никитина Г.С. Государство Израиль. М., 1968, с. 105, 106, 112. !м Розснбсрг О.О. Труды по буддизму. М., 1991, с. 31. 262 Республика Зимбабве. М., 1985, с. 34.
ложений, определенно ограждающих его от мирских интересов и политики. Иисус прогнал сатану, когда тот стал искушать его властью над всеми царствами мира. Он не претендовал на "кесарево", т. е. на права земных государей. Христианство основано на идее личного спасения, индивидуальной связи с Богом, свободной от политических ориентации и социального статуса верующего.
Ислам возник как объединительное религиозно-политическое учение, оформляющее связь Аллаха с общиной правоверных. В исламе Бог заявляет о своих правах на политическую организацию исламского общества-государства (халифата, уммы). Если христианство дает нравственный выбор, за правильность которого человек несет ответственность перед Господом, то по исламу ответственность за грехи наступает не только перед Богом, но и перед государством, обществом. В исламе подготовка человека к высшему счастью в будущей жизни входит в сферу политики, является задачей государства 263 и не является личной заботой верующего. Более того, ислам заботится о том, чтобы правоверный не слишком долго ожидал вознаграждения и получал земные блага за свое послушание 21 *.
Особенности вероучения, а также исторические факторы способствовали тому, что в современном мире самой многочисленной группой теократических режимов являются исламские.
Исламская теократия представляет собой неоднородное явление. Мусульманский мир составляет многочисленная (более 50) группа стран. В некоторых из них теократия существует в ограниченном виде. В Тунисе, Алжире, Марокко и других она сохраняется преимущественно на нижних этажах власти, где поведение людей контролируют народные учителя, дервиши. На общенациональном и региональном уровне представители народного ислама объединяются в организации типа мусульманских братств, тарикатов. Неофициальная духовная власть несколько отдалена от участия в национальной политике. Это сосредоточивает ее на
2Ь " См.: Кирабасв Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали/Человск как философская проблема. М., 1991, с. 84.
2М Однажды Магомед "велел вырыть перед собой яму, в которой оказалось два кувшина, один с медом, другой с молоком. Пророк объяснил, что это - эмблемы изобилия, обещанного небом всем, кто будет повиноваться его законам." Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991, с. 67.
вопросах религии. В результате представители народной исламской власти не склонны учитывать изменения в обществе, стремятся к бескомпромиссному утверждению мусульманских общественно-политических принципов. На государственном уровне политика формируется с учетом множества факторов. Государство зачастую вынуждено принимать во внимание влияние религии на политику. Так, Египет в поправке к своему основному закону, принятой в 1980 г., провозгласил ислам государственной религией, а шариат основным источником законодательства. С другой стороны, Египет во многом придерживается принципов светской политики, отступает от религиозных догм. Между народным исламом и официальной властью, включая приближенных к государству священников, происходит раздел сфер влияния. Внешнюю политику, экономическую стратегию, оборону обычно удерживает государство. Низовым духовным авторитетам подвластны многие области культуры, межличностных, семейных отношений, местного управления, правосудия.
Если государство добивается успехов, его авторитет увеличивается, а пределы народно-религиозной власти сокращаются. Если же государственная власть и официальное духовенство ослаблены, то тарикаты, народный ислам восстанавливают свое влияние. К примеру, в Судане режим Нимейри в 1985 г. проводил увольнения из государственных учреждений представителей "Братьев-мусульман", затем правительство Омара аль-Башира, пришедшее к власти после переворота 1989 г., пыталось ограничить влияние исламистов. Но впоследствии режим аль-Башира, неспособный справиться с внутриполитическими неурядицами в стране, подчинился местной организации "Братьев-мусульман" (Национальному исламскому фронту) и уже к 31 декабря объявил о возвращении страны к исламским порядкам 265 . Представители народного ислама могут даже вступать в открытую борьбу с государством за свое господство, применять оружие, террор. Тот же Египет старается время от времени пойти на сотрудничество с народным исламом, позволяя его представителям уходить от ответственности за преступления, участвовать в выборах, выступать в средствах массовой информации. Но эти усилия часто не дают результата, так как организации типа "Братьев-мусульман" не удов-
2|>5 Омар А.А. США, исламский Ближний Восток и Россия.М., 1995, с. 34, 38.
летворяются полученными уступками и стараются расширить сферу своего господства над мусульманским обществом. Они небезуспешны, поскольку египетское правительство не всегда может соперничать с народным исламом, а проправительственная Национально-демократическая партия слаба и неактивна 266 .
В отдельных исламских странах установилась последовательная, общегосударственная теократия.
Исламским теократиям свойственны некоторые черты, описанные, в ряде работ 267 .
1. Субъектом власти, владельцем человеческих душ считается Аллах. 114-я сура Корана определяет Аллаха не только как Бога и творца, но и называет его "царем людей". В суре "Скот" он назван "господином всех миров". Ему же изначально принадле жит вся собственность (20-я сура, 5-й аят). Земные властители, даже монархи, являются поверенными, агентами Бога, через кото рых он осуществляет свою волю в общине правоверных. Король Саудовской Аравии объявил себя "слугой двух святынь" (Мек ки и Медины). В полном соответствии с мусульманской тради цией он признал свою служебную политическую роль, не желая, очевидно, уподобляться "тиранам, отрицающим святые знамения", о которых говорит 29-я сура (стих 48).
2. Из этого следует, что Аллах является высшей и един ственной законодательной инстанцией. В принципе, политиче ские институты не вправе законодательствовать. Все законы даны в Коране. Их совокупность образует исламское право, шариат. "Коран безупречен, он свет и в нем содержится решение всех проблем человека от личного статуса до международных проблем" ш . Законы, дарованные Богом, можно лишь истолковы вать и применять. Однако реальная законодательная деятель ность, проводимая как создание подчиненных Корану норм, разъяснение священного писания, дает достаточно широкие воз можности регулировать общественные отношения. В исламе сфор мировались юридические школы, школы шариата - - мазхабы.
(l(> Там же, с. 36.
2 " Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха... М.,1988; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.,1982; Конституционное право развивающихся стран. М., 1990.
2(18 Омар А.А. Указ.соч., с. 26.
Верховенство Корана закреплено в основополагающих государственно-правовых актах, "конституциях".
В исламе понятия государства и общества нераздельны и обозначаются единой категорией - умма, "община правоверных". Едиными оказываются политика, общественная и частная жизнь. В принципе, не существует такой области, которая была бы сво бодна от власти, внешнего регулирования. Даже внутрисемейные отношения приобретают политико-правовое значение. Моральные предписания и запреты являются одновременно юридическими. Понятия греха и преступления отождествляются. За их соверше ние установлена система наказаний -- худут, которые государ ство-общество применяет к провинившимся. Так, пьянство нака зывается поркой, воровство -- ампутацией конечностей, супру жеская измена -- побиванием камнями, которое совершают не профессиональные палачи, а простые мусульмане. "При побива нии камнями мужчину следует зарыть в землю по пояс,а женщи ну по грудь...Используемые для казни камни не должны быть слишком большими, чтобы не убить приговоренного одним-двумя ударами, но и не слишком маленькими, чтобы их все же можно было считать камнями" 269 . Даже преступления против государ ства одновременно расцениваются как посягательство на "права Аллаха", потому что наказания за них установлены Кораном 270 .
В теократии действуют правила мусульманского ведения хозяйства, позволяющие эффективно контролировать экономику страны. В частности, действует запрет взимания ростовщического (банковского) процента - "риба" 271 . Мусульманское право обя зывает правоверного к самоограничению, которое при необходи мости может стать и ограничением, предписанным официально. Для этого может быть использован механизм перераспределения имущества, контроля за бизнесом. Ислам осуждает чрезмерную концентрацию частной собственности, роскошь и эксплуатацию. Аллах передал пророку и его последователям собственность на
169 Приведенный материал содержится в рукописи Ю.В. Качановского Бур жуазное право эпохи империализма. 1991, с. 103.
170 См.: Хайдар А.Г. Источники международного права в доктрине и прак тике стран ислама. Автореф. канд. дис. М., 1996, с. 9-10.
71 До закону Судана от 1984 г. "О начале занята" банки превратились в Учреждения, предоставляющие беспроцентное заимствование. См.: Омар А.А. у каз. соч., с. 32.
землю и все, что на ней находится. Лица имеют право пользоваться объектами собственности, но в богоугодных целях. Имущественное уравнивание, отношения братства среди правоверных определяется интенсивным регулированием экономики.
5. Ислам имеет статус государственного вероисповедания, идейно-религиозная конкуренция с ним не допускается. Господство ислама обеспечено политически. Причем меры, гарантирующие это господство, практикуют многие государства, в том числе и те, которые нельзя однозначно причислить к теократиям. В Египте запрещено избрание депутатами и назначение чиновниками тех лиц, которые отрицают требования ислама; в Алжире, Сирии, Тунисе, Судане, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратах государственное право признает обязательным применение принципов ислама в организации государства и проведении его политики; в Пакистане Коран изучают до 8-го класса, а в программы всех высших учебных заведений обязательно входит особый курс -- исламий-ат; в ряде стран, прежде всего тех, где господствует суннитский толк ислама, в структуру государственных учреждений включены знатоки ислама -- улемы. Они выполняют судебные функции (судьи-кади), возглавляют учреждения, ведающие культурой и просвещением. В Саудовской Аравии улемы участвуют в специальных комитетах по контролю за нравственностью, ведают религиозной полицией и получают жалованье от государства.
"В исламе нет церкви, нет посвящения в сан..." 272 , что упрощает достижение религиозного лидерства, главенства в мусульманском обществе. Духовным вождем может стать лицо, не отнесенное к разряду профессиональных священников. Круг субъектов, способных править именем Аллаха, однозначно не зафиксирован. Например, "солдатом ислама" назвался пакистанский диктатор генерал Зия уль-Хак. Ими могут стать просто авторитетный мусульманин и даже община правоверных (умма) в целом.
Современные теократические режимы по-разному определяют набор субъектов власти, религиозно-политических инстанций. Каждая из современных теократии имеет особенности в структуре и характере власти, ее религиозном обосновании.
В таких странах, как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман и некоторых других, сложился традиционный теократический
272 Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986, с. 15. 282
режим. Эти государства возглавляют монархи, которые связаны родовыми и историческими узами с пророком Мухаммедом и его сподвижниками. Высокое происхождение дает монархам право управлять мусульманами в качестве главы государства. В большей или меньшей степени им присущи также свойства религиозного авторитета.
Профессиональные священнослужители - улемы (улама) -непосредственно участвуют в управлении, в политике, особенно внутригосударственной. Одним из источников религиозно-юридического регулирования считается фетва - заключение духовного авторитета (муфтия, улема), даваемое на основе Корана, а также Сунны - собрания хадисов (рассказов, стихов) о деяниях и высказываниях Магомеда.
Эта разновидность теократии сохранилась не только как результат безоговорочной приверженности общества исламской традиции. Стабильность режима связана с экономическими факторами. Современные традиционные теократии - - это страны региона Персидского залива с развитой экономикой. Нефтедобывающая отрасль сосредоточена в руках правящих семей и служит надежным фактором устойчивости их власти.
Другой разновидностью теократии является фундаментали стский режим. В Иране он установился в наиболее завершенном виде по итогам исламской революции, осуществленной под руководством Аятоллы Хомейни. Фундаментализм чаще встречается в тех регионах, где господствует шиитский толк ислама. ,
Фундаментализм как режим основан на политике возрождения изначальных (фундаментальных) мусульманских ценностей в обществе, утратившем их под пагубным воздействием Запада и собственных безбожников. Это наиболее бескомпромиссная версия современных теократии. Общество и государство обязаны "возвратиться к истокам" ислама, невзирая ни на какие препятствия и сложившиеся устои.
В фундаментализме высшим земным политическим авторитетом являются профессионалы-богословы. В шиитском толке существует учение о "скрытом имаме" - Махди, - одном из сподвижников и последователей Магомеда. Шииты ожидают его пришествия и связывают с этим начало новой эпохи справедливости. В образе Махди воплощены черты высшего исламского авторитета на земле - праведника, учителя, проповедника. Естествен-
но, что роль проповедника, имама, аятоллы в фундаментализме исключительно высока. По разным версиям, лидеру шиитов приписывается таинственная связь с Махди или даже сам он отождествляется со "скрытым имамом" 273 . В шиитском толке право суждения по религиозно-правовым вопросам (иджтихад) принадлежит богословам, обладающим высшим знанием исламской религии и юриспруденции (муджтахибам).
Сообщество духовных авторитетов контролирует государство. По своему усмотрению имамы прямо вмешиваются в политику и принимают решения, обязательные для мусульман и государства. В Иране аятолла Хомейни стал безусловным лидером, лицом, политическое значение которого было выше, чем роль президента, правительства, меджлиса (парламента). Был учрежден Наблюдательный совет, образуемый из представителей меджлиса и шейхов, назначенных аятоллой. Функция Наблюдательного совета осуществление связи между исламским лидером и парламентом.
Арабский (исламский) социализм - относительно новая версия теократии. Не случайно наименование, присвоенное этому режиму. Теоретическое обоснование арабского социализма было предпринято Джамаль ад-Дин аль Афгани в начале XX века. Однако социалистичность, народность вообще свойственна многим религиям. Сам Мухаммед был одновременно посланцем Бога и, с другой стороны, долгое время находился в числе бедняков, народа, политическим представителем которого он впоследствии стал. "Он отвергал всякие почести, относящиеся лично к нему, и не присваивал себе царской власти" 2 ™. Существенно то, что в исламе усматривают такие свойства, как несогласие со скоплением богатства в руках немногих, поддержка государственной собственности на недра, запрет финансовой эксплуатации (ростовщичества), общинная организация крестьян-собственников, распределение наследуемого богатства среди широкого числа людей, высокий налог на капитал 275 . Страны, практикующие арабский
21Л В 19 веке скрытый имам явился в лице народного лидера Мухаммеда Ахмеда в Судане, а в Иране Али Мохаммед, по одним предположениям, считался самим Махди, а по другим - был провозвестником прихода мессии.
271 Ирвинг В. Жизнь Магомета. М.,1991, с. 201.
275 См.: Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982, с. 89.
социализм, декларируют бесклассовое устройство общества, отказ от буржуазности, капитализма.
В одном из высказываний пророк заявил: "Мой народ никогда не примет ошибочного решения". Принцип народовластия, в целом присущий социалистическим движениям, характерен и для исламского социализма. В суннитском толке ислама признана в качестве религиозно-политического регулятора иджма (по-арабски -- согласие). Причем в исламском социализме под иджмой подразумевается не столько единодушие богословов, сколько коллективную волю общины правоверных 276 .
Первоначально ареалом арабского социализма был Египет, возглавляемый Абделем Насером. Но впоследствии этот режим был потеснен правительством А. Садата, а новыми центрами арабского социализма стали Сирия, Ирак, Ливийская Джамахирия (джамахир -- народные массы).
Режим возглавляет общенациональный лидер, партия, которая пользуются более или менее искренней поддержкой мусульман. Они организуют, определяют "волю" общины. Идейно-религиозная аргументация имеет огромное значение для существующей власти. Исламские политические принципы составляют цементирующий фактор режима. Так, одним из первых мероприятий, предпринятых после государственного переворота в Ливии, было создание в 1971 г. комиссии по пересмотру правовой системы государства в соответствии с "основными принципами исламского шариата".
Обычно в арабском социализме политика осуществляется с участием военных. Духовный лидер является одновременно военачальником. Совет революционного командования - высший орган государственной власти Ирака. Практикуются самые бескомпромиссные, военные методы подавления оппозиции - так называемые "демократические казни", когда высшие военно-партийные Руководители лично участвуют в расстрелах врагов. Семейные отношения вытесняются отношениями верности режиму и дис-Диплиной - бывали случаи, когда казнь врага режима осуществили его отец и братья. Видимо, тому есть причины. Молодая теократия вводит слишком много новых правил и не имеет тех связей
См.: Хайдар А.Г. Источники международного права в доктрине и прак- с стран ислама. Авторсф. канд. дис. М., 1996, с. 14-15.
с традициями, которые обеспечивают власть в других исламских режимах. Вооруженные силы - важный фактор жизнеспособности исламского социализма. В отрыве от военных З.А.Бхутто не смог осуществить исламский социализм в Пакистане и стал жертвой генералов. Исламские социалисты в Индонезии также не удержали власть и были побеждены вооруженными силами.
Арабский социализм находит поддержку в идеалах социальной справедливости, приблизительного имущественного равенства, трудовой собственности. Эта идея, как и народовластие, имеет прочные корни в исламском учении. Так, в XII в. Аль-Хабба -известный и до сих пор почитаемый в Северной Африке авторитет - - утверждал, что "нет никого сильнее бедняков и никого ничтожнее богачей" 277 .
На практике реализация исламской доктрины справедливости означает социализацию экономики, создание крупного государственного сектора, административное регулирование финансово-хозяйственной деятельности.
Подобно любому тоталитарному режиму, арабский социализм не обходится без образа врага, борьба с которым объединяет общество и укрепляет власть. До настоящего времени врагом правоверных выступает прежде всего Запад. Империализм, США -это средоточие агрессии и безбожия.
(от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Смотреть что такое "ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:
теократическое государство - Государство, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках церкви … Словарь по географии
- (греч. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Т.г.: в древности это Иудея, в период средневековья… … Энциклопедия юриста
теократическое государство - (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… … Большой юридический словарь
Форма государственного устройства, при котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства) … Географическая энциклопедия
- … Википедия
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ИЗРАИЛЬ (Israel), Государство Израиль (Medinat Yisra el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией Палестина, сектор Газа на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс… … Энциклопедический словарь
Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… … Большая советская энциклопедия
Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия
Книги
- Мистика "СС" , Андрей Васильченко , Привлекая ранее неизвестные отечественному читателю документы, кинохроники и фотоматериалы, автор книги Андрей Васильченко скрупулезно восстанавливает мистическую доктрину СС - "охранных… Категория: Общие работы по всемирной истории Серия: Оккультная власть Издатель: Яуза ,
- Республика Святой Софии , Ольга Кузьмина , Господин Великий Новгород - всем известно это гордое имя города-государства. Но было у него еще одно название - Республика Святой Софии. Итак, что представлял он собою: демократическую… Категория: История Серия: ТЗР NEW Издатель:
от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т. г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
государство, власть в котором полностью принадлежит духовенству, т.е. светская и религиозная власть слиты в одно нераздельное целое; в основе государственной доктрины лежит религиозное учение и его догматика. На базе этого учения формируются все государственные и общественные институты и системы: судопроизводство, образование, государственная служба, официальные праздничные дни и т.д. Теократическая форма государственного правления в истории встречалась нечасто. В научной литературе в этой связи обычно упоминают: Иудейское царство (5-1 вв. до н.э.), Арабский халифат во время правления династий Омейядов и Аббасидов (7- 10 вв.), Иезуитское государство, основанное пуританскими переселенцами в Парагвае (начало 17 в.), Папская область, или Папское государство (756-1879), Тибет во главе с далай-ламой (17 в. - 1951), Монголия до 1921, Ватикан - единственное теократическое государство (город-государство), существующее по сей день и возглавляемое Папой - главой римско-католической церкви. Таким образом, Т.г. возникали на базе различных религий (иудаизм, ислам, католицизм, ламаизм - разновидность буддизма и др.) и существовали в различных исторических эпохах. Теократические идеи сохранили свое влияние и в наши дни. В ряде стран имеются политико-религиозные движения, ставящие целью создание Т.г. на основе исповедуемого ими вероучения. СВ. Фомина
Публикуется в рамках Издательской Программы Московского общественного научного фонда.
Рецензенты: доктор юридических наук, профессор А.И.Экимов, кандидат юридических наук А.В.Пчелинцев.
Книга посвящена малоизученной юридической наукой проблеме теократического государства. В ней рассматриваются теоретико-политические и правовые аспекты теократии, освещается теократическая идеология, дается анализ системы теократической власти в государстве.
На основе осмысления свойств теократического государства автором предпринимается попытка выработать социально-психологический подход к государству в целом. При таком взгляде государство рассматривается как взаимная деятельность членов общества, потребностями и мотивами которой является обеспечение безопасности.
Значительное место в исследовании отводится освещению процессов теократизации политико-властных отношений в современных странах. Анализируются идейные истоки и практика воплощения теократии в России, в том числе рассматриваются правовые основы взаимоотношений светской и духовной властей, оцениваются перспективы создания концептуальной модели современных государственно-церковных отношений.
Для студентов, аспирантов, научных работников и преподавателей юридических вузов, а также для всех интересующихся вопросами политики и права.
Издание осуществлено при поддержке Фонда Форда.
Мнения и выводы, содержащиеся в работе, отражают личные взгляды автора и не обязательно совпадают с точкой зрения Московского общественного научного фонда.
Предисловие 1
Глава первая. Теократия как религиозно-политическая система 1
1. Понятие теократии 1
2. Виды теократий 4
3. История теократических идей и теократическая идеология 5
Глава вторая. Государственно-правовая характеристика теократии 9
1. Понятие теократического государства 9
2. Теократическое государство как система религиозно-политических властеотношений 13
Глава третья. Социально-психологические особенности теократического государства 18
1. Социально-психологический подход к государству 19
2. Социально-психологический анализ теократического государства 22
Глава четвертая. Теократические тенденции современной государственности 26
1. Теократизация за рубежом 26
2. Россия и теократия 28
Использованная литература 33
Литература на русском языке 33
Литература на иностранных языках 34
Предисловие
Теократия относится к числу исторически первых типов организации политической власти, появившихся на заре человеческой цивилизации. Пожалуй, в долголетии среди других видов государства теократическому нет равных. Сегодня можно встретиться с мнением, что теократическое государство - это "исторический анахронизм", реликт прошлого, напоминающий своим неестественным, алогичным существованием о временах безраздельного господства религии и необратимо разрушающийся под прогрессирующим воздействием секуляризации. Непредвзятый взгляд на мир, основанный на объективном анализе происходящего, показывает, что это далеко не так.
Родившись на стадии перехода человечества от присваивающей экономики к производящей, приобретая в процессе становления и развития этноконфессиональное и цивилизационное своеобразие, теократическая модель власти пережила кульминационную фазу своего расцвета в эпоху средневековья, период обмирщения в Новое время и претерпевает динамичные, как секуляризационные, так и обратные, религиозно- возрожденческие, изменения в настоящем. Причем сегодня наблюдается своеобразный ренессанс теократии, при котором конфессиональные стереотипы и религиозная идеология превращаются в активный элемент политики, а проблема теократического государства приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что некоторыми странами, вставшими на путь самостоятельного развития после распада колониальных империй и государственных союзов, в качестве альтернативы ранее существовавшего режима была избрана теократическая модель властеотношений. Ее избрание не было случайным. Освободившиеся государства вернулись к истокам своей государственности, увидев в них более надежную основу решения социально- экономических и геополитических задач, проверенное многовековой практикой средство достижения общественно значимых целей.
Во многих странах, где религиозные институты традиционно играли важную роль в жизни общества, волна религиозного возрождения вызвала очередную теократизацию государственно - властных отношений. В политической системе таких государств наметились теократические тенденции. Организация и функционирование власти в теократических государствах и в государствах с теократическими тенденциями станут предметом анализа в настоящей монографии.
Глава первая. Теократия как религиозно-политическая система
1. Понятие теократии
Слово теократия переводится с греческого языка как боговластие. Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона" (94 г. н. э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высший правитель в нем - бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником. Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня является общеупотребительным.
Так, почти полностью воспроизводят флавиеву дефиницию теократии отечественные энциклопедические словари. Большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при которой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства. В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви.
Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти. Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники обожествляют светскую власть, в цезаропапизме светский правитель становится во главе церкви, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства закрепляется формально. По мнению Густава Меншинга, теократия, понимаемая им как "законодательно установленное священное господство представителя власти бога", отличается от других государств "особым духовным отношением священного регента с Богом" .
Безусловно, совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций, позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. Однако при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии, поскольку не учитывают ряд принципиальных положений онтологического и гносеологического свойства.
Во-первых, в процессе исторического развития теократия принимала различные формы, в том числе и негосударственные. Поэтому нельзя согласиться с представителями традиционного понимания теократии, отождествляющими ее с формой правления, либо с формой государства в целом. Относимый всеми учеными к теократии Израиль времен Моисея, не являлся государством в собственном смысле слова, а был скорее протогосударством, т. е. союзом племен в стадии их перехода от родового строя к государственному. Иудейское государство возникает позднее, в период царствования Саула. Иными словами, теократия Моисея - это не форма государства, а определенный вид властеотношений родоплеменного общества на его переходном этапе к государству.
Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.
1) отделение церкви от государства.
Этот принцип означает:
во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;
во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;
в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии;
в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;
2) отделение школы от церкви.
Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;
3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной.
Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, то есть превращение России в клерикальное или теократическое государство;
4) равенство религиозных объединений перед законом.
Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности.
Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии Салыгин Е.Н. Теократическое государство. - М., 2005. С. 46..
Истории известно немало примеров теократического государства: в древности это Иудея, в период средневековья - халифаты Омейядов и Аббасидов, в Новое время - государство иезуитов в Парагвае (XVII в.), государство имама Шамиля в Чечне и прилегающих к ней районах в период Кавказской войны (XIX в.). Теократическим государством до объединения Италии в 1870 г. была Папская область, до присоединения Тибета к КНР в 1951 г. Далай-лама (глава ламаистского духовенства) возглавлял и светскую власть в Тибете. В настоящее время примером теократического государства является государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная. исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Хотя в целом ныне теократия является анахронизмом, в Новейшей истории есть примеры создания новых теократических государств. Так в результате "исламской" революции 1979 г. республиканское теократическое государство было создано в Иране. Вся фактическая власть в государстве перешла к руководителям шиитского духовенства во главе с аятоллой Р. Хомейни, что нашло отражение в Конституции 1979 г.
Процедура формирования верховной власти в теократическом государстве не сводится ни к монархическому наследованию, ни к республиканскому избранию. Она многовариантна. Способы божественного избрания теократических лидеров, вследствие их мистического характера, можно назвать сакральными. Они существенно отличаются от принципов формирования монархической и республиканской власти. Сегодня к сакральным способам избрания главы верховной власти следует отнести процедуру замещения поста Далай-ламы и выборы Римского папы "по вдохновению". После смерти "великого ламы" при помощи предсказаний и гаданий, на основе определенных примет отыскивается новорожденный, появившийся на свет не ранее чем через 49 дней и не позже чем через один год после кончины Далай-ламы, который и является, по мнению верующих, его очередным воплощением. Мальчик воспитывается монахами как будущий духовный наставник Тибета и, достигнув зрелого возраста, приступает к религиозно-политическому руководству. Согласно каноническому праву Римской католической церкви, выборы Папы считаются состоявшимися "по вдохновению" в том случае, если кардиналы на конклаве единогласно заявляют о кандидатуре Верховного Первосвященника. В этом случае, как считается, на кардиналов снисходит божественная благодать, которая и позволяет без особых затруднений решить вопрос властепреемства папы.
Наиболее распространенный путь приобретения верховной власти в теократическом государстве - это выборы. Институт выборов связан с традициями родоплеменного самоуправления и является в теократическом государстве наследием первобытнообщинной демократии. В соответствии с принципом выборности - "аш-шура", разработанным в рамках концепции халифата суннитской и хариджитской ветвями ислама, формируется власть в мусульманских теократических государствах. На тайное голосование выносится вопрос о замещении поста Верховного правителя Государства Града Ватикан.
В то же время, выборы главы теократического государства нельзя расценивать в качестве свидетельства республиканского характера теократической власти Салыгин Е.Н. Теократическое государство. - М., 2005. С. 107.. В формировании республиканских органов представительства участвует большинство населения государства, а в избрании теократического лидера лишь часть общества, его духовная элита. В мусульманских государствах - это муджтахиды, факихи, в Ватикане - кардиналы, в государственном Тибете поиском преемника Далай-ламы занимались монахи. Хотя теория халифата и предусматривает в качестве одного из способов замещения высшей государственной власти выборы халифа общиной (уммой), но под этим не подразумевается голосование населения за одного из претендентов на пост главы государства, как это происходит в республиках. Данные выборы больше напоминают простое согласие верующих на управление общиной определенным лицом. Следует учесть и то, что исламские богословы под уммой понимают не только совокупность верующих мусульман, но и внепространственные, вневременные связи между правоверными. По мнению богословов, воля народа в полной мере не может отразить интересы уммы. Лучше с этим могут справиться лишь религиозные лидеры, поэтому выборы халифа общиной заменяются волеизъявлением религиозных лидеров.
Следующим способом замещения должности главы теократического государства является наследование власти, осуществляемое посредством ее завещания (когда преемник назначается правителем), либо в форме автоматического перехода властных полномочий законному наследнику. Данная процедура формирования высшей власти сближает теократическое государство с монархическим, но в то же время не сводит к нему. Наследование - далеко не единственный и не самый распространенный путь приобретения теократического лидерства в государстве. К тому же, наследование теократической власти имеет ряд особенностей. В данной связи следует опять обратить внимание на мусульманскую концепцию власти. Так, шиизм предусматривает наследование верховной власти, признавая законным лишь правление потомков Мухаммеда и его зятя Али. Однако данный порядок передачи власти отличается от процедуры наследования в монархических государствах. С точки зрения шиитской религии, "божественная благодать" и право на руководство теократическим государством (имамат) переходит от одного члена рода к другому не вследствие личного усмотрения, а изначально предопределены пророком и сохраняются у его потомков через Али. Предусматриваемое суннитской правовой доктриной назначение халифом своего преемника, также сближающее теократическую власть с монархической опять-таки имеет свою специфику. Это назначение должно подкрепляться одобрением всей общины. Наследование власти в так называемых мусульманских монархиях часто на практике опосредуется санкцией религиозных авторитетов. Так было, например, в Саудовской Аравии в 1964 году, когда король Фейсал получил власть формально от своего предшественника после решения 12 ведущих улемов. Между монархией и теократией существуют и другие, более значимые отличия. Многообразие способов формирования власти в теократическом государстве влечет его отождествление исследователями то с монархией, то с республикой, в то время как данный признак, на взгляд Салыгина Е.Н., должен рассматриваться в качестве самостоятельной характеристики теократического государства. Различным образом в монархии, республике и теократии решается вопрос о компетенции высших органов государственной власти. В республике и конституционной монархии действует принцип разделения властей. В теократии же вся полнота власти концентрируется в руках политического лидера, обладающего правом заниматься исполнительно-распорядительной, законодательной и судебной деятельностью. Но теократию не следует причислять к разновидности абсолютной монархии, так как глава теократического государства в своих действиях ограничен религиозными канонами и за их нарушение может нести ответственность. Власть абсолютного монарха нормативно и институционально не ограничена. Монархия, республика и государственная теократия различаются между собой по источнику государственного суверенитета. В первом случае, носителем полноты государственной власти является монарх, во втором - народ, в третьем - бог. Суверенитет бога - существенный элемент теократической государственности, который получил свое закрепление в Основных законах многих теократических государств. Конституция Ирана определяет, что управление делами государства и всей мусульманской общины вечно и постоянно находится в руках двенадцатого имама. В Саудовской Аравии суверенитет бога проявляется в том, что Основным законом здесь является книга божественных откровений - Коран. Также производна от божественной власть главы Ватикана. По нормам канонического права в Римском Епископе "пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам".