Трудовое право. Понятие трудового права

Источники трудового права включают в себя правовые акты, которые содержат нормы трудового права, регулируют обязанности и права сторон трудовых отношений, а также иных отношений, связанных с ними непосредственно.

Источники трудового права - это правовые нормативные акты, которые приняты органами госвласти и местного самоуправления, к ним относятся нормативные, и соглашения, которые заключаются при трудовых правоотношениях.

Характеристика источников трудового права основывается на выделении их особенностей, ориентируясь на специфику регулирования трудовых отношений.

В соответствии с законодательством, источники трудового права, подразделяются на региональные и федеральные.

Источники трудового права поддаются классификации:.
1. По степени важности: подзаконные акты и законы;
2. По системе отрасли: источники Особенной и Общей части;
3. По форме акта: указы, законы, конвенции, декларации и т.д.;
4. По органам, которые приняли данные акты;

5. По сфере действия: локальные, территориальные, местные, внутриотраслевые, межотраслевые, региональные, общефедеральные, много- и двух сторонние, международные;
6. По адресату, распространяются на всех работников или на их отдельные категории;
7. По степени обобщенности: текущие, комплексные, кодифицированные.

Под нормами права понимают общеобязательные правила, санкционированные или установленные государством, при этом обеспеченные государственной принудительной силой. Они отражены в соответствующих правовых нормативных актах и иных источниках права.

Норм трудового права регламентируют трудовые правоотношения. Они порождают

правоотношения, если субъекты заключают юридический акт, который является основанием для возникновения трудовых правоотношений.

Речь идет о трудовом договоре, заключаемым между работодателем и работником.

Трудовые правоотношения - основной элемент системы, определяющий характер других правоотношений, связанных с ними, выступающих производными от них и играющих служебную роль, применительно к ним.

Следовательно, отношения, которые регулируются трудовым правом, вполне

можно рассматривать в комплексе, как систему правоотношений, которые

объединены общей целью. При этом каждое правоотношение - элемент системы.

Характеристика источников трудового права:

Среди источников трудового права правовой нормативный акт занимает основную позицию, поскольку является самым важным регулятором общественных отношений в трудовой сфере. Это определено качественным разнообразие и количественным превосходством над иными источниками. А также тем, что нормативными актами регулируются практически все которые входят в состав трудового права.

Правовые нормативные акты достаточно разнообразны, поэтому их классифицируют по различным основаниям. Общее деление производится на акты, которые принимаются органами госвласти, и акты, которые принимаются иными субъектами с разрешения государства.

Акты, которые принимаются государством, делятся на подзаконные акты и законы.
Среди законов необходимо выделить Основной закон РФ - Конституцию РФ, конституционные законы федерального уровня, Трудовой кодекс РФ и другие федеральные законы, которые содержат законы субъектов РФ и нормы трудового права.

Термин «трудовое законодательство» в строгом смысле применим только к законам.
Нормативные различаются по юридической силе, которой обладают, и своему месту, занимаемому в системе источников. Высшая юридическая сила у РФ, затем - у постановлений Правительства РФ, актов федеральных органов, указы, постановления, положения субъектов РФ (подзаконные акты), акты, принимаемые органами местного самоуправления.

Правовые нормативные акты, которые принимает работодатель, называются локальными актами. В трудовом кодексе закрепляет право работодателя о принятии таких актов, а также определено их место в целом комплексе источников.

1.1. Трудовое право (ТП) – отрасль права, нормы которой регулируют отношения между людьми в процессе их совместной трудовой деятельности.

1.2. Основными источниками (формами) ТП в РФ являются:

    Конституция РФ;

    ФЗ «О занятости населения РФ»;

    ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях»;

    ФЗ «Об основах государственной службы РФ»;

    Указы, постановления, инструкции, регулирующие трудовые отношения в РФ.

1.3. Цели трудового законодательства РФ:

    установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

    создание благоприятных условий труда;

    защита прав и интересов работников и работодателей.

1.4. Действие НПА, содержащих нормы ТП, распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Нормы ТП обязательны для применения всеми юридическими и физическими лицами, выступающими в качестве работодателей, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

2. Особенности трудовых правоотношений (тпо)

2.1. Объектом ТПО являются отношения , основанные на соглашении между работником и работодателем и связанные с:

а) личным выполнением работником за плату трудовых функций (работы по определенной специальности, квалификации, должности);

б) подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами, трудовым договором.

2.2. Субъектами ТПО являются :

а) работник – физическое лицо, вступающее в трудовые отношения с работодателем;

б) работодатель – физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.

Таблица 1. Основные права и обязанности работника и работодателя

Работник

Работодатель

Обязанности

1. На предоставление работы, обусловленной трудовым договором, рабочего места, соответствующего условиям госстандартов, безопасности труда

1. Предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором; обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны труда и гигиены труда

2. На своевременную и в полном объеме выплату заработной платы

2. Выплачивать в полном размере и в установленные сроки причитающуюся работнику заработную плату

3. На отдых (ежедневный, еженедельный, ежегодный)

3. Соблюдать нормативные акты, регулирующие вопросы отдыха работника

4. На возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей

4. Возмещать вред, причиненный работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей

5. На обязательное социальное страхование, предусмотренное федеральными законами

5. Осуществлять обязательное социальное страхование работника

Обязанности

1. Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором

1. Требовать от работника добросовестного исполнения им трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации

2. Бережно относиться к имуществу работодателя и других работников

2. Привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном федеральным законодательством

3. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда

3. Поощрять работника за добросовестный и эффективный труд

4. Выполнять установленные нормы труда

4. Принимать локальные нормативные акты

5. Незамедлительно сообщать работодателю (либо непосредственному руководителю) о возникновении угрозы жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя и других работников

5. Заключать, изменять и расторгать трудовой договор с работником.

2.4. Основание возникновения ТПО.

ТПО между работником и работодателем возникают на основании трудового договора.

В качестве возможных причин (условий) заключения трудового договора (наряду с основной- договоренностью сторон) являются:

    Избрание (выбор) на должность, если это предусмотрено НПА или уставом (положением) организации;

    Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности, если это предусмотрено НПА или уставом (положением) организации;

    Назначение на должность (утверждение в должности) в случаях, предусмотренных НПА или уставом (положением) организации;

    Направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

    Фактическое допущение к работе (независимо от того, был ли трудовой договор оформлен).

2.5. Трудовая дееспособность.

По общему правилу наступает с 16 лет. С этого возраста допускается заключение трудового договора.

В порядке исключения из общего правила:

    по достижении 15 лет, в случае получения основного общего образования;

    по достижении 14 лет с учащимися, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения (с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства);

    не достигшим 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений в организациях кинематографа и театрах, цирках без ущерба здоровью и нравственному развитию (с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства).

4. Правовое регулирование оплаты труда

Оплата труда – система отношений, связанных с установлением и осуществлением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами и нормами НПА, коллективными договорами, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Законодательством РФ регулируются следующие важные вопросы, связанные с оплатой труда:

    выплата заработной платы в денежной форме в валюте РФ (рублях);

    величина минимального размера оплаты труда в РФ – МРОТ (сейчас: 600 р.);

    ограничение оплаты труда в натуральной форме (не более 20% от заработной платы);

    величина минимального размера тарифной ставки работников бюджетной сферы (размер ставки 1 разряда не может быть меньше МРОТ);

    порядок, место, сроки выплаты заработной платы;

    ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя;

    оплата труда при выполнении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.

5.Виды времени отдыха и их правовое регулирование.

Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Различают следующие виды времени отдыха:

    перерывы в течение рабочего дня (смены) (от 30 мин. до 2 часов);

    ежедневный (межсменный) отдых (не менее 42 часов);

    выходные дни (2 при пятидневной рабочей неделе, 1 – при шестидневной, общий выходной – воскресенье);

    Нерабочие праздничные дни:

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дня выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

    отпуска (не меньше 28 календарных дней). Право на отпуск за первый год работы возникает после 6 месяцев непрерывной работы.

6. Правовое регулирование дисциплинарной и материальной

ответственности

Одной из обязанностей работников является надлежащее исполнение трудовых обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, что входит в понятие трудовой дисциплины.

В случае нарушения работником по его вине трудовой дисциплины и совершения дисциплинарного проступка он привлекается к дисциплинарной ответственности.

По Трудовому кодексу в случае совершения работником дисциплинарного проступка работодатель имеет право на применение следующих дисциплинарных взысканий:

    замечания;

    выговора;

    увольнения по соответствующим основаниям.

Федеральным законом, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие виды дисциплинарных взысканий. Не допускается применение взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Предусмотрен следующий порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий:

    До применения взысканий работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Отказ работника предоставить объяснение не является препятствием для применения взыскания.

    Взыскание объявляется в приказе. Работник должен быть ознакомлен с приказом в течение 3-х дней со дня издания, и расписаться на приказе. В случае отказа работника предоставить письменное объяснение или расписаться об ознакомлении с приказом работодатель составляет соответствующие акты.

    За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно взыскание.

    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка. Оно не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или аудиторской проверки – позднее 2 лет.

    Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Порядок снятия с работника дисциплинарного взыскания следующий:

    Если в течение 1 года со дня применения взыскания работник не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

    Работодатель до истечения 1 года имеет право снять взыскание с работника.

Материальная ответственность сторон трудового договора наступает за ущерб, причиненный одной из сторон в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия).

Каждая из сторон обязана доказать размер причиненного ей ущерба. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет освобождение сторон от материальной ответственности.

Трудовым кодексом предусмотрены следующие случаи материальной ответственности работодателя перед работником:

    Возмещение работнику материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения возможности трудиться.

    Возмещение работнику ущерба, причиненного его имуществу.

    Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику (конкретный размер компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором)

    Возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя (возмещается в денежной форме по соглашению сторон).

Трудовой кодекс предусматривает материальную ответственность и полную материальную ответственность работников. Оба вида предусматривают обязанность работника возместить прямой действительный ущерб, причиненный работодателю. При этом, неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Размер ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым по рыночным ценам, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета. При этом, взыскание с работника сумм, не превышающих среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя, а большая сумма взыскивается в судебном порядке.

Работник несет материальную ответственность в пределах среднего месячного заработка , если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Полная же материальная ответственность состоит в обязанности работника возместить причиненный ущерб в полном размере и возлагается только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Согласно Трудовому кодексу полная материальная ответственность возлагается на работника в следующих случаях:

    возложение ответственности в полном размере в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами;

    недостачи ценностей, вверенных по специальному договору или по разовому документу;

    умышленного причинения ущерба;

    причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

    причинение ущерба в результате преступных действий, установленных приговором суда;

    причинение ущерба в результате административного проступка, установленного государственным органом;

    разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

    причинение ущерба не при исполнении трудовых обязанностей.

Полная материальная ответственность документально оформляется в письменной форме договорами о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности.

7. Правовое регулирование трудовых споров

Трудовым законодательством регулируется содержание, порядок рассмотрения 2-х видов трудовых споров: индивидуальных трудовых споров и коллективных трудовых споров.

Под индивидуальными трудовыми спорами (ИТС) понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, трудовых договоров, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В качестве работника в трудовом споре также могут выступать:

    лица, ранее состоявшие в трудовых отношениях с работодателем;

    лица, изъявившие желание заключить трудовой договор с работодателем и получившие отказ.

ИТС рассматриваются:

    комиссиями по трудовым спорам;

Порядок рассмотрения ИТС, особенности их рассмотрения для отдельных категорий работников регулируются Трудовым кодексом, иными федеральными законами, и в судах – гражданским процессуальным законодательством.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей сторон. Они рассматривают споры, кроме споров, которые по законодательству рассматриваются только в судах. В качестве условия для обращения работника в комиссию является условие, что работник самостоятельно (или через своего представителя) не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Для рассмотрения спора комиссией работник подает заявление в комиссию. Комиссия рассматривает заявление и принимает решение. Стороны могут не согласиться с решением и подать заявление в суд. Далее спор рассматривается в суде.

Если в организации нет комиссии по трудовым спорам или комиссия не рассмотрела спор в течение 10 дней, то заявление подается в суд.

Непосредственно в судах рассматриваются ИТС:

а) По заявлению работника:

    о восстановлении на работе

    об изменении даты и формулировки причины увольнения

    о переводе на другую работу

    об оплате за время вынужденного прогула

    об отказе в приеме на работу

    лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц

    лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

б) По заявлению работодателя:

    о возмещении работником вреда, причиненного организации.

в) По заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным НПА.

Очень важно, что при подаче работником заявления о трудовом споре в суд он освобождается от уплаты государственной пошлины и судебных расходов.

Сроки обращения в суд:

    работника в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал (должен был узнать) о нарушении своего права, а по поводу увольнения – в течение 1 месяца со дня выдачи трудовой книжки

    работодателя в течение 1 года со дня обнаружения причиненного вреда.

Решения по ИТС:

    в случае признания увольнения (перевода) незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе, ему должна быть выплачена денежная компенсация (об этом должно быть сказано в решении);

    в случае признания формулировки причины увольнения неправильной или незаконной суд обязан изменить ее, и указать в решении причину и основание увольнения в соответствии с Трудовым кодексом.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.

По заявлению работника суд может принять решения только о взыскании в пользу работника денежной компенсации.

Коллективный трудовой спор (КТС) – это разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда; заключения, изменения, выполнения коллективных договоров.

В КТС участвуют:

    работники, их представители;

    работодатель (представители работодателя);

    Собрание (конференция) работников;

    Служба по урегулированию КТС.Система органов (подразделений) в составе

органов исполнительной власти по труду, предназначенных для организации примирительных процедур и участия в них.

Результатом принудительных процедур является урегулирование КТС. В процессе спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в КТС или забастовке.

8. Документальное оформление трудовых правоотношений

8.1. Для возникновения трудовых правоотношений необходимо заключение трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя.

Договор вступает в силу со дня его подписания двумя сторонами. Договор может быть аннулирован, если работник в течение недели не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин.

Работник при заключении трудового договора обязан предоставить следующие документы:

    Паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность).

    Трудовую книжку (кроме случаев заключения договора впервые или поступления на работу на условиях совместительства).

    Документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу).

    Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (кроме случаев заключения договора впервые).

    Медицинское заключение о состоянии здоровья (при поступлении на государственную службу).

    Справку из налоговых органов об имущественном положении (при поступлении на государственную службу).

    Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

8.2. Требования к содержанию трудового договора (ТД).

В качестве существенных условий ТД Трудовым кодексом обозначены следующие условия:

    место работы (с указанием структурного подразделения);

    дата начала работы;

    наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации;

    права и обязанности работника и работодателя;

    характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

    режим труда и отдыха (в случае отличия от общих правил, установленных в организации);

    условия оплаты труда (должностной оклад работника или размер тарифной ставки, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью).

Дополнительные условия ТД:

    об испытании;

    о неразглашении охраняемой законом тайны;

    об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя;

    о сроке ТД;

    иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с трудовым законодательством.

После оформления ТД его условия могут быть изменены в письменной форме только по соглашению сторон.

В качестве существенных условий не указан такой важный параметр как срок ТД.

ТД считается заключенным на неопределенный срок, если в договоре не оговорен срок его действия. Законодательством предусматривается также заключение ТД на определенный срок (не более 5 лет) в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на определенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Такой ТД называется срочным трудовым договором. В этом случае в ТД указывается срок его действия.

В ТД может по соглашению сторон внесено условие об испытании работника для проверки его соответствия порученной работе. Срок испытания в общем случае не может превышать 3 месяцев.

8.3. Оформление приема на работу.

Правила ведения трудовой книжки.

Прием на работу оформляется приказом работодателя. Содержание приказа должно соответствовать условиям заключенного ТД.

Приказ объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания ТД.

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и иными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного ТД. Если в ТД день не оговорен – на следующий рабочий день после вступления ТД в силу.

Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка.

Работодатели (кроме работодателей – физических лиц) обязаны вести трудовые книжки на каждого штатного работника, проработавшего в организации свыше 5 дней.

В трудовую книжку вносятся следующие сведения:

    Ф.И.О., другие сведения о работнике;

    о выполняемой работе (должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации);

    о переводах на другую постоянную работу;

    о награждениях за успехи в работе;

    об увольнении работника с указанием основания прекращения ТД (в точном соответствии с формулировками и со ссылкой на соответствующую статью, пункт ТД).

Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся.

Трудовая книжка выдается работодателем работнику в день увольнения.

8.4. Основания прекращения ТД.

В новом Трудовом кодексе рассмотрен перечень оснований прекращения ТД. Такими основаниями являются:

      соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ);

      истечение срока ТД (ст. 79);

      расторжение договора по инициативе работника (ст. 80);

      расторжение договора по инициативе работодателя (ст. 81);

      перевод по просьбе или согласия работника к другому работодателю или на выборную должность;

      отказ работника продолжить работу при смене собственника, изменений подведомственности организации или ее реорганизации (ст. 75);

      отказ работника продолжать работу в связи с изменением существенных условий ТД (ст. 73);

      отказ от перевода на другую работу по состоянию здоровья (ст. 72);

      отказ от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность (ст. 72);

      обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83);

      нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения ТД (ст. 84);

      другие основания, предусмотренные Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

    Семейное право

Понятия семейного права (СП),семейных правоотношений,принципы СП

1.СП-отрасль права, нормы которой регулируют семейно-брачные отношения.

Семья -группа лиц, возникающая на основе супружеских или родственных отношений,

в том числе и на основе отношений усыновления/удочерения.

Брак - юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и

имущественные права и обязанности.

Семейное право регулирует следующие общественные отношения:

1.возникающие при вступлении в брак, при прекращении брака, при признании брака

недействительным

2. возникающие между членами семьи(личные неимущественные и имущественные),

между другими родственниками и иными лицами.

3. возникающие при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей

Основные принципы СП:

1 п. добровольности брачного союза мужчины и женщины

2.п. равенства прав супругов в семье

3.п. разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию

4п. приоритета семейного воспитания детей,заботы об их благосостоянии и развитии

5.п. обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Традиционно различают понятие источников в материальном и формальном смысле.

Источники (в материальном) – политические, социальные, культурные, исторические предпосылки формирования системы права в соответствующем государстве.

Источники (в формальном) – внешнее выражение норм соответствующей отрасли, способ объективирования норм, их выражения.

Традиционно для России основной единицей источников права является НПА. Иные источники (обычаи) в трудовом права не получили формального признания, поэтому мы не можем признавать обычаи.

Характеристика НПА – им свойственны общеобязательность, формальная определенность, применимость на неопределенное число случаев, компетентность органов, принимающих акт.

Существуют договорные акты (акты нормативно-договорной природы).

Необходимо разграничивать систему НПА и систему Трудового законодательства. Кодекс в статье 5 делает указание на то, что источником (формой) трудового права, прежде всего, является система законов (федеральных и субъектов федерации) и иные акты, содержащие нормы трудового права.

Трудовое законодательство – один из элементов формы трудового права, система права – содержание. Соотношение форма-содержание. Между собой они не совпадают (это проблема законодательства). Если система права представлена в виде общей, особенной, специальной частях, то система законодательства выражена в форме трудового кодекса, кроме этого представляет собой совокупность иных законов, принимаемых по отдельным направлениям, не всегда соответствующих структурным направлениям отрасли. Сам ТК РФ не соответствует структуре и системе трудового права. Равенства между системой права и системой законодательства нет.

Характеризуя НПА, как основополагающий элемент формы (источника), нужно также учитывать, что по своим свойствам НПА могут отличаться, в этом смысле целесообразно их классифицировать по различным основаниям. Это касается и актов договорного характера. Но не всякий договор (соглашение) может рассматриваться в качестве источника, а только такой, который имеет признаки нормативности, следовательно акты, которые устанавливают индивидуальное соотношение прав и обязанностей нельзя рассматривать в качестве источника или формы, ибо они создают права и обязанности только для 2 сторон и лишены признака общеобязательности (например, трудовой договор не является источником (формой)). В ряде случаев выделяются акты, которые принимаются работодателем в одностороннем порядке, такие как приказы, распоряжения, несмотря на односторонний характер, эти акты нельзя рассматривать, как форму трудового права, так как они не имеют общеобязательный характер. Однако, если речь идет о приказе, который утверждает локальный нормативный акт, он все же имеет некоторые признаки формы трудового права.


Классификация источников по юридической форме их выражения:

1. Международно-правовые акты

Как и в К РФ (ст.15), так и в ТК (ст.10) устанавливает приоритет международных актов перед национальным законодательством; условием является ратификация международных актов; нормы международного акта имплементируются (включаются) в национальное законодательство. Хотя международные акты и имеют приоритет, не определяется соотношение К РФ и Международных актов. Нормы международного права должны иметь приоритет в том числе и перед нормами К, в противном случае бессмысленно существование международного права, основывается эта точка зрения на теории координации, на основе Венской конвенции 1969 года устанавливается, что государство, ратифицировавшее международный акт не вправе ссылаться на нормы внутреннего законодательства (включая К) в качестве основания для неисполнения международных обязательств. Наибольшее значение имеют Конвенции международной организации труда (проходят конференции в Женеве), принимаемые на конференции соответствующей организации (МОТ), которая состоит из представителей национальных профсоюзов, представителей национальных объединений работодателей и представителей государств. МОТ принимает рекомендации, направленные на улучшение применения норм. Конвенция больше 190, однако, РФ является участницей чуть менее 60 (сейчас это 58).

Кроме конвенций МОТ, имеют значение Всеобщая декларация прав человека, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав ребенка и т.д. Существуют также двусторонние договоры РФ в области труда и отношений по социальному обеспечению (с Испанией, Болгарией и другими). Помимо межгосударственного уровня имеет место межправительственные договоры; акты в рамках содружества государств (в рамках СНГ - договор о создании союза с Белоруссией: граждане Белоруссии могут свободно осуществлять работу на территории РФ). Международные акты делятся на:

Акты, имеющие обязательный характер (большинство актов);

Также можно разделить на:

Двусторонние;

Многосторонние.

2. Конституция РФ

Лектор не сторонник выделения К РФ в качестве источника какой-либо отрасли, кроме КП РФ.

Акты, принимаемые в специальном порядке представительными законодательными органами; это касается федерального и регионального уровня.

Сборник ответов по трудовому праву

Источники и формы российского трудового права.

Согласно со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется следующими нормативными правовыми актами:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

Указами Президента РФ;

Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. При этом нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Система источников трудового права имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Вертикальная структура обусловлена иерархической соподчиненностью источников трудового права в зависимости от своей юридической силы:

1) Конституция РФ;

2) акты международного трудового права (например, конвенции МОТ);

3) федеральные конституционные законы;

4) федеральные законы;

5) указы Президента РФ;

6) постановления Правительства РФ;

7) нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

8) законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

9) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;

10) коллективные договоры и соглашения;

11) локальные нормативные акты.

Горизонтальная структура системы источников трудового права обусловлена принципом единства и дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В этом смысле в системе трудового права выделяют общие и специальные нормы. Общие нормы трудового права распространяют свое действие на всех работников, а специальные закрепляют особенности регулирования труда некоторых категорий работников в зависимости от половозрастных, отраслевых, территориальных и иных факторов. В этом смысле принято говорить об общем и специальном законодательстве, регулирующем трудовые и связанные с ними отношения. Примером специального законодательства является Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (в ред. от 3 февраля 2014 г.), который закрепляет в том числе особенности правового регулирования труда членов экипажа морских судов.



Конституционные основы трудового права. Конституция РФ обладает высшей юридической силой в Российской Федерации. Прежде всего Основной Закон содержит нормы, закрепляющие основные права участников трудовых и связанных с ними отношений.

В части 2 ст. 7 Конституции РФ декларируется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 37 Конституции РФ закрепляются:

1) принцип свободы труда и запрет принудительного труда;

2) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

3) право на справедливое вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы;

4) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;

5) право на отдых, которое включает гарантии продолжительности рабочего времени, установленной законом, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Кроме того, многие социально-трудовые права граждан производны от иных конституционно закрепленных прав. Например, ст. 30 Конституции РФ закрепляет право каждого на объединение. В трудовой сфере это право предполагает свободу объединения в профессиональные союзы.



Наконец, ст. 72 Конституции устанавливает принцип формирования трудового законодательства, согласно которому трудовое право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Международно-правовые источники трудового права. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Аналогичное правило закреплено и в ст. 10 ТК РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

Наиболее значимыми среди международных договоров Российской Федерации в социально-трудовой сфере являются конвенции Международной организации труда (МОТ). Например, Конвенция МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (Женева, 28 июня 1930 г.), Конвенция МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (Женева, 4 июня 1958 г.) и другие конвенции МОТ представляют собой универсальные или всеобщие международные соглашения. В специальной литературе иногда говорят о существовании Международного трудового кодекса, который образуют конвенции и рекомендации МОТ. В настоящий момент Российской Федерацией ратифицировано более пятидесяти конвенций МОТ.

Среди других международных соглашений, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, можно отметить международные договоры регионального значения, прежде всего акты Содружества Независимых Государств (СНГ), например Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, которая утверждена Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 29 октября 1994 г.

Кроме того, социально-трудовые отношения (в числе прочих) являются предметом двусторонних соглашений между Российской Федерацией и другими странами. В таких соглашениях могут решаться вопросы взаимного признания образования, стажа и другие. В качестве примера можно привести заключенный 8 декабря 1999 г. в Москве Договор о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Основным федеральным законом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.), который, не будучи федеральным конституционным законом, занимает особое место в системе трудового законодательства, поскольку все иные законы в части регулирования трудовых и связанных с ними отношений должны соответствовать ТК РФ. Согласно ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется первый. Изменить правила, установленные ТК РФ, можно только путем внесения в него поправок.

Кроме того, различным вопросам регулирования трудовых и смежных с ними отношений полностью или частично посвящены многие другие Федеральные законы, например, такие как "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "О сельскохозяйственной кооперации", "Об альтернативной гражданской службе", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и т.д.

Подзаконные акты. Указы Президента РФ должны соответствовать федеральным законам. На современном этапе указное правотворчество не характерно для регулирования трудовых отношений, поскольку все наиболее важные вопросы регулируются ТК РФ и федеральными законами. Указы Президента РФ в основном регламентируют отдельные вопросы в социально-трудовой сфере: в качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 24 мая 2009 г. N 584 "Вопросы оплаты труда работников центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (в ред. от 30 января 2012 г.).

Постановления Правительства РФ должны соответствовать как федеральным законам, так и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, как правило, принимаются по более узким вопросам, отнесенным к компетенции исполнительной власти. В настоящее время постановлениями Правительства РФ утверждаются различного рода перечни, положения и т.п. В ряде случаев ТК РФ содержит прямое управомочие Правительства РФ на принятие того или иного акта. Например, согласно ст. 253 ТК РФ перечни работ с вредными или опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную должны утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правительством РФ в связи с этим было принято Постановление от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" (в ред. от 20 июня 2011 г.). Другой пример: ст. 154 ТК РФ предусматривает, что минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Так, Правительством РФ было принято Постановление от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", которым было установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада).

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Наиболее значимыми в сфере трудового права среди них являются акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России). Как правило, акты Минтруда России конкретизируют и разъясняют действующее трудовое законодательство. В качестве примера можно привести Приказ Минтруда России от 1 ноября 2013 г. N 652н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением".

Помимо актов Минтруда России, большое значение в качестве источников трудового права сохраняют не отмененные акты уже не существующих органов исполнительной власти Российской Федерации (в первую очередь, Минздравсоцразвития России) и даже СССР. В качестве примера здесь можно привести Постановление Минздравсоцразвития от 13 августа 2009 г. N 587н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам следственных органов прокуратуры Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" (в ред. от 20 марта 2012 г.), Постановление Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 24 "Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горных работах по разведке и добыче урановой, бериллиевой и ториевой руд в атомной энергетике и промышленности" .

Кроме того, акты, содержащие нормы трудового права, могут утверждаться и иными федеральными органами в пределах их компетенции.

Законодательство и подзаконные акты субъектов РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что субъекты РФ могут принимать законы и иные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом указанные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).

В статье 6 ТК РФ разграничены предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. В частности, законодатель установил перечень вопросов, которые должны регулироваться нормативно-правовыми актами федерального значения. К ним относятся:

Обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

Порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

Порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

Систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

По иным вопросам субъекты РФ могут принимать свои законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Однако эти нормативно-правовые акты субъектов РФ, во-первых, не могут противоречить федеральному законодательству и, во-вторых, не должны снижать уровень трудовых прав, гарантий и льгот, предоставленных работникам федеральным законом. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут издавать нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения и по тем вопросам, правовое регулирование которых согласно ст. 6 ТК РФ относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. Это возможно в случае "правового пробела", то есть когда на федеральном уровне отсутствует соответствующий закон или иной нормативно-правовой акт (так называемое "опережающее нормотворчество" субъектов РФ). Если же впоследствии принимается федеральный нормативно-правовой акт по этим вопросам, то соответствующий акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления. Нормативно-правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления, должны соответствовать федеральному законодательству, федеральным подзаконным актам и нормативно-правовым актам субъектов РФ. Как правило, в сферу правового регулирования таких нормативно-правовых актов входят вопросы занятости и трудоустройства, социального партнерства и т.п. В качестве примера можно привести Постановление главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 20 февраля 2008 г. N 43-п "О создании рабочих мест и перечне видов деятельности оплачиваемых общественных работ". Кроме того, на местном уровне обычно устанавливаются особенности труда муниципальных служащих.

Коллективные договоры и соглашения. Коллективные договоры и соглашения по социально-трудовым вопросам представляют собой особый вид источников трудового права - договор нормативного содержания. Коллективные договоры и соглашения заключаются на двусторонней основе между работниками и работодателями в лице своих представителей. Предметом коллективных договоров и соглашений, как правило, являются условия оплаты труда (ими могут устанавливаться тарифные ставки по организации или отрасли), различного рода доплаты, компенсации и т.п. По соглашению сторон в содержание коллективного договора или соглашения могут включаться самые различные вопросы. Однако согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры и соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организации и действует только в отношении работников данной организации.

Соглашения могут заключаться на различных уровнях. На федеральном уровне Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители Правительства РФ, разрабатывает и заключает Генеральное соглашение. В настоящий момент действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 гг.

Локальные акты. Такие акты принимаются работодателем в пределах своей компетенции и распространяют свое действие в пределах конкретной организации (у конкретного работодателя). Путем издания обязательных для исполнения всеми работниками данной организации нормативных актов работодатель реализует функции по управлению трудом и организации трудового процесса. Так, в организации могут приниматься следующие локальные акты: Правила внутреннего трудового распорядка организации, Положение о премировании, Положение об аттестации работников и т.п. Необходимо учитывать, что локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями.

Локальные акты принимаются работодателем, однако в некоторых случаях закон требует учитывать мнение выборного профсоюзного органа при принятии таких актов. Например, по прямому указанию ТК РФ с учетом мнения профсоюзного органа должны приниматься правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190), график отпусков (ст. 123) и т.п. В соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные акты, принятые без учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.

Порядок учета мнения профсоюза при принятии локального акта предусмотрен ст. 372 ТК РФ. Работодатель направляет проект локального нормативного акта с обоснованием по нему в выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, который в течение пяти рабочих дней направляет работодателю свое мотивированное мнение. В случае несогласия с проектом локального акта работодатель должен в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзом и, если согласие так и не будет достигнуто, он вправе принять локальный нормативный акт. Профсоюз в этом случае может начать процедуру коллективного трудового спора. Таким образом, хотя формально процедура учета мнения профсоюзного органа является для работодателя обязательной, однако, по сути, она никак его не обязывает. Иными словами, работодатель может принять локальный акт и при отсутствии согласия профсоюза.

Между тем абзацем 3 ст. 8 ТК РФ предусматривается, что коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Очевидно, что в этом случае для принятия локального акта требуется именно согласие профсоюза.

Основой правового регулирования труда являются его источники. Источником трудового права называется нормативный правовой акт трудового законодательства, т. е. акт, содержащий нормы этой отрасли права.

Следовательно, источники трудового права - это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно с ними связанные отношения.

Под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники - нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определённую систему, которая включает разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, однако в одних случаях совокупность всех нормативных актов - источников трудового права, в других - только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

В источниках трудового права России отражены материальные условия жизни общества и с их изменением меняются и источники трудового права. Это происходит часто, в связи с чем трудовое законодательство быстро обновляется, совершенствуется. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются, изменяются, дополняются, а новые появляются.

Учитывая, что правотворческая деятельность в сфере труда осуществляется не одним, а рядом государственных органов, которые нередко привлекают к этой деятельности профсоюзы и трудовые коллективы, следует, прежде всего выделить классификацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные акты различной юридической силы.

Независимо от классификации все источники объединяются в систему источников трудового законодательства. Деление в зависимости от юридической силы является основной и более совершенной классификацией. Все источники трудового права состоят из двух форм права: основную группу составляют нормативно - правовые акты, а вторую - нормативные договоры.

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция РФ. Будучи основным законом, она обладает высшей юридической силой. Все другие законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Она является юридической базой текущего трудового законодательства. В ней закреплены основные трудовые права граждан, отражены принципы трудового права. Конституционные нормы являются непосредственно действующими.

Первая большая группа источников трудового права объединена в ч. 1 ст. 5 ТК РФ родовым понятием «трудовое законодательство ». В отличие от Конституции РФ, являющейся Основным Законом, все остальные законы принято относить к актам текущего законодательства. В указанную группу входят:

1. Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ), который вступил в силу с 1 февраля 2002 г. (кроме ч. 1 ст. 133). Он является кодифицированным источником современного российского трудового права и регулирует практически весь комплекс общественных отношений, входящий в предмет указанной отрасли. Кодекс состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. Разделы по содержанию, как правило, соответствуют отдельным институтам трудового права, а главы -- пединститутам. ТК РФ в целом отражает экономические реалии, сложившиеся в нашей стране в результате десятилетнего переходного периода к рыночной экономике.

2. Иные федеральные законы , регулирующие отношения в сфере общественной организации труда, можно разделить на две подгруппы.

Во-первых , акты, которые регулируют отношения, практически не попавшие в сферу действия ТК РФ. К ним относятся, например, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Во-вторых , акты, принятые до вступления в силу ТК РФ и которые в настоящее время текстуально в той или иной мере включены в указанный Кодекс. Это Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; Федеральные законы «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об основах охраны труда в Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 423 ТК РФ они продолжают действовать постольку, поскольку не противоречат ТК РФ.

3. В соответствии с подпунктом «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Статья 6 ТК РФ разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Поэтому среди источников трудового права следует различать конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации.

Нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах и законах субъектов Федерации, должны соответствовать ТК РФ. Вновь принятый федеральный закон, противоречащий ТК РФ, применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ. Но и законы субъектов Российской Федерации, как, впрочем, и их иные нормативные правовые акты, не должны противоречить иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Вторую группу источников трудового права составляют подзаконные акты, объединенные в ТК РФ родовым понятием «иные нормативные правовые акты». К ним относятся:

1. Указы Президента РФ . В настоящее время они действительно касаются весьма широкого крута вопросов трудового права. Это Указы «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» и др. Указы Президента РФ не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.

2. Постановления Правительства РФ . В сфере общественной организации труда Правительство РФ приняло такие акты, как, например, постановления «О Федеральной инспекции труда», «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров», «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» и др. Постановления Правительства РФ не должны противоречить настоящему ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ.

3. Нормативные акты Министерства труда и социального развития РФ . Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет единую государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения.

Указанное министерство принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в области труда, занятости и социальной защиты населения. Так, им были приняты постановления «Об утверждении разъяснения «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя» и «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации.

В отдельных случаях постановления и разъяснения принимаются Минтрудом РФ совместно или по согласованию с другими органами. В качестве примера можно привести постановление Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 23 октября 1992 г. «Об утверждении Основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании».

4. Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти , содержащие нормы трудового права. Эти акты, как правило, распространяются только на работников соответствующих отраслей. Акты некоторых министерств и ведомств, например Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ и др., по отдельным специальным вопросам могут носить межотраслевой характер. Например, приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. утверждено Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. »

5. Иные (т.е. не законодательные) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Главы администраций, руководители органов по труду, иные органы и их должностные лица в субъектах Федерации принимают решения в соответствии со своей компетенцией, определенной Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными актами субъектов Федерации. Такие акты обычно касаются установления разного рода доплат гражданам соответствующих регионов, времени начала и окончания работы организаций торговли, сферы обслуживания и транспорта.

6. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права .

7. Локальные нормативные акты . В условиях перехода к рыночной экономике их роль возрастает. Работодатель принимает такие акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

К локальным источникам можно отнести: нормативные части коллективных договоров, Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премировании, соглашения по вопросам охраны труда и др.

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Следует особо отметить положение, содержащееся в п. 4 ст. 15 Конституции РФ и воспроизведенное в ст. 10 ТК РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, они стали самостоятельным источником российского права и будут играть важную роль в регулировании отношений в сфере труда.

Большое значение сегодня приобретает использование в правотворческой деятельности норм конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ). Национальное законодательство должно строиться в соответствии с ними, обеспечивать их соблюдение и придавать их исполнению обязательный характер.

Трудовое законодательство в течение многих лет функционировало главным образом как союзное. В ст. 423 ТК сформулировано правило о применении норм бывшего Союза ССР. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ТК РФ законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Это правило обеспечивает определенную преемственность в правовом регулировании трудовых отношений.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ официально публикуются в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть официально опубликованы в газете «Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Акты федеральных органов, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На такие акты нельзя ссылаться и при разрешении трудовых споров.

В правоприменительной практике большое значение имеет действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц. Здесь находит отражение единство и дифференциация трудового права.

1. Действие нормативных актов во времени .

Определение момента начала и окончания срока действия нормативных актов чрезвычайно важно для правильного их применения. Момент, которым определяется начало действия нормативного акта, принято называть временем вступления его в силу. В соответствии со ст. 12 ТК РФ нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с истечением срока его действия;

вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы. Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Иное правило может применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие нормативного правового акта, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие нормативных актов в пространстве .

Согласно ст. 13 ТК РФ федеральные нормативные акты о труде распространяются на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих актах не предусмотрено иное. Кроме того, они применяются на территории российских посольств, представительств, торговых судов и иных территориальных образований за рубежом.

Аналогичные акты субъектов Федерации действуют в пределах территории соответствующих республик, краев, областей.

Некоторые акты распространяются на определенные местности, не всегда совпадающие с территорией субъектов Российской Федерации, например Крайний Север и приравненные к нему местности.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Локальные нормативные акты действуют в пределах конкретной организации.

3. Действие нормативных актов по кругу лиц . В соответствии со ст. 11 ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Указанные акты обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. На территории Российской Федерации правила, установленные нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

ТК РФ (например, разделом XII) и иными федеральными законами устанавливаются особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. В них прямо определен крут лиц, на которых распространяется действие тех или иных норм права.

ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

* военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

* членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

* работающих по гражданско-правовым договорам;

* других лиц, если это установлено федеральным законом.


Похожая информация.




Просмотров