Уведомление о приеме белорусов в году. Что с ндфл

И в отношении граждан Беларуси не действует режим регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Поэтому:

  • Белорусу не нужно иметь разрешение на работу в России.
  • Белорус вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России.
  • Работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников из Беларуси.
  • О приеме белорусов на работу от работодателя не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России (за исключением постановки на миграционный учет, это обязательно) и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения. Также не нужно информировать их о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с работниками - гражданами Республики Беларусь и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Чтобы заключить трудовой или гражданско-правовой договор с гражданином Республики Беларусь необходимо :

1. Убедиться, что он имеет гражданство Республики Беларусь. Для этого он должен предъявить вам паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ст. 10 Закона N 115-ФЗ).

2. Трудовая книжка (российского образца ). Если ранее гражданин Республики Беларусь не работал в России и не может вам представить трудовую книжку, вы сами оформляете ее в установленном порядке (абз. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).
Для работы по гражданско-правовому договору Трудовая книжка не требуется .

3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, если гражданин Республики Беларусь имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ. Такие иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).

Если ранее гражданин Республики Беларусь не работал в России и страхового свидетельства не имеет, вы обязаны оформить на него такой документ в органах ПФР (абз. 7 ст. 15 Закона N 27-ФЗ);

4. Документ об образовании, квалификации или специальных знаниях - при поступлении иностранца на работу, требующую специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Как принять на работу белоруса. Как принять на работу белоруса 2014. Как принять на работу белоруса 2015. Как принять на работу белоруса 2016. Чтобы принять белоруса на работу. Прием на работу граждан Белоруссии. Белорусы – как их принять на работу. Прием на работу гражданина Белоруссии. Белорус. Прием на работу белоруса

Льготное трудоустройство в России граждан Республики Беларусь закреплено в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий". Подтверждают его и Письма ФНС России от 22.10.2008 N ШС-6-3/751, ФМС России от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.
Упрощенная процедура найма на работу граждан Беларуси закреплена также в Соглашении от 19.11.2010 "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей". Соглашение было заключено между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан. Оно ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

Допустим, вам нужно принять на работу высококлассного специалиста-иностранца.

Исходя из официальной статистики, на сегодняшний день в России официально работает более полумиллиона белорусов. Интересно, что большинство из занимаемых ими должностей связаны с интеллектуальной деятельностью, также прослеживается тенденция создания белорусами в России собственного бизнеса.

Почему в 2018 году гражданина Беларуси рады принять на работу в РФ? Прежде всего, это связано с особым привилегированным статусом рабочей силы из Беларуси. На работодателя не распространяется множество миграционных особенностей, которым он должен следовать, сотрудничая с другими иностранцами.

Правила приема на работу в отношении белорусов следующие:

  1. Прием на работу иностранца из Беларуси не требует от нанимателя получения соответствующего разрешения в госинстанциях, которое подтверждает привлечение сотрудников, изначально проживающих и зарегистрированных за границей.
  2. Гражданина Беларуси не касается норма закона, ограничивающая прием на работу физических лиц, которые прибыли в страну на временной основе, даже если осуществление ими профессиональной деятельности подразумевает розничную куплю-продажу. Сюда же подпадает торговля алкогольными напитками и лекарственными медицинскими препаратами.
  3. Прием на работу гражданина соседствующего государства разрешает не уведомлять учреждения ФМС и занятости об оформлении и, наоборот, расторжении трудового соглашения с жителем Беларуси, а также о предоставлении отпускных дней без подсчета за это время заработной платы, если отпуск длится более 30-31 календарного дня на протяжении 1 года.

Именно из-за этих привилегий, которые предоставило правительство России, гражданина Беларуси считают &своим&; иностранцем и не боятся брать на работу. Более того, многие начальники и предприниматели уверены в том, что прием на работу белоруса – практически то же самое, что нанять россиянина. Хотя если покопаться в законах, можно увидеть, что это не совсем так.

Как заключается трудовой договор

Если рассматривать пошаговый порядок оформления гражданина Республики Беларусь на работу в 2018 году, он не имеет особенных отличий, но все же существуют отличительные признаки, и заключаются они в нескольких важных моментах:

  1. В случае когда белорус в качестве трудовой книжки представляет документ советского образца, проблем при фиксации записей возникнуть не должно. По закону такие книжки до сих пор действительны на территории РФ.
  2. Если же трудовая книжка заменена на книжку образца, который утвержден в Беларуси, нужно иметь в виду, что такой документ по праву является иностранным, а значит признать действие свидетельства в России нельзя. Чтобы позже не пришлось нести ответ за нарушение действующего отечественного законодательства, требуется завести и сделать соответствующие записи в новой трудовой книжке, причем нет необходимости переносить и дублировать в обновленный образец ранее сделанные пометки.

Прием на работу: порядок

Итак, трудовой договор между работодателем и наемным работником, где в качестве последнего выступает гражданин Беларуси, в 2018 году составляется в следующем порядке:

  1. Не верьте вашему будущему сотруднику на слово. Не стесняйтесь попросить его ознакомиться с документом, подтверждающим гражданство. Для этого достаточно оригинала паспорта или другой официально зарегистрированной бумаги, которая отражает принадлежность к тому или иному гражданству.
  2. Возьмите у гражданина Беларуси трудовую книжку. Если же оформляется гражданско-правовой договор, трудовая книжка не нужна.
  3. Если у белоруса на руках есть страховое свидетельство относительно государственного страхования по пенсии, и, кроме этого, он получил статус временно или постоянно проживающего на территории России гражданина, наемного работника следует застраховать по статье обязательного пенсионного страхования. Если свидетельства нет в наличии, и до этого белорус никогда не работал в РФ, вам придется побеспокоиться и оформить этот вид документа самостоятельно, в местных органах ПФР.
  4. Также понадобится диплом о получении образования или выписка из соответствующего учебного учреждения. Поинтересуйтесь, нет ли у специалиста дополнительной бумаги о присвоении определенной квалификации или специальных знаний для осуществления своей профессиональной деятельности.

Миграционный учет гражданина Беларуси

Что касается миграционного учета белорусов, в 2018 году поблажек ждать не приходится. Прием на работу, как и других иностранцев, предполагает обязательную постановку рабочей силы на учет. Пожалуй, важное отличие состоит в том, что, если белорус трудится в России согласно трудовому соглашению, для его постановки на учет работодателю дается до 30 суток после его приезда на территорию России, после чего к нанимателю могут применяться штрафные санкции.

Однако жителям соседнего государства не требуется оформлять никакие документы, регламентирующие дату пересечения границы, погранслужбе нет надобности ставить штамп о заполнении миграционных карт.

Но как тогда ориентироваться работодателю? В качестве ориентира может выступить железнодорожный или авиа-, автобусный билет, сохраненный лицом, ранее проживавшим в Беларуси. Сотрудники органа ФМС, так или иначе, отталкиваются от даты составления трудового договора.

Безусловно, к белорусам, которые вовремя не встали на миграционный учет, относятся более лояльно, чем к другим иностранцам. Судебной практике практически не известны случаи, когда наказание было очень строгим и существенным.

Но работодателю все равно не следует относиться к этому правилу приема на работу халатно. Если гражданин Беларуси считает, что можно не спешить, апеллируя наличием корешка уведомления о постановке на учет, перепроверьте его действия, проконтролируйте ситуацию и можете спать спокойно, не думая о том, что вас привлекут к ответственности.

Более чем просто убедительными являются штрафы, которые предприятию придется заплатить при нарушении российского законодательства в этом вопросе в 2018 году:

  • индивидуальному предпринимателю придется пожертвовать суммой от 400 000 до 500 000 рублей;
  • личная ответственность начальника исчисляется в размере установленных 40 000 – 50 000 рублей.

Чтобы поставить гражданина Республики Беларусь на учет, произведите какое-либо из действий:

  1. Посетите ближайшее отделение почты и отправьте оттуда уведомление.
  2. Если в вашем регионе есть Центр предоставления государственных и муниципальных услуг, оформите уведомление прямо там.
  3. Составьте уведомление и передайте его компетентным сотрудникам ФМС, к отделению которой относится ваша фирма.

Заполнение формы уведомления невозможно без наличия паспорта гражданина Беларуси. Когда процедура подойдет к своему логичному завершению, иностранец получит отрывную часть документа, где будет проставлена метка почтового отделения или ФМС. Обязательно отксерокопируйте бумагу и подшейте к остальным документам, находящимся в личном деле работника.

Что с НДФЛ

В данном случае никаких премудростей не применяется. В 2018 году при заключении трудового соглашения, которое является бессрочным или предусматривает осуществление профессиональной деятельности иностранцем на вашем предприятии от полугода и дольше, доходы сотрудника исчисляются из расчета ставки НДФЛ в размере 13%.

Белорус также имеет право рассчитывать на соответствующие налоговые вычеты (если он подпадает под данную категорию). Если же до конца календарного года пребывание иностранца составит менее 183 дней, НДФЛ действует в величине 30%, о вычетах тоже можно забыть.

Суммы ежемесячных страховых взносов

Прием иностранного коллеги на работу предусматривает обязательные отчисления страховых взносов в казну России. Большое влияние здесь имеет статус мигранта:

  1. Итак, если физическое лицо имеет вид на жительство в РФ, с его заработной платы удерживаются те же суммы, что и с российского гражданина, работающего по найму.
  2. Если на руках у белоруса есть разрешение на временное проживание в стране, взносы в ПФР взимаются со страховой части, тариф 22%. Остальные суммы равны величинам, применяемым к российским работникам.
  3. Взносы не берутся, если иностранец временно пребывает в РФ, а трудовое соглашение составлено на срок до 6 месяцев включительно.
  4. Договор, действующий более полугода, начисляет взнос в ПФР по ставке 22%, оставшиеся отчисления не удерживаются.

Заработная плата, вне зависимости от статуса гражданина Беларуси, всегда облагается взносами, предусматривающими травматизм на месте работы.

В 2018 году прием на работу белорусских граждан не предполагает экономию на отчислениях в ПФР, постоянно заключая трудовое соглашение, рассчитанное на короткий период времени. Сегодня прием на работу предусматривает страхование в ПФР любого иностранца, если с ним был составлен хотя бы один трудовой контракт (или совокупность нескольких), каждый из которых может действовать от полугода. Если же через полгода работник переходит на работу к другому работодателю, сроки службы не суммируются, и отчисления в госфонды делать не нужно.

Из всех иностранцев гражданам Республики Беларусь комфортнее всего работать в России. Дело в том, что наши государства приняли ряд законодательных актов, снимающих многие административные барьеры для трудоустройства граждан Беларуси в России и россиян в Белоруссии.

Так, согласно п. п. 1 и 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство…» (далее — Решение) белорусские граждане имеют равные права с гражданами России в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и др.

На них не распространяется порядок регулирования — не требуется разрешения для приема на работу, не нужны квоты и т.д.

Несмотря на определенные привилегии по сравнению с другими иностранцами, граждане Беларуси обязаны вставать на миграционный учет. В Федеральном законе о миграционном учете от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ для белорусов исключений нет. Если при приеме на работу гражданин Белоруссии еще не стоит на миграционном учете, предприниматель считается принимающей стороной и обязан поставить иностранца на учет в течение трех дней. Поставить иностранца на учет необходимо, если он будет проживать на вашем объекте. При увольнении иностранцев их следует снимать с учета.

За несоблюдение порядка миграционного учета предпринимателя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 400 тыс. руб. в отношении каждого иностранца (п. 4 ст. 18.9 и примечание к ст. 18.1 КоАП РФ). Штрафы огромны, поэтому рекомендуем любое изменение в отношении белорусов регистрировать в миграционной службе — прием на работу, предоставление жилья, заключение нового трудового договора либо пролонгация старого, расторжение договора. Лучше пусть дважды встанет на учет, чем ни разу. За двойную постановку не штрафуют.

Справка. Иностранцы находятся на территории России в следующих статусах (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ):

— это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (так называемые временно пребывающие);

временно проживающие — лица, получившие разрешение на временное проживание;

имеющие вид на жительство — лица, получившие вид на жительство.

Лица, временно проживающие в России, а также лица, имеющие вид на жительство, обладают теми же правами, что и российские граждане, начисление им заработной платы, удержание и начисление налогов не имеет особенностей. Большую часть иностранных работников составляют временно пребывающие.

Белорус в России — Оформление на работу

Заключение трудового договора с белорусом не имеет каких-либо особенностей. Трудовой кодекс не предусматривает специальной формы договора для сотрудников-иностранцев. Даже сам факт иностранного гражданства в договоре указывать не обязательно.

При заключении трудового договора лицо, принимаемое на работу, обязано (в числе прочих документов) представить трудовую книжку. Если трудовой договор заключается в первый раз, то работодатель должен сам оформить трудовую книжку. Трудовые книжки ведутся на каждого сотрудника, проработавшего у вас свыше пяти дней (ст. 66 ТК РФ). Форма бланка утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 (вступил в силу с 1 января 2004 г.). Но на руках у граждан еще остались трудовые книжки образца 1974 г., и они считаются действительными.

Белорус может представить вам трудовую книжку любого из двух названных образцов. В противном случае придется заводить новую трудовую книжку, так как трудовые книжки даже братских республик к учету в РФ брать нельзя. А вот его стаж учитывать нужно, поскольку «трудовой стаж… и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, взаимно признается сторонами» (п. 2 Решения). При этом никаких записей о стаже работника на территории Белоруссии в соответствии с трудовой книжкой белорусского образца в трудовую книжку российского образца вносить не нужно (Письмо Роструда от 15 июня 2005 г. N 908-6-1).

Налог на доходы физических лиц

В отношении налога на доходы физических лиц Правительствами РФ и Республики Беларусь 21 апреля 1995 г. заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения. Через 11 лет (24 января 2006 г.) страны дополнительно составили Протокол к Соглашению. Там указано, что доходы граждан Беларуси облагаются по ставке, предусмотренной в отношении лиц с постоянным местом жительства в РФ, если период нахождения на территории России составляет не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году. Таким образом, если срок трудового договора превышает 183 дня, то выплаты белорусу будут облагаться по той же ставке, что и россиянину, то есть 13 процентов от суммы дохода. Эта же ставка применяется и по бессрочному трудовому договору.

А если белорус находился в РФ, временно не работал и приходит устраиваться к вам на работу, как определить, с какого момента он находится в России? Это не так легко. Дело в том, что в связи с особым статусом именно граждан Белоруссии они не подлежат пропускному контролю (не делаются отметки в паспорте при пересечении границы), на них не оформляется миграционная карта. В этом случае факт пересечения границы им следует подтвердить проездными билетами. В противном случае вам придется считать первый день работы днем появления белоруса в России, и с этого дня ведется отсчет 183-дневного периода.

Вычеты по НДФЛ (стандартные, социальные, имущественные) предоставляются, но только если доходы облагаются по ставке 13 процентов.

Пример 1. Сидорский А.Г., являющийся гражданином Республики Беларусь, прибыл в Россию и 18 февраля 2011 г. заключил с ИП бессрочный трудовой договор.

В связи с тем, что договор является бессрочным, доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы у коммерсанта. Кроме того, гражданин имеет право и на вычеты по налогу (допустим, если у него есть несовершеннолетние дети). Однако для получения этого права он должен подтвердить, что с начала года до 18 февраля нигде не работал либо (если работал) представить справки о полученном доходе (для того чтобы можно было следить за лимитом предоставления вычетов).

Если же доходы белоруса облагаются еще по ставке 30 процентов, вычеты ему не положены. Можно ли в дальнейшем при получении сотрудником права на ставку 13 процентов и пересчете НДФЛ воспользоваться еще и вычетами? Я думаю, что можно, так как получается, что эти доходы облагаются по ставке 13 процентов, а значит и право на вычеты имеется.

Пример 2. С гражданином Республики Беларусь Сидорским А.Г. 1 января заключен трудовой договор на срок до 30 апреля (то есть на 120 дней). Общая начисленная зарплата его составляет 10 000 руб. В связи с тем что срок трудового договора составляет менее 183 дней, доходы сотрудника облагаются по ставке 30%, и он не имеет права на вычеты по налогу. Таким образом, ежемесячно с января по апрель он получал на руки 7000 руб. (10 000 руб. — (10 000 руб. x 30%)), соответственно, НДФЛ составляет 3000 руб.

30 апреля срок договора истек, и 1 мая с ним же заключен новый договор на 4 месяца (до 31 августа). В связи с тем что при заключении нового договора уже ясно, что общий срок пребывания в РФ превысит 183 дня, сотрудник имеет право на пересчет налога по ставке 13%. При этом он имеет право и на вычеты на себя и на детей также с 1 января. Сидорский А.Г. написал заявление на предоставление стандартных вычетов на себя и на своего несовершеннолетнего сына.

Таким образом, ежемесячно в январе — апреле сотруднику следовало уплачивать НДФЛ в сумме 1118 руб. ((10 000 руб. — 1000 руб. (вычет на ребенка) — 400 руб. (вычет на себя)) x 13%).

В мае, в связи с тем что доход с начала года превысит 40 000 руб., вычет на себя не предоставляется. НДФЛ мая составит 1170 руб. ((10 000 руб. — 1000 руб.) x 13%). Напоминаем, вычет на детей перестает предоставляться с месяца, в котором доход с начала года превысит 280 000 руб.

При начислении заработной платы за май сотруднику следует вернуть излишне удержанный НДФЛ в сумме 7528 руб. ((3000 руб. — 1118 руб.) x 4 мес.).

Если бессрочный трудовой договор будет расторгнут до истечения 183 дней, то придется произвести перерасчет налоговых обязательств по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Пример 3. Воспользуемся данными предыдущего примера. Допустим, Сидорский А.Г. решил уволиться с 16 июня. Зарплата за период с 1 по 15 июня составит 5000 руб. В связи с тем, что договор закончился до истечения 183 дней, доход работника облагается по ставке 30%. НДФЛ за июнь составит 1500 руб. (5000 руб. x 30%). За период с января по май с работника следовало удержать НДФЛ в сумме 15 000 руб. (10 000 руб. x 30% x 5 мес.), без предоставления стандартных вычетов.

Фактически удержанная сумма налога составляет 5642 руб. (1118 руб. x 4 мес. + 1170 руб.), то есть при увольнении НДФЛ на сумму 9358 руб. (15 000 — 5642) следует доудержать.

Но с сотрудников запрещено удерживать более 50% начисленной зарплаты (за исключением случаев полной материальной ответственности). Следовательно, в июне, помимо текущего НДФЛ в сумме 1500 руб., можно доудержать только 1000 руб. НДФЛ (5000 руб. x 50% — 1500 руб.). Об оставшейся недоудержанной сумме НДФЛ (8358 руб.) нужно сообщить в месячный срок в свою налоговую инспекцию.

Справка. При исчислении НДФЛ с доходов белорусов учтите: если трудовой договор сроком более 183 дней (или бессрочный) заключен во второй половине года и до этого времени невозможно подтвердить местонахождение белоруса в России, то Минфин России считает, что доходы облагаются налогом по ставке 30 процентов, так как налоговый период (год) закончится до момента истечения 183 дней (Письмо от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32).

Страховые взносы по травме

Начисление данных взносов регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (далее — Закон N 125-ФЗ). Страхованию подлежат как россияне, так и иностранцы, а также лица без гражданства (если только другие федеральные законы, международные соглашения не устанавливают иное). Страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу по трудовому договору, а также лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Базой для начисления взносов являются выплаты по трудовым договорам. Суммы, не подлежащие обложению, указаны в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ. Никаких особенностей и исключений для сотрудников-белорусов там нет.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Не перестаю удивляться, как же непрост и неоднозначен у нас учет. Вроде бы что сложного, господа законотворцы, если сразу не можете принять нормальные законы, возьмите арбитражную практику, посмотрите узкие места законов, увидите, что то, что вы имели в виду, и то, как это прописано в законе, совсем не одно и то же. Внесите изменения, чтобы не было двоякого толкования. Яркий пример этого — страховые взносы на заработную плату граждан Белоруссии.

Выше говорилось, что с братским государством у нас принято много законов на пару. Помимо этого, наши надзорные и прочие ведомства выпускают свои разъяснения. И вот эти разъяснения и принятые российские законы не стыкуются с общими договоренностями с Белоруссией. Документы в хронологическом порядке приведены в таблице.

Таблица. Нормативные акты и разъяснения, касающиеся взносов на обязательное социальное страхование сотрудников — граждан Белоруссии

Все документы, упомянутые в таблице, являются действующими и на сегодняшний день. Напомним, что нормы международного права имеют приоритет над нормами российского законодательства (ст. 15 Конституции). Вместе с тем в разных действующих международных актах (от 22 июня 1996 г. и 24 января 2006 г.) указаны противоположные позиции по временно пребывающим белорусам.

Как действовать работодателю-предпринимателю в данном случае? Я бы рекомендовал не начислять страховые взносы на зарплату белорусов. Если же сотрудник-белорус захочет, чтобы с его зарплаты платились взносы, то можно ему посоветовать обратиться в суд. Пусть суд принимает решение в таком случае. Может быть, он разберется во всех этих разночтениях.

Удаленный сотрудник из Белоруссии

Указание на место работы — обязательное условие трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Согласно ст. 209 Трудового кодекса рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, указание в договоре местом работы адреса физического лица в Республике Беларусь может привести к претензиям инспекции о регистрации обособленного подразделения. Но это относится только к организациям, индивидуальный предприниматель не регистрирует обособленные подразделения (ст. 83 НК РФ).

В связи с тем что в законодательстве четко этот момент не отражен, то фактически получается, что такой договор можно будет заключить. Но зачем? Ведь он, наверняка, привлечет внимание контролеров, а многих проблем можно избежать, заключив договор на выполнение конкретных работ (договор гражданско-правового характера).

Заключение договора гражданско-правового характера (на выполнение работ, оказание услуг) с физическим лицом — гражданином Белоруссии (и фактически проживающим у себя на родине), по сравнению с трудовым договором имеет много плюсов:

— не нужно заключать трудовой договор и вести трудовую книжку;

— отсутствует необходимость миграционного учета;

— выплаты не облагаются взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (только если это прямо не указано в договоре);

— выплаты точно не признаются объектом налогообложения страховыми взносами (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ);

Для найма сотрудника достаточно заключить сам договор (в котором указать реквизиты для оплаты выполненных работ), принять работы по акту, оплатить их. НДФЛ удерживать не нужно, начислять взносы тоже.

Выводы

Трудоустройство граждан Беларуси в России имеет свои незначительные особенности. При должном соблюдении требований по трудоустройству наем таких сотрудников даже выгоден предпринимателям — при минимальном дополнительном оформлении документов можно существенно сэкономить на страховых платежах с заработной платы. Так что не отказывайте соискателю в приеме на работу только на том основании, что он из Белоруссии, он может принести вам много пользы.

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Трудоустройство иностранных работников имеет существенные различия от трудоустройства российских граждан РФ. Однако для граждан Республики Беларусь действует упрощенный порядок. Какие основные документы при приеме на работу необходимо оформить при приеме на работу этих категорий работников?

Документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ). При применении Закона №115-ФЗ следует учитывать, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами.

А в отношении граждан - членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС был установлен льготный режим трудовой деятельности. Это означает, что порядок трудоустройства иностранцев, предусмотренный в Законе №115-ФЗ, не распространяется на граждан из Республики Беларусь. И в этой ситуации нужно руководствоваться порядком, установленным в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и РФ от 22.06.1996 г. №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту - Решение).

Для граждан Республики Беларусь не нужно оформлять специальное разрешение на работу (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Какие документы должна запросить кадровая служба при приеме на работу белоруса?

Для оформления трудовых отношений с гражданином из Республики Беларусь работодателю необходимо запросить:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • страховое свидетельство;
  • документ об образовании.

Перечень документов тот же, что и при трудоустройстве российского работника (ст.65 ТК РФ).

Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.

Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.

При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).

Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.

Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).

Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).

Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).

В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.

Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим на территорию РФ, не выдаются.Документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, может служить проездной документ.

Поскольку у России с Республикой Беларусь нет границ, то миграционные карты работники Республики Беларусь не заполняют (письмо Управления организации визовой и регистрационной работы от 21.01.2005 г. №МС-2/559).

При этом работодатель обязан уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с работниками из Республики Беларусь (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Уведомление направляется в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора с белорусским работником (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Все виды пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.3 Решения, п.3 ст.98 Договора о ЕАЭС). Таким образом, с 1 января 2015 г. белорусские граждане, работающие в российских компаниях, наряду с российскими гражданами имеют право на получение всех видов пособий (письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. №17-3/ООГ-268).



Просмотров