В чем заключается порча земель. Порча земли Обращение с отходами и порча земли

Порча земель

Комментарий к статье 8.6 КоАП РФ:

1. Целью данной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами охраны земли как важнейшего элемента окружающей среды от ухудшения ее качественного состояния. Сфера ее действия охватывает деятельность землепользователей, субъектов хозяйствования, в том числе промышленных предприятий, использующих земли или оказывающих воздействие на их состояние.

2. Статья содержит признаки двух формальных и двух материальных составов правонарушения, объединенных предметом посягательства (земли в целом и их составная, особо охраняемая часть - плодородный слой почвы), но различающихся по объективной стороне.

3. Объект правонарушения - отношения в области охраны земель (почв). Предмет - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей (см. ст. 6 ЗК РФ).

Составы в данной статье сформулированы таким образом, что предметом посягательства могут быть любые земли, а не только сельскохозяйственного назначения, поскольку их порча наступает в результате нарушения правил обращения не только с пестицидами и агрохимикатами, но и с другими опасными веществами. Следовательно, это земли и других категорий, выделенных по целевому назначению ст. 7 ЗК России : населенных пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Поскольку плодородный слой почвы как предмет правонарушения может быть снят, уничтожен, перемещен не только в ходе сельскохозяйственных работ, но и иной производственной (строительной, горнодобывающей и т.п.) деятельности, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не определяет, как и ЗК РФ, понятия плодородного слоя почвы, но разъясняет содержание термина "плодородие земель сельскохозяйственного назначения". Это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Следовательно, предметом правонарушения является та часть почвы, которая обладает указанной способностью.

4. Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Часть 4 ст. 13 ЗК РФ устанавливает, например, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Объективная сторона - деяние в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке, в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения площадок и т.п. плодородного слоя почвы. Цели действий и способы (вручную, транспортом и т.п.) для квалификации деяния значения не имеют: важно установить факт перемещения и отсутствие разрешения на него.

6. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. По объективной стороне - деяние в виде таких действий, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.

7. Порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами или агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - материальный состав, являющийся специальным по отношению к составам ст. ст. 8.2 и 8.3 (см. комментарий к ним).

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.

8. Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. Разновидностью порчи земель является захламление их отходами. В ч. 2 данной статьи указаны способы порчи земель в результате нарушения правил обращения с: а) пестицидами и агрохимикатами; б) иными опасными веществами; в) отходами производства и потребления (см. комментарий к ст. ст. 8.2 и 8.3).

9. Субъектами правонарушения по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица и юридические лица, а по ч. 2 - также индивидуальные предприниматели, ответственность которых предусмотрена Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ. Указанный Закон ввел новый вид наказания индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. ст. 3.2 и 3.12 КоАП РФ).

10. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

11. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных обеими частями данной статьи, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23.15), органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29). В случае если возникнет необходимость в применении более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 данной статьи), дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

(ст. 285 УК)

Для привлечения к уголовной ответственности за порчу земли помимо других нормативных актов нужно в обязательном порядке обращаться к земельному законодательству, то есть Закону РК от 24 января 2001 г. «О земле» и другим нормативным актам, регламентирующим земельные и экологические правоотношения.

Объектом преступления являются отношения по обеспечению охраны земли от отравления, загрязнения или порчи. Объективная сторона преступления проявляется в названных в диспозиции ст. 285 УК деяниях, проявляющихся в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с ядохимикатами, удобрениями, стимуляторами роста растений и иными опасными химическими, радиоактивными или биологическими веществами при их хранении, использовании, транспортировке или захоронении, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, ухудшение природных свойств земли. Источниками причинения вреда земле при ее порче могут быть:

  • а) удобрения;
  • б) различные стимуляторы роста растений;
  • в) ядохимикаты;
  • г) производственные и бытовые отходы. Состав материальный, предполагает причинение вреда здоровью человека, то есть заболевание человека, характеризующееся по правилам определения легкой, средней, тяжкой степени вреда здоровью человека. Вред окружающей среде может быть нанесен в виде уничтожения плодородного слоя почвы на значительной территории, гибели большого количества животных, птиц и насекомых. Преступление окончено с момента наступления вредных последствий, названных в диспозиции уголовно-правовой нормы. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена прямая причинная связь.

Субъективная сторона преступления характеризуется двойной формой вины или неосторожностью в обоих видах.

Субъектом этого преступления может быть признано любое виновное лицо, достигшее 16-летнего возраста, может быть специальный субъект, то есть лицо, обязанное в силу возложенных на него должностных, служебных или иных функций контролировать и соблюдать правила безопасного и безвредного обращения с землей.

Квалифицированный состав, предусмотренный ч. 2 ст. 285 УК, устанавливает более строгие меры ответственности за порчу земли, допущенную в зоне, признанной законом территорией с чрезвычайной экологической ситуацией. Это вызвано тем, что на территории с чрезвычайной экологической ситуацией допускаемые факты порчи земли представляют повышенную общественную опасность, поскольку сложившаяся и без того социальная и экономическая чрезвычайная ситуация еще и усугубляется фактами отравления, загрязнения или иной порчи земли, то, бесспорно, такие деяния должны подвергаться более жестким мерам уголовно-правового воздействия.

Часть 3 ст. 285 УК регламентирует ответственность за особо квалифицированные составы преступной порчи земли. Особо квалифицирующим признаком законодатель называет смерть человека. Форма вины по ч. 3 ст. 285 УК может быть, как на это указано законодателем, только неосторожной. Последствие в виде причинения смерти возможно вследствие употребления продуктов (овощей, фруктов), снятых с загрязненных или отравленных земель. Либо это могут быть последствия контактного и вступившего во взаимодействие с организмом человека различных ядохимикатов (пестицидов), попавших при обращении с землей в организм человека, либо иным способом смертельно воздействующее на него. Между преступной порчей земли и наступившей смертью человека должна быть установлена прямая причинная связь.


1. Порча земли способна причинить вред здоровью людей, животному миру, лесам, влечет значительные экономические убытки.
Отношения по охране земельных ресурсов регулируются Конституцией, ГК, ЗК, Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", а также рядом других нормативных актов, издаваемых органами власти РФ, ее субъектов, министерствами и ведомствами.
2. Предмет преступления - земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.
3. С объективной стороны преступление состоит в совершении хотя бы одного из указанных в комментируемой статье деяний. Оно выполняется как действием, так и бездействием.
Под отравлением имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате которого земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель.
Под загрязнением следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества, превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.
Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) по смыслу данной статьи связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими и биологическими веществами, а не с засорением земли отбросами и отходами, устройством без разрешения свалок и полигонов отходов, порчей земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование оврагообразованию и ветровой эрозии и т.п.).
За ряд этих деяний установлена только административная ответственность (ст. 8.6 - 8.11 КоАП).
К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных биологических организмов, вредителей, уничтожение полезной почвенной фауны.

КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минприроды РФ от 20.12.1995 N 521 "Об утверждении Правил охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их применении, хранении и транспортировке" утратил силу в связи с изданием Приказа МПР РФ от 30.10.2003 N 973 "О признании недействующим Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. N 521".

4. Диспозиция комментируемой статьи бланкетная, поэтому для установления состава преступления необходимо обратиться к правилам обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами. Они изложены в указанных выше правовых актах и других подзаконных нормативных актах, таких как, например, Правила охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их хранении, применении и транспортировке, утвержденные Приказом МПР России от 20.12.95 N 521.
5. Преступление считается оконченным, если загрязнение, отравление или иная порча земли повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под вредом здоровью понимается заболевание, повлекшее тяжкий, средней тяжести или легкий вред здоровью хотя бы одного лица, расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности.
Вред окружающей среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций (см. коммент. к ст. 247). Между деянием и наступившими последствиями необходимо установить причинную связь.
6. Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден письмом МПР России и Роскомзема от 27.12.93 N 04-25/61-5678.
7. Размер вреда природной среде рассчитывается по методикам, указанным в коммент. к ст. 250.
О понятии зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации см. в коммент. к ст. 247.
8. С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 комментируемой статьи, совершаются как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 3 этой статьи - только неосторожно.
9. Субъект данного преступления - лицо, по роду своей работы использующее удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники агрохимслужбы, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов, лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и их применении. Ответственность за данное преступление установлена законом с 16 лет.
Об ответственности должностных лиц и лиц, наделенных управленческими полномочиями в негосударственных организациях, см. в коммент. к ст. 249 - 252.

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.



Комментарии к ст. 8.6 КОАП РФ


1. Целью данной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами охраны земли как важнейшего элемента окружающей среды от ухудшения ее качественного состояния. Сфера ее действия охватывает деятельность землепользователей, субъектов хозяйствования, в том числе промышленных предприятий, использующих земли или оказывающих воздействие на их состояние.

2. Статья содержит признаки двух формальных и двух материальных составов правонарушения, объединенных предметом посягательства (земли в целом и их составная, особо охраняемая часть - плодородный слой почвы), но различающихся по объективной стороне.

3. Объект правонарушения - отношения в области охраны земель (почв). Предмет - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей (см. ст. 6 ЗК РФ).

Составы в данной статье сформулированы таким образом, что предметом посягательства могут быть любые земли, а не только сельскохозяйственного назначения, поскольку их порча наступает в результате нарушения правил обращения не только с пестицидами и агрохимикатами, но и с другими опасными веществами. Следовательно, это земли и других категорий, выделенных по целевому назначению ст. 7 ЗК РФ: населенных пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Поскольку плодородный слой почвы как предмет правонарушения может быть снят, уничтожен, перемещен не только в ходе сельскохозяйственных работ, но и иной производственной (строительной, горнодобывающей и т.п.) деятельности, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не определяет, как и ЗК РФ, понятия плодородного слоя почвы, но разъясняет содержание термина "плодородие земель сельскохозяйственного назначения". Это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Следовательно, предметом правонарушения является та часть почвы, которая обладает указанной способностью.

4. Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Часть 4 ст. 13 ЗК РФ устанавливает, например, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Объективная сторона - деяние в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке, в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения площадок и т.п. плодородного слоя почвы. Цели действий и способы (вручную, транспортом и т.п.) для квалификации деяния значения не имеют: важно установить факт перемещения и отсутствие разрешения на него.

6. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. По объективной стороне - деяние в виде таких действий, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.

7. Порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами или агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - материальный состав, являющийся специальным по отношению к составам ст. ст. 8.2 и 8.3 (см. комментарий к ним).

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.

8. Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. Разновидностью порчи земель является захламление их отходами. В ч. 2 данной статьи указаны способы порчи земель в результате нарушения правил обращения с: а) пестицидами и агрохимикатами; б) иными опасными веществами; в) отходами производства и потребления (см. комментарий к ст. ст. 8.2 и 8.3).

9. Субъектами правонарушения по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица и юридические лица, а по ч. 2 - также индивидуальные предприниматели, ответственность которых предусмотрена Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ. Указанный Закон ввел новый вид наказания индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. ст. 3.2 и 3.12 КоАП РФ).

10. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

11. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных обеими частями данной статьи, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23.15), органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29). В случае если возникнет необходимость в применении более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 данной статьи), дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, –

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, –

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом преступления выступает экологическая безопасность, стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал земли.

Предметом данного преступления выступает земля. Статья 1 Земельного кодекса РФ говорит, что земля выступает как природный объект, охраняемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и является основой осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, одновременно является недвижимым имуществом, объектом права собственности.

Статья 12 Земельного кодекса РФ говорит о том, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Объективная сторона преступления выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Под отравлением земли следует понимать заболевание плодородного слоя земли в результате воздействия вредных веществ на нее.

Под загрязнением следует понимать внесение в землю загрязняющих веществ, то есть химических или биологических либо смеси таких веществ, которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Под иной порчей земли следует понимать захламление, нарушение земель, засоление, деградацию и т. п.

Под вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, по смыслу законодателя, следует понимать удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

Под удобрениями следует понимать органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений.

Под стимуляторами роста растений следует понимать такие вещества, которые ускоряют рост растений путем более быстрого деления клеток или растяжения клеток в длину.

Под иными опасными химическими или биологическими веществами следует понимать вещества, не входящие ни в одну из вышеперечисленных групп и могущие причинить вред здоровью человека или окружающей среде.

Под правилами обращения с вышеперечисленными веществами следует понимать правила, установленные в федеральных законах и иных нормативных актах, а также в подзаконных нормативно-правовых актах для каждого конкретного вида веществ.

Под транспортировкой следует понимать любое перемещение указанных веществ в пространстве, любым видом транспорта.

Под хранением следует понимать содержание веществ в объектах размещения указанных веществ (то есть в специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения веществ).

Под использованием следует понимать любое применение указанных веществ в сельском хозяйстве либо в любой иной деятельности.

Под причинением вреда здоровью человека следует понимать расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности, причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам100.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в возникновении заболеваний животных и растений, уничтожении животных и растений, уничтожении рыбных запасов и т. д.

Состав преступления материальный, то есть для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке повлекли отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, что в свою очередь должно повлечь причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Необходимо также установить причинную связь между деянием и последствием.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формами вины. Высказанное суждение о том, что данное преступление совершается с косвенным умыслом, представляется ошибочным101.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Часть 2 статьи 254 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак: те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Зона экологического бедствия - это официально объявленная часть территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Зоной чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Часть 3 статьи 254 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.



Просмотров