Уведомление о проведении независимой экспертизы. Уведомление о проведении независимой экспертизы автомобиля Независимая экспертиза кто должен присутствовать

Экспресс оценка реального ущерба

Правила проведения независимой экспертизы автомобиля

Если ваш автомобиль пострадал от ДТП, то вам непременно потребуется оценить ущерб. Ведь очень часто лица, виновные в ДТП, или страховщики стремятся занизить тот размер ущерба, который автомобиль получил в результате ДТП. Воспрепятствовать возникновению подобной ситуации способна наша компания. Мы специализируемся в области автоправа, и одно из направлений нашей деятельности – услуги по проведению независимой экспертизы автомобиля.

Сегодня проведение профессиональной экспертизы автомобиля является достаточно востребованной у автомобилистов услугой. Заинтересованы в ней те владельцы машин, чей автомобиль пострадал после аварии. Представляет собой независимая экспертиза после ДТП процедуру, направленную на оценку технического состояния машины и выявление дефектов вашей машины. Существует несколько направлений использования отчётов независимой экспертизы автомобиля. Одно из них – определение точного размера убытков после аварии.

Мы предлагаем своим клиентам квалифицированную юридическую поддержку, в том числе услуги по проведению независимой экспертизы после ДТП. Если ваш автомобиль пострадал в ДТП, позвоните нам сейчас и мы быстро проведём экспертизу после ДТП. Также мы готовы предоставить вам полный перечень юридических услуг. С нашей помощью вы сможете отстоять свои интересы.

В каких ситуациях востребована независимая экспертиза после ДТП

Главная цель проведения независимой экспертизы автомобиля, попавшего в ДТП, – определение лиц, действия которых привели к аварии, и установление суммы нанесённого ими ущерба. Причина потребности в такой процедуре заключается в том, что ни одна сторона не собирается брать ответственность за аварию на себя. И часто именно проведение своевременной независимой проверки позволяет доказать свою правоту и настаивать на определённом размере выплат.

Наша компания имеет достаточно большую правоприменительную практику в этом вопросе. Наш опыт свидетельствует, что далеко не всегда экспертиза места ДТП является объективной. Чаще всего проведение оперативной экспертизы требует специальных знаний. Это и обусловливает привлечение экспертов. Именно они могут достоверно определить причины и обстоятельства ДТП, а также высчитать тот ущерб, который понёс автомобиль.

При этом следует учитывать, что работники автоинспекции или представители страховщика часто бывают необъективными в своих действиях. Как результат – сумма для починки автомобиля является заниженной, а вина противоположной стороны представляется недостаточно доказанной.

Всё это создаёт значительные сложности. Найти выход из создавшейся спорной ситуации поможет своевременное проведение независимой экспертизы после ДТП. В ходе такой проверки будут выявлены обстоятельства, ставшие причиной возникновения ДТП. При этом отчёты, написанные экспертом в ходе проведения независимой экспертизы, принимаются судом и могут стать причиной вердикта в вашу пользу. Поэтому вам требуется удостовериться в том, что работа доверена действительно квалифицированному специалисту. Ведь очень важно, чтобы правила проведения независимой экспертизы автомобиля, попавшего в ДТП, соблюдались.

С помощью независимой экспертизы можно прояснить объём затрат, которые необходимы на то, чтобы восстановить пострадавший в ДТП автомобиль. Эксперт, которым проводится подобная проверка, производит внешний осмотр ТС, а также анализирует степень повреждений (в том числе и скрытых), которые получил автомобиль. Результатом проведения независимой экспертизы становится заключение, в котором указывается сложность ремонта транспортного средства, а также стоимость предстоящих работ.

Многие автовладельцы считают, что в проведении независимой экспертизы после ДТП нет особого смысла. Ведь такая экспертиза автомобиля означает дополнительные затраты, а сама экспертиза ничем не отличается от той, которую проводит, например, страховая компания. Такая точка зрения является ошибочной. С помощью независимой оценки последствий ДТП вы получаете возможность не только объективно оценить, насколько пострадал ваш автомобиль в ДТП, но и получить официальные документы, которые будут служить доказательством в пользу правомерности ваших требований. Особенно важным становится проведение независимой экспертизы автомобиля, если вам предстоит судебное разбирательство.

  • имеются сложности с определением сумм, подлежащих выплате по страховым полисам;
  • если у виновника ДТП не было автогражданки;
  • размер нанесённых убытков превышает страховое покрытие;
  • страховщик не выполнил свои обязательства - экспертиза вашего автомобиля не была выполнена в установленные законом сроки.

Существуют и другие случаи, рассказать подробнее о которых вам может наш квалифицированный адвокат по ДТП. Поэтому, если ваш автомобиль попал в ДТП, не медлите, обращайтесь к нам. Если своевременно прибегнуть к проведению независимой экспертизы после ДТП, то удастся без труда отстоять ваши интересы, даже в самых сложных спорах.

Особенности независимой экспертизы автомобиля

В первую очередь, независимая экспертиза после ДТП является обязательной при возникновении споров между заинтересованными лицами. Практика показывает, что подобные конфликты невозможно разрешить без экспертного мнения. Чаще всего это бывает при значительных размерах выплат или отказе виновника ДТП выплачивать компенсацию. Таким образом, независимая экспертиза после ДТП должна решить довольно большой круг задач:

  • проанализировать ДТП;
  • урегулировать разногласия путём привлечения специалистов, имеющих необходимые знания в области оценки автомобиля после ДТП;
  • вынести объективное заключение, если сумма возмещения вызывает разногласия, и пр.

При этом нужно помнить, что независимая экспертиза после ДТП должна быть такой не только на словах. Добиться это можно лишь в том случае, если эксперт, которому вы собираетесь поручить проведение экспертизы автомобиля, будет по-настоящему независимым. Именно поэтому многие автовладельцы, экспертиза транспортных средств которых была проведена страховщиком, не доверяют полученным результатам. Они предпочитают заказать выполнение гарантированно независимой экспертизы ДТП, которая поможет им:

  • установить размер нанесённого в ДТП ущерба;
  • установить правильную стоимость восстановления авто после ДТП;
  • получить основания для требований возмещения с виновника или страховщика.

Не стоит забывать о том факте, что осуществление такой проверки затрагивает интересы сразу нескольких лиц. Именно поэтому закон предусматривает вашу ответственность за информирование их о предстоящем осмотре пострадавшей машины. Если вы в установленные сроки не известили виновника происшествия и страховую организацию о том, когда будет проведена оценка, то её результаты могут быть не приняты в суде.

Какой может быть экспертиза вашего автомобиля

Вопросы, которые должна осветить экспертиза вашего автомобиля, часто призваны решать задачи, относящиеся к разным областям знаний. Исходя из целей, методик и объектов осуществления независимой оценки, независимая срочная экспертиза автомобиля может подразделяться на следующие типы проверок:

  • экспертиза места ДТП и всех его аспектов. При выполнении такой проверки к проведению экспертизы выдвигается ряд требований. Необходимо исследовать механизм ДТП, технические состояния транспортных средств, дорожные условия и пр.;
  • автотовароведческая. Основная задача такой независимой экспертизы ДТП - определить стоимость машины до происшествия, рассчитать стоимость после ДТП, а также установить затраты на замену повреждённых деталей;
  • трасологическая экспертиза места ДТП. Обычно проводится в тех случаях, когда только тщательная экспертиза места ДТП позволяет установить виновника столкновения и все обстоятельства происшествия.

В некоторых случаях требуется выполнение независимой комплексной проверки. Такая независимая экспертиза после ДТП сочетает в себе особенности всех других видов экспертиз. Довольно часто она назначается судом в сложных спорах. Поэтому целесообразно уточнить, проведения какой именно независимой экспертизы ДТП вам следует добиваться.

Кого привлечь для независимой оценки автомобиля

Все аспекты таких проверок чётко регламентированы законодательством. В соответствии с ним автовладелец имеет право по своему желанию заказать проведение оперативной экспертизы. Исполнителем может стать любая организация, имеющая право на осуществление такой деятельности. Также необходимо убедиться в том, что квалификация сотрудников будет достаточной для выполнения экспертной проверки. Кроме того, услуги по проведению экспертизы независимой могут предлагаться страховщиками. Однако в то, что деятельность их экспертов является независимой, специалисты не склонны верить. Объяснение этому простое: если страховщик и специалист по оценке взаимодействуют на постоянной основе и заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве, то экспертные заключения перестают быть объективными.

Именно поэтому мы рекомендуем доверить проведение своевременной независимой проверки вашего транспортного средства тем специалистам, которые гарантированно не будут сотрудничать со страховой компанией. Лучший вариант в подобной ситуации – обратиться к нам. Такой шаг избавит вас от необходимости искать независимого эксперта, проверять его репутацию и профессиональную компетенцию. В случае проведения независимой оценки нашими специалистами вы гарантированно получите объективное представление о размере ущерба, нанесённого вашему транспортному средству, а также о сумме, которая потребуется для восстановления машины.

Ещё один фактор, который делает обращение к нам правильным решением, – срок выполнения проверки. Существуют определённые правила проведения независимой экспертизы автомобиля. Установлены они российским законодательством. Если виновник аварии имеет полис страхования ответственности, то страховщик обязан провести оценку пострадавшей машины в течение пяти дней. Затягивание сроков может негативно сказаться на выявлении причин происшествия. В таких случаях вам следует прибегнуть к заказу независимой срочной экспертизы автомобиля. И если вы обратитесь к нам, то ни одно правило проведения экспертизы независимой автомобиля не будет нарушено. Это значит, что вы получите официальное заключение, имеющее юридическую силу. На его основании вы сможете взыскать реальный размер ущерба с виновника аварии или со страховщика.

Сделайте правильный выбор

Если ваш автомобиль попал в ДТП и вы хотите получить действительно справедливое возмещение ваших убытков, вам следует сразу же обращаться к нам. Мы гарантируем выполнение независимой экспертизы после ДТП. Это означает, что в выданном вам заключении будут содержаться обоснованные выводы относительно причин аварии и правильная оценка ущерба. На основании независимой экспертизы ДТП, которую выполнят наши специалисты, вы сможете потребовать объективного размера возмещения.

Среди причин обращения именно к нам для проверки вашего транспортного средства можно назвать:

  • большой опыт работы. Все наши эксперты сертифицированы для ведения подобной деятельности, они обладают специализированными знаниями и навыками, а также имеют всё необходимое оборудования для выполнения проверок;
  • узкая специализация деятельности. Мы работаем в сфере автоправа и предоставляем весь комплекс услуг в этом направлении. Обратившись к нам, вы не только получите объективную оценку ущерба, но и сможете воспользоваться помощью квалифицированных юристов для защиты своих интересов;
  • высокое качество работ. Поскольку сфера деятельности наших экспертов – выполнение независимой оценки транспортных средств исключительно после ДТП, вам гарантировано правильное выполнение всех этапов работы, а предоставленные вам отчёты будут приняты судом в качестве весомого доказательства вашей позиции.

Поскольку компания готова оказать автовладельцам комплексные услуги, мы возьмём на себя все заботы, связанные с организацией экспертиз и защитой ваших интересов. Наличие профессиональной помощи поможет вам минимизировать негативные последствия аварии и возместить свои затраты на восстановление автомобиля. Именно поэтому вам не стоит терять время: позвоните нам сейчас и мы быстро проведём экспертизу после ДТП.

Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) настоящим Положением утверждаются правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

1. Объектами независимой технической экспертизы (далее - экспертиза) являются:

транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства потерпевшего;

иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию;

иные объекты, причастные к дорожно-транспортному происшествию, в котором транспортному средству потерпевшего был причинен вред и исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений транспортного средства.

2. Экспертиза проводится на основании:

регистрационных документов на транспортное средство;

документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику (либо их копий);

справки о дорожно-транспортном происшествии (при ее наличии);

направления на экспертизу в случае наличия договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком;

иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.

3. Для проведения экспертизы страховщик, потерпевший, получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу транспортного средства потерпевшего в установленный срок, либо заказавший повторную экспертизу, привлекает эксперта-техника (экспертную организацию) на основании соответствующего договора.

4. Первичная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего).

В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией), по тем же вопросам и основаниям.

Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.

5. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право: запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы; получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы; привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.

6. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан (обязана): сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы; обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К обстоятельствам, препятствующим проведению экспертизы экспертом-техником (экспертной организации), относятся случаи, когда:

эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;

эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим;

страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.

7. Расходы, связанные с организацией и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное.

При организации повторной экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) должен быть уведомлен (должна быть уведомлена) инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы (страховщика или потерпевшего) нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства, на основании имеющегося акта, с обязательным указанием на это в экспертном заключении.

8. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Экспертное заключение должно включать:

полное наименование, организационно-правовую форму, место нахождения экспертной организации / фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

порядковый номер и дату составления;

основание для проведения экспертизы транспортного средства (с реквизитами);

фамилию, имя, отчество (при наличии) потерпевшего - физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;

перечень и описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы, а также полные данные транспортного средства, включая пробег и дату начала эксплуатации;

дату повреждения транспортного средства (дату дорожно-транспортного происшествия);

данные транспортного средства страхователя (с указанием на факт его осмотра либо указанием документа, из которого получена информация о транспортном средстве);

сведения о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования гражданской ответственности потерпевшего и виновного в дорожно-транспортном происшествии, рассмотренных в процессе экспертизы, и полные наименования страховых организаций, их выдавших;

вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;

перечень нормативного, методического, информационного, программного и другого обеспечения, использованного при проведении экспертизы;

описание проведенных исследований;

ограничения и пределы применения полученных результатов экспертизы;

выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе проведения экспертизы;

выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов.

9. Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

10. Экспертное заключение подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью.

Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых листов) и передается инициатору экспертизы под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет.

11. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619).

Основная цель независимой экспертизы автомобиля заключается в полнейшем восстановлении механизма и обстоятельств, при которых произошло дорожно-транспортное происшествие, а также определении причин, способствующих его возникновению. Зачастую независимая экспертиза проводится, когда рассматриваются административные, гражданские и уголовные дела, связанные с . Ещё её проведение возможно в несудебном порядке по факту заявления как физических, так и юридических лиц.

Независимая автомобильная экспертиза может детально восстановить ситуацию дорожно-транспортного происшествия и определить причины, способствующие ему. При этом сам его механизм устанавливается до мелочей, учитываются все исходные данные, которые исследуются экспертами, и делаются корректные выводы.

В каких случаях нужна независимая экспертиза

Итак, процедура независимой экспертизы проводится в следующих случаях:

1. У водителя возникли сомнения касательно ранее проведённой оценки происшествия.

2. Необходимо проверить финансовую часть вопроса.

3. Приобретается битый автомобиль или сильно реставрированный.

Кстати, определить добросовестность оценщика, предоставленного страховой компанией, можно очень просто: официальный дилер расскажет вам всё о стоимости тех или иных элементов, которым необходим ремонт или замена. Чтобы действовать в правильном направлении и получить со всего этого максимальную выгоду, необходимо сделать следующее:

1. Обратиться в страховую компанию сразу после зафиксированного факта ДТП и попросить оценить состояние транспортного средства.

2. Провести мониторинг экспертизы, сверяясь с оценочным листом, который можно взять у страховщика.

3. Обратиться за предоставлением услуг в независимую экспертную контору, если выявились признаки обмана и умышленное занижение стоимости. Конечно, данная услуга не бесплатна, и решение в вашу пользу в процентном соотношении будет пропорционально стоимости самого автомобиля, которому необходим ремонт.

Важно знать! Стоимость восстановительных работ, которую рассчитает незаинтересованный эксперт, как правило, на 20, а то и 30 процентов выше той, что указывают представители страховой компании.

4. Если имеется факт выявления существенной оценочной разницы, тогда следующим этапом будет подача искового заявления в суд на страховую компанию, которая проводила оценку ранее.

Полезно знать! Вы можете прибегнуть к услугам штатных юристов, которые сотрудничают с компанией по проведению независимых экспертиз. Да, эти услуги тоже оплачиваются, но их можно компенсировать в судебном порядке.

Знайте, что как минимум 90 подобных дел из 100 выигрываются, следовательно, если водителями движут исключительно честные умыслы, тогда им не о чем переживать. Независимая экспертиза автомобиля позволяет получить все денежные средства, которые вам положены по закону, а они действительно необходимы для ремонта автомобиля, получившего повреждения в дорожно-транспортном происшествии.

Виды экспертизы

Само понятие «автомобильная независимая экспертиза» включает в себя разные подвиды:

Автотехническая экспертиза дорожно-транспортного происшествия.

Независимая экспертиза после произошедшего ДТП.

Судебная экспертиза автомобиля.

Оценка рыночной стоимости машины.

Экспертиза лакокрасочного покрытия.

Трасологическая экспертиза.

Просчёт потери стоимости товара.

Нотариальная оценка.

Бесплатное юридическое консультирование.

Представительство при судебном процессе.

Необходимость проведения данной экспертизы возникает с фактом дорожно-транспортного происшествия, а также в случаях, когда произошла поломка транспортного средства. Для выяснения обстоятельств и виновника аварии необходимо чётко и ясно представить факт произошедшего события. Очень часто на месте случившейся аварии информация трактуется необъективно, а виновный субъект ДТП может и вовсе ошибочно определиться, как и уровень материального ущерба, нанесённого в результате этого ДТП.

Как правило, виновная и пострадавшая стороны расходятся в своих показаниях, трактуя их в наиболее выгодном для себя свете. Чтобы разобраться в такой ситуации, прибегают к услугам эксперта, который обладает узкоспециализированными знаниями в этой области. Третье независимое лицо даст объективную оценку произошедшему, поможет правильно установить виновного, ответит на ряд вопросов и допущений и воссоздаст то, что в действительности происходило на момент дорожно-транспортного происшествия. А далее степень виновности и размер нанесённого материального ущерба будут определяться в судебном порядке.

Независимые автомобильные эксперты занимаются решением широкого спектра вопросов. Они не только разрешают все спорные моменты, которые возникли во время ДТП, но к их помощи прибегают также в случаях, когда требуется проявление специализированных автотехнических знаний. Проведение такого рода экспертизы разумно в случаях, когда существуют определённые, неразрешимые между пострадавшими, принципиальные разногласия касательно определения размера материального ущерба и других спорных вопросов.


Независимая автотехническая экспертиза носит несколько названий: экспертиза ДТП, автоэкспертиза, просто транспортная, но, по мнению экспертов, наиболее соответствующим для неё названием является дорожно-транспортная экспертиза. Так как предметом расследования здесь выступает не только непосредственно само транспортное средство, но и другие элементы дорожного потока, дороги, тротуары, разного рода близлежащие конструкции, состояние водителей, попавших в ДТП, их действия и действия других лиц, на тот момент находившихся в области происшествия аварии.

Трасологическая экспертиза

Данный вид независимой автотехнической экспертизы направлен на проведение исследований следов и объектов, которые являются следообразующими и следовоспринимающими, с целью определения механизма следообразования, идентификации всех объектов, которые оставили эти следы и определения их принадлежности к определённой группе. Таковыми могут являться многие материальные объекты с отображающими свойствами.

В зависимости от исследуемых объектов, трасологическая экспертиза подразделяется на следующие виды:

Экспертиза человеческих следов.

Экспертиза инструментов и механизмов.

Транспортно-трасологическая экспертиза.

Экспертиза следов, оставленных животными.

Трасологическая экспертиза призвана решать диагностические и идентификационные задачи. Идентификационные подразумевают под собой установление как групповой принадлежности, так и индивидуального тождества. Диагностические задачи включают в себя решение вопросов по обнаружению и фиксации следов, их определению пригодности к идентифицированию, установлению механизмов следообразования и прочее.

Автотовароведческая

Здесь проведение исследований на себя берёт эксперт-товаровед, который обладает специальными познаниями, необходимой квалификацией и большим опытом в подобных делах. Цель данной экспертизы – определить стоимость того или иного транспортного средства. К таковым относятся разного рода устройства, предназначенные для транспортировки людей и перевозки грузов или оборудования. С помощью автотовароведческой экспертизы определяется стоимость транспортного средства с учётом его амортизационного износа в момент ДТП, а также оценивание целых или рабочих частей ТС.

Данная независимая экспертиза является наиболее часто заказываемой, а это напрямую связано с популяризацией разного рода транспортных средств на дорогах нашей страны. Страховые выплаты, возмещающие полученный ущерб после ДТП, как правило, становятся предметом споров, которые разрешаются исключительно в судебном порядке при помощи независимой автотовароведческой экспертизы. Она может проводиться и по инициативе лишь одной стороны, если не получается найти консенсус относительно стоимости транспортного средства или размера нанесённого (полученного) ущерба.

Кто проводит экспертизу

Независимая автомобильно-техническая экспертиза проводится специалистами, которые являются знатоками в области автомобильной техники со специальными знаниями и навыками для проведения таких исследований. Бывают случаи, когда на проведение экспертизы отводится определённый временной отрезок. Данная экспертиза проводится, когда необходимо оценить ущерб, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия, оценить транспортное средство при разделе имущества, чтобы получить выплаты по страховке.

Экспертиза потребуется в случае , для определения его балансовой стоимости, когда необходимо оформить дарственную, если возникли разногласия относительно стоимости машины, для её ремонта, и если транспортное средство, по мнению владельца, поддалось необъективной оценке.

Порядок проведения автоэкспертизы

Если независимая автотехническая экспертиза необходима для определения ущерба, нанесённого при дорожно-транспортном происшествии или стихийном бедствии, тогда существует определённый порядок в её проведении. Оценка проводится до того, как начали проводиться разного рода и степени ремонтные работы. То есть автомобиль должен оставаться в таком ущербном состоянии, пока не проведётся оценка экспертов по всем пунктам, которые указаны ниже.

1. Нужно обратиться в независимую оценочную компанию. В штате организации должны находиться специалисты, которые имеют регистрацию в саморегулируемой организации оценщиков.

3. Если имеются третьи заинтересованные лица, нужно проводить осмотр также и в их присутствии.

4. Сообщить виновнику, причинившему ущерб, и страховой компании все данные касательно проведения осмотра и оценки автомобиля. Делается это путём телеграфирования с уведомлением о вручении. Это очень важный пункт! Он необходим для того, чтобы официально вызвать на место проведения оценки лиц, которые заинтересованы в осмотре автомобиля после дорожно-транспортного происшествия.

5. Заказчику независимой автомобильной экспертизы необходимо своевременно отослать телеграмму с уведомлением о том, что она получена, а также собрать все копии отправленных телеграмм и проверить, заверены ли они печатью телеграфного узла.

6. Если вторая сторона дорожно-транспортного происшествия проживает в одном городе с вами, тогда нельзя затягивать с отправкой телеграммы более чем на три рабочих дня перед проведением осмотра. Дни отправки уведомления и проведения экспертной оценки не учитываются. Если же он проживает в другом городе, тогда срок увеличивается ровно вдвое – даётся шесть рабочих дней.

Приведём детальный наглядный пример для закрепления вышесказанного. Вы запланировали проведение оценки ущерба вашего автомобиля после ДТП в среду грядущей недели, ответчик проживает в том же городе, что и вы, а значит, отправлять телеграмму нужно не позднее четверга этой недели. Другие участники имеют полное право не присутствовать при проведении экспертизы, но ваша обязанность уведомления их о данных проведения оценки остаётся в силе. Если же вы не уведомите своих оппонентов, тогда такую оценку можно считать недействительной.

Если вторая сторона по прошествии тридцати минут после времени, указанного в телеграмме, не явилась, тогда можно начинать проводить осмотр автомобиля, если заказчик предоставит копию телеграммы о вызове второй стороны и уведомление о её получении.

7. Подготовка транспортного средства к проведению экспертизы:

Машина должна быть вымыта, чтобы можно было детальнее выявить имеющиеся дефекты.

К подкапотному пространству и багажнику должен открываться доступ. Если же это не получается сделать в силу разного рода повреждений, тогда обговорите этот вопрос с экспертом-оценщиком, когда будете согласовывать дату, время и место проведения независимой экспертизы.

Багажник должен быть пустым, если он попал в зону нанесённых повреждений. Данное условие необходимо для того, чтобы обеспечивался лёгкий доступ к элементам в зоне удара, и чтобы выявить возможные повреждения.

Следует предоставить машину, документы на неё, а также бумаги по факту повреждения в оговорённое с оценщиком время осмотра.

Изучить результаты проведённой оценки, которые занесены в акт осмотра. Если не имеется каких-либо замечаний, подписать его.

Компания-оценщик просчитает причинённый ущерб на основании составленного акта, подготовит всю необходимую документацию и выдаст заказчику.

Возмещение расходов на проведение экспертизы

Согласно действующему украинскому законодательству, государство не обязуется возмещать расходы на проведение независимой автотехнической экспертизы. Все возможные затраты на проведение экспертизы возлагают на себя участники процесса. Но зачастую случается, что одна из сторон начинает отлынивать от оплачивания экспертизы. Тогда нужно обращаться к специалистам, чтобы те прояснили ситуацию и разрешили проблему.

Согласно Гражданско-процессуальному кодексу Украины, если экспертиза проводится только по инициативе одной стороны, тогда и все финансовые вопросы касательно оплаты услуг оценочной компании будут ложится на его плечи. Если же проведение экспертизы обговорено и решено двумя сторонами, тогда сумма оплаты разделяется между ними ровно пополам. В аналогичном порядке экспертные услуги оплачиваются, если экспертиза назначена по судебной инициативе. Оплата производится заблаговременно.

Дальнейшее перераспределение расходных средств назначается после окончания судебного процесса. Если исковое заявление было удовлетворено, и в судебном порядке вина будет возложена на ответчика, он и будет должен оплатить все расходы по проведению автотехнической экспертизы. Если в удовлетворении иска отказано, тогда всё оплачивает истец, он же заказчик экспертизы.

Часто между сторонами возникают споры касательно того, кто и сколько будет оплачивать работу независимого эксперта, хотя весь процесс чётко урегулирован законодательством. Иногда независимый эксперт так и не получает оплату своего труда, и поэтому дело снова возвращается «на круги своя» – в суд, а экспертиза заканчивается, так и не начавшись.

Как правило, такие дела не имеют дальнейшего продолжения в судебном порядке, простаивают по несколько лет, оказывая негативное влияние на весь процесс, пока полностью не утратят свою актуальность. Чтобы избежать подобных неурядиц, суд назначает принудительную оплату услуг независимого специалиста автотехнической экспертизы.

Оплата автомобильной экспертизы – больное место для заказчиков, как показывает практика, поэтому и применяются жёсткие меры по принудительному взысканию. За консультацией касательно возмещения расходов на проведённую экспертизу можно обратиться к любому более-менее «подкованному» юристу вашего города или воспользоваться консультацией онлайн, которая будет бесплатной. Здесь может возникать огромное количество всевозможных нюансов, а всё рассказать и показать вам смогут только специалисты этого дела.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Независимая экспертиза – это процедура, в ходе которой устанавливаются имеющие значения для того или иного дела обстоятельства. Особенностью данной процедуры является то, что ее проводят люди, обладающие специальными знаниями, навыками в конкретной отрасли и, что немаловажно, являются незаинтересованными лицами в результатах самой экспертизы.

Кто проводит экспертизу?

Экспертиза может проводиться как государственными, так и негосударственными организациями, данное обстоятельство не противоречит закону, но существует ряд квалификационных требований к экспертам (образование, стаж работы и т.д.) и самим организациям (ранее, например данный вид деятельности был лицензируемым, а в настоящее время требуется лишь допуск к СРО – саморегулируемая организация).

Необходимость в проведении экспертизы, как правило, обусловлена наличием спора между двумя лицами .

Соответственно результаты данной процедуры могут стать весомым аргументом при подтверждении позиции стороны.

Инициатором проведения экспертизы, как правило, является гражданин либо юридическое лицо, поскольку в последующем вопрос о назначении экспертизы решается судом и носит она, соответственно название судебная.

Экспертизу назначают постановлением суда в рамках рассматриваемого гражданского, арбитражного или уголовного дела.

Проводим судебные экспертизы. Аккредитация в судах, опыт.
Стоимость от 25 тыс., срок от 2 дней

Основанием для проведения независимой экспертизы является соответствующий договор, который заключается между гражданином либо юридическим лицом с одной стороны и экспертным учреждением с другой и, соответственно, оплачивается за счет заказчика.

Существует множество видов экспертиз в различных отраслях науки и техники, всего их существует порядка 30.

Перечень экспертиз, проводимых, например, экспертными учреждениями, входящими в систему Министерства юстиции определен соответствующим приказом министра. В большинстве своем все эти виды экспертиз могут быть проведены и негосударственными организациями.

По результатам проведенной экспертизы эксперт во всех случаях составляет заключение, представляющее собой итог проделанной специалистом работы.

Что содержит заключение независимой экспертизы?

В заключении экспертом непременно указывается предмет проводимого исследования, способ и подход, который использовался, сама процедура исследования и, естественно, выводы. Вывод имеет ключевое значение, поскольку именно он и является целью самой экспертизы.

Вместе с тем, следует отметить, что проводимая независимая экспертиза по заказу физического или юридического, при последующем обращении в арбитражные суды, суды общей юрисдикции будет иметь статус доказательства - письменный документ. Данное обстоятельства связано с тем, что действующие процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ) предусматривают конкретный порядок и основания назначения соответствующей экспертизы.

Однако предварительно проведенная Вами независимая экспертиза, может в последующем, при правильно ее преподнесении в судебном процессе, побудить суд назначить судебную экспертизу, что окажет колоссальное влияние на последующее судебное решение.

Связано это во многом с тем, что при проведении судебной экспертизы эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, чего не делается при проведении независимой экспертизы, что, соответственно, может вызвать определенные сомнения в объективности проведенного исследования. Но данное обстоятельство ни в коем случае не умаляет значимость и необходимость независимых экспертиз.

Зачастую в практике возникают ситуации, при которых ожидание назначения соответствующей судебной экспертизы, а это поверьте не быстро, может привести к утрате самого предмета, который необходимо исследовать, например, когда речь идет о продуктах питания, ряде строительных материалов и т.д. И тогда проведенная независимая экспертиза будет единственным мнением специалиста, поскольку проведение судебной независимай экспертизы, при утрате предмета, исключается.

Независимая экспертиза (далее по тексту НЭ) - вынужденная процедура, к которой прибегают автовладельцы, недовольные суммой выплаты по ОСАГО. Учитывая, что страховые компании практически всегда занижают объем компенсации, НЭ, чаще всего, приводит выплату к стоимости ущерба. По данным РСА, правозащитники и независимые эксперты отсудили в 2016 году свыше 10 млрд руб.

Важно понимать: страховщики и рекомендованные ими техники-эксперты действуют в рамках договорных отношений, и их общая задача - снизить сумму выплаты. А поскольку сотрудники НЭ, действуя в интересах автовладельца, сумму стремятся повысить, возникает конфликт интересов. Дошло до того, что члены Российского союза автостраховщиков называют независимые структуры мошенниками!

Условия применения НЭ

Суть, цели и задачи независимой экспертизы указаны в ст. 12.1 Федерального закона № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности, НЭ ведется для объективного расчета стоимости полученных повреждений, и проводят ее незаинтересованные специалисты. В своей работе они исследуют:

  • стоимость материалов, работ и запчастей;
  • износ комплектующих и деталей;
  • среднегодовой пробег машин по региону;
  • повышающий или понижающий региональный коэффициент;
  • цену остатков при гибели ТС.

Подход к НЭ между сотрудниками, рекомендованными СК и сторонними, кардинально различается. В первом случае техники сознательно занижают сумму выплаты, поскольку экономят деньги СК, во втором - целенаправленно завышают, поскольку действуют в интересах автовладельца. Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, белых пятен в законодательстве много.

Какими законами регулируется НЭ?

Порядок и методика проведения независимой экспертизы после ДТП регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» («Об ОСАГО»);
  • Положением Банка России № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19 сентября 2014 года;
  • Положением Банка России № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» от 19 сентября 2014 года;
  • Приказом Минтранса России № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» от 22 сентября 2016 года.

Когда нужна НЭ после ДТП по ОСАГО

Считается, что независимая экспертиза применяется только для определения стоимости ущерба с целью рассчитать размер выплаты. Однако специалисты, в чьем распоряжении есть методика трасологических, динамических, баллистических исследований, нередко привлекаются для подготовки заключения в суд, Российский союз автостраховщиков, в рамках гражданского производства.

Если между участниками ДТП нет согласия об обстоятельствах аварии, и каждый озвучивает версию невиновности (стоял, двигался по правилам, не превышал скорость), специалист установит реального виновника. Во внимание примут размер повреждений, их глубину, остатки краски и грунта от другой машины, возможность получения ущерба при конкретной скорости и направлении движения. В этом случае эксперт даст заключение о:

  • динамике движения обоих транспортных средств;
  • направлении движения на момент ДТП;
  • степени вины каждого участника аварии;
  • возможности избежания аварии;
  • скрытых повреждениях и их тяжести.

В Екатеринбурге один из скандальных правозащитников, допустивший наезд на впереди идущее транспортное средство, подал в суд на его водителя. Невиновному вменили нарушение п. 8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД», касающегося знака «Шипы». Проведенная параллельно независимая экспертиза показала: если бы на передней машине стояла «липучка» (с более длинным тормозным путем), аварии удалось бы избежать.

Отметим, что осмотр поврежденного транспортного средства, фотографирование и видеосъемка – это лишь часть работы независимого эксперта. Его главная задача и цель – подготовить документы, которые объективно отразят стоимость ремонта и приведения автомобиля к первозданному виду. Для этих целей специалист обратится к открытой информации по:

  • стоимости автомобиля на момент ДТП;
  • цене деталей с учетом износа или без него;
  • объему и уровню работ по восстановлению авто;
  • стоимости среднестатистических деталей в вашем регионе.

Итогом экспертизы является конкретика в том, как много денег необходимо потратить на восстановление транспортного средства, либо, если оно конструктивно погибло, можно выручить за товарные остатки. Это особо важно, когда автомобиль очень редок в нынешних широтах, и заказ запчастей из-за границы сопряжен с серьезными временными и финансовыми затратами.

Если в ДТП попадет, скажем, очень редкий автомобиль, которых нет в России, СК попытается выплатить сумму, сопоставимую с другими моделями этой же марки. То, что цена запчастей эксклюзива в десятки раз превышает доступные модификации, СК вряд ли заинтересует. Независимый представитель может помочь хотя бы тем, что сумеет найти реальную стоимость элемента, где бы он ни продавался – в США, Японии или Европе.

Требования, предъявляемые к экспертам-техникам

Вот перечень основных требований, которые предъявляются к независимым экспертам:

  • прохождение регулярной аттестации МАК Министерства транспорта РФ;
  • знание методик, требований и иных законодательных актов;
  • проведение всех действий, связанных с экспертизой – осмотр, фиксация, составление отчетов;
  • профильное высшее образование и дополнительное профессиональное образование;
  • обязательное включение в государственный реестр.

Исходя из вышесказанного, специалист должен не только иметь профильное образование, но и пройти аттестацию. Этим подтверждается его профессионализм, актуальность и адекватность проводимых расчетов. Обращаясь в любую НЭ и познакомившись со «своим» мастером, обязательно следует проверить информацию о нем на сайте государственного реестра. В противном случае результаты его экспертизы могут быть признаны ничтожными.

Договор на проведение независимой экспертизы

Составляя договор на проведение НЭ, специалисту необходимо передать следующую информацию:

  • документы на транспортное средство;
  • документы, подтверждающие права на ТС;
  • материалы, относящиеся к ДТП;
  • акт калькуляции повреждений, выданный СК;
  • акт о страховом случае, выданный СК.

Обратите внимание! Вся процедура ведется в рамках Положения ЦБ РФ «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», устанавливающего очень жесткие требования. В частности, и заявитель, и СК обязаны быть уведомлены письмом о проведении мероприятия с указанием даты и времени. Кроме того, лицо, проводящее НЭ, имеет право запрашивать у сторон объяснения и сведения.

При заказе независимой экспертизы чрезвычайно важно самому присутствовать на ней и постараться привлечь виновника аварии и представителя СК. Поскольку результаты скрепляются синей печатью, прошиваются и подписываются всеми сторонами, и присутствие, и отсутствие сотрудника СК является согласием с результатами исследования.

В договоре на оказание услуг указывается место и время проведения экспертизы, порядковый номер, основание к проведению (включая реквизиты актов калькуляции и о страховом случае), характеристики транспортного средства, описание ДТП и способствовавших ему условий, личности участников, компания, реализовавшая «автогражданку» и стоимость услуги.

Шаги независимой экспертизы по ОСАГО

Проведение независимой экспертизы техником состоит из следующих шагов:

  • осмотр поврежденных элементов;
  • проведение фото- и видеофиксации с описанием;
  • подготовка калькуляции восстановительного ремонта;
  • написание экспертного заключения по проведенной НЭ;
  • подготовка иных сопутствующих документов.

В приведенном перечне стоит обратить внимание на фразу «иные сопутствующие документы». Дело в том, что СК, пытаясь оспорить результаты, требуют акт независимой экспертизы и калькуляцию. Однако приведенное выше Положение ЦБ РФ четко оговаривает: по результатам НЭ готовится только экспертное заключение, полностью описывающее процесс в форме «вопрос-ответ»!

Поскольку в законодательство введена норма досудебного порядка урегулирования спора, сразу после получения на руки всех документов из экспертной организации необходимо обратиться в компанию с требованием доплаты. Если в течение 20 дней с момента получения заявления она отказывается от возмещения, можно подавать в суд в порядке гражданского производства.



Просмотров