Власти города исполнительный орган государственной. Виды органов исполнительной власти

Налоговая система Франции формировалась не один десяток лет, отражая исторические особенности страны. В ее основе, как и в остальных странах Западной Европы, лежит теория налогообложения А. Смита 2 .

Налоги - главный источник формирования дохода бюджета Франции, обеспечивающий его более чем на 90% 3 . Ставки налогов могут ежегодно меняться в зависимости от состояния экономики и социальной политики государ­ства. Решение об их размерах принимается на ежегодной Национальной ассамблее одновременно с утверждением государственного бюджета.

Во Франции обязательные отчисления в пользу госу­дарства складываются из двух крупных, примерно равных пообъему групп: налоги (прямые, косвенные и местные), составляющие около 51% обязательных выплат, и со­циальные взносы, объем которых достигает почти 49% обязательных отчислений 4 .

Очевидно, что основополагающий принцип француз­ской налоговой системы - социальная направленность: налоги от наиболее обеспеченных налогоплательщиков перераспределяются в пользу малообеспеченных. Высо­кие платежи и взносы в фонды социального назначения обеспечивают существование одной из самых больших в Европе систем социального страхования.

Особенность Франции - низкий уровень прямого налогообложения (их доля - самая низкая в ЕС 4) и одновременно высокий уровень косвенного. Косвенные налоги дают около 60% налоговых доходов бюджета (в основном за счет посту­плений от НДС, который составляет 43% 5 ).

По критерию бюджетной направленности налоги во Франции можно разделить на:

    налоги, идущие в федеральный бюджет. Это – НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на собственность, таможенные пошли­ны, акцизы, пошлины на нефтепродукты, налог на прибыль от ценных бумаг и др.;

    местные налоги: туристский сбор, налог на семью, налог на жилье, земельный налог на здания и по­стройки, налог на землю, налог на профессию, на­лог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу.

В число важнейших прямых налогов входят: подо­ходный, налог на прибыль акционерных обществ, на собственность и автотранспортные средства. При этом основную роль играет подоходный нал ог с физических лиц, составляющий 20-21% налоговых поступлений 6 .

Во Франции работодатель не является налоговым аген­том для наёмных сотрудников, как, например, вРоссии. Он полностью выплачивает работникам на руки всю сумму до­хода (после социальных отчислений), а подоходный налог с полученной зарплаты наёмный работник обязан платить самостоятельно на основе поданной декларации о доходах и чаще всего в начале следующего после отчётного года.

Следует отметить, что обложению подлежит доход не отдельного физического лица, а семьи в целом. Если плательщик холост - для целей налогообложения он пред­ставляет собой семью из одного человека. Таким образом, одинокие налогоплательщики платят налогов всреднем больше, чем семейные, а налогоплательщики с детьми платят налогов ещё меньше (чем больше детей, тем меньше налог). Такая схема налогового стимулирования семьи и демографии действует во многих европейских странах.

Сумма подоходного налога зависит от умения нало­гоплательщика пользоваться налоговыми льготами и вы­четами. Так, из 25 миллионов плательщиков фактически платят налог только 15 миллионов, остальные или поль­зуются многочисленными льготами, или же их доходы не достигают той планки, ниже которой подоходный налог не выплачивается.

Во Франции существует широкая система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных и др.), что снижает налоговую базу и, соответственно, в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку, поскольку действует прогрессивная шкала. Все вычеты реально работают. Для сравнения – в России налоговые вычеты меньше, их размер ограничен сверху небольшими суммами, соответственно значительного уменьшения на­логовой базы они не дают.

Подоходный налог единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ежегодно шкала уточ­няется, позволяя учитывать инфляционные процессы. Ставки прогрессии подоходного налога в 2013 г. – от 0% (при среднедушевом доходе семьи менее 5963 евро в год) до 45% (при среднедушевом доходе семьи от 150 000 евро в год) 5 . Половина населения Франции зарабатывает меньше 26420 евро в год – для них действует ставка 14%.

С 2013 г. во Франции планировалось ввести 75%-ный так называемый «налог для богачей» на доход свыше 1 млн. евро. Однако Конституционный суд его отменил, как противоречащий основному закону страны.

Доля налога на прибыль в общей сумме налоговых по­ступлений составляет 10% и имеет тенденцию к снижению, что связано с постоянным понижением ставки налога. Плательщиками налога являются общества, образованные в форме объединения капиталов – акционерные, общества с ограниченной ответственностью, коммандитные товари­щества с акционированием, кооперативные товарищества. Стандартная ставка налога составляет 33,33%, а если до­ход идет на выплату дивидендов, а не на развитие - 42%. Доход юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения физических лиц. В основе налогообложения лежит не принцип резидентства, а принцип налогообложения до­ходов у источника их образования.

Помимо прогрессивного налога на прибыль юридиче­ские лица уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда (налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную под­готовку (1,5-2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%)). Это, в целом, обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налогообложение собственности формирует менее 10% налоговых доходов государства. Это налог на состояние (при стоимости имущества, превышающей 1,3 млн. евро); налог на жилье; налог на земельный участок; налог на автотранспорт. Не­которые виды имущества полностью или частично осво­бождены от уплаты налога. При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода налогоплательщика.

Франция, согласно исследованию KPMG, является абсолютным лидером в налогообложении состоятельных граждан. Налог на частное состояние существует с 1982 г. и доходы государства от него составляют 8,6% от всех на­логовых поступлений.

Налог на имущество входит в обязанности физических лиц, которые проживают и владеют имуществом в стране при его стоимости свыше 750 тыс. евро. Если налогоплатель­щик постоянно проживает в объекте налогообложения, он может рассчитывать на 20%-ное снижение налога. Нерези­дент выплачивает налог, если его имущество (недвижимость, право на недвижимость, платежи от должников) находятся на территории Франции. Все объекты, расположенные во Франции, подлежат 3%-ному налогу на недвижимость 6 .

Для Франции характерны очень высокие налоги на на­следование - не менее 40% от завещанного необходимо отдать государству. Если ранее наследник получал право не платить налоги с суммы до 150 тыс. евро, то с 2013 г. вывести из-под обложения можно только 100 тыс. евро. Эти меры могут при­вести к дестимулированию накопления семейного капитала.

Налог на автотранспортные средства предприятий и компаний уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

В стране существуют особые правила налогообложе­ния доходов, полученных от операций с недвижимостью, ценными бумагами и прочим имуществом. Налог наприрост капитала от перепродажи недвижимости в первые 5 лет после покупки, для граждан из стран ЕС, не подпадающих под действие французской налоговой системы, составляет 16%. Для остальных – 33,3%. В последующие 10 лет возможна скидка на 10%. После 15 лет владения недвижи­мостью при перепродаже налог не взимается.

Приобретая недвижимость во Франции, покупатель обязан выплатить налог на приобретение и регистрацию недвижимости (нотариусу в день подписания акта, под­тверждающего факт покупки недвижимости). Ставка по налогу зависит от времени постройки здания. Если объект является новостроем, которому не исполнилось пяти лет, налог составит от 2 до 3%. На вторичном рынке он может повыситься до 7% от стоимости-жилья. Фактически, это оплата регистрации недвижимости, которая необходима при смене владельца.

Франция стала первой страной Европы, в которой был установлен налог на операции с ценными бумагами : по ставке в размере 0,1% с 1 августа 2012г. Им облагаются операции 109 крупнейших компаний Франции, рыночная капитализация каждой из которых составляет более 1 млрд. евро.

Основным косвенным налогом выступает налог на добавленную стоимость (TVA ) , который впервые ввели именно во Франции в 1954 г. Он взимается методом ча­стичных платежей. Существует 4 вида ставок:

    предельная в 22% на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

    сокращенная в 7% на товары культурного обихода, на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикамен­ты, жилье, транспорт); была повышена с 2012 г. 8

    сокращенная в 5,5% на продукты питания, газ и электроэнергию (при определенных обстоятель­ствах), продукция и услуги, предоставляемые ин­валидам.

Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании и Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции 9 . Некоторые виды деятельности освобождены от НДС – медицина и медицинское обслуживание, образование, все виды страхования, лотереи, казино, деятельность обще­ственного и благотворительного характера.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также пред­ставляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

Обязательные отчисления в различные фонды соци­ального/ медицин-ского/пенсионного страхования разделе­ны между работодателем и наёмным работником. В зар­платной ведомости работник видит свою персональную часть социальных отчислений. Поэтому потом он может требовать достойную пенсию, высокий уровень медицин­ского обслуживания, пособий и прочих социальных благ.

Фиксированная ставка социального взноса составляет 3,3% (из них 1% идет на медицинские нужды). В эту же группу входят социальный налог на заработную плату, который уплачивают работодатели. Объектом служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог, ставки которого 4,5%, 8,5% и 13,6%, носит прогрессивный характер. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%.

Предприниматели, на которых работают 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам и т.д. На эти цели необхо­димо отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Из системы местных налогов можно выделить четыре основ­ных: земельный на застроенные участки; земельный на не­застроенные участки; на жилье; профессиональный налог. Так, налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица, в том числе достигшие 75-летнего возраста, могут частично или полностью быть освобождены от уплаты.

Помимо четырех основных налогов местные органы самоуправления могут вводить и другие местные налоги: налог на уборку территорий; пошлину на содержание Сельскохозяйственной палаты; пошлину на содержание Торгово-промышленной палаты; пошлину на содержа­ние палаты ремесел; местные и департаментные сборына освоение рудников; сборы на установку электроосве­щения; пошлину на автотранспортные средства; налог напревышение допустимого лимита плотности застройки, который уплачивается строительными организациями района в пользу местных органов власти, позволившимим это строительство; налог на озеленение.


Когда человек планирует совершить , его в большей степени интересуют налоги. Тема налогов воистину является проблемой насущной для каждого гипотетического эмигранта. Налоги во Франции считаются одними из самых высоких в Европе. Но этот факт едва ли может остановить человека, желающего жить и работать в самом сердце Европейского Союза. Конечно, всегда можно стараться найти лазейку и не платить налоги. Но это противозаконно и власти страны непременно будут принимать суровые меры в отношении нарушителя.

Структура налоговой системы во Франции

Расчет подоходного налога для французских семей

Также членами семьи считаются молодые люди, не достигшие двадцати одного года и студенты, возраст которых моложе 25 лет. Для всей семьи налогоплательщика может быть вычислена налоговая база. Это определяется как совокупный двенадцатимесячный доход каждого из членов семьи налогоплательщика. При этом учитывается и вычет некоторых расходов. Эти расходы не предназначаются для налогообложения.

Следующим этапом является деление суммарной семейной налоговой базы на коэффициент размера «ячейки общества». В итоге можно говорить об облагаемой налогом доле 1 члена семьи налогоплательщика.

Иными словами, имеется в виду средний доход всех членов французской семьи. Этот коэффициент способствует определению величины ставки актуального налога, который предстоит выплачивать конкретному семейству.

Не так давно говорилось о том, что ставки актуального дохода во французском государстве являются несоразмерно высокими.

Сравнение ставки подоходного налога во Франции с другими странами

Для владельцев миллионов ставки предполагают семьдесят пять процентов.

Вычеты французской налоговой системы

Во французском государстве активно применяется система налоговых вычетов. Это способствует снижению налоговой базы, а в некоторых случаях и ставки.

Так, налоговая база подоходного налога в 2019 году предполагает вычитание:

  • всех расходов, которые были понесены членами семьи налогоплательщика, имеющими постоянное место работы;
  • всех расходов, связанных с приобретением недвижимости для своего семейства;
  • всех расходов, необходимых для обеспечения безопасности семье, проживающей в квартире или доме;
  • медицинских расходов;
  • социальных расходов;
  • расходов, предназначающихся для содержания детей в детских садиках или яслях;
  • расходов, предназначающихся для обучения детей налогоплательщика в высших школах или колледжах;
  • расходов на приобретение медикаментов;
  • расходов, необходимых для содержания членов семьи, которые не могут содержать себя сами (инвалиды, тяжелобольные).

График процентного соотношения различных налогов

Во французском государстве существует ряд лиц, которые могут претендовать на определенные бонусы от налоговой системы. Порядок выплаты НДС для них упрощен. Для таких налогоплательщиков налог рассчитывается по годовым итогам. Квартальные декларации не учитываются. Однако учитываются ежеквартальные внесения выплачиваемых авансов. Такой бонус актуален для предприятий, которые имеют оборот не ниже 230 000 евро.

От выплаты НДС освобождаются:

  1. Врачи.
  2. Преподаватели и учителя.
  3. Меценаты и благотворители.
  4. Различные виды страхования.

Примечательно, но французское законодательство освобождает от уплаты НДС владельцев казино и различных лотерей.

Особенности уплаты налога на недвижимость

Особое место в налогообложении французского государства имеет один важный налог. Это налог на недвижимость во Франции. Совершать выплаты необходимо владельцам:

  • арендованных помещений, в которых имеется мебель;
  • арендуемого имущества, в котором нет мебели;
  • имущества на территории французского государства (квартира или дом могут быть предоставлены в аренду любому лицу).

Если владелец квартиры или дома планирует продать свое имущество, то ему также предстоит выплатить налог государству. В этом случае выплата будет определяться как налог на прирост капитала.

Особенности уплаты налога на прибыль

В налогообложении французского государства существует особый налог. Это налог на прибыль. Сегодня налог на прибыль полностью зависит от организационной и правовой системы любой организации.


После того как была выбрана юридическая структура, владелец организации, обязующийся выплатить налог на прибыль, точно сказочный богатырь на распутье, должен сделать выбор в соответствующем режиме. Всего для налога на прибыль имеется 2 способа выявления прибыли: реальный режим дохода и режим микропредприятий.

Для уточнения факта, с какими еще тонкостями предстоит столкнуться человеку, обязанному выплачивать налог на прибыль, необходимо проконсультироваться с высококвалифицированным юристом.

Хорошая новость

Не так давно премьер-министр французского государства высказался относительно того, что процент, который приходится выплачивать многим гражданам страны, является неоправданно высоким. Премьер-министр отметил, что с течением времени желал бы снизить процент подоходного налога.


Премьер отметил, что законопроект, который готовится к подписанию, будет максимально ясным. Наличие некоего скрытого плана не предусматривается.

Важно учесть

В 2019 году необходимо строго учесть факт того, что в приобретение объекта никогда не могут быть включены нотариальные налоги. Также обращается внимание на расходы, состоящие из гонорара, который выплачивается специалисту нотариальных услуг. Кроме того, специалисты не учитывают разнообразные затраты и пошлины за госрегистрирование.

Налог на жилье обязателен для выплат. Это касается как владельцев жилых домов, так и тех, кто арендует помещение. Если лицо позиционируется как малообеспеченное, то оно нередко полностью или частично освобождается от необходимых выплат.

Актуальная информация

Так выглядит французский бланк налоговой декларации

В противном случае негативных последствий избежать, к сожалению, не удастся. Декларация должна быть тотчас отослана в налоговую службу французского государства. При этом налогоплательщик обязательно должен сделать соответствующую отметку, свидетельствующую о том, что он делает налоговые выплаты впервые.

Сложно будет только в первый год. Второй и все последующие годы предполагают оплату всех необходимых налогов в три этапа. В первый раз налогоплательщик оплачивает одну треть от налога за предшествующие двенадцать месяцев. Второй транш нужно будет выплатить примерно до второй декады мая. Остаток, если он имеется, должен быть оплачен в первых числах сентября. В этом случае предполагается перерасчет налогов за актуальные двенадцать месяцев.

Задержка выплат

Иногда налогоплательщики задерживают выплаты.

При любой задержке, даже в том случае если она предполагает уважительную причину, налогоплательщик штрафуется на десять процентов. Штраф налагается также и в том случае, если налогоплательщик указал некорректные данные.

Важно понимать, что задекларировать необходимо все имеющиеся доходы. Это касается всех доходов за прошлый год. Принимается во внимание заработная плата, а также доходы от аренды недвижимости. Кроме того, учитываются все проценты по банковским счетам налогоплательщика.

Декларация

Каждый налогоплательщик может самостоятельно скачать бланк декларации о собственных доходах. На официальном сайте налоговой службы имеется также и калькулятор, при помощи которого можно высчитать актуальную сумму. Если знать сумму, то можно без проблем сориентироваться в том, какую конкретно сумму придется оплачивать.

Уменьшение годового налога

Важно знать о том, что годовой налог вполне может быть уменьшен. Существует немалое количество легальных вариантов. При этом необходимо учитывать, насколько они могут быть применимы в отношении конкретного индивидуума.

Первый вариант

Неплохим вариантом является возможность выйти замуж за гражданина Франции. Это же касается лиц, желающих найти себе супругу среди привлекательных француженок. Семейная пара в 2019 году обязуется выплачивать налог средней суммы дохода.

То есть если главный налогоплательщик способен зарабатывать не менее 30 000 евро в двенадцать месяцев, в супруга является домохозяйкой, то доход на одного члена семьи может составить не менее 15 000 евро. Выплата налогов осуществляется, исходя из этой суммы. Данный вариант имеет право на жизнь только в том случае, если брак был оформлен официально.


Если же оба супруга проживают в так называемом «гражданском браке», то картина выплаты налогов будет несколько иной. Дело в том, что налоговая служба не интересуется деталями. Это Система. Если налогоплательщик, не сочетавшийся браком с избранницей законным браком, и считает этот союз настоящим, власти страны придерживаются иной точки зрения. В этом случае каждый член семьи будет платить налоги порознь.

Если супруги, состоящие в «гражданском браке», решат оформить свои отношения, то лето является оптимальным временем года. В этом случае налог будет рассчитан исходя из двух частей. Обе части (до и после) будут весьма небольшими.

Это актуально в том случае, если человек не желает «попасть» на выплату большой суммы. Таким образом, платить придется трижды за год. Сначала предстоит подать индивидуальные декларации, свидетельствующие о доходах. Затем семейная пара выплачивает общую декларацию.

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы - рассмотреть особенности налоговой системы одного из европейских государств на примере Франции.

Франция, наряду с Великобританией, Италией и Швецией входит в число крупнейших экономически развитых стран современной Европы с унитарным характером государственного устройства. Эти страны являются членами ОЭСР, Евросоюза, а Франция и Италия ещё и членами Еврозоны. Налоговые системы этих стран во многом сходны, и в то же время имеют значительные различия, связанные с историческими особенностями, уровнем экономического развития, различиями в проводимой экономической политике и другими факторами.

Из анализа динамики налоговой нагрузки на экономику указанных стран на протяжении второй половины XX - первого десятилетия XXI в, приведенной Л.Н.Лыковой , видно, что в период с 1965 по 1989 годы самым низким был уровень налогообложения в Италии, с 1990 по 2010 годы в Великобритании, а в Швеции на протяжении всего рассматриваемого периода - самым высоким. Так, в начале 1970-х гг. налоговая нагрузка в Италии составляла всего 24% ВВП, в то время как в Швеции - около 40%. К 2010 году самая низкая налоговая нагрузка в Великобритании - около 35% ВВП, самая высокая традиционно в Швеции - около 47%. По всем странам в долгосрочном плане налоговая нагрузка имела тенденцию к повышению, хотя в некоторые годы и даже десятилетия она и снижалась. Наиболее значительный рост налоговой нагрузки в долгосрочном плане имел место в Италии, где рассматриваемый показатель увеличился с 25,5% в 1965 году до 42,9% в 2010 году. Во Франции же налоговая нагрузка за весь период находится на уровне немного ниже, чем в Швеции, и выше, чем в Великобритании и Италии, а за период с 1965 по 2010 годы она постепенно увеличивалась с 33 до 43 %.

Рассмотрим теперь более подробно налоговую систему Франции в том виде, в котором она сложилась в начале XXI века.

Особенности национальной налоговой системы Франции

Общая характеристика налоговой системы Франции

От других стран Западной Европы национальная налоговая система Франции отличается лишь некоторыми, но заметными особенностями. Во-первых, для Франции свойственны высокие социальные налоги - платежи и взносы в фонды социального назначения (более 40 % общей суммы обязательных платежей и налогов по сравнению с около 30 % в среднем по странам Европейского Союза). Во-вторых, структура французской налоговой системы исторически сложилась таким образом, что фискальное значение косвенного налогообложения (налогов на потребление) в общей сумме государственных доходов превышает долю прямых. Не случайно именно Франция - родина налога на добавленную стоимость. В-третьих, в основе бюджетного процесса находится принцип приоритета ресурсов. В отличие от многих других стран, это означает утверждение парламентом сначала доходной части бюджета, а затем расходной. В-четвёртых, вопреки давней традиции централизованного управления с начала 80-х годов правительство проводит политику децентрализации, которая заключается в расширении прав местных органов самоуправления и сопровождается соответствующим перераспределением налоговых поступлений. В-пятых, согласно требованиям унификации налоговых систем в рамках Европейского Союза в последнее десятилетие наблюдается снижение ставок налогообложения с одновременным расширением налоговой базы за счёт отмены льгот.

Все законы Французской Республики, касающиеся введения новых или уничтожения старых налогов, сферы их применения, ежегодно утверждаются парламентом при принятии государственного бюджета. Кроме законов, действуют различные декреты и распоряжения, которые принимаются с целью дополнения, детализации и объяснений действующих законов.

Всего налоги и сборы во Франции составляют около 90 % доходной части бюджета. При достаточно централизованной системе законодательства в сфере налогообложения местным органам самоуправления отводится относительная автономия. Они имеют возможность самостоятельно устанавливать местные налоги, их ставки и порядок взыскания. При этом следует отметить, что во Франции действует достаточно чёткая система распределения налогов за поступлением в центральный и местные бюджеты. Но в последнее время появилась тенденция децентрализации налоговой политики. Это связано с расширением прав местных органов власти в вопросах благоустройства, экологии, градостроительства, профессиональной подготовки специалистов и т. д., что требует дополнительных поступлений в местные бюджеты.

Налогообложение в этой стране можно условно разделить на три крупных блока: косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление; налоги на прибыль (доход); налоги на собственность.

В начале XXI в. распределение налоговых поступлений между косвенными, прямыми налогами и налогами и взносами на социальное страхование составляло примерно 38:22:40. На рис. 1.1 представлена укрупненная структура налоговых доходов консолидированного бюджета Франции .

Рисунок 1.1 - Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Франции в 2010 году

налог служба франция подоходный

Как видно из приведенных данных, основным источником налоговых доходов для Франции в 2010 году являлся индивидуальный подоходный налог, на долю которого приходится более 18% налоговых поступлений. Роль налога на прибыль корпораций существенно меньше и составляет всего 6,6% поступлений.

Франция, как указывалось выше, является унитарным государством и имеет двухуровневую налоговую систему, в которой выделяются государственные налоги и местные налоги (сборы, пошлины и иные платежи). В 2010 году в государственный бюджет страны поступило 38,5% всех налоговых платежей, а на долю местных бюджетов приходилось около 10,9%, соответственно, доходы системы государственных социальных фондов с учетом некоторого перераспределения поступлений составляли 50,6% всех платежей .

Структура налоговой службы Франции

Говоря о налоговой системе необходимо сказать о государственных органах, обеспечивающих стабильность уплаты налогов - то есть о налоговой службе. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета .

Во Франции налоговая служба включает три уровня. На национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения и Национальное Управление налоговых расследований. Крупные предприятия обеспечивают 40-50 % совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

Управление проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей крупных предприятий.

Национальное Управление налоговых расследований занимается не контролем в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет роль налоговой полиции.

На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

К низовому звену относятся налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн. евро).

Главные налоговые инспекции административно-территориальных единиц несут ответственность за координацию и проверку результатов деятельности своих подчиненных служб .

Главным источником государственных доходов во Франции являются акцизы и НДС, который обеспечивает более 40% налоговых бюджетных поступлений. Весьма сложное нормативное обеспечение этого налога включает четырехступенчатую шкалу налоговых ставок, дифференцированную по отдельным группам товаров и услуг, а также ряд налоговых освобождений. Методика определения налогооблагаемой базы довольно сложна, и трудно выбрать в определенных случаях между уплатой НДС и подоходного налога в сфере финансов, в банковском деле и некоторых других областях. Кроме того, во французской системе налогообложения применяются акцизы на отдельные товары и услуги, являющиеся одними из немногих видов налогов, платежи по которым зачисляются непосредственно в местные бюджеты.

Главное налоговое управление (ГНУ) является ведущим подразделением Министерства экономики, финансов и бюджета Франции.

Объем налоговых поступлений в государственный бюджет Франции в 1998 г. составил 1700 млрд. франков, при этом большую часть составляют косвенные налоги, и в первую очередь, НДС.

Во Франции около 4 млн. хозяйствующих субъектов, около 35 млню физических лиц, обязанных подавать налоговые декларации, и 17 тыс. проверяющих. Невозможно проверить всех, необходим соответствующий отбор. Поэтому важнейшим принципом налогового контроля является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств. В 1998 году было проведено 52 тыс. выездных проверок, из них 48 тыс. - на предприятиях (более 4% от общего количества хозяйствующих субъектов) и около 5 тыс. физических лиц. В результате проверок доначислено 48 тыс. франков (2.7% от общего объема налоговых поступлений), 16 млрд. франков взыскано в качестве штрафов. Для сравнения: в РФ в 2000 году налоговыми органами было 690 тыс. выездных налоговых проверок и 664 тыс. - физических лиц. По результатам проверок доначислено платежей в федеральный бюджет и внебюджетные фонды в сумме 75 млрд. руб., при этом сумма взысканных платежей составила 21 млрд. руб. (около 10% от общей суммы поступлений в бюджет и внебюджетные фонды).

Франция- страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики.

Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

Применение налогов опирается на законы, утверждаемые ежегодно Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета.

Особенность Франции – низкий уровень прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного.
Косвенные налоги дают около 60% налоговых доходов общего бюджета (в основном за счет поступления от НДС, которые составляют 45%).
Среди прямых налогов основную роль играет подоходный налог с доходов физических лиц, составляющий 20% налоговых поступлений.


Во Франции налоговая служба включает три уровня.

На национальном уровне действуют:

Управление национальных и международных проверок,
- Управление проверок налогового положения
- Национальное Управление налоговых расследований.

Крупные предприятия обеспечивают 40-50% совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

Управление проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей крупных предприятий.

Национальное Управление налоговых расследований занимается не контролем в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет роль налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур.

Во Франции 22 региона.
На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

К низовому звену относятся налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Основными организационными структурами местных управлений являются службы исчисления налоговой базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая инспекция. В свою очередь, служба исчисления налоговой базы состоит из налоговых центров, отделов земельных налогов и секторов по ипотечным операциям.

В задачи налоговых центров входит исчисление баз для взимания прямых налогов (за исключением земельных), НДС и различных регистрационных сборов. Работники центров ведут дела налогоплательщиков, осуществляют всю текущую работу по контролю, в том числе непосредственно контактируют с налогоплательщиками.
Отделы земельных налогов осуществляют оценку и переоценку недвижимого имущества, управление государственным имуществом и контроль операций с недвижимостью общественных организаций.
Служба взимания налогов обобщают бухгалтерскую отчетность по всем видам налоговых поступлений, ведут отдельные реестры поступлений по каждому налогу.
Главные налоговые инспекции административно-территориальных единиц несут ответственность за координацию и проверку результатов деятельности своих подчиненных служб.

Общая характеристика налоговой системы.

Общий налоговый кодекс Франции представляет собой весьма подробный кодифицированный акт, с помощью которого регулируются налоговые отношения.

Он является сводом неуголовных законов, куда помещено несколько положений, которыми устанавливается ответственность лица, совершившего уклонение от налогов.

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.
Налогообложение во Франции является для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90% его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:
-системность,
- гибкость
- социальная направленность.
Она отдает очевидное предпочтение фискальной функции.

Основные виды налогов Франции можно разделить на косвенные, прямые, гербовые.
Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляет НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Налоговая система Франции.

Федеральные налоги:
- НДС,
- Налог на прибыль,
- Подоходный налог с физических лиц,
- Налог на собственность,
- Таможенные пошлины,
- Акцизы,
- Пошлины на нефтепродукты,
- Налог на прибыль от ценных бумаг и др.

Местные налоги:
-Туристский сбор,

Налог на семью:
-Налог на жилье,
-земельный налог на здания и постройки,
-Налог на землю,
-Налог на профессию,
-Налог на уборку территории,
-Налог на использование коммуникаций,
-Налог на продажу зданий.

К отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести стимулирование роста вложений в науку, налоговый авуар, налогообложение доходов от перепродажи имущества.

Стимулирование роста вложений в науку предусматривает налоговые кредиты в размере 50% от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50% от суммы уменьшения.

Налогообложение доходов от перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки:

42%, если акт продажи произошел в течение двух лет владения;

15%, если акт продажи произошел после двух лет владения;

Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

Косвенное налогообложение.

Основным косвенным налогом выступает налог на добавленную стоимость. Он обеспечивает 45% всех налоговых поступлений. Взимается методом частичных платежей.

Существует 4 вида ставок:

19,6% нормальная ставка на все виды товаров и услуг;

22% предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

7% сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

5,5% на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).

Виды деятельности, освобожденные от уплаты НДС:
-медицина и медицинское обслуживание;
- образование;
- все виды страхования,
- лотереи,
- казино;
- деятельность общественного и благотворительного характера.

Существует список видов деятельности, где предусмотрено право выбора между НДС и подоходным налогом:
- сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности;
- финансы и банковское дело;
- литературная, спортивная, артистическая деятельность,
- муниципальное хозяйство.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основная цель таможенных пошлин – не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

Налогообложение прямыми налогами.

Одними из важных прямых налогов во Франции являются:
- подоходный налог
- налог на прибыль акционерных обществ,
- налог на собственность и автотранспортные средства.

Подоходный налог составляет 20% налоговых доходов бюджета. На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так из 25 млн плательщиков фактически платят налог только 15 млн (52%).

Налог единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем, он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика.

Ставки прогрессии – от 0 до 54% в зависимости от доходов.
Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Принципиальная особенность – обложению подлежит доход не физического лица, а семьи.
Если плательщик холост- для налога это семья из 1 человека. Доходы делятся на 7 категорий, для каждой из которой своя методика расчета.

Доля налога на прибыль акционерных обществ в общей сумме налоговых поступлений составляет 10% и имеет тенденцию к снижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог только для акционерных обществ.

Доход юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения физических лиц.
Ставка составляет 34% к сумме налогооблагаемого дохода и 42%, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие.

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом (налог на прибыль).
Розничная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается до нуля в зависимости от срока.
Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16%.

Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тысяч евро.
Применяются ставки налога 4,5%, 7%- для предметов искусства и 7,5% -для сделок с драгоценными металлами.

Более значительным является налогообложение доходов юридических лиц, которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10% до 42%, а наиболее распространенный уровень – 34%) уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда (налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5% - 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%)). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налогообложение собственности во Франции также ориентировано, главным образом, на юридических лиц. Этот вид налогообложения формирует менее 10% налоговых доходов государства.

Налоги на собственность:
-налог на имущество хозяйствующих субъектов (до 1,5% стоимости);
- налог на жилье;
- налог на земельный участок;
- налог на автотранспорт.

Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от уплаты налога. Налог на собственность носит прогрессивный характер. При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.
Налог на автотранспортные средства предприятий и компаний уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы, пошлины.

В эту же группу входят социальный налог на заработную плату, который уплачиваю работодатели. Объектом служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер: ставки 4,5%, 8,5% и 13,6%. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Предприниматели, на которых работают 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели необходимо отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Местные налоги Франции.

В 80-х годах во Франции произошла реформа местного управления и самоуправления, в результате которой были урегулированы следующие вопросы: - разграничение полномочий между государственной властью и местными органами;
- распределение государственных ресурсов;
- административной организации регионов и некоторые другие.

Местные органы представляют около 80 тысяч самостоятельных бюджетов (коммуны, департаменты, регионы и т.д.). Общая часть местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым ростом.

Из системы местных налогов следует выделить 4 основных:
- земельный налог на застроенные участки;
- земельный налог на не застроенные участки;
- налог на жилье;
- профессиональный налог.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости-здания, сооружения, резервуары и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка.
От данного налога освобождается государственная собственность и здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Также этот налог не платят лица, старше 75 лет и получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на не застроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут частично или полностью быть освобождены от уплаты.

Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую заработной платой.

Помимо четырех основных местные органы самоуправления могут вводить и другие местные налоги:

Налог на уборку территорий. Он касается всех видов собственности, затрагиваемых земельным налогом на застроенные участки;
-пошлина на содержание Сельскохозяйственной палаты, взимаемая сверх налога на не застроенные участки с того же базиса;
-пошлина на содержание Торгово-промышленной палаты, вносимая теми, кто уплачивает профессиональный налог;
-пошлина на содержание палаты ремесел, уплачиваемая предприятиями, которые включены в реестр предприятий ремесел;
-местные и департаментные сборы на освоение рудников;
-сборы на установку электроосвещения;
-пошлина на автотранспортные средства, она приравнивается к гербовому сбору и налагается, кроме установленных исключений, на все автотранспортные средства, зарегистрированные на территории Франции и в заморских территориях. Ее размер зависит от мощности двигателя и возраста автомобиля.
-налог на превышение допустимого лимита плотности застройки, которая уплачивается строительными организациями района в пользу местных органов власти, которые позволили им это строительство;
-налог на озеленение.

Организация проведения налоговых проверок во Франции.

Отбор дел для проверок осуществляется различными способами:

1. На основе изучения дел налогоплательщиков по декларациям.
Декларации поступают в налоговый орган, где проверяется их формальная сторона, их данные сопоставляются с данными, предоставленными налогоплательщиком.

2. Поиск сторонней, внешней информации.

С целью такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные структуры, например, на департаментском уровне - бригада контроля и поиска информации, на общенациональном уровне – межрегиональные бригады. Кроме того, свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие выездные проверки.

В Налоговом кодексе Франции процедуры налогового контроля в отношении предприятий и физических лиц четко разделены и прописаны в «Книге налоговых процедур», которая представляет собой процессуальный Налоговый кодекс.

Налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры требуют разрешения суда. Ревизионный период, или глубина проверки, на крупных предприятиях составляет три года, но этот срок может быть увеличен при необходимости до пяти лет. Ревизионный цикл (период между проверками) составляет обычно 4-5 лет. Так, банки проверяются раз в 4 года.

С 1997 года во Франции применяется новая процедура «Общая проверка малых предприятий». Минимальный срок проверки равен 2-3 дням. Ревизионный период для малых предприятий, как правило, составляет один год.

На всех предприятиях может проводиться также точечная (тематическая) проверка, когда проверяется либо один налог или конкретный вопрос, например, применение налоговых льгот.
Специальные правила установлены в отношении проверок физических лиц. Срок проверки составляет не более года. Налогоплательщика обязаны уведомить о предстоящей проверке. Ему дается время на подготовку, он может обратиться за помощью к специалистам.


Одним из крупнейших унитарных государств современной Европы является Франция. Налоги, существующие в этой стране, можно условно разделить на три крупных блока; косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление, налоги на прибыль (доход) и налоги на собственность.

Налоговая система Франции представляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система стабильна в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов. Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества заключаются в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. Французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которые можно позаимствовать у французской налоговой системы, можно в первую очередь назвать социальную направленность и территориальный аспект.

Рассматривая налоги Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации.

Налоги и сборы формируют около 90% бюджета государства. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов - косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляют НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Основные федеральные налоги:

  • подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий;
  • пошлины на нефтепродукты;
  • акцизы (кроме обычных продуктов к акцизным относят спички, минеральную воду, услуги авиатранспорта);
  • налог на собственность;
  • таможенные пошлины;
  • налог на прибыль от ценных бумаг и др.

Основные местные налоги:

  • туристский сбор;
  • налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);
  • налог на профессию;
  • налог на уборку территории;
  • налог на использование коммуникаций;
  • налог на продажу зданий.

В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными. Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляют 43,3%, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны: в Германии - 37,4%, Великобритании - 18,5, США - 29,7.

Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляют более 93%. Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью. Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется в целях развития экономики.

Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

В настоящее время применяются стандартная и пониженная ставки НДС, равные соответственно 20,6 и 5,5%. Пониженная ставка применяется по отношению к ряду сельскохозяйственных продуктов, продовольствию, медикаментам, медицинскому оборудованию, книгам, грузовым и пассажирским перевозкам, обедам для работников предприятий, культурным и культурно-зрелищным мероприятиям, туристический и гостиничным услугам. Французское законодательство предусматривает ряд существенных льгот по НДС: в их рамках от налогообложения освобождаются:

  • малые предприятия - в том случае, если их оборот за финансовый год не превысил указанной в законе суммы. В этом случае подобные предприятия имеют право применить льготу начиная с года, следующего за отчетным (ст. 25 финансового законодательства Франции):
  • все операции, связанные с экспортом. Субъекты предпринимательства осуществляющие экспортные сделки, пользуются правом на возмещение уплаченного ими НДС по ценностям, приобретенным у поставщиков и использованным при производстве экспортной продукции (работ, услуг):
  • банковская и финансовая деятельность:
  • услуги частных врачей и преподавателей:
  • сельское хозяйство и рыболовство:
  • государственные учреждения, выполняющие административные, социальные, культурные и спортивные функции.

Важным источником доходов бюджета служат акцизы . Перечень подакцизных товаров во Франции достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных, зерновых, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных мероприятий, телевизионной рекламы.

К числу налогов на потребление относятся и таможенные пошлины, которые могут взиматься по специфическим или адвалорным ставкам и выступают, помимо источника доходов бюджета, важным инструментом экономической политики государства, направленным на защиту национальной промышленности и сельского хозяйства.

Среди прямых налогов важнейшую роль играет налог на прибыль (доход) корпораций и физических лиц.

Налог на прибыль корпораций взимается с частных и государственных компаний, ассоциаций и партнерств, занимающихся предпринимательской деятельностью и не освобожденных от этого налога. Как резиденты, так и нерезиденты уплачивают данный налог в части прибыли, полученной от деятельности во Франции. Налогооблагаемой базой является годовая прибыль корпорации, декларацию о которой каждое предприятие представляет в налоговые органы до 1 апреля года, следующего за отчетным. До окончательного расчета с бюджетом корпорация ежеквартально вносит авансовые платежи. Стандартная ставка налога равна 33,33%, однако существуют и пониженные ставки, которые применяются к доходам от земельных участков, сельскохозяйственных ферм и ценных бумаг и варьируются от 10 до 24%. От данного налога могут быть освобождены при соблюдении ряда условий сельскохозяйственные кооперативы и инвестиционные компании. Кроме того, французское законодательство предоставляет льготу по учету убытка компании в течение последующих 5 лет.

Подоходный налог с физических лиц взимается со всех поступлений, полученных физическим лицом в течение года, включая заработную плату, пенсию, ренту, доходы от всех видов коммерческой и некоммерческой деятельности, вознаграждений. Налог взимается по доходам как от источников во Франции, так и от зарубежных. Кроме того, подлежат обложению доходы разового характера, связанные с передачей прав собственности по движимому и недвижимому имуществу, ценным бумагам. Ставки подоходного налога носят прогрессивный характер. Наивысшая ставка установлена для доходов, превышающих указанную в законе сумму. Законодательство Франции предусматривает необлагаемый минимум, а также определенные вычеты из налогооблагаемой базы (например, целевые пособия на питание) и специальные скидки дня слабозащищенных в социальном плане категорий населения, таких как пенсионеры, инвалиды. С начала 1990-х годов дополнительно к подоходному налогу введены специальные социальные отчисления. Их ставка, установленная для физических лиц-резидентов, составляет 2,4%.

Во Франции приняты специальные правила, регламентирующие налогообложение доходов, намученных от операций с собственностью (недвижимостью, движимым имуществом, ценными бумагами):

  • прибыль от продажи недвижимого имущества включается в налогооблагаемый доход в год фактической продажи. Ставка налога зависит от срока, в течение которого недвижимость находилась в собственности продавца. Нулевая ставка применяется для недвижимости, срок владения которой превышает 32 года;
  • с прибыли от операций с движимым имуществом налог взимается только в том случае, если она получена по сделке, превышающей определенную сумму. При соблюдении этого условия в зависимости от категории имущества применяются ставки 4 и 5%. Ставка 7% установлена для различных категорий предметов искусства, а специальная ставка 7,5% - для сделок с драгоценными металлами;
  • прибыль от операций с ценными бумагами, размер которой превышает определенный предел, облагается по ставке 16%.

Помимо подоходного налога на размер фактической оплаты труда работников оказывает влияние ряд сборов, уплачиваемых работодателем, объектом налогообложения по которым служит фонд оплаты труда работников. Рассмотрим основные из вышеупомянутых сборов.

  1. Социальный налог на заработную плату. Объект налогообложения - годовой фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставки налога носят прогрессивный характер: от 4,5 до 13,5%.
  2. Налог на развитие профессионального образования. Объект налогообложения - годовой ФОТ сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставки налога - 0,5%, с надбавкой - 0,1%.
  3. Сбор на профессиональную подготовку. Если на предприятии более 10 сотрудников, то собственник обязан финансировать долгосрочную профессиональную подготовку работников. На эти цели взимается специальный налог в размере 1,2% годового ФОТ сотрудника. Если предприятие использует временную рабочую силу, то размер ставки возрастает до 2% годового ФОТ сотрудника. Кроме того, существует дополнительный сбор в размере 0,3% годового ФОТ сотрудника на профессиональную подготовку молодежи.
  4. Сбор на строительство жилья. Объект налогообложения - годовой ФО сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставка налога - 0,65%. Кроме того, если на предприятии более 10 сотрудников, оно обязано участвовать в финансировании жилищного строительства в виде ссуд для работников или прямых инвестиций в строительство жилья.

Третий крупный источник государственных доходов Франции - налоги на собственность и имущество (здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, фондовые активы). Налог на собственность Франции носит прогрессивный характер, однако существует ограничение, согласно которому сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.

Хотелось бы отметить, что во французской налоговой системе принят налог на здания, принадлежащие иностранным компаниям, который носит дискриминационный, с нашей точки зрения, характер. Этим налогом (ставка 3%) облагается недвижимость всех иностранных компаний, головной офис которых находится за пределами Франции, в то время как максимальная ставка налога на собственность для французских компаний составляет 1,5%.

Кроме того, существуют следующие налоги на собственность:

  • при сдаче в аренду недвижимости, годовая арендная плата за которую превышает установленный предел, с арендодателя взимается налог на аренду по стандартной ставке 2,5%;
  • налог на транспортные средства взимается с автомобилей, принадлежащих или используемых корпорациями (за исключением автомобилей старше 10 лет или являющихся объектом деятельности компании). Ставки установлены в зависимости от мощности двигателя;
  • налог на отдельные виды автотранспортных средств, взимающийся с автомобилей, общий вес которых превышает 16 т. Ставки зависят от типа и веса автомобиля и могут быть ежеквартальные и ежедневные - в размере 1/25 ежеквартальной ставки. При осуществлении международных перевозок с автомобилей, зарегистрированных за границей, этот налог взимается на таможне (за исключением случаев, когда освобождение от него предусмотрено международными договорами);
  • регистрационный налог взимается при оформлении документов по сделкам. Ставки налога дифференцированы в зависимости от вида сделки. Например, при передаче права собственности на имущество они составляют от 13,4 до 15,4%; при создании компании - 1%; при передаче доли участия - от 1 до 4,8%. Для некоторых случаев применяется фиксированный регистрационный налог.

Достаточно развита во Франции и система местного налогообложения. Общая величина местных бюджетов достигает 60% бюджета страны.

Местные органы власти могут дополнительно вводить на своей территории, следующие местные налоги и сборы:

  • налог на уборку территорий;
  • земельный налог на застроенные участки;
  • земельный налог на незастроенные участки;
  • налог на жилье;
  • профессиональный налог;
  • пошлину на содержание сельскохозяйственной палаты;
  • пошлину на содержание торгово-промышленной палаты;
  • пошлину на содержание палаты ремесел;
  • местные сборы на освоение рудников;
  • сборы на установку электроосвещения;
  • пошлины на используемое оборудование;
  • налог на продажу зданий;
  • пошлины на автотранспортные средства;
  • налог на превышение допустимого лимита плотности застройки;
  • налог на превышение предела удельной занятости площади;
  • налог на озеленение.

При формировании бюджета местные органы власти самостоятельно определяют ставки относящихся к их компетенции налогов, однако их величина не может превышать законодательно установленного центральными властями максимального уровня. На практике основными источниками доходов местных бюджетов являются земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, налог на жилье и профессиональный налог. Рассмотрим эти налоги несколько подробнее.

Земельным налогом на застроенные участки облагается стоимость недвижимости и участков, предназначенных для коммерческого или промышленного использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. Существуют следующие льготы по налогу:

  • стоимость государственной собственности;
  • здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования;
  • жилье, принадлежащее физическим лицам в возрасте старше 75 лет, а также лицам, получающим пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налогооблагаемой базой по налогу на незастроенные участки является 80% кадастровой арендной стоимости незастроенного участка (полей, лесов, болот, участка под застройку). От уплаты данного налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Кроме того, временно могут быть освобождены от него территории с искусственными лесонасаждениями и участки, предназначенные для развития сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье платится собственником жилья или его арендатором. Малообеспеченные лица могут быть полностью или частично освобождены от данного налога по месту основного проживания.

Профессиональный налог вносится лицами, которые постоянно занимаются деятельностью, не вознаграждаемой заработной платой. Расчет данного налога осуществляется исходя из суммы следующих показателей:

  • арендной стоимости недвижимости, используемой налогоплательщиком для осуществления профессиональной деятельности;
  • процента заработной платы (обычно 18%), уплачиваемого налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%). Сумма умножается на налоговую ставку, устанавливаемую местными органами власти. При этом законодательство предусматривает верхнее ограничение размера данного налога - его рассчитанная сумма не должна превышать 3,5% произведенной добавленной стоимости.


Просмотров