Вечные темы в преступление и наказание. Сочинение на тему: Образ «вечной Сонечки» в романе Ф

Проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы. Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе "Преступление и наказание".

Основная идея произведения

Другие образы в романе "Преступление и наказание" позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: "Станьте солнцем - и вас увидят". Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа "Преступление и наказание". Никогда не потеряют актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. И сегодня нам близки затронутые автором проблемы. В романе "Преступление и наказание" есть очень важные мысли, которые могут предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь.

Общая информация:

Летом 1865, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в июле 1864 Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием «Преступление и наказание». На тему же убийства Достоевского натолкнуло дело Пьера Франсуа Ласьера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.Роман печатался по частям с января по декабрь 1866 года. Достоевский много работал над романом, торопясь добавить к каждой очередной книжке журнала свежие главы. Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Печатался в «Русском Вестнике».

Замысел романа:

Достоевский в письме М.Н.Каткову (редактор «Русского вестника») описывал замысел романа :

«Действие современное, в нынешнем году . Молодой человек... по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе , решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху…

Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он – кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его... Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело.. .

Главный герой замышлялся именно как «новый» человек, поддавшийся «недоконченным» идеям . Следуя этим идеям, он доходит до отрицания окружающего мира.

Причины духовного кризиса эпохи Достоевский видел в наступлении периода человеческого уединения , о котором он подробно напишет в «Братьях Карамазовых»:

…впадают в совершенное уединение... всякий уединяется в свою нору, всякий от другого отдаляется, прячется и, что имеет, прячет и кончает тем, что сам от людей отталкивается и сам людей от себя отталкивает...

Уединение Раскольникова в комнатке-гробе оказывается знамением времени

Главный герой:

Задуман как представитель поколения разночинцев 60‑х гг . (легко становились фанатиками идеи) .

Недоучившийся студент => достаточно образован, чтобы самостоятельно мыслить. Не имеет четких духовных ориентиров. Знает жизнь только с негативной стороны (одиночество, нищета). Ему чужды вера и нравственные идеалы простых людей. => беззащитен против «отрицательных» идей, ему нечего им противопоставить. Превращается в раба идеи, утратившего свободу выбора: идя на убийство, ощущает себя приговоренным, которого везут на смертную казнь:

"Так, верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге", - мелькнуло у него в голове, но только мелькнуло как молния; он сам поскорей погасил эту мысль...

«Каморочное» происхождение идеи предопределяет ее абстрактность и бесчеловечность (эти качества присущи всем тоталитарным теориям в XIX и XX вв.).

Не случайно Достоевский дает Раскольникову следующую характеристику:

…он был уже скептик, он был молод, отвлеченен и, стало быть, жесток...

Однако Раскольников не простой нигилист . Он не строит планов социального переустройства общества и насмехается над социалистами :

Трудолюбивый народ и торговый; «общим счастьем» занимаются... нет, мне жизнь однажды дается, и никогда ее больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья»

Социализм в понимании Достоевского – попытка человечества «устроиться на земле без Бога», по своему земному разуму.

Раскольников воспринял нигилистические идеи глубже и основательней, нежели его современники-социалисты (социалист Лебезятников представлен карикатурно). Его идея выявляет глубинную сущность нигилизма , заключающуюся в отрицании Бога и возвеличивании «я». . «Если Бога нет, то все дозволено» – вот окончательная формула «высшего нигилизма», которую сформулирует в «Братьях Карамазовых».

Нигилизм губителен, ибо для русских характерны религиозность, невозможность жить без «высшей идеи» и стремление доходить в добре и во зле до «последней черты». Авторскую мысль проводит в романе Свидригайлов , объясняя Дуне преступление Р:

Теперь всё помутилось, то есть, впрочем, оно и никогда в порядке-то особенном не было. Русские люди вообще широкие люди... широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности.

Имя вызывает ассоциацию

  1. с раскольниками – фанатиками веры, добровольно уединившимися ради нее от общества.
  2. со словом «раскол» (раздвоенность между отзывчивым сердцем и теоретизирующим разумом).

Мысль о раздвоенности натуры героя формулирует Разумихин:

…угрюм, мрачен, надменен и горд; <...> мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда <...> просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются.

Проблематика:

Тематика произведения задана не только вечными вопросами, но и конкретно-историческими противоречиями.

Основу романа составляет философская проблематика . Автора занимает проблема свободы человеческой воли. Достоевский заставляет читателя задуматься о том, что такое свобода личности, существуют ли нравственные законы, которые человек не имеет права преступать , и является существование таких законов преградой к счастью.

Раскольников полагает, что именно нравственные законы превращают человека в «тварь дрожащую», мешают ему добиваться цели. Автор вместе с героями пытается ответить на вопрос, имеет ли человек право преступать какие-либо заповеди. Анализирует проблему с разных сторон. В центр повествования выдвинуты фигуры двух преступников . Если Раскольников задумывается не только о счастье своей семьи, но и о собственном счастье, то Соня совершает преступление во имя блага близких. Преступников в романе много больше . Подлежит суду за свои преступления Свидригайлов; Лужин, добропорядочный член общества, является, с точки зрения автора, преступником еще большим, чем Свидригайлов. Герой Достоевского – это прежде всего идейный преступник . Достоевский показывает, что Раскольников совершил преступление сначала в пространстве своего сознания, оно вошло в плоть и кровь героя. Удивительно не то, что он убил процентщицу, удивительно, как не убил мать и сестру. Человек, который намеренно впустил зло в душу, становится опасен: он разрешает себе все. Раскольников окончательно придет к этой мысли, когда встретится с философией Свидригайлова – философией вседозволенности (если Бога нет, то все дозволено).

Нравственная проблема . ПиН- полифонический роман , в котором автор, не навязывая своей точки зрения, тем не менее спорит с преступником. Сюжетом романа опровергает суждения героя. Раскольников начал что-то понимать только на каторге, однако история преображение героя оставлена за рамками романа. Достоевский показывает неправоту героя, разворачивая перед читателем картину нравственных мучений Раскольникова. Картины нравственных мучений доказывают, что герой разорвал связи между собой и миром, близкими . После преступления Раскольников не может видеть близких, они ему неприятны. Чувствует предельное одиночество.

"Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить ...

Теория Раскольникова явилась не только следствием общественных проблем , она расценивается как высшее проявление нравственной деградации общества . Теоретически и логически обоснованное разрешение на убийство. Идея носится в воздухе : студент и офицер формулируют ее раньше Раскольникова в беседе, состоявшейся после бильярда (Раскольников подслушивает)

Из странности. Нет, вот что я тебе скажу. Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, - с жаром прибавил студент.

Убедительность теории должна устрашать . Изумление выражается устами Разумихина. Антипод Раскольникова: простой разум, основанный на жизненном опыте, уважении и любви к людям, а не на умозрительных построениях

Нет, ты как-нибудь да увлекся! Тут ошибка. Я прочту... Ты увлекся! Ты не можешь так думать... Прочту.

Диссонанс между красотой доводов и неприглядностью убийства Лизаветы, похожей на ребенка

Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей , когда, они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать. И до того эта несчастная Лизавета было проста, забита и напугана раз навсегда, что даже руки не подняла защитить себе лицо…

Помним отношение Достоевского к детям.

Герой воспринимает свое страдание как слабость. С точки зрения автора, терзание Раскольникова есть проявление не слабости, а нравственного начала, которое живет в душе преступника и запрещает человеку использовать зло против зла. Сознание героя отмечено печатью противоречий: с одной стороны, Раскольников испытывает боль за оскорбленных, ненависть к угнетателям, а, с другой стороны, сам желает приобщиться к тем, кто унижает людей, распоряжается их судьбой.

Философия Лужина является воплощением «подлого» расчета , статистического подхода, «подлой арифметики», которую так не приемлет Раскольников.

Петр Петрович Лужин. Своеобразный двойник Раскольникова. Неудачливый жених Дуни. Более откровенный и менее масштабный эгоист, чем Свидригайлов.

Теория «целого кафтана» (пародия на теорию «разумного эгоизма» – популярна в нач. 60-х). Необходимо заботиться только о себе самом, благополучие личности – залог благополучия общества

В разговоре с Раскольниковым, Разумихиным и Зосимовым: Если мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? - продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы , по русской пословице.

Реакция Раскольникова значима: теория Лужина фактически разрешает убийство:

Да об чем вы хлопочете? - неожиданно вмешался Раскольников. - По вашей же вышло теории !

Как так по моей теории?

- А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать ... С образом Лужина входит тема нравственного состояния общества . Лужин охотно рассказывает о материалах уголовной хроники. Количество преступлений растет. Смысл проблемы уточняет ответная реплика Разумихина о том, как преступник объяснил причины, побудившие к подделке лотерейных билетов, банальным "поскорей захотелось разбогатеть".

Про моральность и добро:

Зло разъединяет людей, любовь и добро соединяют .

Соня блудница, но ее поступок продиктован желанием спасти близких. В отличие от Раскольникова, она не является идейной преступницей и осознает свою греховность. Зло не проникает в ее душу. Соня сопротивляется окружающей среде, не используя оружие зла, чем отличается от Раскольникова.

Соня – цельная личность, она лишена мучительных сомнений (другой тип характера – нерефлексирующий).

Писатель обнаруживает силы, которые позволяют человеку сохранить светлое начало даже в пространстве зла. В мире разврата, грязи можно обнаружить стремление людей к свету, добру – к солнцу.

Символика солнца очень важна. Порфирий Петрович призывает Раскольникова стать солнцем:

Не во времени дело, а в вас самом. Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем .

Солнце становится воплощением добра, истины и красоты. И солнце, и добро освещают мрачную жизнь людей. Автор видит свет и в душе героя, и в мрачном городе. Образы героя и города сопроникают: Петербург в романе символизирует пространство сознания Раскольникова. Граница между внешним и внутренним размывается. Солнце проникает в душу героя, и солнце иногда освещает улицы Петербурга.

О комнате старухи. Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем . "И тогда , стало быть, так же будет солнце светить!.." - как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова,

После преступления В эту минуту луч солнца осветил его левый сапог: на носке, который выглядывал из сапога, как будто показались знаки. Он сбросил сапог: "действительно знаки! Весь кончик носка пропитан кровью"; должно быть, он в ту лужу неосторожно тогда ступил...

Чтение героями Евангелия – это смысловой «центр тяжести» романа. В сцене чтения героями притчи о воскрешении Лазаря раскрываются мировоззренческие основы произведения.

Новый Завет принесла Соне Лизавета. Устанавливается духовная связь между убийцей и жертвой, между убийцей и блудницей.

Лизавета и Соня оказываются не просто знакомыми, а персонажами-двойниками . С их образами связана тема юродства , Раскольников обеих назовет юродивыми и себя тоже. В русской культуре это божий человек, который постигает иррациональные начала бытия.

Тема юродства сопряжена с темой «детскости» (характерно для Достоевского) Подчеркивается проявление чистоты, нравственного начала, простодушия, кажущейся наивности во внешности и в поведении взрослого человека. Лизавета, по словам Сони, «Бога узрит», поскольку чиста сердцем. В облике героев Достоевского проступает нечто детское. Детское угадывается и в поведении Раскольникова.

Причта символизирует возможность нравственного возрождения Раскольникова . Внутренний сюжет, заданный библейской традицией, в этой сцене выносится на поверхность.

Основания для сопоставления Раскольникова с Лазарем :

Раскольников духовно мертв после совершения преступления

Эпизод с чтением Евангелия отделяет от момента преступления 4 дня (Сестра Цифра «4» постоянно обыгрывается в романе: старуха жила на четвертом этаже; должен выйти на перекресток, поклонится на все четыре стороны.

Важен и образ гроба: Раскольников воспринимает свою комнату как гроб, благодаря чему параллель с притчей становится более явной.

Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание, - я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.

Квартира?.. - отвечал он рассеяно. - Да, квартира много способствовала... я об этом тоже думал... А если б вы знали, однако, какую вы странную мысль сейчас сказали, маменька, - прибавил он вдруг, странно усмехнувшись.

В притче упоминается камень:. Раскольников именно под камнем хранит вещи убитой старухи.

Воскреснет герой на каторге . Под воскресением, возрождением автор понимает покаяние и осознание содеянного .

+ социальная проблематика еще. В романе много неприглядных сцен, обнажающих проблемы общества.

Поэтика:

6 частей + эпилог. Одна из частей посвящена теме преступления, все остальные – теме наказания. Тема возрождения лишь намечена в эпилоге. Архитектоника привлекает внимание к цифровой символике, а именно:

Цифра семь имеет особую значимость:

Роман фактически семичастен: шесть частей и эпилог. Тема воскресения закономерно дается в эпилоге, то есть в седьмой части.

Раскольников должен искупить семью годами каторги преступление, которое совершил в семь часов вечера.

Раскольников узнает, что Лизаветы в семь часов не будет дома.

Семь лет жил Свидригайлов с Марфой Петровной.

Семь лет Раскольникову в сцене сна. Цифра «семь» сопутствует герою => герой в чем-то остается тем мальчиком: он способен сопереживать всем, кто мучается.

Плюс еще важна цифра 4, но про нее я уже не буду писать. И так много всего.

Д. строит роман как бы по образу и подобию музыкального произведения . «Главная партия» – история преступления и наказания, преступника и следователя. «Побочные партии» – истории женихов Дуни, двойников Раскольникова, семьи Мармеладовых. «Побочные партии» развиваются параллельно и пересекаются в одной точке романа – в тот момент, когда Лужин хочет оклеветать Сонечку.

Прием двойничества и прием антитезы как принцип организации художественного материала.

Внесюжетные элементы : исповедь, письма, сны

Хронотоп. Пространственно-временная организация материала.

Движение от замкнутого пространства к открытому : в эпилоге появляются образы реки, горизонта и некоего открытого пространства, символизирующего готовность героя прийти вновь к людям, вернуться к жизни, навсегда проститься со своей идеей, ассоциирующейся с замкнутым пространством.

Время то растягивается, то сжимается

Лейтмотивная структура произведения

Большинство формирующих элементов, а именно: сны, внутренние монологи, портреты, двойничество, антитезы итд служат ради психологизма и раскрытия внутреннего мира героя. Цель психологизма- обнаружить противоречия в сознании героя.

М. М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского».

Полифонический роман (противопоставляет монологическому). Герои спорят друг с другом и с самим автором. Голоса их равноправны . Авторский голос – один из многих, и читатель может с ним не соглашаться. Автор предлагает нам слышать все голоса, тогда как Толстой выполняет роль комментатора, судьи и постоянно оценивает героев. Бахтин утверждает, что у Достоевского диалог внесюжетен . Диалог выходит за рамки сюжета, шире, чем сюжет, и потенциально бесконечен.

Роман идей . Все герои – носители идей. Достоевского даже упрекали в том, что идея у него рождается раньше характера героя. Характер – есть иллюстрация идеи. Идею страдания иллюстрирует Миколка; идею бунта с истерикой – Катерина Ивановна; идею одновременного неприятия нищеты и погружения в нее – Мармеладов.

Роман является философским по основному конфликту.

Роман является психологическим

▬ Сам писатель был против такого определения:

Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой

Роман является социальным

Антидетектив (преступник известен с самого начала)

Специфика сюжета:

Определяется своеобразием психологизма Достоевского.

=> Сюжет развивается от катастрофы к катастрофе , герои лишаются стабильности бытия и вынуждены отчаянно искать ответы на неразрешимые вопросы.

Романное действие:

  • преступление Раскольникова, приведшее его на порог жизни и смерти,
  • смерть Мармеладова,
  • безумие и смерть Катерины Ивановны
  • самоубийство Свидригайлова.
  • Эпилог – болезнь матери Раскольникова.

Лишь Соне и Раскольникову удается выжить и спастись.

В промежутках между катастрофами происходят напряженные диалоги героев . Выделяются два разговора Раскольникова с Соней, два со Свидригайловым и три с Порфирием Петровичем.

Вторая беседа Раскольникова со следователем (когда тот доводит Раскольникова чуть ли не до помешательства, рассчитывая, что герой выдаст себя) является композиционным центром романа . Разговоры с Соней и Свидригайловым располагаются по одному до и после композиционного центра, обрамляя его.

Краткое содержание:

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок - послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених - расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу - никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать...»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле - рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» - «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона - и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин <…> громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», - не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни - Бога, творца единого по природе человечества, - и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь <…> воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу - Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним - пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни - единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в <…> бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца - к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие

Особое место в романе «Преступление и наказание» занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. «Вечная Соня» — назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других. В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Ли-завета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ива-новны, и Дуня, сестра Раскольникова. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит» — эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского.

Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. За-мученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью. Автор изоб-ражает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка: «Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком...». Но «...несмотря на свои восемнадцать лет» Соня нарушила заповедь «не прелюбодействуй». «Ты тоже преступила,... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загу-била жизнь... свою» — говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телом, а не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близ-ким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не поки-дали ее. Достоевский не показывает Соню «промышляю-щей», но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны. И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги: «Я не тебе поклонился, а всему страданию че-ловеческому поклонился». Соня всегда готова прийти на помощь. Раскольников, разорвав все отношения с людь-ми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и «нести свой крест».

Дуня Раскольникова — вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по-прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по-прежнему она не в состоянии была чем-то помочь брату. В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительны-ми, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жало-бы. Раскольников ясно понимает это: «...Сонечкин жре-бий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным».

В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, ду-мает Раскольников. Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на боль-шого ребенка. Лизавета — покорная раба своей сестры Алены. Автор отмечает: «Тихая такая, кроткая, безответ-ная, согласная, на все согласная».

В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: «Верная Лизаве-та! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими...» Особенно остро это ощущение ду-ховного родства Сони и Лизаветы дано в сцене призна-ния: «Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы уви-дел лицо Лизаветы». Лизавета стала «Соней», такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.

И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизаве-та, взаимо дополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования.

Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия» жизни России 60-х годов, книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества.

Создавая свое произведение, Достоевский хотел показать внутренний мир жителей Петербурга из бедных кварталов, условия, в которых они живут, их отношение к жизни, поиски выхода из мира расчета и наживы в царство настоящей, доброй правды. Это и стало основной идеей романа.

В романе все взаимосвязано: образ жизни, мысли, поступки. Живя в тесных каморках, не имея возможности уехать за город даже летом, люди живут в состоянии постоянного уныния, проводя большее свое время в пивных. Безысходность становится лейтмотивом романа. И неудивительно, что у одного из этих людей, Родиона Раскольникова, возникает идея изменить свое существование. Положение безнадежности, тупика толкает его на моральное преступление против самого себя.

Замысел его страшен, потому что к цели он идет, совершая убийство, но преследует благородные цели. Убив старуху, Родион собирался отдать деньги нуждающимся, опираясь на услышанные слова: «Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!» С другой стороны, он хотел проверить свою идею о существовании людей, которым разрешено совершать убийства, и людей, которые этого делать не могут. Кроме того, он хотел испытать на себе свою идею: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И, совершив преступление, Раскольников понимает, что принадлежит ко второму типу людей.

В романе одно из главных мест занимает религиозная тема. Своим преступлением Раскольников нарушает главные христианские заповеди. Одними из самых важных являются идеи смирения и раскаяния. Родион не понимает своей вины с этой точки зрения, а именно это, по мнению автора, заставляет героя мучиться, меняет его. жизнь.

Не только Родион Раскольников переступает через христианские заповеди, их нарушает и Соня Мармеладова.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, неспособная в мире наживы заработать денег честным трудом, вынуждена торговать собой, преступая нравственные законы. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в Соне, поднимает этот образ до символа страдания человеческого. Страдание слилось для Достоевского с любовью. Соня - олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь. Кроме того, Соня очень религиозна, она свято верит в существование святых и во все, о чем написано в Библии. Через эту веру она находит свое успокоение. Родион терпит муки, потому что у него нет той поддержки, какая есть у Сони со стороны Бога. Чтобы облегчить мучения Раскольникова, Соня предлагает ему публично покаяться - это тоже одна из христианских традиций. Однако, заметив, что его не понимают, Раскольников оставляет эту затею.

Все дело в том, что причина его переживаний заключается в нем самом. По характеру Родион Раскольников добрый, мягкий человек, тому подтверждение его поступок в доме Мармеладовых, когда он отдает свои последние деньги.

Совершая преступление, он делает что-то противоестественное по отношению к себе же. Раскольников испытывает отвращение и ненависть и к себе, и ко всем.

Сон, приснившийся накануне убийства, про жестокое убийство лошади говорит, что героя возмущает насилие над живым существом. Достоевский усугубляет положение героя, хочет до конца показать, что происходит с человеком, переступившим запретную черту, человеческую природу, поставившим себя наравне с Богом, создавшим людей. Мало того что у Раскольникова после убийства начинается нервное расстройство, с ним происходит самое страшное, что может быть: он теряет связи с окружающими людьми, отрезает себя «ножницами» от тех, кому сострадал. И уже самые близкие люди не в силах ему помочь.

Высок в нравственном отношении Порфирий Петрович. Познакомившись с Раскольниковым, он понимает, что это и есть убийца. Но следователь также увидел, что Родион не обычный преступник, который убил с целью грабежа. В нем заговорила профессиональная гордость: он захотел, чтобы Раскольников сам признался в своем преступлении.

Этим он помог и герою, и не только потому, что тот пришел с повинной, это повлияло на мнение героя о своем преступлении. Хотя раскаяние придет гораздо позже, эти дни тяжелых раздумий стали первыми шагами к нему, к раскаянию.

В романе показаны три идеи: идея Сони о смирении, о всемогуществе Бога, а также идея Свидригайлова, с ее амбициозной направленностью, что он самый, самый... Между ними идея Раскольникова. Это потому, что Сонино видение мира возвышенно, а Свидригайлова - низко, Родион же совершает низкое дело, но с возвышенными мотивами.

Однако герой не таков, чтобы его сломала тоска и одиночество. Он стремится снова почувствовать себя «прежним человеком», идет к Мармеладовым, идет к Соне...

Это самая необыкновенная героиня романа, отличающаяся от всех других действующих лиц: «...испуганно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Соня такая же бедная, как и другие, окружающие ее люди, но она видна в серой толпе, как будто от нее исходит внутренний свет».

Именно свет Сониной идеи озаряет весь роман, потому что это идея мира, добра и любви.

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль за человечество слышится в горьком раздумье Раскольникова!

Но спасение Родиона именно в этой Сонечке. Достоевский был убежден, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучше. Объединило оно и Соню с Раскольниковым. Пожалуй, нет сильнее и непоколебимее идеи, в основе которой лежат силы, делающие людей счастливее.

В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях. многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В «Преступлении и наказании» встречается четыре сна Родиона Раскольникова, но мы рассмотрим и проанализируем первый сон, описанный Достоевским в начале романе.

Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена»маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и добивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.

Атмосфера происходящего раскалена сильнейшими чувствами. С одной стороны, это злостная, агрессивная страсть разнузданной толпы, с другой - невыносимое отчаяние маленького Роди, сотрясающее его сердце жалостью к «бедной лошадке». И в центре всего - ужас и слезы добиваемой клячи. Не случайно, создавая эту страшную картину, Достоевский использует очень много восклицательных знаков.

Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое. Сны не подчиняются разуму, в них раскрывается натура человека, и мы видим, что убийство отвратительно душе и сердцу Раскольникова. Но в реальности мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают думать об убийстве и его полезности, заглушать муки натуры.

Достоевский вкладывает в первый сон главного героя свои мысли о причинах преступления и о противоестественности убийства.

Родной городок - это символ и самого Петербурга. Кабак, пьяные мужики, удушливая атмосфера - все это неотъемлемые составляющие Петербурга времен Достоевского. Автор считает, что Петербург является причиной и соучастником преступления Раскольникова. Город своей атмосферой, мнимыми тупиками, жестокостью и безразличием действует на главного героя, вовлекая его в болезненное состояние возбуждения. Именно это состояние подталкивает Раскольникова к созданию теории, которая овладевает его разумом и повелевает им самим.

Сон множеством нитей связан с тем, что произойдет потом в реальности романа. Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще Ли-завету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы. Потом умирающая Катерина Ивановна выдохнет вместе с чахоточной кровью: «Заездили клячу!» Но Раскольников в этой странной реальности выступит уже как палач, как часть грубого, жестокого мира, присвоившего себе право убивать, все равно как: на спор ли, изобретая ли теории о сильных и слабых личностях.

Сон главного героя описан автором со всеми подробностями и напоминает сцену из стихотворения Н. А. Некрасова «О погоде». Действие сна разворачивается последовательно, в отличие, например, от сна Николеньки в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», где происходящие события лихорадочно сменяют друг друга. Но первый сон Раскольникова не является единственным: за ним последуют еще три сновидения, и каждое из четырех имеет свое значение.

Первый сон главного героя сыграл важную роль в дальнейшем произведении, так как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя». И наказан Раскольников будет в первую очередь тем, что его сердце не примет преступления. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом сне, - страшное преступление не свершилось бы.

Если домашнее задание на тему: » Основные идеи романа «Преступление и наказание» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

    • Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание") "Преступление

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

/ / / Нравственные проблемы в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» затронул глубокие нравственные проблемы. Автор рассмотрел социальные несправедливости того времени, в которое он жил и творил. Впрочем, эти проблемы были, есть и будут. Писателя тревожит отсутствие нравственности, которое царит в разных общественных слоях, власть денег, которая формирует неравенство людей в отношении друг друга. Эти бумажки ценятся превыше всего.

В судьбе главного героя анализируемого произведения, общество сыграло не последнюю роль. Молодой человек уверен, что совершаемое им убийство необходимо. И идет на этот шаг.

Им движет мысль, что таким образом он сможет помочь всем униженным и оскорбленным. Родион ощущает свою силу и значимость.

Но теории несостоявшегося «Наполеона» не суждено воплотиться в жизнь. Она не логична уже в своей основе. Именно это теперь причина всех мучений и страданий Родиона. Он осознает, что зря совершил грех, что он и есть та самая «дрожащая тварь» и никаких прав на решение чьих-то судеб он не имеет.

Достоевский в своем произведении не берет в расчет юридическую составляющую, его интересует преступление против нравственных законов.

Главный герой, хотя и такой молодой, равнодушен к людям, в его жизни нет любви. Убийство другого человека в данном случае равносильно убийству самого себя. Это преступление сделало совершенно пустой душу и жизнь Раскольникова. Автор понимает, что необходим человек, который тоже много страдал, но остался чист нравственно. Только он сможет спасти Родиона. И этим человеком становится Соня Мармеладова. Девушка будто ангел-хранитель наполняет жизнь молодого человека смыслом, заполняет всю ту пустоту, которая была до нее.

Не отличается внешней красотой, да это и не важно для Достоевского. Главное, что она прекрасна в душе. Слабая девушка несет на себе непосильную ношу. Деньги, заработанные распутством, она отдает пьянице-отцу, Катерине Ивановне и ее маленьким детям. Соня – жертва, которая безропотно подчиняется правилам жизни. Этот персонаж самый искренний, добрый и чистый в романе Достоевского, она готова помогать всем и каждому, сострадать и переживать.

Девушка сильна своей верой, и именно она вытаскивает Раскольникова из тьмы, в которую он сам себя загнал.

Благодаря ей Родион идет признаваться в совершенном преступлении. Соня не боится разлуки с любимым, она решает пройти и этот путь на каторге вместе с ним, разделить с ним все лишения и тяготы. Молодой человек сначала равнодушно принимал все эти знаки внимания, ласку и заботу. И только лишь постепенно оттаял душой, смягчился. В нем зародилось чувство, которое он никогда раньше не испытывал, Родион полюбил. Росток любви в сердце Родиона Раскольникова помог ему начать новую жизнь, возродить нравственное начало в его душе, раскаяться в совершенном преступлении.



Просмотров