Успенский мужской монастырь саровская пустынь. Пустынь саровская - место поклонения святого серафима саровского
Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в году. Продолжателем его подвигов через два десятилетия стал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн . К году иеромонах Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. К году Иоанн добился разрешения царя Петра Алексеевича и благословения местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского) на устройство монастыря и на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и . В мае года началось строительство церкви, а уже 16 июня того же года первый храм Саровской пустыни был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.
Деятельность отца Иоанна не ограничилась только внешним устройством пустыни. Вместе с первой церковью возникло и монашеское общежительное братство. Иоанн с единодушного согласия приступил к написанию устава Саровской обители по строгим древним образцам. В году устав был утвержден, и впоследствии стал образцом для многих монастырей России.
За несколько лет территория монастыря была обнесена оградой. После постройки первой церкви в обители были поставлены еще два храма, трапезная, кельи для гостей, а к году был готов пещерный город с подземной церковью.
Первый храм обители - в честь Живоносного Источника перестраивался в , а затем в годах. Храм отличался обширностью и обилием света, поражал искусной росписью стен, богатством утвари, драгоценным иконостасом. Главную ценность собора составляла особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника.
Самое древнее сооружение в Сарове - это пещеры. Возникновение подземного города с улицами, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам Саровского монастыря. Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в году, а освящена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I, именно они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования.
Последний храм обители был заложен в году, в первый раз освящен в году в честь преподобного Серафима Саровского.
В году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников. Саровская Пустынь являлась общительным нештатным монастырем и находилась под управлением игумена.
Закрытие монастыря
Разорение монастыря началось в году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.
В сентябре года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.
Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.
Современный период
После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было "перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы". До года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.
С ноября года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.
В период с - гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов "катюша". Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.
В году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, "Населенный пункт КБ-11", надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.
Возрождение церковной жизни
26 сентября года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней Пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был образован в г., хотя зарегистрировать его удалось только в г., уже после обретения мощей преподобного Серафима . 2 августа года в дни перенесения мощей преподобного в Дивеево город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался преподобный, и памятник работы скульптора Клыкова.
14 июля года приходу города Сарова был передан храм в честь Всех Святых - бывшая монастырская кладбищенская церковь.
В году епархии был передан обезглавленный и перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи.
Мужская Саровская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы Нижегородской епархииЛетописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в году. Продолжателем его подвигов через два десятилетия стал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн . К году иеромонах Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. К году Иоанн добился разрешения царя Петра Алексеевича и благословения местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского) на устройство монастыря и на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и . В мае года началось строительство церкви, а уже 16 июня того же года первый храм Саровской пустыни был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.
Деятельность отца Иоанна не ограничилась только внешним устройством пустыни. Вместе с первой церковью возникло и монашеское общежительное братство. Иоанн с единодушного согласия приступил к написанию устава Саровской обители по строгим древним образцам. В году устав был утвержден, и впоследствии стал образцом для многих монастырей России.
За несколько лет территория монастыря была обнесена оградой. После постройки первой церкви в обители были поставлены еще два храма, трапезная, кельи для гостей, а к году был готов пещерный город с подземной церковью.
Первый храм обители - в честь Живоносного Источника перестраивался в , а затем в годах. Храм отличался обширностью и обилием света, поражал искусной росписью стен, богатством утвари, драгоценным иконостасом. Главную ценность собора составляла особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника.
Самое древнее сооружение в Сарове - это пещеры. Возникновение подземного города с улицами, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам Саровского монастыря. Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в году, а освящена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I, именно они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования.
Последний храм обители был заложен в году, в первый раз освящен в году в честь преподобного Серафима Саровского.
В году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников. Саровская Пустынь являлась общительным нештатным монастырем и находилась под управлением игумена.
Закрытие монастыря
Разорение монастыря началось в году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.
В сентябре года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.
Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.
Современный период
После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было "перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы". До года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.
С ноября года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.
В период с - гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов "катюша". Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.
В году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, "Населенный пункт КБ-11", надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.
Возрождение церковной жизни
26 сентября года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней Пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был образован в г., хотя зарегистрировать его удалось только в г., уже после обретения мощей преподобного Серафима . 2 августа года в дни перенесения мощей преподобного в Дивеево город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался преподобный, и памятник работы скульптора Клыкова.
14 июля года приходу города Сарова был передан храм в честь Всех Святых - бывшая монастырская кладбищенская церковь.
В году епархии был передан обезглавленный и перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи.
Саровский монастырь (Саровская Успенская пустынь) - бывший мужской монастырь, основанный в начале XVIII в городе Сарове Тамбовской губернии (ныне Саров - часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.
Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Пожив здесь некоторое время, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости».
Вскоре после отца Герасима на «старом городище» поселился иеромонах Исаакий, который и стал основателем Саровской пустыни. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.
В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители.
В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени принявший чин иеросхимонашества и ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.
Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем, невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Оренбургской крепости 16 лет. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.
Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.
В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.
После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни - осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.
На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.
26 сентября 1989 Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.
В 1990 в Сарове был организован православный приход.
Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.
В конце 1990 произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского; в июле 1991 мощи были перенесены в Дивеево.
В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владими Аясов. В апреле 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.
В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.
В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.
В 1998 Ядерным Центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.
Высказывалась возможность восстановления монастыря
Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь основан в начале XVII века на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне г.Саров Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский , один из самых почитаемых православных подвижников и святых.
Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иван Федорович Попов, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда). Освящение первого храма Саровской обители совершилось 16 июня 1706 года . Этот день считается днем основания монастыря.
Число братии в 1733 году было 36 человек. В 1744 году возведен и освящен первый каменный храм – церковь Успения. В 1752 году построена каменная церковь Иоанна Предтечи над источником под горой. В 1758 году построено каменное здание церкви Живоносного Источника. Также к этому году возведены каменные стены, две угловые башни и святые врата.
Монастырь в 1764 году. Cо старинной гравюры.
Главной святыней и украшением Саровской Пустыни был Успенский собор. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году. В 1784 году был построен каменный Храм преподобных Зосимы и Савватия.
В 1789 году началось строительство монастырской колокольни (строительство завершено в 1799 году). С 1825 года Саровская пустынь стала местом всероссийского паломничества.
Храм святого Иоанна Предтечи был построен в 1827 году. Здание монастырской трапезной было построено в 1828 году. В 1861 году над могилой о. Серафима была устроена часовня. В 1864 было закончено строительство церкви Живоносного Источника.
В 1878 году построен каменный двухэтажный корпус для помещения посещающих Саровскую пустынь богомольцев из простого народа.
В 1897 году в Саровской Пустыни заложен храм Серафима Саровского, освящен в 1903 во время канонизации преподобного.
Монастырь в начале XX века . Фото с колокольни.
.
1. Колокольня (сохранилась)
2. Церковь святых Зосимы и Савватия (восстанавливается)
3. Храм Живоносного источника (планируется восстановление)
4. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (планируется восстановление)
5. Храм Иоанна Предтечи (действующий)
6. Храм Серафима Саровского (действующий)
7. Церковь Всех Святых (действующая)
8. "Царский" дворец (сохранился)
Б. Угловые башни (3 из 5 сохранились)
Д. Детская поликлиника (новая постройка)
Зеленый - сохранилось (или уже восстановлено), желтый - планируется к восстановлению (или уже восстанавливается).