Требования предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего. Требования к арбитражным управляющим

Е.Г. ДОРОХИНА,

Одной из основных характеристик института арбитражных управляющих является соответствие арбитражного управляющего тем квалификационным требованиям, которые установлены законом. Это требования к образованию, стажу руководящей работы или деятельности в качестве арбитражного управляющего, к профессиональной подготовке арбитражного управляющего и стажировке в качестве помощника арбитражного управляющего, поскольку именно они определяют профессиональное соответствие арбитражного управляющего установленным стандартам.

В современной России арбитражный управляющий обязан иметь соответствующую квалификацию, подтверждаемую различными документами: дипломом о высшем образовании, аттестатом специалиста по антикризисному управлению, лицензией на осуществление деятельности арбитражного управляющего, документом о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, свидетельством о прохождении стажировки. Прежде всего это объясняется необходимостью защиты должника и кредиторов от непрофессионального ведения арбитражного управления, а также требованиями мировых стандартов, предъявляемых к деятельности арбитражных управляющих.

В рамках сокращения государственного регулирования предпринимательской деятельности законодатель отказался от практики лицензирования деятельности арбитражных управляющих. Так, ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) к арбитражному управляющему (гражданину Российской Федерации) установлены следующие квалификационные требования:

· наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

· наличие высшего образования;

· наличие стажа руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности;

· сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

· прохождение стажировки сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

· отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

· членство в одной из саморегулируемых организаций.

Вместе с тем необходимо отметить, что с учетом переходных положений Закона о банкротстве (см. п. 3 ст. 231), а также разъяснений Пленума Высшего арбитражного суда РФ, изложенных в его Постановлении от 08.04.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”», в течение одного года с даты вступления закона в силу арбитражным судом могли быть утверждены лица, не сдавшие теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, не прошедшие соответствующей стажировки, не являвшиеся членами одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, при условии что они ранее имели лицензии арбитражных управляющих и такие лицензии не были отозваны или аннулированы, а также при условии, что они застраховали свою ответственность в соответствии с п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве. В переходный период устанавливались и иные требования к стажу руководящей работы, достаточному для назначения арбитражного управляющего: учитывался стаж по исполнению обязанностей арбитражного управляющего не менее года в совокупности, за исключением стажа по исполнению таких обязанностей в отношении отсутствующего должника.

Закон о банкротстве не предъявляет каких-либо конкретных требований к специальному высшему образованию арбитражных управляющих, ограничившись указанием на то, что для деятельности в качестве арбитражного управляющего достаточно любого высшего образования.

Требования к стажу руководящей работы не менее 2 лет, напротив, конкретизируются: таковым признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства в отношении отсутствующего должника. Арбитражный управляющий исполняет обязанности руководителя должника только при ведении двух процедур банкротства: внешнем управлении и конкурсном производстве. Таким образом, в стаж руководящей работы засчитывается только деятельность в качестве внешнего или конкурсного управляющего, за исключением ведения указанных процедур в отношении отсутствующего должника.

Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2003 г. № 308 утверждены Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, а также поручено Минюсту России сформировать комиссию по организации и проведению единого теоретического экзамена. В состав комиссии, утверждаемой Минюстом России, включаются специалисты, имеющие ученую степень в области экономики или юриспруденции либо опыт работы в сфере антикризисного управления не менее 3 лет, а также государственные служащие.

В свою очередь Министерство юстиции РФ Приказом от 06.08.2003 г. № 189 утвердило порядок работы комиссий по организации теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, согласно которому экзамен принимает комиссия, формируемая на условиях равного представительства Минюста России и образовательного учреждения, проводившего подготовку арбитражного управляющего.

Прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего как обязательное требование является новеллой Закона о банкротстве. Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего возложены на саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО). Постановлением Правительства РФ от 09.07.2003 г. № 414 (в ред. от 25.09.2003 г.) утверждены Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (далее - Правила), которыми установлен срок стажировки: не менее 6 и не более 12 месяцев. К помощнику арбитражного управляющего могут, если это предусмотрено СРО, предъявляться определенные требования, что ставит претендентов в неоднозначное положение. Во-первых, очевидно, что не все СРО и не во всех случаях предъявляют требования к помощнику арбитражного управляющего. Во-вторых, неясно, каким органом СРО должно приниматься решение о предъявлении таких требований.

В качестве требований, если на то есть решение СРО, выдвигаются: сдача теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих; наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; наличие высшего образования; наличие стажа руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности. Однако даже если перечисленные требования не предъявляются СРО, претендент на должность помощника арбитражного управляющего все же обязан приложить к заявлению о прохождении стажировки копию свидетельства о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, из чего следует, что сдача указанного экзамена является обязательным требованием для претендента вне зависимости от выдвижения СРО такого требования.

Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего предусматривают наличие двух лиц, непосредственно участвующих в проведении стажировки помощника арбитражного управляющего: собственно арбитражного управляющего и лица, отвечающего за проведение стажировки (руководителя стажировки). Руководителем стажировки является член СРО, имеющий опыт работы в качестве арбитражного управляющего не менее 3 лет или завершивший не менее двух процедур банкротства (за исключением упрощенных процедур банкротства) при отсутствии установленных фактов допущенных им нарушений при осуществлении деятельности арбитражного управляющего, повлекших за собой привлечение к административной или уголовной ответственности. Взаимоотношения между помощником арбитражного управляющего, арбитражным управляющим и руководителем стажировки установлены в Правилах неточно, противоречиво. С одной стороны, участие помощника арбитражного управляющего в выявлении кредиторов должника, в заявлении обоснованных возражений кредиторам и проведении расчетов, а также в ведении реестра требований кредиторов, организации и проведении собрания кредиторов, ведении бухучета и составлении отчетности, проведении инвентаризации и оценки имущества должника возлагает определенную ответственность на помощника арбитражного управляющего перед самим арбитражным управляющим, поскольку самостоятельная ответственность помощника перед должником и кредиторами не предусмотрена. С другой стороны, руководитель стажировки вправе давать помощнику арбитражного управляющего поручения в соответствии с планом стажировки и осуществлять контроль за его деятельностью, что может не совпадать с позицией и мнением арбитражного управляющего. Примечательно, что отчет помощника арбитражного управляющего по итогам стажировки подписывают наряду с помощником арбитражного управляющего руководитель стажировки и руководитель СРО без участия арбитражного управляющего, который на самом деле имеет более полное представление о работе помощника арбитражного управляющего. Полагаем, что оптимальным был бы вариант, при котором арбитражный управляющий, к которому прикрепляется помощник, являлся бы руководителем стажировки. Тем более что при таком условии отпало бы одно из оснований отказа гражданину в проведении стажировки, а именно отсутствие в СРО лица, отвечающего за проведение стажировки и удовлетворяющего требованиям руководителя стажировки.

Природа отношений между СРО и помощником арбитражного управляющего не позволяет сделать однозначного вывода о наличии гражданско-правовых отношений в области оказания услуг. С одной стороны, гражданин, претендующий на должность помощника арбитражного управляющего, получает знания, умения и навыки, что предполагает предоставление услуг по обучению со стороны СРО. Вместе с тем стажировка помощника арбитражного управляющего производится на безвозмездной основе, что не дает возможности отнести этот факт к возмездному оказанию услуг. С другой стороны, в Правилах установлено, что по предложению руководителя стажировки с помощником арбитражного управляющего может быть заключен гражданско-правовой договор, предусматривающий выплату вознаграждения за счет средств СРО, а также, с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), за счет средств должника. Представляется, что такое вознаграждение причитается помощнику арбитражного управляющего, и в данном случае оказание услуг производится уже им. Если такой договор заключается, то ответственность арбитражного управляющего регулируется нормами главы 39 ГК РФ; если договор не заключается, помощник арбитражного управляющего ответственности за свою деятельность на стажировке ни перед арбитражным управляющим, ни перед СРО не несет (равно как не несет ответственности и СРО за качество стажировки). Неисполнение или ненадлежащее исполнение помощником арбитражного управляющего Правил является основанием только для досрочного прекращения стажировки. Вместе с тем помощник арбитражного управляющего вправе обратиться с жалобой на СРО в регулирующий орган (в настоящее время это Минюст России), однако только по вопросу отказа в приеме на стажировку.

Отсутствие четких правил, позволяющих однозначно судить о природе отношений между помощником арбитражного управляющего и СРО по вопросам прохождения стажировки, ограничивает возможность защиты своих прав как для арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, так и для помощника арбитражного управляющего.

Статьей 23 Закона о банкротстве конкурсным кредиторам или уполномоченному органу (собранию кредиторов) предоставляется право установить дополнительные квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, а именно: наличие высшего юридического или экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника; наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики; а также установить количество процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

Иных требований к кандидатуре арбитражного управляющего ни конкурсные кредиторы, ни собрание кредиторов выдвигать не могут. Выдвигая дополнительные требования, конкурсный кредитор или собрание кредиторов вправе указать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему.

Помимо общих правил о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, Закон о банкротстве предусматривает особенные требования к арбитражным управляющим при ведении процедур банкротства отдельных организаций-должников: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, стратегических предприятий или организаций, крестьянского (фермерского) хозяйства.

При банкротстве кредитной организации арбитражный управляющий обязан соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь аттестат, выданный Банком России. Объем квалификационных требований Банка России, порядок и условия аттестации, порядок выдачи аттестатов определяются Положением Банка России от 07.08.2001 г. № 146-П «О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций».

Однако эти требования не предъявляются к служащему Банка России, осуществляющему функции арбитражного управляющего при банкротстве отсутствующей кредитной организации, поскольку, как разъяснил Высший арбитражный суд РФ, правило, содержащееся в абзаце втором п. 1 ст. 6 Закона о банкротстве кредитных организаций, носит специальный характер по отношению к положениям Закона о банкротстве и означает, что к моменту рассмотрения заявления о признании отсутствующей кредитной организации банкротом кандидатура конкурсного управляющего может быть предложена Банком России из числа служащих Банка России; при этом на служащих Банка России не распространяются требования, предъявляемые к арбитражным управляющим в соответствии со ст. 20 Закона о банкротстве.

В отличие от достаточно жестких требований к кандидатуре арбитражного управляющего кредитной организации, квалификационные требования к арбитражному управляющему при банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг не конкретизированы. Закон о банкротстве, повторяя текст закона предыдущей редакции, устанавливает требование о наличии соответствующего аттестата, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг. Однако ни объем квалификационных требований, ни порядок и условия выдачи аттестата до настоящего времени не определены, что, по сути, делает невозможным назначение арбитражного управляющего при ведении процедур банкротства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» установлены следующие общие требования:

· наличие стажа работы на предприятиях или организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее

5 лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;

· участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;

· наличие высшего юридического или экономического образования или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

В отношении кандидатуры внешнего управляющего для ведения процедуры внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства Закон о банкротстве не требует соблюдения требований, установленных общими правилами для арбитражных управляющих. Полномочия внешнего управляющего в данном случае определяет глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Специальные правила в отношении квалификационных требований предусмотрены Федеральным законом от 24.06.99 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Арбитражным управляющим согласно указанному закону может являться физическое лицо, имеющее опыт работы в организациях ТЭК в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче тепловой и электрической энергии, а также производства электрической и тепловой энергии, добыче природного газа. Арбитражный управляющий обязан иметь аттестат специалиста для работы в качестве арбитражного управляющего, выданный Минэнерго России.

Проблема квалификационных требований, предъявляемых к арбитражному управляющему, тесно связана с другой, не менее важной, - проблемой дисквалификации арбитражных управляющих.

В п. 4 ст. 29 Закона о банкротстве установлено, что регулирующий орган обращается в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего. Дисквалификация может быть применена к арбитражным управляющим в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ за конкретное административное нарушение, выражающееся в неправомерном действии (бездействии) при банкротстве. При этом относительно применения административного законодательства к деятельности арбитражных управляющих возникают вопросы: каковы должны быть составы правонарушений, влекущих применение дисквалификации арбитражных управляющих, и каков порядок прекращения деятельности арбитражного управляющего в связи с дисквалификацией?

Среди норм, регулирующих административную ответственность арбитражных управляющих в виде дисквалификации, можно выделить следующие:

1) ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, регулирующая ответственность за невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства;

2) ст. 14.21 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за ненадлежащее управление юридическим лицом, т.е. использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков;

3) ст. 14.22 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение иных действий, выходящих за пределы его полномочий.

В ст. 28.3 КоАП РФ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанным статьям. Это должностные лица органа, уполномоченного в области банкротства и финансового оздоровления. Поскольку согласно Закону о банкротстве органами исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства являются орган, уполномоченный предъявлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (уполномоченный орган), и орган, осуществляющий контроль за деятельностью СРО (регулирующий орган), необходимо определить, какой из этих органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. В настоящий момент законодатель однозначного ответа на этот вопрос не дает. Можно лишь предположить, что этим органом является регулирующий орган, так как именно он имеет право на обращение в суд с требованием о дисквалификации арбитражного управляющего. Вместе с тем регулирующий орган должен располагать соответствующими сведениями, дающими основания для составления протокола и обращения в суд. Между тем контакты регулирующего органа с участниками дела о банкротстве ограничены. Регулирующий орган не участвует в деле о банкротстве; его полномочия, определенные Законом о банкротстве, не позволяют ему иметь полную и достоверную информацию о деятельности арбитражного управляющего в ходе ведения процедуры банкротства. Необходимо восполнить данный пробел в законодательстве, уточнив процедурные вопросы деятельности регулирующего органа в области привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.

Еще одной проблемой в рассматриваемой области является прекращение деятельности арбитражного управляющего в связи с дисквалификацией. Закон о банкротстве не предусматривает дисквалификации в качестве самостоятельного основания для отстранения арбитражного управляющего. Между тем норма ст. 32.11 КоАП РФ предусматривает немедленное исполнение арбитражным управляющим постановления суда о дисквалификации путем прекращения управления юридическим лицом. Очевидно, что самостоятельно, без решения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, арбитражный управляющий не имеет возможности сложить с себя полномочия. Регулирующий орган, не являясь участником дела о банкротстве, не вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с требованием об отстранении арбитражного управляющего. Участники дела (процесса) о банкротстве могут не воспользоваться своим правом на обращение в суд с требованием об отстранении арбитражного управляющего в связи с его дисквалификацией. Возможна ситуация, когда дисквалифицированный арбитражный управляющий продолжает выполнять свои функции и вести процедуру банкротства. Выход из данной ситуации видится в следующем. Регулирующий орган сообщает о дисквалификации арбитражного управляющего в СРО, которая, в свою очередь, исключает арбитражного управляющего из своих членов, что является основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом в силу ст. 25 Закона о банкротстве. Вместе с тем суд, вынося постановление о дисквалификации, устанавливает срок дисквалификации, который варьируется от 6 месяцев до 3 лет. Исключение арбитражного управляющего из членов СРО нарушает его права на ведение профессиональной деятельности в дальнейшем, после истечения срока дисквалификации, и наносит ему материальный ущерб, связанный с возможной потерей взноса, вносимого при вступлении в СРО.

Зарубежное законодательство также устанавливает достаточно жесткие квалификационные требования к арбитражным управляющим. После принятия в Великобритании закона о несостоятельности 1986 года лицензии на право заниматься деятельностью арбитражного управляющего стали выдаваться только тем, кто сдал профессиональные экзамены. К экзаменам допускаются только дипломированные бухгалтеры или юристы. Помимо требований о сдаче экзаменов в Великобритании установлены требования к постоянному ведению деятельности арбитражного управляющего и повышению профессиональной квалификации посредством посещения учебных курсов (так называемое следование профессиональным стандартам компетентности).

Французское законодательство о банкротстве также устанавливает особые требования к администраторам (лица, выполняющие функции, аналогичные функциям российских административных управляющих), согласно которым администратором может быть назначено лицо, успешно сдавшее экзамены после прохождения интернатуры. Программу последней, а также порядок занятий и сдачи экзаменов определяет Национальная комиссия администраторов.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод об установлении Законом о банкротстве более жестких квалификационных требований по сравнению с требованиями, установленными предшествовавшими ему законодательными актами, что, несомненно, способствует повышению качества арбитражного управления. Вместе с тем арбитражный управляющий в современной России для получения надлежащего образования вынужден тратить немалые средства, которые ориентировочно составляют 2,5 - 3 тыс. долл. США. Не у всех есть возможность их найти.

Библиография

1 См.: Российская газета. 2003. 13 авг. № 160.
2 См. ст. 6 Федерального закона от 25.02.99 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 08.12.2003 г.; далее по тексту статьи - Закон о банкротстве кредитных организаций).

4 См. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.08.2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

5 Подробнее см.: Хоуман М. Повышение стандартов деятельности арбитражных управляющих // Вестник Высшего арбитражного суда РФ: Спец. прилож. к № 3. 2001.

7.3. Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

Статья 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает порядок назначения арбитражного управляющего. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям – с учетом их профессиональных качеств.

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Арбитражный суд утверждает оставшуюся кандидатуру. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет следующие требования

1) арбитражный управляющий должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

2) наличие высшего образования;

3) отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности. При этом руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику;

5) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляется саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих;

6) сдача экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением;

7) арбитражный управляющий должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе предусмотреть следующие дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

1) наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

2) наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

3) установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, ни с кредиторами.

Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов. Следовательно, арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, которые являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; которые дисквалифицированы или лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, а также которые не имеют договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Предусматривается также дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в случае причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Из книги 500 советов секретарю автора Энговатова Ольга Анатольевна

1. Статус секретаря, требования, предъявляемые к секретарю 1.1. Профессиональные и личностные качества секретаря Итак, какие же качества нужны квалифицированному секретарю? Для квалифицированного секретаря необходим минимальный набор умений: знание иностранного языка,

Из книги Организуй себя автора Каунт Джон

Требования, предъявляемые вам различными задачами В сущности, задачи по техническому обслуживанию требуют от вас наименьшей отдачи сил. Позднее в данной главе мы с вами рассмотрим вопрос, как их еще упростить с точки зрения затрат сил, энергии и времени, путем

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

7.4. Правовое положение арбитражного управляющего Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен определенными правами и

автора Кузнецова Инна Александровна

28. Требования, предъявляемые к уставному капиталу кредитной организации В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности»уставный капитал кредитной организациисоставляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества,

Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена Леонидовна

6. Основные требования, предъявляемые к организации внутрифирменного финансового контроля Основными принципами внутрифирменного финансового контроля являются: 1) разделение обязанностей; 2) разрешение и одобрение; 3) физический контроль; 4) важность свидетельства. Для

Из книги Теория бухгалтерского учета автора Дараева Юлия Анатольевна

55. Требования, предъявляемые к балансу К любому бухгалтерскому балансу необходимо предъявляются следующие определенные требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.Правдивым является баланс, который был составлен в соответствии с

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

1.6. Требования, предъявляемые к страховой организации В соответствии с п. 1 ст. 938 ГК РФ страховая организация должна располагать соответствующей лицензией.Например, занятая в сфере медицинского страхования организация должна располагать лицензией, выданной в

Из книги Бухгалтерский учет в торговле автора Соснаускене Ольга Ивановна

8.2. Требования, предъявляемые к заполнению бухгалтерской отчетности Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям:1) достоверность и полнота. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и

Из книги Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве автора Бычкова Светлана Михайловна

14.3. Понятие бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней Бухгалтерская финансовая отчетность организации представляет собой систему показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за истекший период; по существу, это особый вид учетных

Из книги Международные стандарты аудита: Шпаргалка автора Автор неизвестен

47. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕМУ Основой для выражения мнения о финансовой отчетности является обзорная проверка и оценка выводов из аудиторских доказательств.Аудиторский отчет должен содержать четко сформулированное в письменном виде

Из книги Страховое дело: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

2. Требования, предъявляемые к кредитным организациям при их создании Кредитная организация создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной

Из книги Погрузка и разгрузка. Справочник груз-менеджера автора Волгин Владислав Васильевич

2. Субъекты права на вступление в систему страхования вкладов и предъявляемые к ним требования Право на вступление в систему страхования вкладов в соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона о страховании вкладов имеет банк, обладающий на день вступления в силу указанного Закона

Из книги Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует автора Адизес Ицхак Калдерон

Стропы грузовые общего назначения. требования к устройству и безопасной эксплуатации РД 10-33-93 (утв. Госгортехнадзором РФ от 20 октября 1993 г.)(в редакции изменения № 1, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 8 сентября 1998 г. № 57)1. Типы и основные параметры 2. Технические

Из книги Современные требования к кадровой службе (отделу) автора Пономарева Наталья Г.

Требования, предъявляемые задачей Следующее условие – каждый член команды должен занимать должность, на которой его стиль принесет максимальную пользу. Найдя того, чей стиль идеально отвечает требованиям конкретной задачи, можно избежать дорогостоящего развития

Из книги автора

2.1. Требования, предъявляемые к сотрудникам кадровой службы В первую очередь необходимо обратиться к Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, который предлагает перечень требований, предъявляемых к той или иной

Ни одно банкротство не обходится без участия арбитражного управляющего. Относится это к признанию несостоятельности как физических, так и юридических лиц. Во многом именно от деятельности этого специалиста зависит исход дела, как для должника, так и для кредиторов. И каждой стороне хочется, чтобы выбранный управляющий был лоялен именно к ней. Напомним, что кандидатуру имеет право предложить и должник, и кредитор, в зависимости от того, кто подает заявление в судебный орган.

Но закон устанавливает строгие требования к арбитражному управляющему. А его деятельность и соответствие нормам закона контролируется саморегулируемой организацией. Рассмотрим основные требования, предъявляемые к арбитражному управляющему.

  • Членство в СРО;
  • Отсутствие ограничительных условий по ст. 20.2 127-ФЗ.

Управляющий должен разбираться не только в юридических тонкостях банкротства, но и владеть знаниями в области антикризисного управления, иметь практический опыт управления предприятием в таких условиях. Все это связано со спецификой работы. Ведь заниматься он будет не просто подготовкой заявлений, консультациями, взысканием задолженности, правовым и экономическим анализом, но и на некоторых этапах и реальным управлением компанией.

Требования к кандидатуре арбитражного управляющего

Обычно их принято подразделять на:

  • Общие;
  • Условно-ограничительные.

К первым относятся требования, которые обозначены в статье 20 127-ФЗ. В основном, это действительное членство в одной из СРО арбитражных управляющих. Требования для этого у СРО следующие:

  • Гражданство Российской Федерации;
  • Наличие высшего образования;
  • Опыт работы на руководящих должностях не менее одного года;
  • Стажировка помощником арбитражного в делах о несостоятельности, как минимум, 2 года;
  • Успешное прохождение профильного теоретического экзамена;
  • Отсутствие запрета на занятие должности или дисквалификации в качестве наказания;
  • Отсутствие судимостей;
  • Наличие страхования действий арбитражного управляющего;
  • Оплата компенсационного взноса для членства в СРО;
  • Регулярная оплата взносов для членства в СРО.

К условно-ограничительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, относятся:

  • Отсутствие личной заинтересованности в деле по отношению к кредитору или должнику;
  • При наличии решения суда о возмещении убытков по предыдущему делу о несостоятельности, такие убытки должны быть полностью возмещены;
  • Если управляющий — индивидуальный предприниматель, то он не доложен быть официально признан несостоятельным;
  • Он не должен быть дисквалифицирован, не должен иметь запрета на занятие руководящих должностей, а также на определенную профессиональную деятельность;
  • Обязательно наличие договора по страхованию ответственности;
  • При необходимости – требуется допуск к работе с государственной тайной.

Вознаграждение

Оплата услуг арбитражного управляющего, как правило, состоит из 2 частей: фиксированной помесячной зарплаты и процентов от возврата долгов. В первом случае сумма зависит от стадии банкротства. Так, временный управляющий получает за месяц работы по тридцать тысяч рублей, а административный всего по пятнадцать тысяч. Однако в случае необходимости кредиторы могут дополнительно финансово мотивировать управляющего, если так решит собрание кредиторов.
Вторая составляющая зависит от суммы возврата долгов и от балансовой стоимости предприятия. Конкретные цифры в зависимости от стадии банкротства и стоимости компании прописаны в статье 20.6 127-ФЗ.

Законодательство всех стран, в том числе и Российской Федерации, устанавливает жесткие требования к деятельности арбитражных управляющих. Это, несомненно, делается для повышения качества арбитражного управления, так как от скорости и качества его проведения зависит полнота удовлетворения требований кредиторов. Во время любого банкротства именно управляющий принимает решения по ключевым вопросам, касающимся регистрации требований, управления имуществом, формирования конкурсной массы и ее реализации.

Виды процедур банкротства

Арбитражный управляющий выполняет такие функции на заданном этапе:

  • при процедуре наблюдения он действует как временный управляющий;
  • во внешнем руководстве - как внешний управляющий;
  • в процессе производства - как конкурсный управляющий;
  • при банкротстве граждан - как финансовый управляющий.

Его основная функция заключается в должном обеспечении проведения процедуры банкротства, на которую он назначен.

Какие же предъявляются требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве?

Квалификационные требования

В законе "О несостоятельности (банкротстве)" закреплены следующие требования к арбитражному управляющему:

  • Статус индивидуального предпринимателя. Управляющий осуществляет свою деятельность за счет вознаграждения, а соответственно, его работа носит предпринимательский характер и обязывает к наличию регистрации предпринимательского статуса.
  • Наличие любого высшего образования, без ограничения по узкой специализации.
  • Наличие рабочего стажа на должности руководителя на протяжении минимум двух лет. Работать необходимо руководителем организации. Можно трудиться в качестве арбитражного управляющего и быть руководителем гражданина-должника (за исключением дел о несостоятельности при отсутствии гражданина-должника).
  • Прохождение экзамена по теоретической программе обучения арбитражных управляющих.
  • Стажировка сроком от полугода до одного года в качестве помощника управляющего в СРО.
  • Отсутствие привлечение к ответственности за преступления в финансовой сфере, а также за любые преступные деяния выше степени небольшой тяжести. Для подтверждения отсутствия судимости необходимо представить справку из УВД.
  • Членство в саморегулируемой организации (СРО).
  • Арбитражным управляющим может быть только физическое лицо.

Теоретический экзамен

Теоретический экзамен принимает комиссия, состоящая из представителей образовательного учреждения и сотрудников Министерства юстиции РФ. В состав комиссии входят образованные люди с высшим образованием, обладающие учеными степенями в сфере экономики, имеющие профессиональный опыт работы в сфере управления несколько лет (минимум три года).

Прохождение стажировки

Процесс стажировки контролируют саморегулируемые организации. Основные правила:

  • Возможность прохождения обучения появляется у человека после выполнения им первых четырех пунктов требований, предъявляемых к будущему управляющему.
  • Стажировка проводится на безвозмездной основе.
  • Стажировку проводят два человека: арбитражный управляющий и руководитель стажировки.
  • Руководитель стажировки - член саморегулируемой организации с опытом работы более трех лет, проводящий как минимум дважды процедуру банкротства не по упрощенной схеме, не имеющий привлечения к ответственности (административной, уголовной) в период проведения банкротства граждан.
  • Ответственность помощника перед любой стороной во время банкротства не предусмотрена.
  • По окончании стажировки составляется отчет, подписываемые руководителем стажировки и руководителем СРО.
  • Нарушение правил стажировки является стопроцентным основанием для досрочного прекращения стажировки помощника управляющего. Если человек не согласен с отчислением, он вправе обратиться в орган исполнительной власти с жалобой на СРО.

Дополнительные условия

Конкурсный кредитор имеет право установить дополнительные требования к арбитражному управляющему:

  • Наличие высшего юридического образования.
  • Наличие специального образования (например, образование в сфере информационных технологий, если должник IT-компания).
  • Определенный опыт работы в руководящей должности.
  • Количество проведенных процедур банкротств.
  • Отсутствие заинтересованности лица в отношении должника или кредиторов.
  • Отсутствие причастности к ведению дел должника на протяжении последних трех лет.

К числу заинтересованных лиц относятся:

  • Руководитель должника.
  • Члены совета директоров.
  • Бухгалтер должника, работающий в организации на период банкротства или на протяжении последнего года до начала процедуры признания несостоятельности компании.
  • Ближайшие родственники (супруг или супруга, сестры, братья, сестры и братья супругов) лиц, перечисленных в первых трех пунктах.

Многие специалисты, удовлетворяющие требованиям к арбитражному управляющему, не хотят принимать участие в банкротстве граждан по причине отсутствия у типичных должников какого-либо имущества для взыскания и реализации. Большинство дел о несостоятельности физических лиц сводятся к признанию гражданина банкротом, у которого в собственности в лучшем случае - единственное жилье, не подлежащее взысканию.

В процессе банкротства гражданина управляющий должен:

  • Разместить публикацию в издании журнала «Коммерсантъ» о банкротстве гражданина и начала процедуру реализации его имущества.
  • Разместить публикации в ЕФРСБ.
  • Запросить в реестре кредитных историй данные о том, в каких бюро у гражданина-должника имеется кредитная история.
  • Отправить информацию о начале в отношении человека процедуры банкротства в каждое БКИ.
  • Оценить финансовое положение банкрота (соотношение обязательств, доходов и имущества гражданина).
  • Открыть в кредитном учреждении банковский счет для зачисления доходов гражданина.
  • Оповестить работодателя банкрота о новых реквизитах для зачисления доходов должника.
  • Составить и направить в суд отзывы на заявления кредиторов о включении их в реестр.
  • Созвать собрание кредиторов и сообщить им реестр обязательств.
  • Провести опись имущественного положения банкрота (наличие или отсутствие движимого или недвижимого имущества, счетов в банках).
  • Организовать торги по продаже найденного имущества должника.
  • Зачислить средства от продажи имущества на счет и разделить их между всеми кредиторами согласно очереди и пропорции заявленных требований.
  • Направить в суд отчет о своей работе.
  • Завершить процедуру банкротства гражданина.

Управляющие и их законные права

Арбитражный управляющий имеет право:

  • участвовать в судебных заседаниях;
  • заявлять возражения на требования кредиторов;
  • подавать в суд требования о признании недействительности сделок и применении последствий недействительности сделок;
  • обращаться в суд с просьбой принять меры, обеспечивающие сохранность имущества должника, в том числе применения запрета на совершение любых сделок должника со своим имуществом;
  • инициировать отстранение от должности руководителя должника;
  • запрашивать и получать любые сведения о деятельности, имуществе должника.

Обязанности специалистов арбитражного управления

Арбитражный управляющий обязан:

  • отчитываться в суде о своей деятельности;
  • сообщать сведения о должнике;
  • вести протоколы собрания кредиторов;
  • заполнять реестр кредиторов, их требований, созывать собрания кредиторов;
  • предлагать процедуру восстановления платежеспособности должника или не предлагать ее при отсутствии финансовой возможности гражданина;
  • сохранять имущество должника, в том числе инициировать запрет на совершение сделок должника со своим имуществом.

Вознаграждение управляющего

До октября 2016 года арбитражный управляющий физических лиц получал десять тысяч рублей. Очень часто по причине невысокой оплаты СРО не могли предоставить физическому лицу финансового управляющего. Это подтолкнуло повысить размер выплаты специалистам арбитражного управления. При несостоятельности граждан размер оплаты услуг арбитражного управляющего составит двадцать пять рублей за одну процедуру. Семь процентов от всей суммы получит специалист, если будет продано имущество гражданина-должника.

При банкротстве юридического лица месячный гонорар в рублях за услуги арбитражного управляющего примерно составит для:

  • временного управляющего - тридцать тысяч;
  • конкурсного управляющего - тридцать тысяч;
  • внешнего управляющего - сорок пять тысяч;
  • административного управляющего - пятнадцать тысяч.

Арбитражный суд устанавливает вознаграждение арбитражным управляющим. Обязанность платить эту сумму возникает у должника на основе судебного акта. Размер вознаграждения, являющегося предпринимательским доходом, устанавливает суд. Это достаточно уникальная ситуация в финансовой сфере.

Арбитражный управляющий физических лиц имеет ключевое значение как для должника, так и для всех кредиторов, так как именно он отвечает за предложение процедуры примирения сторон, нахождение всего имеющегося имущества у гражданина, проверку всех сделок должника.

Нормы Закона о банкротстве (ст.19) определяют, что арбитражный суд, если иное не предусмотрено законом, может назначить арбитражным управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. По действующему законодательству юридическое лицо не может стать арбитражным управляющим.

Закон, определяя правовой статус арбитражного управляющего, устанавливает предъявляемые к последнему требования. Всю совокупность требований принято разделять на две группы: позитивные, которыми должен обладать кандидат в арбитражные управляющие, и негативные, которые должны у него отсутствовать.

Позитивные требования:

а) наличие специальных знаний в области несостоятельности;

б) обязательная регистрация кандидата в качестве индивидуального предпринимателя;

в) наличие лицензии на право осуществления деятельности по арбитражному управлению;

г) обязательная регистрация в качестве арбитражного управляющего в арбитражном суде.

Негативные требования:

а) отсутствие заинтересованности лица в отношении должника или кредиторов;

б) неосуществление кандидатом на данную должность управления делами должника в течение трех лет до момента назначения его арбитражным управляющим;

в) отсутствие дисквалификации;

г) отсутствие судимости.

Арбитражным управляющим может стать только квалифицированный специалист. Поэтому претендент на указанную должность, во-первых, обязан иметь высшее юридическое или экономическое образование, во-вторых, должен пройти специальное обучение на курсах подготовки арбитражных управляющих для получения профессиональных знаний о несостоятельности. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - Федеральная служба) организует подготовку арбитражных управляющих через аккредитованные организации, как правило, это высшие учебные заведения. После освоения программы и успешной сдачи квалификационного экзамена кандидату выдается свидетельство - документ, подтверждающий наличие специальных знаний о несостоятельности.

Следующим позитивным требованием, установленным законом, является регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей определен положением "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.

Вид деятельности - арбитражное управление (иногда регистрационные органы называют его антикризисным управлением) - должен быть прямо указан в регистрационном свидетельстве индивидуального предпринимателя. Этот вид деятельности указывается в свидетельстве о государственной регистрации только при наличии свидетельства о сдаче экзамена по типовой программе обучения специалистов по антикризисному управлению Федеральной службы. Если гражданин был ранее зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, то ему придется переоформить свидетельство для включения в него указанного вида деятельности.

После регистрации кандидат обязан стать на учет в налоговых органах и после получения свидетельства о постановке на учет подать заявление о выдаче лицензии в Федеральную службу. Наличие лицензии - это третье позитивное условие.

Российским законодательством предусмотрена выдача лицензий трех категорий:

Лицензия первой категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей, малых предприятий. Для получения лицензии первой категории достаточно выполнения перечисленных позитивных и негативных требований закона.

Лицензия второй категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех из них, которые отнесены в установленном порядке к категории крупных экономически или социально значимых. Для получения лицензии второй категории гражданин в качестве дополнительного условия должен иметь стаж работы в качестве арбитражного управляющего не менее 6 месяцев.

Лицензия третьей категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций (т.е. всех должников без исключения). Для получения лицензии третьей категории гражданин должен в период работы арбитражным управляющим с лицензией второй категории завершить не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению, а также пройти переподготовку (повышение квалификации) арбитражных управляющих и успешно сдать квалификационный экзамен.

Срок действия лицензий всех категорий - 3 года. Передача (продажа) лицензии другому лицу запрещается.

После получения лицензии кандидат обязан зарегистрироваться в течение 30 дней хотя бы в одном арбитражном суде. Закон допускает регистрацию в нескольких арбитражных судах.

Закон о банкротстве наряду с получением лицензии предусматривает получение аттестатов для отдельных категорий арбитражных управляющих. В соответствии со ст.149 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, наряду с лицензией арбитражного управляющего должен иметь аттестат, выдаваемый государственным органом РФ, занимающимся регулированием рынка ценных бумаг. Обязанность получения арбитражным управляющим квалификационного аттестата Центрального банка РФ предусмотрена в ст.6 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" при проведении процедур банкротства кредитных организаций.

Арбитражный управляющий не должен относиться к числу лиц, заинтересованных в делах должника или кредиторов. Круг заинтересованных лиц очерчен в ст.18 Закона о банкротстве. К таковым относятся:

1) руководитель должника (кредитора), а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника (кредитора), коллегиальный исполнительный орган должника (кредитора), главный бухгалтер (бухгалтер) должника (кредитора), в том числе и освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве;

2) супруги лиц, перечисленных в первом пункте, их родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супругов.

Если лицо в течение трех лет до момента назначения арбитражного управляющего уже осуществляло управление делами должника - юридического лица, то оно не может быть назначено арбитражным управляющим. Это второе негативное требование.

Следующим требованием является отсутствие ограничений на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц. Иначе говоря, у претендента не должно быть взысканий за совершение административного правонарушения (например, лишение специального права, предоставленного гражданину).

Наличие наказания за совершенные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (например, лишение лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), противоречило бы четвертому негативному требованию, и это правило не следует путать с предыдущим. В данном случае речь идет о том, что гражданин, желающий стать арбитражным управляющим, не должен иметь судимости. Для подтверждения отсутствия судимости кандидату необходимо представить в лицензирующий орган наряду с прочими документами справку из информационного центра Управления внутренних дел.

Наличие всех позитивных и отсутствие всех негативных требований дает лицу право быть назначенным арбитражным судом на должность арбитражного управляющего.

Правовая природа деятельности арбитражного управляющего

Согласно ст.19 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим может быть лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Это обязательное условие для осуществления деятельности арбитражного управляющего дает основание предположить, что данный вид деятельности законодатель относит к разряду предпринимательской.

В то же время на арбитражного управляющего на различных стадиях банкротства возлагаются функции руководителя должника (при наблюдении - могут быть возложены), в таком случае арбитражный управляющий, по юридическому статусу индивидуальный предприниматель, станет исполнительным органом должника.

Эта двойственность породила разные подходы к определению его статуса.
С одной стороны, арбитражный управляющий - это исполнительный орган должника. При возложении полномочий руководителя должника на арбитражного управляющего последний становится "новым директором" на период банкротства.
С другой стороны, арбитражный управляющий является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим самостоятельный вид предпринимательской деятельности - за вознаграждение обеспечивает сохранность имущества должника, управляет и распоряжается им в интересах всех кредиторов.

Следует отметить, что даже для обозначения деятельности арбитражного управляющего используется разная терминология. В Законе о банкротстве она называется "деятельность для проведения процедур банкротства". В экономической литературе можно встретить термин "антикризисное управление". В лицензии этот вид деятельности определен как "деятельность в качестве арбитражного управляющего".

Для уяснения статуса арбитражного управляющего по действующему законодательству сопоставим его правовое положение с положением индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В первую очередь предпринимательство является деятельностью, т.е. совокупностью постоянно или систематически осуществляемых действий. К определяющим признакам деятельности относятся: а) системность - наличие в действиях единой неразрывной связи; б) целенаправленность - подчиненность всей системы действий единой цели; в) постоянство - длительность осуществления операций. Деятельность арбитражного управляющего, таким образом, представляет собой совокупность действий по осуществлению процедур банкротства.

Второй признак предпринимательства - самостоятельность осуществления деятельности. Самостоятельность предполагает волевое осуществление деятельности своей властью и в своих интересах. Арбитражный управляющий может участвовать в процессе банкротства от своего имени и осуществлять полномочия, предусмотренные федеральным законом для различных процедур банкротства. В этом случае можно говорить о деятельности арбитражного управляющего, осуществляемой своей властью в интересах кредиторов или должника. В то же время в соответствии со ст.69, п.2 ст.98 и п.1 ст.101 Закона о банкротстве на стадиях внешнего управления и конкурсного производства на внешнего и конкурсного управляющего возлагаются полномочия органов управления должника, в том числе и по распоряжению его имуществом. Даже на стадии наблюдения, когда не происходит обязательной передачи временному управляющему функций исполнительных органов, в случае недобросовестного поведения руководителя должника (препятствие временному управляющему, необеспечение сохранности имущества должника, иные нарушения требований законодательства) арбитражный суд вправе отстранить руководителя от должности и возложить все его функции на временного управляющего. Таким образом, арбитражный управляющий может выступать как от своего имени в интересах кредиторов или должника, так и выражать волю должника, действуя от его имени и в его интересах. Это обстоятельство свидетельствует о том, что деятельность арбитражного управляющего имеет существенные особенности, не свойственные другим индивидуальным предпринимателям.

В качестве третьего признака предпринимательской деятельности названа ее цель, определенная в законе как систематическое извлечение прибыли. Однако указанная цель все же не является единственной. В литературе справедливо утверждается, что для предпринимательской деятельности характерно единство двух целей. Во-первых, должен быть создан товар, способный удовлетворить или сформировать потребности общества. Во-вторых, посредством этого товара необходимо извлечь прибыль.

Что касается арбитражного управляющего, то его товаром являются профессиональные навыки и умения, которые позволяют ему осуществлять процедуры банкротства, руководство должником и управление его имуществом. Причем реализация его возможностей идет в рамках достижения целей всего процесса банкротства. Такими целями являются: а) управление должниками, столкнувшимися с финансовыми трудностями, и, в случае наличия у них производственного потенциала, оказание им поддержки для выхода из кризисного положения; б) ликвидация убыточных предприятий; в) защита законных прав и интересов должников и кредиторов. Перечисленные цели, на наш взгляд, являются основными и для деятельности арбитражного управляющего. Что же касается такой цели, как извлечение прибыли, то, безусловно, деятельность арбитражного управляющего, как и любая другая деятельность в обществе, должна быть оплачена. В статье 22 Закона о банкротстве установлено, что вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определенном собранием кредиторов и (или) утвержденном арбитражным судом. Можно ли в данном случае вознаграждение, за вычетом затрат, считать прибылью, которую он получает как предприниматель за свою деятельность?

Понятие прибыли раскрывается в налоговом законодательстве. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) устанавливает, что прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Арбитражный управляющий получает вознаграждение за счет имущества должника. Если имущества последнего недостаточно, вознаграждение может выплачиваться кредиторами (способ оплаты может быть различным, на юридической природе вознаграждения это не отражается). В любом случае размер вознаграждения утверждается определением или решением арбитражного суда. На основании указанного акта бухгалтерия должника или кредитора (в зависимости от того, из чьих средств выплачивается вознаграждение), производит выплаты в том же порядке, что и по исполнительным документам.

Поскольку понятие прибыли раскрывается в российском законодательстве с точки зрения уплаты налогов, то необходимо подчеркнуть, что порядок налогообложения доходов арбитражного управляющего не отличается от порядка, установленного для других индивидуальных предпринимателей. Вознаграждение за деятельность включается в совокупный доход, который уменьшается на размер затрат, произведенных для осуществления деятельности (расходы на проезд к местонахождению должника, почтовые расходы, канцтовары и др.). Оставшаяся часть является прибылью и облагается подоходным налогом. Таким образом, с экономической и фискальной точек зрения вознаграждение арбитражного управляющего, за вычетом затрат, можно признать прибылью.

Легальный подход к регулированию оплаты деятельности арбитражного управляющего имеет свои особенности. Во-первых, федеральные законы и иные правовые акты могут определять максимальный или минимальный размеры вознаграждения. Во-вторых, закон вправе установить дополнительное вознаграждение арбитражному управляющему. В-третьих, минимальный размер вознаграждения выплачивается по договору из фонда при Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству. Возникает вопрос: можно ли представить, что государство устанавливает сумму выручки индивидуального предпринимателя или гарантирует получение ее минимального размера? Очевидно, что нет. Нехарактерно для практики индивидуального предпринимателя и утверждение государственным органом суммы выручки подобно тому, как арбитражный суд утверждает размер вознаграждения арбитражному управляющему. Как же в этом случае определить юридическую природу вознаграждения арбитражного управляющего?

По российскому законодательству гражданин может получать от другого хозяйствующего субъекта денежные средства в качестве заработной платы, вознаграждения по гражданско-правовым договорам или по решению суда.

К заработной плате вознаграждение отнести невозможно, так как для ее получения лицо должно состоять в трудовых отношениях с должником или кредитором. При этом необходимо учитывать, что наличие трудовых отношений с кредитором и должником может явиться так называемым негативным требованием для назначения арбитражного управляющего.

Можно было бы вознаграждение приравнять к выплатам по гражданско-правовым договорам, но для этого необходимо как минимум заключение такого договора, а закон ничего не говорит о договорных отношениях арбитражного управляющего с должником или кредитором. Представляется, что определение прав и обязанностей арбитражного управляющего в подобных договорах неизбежно будет вести к нарушению прав и интересов участников процедур банкротства.

В случае с арбитражным управляющим вознаграждение устанавливается арбитражным судом, а обязанность платить установленную сумму возникает на основе судебного акта. Это уникальная ситуация, когда размер вознаграждения, которое, за вычетом затрат, с экономической точки зрения является прибылью индивидуального предпринимателя, определяется судом. Юридическая природа вознаграждения неоднозначна, законодательство использует по отношению к нему такие способы регулирования, которые к прибыли неприменимы.

Четвертым признаком предпринимательской деятельности является осуществление ее на свой риск. К сожалению, легального определения риска нет. В литературе он трактуется как "психическое отношение субъектов к результату собственных действий или действий других лиц, а также к результату объективно случайных либо случайно-невозможных действий, выражающееся в осознанном допущении отрицательных имущественных последствий". Арбитражный управляющий, безусловно, несет множество рисков при осуществлении своей деятельности. Но "свой риск" означает возможность отрицательных последствий именно для себя. А ведь арбитражный управляющий в большинстве случаев рискует не своим имуществом, последствия его деятельности касаются прежде всего управляемого должника или кредиторов. В то же время при выполнении полномочий руководителя на арбитражного управляющего возлагается и риск убытков должника. Распределение предпринимательского риска между участниками процедур банкротства принимает более сложные формы, чем при обычных хозяйственных отношениях, что придает особые черты статусу арбитражного управляющего как предпринимателя.

Пятым признаком, не указанным в легальном определении предпринимательской деятельности, является самостоятельная гражданская ответственность предпринимателя. Она состоит в обязанности нести неблагоприятные последствия, применяемые в установленном законом порядке. Предприниматель несет ответственность всем своим имуществом. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим арбитражный суд может отстранить его от исполнения обязанностей. Если эти же действия причинят убытки должнику или кредиторам, то Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству может отозвать у арбитражного управляющего лицензию. Кроме того, должник и кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных его незаконными действиями. В этом случае применяются положения о гражданско-правовой ответственности, и предприниматель обязан возместить убытки даже при отсутствии вины. Условием освобождения его от ответственности является только действие непреодолимой силы.

Шестым признаком предпринимательской деятельности является обязательная государственная регистрация. Каждый предприниматель, прежде чем начать деятельность, должен стать на учет в государственных органах. За невыполнение этого требования предусматривается административная и уголовная ответственность.

После получения регистрационного свидетельства и постановки на учет в статистические и налоговые органы, внебюджетные фонды предприниматель вправе осуществлять указанные в его свидетельстве виды деятельности. Ограничение установлено только для лицензируемых видов деятельности, которые можно осуществлять с момента получения лицензии. Для арбитражных управляющих, вопреки общим правилам, предусмотрена совершенно уникальная процедура, согласно которой он не вправе действовать ни с момента регистрации, ни с момента получения лицензии, а только с момента назначения его арбитражным судом. В данном случае суд не влияет на деятельность арбитражного управляющего, а только определяет начальный момент ее осуществления в отношении конкретного должника.

Сопоставление правового статуса предпринимателя и арбитражного управляющего позволяют сделать некоторые выводы.

Арбитражный управляющий по правовому положению значительно отличается от исполнительного органа юридического лица, поэтому нет оснований утверждать, что арбитражный управляющий становится "новым директором" должника на период банкротства. Во-первых, установленные Законом о банкротстве полномочия арбитражного управляющего значительно шире полномочий исполнительного органа юридического лица. Во-вторых, цель деятельности арбитражного управляющего иная, чем цель деятельности должника, от имени которого выступает исполнительный орган. В-третьих, исполнительный орган не обладает той самостоятельностью, которая свойственна арбитражному управляющему как предпринимателю. Арбитражный управляющий в отличие от исполнительного органа действует не только в интересах должника, но и в интересах кредиторов. В-четвертых, при осуществлении своей деятельности арбитражный управляющий как предприниматель несет больше рисков, чем исполнительный орган юридического лица.

Деятельность арбитражного управляющего содержит в себе все признаки предпринимательской деятельности. Это требующая государственной регистрации самостоятельная деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на свой риск и под свою ответственность.

Правовое положение арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя имеет свои особенности, которые были рассмотрены в настоящей статье. Оно обусловлено спецификой процедур банкротства и находит свое выражение в необходимости особого распределения предпринимательских рисков и осуществления арбитражным управляющим деятельности как от своего имени, так и от имени должника, как в интересах должника, так и в интересах кредиторов. Даже получение вознаграждения, которое с экономической точки зрения является прибылью, регулируется способами, не применимыми к прибыли.

Для арбитражного управляющего как предпринимателя государственная регистрация обязательна, но начальный момент осуществления его деятельности определяется не государственной регистрацией или получением лицензии, а определением или решением арбитражного суда.

Российское законодательство в настоящее время определяет правовой статус арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя. Многочисленные проекты изменений и дополнений в действующий Закон о банкротстве предлагают изменить и объем полномочий арбитражного управляющего, и порядок его ответственности, и многие другие положения, которые все больше выделяют его среди индивидуальных предпринимателей. Но в одном прослеживается последовательность - в целом подход к правовому статусу арбитражного управляющего законодатель менять не намерен.



Просмотров