В Беларуси оценили земли: самый дешевый — север страны, самый дорогой — центр. Председатель госкомимущества рассказал об освоении земельных участков, приватизации и эффективности управления предприятиями

Кто получит участок без аукциона

- Здравствуйте, Андрей Анатольевич!

Добрый день!

Я состою на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минском районе, а работаю в Минске. Хотел в этом году взять участок на строительство дома, но председатель сельсовета мне отказал. Говорит, я должен и жить и работать в Минском районе.

Вам ответили правильно. В соответствии с указом №667 без аукциона могут получить земельные участки те, кто состоит на учете нуждающихся по месту жительства и работает на территории района (исключение - Минск и областные центры). Остальные могут купить участки с аукциона.

А вы не видите нарушения здравого смысла в этом указе? Я родился в Минском районе, учился в местной школе, потом поступил в университет в Минске и там же нашел работу. А сейчас я не могу у себя на родине построить дом, чтобы вырастить своих детей…

Эта норма появилась не просто так. Раньше в исполкоме вам могли сказать: свободных земельных участков нет. И при этом некоторые люди все-таки участки получали. Каким образом, как вы думаете? Теперь для всех будут созданы равные условия. Прямая обязанность исполкомов - размещать информацию об участках, чтобы любой человек мог их купить с аукциона. Есть еще один вариант, которым вы можете воспользоваться: купить уже построенный дом, и вместе с ним к вам перейдет право на участок.

Молодая семья состоит в Минске в очереди нуждающихся 10 лет. Могут ли они получить участок для строительства дома в Минском районе?

Жители Минска и областных центров могут купить участок только по результатам аукциона.

Могу ли я без аукциона получить земельный участок в пользование, если я живу в городском поселке, состою на учете нуждающихся и работаю там?

Да, вы можете получить участок без аукциона на территории района.

- В любом населенном пункте района, независимо от места жительства?

- Спасибо большое!

Оформлять ли участок в собственность?

У нас есть участок с домом в садоводческом товариществе. Нужно ли его приватизировать? Сейчас за это придется выложить около 2 тысяч долларов по кадастровой цене! Хотя заявление мы подали еще в 2006 году.

Почему в исполкоме была такая волокита, это отдельный вопрос. Вы можете обратиться в суд, чтобы обжаловать действия должностных лиц, но на цену это никак не повлияет - сегодня вам придется выкупать участки уже по кадастровой цене (подход к выкупу участков в частную собственность изменился с принятием указа №213, который вступил в силу в мае 2007 года). Надо ли это приватизировать? Если вы пользуетесь участком, такой необходимости нет. Вполне достаточно права пожизненно наследуемого владения. Если вы захотите подарить его кому-то, вы подарите зарегистрированный садовый домик, и на основании сделки право пожизненно наследуемого владения участком перейдет к тому, кому вы его подарите. А если вы захотите через много десятков лет передать участок по наследству, тоже никаких вопросов не будет. С переходом права на домик перейдет и право на участок.

- Сейчас мы платим очень большие налоги. Если мы приватизируем участок, что-то изменится?

Нет, приватизация никак не повлияет на размер налогов.

- Обязательно ли оформлять участок в пожизненно наследуемое владение?

Лучше это сделать. Хорошо, если у вас нормальные отношения с соседями. Но если, к примеру, сосед захватит у вас часть участка, а у вас не будет документов, потом придется доказывать, что эта земля вам принадлежала.

У меня участок площадью 5 соток в садоводческом товариществе. А рядом соседский - тоже 5 соток, на нем старенькая времянка. Он 8 лет не обрабатывается, соседи не приезжают, не оплачивают. Найти их не можем. Как купить эти 5 соток?

За неуплату взносов человека могут исключить из садоводческого товарищества. Пусть председатель вашего товарищества обратится в райисполком, чтобы принять меры к вашим соседям. Этих людей должны будут найти, и если они не изменят ситуацию, то исполком должен будет обратиться в суд за прекращением права собственности. После этого исполком может предоставить этот участок другим гражданам, в том числе и вам.

- Спасибо большое.

Вас беспокоят из Бресткой области. Какие нужны документы, чтобы оформить землю в частную собственность? У меня есть два земельных участка - один под застройку (25 соток), второй - для ведения личного подсобного хозяйства (74 сотки). Куда обращаться?

Нужно написать заявление в сельский исполком с просьбой о передаче находящихся в пожизненно наследуемом владении двух земельных участков в частную собственность. Вам скажут сумму, которую вы должны будете оплатить при вынесении решения. После того как в исполкоме подготовят документы, вы сможете зарегистрировать право собственности на два этих земельных участка.

- А можно ли оформить в собственность участок до 3 га?

Нет, такие участки выделяют только на праве аренды. В собственность можно передавать участки площадью до 1 гектара.

- Как узнать, какая теперь кадастровая стоимость моего участка?

Это можно сделать в своем исполкоме или на сайте Национального кадастрового агентства в Интернете: nca.by.

Предприниматели не могут купить землю в собственность

Я предприниматель из Минска. В мае прошлого года подал документы на выделение земельного участка для строительства кафе на 60 мест на трассе Минск - Витебск. Прошел множество согласований, в том числе земельной комиссии Логойского района… Но теперь мне говорят, что выделяемый мне участок якобы будет продан с аукциона, а мне вернут документы и деньги. Ссылаются на указ №667. Могу ли я завершить процедуру оформления без аукциона, ведь я начал ее еще весной прошлого года?

К сожалению, вам придется участвовать в аукционе на общих условиях. Завершить процедуру оформления участка без аукциона смогут только те, кому исполкомом было вынесено решение о проведении проектно-изыскательских работ. Поскольку речь идет об участке на трассе, в вашем случае принять окончательное решение должен был как минимум облисполком. А Логойский райисполком принял лишь предварительное решение. Если решение облисполкома не принималось, вам действительно придется участвовать в аукционе. Меня очень удивляют сроки подготовки документов, о которых вы говорите. Если будет установлен факт волокиты со стороны наших служб, виновные будут наказаны. Но, увы, это никак не повлияет на решение по поводу аукциона.

- Могу ли я на собственном приватизированном участке построить магазин?

Нет, строительство магазинов на таких земельных участках не соответствует назначению. Участки в собственность в Беларуси предоставляются для четырех целей. Первая - строительство и обслуживание жилого дома. Вторая - ведение личного подсобного хозяйства. Третья - коллективное садоводство. Четвертая - дачное строительство. Но вы можете обратиться в исполком и получить земельный участок в аренду по результатам аукциона.

Я как индивидуальный предприниматель могу купить участок через аукцион в собственность или только в аренду?

Только в аренду.

- А юридическое лицо?

Юридическое лицо может купить участок в собственность в двух случаях. Во-первых, если идет приватизация объекта государственной собственности, во-вторых, при осуществлении инвестиционного проекта. В остальных случаях разрешена только аренда.

Многие владельцы дач и загородных домов в Беларуси желают собственный участок и жилье, на нем расположенное. Однако далеко не все знают, как это сделать правильно. Дело в том, что закон о приватизации земли как таковой в Беларуси не существует. Земельный кодекс страны рассматривает вариант или же их аренды без использования понятия приватизации. Приватизирован же может быть только дом, расположенный на этой земле.

Приватизация земли же часто путается людьми с оформлением права собственности на участок. Оформлено оно может быть по-разному. Если речь идет о покупке земли, то она доступна исключительно гражданам РБ. Чтобы ее оформить, необходимо обратиться в местный исполком с соответствующим заявлением, где вам предоставят возможность приобрести свободный участок по аукционной цене. После этого необходимо будет явиться в агентство гос. регистрации и кадастра с правоустановительными документами на участок, а также паспортом или иным документом, подтверждающим личность.

Если же у вас уже имеется участок, на котором вами был построен дом, пошаговая инструкция приобретения права собственности на него будет выглядеть следующим образом:

  1. Вам нужно собрать документы на участок, включая решение исполкома об отведении участка, земельное дело, а также документы на недвижимость, если таковая имеется (технический план).
  2. Если какие-либо документы у вас отсутствуют, вам необходимо обратиться в местные органы для их восстановления.
  3. Далее вам нужно будет обратиться в местное представительство агентства гос. регистрации. Сделать это вы можете по месту расположения участка или же в месте проживания и подать документы на рассмотрение, внеся дополнительный платеж.

Если с документами все будет в порядке, через неделю вы сможете получить на руки свидетельства о праве собственности отдельно на участок и отдельно на строение (если оно имеет место).

Сколько стоит оформление участка в собственность

Стоимость приватизации земельных участков в Беларуси зависит от нескольких факторов, включая расположение самого участка, а также его и наличии специальных льгот на землю. Уточнить последний параметр вы можете, обратившись на официальный портал, где размещена вся информация по земельному кадастру, либо позвонив в местный отдел гос. регистрации.

Какие сложности возникают при приватизации земельных участков

Приватизация земельного участка в РБ может быть сопряжена с рядом сложностей. В 2017 такими могут быть:

  • Отсутствие необходимых документов для регистрации. В таком случае вам придется их восстанавливать в государственном органе по месту регистрации.
  • Принадлежность земли к тем категориям, которые не попадают под право оформления собственности, включая земли сельского назначения и прочие. Узнать о таком статусе участка также можно в гос. органах.
  • Несоответствие реальных параметров участка указанным в документации, наличие на нем незарегистрированных строений.
  • Неправильный раздел участков со строениями. Это касается попыток регистрации участков с домом площадью меньше 15 соток, что не предусмотрено законодательством.

В вышеописанных случаях приватизация земли в городе Минск или других населенных пунктах Республики Беларусь лучше обращаться за помощью к юристам. Они помогут вам определить, подлежит ли участок переходу в частную собственность, и расскажут, что сделать, чтобы оформить его на ваше имя.

Деятельность Государственного комитета по имуществу многосторонняя. В его ведении все виды имущественных и земельных отношений, геодезия и картография, регистрация и техинвентаризация недвижимого имущества, оценочная деятельность.

Все эти аспекты имеют в своей основе сформированную нормативно-правовую базу, которая с течением времени требует корректировки. О некоторых законодательных новшествах, основных результатах работы в 2017 году и планах на 2018-й рассказал Председатель Государственного комитета по имуществу .

– В конце минувшего года был принят указ, снимающий запрет на реконструкцию жилых домов под снос. Как работает этот важный для частного сектора документ?

– Прямого запрета как такового не было и ранее. Но ссылаясь на утвержденные генеральные планы, определяющие перспективу развития территории, исполкомы отказывали людям в благоустройстве жилья на участках в зоне предстоящего отселения. Это вызывало определенные вопросы, поэтому такое предложение было внесено и поддержано Главой государства. В частности, до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд граждане вправе будут реконструировать принадлежащие им жилые дома, а также возводить хозяйственные постройки на придомовой территории даже в тех случаях, когда градостроительной документацией намечен снос усадебной жилой застройки. Но строить новые жилые дома на таких участках запрещается, Минстройархитектуры подготовило и направило на места соответствующие рекомендации.

В этом законодательном акте закреплен еще один важный момент – связанный с темой возмещения убытков. Четко оговорено, что все убытки должны быть возмещены до изъятия участка, и расчет с людьми произведен до того, как на участок придет инвестор.

– Размер компенсации за постройку зависит от квадратных метров, не повлияет ли снятие ограничений на намеренное увеличение жилплощади?

– Исполкомы будут разбираться в конкретных ситуациях. Если проживает, к примеру, многодетная семья, ей для комфортного существования необходимо осуществить пристройку к дому, это одна тема. Другой вопрос, если в доме зарегистрированы и проживают два человека, желающие комплексно переделать дом и в разы увеличить площадь. Конечно, в каждом случае будут разбираться. Считаю, что нецелесообразно строить излишние метры, вкладывать силы и деньги, чтобы через какое-то неопределенное время получить компенсацию. Я уверен, что реконструкция должна и будет осуществляться в разумных пределах. Ранее барьер существовал, его абсолютно правильно убрали, и эти вопросы канут в историю.

– Как в стране обстоят дела с освоением выделенных под строительство жилья участков?

– Создана вся необходимая нормативная база, для того чтобы участки осваивались и стройки не несли опасность для окружающих. Определен достаточно длительный срок для возведения фундамента, стен и крыши – три года. Речь идет об объекте, который имел бы законченный вид и который при наведении порядка на земельном участке позволил бы человеку по мере сил и возможностей завершать строительство дома. Еще на три года можно законсервировать объект, если на это не хватает денег или есть иные объективные обстоятельства. Опять же при наличии уважительных причин исполком может еще на два года продлить срок возведения. По существу, выходит восемь лет. За это время каждый, кто осознанно нацелен на строительство дома, может возвести «коробку». Я глубоко убежден, что перед получением участка и строительством дома необходимо серьезно оценить свои возможности.

По прошествии восьми лет предусматривается механизм обращения взыскания, выплачивается компенсация за вычетом расходов, связанных с оценкой и продажей таких объектов. Бывают случаи, когда приходится принимать такие меры.

– В ближайшем будущем ожидаются изменения в порядок распоряжения госимуществом. Какие основные моменты будут отражены в новом законодательном акте?

– Проект изменений в Указ № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» подготовлен с учетом практики, сложившейся при применении действующего акта, который позволяет вовлекать госимущество в оборот самыми разными способами. Проект направлен на то, чтобы сделать следующий шаг в развитии отношений, связанных с распоряжением имуществом. Существующие подходы кардинально не пересматриваются, предусмотрены шаги, направленные на упрощение процедур, оптимизацию принятия решений.

Сегодня для продажи государственного имущества, как правило, проводятся аукционы. Сначала объект выставляется по стартовой, базовой цене, в ее основу берется оценочная стоимость либо в определенных случаях – рыночная. Если объект не продается, то цена понижается на 20 %, затем на 50 % и на 80 % – вплоть до одной базовой величины. Как показывает практика, объектов с понижением в 20 % продается очень мало. Внесено предложение о предоставлении возможности начинать аукционы сразу с 50 %-м понижением. Предоставляется больше вариантов, для того чтобы сократить расходы при вовлечении в оборот. При этом никакой негативный момент не усматривается, потому что если объект пользуется спросом, то рынок сам выровняет его стоимость.

Для того чтобы гражданин купил государственный объект, изначально надо, чтобы были проведены торги с участием только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если на первом аукционе никто из юрлиц и ИП не изъявил желания приобрести объект, то у гражданина появляется такая возможность для реконструкции под жилой дом, агроусадьбу и т.д. Предлагается отказаться от этого порядка и дать возможность одновременно участвовать в аукционах всем желающим, в том числе и гражданам.

Множество объектов реализуется за одну базовую величину, при этом не во всех населенных пунктах можно устанавливать такую стартовую цену. Предлагается позволить продажу объектов по стартовой цене в размере одной базовой не только в областных центрах, но и в городах с численностью населения более 50 тыс. человек. Практика показывает, что если на объект есть несколько претендентов, то конкуренция приведет к большей итоговой сумме.

Чтобы повысить заинтересованность правообладателей в вовлечении имущества в оборот, закладывается норма о сохранении у них половины средств, вырученных от продажи. Сегодня же все деньги за проданное госимущество направляются в бюджет.

Кроме того, предлагается увеличить рассрочку при покупке объектов госсобственности с одного года до трех лет, при этом право на ее получение будет определять покупатель, а не продавец. Если будет высказано желание приобрести объект с рассрочкой, то не будет оснований в отказе.

При реализации движимого имущества, то есть оборудования, предусматривается предоставление организациям больших полномочий – предлагается уменьшить количество согласований с министерствами.

– В прошлом году был сформирован пилотный перечень из 20 акционерных обществ для возможной приватизации. Есть ли результаты?

– Плановой приватизации в Беларуси нет, но каждый год готовится рабочий перечень, в котором министерства предварительно прорабатывают возможность вхождения в капитал тех или иных инвесторов на конкретных условиях. Мы эти перечни собираем, и в этом году будем собирать. Это рабочий процесс, который дает возможность быть более подготовленным, если в отношении определенного акционерного общества будет проявлен интерес. По существу, любые предложения рассматриваются, по ним Госкомимущество готово работать, привлекать субъектов.

Из реальных результатов можно говорить о недавно преобразованном в акционерное общество РУП «Белгоспроект» – предприятии системы Минстройархитектуры. Есть интерес китайской стороны войти в этот акционерный капитал, ее доля в уставном фонде рассматривается в размере около 60 %. Это акционерное общество, используя китайский опыт, будет развиваться на рынке проектирования, в том числе в зарубежных странах. Думаю, этот процесс в ближайшее время будет до конца формализован. На Белорусской валютно-фондовой бирже был продан республиканский пакет акций ОАО «ЭКТБ» в количестве 1 тыс. 331 акции (или 10,0023 % от уставного фонда).

Комитет уделяет особое внимание эффективности управления предприятиями. В чем вы видите резервы для ее повышения?

Это комплексный вопрос, в нем много составляющих. В определенной степени успех зависит от правильности выстраивания структуры самого акционерного общества или холдинга, решения вопросов с излишними непрофильными активами, грамотной организации производства. Важно все, что связано с внедрением передовых технологических решений, освоением новых видов продукции, рынков сбыта. В основе также грамотный кадровый состав – знающие, опытные, желающие работать специалисты. Наблюдательный совет должен определять стратегию, ставить задачи перед исполнительными органами, директоратом. Недопустимы ситуации, когда совет возглавляют люди, подчиненные директору. Иногда во главе совета и вовсе стоят люди, не имеющие отношения к экономике, без необходимого опыта работы.

В настоящее время в холдингах системы Госкомимущества – «Белавтодор» и «Белресурсы» – нарабатывается опыт управления входящими в их систему организациями. Подготовлен проект указа о преобразовании «Белресурсов» в акционерное общество, чтобы форма его управляющей компании была единообразна входящим в его состав структурам. Ожидаем консультационную помощь со стороны Европейского банка реконструкции и развития, будут приниматься взвешенные решения по развитию этих структур. С участием этих двух холдингов планируется выстроить модель корпоративного управления государственными активами. Министерство промышленности в отношении корпоративного управления также проводит активную работу, определились в отношении 28 акционерных обществ. Реализуется пилотный проект по совершенствованию корпоративного управления в 10 ОАО отрасли. Ряд активов передается на местный уровень для встраивания их в создаваемые холдинговые структуры, развития регионов.

Вырабатываются разумные решения по повышению эффективности и отдачи от использования госсобственности. Критерий эффективности должен быть один – максимальная прибыль для государства от имущества, которое ему принадлежит.

– Работники землеустроительной и картографо-геодезической службы Беларуси 21 февраля отмечают профессиональный праздник. Какие достижения в этой области вы считаете самыми значимыми?

– С приобретением в прошлом году беспилотного летательного аппарата сложилась комплексная система получения цифровых данных о местности. Используются данные белорусского спутника, ведется аэрофотосъемка с самолетов, на которые устанавливается камера с высоким разрешением, уникальная в СНГ по своим характеристикам. Беспилотный летательный аппарат позволяет что-то уточнить, актуализировать в меньшем масштабе. Все эти данные цифруются и ложатся в основу создаваемых информационных ресурсов и их систем. Их несколько, в том числе Геопортал земельно-информационной системы, где посредством послойно размещаемой информации представлены данные о физических характеристиках любого покрытия в виде сетей, коммуникаций, зданий и сооружений, зарегистрированных земельных участков.

Минлесхоз на базе Геопортала создает свои системы, поскольку органы лесного хозяйства заинтересованы в наличии актуальной информации не только о самом фонде, но и о том, что реально происходит в том или ином контуре леса. Эти мероприятия дадут возможность каждому лесничему в режиме реального времени предоставлять данные по тем или иным характеристикам участков леса. Для других структур также много возможностей. Решается вопрос с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по размещению в цифровом виде информации об особо охраняемых природных территориях и не только.

Что касается картографии, то завершается работа над последним, четвертым томом «Вялікага гістарычнага атласа Беларусі», который в виде карт завершит создание целостной картины развития нашей страны - от первобытного времени до современности. В этом году из четырех томов планируется сделать один сводный материал, содержащий квинтэссенцию этой фундаментальной научной работы.

– Информационные технологии наверняка развиваются и в других направлениях деятельности Госкомимущества...

– Система Госкомимущества без этого не может функционировать. Указ «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» в том числе дает импульс развитию информационных технологий. Движение документов, связанных с оформлением земельных участков, их регистрацией в дальнейшем предусматривается осуществлять только в цифровом виде. В бумажной форме только в исключительных случаях, когда без этого нельзя обойтись. Мы эту технологию отработали, к ней полностью готовы. Такую возможность указ предоставил и исполкомам, в которых решения об изъятии и предоставлении участка тоже могут быть подготовлены без использования бумаги.

Приняты изменения в закон о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, предполагается создание электронных архивов, упрощение оформления недвижимости. Например, сегодня для того чтобы удостоверить сделку, надо находиться либо в месте расположения объекта, либо в областном центре. Сейчас это ограничение снимается: человек, проживающий в Минске, сможет удостоверить сделку в отношении объекта, расположенного в любом уголке страны.

В 2016 году в регистр недвижимости поступило более 22,5 млн электронных запросов от госорганов и других структур. Сложно представить объем бумажного документооборота и непременно возникшие очереди, если бы не были внедрены информационные технологии.

– На решении каких задач сконцентрируется Государственный комитет по имуществу в 2018 году?

– В нынешнем году продолжим работу, направленную на повышение эффективности госсобственности, отдачи от ее использования. Будет продолжаться регистрация еще не зарегистрированных гособъектов. Большое внимание уделим завершению оформления прав на принадлежащую государству недвижимость, все организационные вопросы решены.

Предстоит дальнейшее внедрение новейших информационных технологий по всем направлениям деятельности, затрагивающим прежде всего оказание услуг гражданам, юрлицам. Продолжится работа с кадрами – их подготовка, переподготовка и повышение квалификации. В Указе «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» предусматривается возврат к комплексному повышению квалификации работников землеустроительных служб, определяются четкие требования к назначению на должности. В помощь земслужбам на Геопортале земельно-информационной системы постоянно обновляются различные электронные подсистемы и сервисы, в том числе «кабинет землеустроителя». Сегодня Геопортал является геоинформационной площадкой взаимодействия в сфере земельных отношений и служит эффективным средством информационного обеспечения функций землеустроительных служб.

В ближайшее время завершится обсуждение вопросов, связанных с оценочной деятельностью, по ряду направлений планируется продлить срок действия свидетельств об оценке с 6 до 12 месяцев. Предстоит также ввести электронный реестр оценщиков. Будем взаимодействовать с коллегами из Государственного комитета судебных экспертиз по вопросам проведения судебных экспертиз, экспертиз достоверности оценки.

Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами.

В Беларуси оценили земли: самый дешевый - север страны, самый дорогой

Национальное кадастровое агентство завершило кадастровую оценку земель страны. Данные оценки по видам их функционального использования — «жилая усадебная зона» и «рекреационная зона», «земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов» отправлены в исполкомы на утверждение, сообщает Государственный комитет по имуществу. Уже сейчас можно говорить — самая дешевая земля — на севере страны, самый дорогой — центр Беларуси, Минск и Минский район.

Как происходит приватизация земельного участка в 2018 году

Для того, чтобы окончательно оформить право собственности на земельный надел, необходимо обратиться в Росреестр. Организация занимается выдачей свидетельств, подтверждающих правомерность использования участка. С собой гражданину нужно взять определенные документы.

Стоимость приватизации земельного участка

Имеется и платный вариант оформления. Он используется, когда земля была получена после 2001 года. В этом случае гражданину следует приобрести сначала участок земли у государства, а потом оформить его в собственность. Стоимость участка будет существенно ниже, чем у тех наделов, которые приобретаются в 2018 году.

В Беларуси начинается приватизация земли по новым ценам

Узнать, во сколько лично вам обойдется выкуп земли в собственность по новым ценам, очень просто: для этого достаточно зайти на сайт Национального кадастрового агентства http://vl.nca.by. Вы можете выбрать район, название населенного пункта или садового товарищества, и компьютер выдаст вам стоимость квадратного метра. Узнать новые цены можно и в исполкоме по месту расположения вашего участка.

Как приватизировать земельный участок

  • Отсутствие необходимых документов для регистрации. В таком случае вам придется их восстанавливать в государственном органе по месту регистрации.
  • Принадлежность земли к тем категориям, которые не попадают под право оформления собственности, включая земли сельского назначения и прочие. Узнать о таком статусе участка также можно в гос. органах.
  • Несоответствие реальных параметров участка указанным в документации, наличие на нем незарегистрированных строений.
  • Неправильный раздел участков со строениями. Это касается попыток регистрации участков с домом площадью меньше 15 соток, что не предусмотрено законодательством.

Приватизация земельного участка

Если есть дом, и он не идет под снос, смысла приватизировать землю я не вижу. Продать, подарить, завещать можно сам дом, земля под ним и рядом с ним (выделенная для ведения приусадебного хозяйства) автоматически перейдет новому собственнику. Так что не тратьте на приватизацию деньги. Естественно, это — имхо.

Порядок приватизации земельного участка

Законом Республики Беларусь от 19.01.1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» установлено, что разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Государственной программой разгосударствления и приватизации. Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности. Особенности приватизации земли определяются законодательством Республики Беларусь о земле (ст.1).

Таким образом, приватизация земельных участков представляет собой приобретение земельных участков гражданами и юридическими лицами у государства.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (за исключением случаев, когда земельные участки находятся в пользовании, пожизненном наследуемом владении граждан или на праве аренды, но с расположенными на них жилыми домами, принадлежащими гражданам на праве собственности), а также негосударственных юридических лиц Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательными актами, установлен Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №462 от 26.03.2008г (далее - Положение).

В соответствии с п.3 Положения аукционы по продаже земельных участков в частную собственность граждан для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов проводятся сельскими, поселковыми, районными (городов районного подчинения), городскими (городов областного подчинения и г.Минска) исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией или уполномоченными ими государственными организациями, в частную собственность юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, - районными, городскими (городов областного подчинения и г.Минска), областными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией или уполномоченными ими государственными организациями.

Размеры продаваемых на аукционах в частную собственность граждан земельных участков для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов устанавливаются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле, а земельных участков, продаваемых в частную собственность юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, - проектами отвода земельных участков, разработанными с учетом градостроительной документации и их целевых назначений.

В соответствии со ст. 36 Кодекса о земле размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:

В городах - от 0,05 до 0,15 гектара включительно;

В сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров включительно.

Порядок организации и проведения аукционов следующий. Аукцион проводится на основании решения сельского, поселкового, районного (городов районного подчинения), городского (городов областного подчинения и г.Минска), областного исполнительных комитетов, принятого в пределах их компетенции, в соответствии с которым создается комиссия по организации и проведению аукциона или определяется уполномоченная ими государственная организация по его проведению. В состав комиссии включаются представители областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службы Государственного комитета по имуществу, территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства), органов по развитию, жилищно-коммунальному хозяйству местного исполнительного комитета и могут включаться представители других органов и организаций.

Комиссия может создаваться, а организация может определяться для проведения одного аукциона или на определенный период, но не более чем на один год.

В соответствии с Положением полномочия комиссии или организации следующие:

Принимает заявления об участии в аукционе и документы;

Определяет место, дату и время начала и окончания приема заявлений об участии в аукционе, место, дату и время проведения аукциона и подведения его итогов;

Организует публикацию извещения о проведении аукциона либо об отказе от проведения аукциона в средствах массовой информации;

Представляет для ознакомления участников аукциона земельно-кадастровую, градостроительную и иную документацию;

Организует осмотр на местности земельных участков, которые предлагается продать на аукционе;

Знакомит участников аукциона с условиями, предусмотренными в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона;

Проверяет правильность оформления документов на участие в аукционе, представленных гражданами и юридическими лицами;

Определяет и утверждает начальную цену земельных участков;

Определяет и утверждает затраты на организацию и проведение аукциона, в том числе расходы, связанные с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения;

Определяет размер увеличения цены земельных участков (шаг аукциона), который устанавливается в пределах от 5 до 15 процентов от предыдущей цены, называемой аукционистом;

Определяет размер задатка (до 10 процентов от начальной цены земельного участка) и иные условия участия в аукционе;

Принимает решение о признании граждан и юридических лиц участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе и уведомляет их о принятом решении;

Проводит аукцион и оформляет его результаты;

Разрешает споры о порядке проведения аукциона.

Начальная цена земельного участка определяется в размере не ниже его кадастровой стоимости методом ее пересчета в иностранной валюте по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком на дату утверждения комиссией или организацией начальной цены земельного участка, если она была определена в иностранной валюте.

Извещение о проведении аукциона публикуется в печатных средствах массовой информации, определенных Советом Министров Республики Беларусь, не позднее чем за 30 дней до даты проведения аукциона и должно содержать все необходимые сведения касающиеся порядка проведения аукциона и предлагаемого земельного участка (участков).

Для участия в аукционе гражданин, юридическое лицо (лично либо через своего представителя или уполномоченное должностное лицо) в установленный в извещении срок подают заявление об участии в аукционе с указанием кадастровых номеров и адресов земельных участков, которые они желают приобрести в частную собственность, а также заверенную копию платежного поручения о внесении задатка, а также представляют идентификационные сведения.

Аукцион начинается с объявления аукционистом порядка проведения аукциона, характеристики каждого земельного участка, сформированного для проведения аукциона, цены земельного участка и шага аукциона. Первая объявленная аукционистом цена земельного участка определяется в соответствии с шагом аукциона.

После объявления очередной цены аукционист называет номер участника аукциона, который с его точки зрения первым поднял аукционный номер, и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист в соответствии с шагом аукциона объявляет новую цену. Торги продолжаются до тех пор, пока по новой объявленной аукционистом цене аукционный номер поднял только один участник аукциона. Аукционист называет последнюю цену и номер данного участника трижды и объявляет проданным земельный участок, а участника аукциона - победителем в отношении соответствующего земельного участка.

При отсутствии лиц из участников аукциона, готовых выкупить земельный участок по названной аукционистом новой цене, аукционист называет эту цену три раза. Аукцион завершается, если после трехкратного объявления новой цены земельного участка ни один из участников аукциона не поднял своего номера.

Местный исполнительный комитет в течение 10 рабочих дней после утверждения протокола о результатах аукциона принимает решение о предоставлении победителю аукциона земельного участка в частную собственность и не позднее 2 рабочих дней после внесения победителем аукциона платы за земельный участок, возмещения затрат на организацию и проведение аукциона, в том числе расходов, связанных с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения, выполнения условий, предусмотренных в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона, а также иных условий участия в аукционе выдает ему выписку из решения о предоставлении земельного участка в частную собственность.

Право частной собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка.

Список использованных источников

Список нормативных источников:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 7 декабря 1998 г. № 218-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 20 декабря 2006 г. 194-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 21 апреля 2003 г. N 194-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

4. Кодекс Республики Беларусь о земле. 23 июля 2008 г. N 425-З Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

5. Закон Республики Беларусь от 19.01.1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

6. Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №462 от 26.03.2008г. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.



Просмотров