Виды административных наказаний порядок наложения. Правила наложения административных наказаний

Вопрос. Правила наложения административных наказаний.

Виды административных наказаний.

Вопрос. Виды административных наказаний.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания , предусмотренные статьёй 3.2 КоАП РФ:

1. Предупреждение - выносится письменно.

2. Административный штраф - устанавливается, как правило, в размере от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а в некоторых случаях - и в большем размере.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, применяется на срок от 15 дней до 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом).

6. Административный арест - устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток (а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток). Административный арест назначается районным судом или мировым судьёй.

7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - применяется при незаконном въезде в РФ.

8. Дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ предусматривает ряд ограничений применения административных наказаний. Например, административный арест не может применяться к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп.

Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении. О совершении административного правонарушения, как правило, составляется протокол. О вынесении административного наказания, как правило, выносится постановление. Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим административную ответственность. При наложении наказания учитываются характер совершённого правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие ответственность (например, устранение причинённого вреда, совершение правонарушения несовершеннолетним) и отягчающие ответственность (например, продолжение противоправного деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его, совершение правонарушения группой лиц).

При наложении административного наказания учитываются следующие обстоятельства:

1. Характер совершенного правонарушения, т.е. устанавливается его общественная значимость, степень общественной опасности, важность нарушенных правил и наличие вредных последствий правонарушения.

2. Личность правонарушителя, его общественную опасность, семейное, имущественное и должностное положение.

3. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его,

Повторность,

Вовлечение в правонарушение несовершеннолетнего,

Совершение правонарушения группой лиц,

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или чрезвычайного положения,

Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Список отягчающих обстоятельств считается закрытым и может быть дополнен только законом.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность предусмотрены ст. 4.2 КоАП РФ, согласно которой обстоятельствами, смягчающими административную ответственность являются:

Чистосердечное раскаяние виновного,

Добровольное прекращение противоправного поведения,

Добровольное сообщение лицом о совершенном правонарушении,

Добровольное возмещение вреда, причиненного правонарушением,

Оказание лицом содействия в установлении обстоятельств правонарушения,

Предотвращение вредных последствий,

Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу предписания об устранении допущенного нарушения,

Совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств,

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним,

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Согласно закону перечень смягчающих обстоятельств является открытым, т.е. судья, орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении могут признать смягчающими обстоятельства, не предусмотренные законом.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ административное наказание налагается не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее 2-х месяцев со дня его обнаружения.А в случаях наложения административных наказаний судом не позднее 3 месяцев. За совершение отдельных правонарушений предусмотрены другие сроки давности, так за совершение налоговых, валютных правонарушений - 1 год, бюджетных - 2 года, коррупционных - 6 лет. В случаях отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела и привлечении виновного к административной ответственности вышеуказанные сроки, исчисляются со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.



Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, подвергнутое административному наказанию, если в течение года после этого не совершил нового правонарушения, аналогичного предыдущему, считается не привлекавшимся к административной ответственности. В противном случае повторное совершение административного правонарушения рассматривается как отягчающее обстоятельство.

По общему правилу административное наказание налагается самостоятельно за каждое совершенное административное правонарушение, однако согласно ст. 4.4 КоАП РФ в случае, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание налагается в пределах санкции, установленной за наиболее значительное из совершенных правонарушений, при этом к основному наказанию может быть присоединено дополнительное, предусмотренное санкцией за любое из совершенных правонарушений. В качестве дополнительных наказаний могут применяться: конфискация орудием совершения или предмета административного правонарушения и административное выдворение за пределы РФ.

Наказания назначаются с учетом личности виновного, его материального положения, имущественного положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, в пределах, установленных законом.

Назначение наказания не освобождает лицо от исполнения обязанностей.

Смягчающие обстоятельства (открытый перечень):

  1. раскаяние лица;
  2. добровольное сообщение о совершенном правонарушении;
  3. предотвращение лицом вредных последствий, добровольное возмещение причиненного вреда;
  4. совершение правонарушений в состоянии сильного душевного волнения, либо при стечении тяжелых жизненных обстоятельств;
  5. совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Смягчающими могут быть признаны и другие обстоятельства (состояние здоровья, престарелый возраст и т.п).

Отягчающие обстоятельства (закрытый перечень):

1. продолжение противоправного действия, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его;

2. повторное (в течение 1 года) совершение однородного правонарушения;

3. вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4. совершение правонарушения группой лиц;

5. совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6. совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Состояние опьянения может признаваться отягчающим обстоятельством в зависимости от характера правонарушения.

Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим. Указанные обстоятельства не учитываются как отягчающие, если указано в качестве квалифицирующего признака состава правонарушения (например, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения - в данном случае состояние опьянения – не отягчающее обстоятельство, а основной признак состава правонарушения).

Основные сроки.

Постановление об административном правонарушении должно быть вынесено не позднее двух месяцев с момента совершения, обнаружения правонарушения, прекращения или отказа в возбуждении уголовного дела при наличии признаков административного правонарушения. Если дело рассматривается судьей – 3 месяца.

За особо значимые для государства правонарушения (налоговые, таможенные, антимонопольные), и если требуется проведения экспертиз (пожарная безопасность, телесные повреждения при ДТП) – 1 год.

Если правонарушение влечет дисквалификацию - срок 1 год.

Срок, по истечении которого лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности – 1 год с момента исполнения постановления о назначении наказания.



Возмещение ущерба и морального вреда.

В постановлении о назначении наказания может быть решен вопрос о возмещении материального ущерба, если дело рассматривается судьей, и если нет спора между сторонами. В других случаях дело рассматривается в гражданском процессе. Споры о моральном вреде рассматривается по правилам гражданского судопроизводства.

Обстоятельство, исключающие ответственность – крайняя необходимость, т.е. формально в деянии есть все признаки состава правонарушения, но вред, причиненный правонарушением значительно меньше вреда предотвращенного, и устранить более значительный вред другими способами невозможно (например, водитель выехал на встречную полосу, чтобы не сбить пешехода – крайняя необходимость).

Обстоятельство, освобождающее от ответственности – малозначительность. В этом случае орган, рассматривающий дело, может ограничиться устным замечанием.

Обстоятельства, ограничивающее ответственность – признаки особого субъекта.

Дисциплинарная и материальная ответственность в государственном управлении.

Дисциплинарная ответственность в государственном управлении.

Дисциплинарная ответственность (по общему правилу) – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работников своих обязанностей перед работодателем.

Основание дисциплинарной ответственности – нарушение дисциплины, т.е. дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

Признаки дисциплинарной ответственности:

1) наступает в рамках определенного коллектива,

2) субъектом правоприменения является субъект дисциплинарной власти, а субъект ответственности находится в служебном подчинении;

3) дисциплинарные взыскания налагаются и действуют, пока гражданин находится в этом устойчивом коллективе;



4) большой объем моральных санкций (например, выговор).

Дисциплинарная ответственность в государственном управлении – наложение дисциплинарных взысканий субъектом дисциплинарной власти (руководителем государственного органа) на государственных служащих, совершивших дисциплинарные и иные проступки, и подчиненных по службе.

Основанием дисциплинарной ответственности государственных служащих является служебный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Система дисциплинарных взысканий зависит от вида государственной службы.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности (виновный включается в резерв для занятия иной должности на конкурсной основе);
  5. увольнение по основаниям:

Неоднократное неисполнение обязанностей;

Появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);

Хищение по службе;

Разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны;

Выделяют также основания увольнения для руководителей:

Принятие необоснованного решения, повлекшего утрату имущества;

Однократное грубое нарушение обязанностей.

1) Виновный гражданский служащий дает объяснение в письменной форме. В случае отказа составляется соответствующий акт.

2) Назначается проведение служебной проверки, учитываются все юридически значимые обстоятельства (степень вины, условия и др.).

3) Виновный гражданский служащий может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной проверки (не более чем на 1 месяц - максимальное время проверки) с сохранением денежного содержания в полном объеме.

4) Взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения, не считая времени отсутствия по уважительным причинам (отпуск, болезнь, уход за больным и т.п.).

4) Копия акта вручается виновному под расписку не позднее 5 дней.

5) Гражданский служащий вправе обжаловать акт о назначении наказания в комиссию по служебным спорам или в суд.

Если в течение 1 года с момента применения наказания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Руководитель государственного органа вправе досрочно снять дисциплинарное взыскание

По собственной инициативе;

По ходатайству непосредственного руководителя виновного;

По письменному заявлению самого государственного гражданского служащего.

2. Дисциплинарная ответственность правоохранительных служащих (на примере МВД).

Виды дисциплинарных взысканий:

1. замечание;

2. выговор;

3. строгий выговор;

4. предупреждение о неполном служебном соответствии;

5. понижение в должности;

6. понижение в специальном звании на 1 ступень;

7. лишение нагрудного знака;

8. увольнение из органов внутренних дел.

Для учащихся учебных заведений МВД также установлены наряд вне очереди и отчисление из учебного заведения.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий:

1) взыскания объявляются приказами. При этом замечание, выговор и наряд вне очереди может быть объявлен устно;

2) истребуется у виновного письменное объяснение;

3) срок вынесения приказа – 10 суток;

4) наказание приводится в исполнение немедленно, но не позднее 1 месяца со дня вынесения приказа;

5) сведения о проступке заносятся в учетную карточку.

Досрочное снятие взыскания возможно в порядке поощрения.

Дисциплинарное взыскание считается снятым по истечению 1 года с момента наложения (а устное – по истечении 1 месяца), если не было совершено другого дисциплинарного проступка.

Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить, усилить взыскание, которое было наложено нижестоящим начальником.

Сотрудники милиции вправе обжаловать решение в вышестоящий орган (вплоть до МВД) или в особых случаях - в суд.

Особенности:

В органах внутренних дел создаются «суды чести», которые рассматривают дела:

1. о нарушениях служебной дисциплины;

2. о недобросовестном отношении к исполнению служебных обязанностей;

3. о совершенных правонарушениях работником милиции;

4. о недостойном поведении в свободное время.

«Суд чести» не рассматривает материалы, по которым назначены дисциплинарные взыскания.

«Суд чести», установив виновность, вправе объявить общественное порицание; возбудить ходатайство о лишении нагрудного знака, понижении в должности, понижении в звании, перемещении по службе, увольнении или отчислении.

«Суд чести» может ограничиться обсуждением.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Основания:

Дисциплинарный проступок – нарушение дисциплины, норм морали и воинской чести, общественного порядка.

Перечень дисциплинарных взысканий зависит от статуса военнослужащего:

Воинское звание;

Вид службы (по призыву или по контракту).

Виды дисциплинарных взысканий:

I. за простые дисциплинарные проступки применяются выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения, сокращение очередного отпуска, назначение наряда вне очереди.

II. за грубые проступки применяются лишение нагрудного знака отличия; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; понижение в воинском звании на 1 ступень; понижение в звании с переводом на низшую должность; досрочное увольнение в запас с военной службы (не применяется к военнослужащим по призыву и к высшим офицерам).

Также применяются следующие меры воздействия :

1. предупреждение;

2. замечание;

3. строгое указание на упущение по службе;

4. напоминание об обязанностях и воинском долге;

5. запрет ношения военной формы для лиц, состоящих в запасе или в отставке и совершившие проступки, порочащие воинскую честь;

6. военнослужащие могут быть отстранены от должности в случаях, не терпящих отлагательств.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий:

1) взыскания объявляются письменно (приказ) и устно (на совещании, перед строем);

2) сроки – не позднее 10 суток с момента обнаружения проступка (например, если военнослужащий был обнаружен в состоянии опьянения, то этот срок начинают отсчитывать с момента отрезвления);

Военнослужащие вправе обжаловать наказание в течение 10 дней с момента наложения взыскания.

Взыскание снимается через 1 год – срок, после которого лицо считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если не было совершено других проступков, а также досрочно в порядке поощрения.

Особенность: у военнослужащих существует товарищеские суды, которые рассматривают дела о поведении военнослужащих на службе, и во внеслужебное время.

Товарищеский суд может объявить:

Общественное порицание;

Возбудить ходатайство о применении соответствующей меры дисциплинарного взыскания.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые его размеры. Необходимо также учитывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ограничено:

выбором одного из альтернативных основных наказаний, предусмотренных санкцией статьи;

применением или неприменением дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи;

индивидуализацией наказания в пределах его минимальных и максимальных размеров.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом к числу характеристик личности, указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение данному лицу административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность пункт 3 статьи 4.1. КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает негативное отношение к содеянному и его последствиям, осознание противоправности своего действия или бездействия. Раскаяния правонарушителя проявляется в его определенных активных действиях.

К таким действиям прежде всего относится добровольное заявление лица о совершении им административного правонарушения. Данное правонарушение по собственной воле (хотя и не обязательно по собственной инициативе) обращается с соответствующим заявлением к судье, органу, должностному лицу, которые правомочны возбудить дело об этом правонарушении или возбудить дело и рассмотреть его.

Другими проявлениями раскаяния являются: способствование нарушителя осуществлению производства по делу об административном правонарушении, всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела; добровольное объяснение причин совершенного правонарушения; своевременная и по собственной инициативе выдача орудий и предметов административного правонарушения и др.

Предотвращение вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда свидетельствует о том, что лицо осознает содеянное им, желает минимизировать ущерб и предпринимает для этого конкретные действия. Для предотвращения вредных последствий лицо, совершившее административное правонарушение, должно предпринять меры к тому, чтобы таких последствий не возникло, Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранения причиненного вреда - действия правонарушителя, направленные на ликвидацию уже наступивших вредных последствий. Такое возмещение предполагает либо компенсацию стоимости поврежденного, либо предоставление равноценного имущества.

Под состоянием сильного душевного волнения понимается состояние физиологического аффекта, который характеризуется эмоциональной вспышкой высокой степени. Физиологический аффект выводит психику человека из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, в определенной степени нарушает избирательность в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку своих поступков, лишает человека возможности твердо и всесторонне взвесить последствия своего поведения. В состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и опасность своих действий, руководить ими в значительной степени понижена, что является основанием для признания совершения правонарушения в этом состоянии обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

От физиологического аффекта следует отличать патологический аффект, который представляет собой расстройство психики с наступлением глубокого помрачения сознания. В результате этого человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым и освобождается от административной ответственности.

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами понимаются неблагоприятные факторы, под давлением которых лицо совершает то или иное действие (бездействие). Стечением тяжелых личных и семейных обстоятельств могут признаваться случаи внезапной тяжелой болезни самого лица, совершившего административное правонарушение, или его близких родственников, серьезные семейные конфликты, неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на работе, острый недостаток средств к существованию и др.

Наконец, как уже отмечалось, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, - совершение административного правонарушения несовершеннолетним, а также беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Первое обстоятельство обусловлено тем, что сознание лиц в возрасте от 16 до 18 лет еще находится в стадии становления и несовершеннолетний вследствие недостатка жизненного опыта не всегда может объективно оценить сложившуюся ситуацию. Поэтому требуется, чтобы судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, всесторонне изучили обстоятельства совершенного правонарушения и данные, характеризующие личность нарушителя.

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка пункт 5 статьи 4.2. КоАП РФ, относится к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, прежде всего исходя из заботы о здоровье женщины и ребенка, интересов малолетних детей, Кроме того, формулируя это положение, законодатель учитывал, что беременность с физиологической точки зрения является особым состоянием женщины. При беременности нередко появляются повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, переменчивость в настроении. Эти особенности могут толкнуть женщину на совершение необдуманных поступков, вызвать неадекватность реакции на те или иные внешние факторы.

Говоря о наличии малолетнего ребенка как обстоятельстве, смягчающим административную ответственность, важно напомнить, что, согласно статье 28 Гражданского кодекса РФ, под малолетним понимается несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста. Между тем в ранее действовавшем КоАП РСФСР обстоятельством, смягчающим ответственность за административное правонарушение, признавалось совершение правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Здесь воочию видна тенденция гуманизации российского законодательства.

Большинство из перечисленных обстоятельств могут быть учтены только в отношении физического лица. К юридическим лицам применимы лишь предотвращение вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и другие обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Согласно статье 4.3. КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицу уже назначалось административное наказание, по которому не истек предусмотренный статьёй 4.6. КоАП РФ и рассмотренный ниже срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

вовлечение несовершеннолетнего лица в административное правонарушение;

совершение административного правонарушения группой лиц;

совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Однако судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим.

Отмечу, что отягчающие обстоятельства свидетельствуют либо об устойчивой противоправной установке нарушителя, либо о потенциальной возможности причинением проступком существенного вреда. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц его прекратить, показывает, что правонарушитель осознает противоправность своего поведения, не желает от него отказываться даже после соответствующего законного требования.

Совершение административного правонарушения группой лиц свидетельствует об определенной организации, объединений усилий для противоправного действия или бездействия. Групповые правонарушения традиционно считаются более опасными, что применимо как к проступкам, так и к преступлениям. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия, которыми признаются наводнения, пожары, землетрясения и т.д., или при других чрезвычайных обстоятельствах (при чрезвычайном или военном положении, техногенных катастрофах и др.), осложняет правоохранительным органам возможность противодействовать незаконному поведению.

Указанные отягчающие обстоятельства, перечисленные в статье 4.3. КоАП РФ, являются исчерпывающими, никакие другие факторы нельзя трактовать в качестве таковых. Учет отягчающих обстоятельств позволяет усилить административную ответственность в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, применить дополнительное наказание.

Однако перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение правонарушения. Например, совершение административного правонарушения при чрезвычайных обстоятельствах не признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения (статья 20.5. КоАП РФ).

Как уже отмечал выше, что лицо, признанное невменяемым, освобождается от административной ответственности. Согласно статье 2.8. КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

В доктрине административного права принято выделять два критерия невменяемости: юридический (психологический) и медицинский (биологический). Юридический критерий означает неспособность лица понимать фактический характер своих действий и руководить ими, а медицинский - наличие у лица болезненного состоянии психики, обусловленного хроническим или временным психическим расстройством, слабоумием. Юридический критерий невменяемости определяется наличием двух моментов: интеллектуального (отсутствием у физического лица осознания фактической стороны совершаемого действия) и волевого (неспособность лица руководить своими действиями, контролировать поведение). Для констатации юридического критерия достаточно наличие одного из указанных моментов. Для признания же лица невменяемым необходимо установить совокупность юридического и медицинского критериев невменяемости.

Не подлежит также административной ответственности лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значительный, чем предотвращенный вред. Согласно статье 2.7. КоАП РФ причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением.

При этом необходимо различать правомерные действия в условиях крайней необходимости и превышение пределов крайней необходимости. Последнее означает причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности. Принято выделять следующие условия правомерности действий в состоянии крайней необходимости:

опасность должна быть не абстрактной, а вполне конкретной, содержащей непосредственную угрозу причинения вреда данному лицу или другим лицам, а также охраняемым законом интересам общества или государства;

опасность при данных обстоятельствах не может быть реально и своевременно устранена иными средствами, т.е. не наносящими вреда иному правовому благу или охраняемым правом интересам других лиц;

причиненный вред должен быть менее значителен, чем предотвращенный. При сопоставлении вреда следует исходить из того, что жизнь и здоровье человека всегда выше имущественных интересов. Если же сопоставляются материальные ценности, надо исходить из оценки стоимости спасенного и поврежденного (утраченного) имущества.

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут также освободить лицо, совершившее административное правонарушение, об административной ответственности и ограничится устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения. При этом должен учитываться прежде всего характер совершенного правонарушения. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то обстоятельство, что оно при формальном наличие всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства.

Анализируя общие правила назначения административного наказания, необходимо затронуть вопрос об административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Такие субъекты, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ указанные в статье 2.6. КоАП РФ административные правонарушения, также подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается согласно нормам международного права.

Важным принципом административной ответственности, базирующимся на принципе, присущем юридической ответственности в целом, является недопустимость удвоения административной ответственности. С учетом статьи 4.1. КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из установленных в Особенной части КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административной ответственности. Назначение двух основных административных наказаний неправомерно, поскольку в этом случае ответственность удваивается. Назначение двух дополнительных наказаний без основного также неправомерно.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом для уяснения правил назначения административного наказания при совершении нескольких административных правонарушений важно разобраться в том, что такое множественность проступков. Под множественностью понимается ситуация, при которой каждое совершенное лицом деяние образует состав правонарушения и квалифицируется по самостоятельной статье КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. При этом имеются в виду правонарушения, за которое лицо не подвергалось административному наказанию, и сроки давности привлечения к административной ответственности по которым не истекли.

Множественность административных правонарушений имеет две формы: совокупность и повторность.

Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности. При совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них. Таким образом, в отличие от уголовного административное законодательство не предусматривает возможности сложения наказаний. Исключения составляют случаи, когда лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом. При этом, согласно части 2 статьи 4.4. КоАП РФ, наказание назначается в пределах только одной санкции.

В ранее действовавшем КоАП РСФСР содержалась специальная оговорка о том, что в подобной ситуации к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Сейчас такая возможность отсутствует.

Под повторностью понимается совершение нового административного правонарушения после привлечения лица к ответственности за предыдущее. При назначении административного наказания повторность может служить отягчающим обстоятельством или квалифицирующим признаком.

Примером второго случая является приведенная выше норма, в соответствии с которой нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет его дисквалификацию (часть 2 статьи 5.27. КоАП РФ). В случае первого подобного нарушения в соответствии с частью 1 этой же статьи максимально возможное наказание составляет штраф в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, за совершение правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок, предусмотрена повышенная административная ответственность.

Таким образом, порядок наложения административного наказания строго закреплен в законодательстве. Правовой институт административного наказания должен основываться на законе и справедливости с целью правомерного требования от граждан соблюдения этого закона.

КоАП в главе 4 регламентирует правила наложения административных наказаний. К ним относятся:

1) общие принципы наложения наказаний;

2) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

3) исчисление сроков при наложении наказаний.

Наказания за административные правонарушения налагаются в пределах, установленных нормативным актом. Общие правила наложения наказания конкретизируют принципы гуманизма, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушений и личности правонарушителя. Законность при наложении наказания означает, что суд, орган или д/л м использовать только то наказание и в тех пределах, которые установлены в нормативном акте. При этом существует ряд гарантий:

1) в КоАП установлен исчерпывающий перечень наказаний;

2) в каждой правовой норме закрепляется вид и размер наказания;

3) при альтернативных наказаниях м б наложено только 1 основное или 1 основное и 1 дополнительное наказание.

Индивидуализация ответственности выражается в том, что при назначении наказаний физическому лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) личность правонарушителя;

3) его имущественное положение;

4) смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При назначении наказаний юр лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) имущественное и финансовое положение;

3) отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Орган, д/л или суд, определяя размер наказания не вправе превысить установленный предел или назначить его ниже минимума. Если же в ходе разбирательства орган, д/л или суд придет к выводу о нецелесообразности наложения наказаний на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо от административной ответственности по малозначительности.

КоАП РФ устанавливает смягчающие обстоятельства:

1) раскаяние;

2) добровольное сообщение о правонарушении;

3) предотвращение вредных последствий;

4) совершение правонарушения в состоянии аффекта или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) несовершеннолетие при совершении правонарушения;

6) беременные женщины или женщины, имеющие малолетнего ребенка.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым.

Отягчающие обстоятельства:

1) продолжение противоправного поведения после предупреждения;

2) повторное в течение года совершение нового административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетних;

4) группой лиц;

5) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) в состоянии опьянения.

Перечень является закрытым.

Совершение правонарушения в состоянии опьянения м и не учитываться в качестве отягчающего обстоятельства.


Постановление по делу об административном правонарушении не м б вынесено по истечении 2х месяцев со дня совершения административного правонарушения. Исключения:

I. Срок давности привлечения к административной ответственности равен году за нарушение законодательства:

1) о внутренних морских водах;

2) континентальном шельфе;

3) о несостоятельности банкротства;

4) миграционных правил;

5) о защите прав потребителей;

6) и т.д. см. ч. 1 ст. 4.5.

II. Срок давности составляет год при применении дисквалификации.

III. При длящемся правонарушении срок давности составляет год.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела и при наличии состава правонарушения срок давности исчисляется со дня отказа в возбуждении уголовного дела.

Срок погашения административного наказания – 1 год. Лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности если в течение года после исполнения наказания оно не б вновь привлечено к административной ответственности.

При совершении 1м лицом 2х и более административных правонарушений наказание налагается отдельно за каждое, однако кодекс устанавливает возможность поглощения административных наказаний: если 2 и более правонарушения рассматриваются 1м и тем же органом или д/л, наказание налагается в пределах санкции, предусматривающей ответственность за более серьезное правонарушение.



Просмотров